Работы художника Е Лансере

Художник — Евгений Евгеньевич Лансере

Е. Лансере
Страна: Россия
Родился: 4 сентября 1875 г.
Умер: 13 сентября 1946 г.

Евгений Евгеньевич Лансере — русский и советский художник.

Получив образование (Рисовальная школа при Обществе поощрения художников, 1892-96 годы; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99 годы), он в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения «Мир искусства» и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.

Его работы в журналах («Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), в книжной графике («Венок Врангелю», «Царская охота на Руси», обе 1902 года; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910 год) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы «нового стиля»; однако в исторических стилизациях («Петербург. У старого Никольского рынка», 1901 год; «Петербург начала XVIII века», 1906 год; «Ботик Петра I», 1906 год; «Корабли времен Петра I», 1911 год) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Сатирические рисунки в журналах «Зритель», «Жупел» и «Адская почта» (после закрытия «Жупела» Лансере взял на себя издание «Адской почты»), а также участие в создании «Календаря русской революции» (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из «мирискуснического» круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.

Лучшая предреволюционная работа Лансере — иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 году) — как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на «мирискусническое» понимание книжного ансамбля и изысканную графичность «петербургских» разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским «Казакам» (1917-36).

Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси — работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Главный мотив росписей — праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.

Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи — тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере — серия гуашей «Трофеи русского оружия» (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.

© Энциклопедия русской живописи



Обложки изданий (38)

1928

Красная нива 1928`41
1928 г.
1937

Сочинения. Том 1
1937 г.
Сочинения. Том 4
1937 г.
Сочинения. Том 6
1937 г.
Сочинения. Том 13
1937 г.
1938

Сочинения. Том 8. Книга 1
1938 г.
Сочинения. Том 9. Книга 1
1938 г.
Сочинения. Том 10
1938 г.
1940

Сочинения. Том 8. Книга 2
1940 г.
Сочинения. Том 9. Книга 2
1940 г.
1941

Сочинения. Том 14
1941 г.
1947

Сочинения. Том 2. Книга 1
1947 г.
1948

Сочинения. Том 3. Книга 1
1948 г.
Сочинения. Том 5
1948 г.
Сочинения. Том 7
1948 г.
Сочинения. Том 15
1948 г.
1949

Сочинения. Том 2. Книга 2
1949 г.
Сочинения. Том 3. Книга 2
1949 г.
Сочинения. Том 11
1949 г.
Сочинения. Том 12
1949 г.
Сочинения. Том 16
1949 г.
1950

Сочинения. Том 10
1950 г.
1959

Пушкин. Сочинения. Справочный том
1959 г.
1972

Казаки
1972 г.
1980

Хаджи-Мурат. Повести
1980 г.
1981

Казаки. Повести и рассказы
1981 г.
1985

Хаджи-Мурат
1985 г.
2004

Кавказский пленник
2004 г.
2006

Гаргантюа и Пантагрюэль. Том 1
2006 г.
Божественная комедия. В 3 томах. Том 1: Ад
2006 г.
Гаргантюа и Пантагрюэль. Том 2
2006 г.
Божественная комедия в 3-х томах. Том 2. Чистилище
2006 г.
Божественная комедия в 3-х томах. Том 3
2006 г.
2007

Преступление и наказание
2007 г.
Преступление и наказание
2007 г.
2013

Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве
2013 г.
Стемпеню. Тевье-молочник
2013 г.
2018

Хаджи-Мурат. Кавказский пленник
2018 г.

Внутренние иллюстрации изданий (11)

1908

Царь Голод
1908 г.
1963

Избранное
1963 г.
1967

Казаки
1967 г.
Что бывало
1967 г.
1972

Казаки
1972 г.
1976

Воскресение. Повести. Рассказы
1976 г.
1986

Повести и рассказы
1986 г.
1988

Петербург в русской поэзии
1988 г
(форзац)
1997

Том 2
1997 г.
1998

Воспоминания. То, чего больше не будет
1998 г.
2022

Знание-сила № 12/2022
2022 г.



⇑ Наверх