Рецензия Алексей Бессонов ...


  Рецензия. Алексей Бессонов, «Алые крылья огня»

© Дмитрий Скирюк


Алексей Бессонов без сомнения талантлив. Его новый роман потрясает точностью деталировок, скрупулёзностью описаний и живостью персонажей, поступки которых «прописаны» вплоть до того, какой рукой они поворачивают ключи зажигания и какими зубами откусывают кончики дорогих сигар. Яркое солнце Апеннин светит в глаза, ветер пустыни сечёт лицо, а страшный враг таится на орбите, рассылая эмиссаров по Земле непонятно для чего...

В чём, в чём, а в одном господину Бессонову действительно повезло — в поисках новых сюжетных ходов ему удалось забрести на совершенно нераспаханную территорию, а именно — мир исторических реалий немецко-фашистской армии времён Второй Мировой. Именно истребителем, асом люфтваффе является герой его романа. Правда, перенести действие романа в Россию автору смелости не хватило, дело происходит в экспедиционном корпусе генерала Роммеля в Африке, перед самым началом Великой Отечественной войны. Невольно приходят на память киношные похождения великого Штирлица — холёные немецкие офицеры, крахмальные воротнички и тишина подвальных бункеров. Нет, ничего такого здесь нет, но налицо этап «благородной» войны, элитная гвардия «рыцарей неба», и никаких тебе зверств. Все упоминания о русских ограничиваются воспоминаниями главного героя о войне в Испании. Добавьте сюда мафиозные перестрелки со специфическим итальянским колоритом и неистребимый в русском читателе комплекс «синдрома Емели», как его метко обозвал г-н Олди: извечное желание иметь всё сразу ни за что. Герои романа вовсю сорят деньгами, пьют дорогие коньяки и курят дорогущие кубинские сигары, барски меняют битые машины на новые и живут в роскошном особняке. Всё это, конечно, делается ими ради высокой цели спасения мира, чем и заняты дезертир из элитных космических войск и андрогин-резидент из будущего. Хорошо хоть у автора хватило такта не приделать роману традиционный хэппи энд. Однако похоже, что широчайшая эрудиция господина Бессонова сыграла с ним злую шутку: на фоне исторических реалий того времени инопланетный враг по типу «чужой» смотрится как-то нелепо и едва ли не карикатурно. За всем этим как-то теряются и смысл, и сюжет, а происки разведки из будущего выглядят не больше, чем игрой детей в песочнице. Всё в целом смотрится как антитеза г-ну Звягинцеву с его бессмысленной «Итакой» и несколько напоминает поздние романы Василия Головачёва. Но сколько раз можно перечитывать «Седьмой авианосец»? Боюсь, то же самое будет и с «Крыльями». Кстати, несмотря на все попытки автора обыграть название в тексте и характере героев, выглядит оно нелепым и надуманным. При чём тут какие-то крылья, да ещё и алые, непонятно. При ближайшем рассмотрении хочется кинуть ещё один булыжник в огород, уже по поводу «галактического Кодекса Хрембера». Ну нельзя же так... Даже если господин Бессонов такой поклонник Макса Фрая, трудно допустить, что Хрембер из Ехо стал императором Галактики!

В общем, не стоит особо обольщаться, но не стоит и ругаться. Книга Бессонова сильна уже тем, что не походит на компьютерные игрушки, в отличие от большинства фантастических романов современных отечественных авторов. Это яркая запоминающаяся проза, немного смахивающая на казённый язык военных документов. Противоречивые чувства, раздирающие героев, порой действительно заставляют им сострадать, но... Почему-то кажется, что поклонники крутого чтива в стиле «фантастический боевик» останутся разочарованы, равно как разочаруются поклонники «философского боевика» Олди, космической оперы, «твёрдой» НФ и уж конечно, «фэнтэзи».

Для кого же написаны «Алые крылья огня»? Загадка...

 

источник: Каталог рецензий «Резонанс»


⇑ Наверх