fantlab ru

Все отзывы на произведения Барри Молзберга (Barry N. Malzberg)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Барри Молзберг «…А мы лезем в окно»

Sergio Blanc, 22 июля 2023 г. 12:29

Уильям Койн, 29-летний безработный, изобретает машину времени ограниченного радиуса действия. Она может перемещать человека не более чем на четыре месяца в прошлое и на 17 минут в будущее. Но это ладно, это пустяк. Не пустяк в том, что : « Видите ли, беда в том, что, как я упомянул выше, у машины пока не отлажена шкала временных перемещений, и всякий раз, возвращаясь в настоящее, я попадаю не в истинно настоящее время, а отклоняюсь от него в ту или иную сторону на несколько секунд или минут. Поэтому теперь, когда я забрасываю себя в будущее, я вечно нос к носу сталкиваюсь с самим собой, а когда кидаюсь назад, пытаясь попасть в точно намеченное время, только еще больше осложняю обстановку. То же происходит, когда я посылаю себя в прошлое: я неизменно натыкаюсь на своего двойника.»

Это привело к тому, что наш изобретатель оказался в отчаянном положении и вынужден написать письмо. Кому? Зачем?

Прочтите, с чувством юмора у автора нормально!

Оценка: 6
– [  5  ] +

Барри Молзберг «За Аполлоном»

FixedGrin, 16 июня 2022 г. 04:57

С использованием материала заметки для Medium (https://bit.ly/39AZR3M).

Боб Шоу дал «Beyond Apollo» в 1972-м уничижительную характеристику, памятную сегодня, несмотря на премию JCMA-1973, лучше самой книги: «эпитома всех проблем, постигших научную фантастику за последние лет десять или около того». Строго говоря, роман Молзберга не заслуживает столь поносной оценки, это довольно редкий образец психиатрического НФ-триллера с безнадежно недостоверным рассказчиком, подозреваемым в убийстве коллеги по экипажу, просто в нынешней фазе существования Голливуда получится при его экранизации не «Час расплаты» или «Пришелец», а в лучшем случае «Прометей», в худшем же — какое-нибудь «Высшее общество». Благо, у главного героя отчетливые гомосексуальные позывы, да и Венера, цель экспедиции, прилеплена сбоку припекой, будто Солярис у Тарковского. (Cам Молзберг утверждает, впрочем, что при создании романа вдохновлялся не киноновинкой того года, а рассказом Гарри Гаррисона «Я на своем посту».)

Хотя ясно, что именно Шоу имел в виду — Новую Волну, о галеонном символе которой, журнале New Worlds, Муркок спустя несколько лет скажет в сердцах: «Если услышите от меня про подготовку очередного номера, значит, пора вызывать санитаров».

Я, пожалуй, вынужден с Шоу согласиться, хоть сам и предпочитаю работать со стилистически усложненной фантастикой, далекой от монохромных клаустрофильских разговорных драм того же Азимова. У нововолнистов свои “ошибки юности” принято критиковать и списывать на заскорузлую политику издательских ОТК. Несколько сложнее было бы признать, что многие, если не все, нововолнисты (но не киберпанки) отвернулись от космоса из-за обычного неумения — и, еще хуже, нежелания — разбираться, в какую сторону вращается Земля (тут смутно вспоминается Нивен, который в «Мире-Кольце» признал и эту ошибку, и более серьезную, потребовавшую оснащения Кольца двигателями Буссарда) или почему для оптимального маршрута к газовым гигантам и их спутникам нужно все-таки разгоняться у Венеры, а не лететь “по прямой”.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Кэти Коджа, Барри Молзберг «Дань обычаю»

Ouroboros_8, 28 мая 2022 г. 12:48

֍ ПУТЬ ВО ТЬМУ, или ТЕАТР БОЛИ И ОТЧАЯНИЯ ֍

ЦИТАТЫ:

«Крохотная, хрупкая жизнь, жизнь — будто кошка на улице, жизнь — дарованная, а потом выдернутая из-под нее и сброшенная ...»

(Кейт Коджа, Барри Н. Мальзберг. «Дань обычаю»)

«…она и ее кот — лишь две стороны одного окаменелого свидетельства, проводники и вместилища для последствий, каких им не понять, но на какие возможно лишь отзываться, как отзывается рот на сосок, на вкус мяса, на тягу вдоха …»

(Кейт Коджа, Барри Н. Мальзберг. «Дань обычаю»)

Откровенный до полного обнажения запретных тем, о которых не принято говорить в «приличных обществах», рассказ «Дань обычаю» – словно операционный стол, на котором исчезают все секреты, раскрывается истинная правда о причинах нездоровья – одной из древнейших болезней общества – проституции.

То, что рассказ написан талантливо, у меня не вызывает сомнения. Почему – «Дань обычаю»? Возможно, не принято так откровенно писать «про это». Отдавая дань обычаю, об «этом» говорят намёками: ну, да, есть такое явление, но что поделаешь?..

Отдавая дань обычаю, молодую женщину 37 лет, вынужденную торговать своим телом, чтобы не умереть с голоду, соавторы с первого же слова в рассказе называют «шлюха». И больше у неё нет имени: только тень – шлюха.

Мне кажется, что за таким обращением прячется не просто презрение, а надменное отнесение себя к касте «порядочных»: нет, мы не такие. Да, у «нетаких» всё хорошо, всё прилично: отчего же не быть гордыми? Только вот откуда берутся тысячи и тысячи мужиков, пользующихся услугами проституток и называющих их шлюхами? Чем они-то лучше? Тем более, если им добровольно не дадут сбросить то, что накопилось и требует выхода, они могут взять силой – унизить, отнять, заставить, растерзать …

В мире «потреблядства» (по-моему, термин Джоан Роулинг) срубить лёгкие деньги на красивую жизнь, выбрав профессию древнейшую из древнейших, для молоденьких девочек не считается чем-то зазорным: красиво жить не запретишь! А «Яма» Куприна – это же отстой! – такая древность – так не бывает теперь… Вот этот бы рассказ прочитали. Это современно. Может быть кто-то и задумался бы.

Не хочется анализировать произведение, что так больно заставило сжаться сердце. Да и не могу: «возможно лишь отзываться»… Снова глаза на мокром месте и ком в горле … Просто надо прочитать и понять… Там отражение разбитой души. И кот, как крошечный плот, который удерживает на краю надежды, чтобы не утонуть в море «мертвого секса, возможного и несбывшегося».

P.S.

Рассказ Кейта Коджа, Барри Н. Мальзберг «Дань обычаю» входит в антологию «Финт хвостом».

Оценка: 10
– [  1  ] +

Майк Резник, Барри Молзберг «Всяк человек Бог»

vam-1970, 9 июня 2021 г. 16:33

Фармер в Мире Реки представил нам большое количество представителей рода человеческого из всех эпох нашей многотысячелетней истории. И причем известных в своё время личностей. Если считать сборник «Легенды Мира Реки» Приложением к циклу, то в каждом произведении Фармер и примкнувшие к циклу писатели обыгрывают поведение известных личностей в новых для них условиях обитания.

Философский сюжет , обыгрывающий маразм многих тиранов нашей планеты на примере Калигулы. Тут соавторы блещут по полной , во всей своей красе таланта. Очень яркое повествование о бреднях Калигулы, его сумасшествии и о том, как у такого идиота появляются последователи. Стоит почитать, чтобы потом не удивляться реалиям нашей жизни.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Барри Молзберг «24 июля 1970 года»

Darth_Veter, 4 марта 2021 г. 21:22

Еще один нестандартный взгляд на временной парадокс. В рассказе его устраивает сам автор, написав сам себе ответное письмо от лица редактора известного журнала. Якобы посланный в журнал рассказ об очередном путешествии «машины времени» не понравился редактору, но тот не решается его отклонить, потому как опасается «зеркального эффекта» (это когда мысленный образ какого-либо объекта заменяет в реальности сам объект). И вот чтобы случайно не стереть себя самого из нашего мира, редактор просит автора написать письмо от его имени, где двойник редактора даст автору ценные указания по переделке рассказа. Только вот вышла промашка: намерения редактора, оказывается, тоже влияют на реальность.

Идея, конечно, выглядела многообещающей... К сожалению, Барри (оДоннел) справился с сюжетом не слишком хорошо. Вышло слишком трудночитаемое произведение, в котором нет стройной логики изложения. Дойти до его смысла можно только после неоднократного прочтения. Я бы лично изложил его в виде живого диалога между автором и редактором, в процессе которого редактор неожиданно исчезает из реальности после одной неосторожно брошенной фразы автора. Объем рассказа при этом хоть и увеличился бы, но читать и понимать его было бы значительно легче.

