Работы художника М Сендака

Художник — Морис Сендак

М. Сендака
Страна: США
Родился: 10 июня 1928 г.
Умер: 8 мая 2012 г.

Морис Сендак (Maurice Sendak) — американский детский писатель и художник-иллюстратор, мировую известность которому принесла книжка с картинками «Там, где живут чудовища».

Морис Сендак — одна из центральных фигур современной детской литературы. И, добавим, одна из наиболее загадочных и противоречивых. Его творчество хорошо известно в Англии, Франции, Германии, Скандинавии, Японии. Он лауреат многочисленных престижных литературных премий — Медали Кальдекотта (1964), Международной Медали Х.К.Андерсена (1970), Премии Лауры Ингаллс Уайлдер (1983) и многих других. Но, хотя признание Мориса Сендака ныне можно считать уже безоговорочным, споры о творчестве мастера не утихают до сих пор.

Морис Сендак родился в Бруклине, Нью-Йорк, в семье польских евреев. Семья была небогатой, район бедный и дети проводили большую часть времени на улице. Эти уличные впечатления впоследствии не раз возвращались в книги Сендака. Впрочем, мальчик он был болезненный, и скорее мог наблюдать жизнь, чем участвовать в ней. 30-е годы — не только время великой депрессии, но и период расцвета американской поп-культуры, царствование Диснея, Кинг-Конга, комиксов. Сендак признает, что в детстве две фигуры были властителями его дум — «Микки Маус и суровый бородатый дедушка», которого Морис знал лишь по фотографии, но который олицетворял для него всю еврейскую культуру и историю. «Мне он казался очень похож на Бога».

Mорис Сендак не получил специального художественного образования, однако он внимательно изучал творчество творчество других художников, историю книжной иллюстрации.

После окончания школы Сендак работал оформителем витрин в магазине игрушек на Пятой авеню и каждую свободную минуту проводил в отлеле книжек-картинок. Необычного завсегдатая заметил один из продавцов и, узнав о его увлечении, познакомил юношу с редактором издательства «Харпер энд Бразерс» Урсулой Нордстрем. Рисунки молодого художника заинтересовали ее, и Сендак получил первый заказ — иллюстрировать книгу Марселя Айме «Замечательная ферма»(1951). Так началось долгое и плодотворное сотрудничество художника и издательства.

Сначала Морис Сендак делал иллюстрации к книгам разных авторов, которые Урсула Нордстерм специально подбирала для него. Спустя год пришел первый успех, его принесла художнику работа над книгой Рут Краус «Ямка — чтобы рыть»(1952) . Эта очень необычная книжечка состоит из детских определений различных предметов: «Собаки — чтобы целовать людей. Руки — чтобы обнимать. Пуговицы — для тепла. Губы — для того, чтобы крошки не падали на пол. Книга — чтобы на нее смотреть» и др. В этой работе проявилась способность художника сцементировать, соединить в единое целое текст и изображение. В данном случае это было особенно важно: без иллюстраций текст распадается на набор забавных фраз и только. Сендаку удалось непросто связать текст и изображение, но и значительно расширить и дополнить содержание. Иллюстрация превращается в вариацию на тему каждой фразы, а книжка становится сборником коротких зарисовок.

C 1951—1962 Морис Сендак выполнил иллюстрации к более 40 книгам. В то время как американские художники-иллюстраторы все больше увлекались игрой цвета, абстракцией и различными формами нереалистического искусства, Сендак , наоборот, все чаще обращается к традициям 18—19 веков, его привлекает четкость линий, тонкая штриховка и приглушенные тона. Он изучает творчество Дюрера, Хогарта, Блейка, Буша, творчески преобразует в своих работах находки старых мастеров. Особое восхищение художника вызывают работы английских иллюстраторов ХIХ века, в первую очередь творчество Рэндольфа Кальдекотта и Джорджа Крукшенка.

