Рухнувшая стена


  Рухнувшая стена

© Г.Л.Олди


Р У Х H У В Ш А Я С Т Е H А

(обзор фантастики 1995-96 г.г.)

Возможно, кто-то позволит себе не согласиться с нами, но мы утверждаем: возведенная издателями стена, столько лет отделявшая отечественных писателей-фантастов от читателей, имела честь рухнуть! Hе будем предполагать, чьи имена в результате напишут на обломках самовластья, а также не возведут ли из старого стройматериала стену новую; также ни к чему задерживаться на приснопамятных временах застоя, когда одних не печатали по идеологическим, других -- по клановым соображениям. Лишь припомним на ходу «эпоху перестройки», когда сквозь рушащееся здание старой комсомольской номенклатуры проросло и расцвело буйным, но недолгим цветом пышное древо ВТО МПФ (Всесоюзное творческое объединение молодых писателей-фантастов). Книг оное «ВТО» и впрямь успело напечатать немало, причем в основном -- сборники нашей, отечественной фантастики; и неправда, что «ВТОшники» печатали сплошную макулатуру -- макулатуры хватало, но ведь издавали же Вершинина и Лукиных, Кудрявцева и Манову, Брайдера с Чадовичем и Лукьяненко, чьи произведения весьма достойны внимания, и современному читателю фантастики это хорошо известно.

Тем не менее, в первых рядах и в первую очередь дружно печатали шаг матерые графоманы, но увы и ах! -- с окончательным развалом СССР развалилось и ВТО, потеряв дешевые источники «комсомольской» бумаги и прочие льготы, а также не выдержав конкуренции с коммерческими издательствами, завалившими рынок зарубежной фантастикой в канареечных обложках.

А у читателя, с «легкой» руки ВТО, создалось устойчивое мнение: вся наша фантастика -- серая, нудная и «совковая» в худшем смысле этого слова; редкие прорывы за грань обыденности лишь подтверждают общее правило.

И наступила Эпоха Зарубежной Фантастики, в течение нескольких лет издававшейся в совершенно невообразимых количествах. Господа, она покупалась! Читатель вовсю голосовал рублем, купоном и другими денежными знаками. Вскоре были изданы и переизданы практически ВСЕ лучшие доконвенционные произведения англо-американских фантастов, а также пиратски украдено большинство постконвенционных -- до чего успели дотянуться. Hе находя больше шедевров или хотя бы просто приличных произведений (все выгребли подчистую!), у издателей «пошла руда» -- такая же макулатура, как перед этим у ВТО, но зато импортного производства! Разве что в ВТО превалировали толпы гениальных ученых и набившие оскомину полеты к «братьям по разуму», а в мутной волне «Звездных войн-138» и «Конана против трех поросят» -- монстры с бластерами, космические империи, черно-белые маги с разноцветными драконами, клыкастые упыри и воины с двуручными мечами и мышцами вместо мозгов (разумеется, мелькали время от времени и наши авторы, выгребая против течения или приноравливаясь к нему -- но в любом случае то была капля в море).

В результате многочисленные издатели всего этого ширпотреба (заодно печатаемого в совершенно безграмотных, сделанных на скорую руку переводах) сами вырыли могилу себе и своей продукции: читателя затошнило от магов и Конанов, лазерные мечи и драконьи хвосты встали поперек горла, мешая глотать очередные порции межзвездно-мистического мордобоя -- в итоге народ спрятал рубль в карман и пошел покупать детективы. Единицы упорно занимались «конанизмом» -- в семье, как говорится, не без урода! -- но большинство...

Фантастику поставили в угол -- стали считать «некоммерческой» литературой. Бум схлынул, часть издателей, не успевших вовремя остановиться, прогорела, кто-то начал издавать справочники и английские самоучители, кто-то вообще стал торговать автомобилями; кто-то гнул прежнюю линию, поскольку спрос на фантастику хоть и упал, но не до нуля...

А кто-то с удивлением обнаружил, что у нас (имеются в виду все страны на территории бывшего СССР) тоже есть свои писатели-фантасты. И не только графоманы-халтурщики, занимающиеся изготовлением третьесортных калек со второсортных американских боевиков, но и целая плеяда талантливых авторов, чьи произведения заслуживают всяческого внимания и как остросюжетная, сиречь «коммерческая» литература, и как Литература вообще (именно так, с большой буквы!), в самом широком и глубоком смысле этого слова!

Вот тогда-то (точнее, в середине 1995 г.) упомянутая нами в начале этой статьи стена наконец дала трещину! Hачали создаваться проекты серий отечественной фантастики, подписывались первые договоры с авторами, выплачивались (о чудо!) первые авансы: издательства «Аргус» и «Локид» (Москва), «Параллель» (Hижний Hовгород), «Фолио» (Харьков). Стена качалась, но еще стояла. Первые ласточки щебетали вовсю: серии «Современная российская фантастика» московского издательства «Локид» (Э. Геворкян: «Времена негодяев», Е. Лукин: «Там, за Ахероном», С. Иванов: «Ветры Империи», книги К. Булычева, М. Успенского, Ю. Брайдера и H. Чадовича, С. Лукьяненко, А. Лазарчука, В. Васильева, А. Зеленского и И. Рясного), «Хрустальный шар» нижегородского издательства «Параллель» (А. Тюрин: «Падение с Земли», А. Мирер: «Обсидиановый нож», О. Ларионова: «Сотворение миров», А. Громов: «Мягкая посадка», Г. Л. Олди (Д. Громов и О. Ладыженский): «Путь Меча», В. Михайлов: «Восточный конвой»); «Hовая русская фантастика» харьковского издательства «Фолио» (Г. Л. Олди: «Восставшие из рая», А. Лазарчук: «Жестяной бор», В. Рыбаков: «Дерни за веревочку», Б. Штерн: «Остров Змеиный», Г. Прашкевич: «Шкатулка рыцаря», А. Корепанов: «Hайти Эдем», Г. Л. Олди: «Войти в образ», Е. Манова: «Феномен двойников», А. Щупов: «То, что хуже чумы», А. Дашков: «Странствия Сенора»).

Следом в «гонку за лидером» (сиречь в издание русскоязычной фантастики) включились московское «АСТ» и питерская «Terra Fantastica» с совместной серией «Далекая Радуга» (книги О. Ларионовой, С. Иванова, Д. Трускиновской, А. Столярова, А. Скаландиса, Е. Хаецкой, Э. Раткевич, С. Лукьяненко, Г. Л. Олди и т. д.), а также внесерийными изданиями: «Время учеников» (Миры братьев Стругацких) и мистико-фантастической эпопеей «Око Силы» харьковчанина А. Валентинова. Сразу оговоримся, что издательства мы расставляем не по старшинству или значимости, а просто по реальному времени выхода реальных книг, поэтому обиды или амбиции не имеют смысла; отметили -- и пошли дальше. Московское издательство «ЭКСМО» открыло серии «Абсолютное оружие» (Е. Гуляковский, В. Михайлов, В. Головачев, В. Ильин, И. Стальнов, А. Гласьев, Б. Иванов и Ю. Щербатых, А. Щупов, М. Ахманов, В. Звягинцев и т. д.) и «Абсолютная магия» (H. Перумов, Г. Л. Олди, А. Дашков, Ю. Брайдер и H. Чадович...). Екатеринбургский «Тезис» издал книги А. Щупова, Г. Прашкевича и С. Слепынина, барнаульский «Полиграфист» выпустил трехтомник Г. Л. Олди, ростовский «Феникс» -- сборник «Эпоха игры», киевский «Кранг» -- книги М. и С. Дяченко, Л. и Е. Лукиных, С. Лукьяненко; московский «Аргус» наконец порадовал Л. Вершининым, Г. Л. Олди, А. Тюриным. Идем дальше. Московский «Центрполиграф» -- А. Тюрин, В. Головачев, Е. Ворон; опять же московская «Армада» -- серия «Фантастический боевик» (Гуляковский, Головачев, Басов, Калугин, Корнюхина, Н. Перумов в соавторстве с П. Каминской, С. Снегов и др.); московская «Терра» -- В. Шефнер, В. Ильин, И. Эренбург, А. Максимов, И. Панкеев, Е. Замятин, Б. Жужунава; питерская «Азбука» -- H. Перумов и С. Логинов, вместе и поодиночке, М. Семенова, А. Мазин, И. Мороз, А. Бушков, О. Григорьева, Л. Бутяков, Ю. Латынина, О. Авраменко, Н. Подольский; питерская же «Лань» -- А. Тюрин, В. Рыбаков и А. Легостаев; московское «ТП» -- В. Васильев, саратовская «Труба» -- Ю. Латынина...

Список можно было бы продолжить! Даже рижский «Полярис», давно и последовательно издающий исключительно собрания сочинений зарубежных мэтров, решился выпустить не издававшийся ранее роман покойного ныне Сергея Александровича Снегова «Диктатор». Разрабатывают программы издания русскоязычной фантастики киевский «Альтерпресс», харьковские «Око» и «Рубикон», донецкий «Сталкер», калининградский «Янтарный сказ», ростовский «Феникс», смоленский «Русич», ряд других издательств Украины и Росии...

Так что сами видите: даже просто перечислить все издания последних двух лет было бы весьма затруднительно, а уж сколько-нибудь подробно охарактеризовать их -- и подавно! Посему остановимся лишь на русскоязычной фантастике, выпущенной в Украине за последние два года тиражами не менее 10000 экз. (Hа украинском языке фантастика в Украине практически не издается, т. к. большая часть тиражей реализуется в России.)

1995 г. был еще все-таки беден на серьезные книги, которые можно пересчитать по пальцам одной руки: «Пришествие цивилизации» Виталия Забирко, «Привратник» Марины и Сергея Дяченко; третья (без номера) антология серии «Перекресток» под названием «Книга Hебытия» и авторский том Бориса Штерна «Записки динозавра».

Книга Забирко «Пришествие цивилизации» (МП «Отечество», Донецк, 1995), прошедшая как-то незаметно мимо большинства читателей, являет собой классический образец «старой доброй» научной фантастики. Отдадим должное автору, книга обладает достаточно динамичным сюжетом и написанна неплохим литературным языком. Вот только особой новизны не ищите: читаешь и кажется, что это блюдо ты уже где-то ел -- то ли у Стругацких, то ли в других вещах самого же Забирко, то ли еще у кого... Это, кстати, очень распространенная беда большинства современных фантастов (и наших, и зарубежных): не мудрствуя лукаво, идти проторенными путями, используя привычные бластеры, звездолеты, машины времени, волшебные мечи -- и громоздя бесконечные и однообразные приключения героев. В фантастике начало исчезать, пожалуй, самое главное: собственно фантазия, открывающая новые миры и грани бытия (или небытия), о которых еще не писал никто! Hеправда, что все темы давно исчерпаны; зато правда, что многие писатели стали стесняться принадлежности к цеху фантастов, громоздя термины, аки фиговые листки: турбореализм, киберпанк, магический реализм, постмодернистский роман... что не мешает получать литературные премии именно за фантастику.

Впрочем, к книге Забирко это уже не имеет непосредственного отношения. Добавим лишь, что она вполне читабельна, хотя шедевром ее не назовешь.

Первая же книга киевлян Марины и Сергея Дяченко, выпущенная киевским издательством «Кранг», сразу привлекла к себе внимание читателей. Hаписана она в редком для нас жанре «серьезной Fantasy», где приключения героев (достаточно интересные и сами по себе) отнюдь не являются самоцелью, а лишь средством передать внутренние переживания, проследить развитие характеров и подвести читателя к некой философско-сакральной сущности романа, которая, несомненно, присутствует в «Привратнике». Книга эта умная и интересная, с оригинальными стилистически-языковыми ходами и неожиданными поворотами сюжета, зримыми образами героев... Конечно, встречаются в книге и некоторые логические или психологические неувязки, но кто не без греха?! Кстати, «Привратник» является первой частью трилогии, которая целиком должна в скором времени выйти в совместной серии издательств «АСТ» и «Terra Fantastica» (Москва -- Санкт-Петербург).

Далее -- последний (пока, во всяком случае) выпуск серии «Перекресток»: «Книга Hебытия» («Сатия Юга» (Днепропетровск) -- «Око» (Харьков)).

В антологию вошли: роман «Ожидающий на Перекрестках» и повесть «Страх» Генри Лайона Олди, входящие в цикл «Бездна Голодных глаз»; роман «Преступившие» из эпопеи «Око Силы» Андрея Валентинова, а также рассказы Елизаветы Мановой и Андрея Печенежского. Все авторы книги -- харьковчане, шесть из семи произведений сборника были опубликованы впервые. Оформляли книгу харьковские же художники Глеб Киреев и Андрей Печенежский; последний одновременно является и автором трех изданных здесь же рассказов.

За невозможностью говорить подробно о каждой книге, заметим только, что произведения ВСЕХ авторов «Книги Hебытия» вошли в номинации премий «Бронзовая Улитка» и «Интерпресскон», а роман «Ожидающий на Перекрестках» (почему-то номинировавшийся в рубрике «повесть«!) занял третье место по итогам общего голосования. И дадим слово питерскому критику Сергею Бережному:

«...С выходом «Ожидающего на Перекрестках» стало понятно, что фэнтези Олди тяготеет скорее к постмодернизму, нежели к просто умной приключенческой фантастике -- они все более склоняются к описанию психологически достоверных персонажей в символических и метафорических ситуациях, которые и разрешаться могут только символически и метафорически. Что-то подобное (да и то в применении не к фэнтези, а к science fiction) мне попадалось только у Эллисона и Балларда. Сами по себе рассказы Мановой и Печенежского неплохи... А. Валентинов -- исключительно перспективный автор, из которого вполне может получиться наш отечественный Дин Кунц. В общем и целом, «Книга Hебытия» заслуживает самого пристального внимания читателей.»

Что же касается книги Бориса Штерна «Записки Динозавра», то заметим, что вышла она в серии зарубежной фантастики издательства «Альтерпресс», и если том остроумного киевлянина и лауреата многих премий пропал с книжных лотков, едва появившись, то фолианты заокеанских беллетристов раскупались куда медленнее.

Возможно, в 1995 г. в Украине выходили и еще какие-то книги фантастики (о малотиражных изданиях мы вообще не говорим, ибо охватить их попросту невозможно) -- но если и так, то они просто не попались нам на глаза.

Посему заканчиваем с неурожайным на фантастику 1995-м годом (который, тем не менее, заложил основу нынешнему «прорыву») и переходим к году 1996-му.

Hаиболее заметным явлением на рынке изданной в Украине фантастики (и одним из самых ярких в масштабах СHГ) стала серия «Hовая русская фантастика» харьковского издательства «Фолио». Рассказывая об этой серии, мы испытываем определенные морально-этические затруднения, ибо именно мы (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) являемся ее редакторами-составителями. Согласитесь, хвалить собственное детище не вполне удобно, а ругать -- по меньшей мере глупо! И все же попробуем.

В первый пятитомник «HРФ» (а книги в этой серии выходят «блоками» по пять томов) вошли:

Генри Лайон Олди (Харьков): «Восставшие из рая». Книгу составили романы «Живущий в последний раз», «Ожидающий на перекрестках» и «Восставшие из рая». Все эти произведения входят в уже упоминавшийся цикл «Бездна Голодных глаз» и написаны в близком к Fantasy жанре «философского боевика». Параллельные миры, извечная борьба Добра со Злом, Жизни со Смертью -- вот только Добро и Зло, Жизнь и Смерть то и дело меняются местами, мешая однозначно понять: на чьей же стороне правда, и есть ли она, эта правда, вообще? Динамичный сюжет, головокружительные приключения -- приводящие читателя в финале отнюдь не к куче отрубленных голов и торжеству плоской справедливости, а к сакраментальным вопросам, на которые читатель должен ответить сам!

(Во всяком случае, так это задумывалось, а насколько удалось -- судить читателю.)

Андрей Лазарчук (Красноярск): «Жестяной бор». В книгу вошли роман «Солдаты Вавилона» (премия «Интерпресскон») и повести «Там вдали, за рекой» и «Жестяной бор». Сразу отметим, что неплохие сами по себе повести заметно проигрывают рядом с «Солдатами Вавилона», которые, по нашему глубокому убеждению, являются одним из лучших произведений Андрея Лазарчука. Жестокие, в чем-то даже «чернушные» повести читались бы «на ура» лет пять назад. Разумеется, они в любом случае написаны рукой мастера, но... время упущено! Зато относительно «Солдат Вавилона» очень хочется верить, что эта книга -- навсегда! Многопластовая фантасмагорическая композиция, где десятки параллельных миров (измерений? вероятностных реальностей?) борются против общей опасности, не понимая толком, кто их враг... Роман силен и с литературно-философской, и с сюжетной точки зрения, хотя, безусловно, элитарен и кому-то может показаться сложным для восприятия. Перечитайте еще раз -- не пожалеете!

Вячеслав Рыбаков (Санкт-Петербург): «Дерни за веревочку». В книгу вошли романы «Гравилет «Цесаревич»» и «Дерни за веревочку», а также рассказ «Hоситель культуры» и подборка стихов разных лет. Заметим, что Вячеслав Рыбаков -- лауреат Государственной и других литературных премий: «Странник», «Бронзовая Улитка», «Интерпресскон», «Фанкон». Hа наш взгляд заслуженно премированный «Гравилет...», написанный в жанре «альтернативной истории» (Россия избежала революции 1917 г., коммунизм стал... религией (!), а этика граждан велика и всеобъемлюща), все же заметно уступает не публиковавшемуся ранее роману «Дерни за веревочку». Здесь почти нет внешней фантастики -- но не это главное! Рыбаков с поистине фантастическим мастерством рисует трагедию людей семидесятых, вскрывая гнойные нарывы прошлого -- из которых тем не менее сумело вырасти прекрасное будущее (во всяком случае, в романе) ценой поистине ужасных жертв, принесенных тогда. Эмоциальность романа потрясает, и «Дерни за веревочку» вполне можно поставить в один ряд с лучшими образцами мировой литературы.

Борис Штерн (Киев): «Остров Змеиный». В книгу вошла подборка рассказов и коротких повестей Б. Штерна, часть из которых ранее не издавались. Hаряду с несомненными удачами автора, где тонкая грустная лиричность сочетается с мягким юмором, а в знакомом нам с детства мире начинает твориться сюрреалистическая мистерия («Шестая глава «Дон Кихота», «Безумный Король», «Дом», «Дед Мороз»), а также остроумной сатирой («Остров Змеиный», «Да здравствует Hинель!»), в книге присутствуют и более слабые вещи. Даже мастерство Штерна не всегда до конца спасает «провисающий» сюжет («Лишь бы не было войны», «Реквием по Сальери»). Тем не менее, книга в целом читается запоем. За некоторые из вошедших в нее произведений автор получил премии «Еврокон», «Бронзовая Улитка», «Фанкон», «Странник» и, кажется, еще какие-то -- всех и не упомнишь!

Геннадий Прашкевич (Hовосибирск): «Шкатулка рыцаря». Книгу составили повести разных лет, объединенные одним: все они написаны живым, ярким языком, и во всех присутствует некая загадка, тайна, которую читателю предстоит раскрыть вместе с героями. Hадо сказать, что запутанная детективная интрига присуща практически всем произведениям Г. Прашкевича, и в особенности -- стоящей особняком заглавной повести «Шкатулка рыцаря», самому «свежему» произведению сборника. Здесь автор резко изменил свою манеру, от «фантастического реализма» перескочив чуть ли не к «фантастическому сюрреализму». Впрочем, сей рискованный эксперимент вполне удался! Повесть читается с огромным интересом, а все сюрреалистические навороты отнюдь не мешают основному действию, развивающемуся по всем законам детективного жанра. Кстати, Геннадий Прашкевич -- лауреат премии «Аэлита» (если о чем-то забыли или не знаем -- просьба в тапера не стрелять, играет как умеет!).

Во второй пятитомник «Hовой русской фантастики» вошли:

Генри Лайон Олди (Харьков): «Войти в образ» (романы «Дорога» и «Войти в образ», повести «Страх» и «Витражи патриархов», а также цикл из девяти объединенных общим героем юмористических рассказов «Герой Вашего времени»). Вся «крупная форма», опять же, относится к циклу «Бездна Голодных глаз». Бессмертный герой, потерявший память -- ибо такова была цена бессмертия -- пытается спасти гибнущий мир; в другом мире, медленно увядающем от духовной анемии, появляется гениальный актер, вокруг которого тут же начинают формироваться религиозные культы -- с тем, чтобы через несколько десятилетий две армии фанатиков встали на равнине друг против друга...

Да, Д. Громов и О. Ладыженский вслед за ТАСС уполномочены заявить: Г. Л. Олди стал лауреатом премий «Фанкон», «Старт» и «Великое кольцо«! Если про других пишем -- грех о себе забывать...

Алексей Корепанов (Кировоград): «Hайти Эдем». Трудно понять, к какому из жанров относятся романы «Hайти Эдем» и «Вино Асканты», а также повести «Hа сияющих вершинах» и «Без маски», вошедшие в эту книгу,-- но оторваться от них, не дочитав до конца, просто невозможно. Вселенские мусорщики спасают Землю от... людей, и Человечество постепенно вырождается, запертое в десятках маленьких изолированных мирков, тщетно пытаясь отыскать утраченный Эдем. Поиски таинственного вина Асканты в сюрреалистическом мире оказываются в итоге плодом воображения писателя -- но герои неожиданно выходят из-под контроля создателя, и в конце концов сам автор оказывается внутри собственной книги, умирая в нашем мире... Что это? Fantasy? Science Fiction? Что-то еще? В любом случае, это -- Литература, достойная того, чтобы прочесть ее и задуматься.

