Работы художника А И ...

Художник — Александр Иванович Морозов

А.И. Морозова
Родился: 29 мая 1835 г.
Умер: 11 декабря 1904 г.

Александр Иванович Морозов — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.

Родился в Санкт-Петербурге, учился в Императорской академии художеств с 1851 года. Получил медали: в 1857 г. — две 2 серебряные; в 1858 г. — 2 и 1 серебряные. В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Отдых на сенокосе». Окончил академический курс в 1863 с званием классного художника и через год за «Выход из церкви, в провинции « (в Третьяковской галерее в Москве) признан академиком. Кроме этой последней картины, наиболее удачными жанровыми произведениями Морозова признаны «Сельская бесплатная школа» (1872; также в Третьяковской галерее) и «После пожара» (1888). На академических выставках в Санкт-Петербурге обращали на себя внимание публики некоторые из многочисленных портретов его работы, выполненных масляными красками (например, портреты молодого графа Апраксина и госпожи Корнилович) и акварелью. Из-под его кисти вышло также немало церковных образов. Одно время он давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств.

Такие крупные живописцы, как А.Н. Бенуа и И.Э. Грабарь, знатоки искусства и художественные критики, называли Морозова «запоздалым венециановцем». Не потому, что «венециановцем», а потому, что «запоздалым», ибо идиллический мир А. Венецианова и его сподвижников, с внутренней теплотой и внешним очарованием их картин, имеет полное право на появление и во второй половине XIX века, и в многоликом веке XX, и в наши дни.

Свое окончание Академии художеств Александр Морозов отметил участием в «Бунте четырнадцати», отказавшись вместе с И. Крамским и другими двенадцатью выпускниками работать над дипломной картиной по заданной сверху теме. Далее учреждение петербургской Артели художников. Однако членом естественного преемника Артели — организации Товарищества передвижных художественных выставок — А.И. Морозов не стал. Впрочем, подготовка молодого художника была настолько хороша, что через год после выхода из Академии он создает едва ли не лучшее свое полотно — представленный здесь «Выход из церкви в Пскове». Жанровая по теме, многофигурная по построению, с чудесной передачей интенсивного солнечного света картина вызвала исключительно доброжелательное отношение и критики, и зрителей. Картину для своей коллекции приобрел П.М. Третьяков, что являлось особым знаком качества живописных полотен.

К сожалению, А.И. Морозов написал совсем немного своих замечательных картин. Необходимость иметь постоянный заработок обязывала его заниматься работой преподавателя рисования в далеко не художественных училищах, давать частные уроки, писать по заказу портреты и иконы, заведомо невысокого художественного уровня. Так и вошел А.И. Морозов в историю русской живописи автором небольшого числа картин, высокий уровень исполнения которых делает их желанными экспонатами многих отечественных музеев.

© АртРу.инфо



Обложки изданий (4)

1958

Изгнание владыки
1958 г.
1984

Униженные и оскорбленные
1984 г.
1985

Петр Первый
1985 г.
1992

Сказки Андерсена
1992 г.

Внутренние иллюстрации изданий (4)

1863

Северное сияние. Русский художественный альбом.  Том 2.
1863 г.
1958

Изгнание владыки
1958 г.
1967

Сочинения в четырех томах. Том 2
1967 г.
1984

Униженные и оскорбленные
1984 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх