FantLab ru

Все отзывы на произведения Кларка Эштона Смита (Clark Ashton Smith)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Уббо-Сатла»

Стронций 88, 15 января 18:03

Я читал рассказ в сборнике «Мифы Ктулху», и после штампованного «Возвращения чародея» тут уже чувствовалось нечто от Эштона Смита – его стиль чувствовался, его атмосфера, имеющая свои особенные черты. И у Лавкрафта есть визионерские вещи, но всё они, по-моему, слишком расплывчаты, слишком тягучи, иногда до боли тягучи. А здесь же визионерство какое-то притягательное, его атмосфера не рассыпается, превращаясь в болото, наоборот стиль авторский – это сочетание сухого и волшебно возвышенного – придаёт истории запоминающийся дух, колорит. Да и сама история узнаваемо диковинная – с превращениями, магическими артефактами, с антуражем лавок древности и чертогов давно почившего колдуна. Да и не просто тут путешествие сквозь безумную толщу времени и древний не умеющий мыслить бог, породивший всё (тут мне хочется сказать: «Стоп! Не есть ли в этом боге отражения того самого, как вещают учебники, первичного химического бульона, породившего первую органическую жизнь?), тут ещё и практически притчевый посыл –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вот и достиг наш герой искомого, но в таком виде, в котором эти скрижали древних богов с их вселенскими откровениями оказались не просто непонятными – безразличными ему.
И в этом, согласитесь, тоже что-то есть.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Возвращение чародея»

Стронций 88, 14 января 14:56

Эх, давно не читал я Эштона Смита… а он-то самый почитаемый из «Мушкетёров Лавкрафта» – самый почитаемый самим Лавкрафтом, если поглядеть, как часто он упоминает его имя в своих произведениях, да и «Ужас и сверхъестественное в литературе» вспомнить. И это понятно – Эштон Смит очень сильный и своеобразный писатель. Но вот прочитав этот рассказ, я слегка разочаровался. Типичное подражание Лавкрафту. До обидного типичное подражание Лавкрафту. Я бы даже сказал, подражание Лавкрафту средней руки. Прозрачный, угадывающийся с самого начала сюжет, до боли штампованные образы темного дома и одинокого нервного ученого, сухое штампованное нагнетание страха (переросшее в штамп ещё со времён Эдгара По) и штампы Лавкрафта – «Некрономикон», безумный побег в конце и т.д. и т.п… Ах, да, ещё и сюжет напомнил историю собрата по «чёрной школе» Роберта Говарда «Перестук костей» (написанный, кстати, раньше). Только у Говарда этот сюжет был окутан атмосферой собственного мира реал-фэнтези Соломона Кейна, а тут – в чужой атмосфере Лавкрафта, надёрганной из его условностей и штампов. Где прекрасное авторское своеобразие Эштона Смита? Где его невероятная диковинная выдумка? От настоящего Эштона Смита тут, мне кажется, только описание движущихся кусков трупа – вот оно-то действительно будто выпрыгнуло из полного некромантов Зотика, оно запомнилось (почему-то классические «Зловещие мертвецы» вспомнились – даже не знаю, почему). Но мало этого, очень мало, чтобы вылезти из категории средненького подражательства. И в целом ощущение было такое, будто автор написал этот рассказ за полчаса, без напряга и выдумки – просто сложив одни штампы к другим над бесхитростной, простой как амёба «пугательной» историей. От подобного мастера печально такое видеть.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Семь испытаний»

chao reptans, 9 ноября 2018 г. 13:10

Устрашающе мрачное фэнтези, о встрече сильного главного героя с невероятно чудовищными и могущественными созданиями. Рассказ отлично передаёт дух панической безыходности и показывает ничтожность человечества перед древнейшими существами вселенной.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Зверь Аверуана»

drw, 3 ноября 2018 г. 07:51

В первоначальной версии «Зверя» Люк де Шадронье не разбивает перстень Эйбона, а изготавливает некий порошок по его рецепту, с помощью которого и побеждает Зверя. Как по мне, такой вариант более продуман — вряд ли демон,заключенный в перстень Эйбона, вырвавшись на свободу стал бы рвать попавшееся ему на глаза неведомое существо. Да и сам перстень не так легко можно было разбить, он уже просуществовал тысячелетия с демоном внутри. Но «Weird Tales» завернуло первый вариант рассказа. Поэтому автор сократил его почти вдвое.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «The Nameless Offspring»

sergej210477, 10 октября 2018 г. 01:36

Рассказ, для любителей атмосферного классического хоррора. Характерен для творчества К. Э. Смита. Простой, примитивный сюжет, но очень мрачно и красочно оформленный.

Вся соль в атмосфере страха, предчувствия и неотвратимости кошмара. И монстр, лишь на краткий миг мелькнувший перед читателем. И от этого не менее страшный.

Для любителей эмоционального, описательного стиля хоррора — рассказ хорош. Ну а тем, кому нравится действие, трэш, читать не стоит.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Зотик»

Magribinus, 14 сентября 2018 г. 11:49

Один из лучших атмосферных циклов от, можно сказать, классика эпохи палпа. Это впечатляющее полотно упадка, безысходности и разложения, морального и физического, в конце времен. Это погружение во тьму во всех смыслах. Сюжеты просты, но происходящее зачастую по-своему завораживает. Смит вообще, на мой вкус, прекрасный стилист и превосходно владеет пером (как по мне, например, намного лучше двух Говардов (т.е. Лавкрафта и собственно Говарда) — своих современников).

Разнообразие форм жизни, служащих Тьме, а то и просто своему желудку, в цикле тоже весьма значительно.

Случайному (и не очень) путнику здесь могут встретиться обезьяны-монахи, ламии, вампиры, люди-растения, пожиратели мертвых, невидимые кони, и даже мертвые короли, побеждающие некромантов... И шансы здесь зачастую не на стороне основных персонажей рассказов. Хэппи-энды в мире последнего континента Земли весьма редки.

Цикл неравномерен — одни рассказы цепляют более, другие — менее. Мои личные фавориты — это рассказы «Империя некромантов», «Цитра», «Черный идол».

Однозначно достойная прочтения проза.

Оценка: 9
–  [  -1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Double Cosmos»

Vindermur, 11 сентября 2018 г. 07:29

Поиск нового органа чувств у Кларка Эштона Смита похож на совсем определённые сейчас в науке явления, такие как делирий или сонный паралич с осознанными сновидениями. И опять же, я могу лишь подтвердить, что в образе Бернарда Мичема угадывается сам автор. Это не фантастика, когда Кларк Эштон Смит вводит своему герою, такие качества, как прочтения книги Фитцхью Ладлоу «Гашишеед» или «Исповедь англичанина, употребляющего опиум» от Де Квинси, здесь угадывается литературный вкус самого Кларка Эштона Смита, ничего уж не поделать.......

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Склепы Йох-Вомбиса»

mishaf, 28 августа 2018 г. 22:17

Очень хороший рассказ. Теперь понятно откуда черпали вдохновение создатели фильма «Чужой». Жалко, что автор не пользуется популярностью у наших издателей. Читаю данного автора в самиздате фантлаб — нравится практически всё, что прочитал на данный момент.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Кларк Эштон Смит «Двойная тень»

Dr.Tiger, 12 июля 2018 г. 20:06

Если после прочтения рассказа у меня вдруг возникает желание создать по нему анимационный фильм — это, по моим внутренним оценкам, отличный рассказ! Атмосферно! Без штампованных «пошлостей» и перегибов. Сыграно на всех нотках без фальши. Мое первое знакомство с творчеством Смита... Не буду сразу набрасываться и перечитывать все... Как хорошее вино, под настроение буду по рассказику-глоточку...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Охотники из преисподней»

sergu, 4 июля 2018 г. 06:46

ТРЁХМЕРНАЯ СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ, ИЛИ МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАТУРАЛИЗМА

Как добиться полной, беспредельной силы изобразительности искусства — вопрос, который волновал и продолжает волновать во все времена и всех без исключения служителей того, что принято называть высоким, добрым и вечным. Не остался в стороне и автор данного рассказа: на этот раз предметом разговора служит поле деятельности скульптора — мастера резца, оживителя камня, чей дух творчества и стремление к абсолютному натурализму стали, как и водится у Смита, движущей силой пластики ужаса и сюжетной лепки.

Итак, некий посредственный скульптор в порыве творческого рвения способен одной лишь силой воображения вызывать из неведомых измерений и чуждых миров мерзких и отвратительных созданий столь демонического вида, что, используя их натуру, начинает ваять «нетленки» — в бронзе, мраморе и глине, — добиваясь исключительного правдоподобия и той самой пресловутой выразительной силы чувств, которые должно вызывать искусство, но которые, в силу демонического происхождения, язык не поворачивается назвать разумными, добрыми и вечными. Но на то и жанр «хоррор», что вызывать он должен иные чувства — глубокие, мощные и столь же вечные, как вечен страх и страшна злая вечность. Естественно, герой ходит по краю, и это придаёт только остроту всему произведению. А рассказ глазами очевидца наращивает экспрессию восприятия.

Тут сразу же возникают ассоциации с Лавкрафтовским рассказом «Модель Пикмана», с той лишь разницей, что объектом искусства в нём была живопись, а не скульптура. Но К.Э.Смит решил пойти дальше, не ограничиваясь простым показом звериной морды ужаса и истинного лица страха. Он добавил в рассказ ещё и жертву. Невинную, как водится. А оттого усиливающей трагизм ситуации. И сделал это настолько умело, что безоговорочно веришь автору и ни на секунду не сомневаешься в подлинности всего происходящего, словно являешься действительным участником невероятных и потрясающих событий.

Вот что значит настоящая изобразительная сила средств его мастерства!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Семена из склепа»

sergu, 7 июня 2018 г. 06:45

ХИЩНАЯ БОТАНИКА, ИЛИ ПЛОТЬ ТВОЯ — МОЯ ПОЧВА

Джунгли, затерянные города, таинственные клады, тропическая лихорадка — тот мистический ореол «тёмной чащи», где кончается привычное и познанное и начинается что-то другое, неоткрытое и необычное. Но этому колдовскому союзу не хватает одного штришка.

Зла!

Наблюдающего за тобой из-за каждого ствола, таящегося у застывших развалин, поджидающего среди груды сокровищ. Какое зло будет здесь самое уместное? Конечно то, которое олицетворяет в себе все качества джунглей, несёт в себе их родство самой глубокой сути и в тоже время чужеродное им как нечто иное и противоестественное. Зло растительное и вместе с тем не принадлежащее царству земной природы. Зло хищное, жестокое и беспощадное. Алчное и голодное. Спящее, но не дремлющее, а лишь ожидающее нужного часа.

Вот он! Час добычи!

Охотники удачи! Как неосторожно оказались вы в ненужном месте и в ненужный час! Вы, два ловца удачи от ботаники, сами превратились в улов очень страшного зла..

Корни его врастут в вашу плоть, плоть напитает его соки, а соки дадут побеги.

И возьмёт оно вашу жизнь себе, ибо плоть ваша — почва, а жизнь ваша — хлеб его.

И сожрёт оно вас медленно и безжалостно. Ибо жрать хотят все.

...и не хлебом единым.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Кларк Эштон Смит «Двойная тень»

sergej210477, 6 июня 2018 г. 00:26

Отличный хоррор. Очень похоже на произведения Лавкрафта.

Могущественный колдун и его ученик занимаются своего рода научными исследованиями. Они вызывают различных духов и существ из других времён и миров. Однажды, море выносит на берег странную табличку с неизвестными знаками.

Беда в том, что великий и могучий чернокнижник узнает, что эти письмена — заклинание призыва. Но призыва кого? Этого он не знает. Только вот, на то он и учёный, чтобы проводить эксперименты.

Захватывающая история, хотя я бы не сказал, что непредсказуемая. В творчестве К. Э. Смита много произведений с довольно простым и схожим сюжетом. Но читать его рассказы от этого не менее интересно. Все дело в том, что написаны эти вещи очень великолепно. Похоже на стихи в прозе — яркий и поэтический язык, величественные эпитеты. Очень красиво, чеканный стиль.

И главное не то, как закончится рассказ, а в удовольствии от его неторопливого чтения. Это — как изысканное блюдо, или вино, которое надо смаковать.

Ну и конечно, читать произведения К. Смита нужно неторопливо, находясь в соответствующем настроении. Тогда, раскрывается вся палитра цветов и запахов.

Вот такой парадокс — сюжет очень незатейливый, главные герои набросаны достаточно скупыми мазками. А получилось — замечательно. По-моему, все дело в умело созданной писателем атмосфере.

Прекрасный рассказ.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Цитра»

sergej210477, 4 июня 2018 г. 20:57

Рассказ о переселении душ и о сделке с демоном.

Красиво и печально. Что такое жизнь человека, всего лишь игра его воображения. И где находится счастье — быть царем или простым пастухом? А если и то и другое — просто воспоминания?

Психологически довольно сложное и глубокое произведение. Можно читать этот рассказ как красивую и грустную сказку, а можно искать в нем ответы на вечные философские вопросы о переселении душ, реальности бытия.

В любом случае — интересная история.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Семена из склепа»

sergej210477, 4 июня 2018 г. 12:23

Великолепный хоррор. Южная Америка, амазонские джунгли. Два собирателя орихидей обнаруживают руины древнего города, о которых упоминают индейские легенды. Только, проводники боятся туда идти — они знают, что это запретный город.

По сюжету этот рассказ похож на другой шедевр К. Э. Смита — «Склепы Йох-Вомбиса». Только, там действие происходит в руинах древнего марсианского города, а здесь — в джунглях Земли.

Очень ярко и красочно написанная история. Создаётся ощущение, что смотришь фильм. Страшно, и в то же время, увлекательно. Сюжет довольно предсказуем, но от рассказа все равно трудно оторваться.