---------------

РЕЗЮМЕ: весьма непростое для понимания повествование о времени, завязанном в узел «обратной связи». Все причинно-следственные связи перепутались и совершенно непонятно, к каким последствиям приведет каждое сказанное автором слово.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Барри Молзберг «Отцы и дети»

Darth_Veter, 3 марта 2021 г. 22:21

Это просто какая-то злобная пародия на семейные темы! Если смотреть со стороны сына, то негодяй — отец, ибо он не давал денег на развлечения и обломал свидание с некой Дорис. Отец же считает, что это сын негодяй, ибо не уважает отца и ведет распутную жизнь. Каждый из них считает, что это именно он наказывает другого, выставляет его полным дураком. Сын — потому что запряг своего отца в коляску, а отец — потому как именно он выбирает дорогу по городу, показывая всем невоспитанность своего сына. Кто из них прав? Как ни странно, но кажется, что оба. Просто потому, что судят об этом с разных позиций: сын — с точки зрения доминирования силы, а отец — с точки зрения морали. А вы как считаете?

-------------

РЕЗЮМЕ: почти библейская притча о правоте. Уже более тысячи лет прошло с тех пор, а вопрос так не решен, и «воз поныне там». Главное лишь то, как МЫ лично на это реагируем.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Барри Молзберг «Геенна»

Darth_Veter, 3 марта 2021 г. 21:56

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Говоря обычным языком, ее нельзя изменить. Такое по силам лишь литературе, конкретно — фантастике. Данный рассказ — один из многочисленных тому примеров. Каковы будут судьбы персонажей, если они сделают (или не сделают) те или иные действия? Кое-кто из ученых убежден, что Вселенная на самом деле реализует ВСЕ возможые варианты развития событий, просто они происходят в РАЗНЫХ ее проявлениях. Эдакий «веер вероятностей», гигантская «машина распределения». Фантастам понравилась эта гипотеза, и они с энтузиазмом подхватили ее идею, муссируя ее в самых невозможных комбинациях. Чтение получилось увлекательное, но — увы! — соверешенно бесполезное. Ибо у нас нет никаких доказательств, что это происходит на самом деле. Математика, конечно, царица наук, но даже цари ошибаются. Математические расчеты лишь показывают ВЕРОЯТНОСТЬ свершения того или иного события, а отнюдь не его реализацию. Природа получает то, что наиболее вероятно, отметая всё остальное. Поэтому размышления о том мире, где Рим не пал под натиском кочевников, а уцелел и превратился в космическую Империю, навеки вечные останутся авторскими фантазиями на тему истории.

Тем не менее, это не значит, что читать подобные произведения глупо. Их главная цель — не в самом факте «альтернативной истории», а в ее интерпретации автором. Например, в истории Молзберга (о'Доннела) интересно то, что история не только выглядит по-разному в зависимости от того, кто ее рассказывает, — она на самом деле МЕНЯЕТ РЕАЛЬНОСТЬ: если сделать центральным персонажем Эдварда, его жена кончает жизнь самоубийством, а в противном случае уже сам Эдвард вынужден вскрыть себе вены. Всегда гибнет ВТОРОСТЕПЕННЫЙ герой. Правда, автор делает необычный ход, описывая новую историю от лица дочери Эдварда. Читателю не дано узнать, чем она закончилась. Тем самым автор повторяет известную нам с детства истину: «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется...» Именно неизвестность и влечет нас к чтению подобных рассказов.

-----------

РЕЗЮМЕ: притча о нереализованных возможностях. Какие из них произошли, а какие — всего лишь плод авторского воображения, решайте сами.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Барри Молзберг «The Falling Astronauts»

Groucho Marx, 2 ноября 2020 г. 14:01

Наполненный пессимизмом и космофобией роман. Молзберг утверждает, что «главное — на Земле», а на Земле при этом отнюдь не всё благополучно. Люди несут в Космос груз своих неврозов, предрассудков, страхов, и это превращает освоение новых горизонтов в своего рода «комедию черного юмора», обессмысливает пафос первооткрытий.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Барри Молзберг «Phase IV»

Groucho Marx, 2 ноября 2020 г. 13:57

Отличная новеллизация культового фильма. Какие изменения внёс Молзберг? Он сделал всё ещё более мрачным, чем Сол Басс. Персонажи Молберга, как всегда у этого автора, не просто безответственные исследователи, не желающие просчитывать последствия своих действий. Это невротики, имитацией научных исследований заслоняющие от себя свои психологические травмы. Они оказываются неспособны осознать масштабы стоящей перед ними проблемы, и каждый их шаг только ускоряет кризис.

