Знаменитый и неизвестный ...


  Знаменитый и неизвестный. Интервью газете «КомпАс Наукограда»

© Макс Браун


Имя Юрия Нестеренко мало что скажет большинству пользователей, бороздящих своими браузерами просторы Рунета (Ну, не так уж и мало ;) — Ю.Н.). Между тем, процентов 99 из тех, кто хоть когда-либо читал разделы «юмор» и «проза» на каких-либо сайтах, его произведения видели. Правда, зачастую без имени автора. Мы решли исправить это недоразумение, тем более, что и сами, грешны, пару раз публиковали якобы «народные» произведения, оказавшиеся потом вполне даже авторскими. Их автора редакции «КомпАс’а» удалось найти на виртуальных просторах сети FidoNet, где и было получено это интервью.

Юрий, в фидонете ты 2:5020/1402, а кто в жизни?

— Юрий Нестеренко, он же YuN, он же Джордж Райт — из этих троих скорее первый. В 1972 чёрт меня дернул родиться в России с умом и талантом. Как и положено истинному писателю, окончил вуз, не имеющий никакого отношения к литературе и искусству. Творческое кредо — «Я не инженер человеческих душ, я их патологоанатом». Пишу прозу (чаще фантастику), стихи, в свободное от мизантропии время — юмор. Более подробно см. в «Личном деле» на моем сайте http://yun.complife.ru

Давно ли пишешь юмористические произведения?

— Со школы. Драться никогда не умел и не любил, приходилось использовать другое оружие. Так и втянулся.

Оптимист или пессимист ты по характеру?

— Трудный вопрос. Обычно я смотрю на мир пессимистично, а потом оказывается, что я еще был большим оптимистом.

Почему ты избрал в своём творчестве стезю компьютерного юмориста?

— Пока это было просто хобби, у меня не было тематических предпочтений. А потом у меня завязались деловые отношения с компьютерными журналами, и соответственно весь креатив был направлен в нужную им сторону. Мне за это платят, проще говоря ;)

Как ты относишься к своей популярности?

— Положительно. А что, бывает иначе?

А как к нарушению авторских прав?

— Больная тема. Резко отрицательно, разумеется. Я попросту не понимаю тех субъектов, которые берут чужой текст, выкусывают из него имя и координаты автора и кидают безымянный вариант во всякие рассылки. Казалось бы, ну чего проще-возьми и скопируй целиком, никто тебе слова не скажет и денег не потребует. Нет, выкусывают... От этого страдают все авторы в Сети. Периодически я провожу рейды, отыскивая свои тексты с помощью поисковиков и прося вебмастеров восстановить имя и ссылку на мой сайт. Обычно с этим проблем не возникает, но встречаются и клинические случаи.

И всё это совмещается с фидонетом — сетью, где «information must be free» является чуть ли не одним из базовых принципов?

— Я и сам придерживаюсь этого принципа. Все мои тексты (кроме тех, в отношении котороых я связан договорами) лежат на моем сайте, открытые всем желающим. Вот только не надо путать free и anonymous!

Каким ты видишь будущее литературы и искусства в век информационных технологий?

— Есть серьезная опасность, что книга как таковая прекратит существование. Пока что она имеет то преимущество, что с компьютером неудобно лежать на диване, да и с монитора многие не любят читать. Но по мере улучшения качества мониторов и удешевления лэптопов эти преимущества могут сойти на нет... Конечно, это еще не конец литературы как таковой, но проблемы порождает серьезные. С одной стороны, вопросы авторского права и гонораров. Чтобы издатели могли платить авторам, произведения должны покупаться. Кто будет покупать то, что можно свободно скопировать? Значит, и в этой области начнется война защит от копирования с хакерами (собс-но, первый прецедент — дело Дмитрия Склярова — мы уже имеем), создающая, в конечном итоге, больше всего проблем как раз законопослушным пользователям. Причем читателя, в отличие от пользователя компьютерной программы, не соблазнишь дополнительными фичами типа технической поддержки или документации.

Вторая проблема (а с точки зрения читателя даже и первая) — прекращение отбора, которое, как и в биологии, ведет к вырождению. Более-менее стоящая литература просто захлебнется в потоках графомании. Если раньше графоман мог писать только в стол, то теперь он выплескивает свой словесный понос на мировые сетевые просторы. Интернет уже столкнулся с этой проблемой — «все пишут и никто не читает». Да, конечно, авторитетные литературные сайты, авторитетные критики будут задавать какие-то ориентиры. Но их попросту накроет волной. В оффлайне создать журнал, издательство — большие финансовые затраты, ради одного утоления честолюбия на это почти никто не пойдет. В онлайне сделать это ничего не стоит, даже если нужны какие-то вложения, то они копеечные — ну, домен не на халявном хостинге, ну, баннеропоказы... Кто мешает Васе Пупкину не ограничиваться домашней страничкой, а создать сетевой журнал, провести агрессивную рекламу, обменяться ссылками с другими такими же? И поди разбери потом, какой из множества сетевых журналов печатает приличные вещи, а какие — хлам вперемешку со спамом. Все перечитать, чтобы составить свое мнение — невозможно, к мнению критиков прислушиваться — а судьи кто? Не те ли самые васи пупкины?

В общем, непросто все. Хотя я в любом случае однозначный сторонник прогресса и развития информационных технологий.

Тебя можно прочесть только в электронном виде или были также и традиционные (aka «бумажные») издания?

— Смотря о чем речь. Если о юморе, то я публиковался в «Компьютерре», сейчас работаю на «Upgrade», было еще немало разовых публикаций. Из моей прозы две книги должны выйти в ближайшее время, «Комитет по встрече» в донецком «Сталкере» и «Черная Топь» в Эксмо-пресс. Некоторые из серьезных стихов печатались в сборниках поэтических конкурсов.

Пользуясь случаем, мы получили у автора разрешение на публикацию его произведений, как старых, так и новых (после публикации в Upgrade, разумеется) и будем теперь чаще радовать обнинцев неотличимо-«народным» юмором с копирайтом ((C) YuN). Тем же, кому неохота ждать, советуем посетить сайт Юрия yun.complife.ru. Вы будете удивлены, увидев, сколько до боли знакомых произведений расползлось по Сети именно отсюда.

Беседовал Макс Браун

Январь, 2002

 

источник: http://yun.complife.ru/1st.htm


⇑ Наверх