Не зная что произведение создано в 1932 году, никогда об этом и не подумаешь. Рассказ разительно отличается от суховатой и скучной манеры написания подобных вещей того времени.

Для меня — одна из лучших историй этого писателя.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Кларк Эштон Смит «Пришелец из гробницы»

sergej210477, 4 июня 2018 г. 00:42

Великолепный рассказ. На мой взгляд, один из лучших, если не самый сильный в цикле «Зотик». По-настоящему страшный и мрачный. В чём-то близок к произведениям Лавкрафта. Но, только сюжетно. Я считаю, что творения К. Э. Смита по стилю более красивые, выразительные и яркие, чем несколько суховатые и черно-белые картины, написанные Лавкрафтом.

Итак, последняя эпоха «умирающей Земли». Мрачный континент Зотик, покрытый пустынями, в которых скрываются руины древних забытых городов. Над всем этим царит кровавое угасающее солнце. Красиво и печально.

Два брата-торговца услышали легенду о могущественном короле Оссару, жившим в незапамятную эпоху. И о древнем демоне, спустившимся со звёзд и встреченным великим королем.

Гробница этого пришельца до сих пор не найдена. Конец этой легенды узнает тот, кто обнаружит склеп с телом короля и его внеземного гостя.

Но, есть истории, финал которых лучше не знать. И герои этого рассказа испытали это сами.

Очень разностороннее произведение, в жанре Dark Fantasy, с эленхментами хоррора и фантастики. Пустыни, развалины древней столицы, мрачные склепы. И в то же время — внеземные создания, прилетевшие со звёзд.

Прочитал эту историю с огромным удовольствием.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Некромантия в Наате»

sergej210477, 3 июня 2018 г. 13:02

Вечные темы, затронутые в рассказах К. Э. Смита. История про Любовь и Смерть.

Принц Ядар пытается отыскать свою похищенную возлюбленную. Для него, любовь дороже всего, даже жизни. Но, чтобы достигнуть своей цели, принцу придётся пожертвовать очень многим.

Опять некроманты, могущественные колдуны. Снова ожившие мертвецы, злобные демоны и волны, разбивающиеся о мрачные скалы зловещеного острова Наат, родины злых волшебников.

Красиво, печально и безнадежно. Гаснет солнце, жизнь постепенно угасает на последнем континенте Земли — Зотике. Мрачная обреченность.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Последний иероглиф»

sergu, 3 июня 2018 г. 08:36

ОТ СУДЬБЫ НЕ УБЕЖИШЬ, ИЛИ РОЛЬ ДЕМИУРГА

«Повинуйся звёздам», — прочёл однажды Нюшен знаки своего гороскопа.

«Судьба призвала тебя», — сказала мумия, чей голос был подобен шелесту страниц.

«В добрый путь», — сказало твёрдое сердце.

И когда рассвет смешал серые утренние краски с золотистым светом свечей, Нюшен оправился в путь.

Долог и труден был путь его, ибо след его не праздная стезя. Ибо так велели звёзды. Так рекли силы небесные по закону астральных излучений. И одолел Нюшен три стихии, три элемента бытия. Земля, вода, огонь впустили его в свой дом, чтобы замкнуть круг жизни, чтобы сорвать занавес в последнем акте драмы под названием Явь. И вот перед ним дом Вергамы — самого тайного из всех богов и самого загадочного из всех демонов. И постиг Нюшен то, что постигает каждый, рано или поздно найдя в конце Пути. Ведь от Судьбы не убежишь — и кружатся в вихре времени, и ложатся в строчки знаки, сошедшие на миг из Её Книги, чтобы возвратиться вновь, ибо записанное в ней изменить нельзя. Такова рука Вергамы — Рука Судьбы — самого тайного из всех богов и самого загадочного из всех демонов.

Любые фантазии имеют право на жизнь. Так, подобно демиургу, и сам К.Э.Смит творит свои миры, даруя жизнь образам и видениям, рождённым его творческим гением. И оживают под его рукой знаки и сходят со строк, подобно последнему иероглифу Вергамы.

Когда рассвет смешает серые утренние краски с золотистым светом свечей, новый герой отправится в путь...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Морфилла»

sergej210477, 3 июня 2018 г. 00:53

Довольно интересный рассказ. В основе — не мрачные ужасы, демоны и колдуны-некроманты, как в большинстве историй цикла «Зотик». Здесь — любовная линия.

Молодой, но уже пресыщенный страстями и жизнью поэт ( кстати, это очень хорошо вписывается в общий фон умирающей Земли, тоже пресыщенной цивилизацией) ищет новых развлечений. Любовь живых женщин ему надоела, а вот мертвых — это в диковинку. И он узнает — что недалёко есть место, где обитает ламия...

Немного грустный, но красивый и лиричный рассказ.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Повелитель крабов»

sergej210477, 2 июня 2018 г. 21:41

Неплохая приключенческая история. Dark Fantasy, как и другие истории цикла «Зотик». Но этот рассказ, на мой взгляд, не такой мрачный как другие. И написан не таким печально-величественным стилем, как прочие.

Тут больше хоррора. Есть немного юмора, правда, чёрного. Но главное, тут отличные приключения. Пиратский клад, спрятанный на необитаемом острове. И два соперника-колдуна, которые хотят завладеть этими сокровищами.

Отличный и увлекательный рассказ.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Последний иероглиф»

sergej210477, 2 июня 2018 г. 13:17

В этот рассказе больше философского, созерцательного, чем классического Dark Fantasy, хотя, элементы хоррора, присущие большинству произведений К. Э. Смита тоже присутствуют.

Это рассказ о человеческой судьбе, бренности и мимолетности жизни, неотвратимости смерти.

Человеку не избежать своего фатума, рока. Он лишь маленький иероглиф в огромной книге бытия.

Печальный и довольно мрачный рассказ. Красивый, как и все произведения цикла «Зотик».

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Кларк Эштон Смит «Ужасы Йондо»

sergu, 2 июня 2018 г. 10:30

Я НЕ ТРУС, НО Я БОЮСЬ, ИЛИ ХОРОШАЯ ПЫТКА ЛУЧШЕ ПЛОХОЙ ПУСТЫНИ

За высокими горами, за синими морями лежит пустыня Йондо. Дурная слава ходит о ней, ибо песок её не похож на песок других пустынь, а тёмные горы её не принадлежат нашему миру. Мало кто попадает туда, а из тех, кто попал, возвращаются немногие. Но и они до конца своих дней несут на себе печать страха, и «безумный блеск их невидящих глаз наводит ужас на всех, кому доводилось с ними встречаться».

Хорошую службу служит пустыня инквизиторам бога Онга: после долгих пыток невинную жертву приводят к краю Йондо. Жрецы остаются ждать, а ничего не подозревающая жертва ступает на пески её.