В общем, отличная книга на тему невозможности контакта с чужой цивилизацией из-за антропоцентризма. Хотя фильм мне нравится больше, он менее однозначный.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Барри Молзберг «Натюрморт»

vam-1970, 22 июня 2020 г. 14:49

Героизм и антигероизм в космонавтике. Это одна сторона сюжета. Мы привыкли, что первые космонавты — это такие супермены, люди без комплексов. Слава их не заражает. Автор показал другую сторону дела — человек слаб, как бы его не героизировали. И бывают надломы психики, которые и невозможно заранее предугадать. Финал печальный -такой финал не мог даже присниться в страшном кошмаре всем руководителям космических полетов.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Барри Молзберг «Отцы и дети»

Groucho Marx, 8 августа 2019 г. 12:00

В этой злобно-остроумной параболе, стилизованной под Франца Кафку, ветеран «новой волны» Барри Молзберг расправляется одновременно с фрейдизмом (издевается над «эдиповым комплексом») и антропологическими штудиями (демонстрирует, что один и тот же «народный» обычай можно интепретировать диаметрально противоположными постулатами, а значит, извне понять чужую культуру нельзя). Написано хлёстко, саркастично, раздражает до такой степени, что полученному эффекту, пожалуй, и Харлан Эллисон позавидовал бы.

Оценка: 7
– [  -6  ] +

Барри Молзберг, Майк Резник «Призраки»

izubr_, 21 сентября 2017 г. 10:46

Очень коротко, очень необычно, особо без экскурсов. Пока худший рассказ антологии. Краткость не всегда сестра таланта

Оценка: 6
– [  0  ] +

Барри Молзберг «…А мы лезем в окно»

god54, 6 марта 2017 г. 19:34

С высоты сегодняшнего дня, когда фантастика исследовала практически все закоулки проблем с перемещением во времени данный рассказ не вызывает значительного интереса. Так вполне читабельная вещица, если с неё начинать знакомство с проблемой хронооперы.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Барри Молзберг «Сумерки богов»

god54, 6 марта 2017 г. 18:44

Однако у меня сложилось впечатление, что автор просто-напросто написал пародию на мастера классической фэнтези и вовсю потешается над своими героями и идеей насчет кольца. При этом надо отдать ему должное у него получилось не хуже, чем у первоисточника, а концовка вообще оригинальна и даже вызывает улыбку.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Барри Молзберг «Как я их обследую»

god54, 6 марта 2017 г. 18:25

И где же здесь фантастика? Возможно только в датах, когда происходит событие, а они как раз совпадают с нашим настоящим, иными словами автор описывает то, что мы имеем сегодня. Или оно имеет нас. Хотя , как показывает жизнь, реальность придумала более лучшие формы унижения людей. Например, если ты нигде не работаешь. то, должен заплатить налог, ибо ты тунеядец. Какие словечки из нашего прошлого, советского прошлого.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Барри Молзберг «Геенна»

god54, 6 марта 2017 г. 18:03

Довольно интересное сюжетное решение рассказа, когда каждый по-своему описывает одно и тоже событие: знакомство, бракосочетание, начало совместной жизни, дети... И все это в таких мрачных тонах, аж мороз по коже, врагу не пожелаешь... Одним словом на любителя такого рода чтения.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Барри Молзберг «Всегдашнее настоящее»

god54, 6 марта 2017 г. 17:10

Еще одно напоминание всем о той опасности, каковую несет в себе путешествие во времени, не только для одного человека, но и общества в целом. Рассказ вполне читабельный, хотя и остается продуктом своего времени.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Барри Молзберг «24 июля 1970 года»

god54, 4 марта 2017 г. 11:40

Тема путешествий во времени настолько досконально изучена в фантастической литературе, что согласно утверждениям главного героя этого рассказа обнаружить новые идеи невозможно и остаются лишь сюжетные варианты, хотя скорее отдельные сюжетные повороты. так и этот рассказ все же внес довольно неплохой сюжетный нюанс, который читается даже с интересом.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Майк Резник, Барри Молзберг «Всяк человек Бог»

Reading, 24 августа 2016 г. 10:16

Рассказ совершенно не понравился. То ли я его не понял, то ли смысла в нем нет совсем. Вначале Селус встречает Калигулу и тот ему заявляет, что он бог, единый и неповторимый в своем роде. Ведет он себя, мягко говоря, как сумасшедший, в одном из моментов даже откусив часть плоти у Селуса. Полный псих. Вскоре они присоединяются к группе людей, желающих взять город и Селус решает «сплавить» Калигулу этой группе, мол, говорит он, это Калигула, бог, а если с вами бог, вы не потерпите поражения. Хотя как по мне никакой он не бог, а умалишенный человек. В результате никакой попытки взять город не было, а они всей своей группой решили, что в этом мире все они боги и могут делать, что хотят. По моему полная бессмыслица.