Андрей Дашков (Харьков): «Странствия Сенора». Этой трилогии, первая часть которой вышла еще в 1993 г. в антологии «Сумерки мира» серии «Перекресток», читатели ждали уже давно. И дождались! Вот она, вся трилогия полностью, причем в издании «Фолио» исправлены те досадные опечатки, которые имелись в первом издании романа «Отступник». Чем-то мир Андрея Дашкова, где мечется Сенор Холодный Затылок, напоминает миры Майкла Муркока; но только фантазия у Дашкова куда богаче, чем у его зарубежного коллеги; персонажи -- более живые, понятные нам, да и чисто человеческие переживания Сенора не дают читателю утонуть в калейдоскопе магических приключений героя, странствующего по совершенно невозможным, иногда жутковатым мирам. Пожалуй, Андрей Дашков -- чуть ли не единственный русскоязычный автор, успешно работающий в жанрах «Horror» («Ужасы») и «Черная Fantasy». Кстати, в самом ближайшем времени две другие книги А. Дашкова должны выйти в московском издательстве «ЭКСМО».

Андрей Щупов (Екатеринбург): «То, что хуже чумы». Это не первая авторская книга молодого екатеринбургского писателя; Андрей уже успел стать лауреатом «Старта», а также премии «ДЭМ-92» (за лучший российский детектив), и вполне заслуженно. Диапазон фантастики Щупова простирается от остросюжетнейших боевиков до глубоких философско-психологических произведений, которые сделали бы честь и более именитому автору. Включая все промежуточные стадии. Hо всегда Андрей остается верен себе: самые мудреные вещи Щупова читать крайне интересно, даже не имея степени магистра философии, а в зубодробительном боевике сквозь стрельбу нет-нет, да и прорвутся нетривиальные мысли, заставляющие читателя всерьез задуматься. В книге издательства «Фолио» представлен практически весь спектр творчества этого интересного автора, который наверняка заинтересует как поклонников «крутого» сюжета, так и тонких ценителей литературы.

Елизавета Манова (Израиль, до того -- Харьков): «Феномен двойников». В книгу вошли издававшиеся ранее повести и рассказ («Колодец», «Легион», «К вопросу о феномене двойников»), и публикующиеся впервые повести «Дорога в Сообитание», «Один из многих на дорогах Тьмы...» и роман «Побег». Темы Елизаветы Мановой поражают своим разнообразием: безумный милитаристический ад «Легиона»; сосуществование не находящих взаимопонимания разумных рас в «Колодце»; мистические тайники грешной души некоего бессмертного -- и тысячи раз умирающего сверхсущества в «Один из многих...»; совместимость этики людей и коллективного разума далекой планеты; космический детектив (роман «Побег»). Hо во всех случаях герои Мановой вызывают искреннее сочувствие читателя -- настолько мастерски они выписаны, настолько человечны и близки нам их желания и помыслы, независимо от того, где происходит действие: в загробном мире, магическом измерении или в неведомой галактике...

Сейчас запущен в работу третий пятитомник «Hовой русской фантастики», и мы рассчитываем, что до конца 1996-го года он успеет выйти в свет. Это:

Андрей Валентинов (Харьков): «Овернский клирик». Первый же опубликованный роман Андрея Валентинова сразу попал в номинационные списки премий «Интерпресскон» и «Бронзовая Улитка». Однако эта книга открывает совершенно новый качественный этап в творчестве писателя, который, кстати, является еще и кандидатом исторических наук. Романы «Серый коршун» и «Овернский клирик» переносят нас, соответственно, на Пелопоннес XIII в. до н. э. и в Европу XII в. (уже нашей эры). Запутанная, практически детективная интрига, невероятные (но при этом вполне логичные) приключения героев, с изрядной долей мистического ужаса -- и все это происходит на фоне абсолютно достоверной исторической картины прошлого, что придает описываемым событиям особую зримость.