Поистине, мудрость инквизиторов Онга не знает границ. Если жертва уже не способна выносить пытку, её следует препроводить в пустыню Йондо — для «релаксации». Долго ждать не придётся. Вкусив только маленькую часть всех ужасов, таящихся в этом месте, жертва вскоре сама возвратится и добровольно отдастся в руки «милостивых» инквизиторов, чьи пытки, по сравнению с кошмаром Йондо, — сущее удовольствие.

Поистине, милость палачей Онга не знает границ...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Остров мучителей»

sergej210477, 1 июня 2018 г. 23:18

Великолепная история. Очень интересно построенная с психологической стороны. Герой проходит через все круги ада. В его душе одна потеря сменяет другую. Отчаяние сменяется надеждой, а она, в свою очередь, разочарованием и жаждой смерти.

В рассказе много элементов хоррора — подробные описания различных пыток, причём, с отвратительными подробностями.

И все же, это произведение, по-своему, очень красивое, даже лиричное.

Я, все-таки, надеялся на хэппи-энд, хотя и знал, что такого финала быть не должно. Грустно. Но в «Зотике» К. Смита, цивилизация медленно угасает. Погибают и герои рассказов. Как у Э. А. По — «Над всем воцарилась Красная Смерть». Только здесь она — «Серебряная».

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Сад Адомфы»

sergej210477, 1 июня 2018 г. 10:45

Достаточно оригинальная вещь. Написана в жанре Dark Fantasy, как и все произведения цикла «Зотик», но, несмотря на то, что рассказ написан в 1938 году, в нем много элементов современного хоррора. Как всегда, очень мрачно и атмосферно. Деспот-царь и его приближённый колдун-некромант от избытка власти и вседозволенности скучают. В поисках новых ощущений, они придумывают себе необычное развлечение — создают очень необычный, волшебный сад. А занимаются они там, по-сути, генной инженерией, создавая чудовищные гибриды.

Но, в конце концов, такие извращённые эксперименты над природой, добром не кончатся.

Красивый и интересный рассказ.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «The Plutonian Drug»

sergu, 1 июня 2018 г. 06:54

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Наркотики... Мир одновременных грёз и кошмаров. Счастье и проклятие в одной сладкой дозе. Грамм греха и тонна раскаяния...

А если посмотреть шире? А что, если на других планетах, в других звёздных системах можно найти такие наркотические средства, которые не снились даже под самой крепкой дозой?

Именно об этом рассказ К.Э.Смита «Наркотик с Плутона» — об удивительных, неземных свойствах инопланетный наркотиков, о «дури», привезённой с чужих миров.

Герой рассказа — скульптор, получает возможность испытать на себе воздействие редкого наркотического вещества, привезённого с Плутона и дающего возможность проследить своё прошлое и заглянуть в будущее на незначительный отрезок времени. Воздействие наркотика индивидуально и зависит от особенностей личности. Открывшееся перед скульптором видение — это поток плавно меняющихся скульптур-событий, как бы перетекающих одна в другую без видимой перспективы и привычных координат. Как глаз четвёртого измерения. Как череда невероятных углов и изломанного света в оба конца времени. Но почему «танец скульптур» обрывается? Что это: предел видения или..? В отличие от скульптора читатель сразу догадывается, что означает это «или». Скульптору же не остаётся ничего другого, как воплотить его в реальность — стать жертвой своего убийства.

Сюжетная наивность рассказа бросается в глаза, но вот идея, выраженная в нём заслуживает высшей похвалы. Сказать, что она неординарная — предательски унизить гениальное новаторство К.Э.Смита. Идея — супероригинальная, по тем временам передовая, ударная сила наступающего фронта современной фантастики.

Наркотические вещества инопланетного происхождения — целый кладезь новых, невероятных возможностей галлюцинаторной реальности и кайфа божественных ощущений, перед которыми меркнут все другие «собратья по дурману». Ускорение чувства времени, возможность увидеть будущее, космические откровения и прочая, прочая, прочая — только маленькая часть того, что готовит человеку «кайф» от чужих миров. И диалог между скульптором и доктором по поводу того, что любой наркопрепарат может быть и лекарством и ядом — в зависимости от дозы, — это путь человечества в будущее, когда не только болезни (рак в рассказе уже побеждён), но и другие тайны снимут свой покров перед умелым использованием «дряни», которую когда-то привезут с других миров.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Империя некромантов»

sergej210477, 31 мая 2018 г. 23:39

Зотик — последний континент умирающей Земли. Пустыни и руины городов. Скелеты, мумии, разрушенные дворцы и склепы. Царство Смерти. Кому же властвовать в этом мире? Конечно, некромантам! Колдунам, имеющим власть над мертвыми и возможность оживлять их тела и повелевать ими.

Истории про двух могущественных некромантов, которые возомнили себя богами.

Но, они забыли, что и у мертвецов, которые им служили, остались чувства и желания.

Как всегда, мрачно, красиво и атмосферно. Чеканный слог. Торжественные и величественные эпитеты и метафоры. И логичный, хотя и предсказуемый финал. Классика Dark Fantasy.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Genius Loci»

sergu, 31 мая 2018 г. 06:48

ПУСТОЕ МЕСТО СВЯТО НЕ БЫВАЕТ

Способность воздействия местности на эмоциональное состояние человека не вызывает ни у кого сомнений. Прекрасные виды, созданные природой, пейзажи, ландшафты часто оставляют неизгладимое впечатление в душе умилённого наблюдателя. Но есть ли теневая сторона в живых чертах ландшафтного «портрета»?

Безусловно, есть! — утверждает автор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Некий художник-пейзажист находит странное урочище, очень странное, даже страшное, поразившее его настолько, что тот становится одержим желанием изобразить его на холсте и во что бы то ни стало разгадать его загадку. Но вместо этого, как муха в паутину, попадает в сети гиблого влияния этого зловещего места. Ибо место это – вампир, и дух его (Genius Loci) – зло в исконном виде.

Рассказ — акварель слов на картине духовного восприятия, где кистью живописца служит чувство иррационального — истинное и неповторимое дарование Смита.

Попав в место с чёрной аурой, герои рассказа оказываются пленниками его эманации, жертвами его чёрного влияния.

И точно также, как завладев душами героев, злое место, обиталище чужого и враждебного, скрытым упырём проникает в душу завороженного читателя и заставляет верить в таинственность и непостижимость всего происходящего.

Пагубный лик местности, неосязаемая угроза, тайна и соблазн, как суть происходящего — не просто сильные слова. Это живое существо, дух места, властно вторгающийся в чувственное восприятие и тайным обрядом превращающее тебя в своего адепта.

Но полная сила зла приходит ночью. И гений места тьмы ждёт своего часа, алчно предвкушая радость торжества.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Кларк Эштон Смит «Смерть Илалоты»

sergej210477, 31 мая 2018 г. 00:19

Рассказ хорош. Любовь и смерть, вечные темы. По сюжету и стилю очень напоминает произведения Э. А. По.