Увлечение книжной графикой 19 века, привело к созданию иллюстраций к серии книг Эльзы Минарик о маленьком Медвежонке. Художник не просто имитирует технику старинной гравюры, но переносит действие сказки в Викторианскую Англию, поместив героев (семью медведей!) в атмосферу викторианского быта, нарядив их в костюмы той эпохи и, что особенно трудно, заставил медведей вести себя как добропорядочные викторианцы: их жесты, мимика, выражение лиц (или морд?) — все из 19 века. Морис Сендак так объяснял выбор эпохи: «Я бы хотел, чтобы мама-медведица стала воплощением теплоты и силы, воплощением материнства. И я одел ее в викторианское платье, поскольку пышные юбки и рукава, как впрочем и ее пышная фигура — все олицетворяет стабильность и уют, которые я и стремился подчеркнуть».

В пятидесятые годы формируется и особая манера художника изображать детей: маленькие герои Сендака обычно коренастые, словно немного приплюснутые, круглолицые, глаза их часто остаются грустными, даже когда они веселятся, иногда они больше похожи на маленьких взрослых, чем на детей. Отвечая на замечания критиков о частом портретном сходстве между персонажами и их создателем, Сендак признавался: «Да, они все — своеобразные карикатуры на меня самого... Они обычные дети, выросшие в Бруклине и постаревшие раньше времени... Некоторые из них глядят исподлобья, словно несут на плечах бремя жизни.»

В 1956 году появилась первая книга, где Морис Сендак выступает не только как художник, но и как писатель — «Окно в комнате Винни» . Маленький мальчик Винни пытается найти ответы на вопросы, которые ему задал во сне четырехлапый петух: Можешь ли ты увидеть лошадь на крыше? Можно ли исправить нарушенное обещание? Что значит «чудом спастись»? и другие. Если мальчик найдет ответы , он сможет вечно жить в саду, где солнце и луна светят одновременно, где не надо ложиться спать, где можно жить вечно. В поисках ответов на эти вопросы, мальчик исподволь решает и другие тревожащие его проблемы. Это книжка-фантазия, где смешались сон, игра и реальность. Все иллюстрации в книге выдержаны в приглушенных коричневых тонах. По традиции детям пристало видеть голубые и розовые сны, и жить в ярком мире, у Сендака — наоборот.Но иллюстрации не кажутся мрачными — они легкие и воздушные, лишь немного грустные.

В 1957 году Морис Сендак создает еще одну собственную книжку «Очень-очень далеко» о мальчике, который ревнует маму к младшему братишке, а в 1958 году появляется «Записка на двери Рози» , где Сендак впервые напрямую обращается к своим бруклинским впечатлениям. Книга родилась из наблюдений художника за игрой детей во дворе его дома, в ней нашли отражение и детские воспоминания автора: фантазии и игры, позволявшие мальчику скоротать время во время частых болезней. Героиня книжки, фантазерка Рози, обладает даром преображать и расцвечивать скучную и монотонную жизнь уличной детворы. Автор восхищается жизнерадостностью девочки, ее способностью увлекать своими фантазиями других детей. Рози — прирожденная артистка, и, по сути, эта книга о волшебном даре художника силой собственного воображения изменять мир. Как и всякий артист, Рози — фигура трагическая: успех сменяется пренебрежением, девочке приходится испытать одиночество и непонимание, но сила и притягательность героини — в ее решительном отказе признать поражение, смириться.

Первые книжки Мориса Сендака отличает новизна отношения к ребенку, они лишены слащавости и умиления, они легки, но небеспечны, наоборот, в них ощущается внутренний трагизм: маленькие герои один на один встречаются с неустроенностью взрослого мира, они лишены поддержки старших, единственная опора ребенка — фантазия. Критики отмечали чрезмерную мрачность видения автора. Но Сендак возражал: «Слишком многие родители и слишком многие детские писатели не считаются с тем фактом, что дети часто страдают. Мои дети очень веселые, но под час и беззащитные тоже. Беззащитность — вот отличительная черта детства. И я часто пытаюсь нарисовать, что дети чувствуют, или, скорее, как я себе представляю их чувства, т.е. то как я ощущал себя, когда был ребенком.» Пожалуй, это основная отличительная черта мировоззрения Мориса Сендака: он воспринимает детство как тяжелый и опасный период жизни, конечно, и замечательный и веселый тоже, но... Художник полностью отвергает представление о детстве как о безоблачной золотой поре, его взгляд ближе фольклорному: сказочных героев на каждом шагу подстерегают различные испытания, «огонь, вода и медные трубы».