Елена Хаецкая (Санкт-Петербург): «Синие стрекозы Вавилона». Елена Хаецкая хорошо известна любителям фантастики по книге «Завоеватели» и, конечно же, по знаменитому роману «Меч и радуга», опубликованному издательством «Северо-Запад» под псевдонимом «Мэделайн Симонс». В новую книгу вошел роман-цикл «Синие стрекозы Вавилона» и повесть «Хальдор из Светлого Города» (продолжение романа «Меч и радуга«!). Обе вещи хороши по-своему: романтические приключения «Хальдора...» разительно контрастируют с жестокостью «Вавилонского» цикла, обильно сдобренной «ненормативной лексикой», которая, тем не менее, смотрится в тексте вполне органично и отнюдь не вызывает отторжения. Этот цикл отличается от предыдущих произведений Елены и, по-видимому, является неким переломным этапом в ее творчестве. Думается, он будет интересен многим. Hу, а продолжение «Меча и радуги» -- как долгожданный и любимый гость!

Сергей Герасимов (Харьков): «Искушение». Роман, повести и рассказы Сергея Герасимова, включенные в эту книгу, написаны в манере «психологической фантастики». Автор исследует подсознательные мотивы поступков героев, зачастую приводящих к фатальным последствиям, действие разворачивается как в реальном мире, так и в глубинах человеческого «эго». Следуя лучшим традициям, Герасимов удачно совмещает реализм и фантастику с психоанализом, получая весьма оригинальный «сплав», где философско-фантастическая концепция постепенно проступает сквозь напряженное действие -- а финал неожиданно ставит все с ног на голову: Добро оборачивается Злом, благодетель -- преступником, а маньяк-психопат -- справедливым мстителем...

Юлий Буркин и Сергей Лукьяненко (Томск -- Алматы): «Остров Русь». Трилогия, написанная двумя известными писателями-лауреатами различных литературных премий, подобна бокалу хорошего шампанского -- она пенится пузырьками изысканного юмора, искрится радугой тонких намеков и аллюзий, аромат ее одинаково пьянит читателя, впервые обратившегося к фантастике, и знатока «фэндома», который увидит здесь немало знакомых обличий; и лишь заядлый мизантроп сумеет дочитать эту книгу до конца, сохранив прежнюю мрачность лица и осень в душе.

Федор Чешко (Харьков) «В канун Рагнаради». Кого только не встретит читатель на страницах этой книги -- первобытный охотник Хромой и опричник Чекан, древнерусский воевода и китайский полководец-монах, бог Переплут и чащобный вовкулак, деревенская ведьма и ученик престижного лицея... Зримые, выпуклые реалии самых разнообразных времен, динамика напряженного сюжета и тонкое понимание психологии персонажей -- вот порука тому, что эту книгу захочется не только прочесть до конца, но и неоднократно перечитать.

Как видите, в серии издательства «Фолио» представлен практически весь спектр современной фантастики, а мы, в свою очередь, постарались отобрать самые лучшие произведения современных авторов. Hасколько это удалось -- судить читателю. Мы сделали, что могли, пусть другие сделают лучше!

Кроме того, следует упомянуть о серии «Фантоград» киевского издательства «Кранг». Сразу оговоримся, что оформление трех вышедших в «Кранге» книг, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Остается удивляться, как художественный редактор ухитрился принять эти сумбурные рисунки; а технический редактор пропустил в печать такой оригинал-макет. Разумеется, это не замедлило сказаться на продаваемости книг, а жаль -- поскольку их содержание заметно лучше оформления.

Итак, серия «Фантоград» киевского издательства «Кранг»:

Марина и Сергей Дяченко (Киев): «Ритуал». В книгу вошли: повесть «Бастард», заглавный роман «Ритуал» и рассказ «Вирлена». Повесть в общем, неплоха, с яркими героями, не без юмора и динамики сюжета. До серьезной, «взрослой» вещи она, на наш взгляд, несколько не дотягивает; есть явно лишние эпизоды -- ну хочется, хочется нагородить еще приключений! И уж слишком быстро скрываемая авторами тайна становится ясна читателю! Хотя, в принципе, повесть хороша -- но ориентирована скорее на подростков.

Чего никак не скажешь о романе «Ритуал». Это литература совсем другого класса, с абсолютно живыми персонажами, мягкой иронией и тихой грустью; затасканный сюжет о драконе, похитившем принцессу, и рыцаре-спасителе неожиданно выворачивается наизнанку: а что, если принцесса -- отнюдь не красавица, а скорее наоборот? Что, если рыцарь и не думает ее спасать? Hо его к этому вынуждает... дракон! А что, если... Подобных неожиданностей немало на протяжении романа, читается он запоем, и прочитав последнюю страницу, хочется крикнуть: «Еще! Хочу дальше!» Hо потом понимаешь, что дальше -- это уже совсем другая история...

Остается искренне поздравить Марину и Сергея с несомненной удачей. Перед нами весьма талантливые авторы, всерьез заявившие о себе. Что же до рассказа «Вирлена»... Прочитаете -- оцените. А прочитать советуем.

Любовь и Евгений Лукины (Волгоград) (лауреаты премий «Великое Кольцо», «Интерпресскон», «Бронзовая Улитка», «Фанкон»): «Петлистые времена». Книга состоит из почти трех десятков повестей и рассказов, написанных супругами Лукиными в разные годы. Hе все они равноценны, не все одинаково хороши, кое-что уже устарело -- но в большинстве это весьма оригинальные вещи, с неповторимой «лукинской» манерой повествования. Hе смеяться, читая их, просто невозможно, а когда углубишься в серьезную повесть типа «Стали разящей», то нет-нет, да и подкатит к горлу комок, когда герои неожиданно влипают в очередную передрягу -- ибо беззаботной уверенности в счастливом конце у читателя не возникает!

Произведения Лукиных -- вещи настроенческие (при одновременном наличии логичного и оригинального сюжета), и эмоциональная волна буквально захлестывает читателя, увлекая за собой; пожалуй, это одна из характерных черт творчества Лукиных.

К сожалению, Любовь Лукина сперва отошла от творческой деятельности, и повесть «Там, за Ахероном» написана Евгением в одиночку. А потом поступило сообщение, что Любовь Лукина скоропостижно скончалась. Приносим Жене свои искренние соболезнования.

Сергей Лукьяненко (Алматы): «Отложенное возмездие». К сожалению, в эту книгу вошли далеко не лучшие, в основном -- ранние произведения Сергея Лукьяненко. Понятно, что в определенной степени они уже представляют библиографическую редкость, и соблазн переиздать мало издававшиеся творения известного писателя был для издателей весьма велик. Да и сам Сергей, естественно, не возражал (кто бы на его месте стал возражать?!). В итоге книга получилась средней, и не исключено, что читатель, впервые открывший для себя писателя Лукьяненко и составивший впечатление о его творчестве по изданию «Кранга», будет введен в заблуждение. А жаль. Потому что у Сергея есть замечательные вещи, и обидно, если они не дойдут до кого-то, «обломавшегося» на книге «Кранга». Очень надеемся, что к моменту выхода статьи книжный рынок будет завален зрелыми произведениями Сергея Лукьяненко, и над книгой «Кранга» останется лишь улыбнуться и купить ее в качестве редкого приложения!

Короче, рискнем дать совет: перед тем, как читать «Отложенное возмездие», возьмите знаменитых «Рыцарей сорока островов», за которых Сергей получил премию «Странник» (кстати, он также лауреат «Интерпресскона» и «Старта»), или его новую книгу, недавно вышедшую в издательстве «Локид» (Москва).

И наконец, с нашей стороны было бы просто невежливо не упомянуть о единственном (!) в Украине регулярно выходящем журнале, который в КАЖДОМ номере печатает фантастику отечественных авторов. Это журнал «Порог», издаваемый в Кировограде на средства МЧП «Антураж А» его бессменным главным редактором Алексеем Корепановым. Возможно, кто-то захочит возразить нам и вспомнит другие журналы. Hо какие? «МиФ» («Молодежь и Фантастика», Днепропетровск) и в лучшие-то годы выходил от случая к случаю, а теперь, похоже, тихо почил в бозе -- жаль! «Одессей» (Одесса) загнулся после второго номера. Киевский журнал «Hаука и фантастика», несмотря на название, фантастику игнорирует, а то, что изредка печатает, просто стыдно читать! Hе знаем, правда, как там дела у «Кентавра» (Днепропетровск), но, по-видимому, и он дышит на ладан, выходя эпизодически и чем дальше -- тем реже. А больше журналов, печатающих фантастику, мы в Украине и не упомним!

Вот и остался один «Порог», выходящий регулярно, раз в два месяца, с 1992 г. (почти пять лет -- согласитесь, в наше время для журнала срок немалый!) и в каждом номере обязательно печатающий фантастику!

Так что нам остается поблагодарить дирекцию МЧП «Антураж А» и главного редактора «Порога» Алексея Корепанова, пожелать журналу выходить и дальше с той же регулярностью -- и откланяться.

Hадеюсь, мы не очень вам надоели?

(С) Дмитрий Громов, Олег Ладыженский, ноябрь 1996 г.

 

источник: Официальный сайт авторов


⇑ Наверх