Очень атмосферно. Ночь, кладбище, склеп, саркофаги. Читаешь, а по ощущениям — смотришь фильм. Мастерски написано.

Единственное, финал как-то слишком прост, обычно, у этого писателя рассказы завершаются более логично и ожидаемо.

Но, историю это не портит. Красиво и мрачно.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кларк Эштон Смит «The City of Destruction»

Seidhe, 30 мая 2018 г. 23:19

Стихотворение в прозе «Город погибели», вернее — его незаконченный фрагмент, вполне может служить своеобразным «пробником» для выяснения вопроса понравится ли стилистика Кларка Эштона Смита отдельно взятому читателю. Совершенно не понятно, о чём, собственно, идёт речь. Обрывается текст на самом интересном месте. Да и текста-то этого — пара десятков предложений. Но КАК написано! Читаешь фразу вроде — «в подобных пещерам залах дворцов, возведённых из гигантского чёрного адаманта, добытого из самых сердцевин мрака порабощённых ледниками солнц, демонические властители рока заседают в синедрионе при свете красных, словно луны преисподней, ламп» — и поневоле восхищаешься талантом автора сплетать слова воедино. И вовсе это не ажурные «словесные кружева», как часто пишут критики, а по-настоящему мрачные, величественные и чудовищные картины, сравнимые скорее с таинственной вязью древних забытых народов, выбитой на чёрном камне...

Одним словом — отличная зарисовка. Хоть и незаконченная. Рекомендую. Даже если не понравится, чтения — на пять минут.

P.S. Переводить подобные словарные конструкции — титанический труд, так что Андрею Бородину — отдельная благодарность!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Кларк Эштон Смит «Цитра»

sergu, 30 мая 2018 г. 21:20

Кто ты: принц или пастух? Ищущий своё царство, или пасущий стадо коз на склонах гор в теченье жалкой жизни? Царственная твоя кровь полна величия, и зов далёкого прошлого тревожит неспокойное сердце.

Кто ты? Заложник сна иль пленник яви? Ты тот, кто скипетр свой вознёс над царством древним и забвенным? Или водитель горных коз, — тех коз, что взмахом посоха, как жезлом царским, покорные всегда тебе? Не ты ли в царстве Тасайдона заветный плод вкусил и глупостью своею обрёк себя на вечный сон, на грёзу сладкую, что пыткою сравнима с пустынным зовом в никуда?

Ответа нет. Ты — то, что есть, и в то же время нет тебя, как нет и царства твоего.

Есть пытка сном.

Ты пленник Ада.

И твой хозяин — Тасайдон.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Чёрный идол»

sergej210477, 30 мая 2018 г. 09:18

Классический сюжет. История о мести. Мальчик-принц смертельно обидел мальчика-нищего. Прошли годы. Принц стал могущественным императором, а несчастный оборванец — великим колдуном-некромантом. Но, если владыка Ксилока давно позабыл голодного мальчишку, которого он почти растоптал конем, то тот мальчишка жил только одним — жаждой мести.

Отлично написанный рассказ. Яркий, красочный. И все произведение наполнено неповторимой, красивой и мрачной атмосферой Зотика — последнего континента Умирающей Земли.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Кларк Эштон Смит «Зотик»

sergu, 30 мая 2018 г. 06:36

Под обуглившимися небесами, где, как налитый кровью глаз демона, взирает полуслепое стареющее солнце, дряхлеет и маразмирует мир. Умирающий мир, гниющим пятном расползшийся на теле Земли, смердящий всеми пороками разлагающегося трупа. Мир греха, чёрных страстей и пресыщенного чародейства. Мир, где некромантия возведена в высшую степень своего безумия, а демоны порока и разврата пляшут оргию на погребальный кострах. Мир Зотика — последнего континента Земли.

Мир «зотического» ужаса, рождённого дьявольской фантазией Кларка Э.Смита. Именно «зотического» — как лучшая его характеристика. И перевод его названия Зотика (а не Зотик) мне кажется более удачным — по аналогии с «готика».

Так что же такое «зотический» ужас?

Это ужас чёрного, безысходного мира, мира «тёмного фэнтези», заражающий кровь уже тогда, когда понятия «тёмного фэнтези» ещё не существовало. Это ужас некромантии и страх превратится в живой труп. Это внутренности зла, съеденные и отрыгнутые адом. Это беспросветная обречённость, где единственным источником света является чёрный свет чёрного солнца. Это кошмарные создания, знающие только одного бога — бога кошмара, где квинтэссенцией высшего кошмара является сам человек.

Этот мир имеет свою эстетику. Эстетику смерти, безнадёжной и неизбежной. Очень часто отданной на поругание.

И как всякий мир он имеет свои законы:

Закон силы.

Закон зла.

Закон более сильного зла.

Зло порождает зло, но и зло убивает зло.

Каждый рассказ несёт в себе мораль — мораль возмездия злом. Зло наказуемо злом. Или оно погубит само себя. Или справедливость гарантирована более высшим злом. Такова белая нить тёмного полотна. Такова «математика» тьмы, где «минус» на «минус» даёт «плюс». Где корень зла всегда квадратный.

Этот мир собран из рассказов, где отдельный рассказ — маленькое поэтическое сказание, метафорическое воплощение поэтического таланта Смита. В целости — это драгоценный жемчуг на шее тёмной литературы.

Не все рассказы цикла одинаково хороши, но совокупностью своею рисуют потрясающе падший мир, мир острых ощущений, мир, по эмоциональности не уступающий раскаянию грешника. Мир, который ещё долго не можешь забыть.

Мир искрящейся тьмы.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «The Nameless Offspring»

sergu, 29 мая 2018 г. 22:37

Ночь. Зловещее место. Таинственный дом. Легенда, связанная с владельцем поместья, которую передают шепотом…

Все атрибуты чего-то недоброго, как часовые страха, заняли свои места.

Вот-вот что-то должно случиться, что-то потустороннее, отвратительно-ужасное, но вместе с тем манящее, таинственное, болезненно-притягательное.

Неизбежность происходящего, кажется, застыла в воздухе.

Атмосфера постепенно сгущается, и психическое напряжение готово вот-вот сорваться на высшей ноте или выпасть в осадок каким-то чудовищным кошмаром.

Но что-то невнятное, тяжёлое, как излишний побочный эффект, нарушает целостность картины. Тяжёлые метафоры и сравнения местами делают текст неподъёмным и, как следствие, снижают эмоциональное восприятие. И зреющий ужас печально теряет свою остроту и безвольно сползает в детскую пугалку... Хочется верить, что причиной тому не совсем гладкий перевод.

Масла, масла в огонь!

Вместо этого — смазанный, нелогичный и затушеванный конец. Как ушат воды на агонизирующее пламя.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Кларк Эштон Смит «The Dimension of Chance»

Seidhe, 29 мая 2018 г. 12:49

Довольно непривычно, конечно, воспринимать Кларка Эштона Смита как автора научной фантастики — не за НФ мы автора любим и ценим! — но и этот рассказ получился очень «смитовским» по духу. В центре сюжета — двое американских военных, которые во время преследования на новейшем «ракетоплане» японского шпиона попадают в странный мир бесконечной изменчивости. Описания данного мира — основная фишка рассказа. Фантазия у автора, как совершенно правильно заметил автор предыдущего отзыва, всегда была буйная, поэтому и мир получился достаточно любопытным. Одно только животное, похожее «на ягнёнка и змею с паучьими ногами» одновременно чего стоит! =))) Особого очарования добавляет тот факт, что мир вокруг героев постоянно меняется, находится в постоянном движении, причём не только мир живой и неживой природы, но и физические законы, и само пространство:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё здесь было неоднородным и причудливым, что свидетельствовало о совершенно бессистемном развитии. Казалось, что весь этот хаотичный космос, в котором оказались земляне, сформировался из атомов и электронов, у которых не было чётких моделей поведения и чьим единственным управляющим законом была случайность.

А вот само развитие сюжета показалось достаточно банальным и предсказуемым. Хотя, учитывая время написания рассказа, это вряд ли можно отнести к недостаткам, просто нужно понимать и быть готовым, что никаких объяснений всему происходящему не будет. Я подразумеваю научные объяснения, потому как объяснения типа «они развивали у себя способности, которые позволили им обходить отсутствие законов здешнего окружения, предсказывать её случайности и навязывать свой закон и порядок постоянно меняющемуся хаосу» в тексте присутствуют.

Тем не менее, повторюсь ещё раз: не в научно-фантастических объяснениях прелесть «Пространства случайности» — рассказ надо просто читать, наслаждаясь богатством фантазии автора и восхищаясь величественными картинами, созданными необузданным воображением этого безусловно талантливого визионера...

Одним словом, поставил бы 7 баллов — до лучших авторских вещей всё-таки не дотягивает. Однако, описания изменчивого мира получились весьма впечатляющими, да и за предвидение американо-японской войны (хоть по мысли автора и происходит это в 1975 году, а воюют Штаты против Китайско-Японской Федерации) накину балл.

Алексею Черепанову — низкий поклон за перевод.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Бог из храма смерти»

sergej210477, 29 мая 2018 г. 00:36

Как и всегда, у К. Э. Смита получился великолепный приключенческий рассказ. Классическое Dark Fantasy плюс некоторые элементы хоррора.

Мрачный храм древнего бога Смерти, которому поклоняются жители небольшого, затерянного в пустыни городка. Таинственные жрецы этого бога, скрывающие свои лица. Могущественный колдун-некромант и его злобные ученики. И среди всего этого мрачного окружения — молодая пара, случайно оказавшаяся в этом проклятом городе. Герои попали в ужасный переплёт, смогут ли они остаться в живых и не потерять рассудок?

Рассказ, типичный для этого писателя. Несложный сюжет, но мастерски созданная атмосфера. Живые герои, красочные декорации. Создаётся впечатление, что посмотрел отличный приключенческий фильм.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Чёрный аббат Патуума»

sergej210477, 28 мая 2018 г. 14:24

Отличный приключенческий рассказ. Прекрасный образец Dark Fantasy. Есть все, что характерно для этого литературного жанра.

Два друга-воина сопровождают караван через мрачную пустыню, о которой ходят зловещие легенды, что там живут демоны...

Все очень атмосферно, ярко и кинематографично.

Вот Зло — страшное, уродливое. А вот благородные герои, которые не оставят друг друга в беде.

Мрачные подземные склепы, заброшенные древние монастыри, мерцающий огонь факелов, луна, бросающая бледный свет в оконный проем — все это присутствует.

Достаточно жутко и интересно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Морфилла»

sergu, 25 мая 2018 г. 22:40

ЭСТЕТИКА ЗАПРЕТНОГО, ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ КАК ФОРМУЛА ЛЮБВИ

Юный поэт Вальцейн молод телом и годами, но стар душой, ибо ни сладкое вино, ни любовь женщин не способны уже согреть его сердце. Этот чувственный мир больше не волнует его. Но однажды брошенное учителем упоминание о ламии сработало, как пороховой заряд.

Ламия! Только она способна разжечь потухшее пламя в его душе.

Ноги сами приводят юношу на кладбище, где обитает та, чья любовь жаркая, как пламя, и губительна, как пасть змеи. Вспыхнувший между ними огонь любви полон истинного сладострастия.

Но каково же было разочарование юноши, когда он узнаёт, что под видом ламии скрывается обычная женщина. И испитый им нектар страсти теряет свой необычный вкус.

Рассказ — прекрасно исполненная нравоучительная басня. С моралитесом, как водится.

*

Моралитес первый:

Любовь — лишь призрак сладких грёз, обман, иллюзия, самовнушенье.

Как сон, она сладка в мечтах.

Разбей мечту. Любовь — слепа.

Вот истина её поста проста: любовь без грима — отвращенье.

*

Моралитес второй:

Запретный плод, известно, сладок.

Но, став добычей страстных рук, он вдруг —

Не более, чем кислый фрукт.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Империя некромантов»

sergu, 24 мая 2018 г. 17:58

Любая власть губительна. Власть над смертью — губительна вдвойне. Однажды мёртвое дыхание времён расскажет красивую легенду о пустыне, о погибшем царстве, о жестокости по отношению к законному праву усопших и о надменности тех, кто вторгается в их права. О том, как два некроманта, возомнив себя богами, сотворят великое зло.

И мёртвые восстанут их могил... По зову те, кто силой наделён над смертью.

И вот великая империя зла стоит на её костях — империя некромантов, империя дерзкого величия, скверны и самозванства. Империя рабства над вечным сном. Как насмешка над смертью, как святотатство и оскорбление её власти.

Но Костлявая не прощает надругательств и платит обидчикам их же монетой. И мимолётное величие не более, чем иллюзия, лишь пыль от пыли, прах от праха.

Ведь право мёртвых — вечный сон.

Смерть милосердная в своих объятьях.

И горе тем, кто дерзостью своею

Нарушит царства вечного покой.

Им путь закрыт.

Сам ад не примет их.

О смерть, возьми меня к себе!..

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Остров мучителей»

sergu, 23 мая 2018 г. 23:06

ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ, ИЛИ В КОМНАТЕ С ЧЁРНЫМ ПОТОЛКОМ С ВЕРОЮ В ЛЮБОВЬ

Выжить во время Серебряной Чумы — это благо или проклятие? Для короля, потерявшего при этом трон, друзей, близких, всех подданных и всё королевство — это непоправимая утрата, самая жестокая участь. Король без подданных, без права на надежду. Казалось, что может быть хуже? Но злая судьба уготовила ему ещё более страшное испытание.

Рассказ — это поэтическая легенда о безысходности, это реквием обречённости, в котором сольный голосок надежды как запах нежного цветка.

Но нет предела коварству. И голос надежды окажется злобным смехом пытки. А светлый его луч — лишь чёрным светом солнца.

Солнца Без Надежды.

В том царстве тьмы, где пытки боль хохочет над тобой.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Кларк Эштон Смит «Сад Адомфы»

sergu, 22 мая 2018 г. 23:25

У пресыщенного развратом и жестокостью царя Адомфы есть прекрасная и возвышенная мечта — таинственный сад, о котором ходят самые разноречивые слухи. За каменным забором скрыт он от постороннего глаза, и даже солнце лишено возможности тронуть его лучами. Такого сада нет нигде, ибо здесь растут человеческие части тела, собранные в коллекцию разнузданного кошмара. Это боль эстетики и страдание красоты. Это ожившее безумие, одетое плотью невинных жертв. Это мерзость и вечное сумасшествие убогого удовольствия и дьявольски извращенного представления о красоте. Но у сада есть плоды.

Вкуссссссси меня...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Смерть Илалоты»

sergu, 22 мая 2018 г. 18:01

Как вернуть ушедшего от тебя возлюбленного? И как отомстить той, что увела его? Нет ничего проще, если ты — ведьма, а любовь твоя жаднá и ненасытна, аки ламия. Ибо ты и есть — ламия.

И смерть твоя — лишь миг несчастья,

Величья й торжесва — полёт.

И вечной тьмы душа твоя — заложница на век...

Атмосфера запретной любви соседствует в рассказе с атмосферой могильного склепа. Писательское дарование Смита рисует перед тобой зловещую картину извращённой страсти.

Тяжёлый саван ночи, накрывший ложе ждущей возлюбленной...

Огромный белый цветок луны, источающий аромат заупокойного...

Цепенение застывшего, словно в спящем чародействе, воздуха...

И жуткий вопль кошмарного страха с жаркой восторженностью споёт осанну кровавой любви!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Чёрный идол»

sergu, 20 мая 2018 г. 09:14

МНЕ ОТМЩЕНИЕ, И АЗ ВОЗДАМ, или ЧТО РАЗ АУКНЕТСЯ – СТО КРАТ ОТКЛИКНЕТСЯ

Говорят, в детстве академика Павлова укусила собачка. Собачка убежала и забыла, а Павлов вырос, стал академиком, но не забыл…

В данном рассказе бедного мальчика обидела не собачка, а наследный принц. Принц стал королём и забыл. А мальчик вырос, стал могущественным волшебником и, как водится, не забыл.

И пришло время собирать камни! С «процентами», коих за много лет сосчитать даже трудно. Но мальчик (теперь колдун) сосчитал. Всё до последней капельки – крови, разумеется.

Это рассказ о мести могущественного колдуна могущественному королю. Страшный рассказ о страшной мести. Чёрной мести, ибо колдун, естественно, — чёрный и злоба его того же цвета.

Это Апофеоз мести.

Это Судный День мести.

Это Чёрный Апокалипсис твоего конца света.

Это чёрное полотно, где чёрные краски гуще, чем где бы то ни было. Где чёрная злоба и чёрное сердце, питающее эту злобу, творят свой адский танец. Где чёрная месть зреет в чёрных мыслях, где акт великого возмездия воспевается безумным триумфом мщения.

И сладость унижения, и крик разврата искупления сойдутся в бешеном экстазе и закричат, как грешная душа в аду!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Обитатель бездны»

sergu, 19 мая 2018 г. 10:18

Глубинное дыхание марсианских бездн пахнёт тебе в лицо...

Таинственная раса Иорхи, растаявшая в небытии уходящих веков, встретит тебя на пути...

Незрячий ужас, сытый мраком ночи, поднимется со тьмы Авернуса...

И гипнотический транс летаргического сна липким одеянием падкого блага примет тебя в свои пагубные объятия. И древнее существо, древнее, как сам мрак, навсегда сомкнёт над тобой свои жала.

Власть его вечна.

Имя ему — тьма.

Может быть, безысходность утешит тебя...

Может быть...

:weep:

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Склепы Йох-Вомбиса»

sergu, 19 мая 2018 г. 10:16

Древность...

Сколько тайн, сколько непостижимых загадок кроется за этим словом. Сколько соблазнов...

Древние развалины, склепы, лабиринты... Прах веков, пыль столетий, немые свидетели ушедшего, забытого, проклятого... не потревоженного... упокоённого...

Ждущего... Ждущего своего часа... Часа возрождения. Торжества! Злого Мрака! Смерти! Твоей смерти!!!

Беги!

Не слушай зова!

Прошлое мертво!

Не буди его!!!

:mad:

ИМХО: Многое в рассказе вызвало ассоциации с «Чужым». Очень даже похоже. Вполне может сойти за прототип, если действительно не послужил таковым.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кларк Эштон Смит «Чёрный аббат Патуума»

sergu, 19 мая 2018 г. 10:00

НАГРАДА НАШЛА ГЕРОЯ

Двенадцать чёрных, как ком тьмы, теней

Подвластны чёрному, как душа мрака, аду,

Рождённому от чёрной жажды зла.

И черен ликом он, и кровь его черна.

Уджу´к — аббат греха и дух порока.

Он ждёт тебя в пустыне И´здрель

Под мраком ночи, под гнилой луной.

В объятьях смерти ложе он постелет

И оргию отправит на твоих костях...

Спасенье есть, но долг уплатой красен.

Кому платить? — По жребию судьбы.

Героя два.

Но жребий их обманут.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Второе рождение Венеры»

sergu, 18 мая 2018 г. 22:52

Я встану в шёлковых трусах

На огороде, и в природе

Погаснут звёзды в небесах..

Наталья Фарион «Казино»

[адаптированный перевод]

***

СМЕРТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ, ИЛИ ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ О ПЕРЕНОСЕ МОРКОВНЫХ ГРЯДОК

Однажды апрельским утром три монаха вскапывали огород. Ничто, казалось, не предвещало беды... Но вдруг лопата звякнула о что-то твёрдое, и копание монастырских грядок плавно перешло в раскопки. Вскоре труды новоявленных археологов увенчались успехом. На свет божий явилась чудесная статуя Венеры, красоты неописуемой, мрамора невиданного, ваяния языческого, греха любовного. К тому же в лучшем из лучших нарядов Евы — одёже невинности. Ни о какой дальнейшей работе не могло быть и речи, так как не только речи, но и мысли рясоносцев роились вокруг «поганского идола», аки мухи вокруг взыгравшего мёда.

Падкую до сладкого братию призвали к обетам, а каменную богиню так и оставили в огороде.

Братва, как говорится, была безвинна и чиста, и дух смирения носился над землёю. Но эманации красоты и возвышенного томления напоили братьев не хуже «отче наша». А дух «большой и чистой» любви воссиял в их сердцах. Порок бесовского желания прочно поселился в растревоженном монастыре.

Козлом (или правильнее — козлицей) отпущения, как и следовало ожидать, оказалась злополучная «каменюка». Чары от неё исходили бесовские, зело непотребные. Да токмо красоту в карман не спрячешь, от братвы не утаишь. Чем закончился бы сей акт еретического нигилизма, можно только догадываться, не зажгись сердце лучшего из братьев праведным огнём веры и не исполни он роль жертвы, свершив богопротивный поступок с «пагубным истуканом».