В шестидесятые годы Морис Сендак продолжает исследовать различные возможности жанра книжки-картинки. В 1962 году он создает серию из четырех миниатюрных книжек под названием «Крошечная библиотечка» , в нее вошли: комическая азбука «Аллигаторы повсюду», считалка «Раз — это Джонни», забавный календарь «Бульон с рисом» и сказка «Пьер». Сендак выбирает традиционные жанры детской литературы, которые под кистью художника, словно по мановению волшебной палочки, преображаются, приобретая новые оригинальные черты. В этой работе в первые в полную силу проявился комический дар художника.

1963 год — решающий в судьбе Мориса Сендака. Художник создает книгу , которая приносит ему мировую славу — «Там, где чудища живут» . Новая книга — результат долгой подготовительной работы (первый замысел книги восходит еще к 1955 году), Многолетнее изучение возможностей книжной иллюстрации подвело Сендака к созданию нового жанра — книжки-картинки, где текст и изображение неразрывно слиты, несут равную смысловую нагрузку, взаимно дополняют друг друга.

Морис Сендак не просто художник, сочиняющий текст к своим картинкам, он с равной серьезностью относится к слову и изображению.

Стремясь усилить эмоциональную напряженность, удержать внимание детей, Сендак постепенно увеличивает фигуры чудищ и мальчика, пытается наглядно показать, как обычная шалость перерастает в дикое буйство (не случайно на Максе костюм волка), а затем постепенно стихает к последней странице, напряженный динамизм предыдущих сцен сменяется покоем и умиротворением. Композиция каждой сцены построена так, что читатель как бы находится внутри изображения, и тем самым становится участником всех приключений. Богаче и ярче стала палитра художника, но четкость линий и тонкая штриховка сохранены и в этой работе.

В 1964 году за книгу «Там, где чудища живут» Морис Сендак был удостоен Медали Кальдекотта — высшей награды, присуждаемой ежегодно лучшему американскому иллюстратору детских книг.

Последние годы Сендак все реже обращается к книжной иллюстрации. Он преподает, работает в кино и на телевидении, создает костюмы и декорации для театральных постановок. И все же книга остается главным призванием Мориса Сендака, его любимым делом. Вновь и вновь он возвращается к книжной иллюстрации, каждый раз создавая произведение новое, необычное и по-своему доброе. В речи при вручении ему Медали Ханса Кристиана Андерсена (1970) Морис Сендак сказал: «Мое главное желание — соединить в словах и изображении, правдиво и фантастично мою судьбу, Старый Свет, Новый Свет, детство, мою одержимость жизнью, ее духом и художественные образы, созданные моими любимыми художниками. Все это вместе, тщательно перемешанное превращается в книжки-картинки, в которых заключена и непосредственная красота музыки и глубокая неразгаданная тайна. Именно тайна привлекает меня больше всего.»

© Ольга Мяэотс (сокр.)

Награды и премии:

Премия имени Ганса Х. Андерсена / Hans Christian Andersen Award, 1970 // Художник-иллюстратор детской книги. (Франция)


Обложки изданий (1)

2014

Там, где живут чудовища
2014 г.

Внутренние иллюстрации изданий (2)

2000

Июльский полдень золотой...
2000 г.
2014

Там, где живут чудовища
2014 г.

Издания не на русском языке (2)

2010

The Best American Nonrequired Reading 2010
2010 г.
2013

Maurice Sendak: A Celebration of the Artist and His Work
2013 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх