Очень своевременная книга


  Очень своевременная книга

© Кандидат филологических наук, доцент В. Л. Гопман


Реклама — одно из самых гадостных явлений на постсоветском пространстве. Ею занята вся нынешняя среда обитания – от телевизора до метро, а в промежутке – городской транспорт, дома, заборы, и еще всякой помоечной дрянью забивают ваш почтовый ящик. И все это имеет одну цель – привить вам вирус приобретательства, заставить вас покупать то, что нужно кому-то продать. Короче говоря, рекламу я не люблю – впрочем, как и очень многие соотечественники.

Потому рефлекторное отталкивание возникло у меня, когда стала появляться реклама книг Татьяны Семёновой. Сначала в «Книжном обозрении», «Книжном бизнесе», «Литературной России», потом в «Российской газете», «Книжной витрине», «Если»… А еще участие в различных форумах и педагогических проектах, сайт в Интернете… Был я недавно в гостях, и дочь друга показывает мне книгу — роман Семёновой «Дочь Нефертити» — и говорит: «Дядя Вов, а вы знаете, очень неплохо…» И, видя мою скептическую улыбку, добавляет: «Посмотрите сами».

Я полистал книгу — и попросил взять ее домой. Дома начал читать — и почувствовал почти забытое за последние годы ощущение свежести, подлинности. Как будто, блуждая по лесу, набрел на поляне на ручеек. И хотя подойти к нему трудно – надо продираться сквозь какие-то колючки, и топко там, и отдает вода немного болотом и железом, но это – настоящая вода, а не субстанция с запахом и вкусом стоков химзавода (именно такое ощущение возникает, когда читаешь многие книги современной отечественной фантастики).

«Дочь Нефертити» — прежде всего, исторический роман. Сама Татьяна говорит о своем давнем интересе к истории – и о том, что подвигло ее взяться за перо желание рассказать о тайнах прошлого. Основательное знание предмета, стремление поделиться своими знаниями не могут не вызвать симпатии — и, не сомневаюсь, притянут тех молодых людей, которые сейчас – увы — отходят от книги.

Конечно, в наше время книге трудно противостоять телевидению, видео, домашним кинотеатрам, Интернету. К тому же все меньше становится настоящей научно-популярной литературы, способной приобщить молодежь к науке. И все меньше становится настоящей научной фантастики, которая создавалась бы не по рецептам Хьюго Гернсбека – 75% литературы и 25 % науки, а была бы проникнута романтикой научного поиска, посвящена исследованию социума и человека, происходящих в их жизни изменений под действием сдвигов в развитии науки и техники. А именно так рассказывает Татьяна Семёнова об истории Древнего Египта, точнее, об одном из важнейших эпизодов из истории Нового Царства, когда таинственным образом умер фараон Тутанхамон. Семёнова в одном интервью сказала, что она стремилась доказать: история – не скучный предмет, как считают многие; добавим, в этом она преуспела.

В романе приключенческая проза соединяется с научно-популярными лекциями a la Жюль Верн, Правда, у Семёновой лекции короче и не такие занудные, как у классика жанра. Они удачно дополняют повествование, как, например, в главе пятой, где герои – да и читатели – с удовольствием слушают «лекцию» о чае и способах его заварки. Соотношение между «лекционной» и «сюжетной» частями романа найдено почти адекватно.

Похищения, погони, убийства, покушения, засады сменяют друг друга. Динамика действия соединяется с изящной мотивацией сюжетных ходов — например, объяснение т.н. «проклятия Тутанхамона», когда в ХХ веке по неизвестной причине погибли первые археологи, открывшие могилу фараона; или умело отдаляемое автором объяснение того, что привезенный из будущего вирус обладает избирательным действием и способен причинить вред только представителям европеоидной расы ХХI века.

Безусловно, подкупает и четко выраженная моральная позиция автора (лишенная какой-либо дидактичности), последовательно выдержанное противостояние добра и зла, в чем так нуждаются подростки.

В целом можно сказать, что роман Татьяны Семёновой «Дочь Нефертити» занял ту нишу отечественного книгоиздания, которая была долгое время вакантной – и занял ее по праву. Невольно вспоминаются слова, сказанные вождем мирового пролетариата по поводу выхода в Советской России книги рассказов А.Аверченко: «Очень своевременная книга». И в нашем случае – тоже весьма своевременная.

Достоинства романа очевидны, равно как и его недостатки. В книге есть некая заданность, наивная механистичность повествования, идущая от советской школьной повести, какого-нибудь «Вити Малеева в школе и дома». Некоторые образы откровенно ходульны – прежде всего, это сотрудники Секретной Лаборатории; к сожалению, нередко «в унисон» им говорят и действуют главные герои романа. А вот образы египетского вельможи Джедхора и его слуга Апуи производят впечатление куда более приятное.

Не очень удачно внутреннее оформление книги. В нарочитом реализме рисунков есть что-то от школьной стенгазеты. Это не может не вызвать сожаления, ибо текст Семёновой заслуживает изобразительного ряда, который бы не просто иллюстрировал, но дополнял и продолжал его.

В целом дебют Татьяны Семёновой, безусловно, удачен. Примечательно, что он состоялся почти одновременно с другим дебютом – Светланы Лавровой, тоже молодой женщины, и тоже начинавшей писать для своих детей. И если фантастика для детей Лавровой уже заслужила признание читателей разных возрастов, то и в скорой известности и популярности романов Семёновой можно не сомневаться.

…Что же касается кампании по продвижению ее книг в прессе, в Интернете и где-еще-она-появится, то после того, как я прочел роман «Дочь Нефертити», отношусь к этому иначе. Во-первых, без этого сейчас нельзя («Талантам надо помогать – бездарности пробьются сами…»), а во-вторых, …лучше уж эта реклама, чем пиво с крылышками.

Владимир Львович Гопман

Кандидат филологических наук, доцент,

заведующий кафедрой зарубежной литературы

университета Н.Нестеровой,

лауреат премии Всемирной Ассоциации писателей-фантастов

и премии В.И.Бугрова


⇑ Наверх