Опосля чего «языческую гадость» вернули на прежнее место, то есть предали земле и вечной анафеме. Во имя светлых идеалов веры и взвращения спокойствия многострадальной братии. Да к вящей славе господа нашего. Аминь.

...А грядки с тех пор перенесли в другое место — от греха подальше. Вот только интересно: МОРКОВКА у братьев после того случая пошла в рост или захирела?

:smile:

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Кларк Эштон Смит «Аверуан»

sergu, 18 мая 2018 г. 22:46

Ведьмы, вурдалаки, оборотни...

Лики уродливых горгулий, демоны на раздвоенных копытах...

Дремучие леса, напоённые дыханием хищного чародейства...

Монастырские обители, возносящие торжественные песнопения к глухим на мольбы небесам...

Развалины замков, где нечистое колдовство уходит корнями в языческие времена, где прекрасные, восхитительные в своём соблазне ламии дарят восторженным жертвам смертное блаженство греховной любви...

И древнее Зло, как огромная горящая сатанинская печать, давящая души безысходным ужасом...

Таким предстаёт перед нами мир Аверуана, сошедший со страниц рассказов К.Э.Смитта. Мир тёмного средневековья, страшных преданий и жутких тварей. Мир чернокнижия и чёрных колдунов. Мир могущественных сил, соседствующих бок о бок с монастырской жизнью, святостью Церкви и благостью христианского всепрощения. Иногда под лёгкой дымкой юмора, иногда под вуалью таинственного, но всегда под покровом чёрного чародейства, прочно обосновавшегося в здешних местах, как вечная и неотъемлемая его часть.

Ни молитвы Господу, ни святая вода, ни крест животворящий не в силах совладать с несокрушимостью духовного врага. Победить зло можно только его же оружием – силою древних заклятий и магией первозданного колдовства. Иногда холодным железом или простым осиновым колом. Но никогда божьим словом. И никогда никакое оружие не способно устоять перед самым главным колдовством – силой любви, перед которой остаётся только пасть ниц, сдаться на милость победителя, тем более если это милость восхитительных чаровниц.

Краткое изложение цикла с ненаучно-истерическими комментариями:

- «Сатир» – Трактат о том, как рогатый наставил рога тому, кто сам наставил рога другому.

- «Повелительница жаб» – Сказка о злой лягухе, топком счастье и жабьей страсти.

- «Зверь Аверуана» – Пришествие Кометного Зла, или Исповедь героя о страшной тайне и не менее страшном Звере.

- «Колосс из Илурни» – Зомби-хроника о некромантской мести.

- «Создатель горгулий» – Сказ о средневековом «пигмалионе» и чудовищных «галатеях».

- «Второе рождение Венеры» – Преданье старины глубокой о переносе морковных грядок.

- «Колдунья из Силера» – Любовь зла, полюбишь и козла, или Баллада о несусветной любви и верном избраннике.

- «Свидание в Аверуанском лесу» – Сказание о нетопырях, гиблом месте и осиновом коле.

- «Святой Азедарак» – Туда и обратно, или Хроноповесть о благочестии, выборе и лишении возможности совершить этот выбор.

- «Конец рассказа» – Легенды грустный плен о добровольном, но счастливом плене.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Бог из храма смерти»

sergu, 18 мая 2018 г. 16:56

Страх смерти, трупов, разложения — мощное психическое воздействие на чувства любого человека. «Энергетика» смерти по силе своего влияния сравнима разве что с «энергетикой» самой жизни. Эмоциональный резонанс усиливается архетипом всевозможных древних культов и чёрных сатанинских представлений. Атмосфера соприкосновения с физически реальным Погребальным Злом поистине устрашающая и волнующая.

Что скрывается за мрачной последней чертой? Чудовищные боги, пирующие за столом смерти, уставленном телами мёртвых? Исчадья преисподней, пожирающие трупную плоть? И что такое последнее пристанище? Вечный упокой? Или царство смрада, где властвует кровожадный Хозяин пресыщенного разложения, губительного слада и омерзительного духовного очищения?

Да! Это царство Мордигиана — верховного божества города Зуль-Бха-Сейра. Бога мёртвых. Бога страшного, жестокого и неизбежного. Но справедливого.

Ибо смерть не повод для обмана.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Кларк Эштон Смит «Двойная тень»

sergu, 12 мая 2018 г. 08:08

Среди голых, изъеденных ветром утёсов, где море ревёт чужим голосом, где ветра завывают угрюмыми невидимыми призраками, высится каменная обитель древнего колдовства. Там великий чернокнижник Авитекс со своим учеником творят древнее чёрное чародейство, вызывая обитателей запечатанных навеки гробниц и открывая бездны бесконечного мрака.

Но однажды соблазн таинственного заклятья станет твоим проклятым роком.

И чёрное дыхание мёртвых времён обрушится на тебя по твоему же зову.

Это не просто рассказ, это зловещая мозаика поэтической ауры древнего зла. Это мрачная атмосфера мистического чернокнижия. Это власть таинственных сил, способных открыть бесконечность запредельных бездн, где демоны мрака, хищно стерегут каждый твой неверный шаг, а неведомое дочеловеческое зло ждёт своего победного часа.

Слышишь? Это чёрной проказой ада явилась тень разложения страшных человекозмей.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Кларк Эштон Смит «Ужасы Йондо»

sergej210477, 10 мая 2018 г. 16:10

Небольшой, но отличный рассказ. Слушал в аудиозаписи, всего 20 минут.

Герой, брошен на погибель на окраине ужасной пустыни Йондо. Деваться некуда — сзади ждёт смерть, но и в этой пустыне таится нечто, ещё хуже чем просто гибель.

Вот и весь сюжет. Но, как всегда, у К. Э. Смита, мне больше всего нравится великолепная атмосфера, которую создаёт автор. Красиво, интересно и психологически очень глубоко и сложно. Все оттенки чувств, испытанных персонажем, от предчувствия нечто угрожающего, потом легкого стража, затем ужаса, затем появившийся надежды, и, вновь жуткого, безнадежного отчаяния.

Мастерски написанная вещь.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Кларк Эштон Смит «Зверь Аверуана»

sergu, 9 мая 2018 г. 08:33

Ужас поселился в окрестностях Перигонского монастыря. Приход кометы стал началом зловещих событий, навсегда лишивших покоя здешних обитателей. Страшный Зверь чёрным жнецом собирает свою кровавую жертву.

Во все времена появление комет в небе считалось дурным предзнаменованием. Испокон веков они наводили ужас на суеверное человечество. Злой гений человечества создал поистине космический символ своего предрассудка. Этим не преминул воспользоваться автор рассказа. Он очень просто, самым буквальным образом и притом вполне оригинально реализовал идею Кометного Зла.

Оценка: 7
⇑ Наверх