Работы художника Б Иогансона

Художник — Борис Владимирович Иогансон

Б. Иогансона
Страна: Россия
Родился: 25 июля 1893 г.
Умер: 25 февраля 1973 г.

Борис Владимирович Иогансо́н — русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи. В творчестве заметно влияние импрессионизма. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда.

Картины Б. В. Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам социалистического реализма.

Учился он в Москве, сначала в художественной студии П. И. Келина (1912), затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913-18).

В начале 1920-х годов он уже нашел свое место в группе художников, поставивших традиции повествовательной передвижнической живописи на службу пропаганде новой, советской жизни. Они себя называли АХРР — Ассоциация художников революционной России.

В эти годы в живописи Иогансона господствует рассказ, много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: «На борьбу с разрухой» (1922), «Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции» (1925).

Рассказывает, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: «Советский суд» (1928). Ищет новый социальный типаж: «Рабфак идет (Вузовцы)» (1928).

Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена картина «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928).

В 1930-х годах, не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Он ищет образы «героев» и «злодеев» нового политического мифа и сталкивает их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» (1937). Ключ последней — в психологическом поединке хозяина (для этой фигуры позировал художник А. М. Герасимов) с «передовым» пролетарием. Художник писал также портреты (среди них — актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947; режиссера В. И. Немировича-Данченко, 1948, и др.).

В 1950 году под его руководством целая группа художников создала громадное, полотно «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» — характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.

В 1940-60-х годах много времени Иогансон уделял преподавательской работе (в ИЖСА, МГХИ), руководил творческой мастерской живописи Академии художеств СССР в Ленинграде, затем в Москве. С 1962 года — президент Академии художеств.

© Энциклопедия русской живописи



Обложки изданий (7)

1924

Красный сыщик
1924 г.
Большевики
1924 г.
Артисты
1924 г.
Как жили куклы и что сделал оловянный солдатик
1924 г.
Борькин рассказ
1924 г.
1958

Военные знания № 4 1958
1958 г.
2015

Непохожие поэты
2015 г.

Внутренние иллюстрации изданий (11)

1924

Красный сыщик
1924 г.
Большевики
1924 г.
Артисты
1924 г.
Как жили куклы и что сделал оловянный солдатик
1924 г.
Борькин рассказ
1924 г.
1934

Дело Жуковского
1934 г.
1963

Юность № 8, август 1963 г.
1963 г.
1975

Юность № 5, май 1975
1975 г.
1977

Советская поэзия. Том 1
1977 г.
1985

Уральский следопыт № 5, май 1985 г.
1985 г.
1988

«Уральский следопыт» № 6, июнь 1988
1988 г.



⇑ Наверх