Оценка: 2
– [  0  ] +

Барри Молзберг «Как я их обследую»

vam-1970, 11 мая 2016 г. 10:08

Автор гиперболизирует проблему и показывает , что произойдёт, если нет никаких регуляторов, внешних факторов воздействия на безработицу.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Барри Молзберг «Как я их обследую»

MarchingCat, 11 августа 2015 г. 12:40

Маленький человечек, упивающийся полученной властью над судьбами других людей. Старо и банально. Но подано очень хорошо, наглядно. Так хорошо, что даже затмевает собой основную проблему — всё бОльшее превышение населения над количеством рабочих мест. Лично мне более всего понравился эпиграф к рассказу. Прочитайте, не пожалеете! :)

Оценка: 6
– [  0  ] +

Барри Молзберг «Как я их обследую»

Carex, 25 марта 2015 г. 20:50

Красочная антиутопическая зарисовка. Но мне показался сюжет слишком простым. В конце я ожидал неожиданного поворота, а его не случилось.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Барри Молзберг, Гарри Гаррисон «Машинка, которая печатала правду»

Sawyer898, 28 ноября 2014 г. 11:57

Затасканная идея, плохая реализация. Даже средняком назвать тяжело, концовка сливается в непонятный ком и .... зачем??? Последний абзац, который должен был улыбнуть — не тащит и в итоге имеем вещь без которой можно было обойтись.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Барри Молзберг, Гарри Гаррисон «Машинка, которая печатала правду»

romanpetr, 16 марта 2014 г. 15:13

Два писателя — два корифея ( один по-больше, другой по-меньше) фантастики — написали коротенький совместный рассказ — эдакую междоусобную битву в мире писателей, где каждый получил возможность на участие в божественном эксперименте и творить все, что только на ум придет. Удивляет, только, что получив неоспоримое преимущество друг перед другом — оба автора скатываются до банальной рутинной склоки, проистекающей из взаимной неприязни и зависти. Безусловно ирония в совместном творчестве сквозит, но идейка малость заскорузлая , так что всерьез не воспринимается...

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Барри Молзберг «Concerto Accademico»

stas-no, 11 августа 2013 г. 00:33

Очень неожиданный рассказ. Я его бы трактовал не как фантастику вообще. Мало ли что кому привиделось?..

Оценка: 9
– [  1  ] +

Кэти Коджа, Барри Молзберг «Дань обычаю»

alex1970, 19 января 2012 г. 08:52

Это не ужастик в прямом смысле слова. Это история об ужасном одиночестве человека в большом городе, об отчуждении, когда все, что есть — это кот, который хоть как-то скрашивает жизнь.

Рассказ хороший, но навевает тоску.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Барри Молзберг «Сумерки богов»

Pupsjara, 15 октября 2010 г. 00:07

Забавный рассказ о поиске кольца, волшебник зажигает, рассказывая о трудностях своего мастерства, да и финальная сцена не без изюминки. Эх если бы еще компания героев, пришедшая за помощью, также удалась как волшебник, а то получились просто каррикатурными героями, на которых даже с улыбкой не посмотришь.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Барри Молзберг «Как я их обследую»

sanchezzzz, 3 марта 2009 г. 20:09

Довольно циничный, но, знаете, такой смачный рассказ!

Кажется сразу, что именно таким должен быть инспектор-обследователь по пособиям от правительства — грубым, жёстким, лицемерным, ненавидящим свою работу и своих клиентов. (Кстати говоря, приходилось слышать мнерие, что работу, чтоб её выполнять качественно и профессионально, нужно либо любить, либо ненавидеть. Ну, любить оно понятно. А вот если ненавидеть, — мнение такое объясняется желанием такого работника поскорее покончить с каким-либо делом по работе, и сделать его при этом наилучшим образом, чтоб даже никто не придрался, как бы говоря этой ненавистной работе: «а вот так я с тобой! получи!»). В его мозгу, и уж тем более в сердце, не должно быть ни тени сомнения, ни капли жалости и понимания.

Но что самое интересное и странное, его образ не отталкивает (правда, и не особо располагает), а скорее интересует. А вот те подобострастные ему личности в баре «У Джо», вот кто действительно и создают весь цинизм для этой истории.

Мерзкая суть системы, но, чёрт возьми, как классно написано!

Оценка: 9
– [  0  ] +

Барри Молзберг «Сумерки богов»

Nog, 17 декабря 2007 г. 17:28

Очень интересная небольшая зарисовка. Хочется даже назвать ее этюдом; не знаю, насколько это будет правильно. О чем — не сразу и расскажешь, хотя вроде бы все просто: к магу приходят просители в поисках могущественного артефакта, а тот отсылает их прочь, отказывая в помощи... Но последняя сцена показывает, что за происходящим стоит гораздо больше, чем кажется.

Оценка: 8
⇑ Наверх