Работы художника А Шеффера

Художник — Ари Шеффер

А. Шеффера
Страна: Франция
Родился: 10 февраля 1795 г.
Умер: 15 июня 1858 г.

Ари Шеффер (Ary Scheffer) — французский исторический и жанровый живописец. Брат Анри Шеффера.

Ари Шеффер происходил из семьи художников: отец его, Иоганн Баптист Шеффер, переселившийся из Мангейма в Голландию, был живописцем, учеником Тишбейна; мать, Корнелия Шеффер, урожденная Ламме, также с успехом занималась живописью. Благодаря урокам рисования, в особенности отцовским, рано проявившиеся художественные способности юного Ари получили достаточное развитие; в пятнадцати лет он написал портрет, который был принят на амстердамскую художественную выставку.

Лишившись отца, Шеффер переселился в 1811 г., вместе с матерью, в Париж, поступил в ученики к Пьеру Герену и под его руководством развился столь быстро, что уже в следующие за тем годы мог участвовать в луврских салонах. В первую пору своей деятельности молодой художник работал в академическом стиле Герена и большинства других французских живописцев того времени, ещё не расставшихся с принципами Л. Давида, но тем не менее, изображая священные, исторические сюжеты, видимо, стремился к патетизму, мечтательности и сентиментальности.

В эту пору (1816—1827 гг.) написаны им картины: «Смерть Людовика Святого» (1817), «Сократ защищает Алкивиада в битве при Потидее» (1818), «Патриотическая самоотверженность шести граждан Кале» (1819), «Св. Людовик, зараженный чумой, посещает больных ей воинов» (1822; находится в парижской церкви св. Франциска), «Вдова солдата», «Семейство матроса», «Сгоревшая ферма», «Выздоравливающая мать», «Сироты на кладбище», «Маленький жнец», «Старый сержант и сестра милосердия», «Возвращение молодого инвалида домой» и многие др. Все эти картины, более или менее умеренной величины, были не раз гравированы и литографированы и доставили художнику огромную популярность.

Кроме них, из-под его кисти вышли в это время большие, энергично задуманные, проникнутые драматизмом картины: «Гастон де Фуа, найденный мертвым среди павших в битве при Равенне» (в Версальском историческом музее), «Св. Фома Аквинский во время бури на море проповедует о вере в милосердие Божье» (в парижской церкви этого святого), «Последние защитники Миссолунги поджигают мину, от которой они взлетят на воздух», «Сулиотки, готовые броситься вниз со скалы, чтобы не попасть в рабство», «Молодые гречанки, умоляющие Мадонну спасти их от турок».

В 1829 г. Шеффер совершил поездку в Нидерланды, где изучал старинных живописцев этой страны, особенно Рембрандта, влияние которого отражалось во всем последующем его творчестве. Со времени этой поездки начинается второй период его творчества. И перед тем склонный к романтизму, водворившемуся во французской живописи, он теперь решительно примыкает к его представителям, берет частью из Евангелия, частью из произведений поэтов (Гёте, Шиллера, Байрона, Бюргера, Данте) такие сюжеты, которые представляют для живописца возможность создавать образы и сцены, трогающие душу зрителя глубиной вложенных в них мысли и чувства, причем в отношении техники то подражает Рембрандту, то держится манеры старых итальянцев и родственных им новейших немецких живописцев.

К числу картин Шеффера, исполненных в этом роде, принадлежат: «Христос-Утешитель»; «Христос Раздаватель наград»; «Христос среди детей»; «Ленора», из баллады Бюргера (у г-на Ротшильда в Париже); «Гяур», по Байрону; сцены из Фауста Гёте: «Фауст в своем рабочем кабинете», «Первая встреча Фауста с Гретхен», «Гретхен за самопрялкой», «Гретхен, любующаяся подарками Фауста», «Гретхен в церкви», «Видение Фауста» и др.; «Медора», из «Корсара» Байрона; «Граф Эбергард Плаксивый», по Шиллеру; «Миньона, тоскующая о родине» и «Миньона, несущаяся помыслом к небу» по Гёте; «Встреча Данте и Вергилия с тенями Франчески и Паоло в аду», из «Божественной комедии», «Данте и Беатриче» оттуда же, «Блаженный Августин и его мать, Моника», также оттуда, и т. д.

В третьем, последнем периоде деятельности Шеффера (с 1846 г.) его занимали преимущественно религиозные сюжеты, но, воспроизводя их, он заботился не столько о соблюдении согласия своих композиций с историей или преданием, сколько о том, чтобы эти композиции порождали в зрителе те или другие нравственные идеи. Это направление Шеффера выразилось в картинах: «Иаков и Рахиль», «Руфь и Ноемия», «Ангел ведет пастырей к яслям Младенца-Спасителя», «Три волхва», «Христос в пустыне, искушаемый дьяволом», «Христос в Гефсиманском саду», «Плач Христа об Иерусалиме», «Mater dolorosa», «Мироносицы, идущие от гроба Господня», «Возвращение блудного сына в родительский дом» и некоторые др.

К позднейшим произведениям Шеффера принадлежат также три аллегорические картины: «Добродетель и порок, или Любовь небесная и земная», «Междоусобие» (иначе «Второе декабря») и «Стоны земли, превращающиеся в надежды и счастье». Для Версальского исторического музея Шеффер, кроме вышеозначенной «Находки трупа Гастона де Фуа», написал в разное время «Тольбиакскую битву, выигранную Кловисом в 496 г.», «Объявление Карлом Великим его первых капитулярий в собрании франков», «Изъявление Витикиндом и саксами покорности Карлу Великому», «Въезд Филиппа-Августа в Париж», «Людовик Святой, передающий управление государством королеве», «Въезд Людовика XII в Геную», «Встреча Людовиком-Филиппом 1-го гусарского полка у заставы Трона, 4-го августа 1830 г.». В том же музее находится несколько портретов работы Шеффера, который был вообще превосходным портретистом.

Сентиментальный, мечтательный, иногда болезненно-плаксивый характер исторических и жанровых произведений этого художника сколь нельзя более соответствовал духу его времени; этим обстоятельством, вместе с бесспорным мастерством его техники объясняется слава, какой он пользовался при жизни и довольно долго после своей смерти; но прошли года, стремления и эстетические воззрения общества изменились, и некогда знаменитый художник сведен теперь со своего прежнего, не в меру высокого пьедестала

© Википедия



Обложки изданий (7)

2004

Фауст
2004 г.
2011

Смерть Ивана Ильича
2011 г.
2012

Отелло. Макбет
2012 г.
2014

Отелло. Макбет
2014 г.
2019

Фауст
2019 г.
2021

Фауст
2021 г.
2023

Фауст. Страдания юного Вертера
2023 г.



⇑ Наверх