fantlab ru

Все отзывы на произведения Элизабет Бир (Elizabeth Bear)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  3  ] +

Элизабет Бир «Между дьяволом и синим морем»

Sergio Blanc, 27 января 11:34

Тысячу раз согласен с теми, кто говорит о явных аллюзиях, если не сказать больше, которые это творение вызывает с текстом Желязны «Долина проклятий». Всё так, всё так: США — постап — курьер — доставка из точки А в точку Б некоего лекарства/медицинского препарата. Только у Желязны в качестве средства доставки специально оборудованный автомобиль, а у Бир мотоцикл. Хорошая реклама «Кавасаки» получилась. Там — мужчина, здесь — женщина-курьер в полном соответствии с гендерами авторов.

Там доставка из Лос-Анджелеса в Бостон, а здесь путь покороче — из Финикса в Сакраменто за восемь часов. И всё бы ничего, несмотря на очевидную трудность задания, если бы в дело не вмешался некий Ник, улыбающийся четырьмя рядами акульих зубов.

В рассказе прекрасный антураж: несущиеся свозь постап-пейзажи мощные мотоциклы, музыка Dead Kennedys... . Вот только оставил этот текст у меня впечатление какой-то незаконченности. Ощущение, что читаешь отрывок более крупного произведения. Может так оно и есть, а я, в силу своего невежества, ни о чём таком и не подозреваю?

Сделки с «сами знаете кем» со времён гётевского Фауста всегда являлись хорошей основой для литературы любого жанра.

Так что — Welcome To Hell и, «если встретите на дороге Будду — убейте его...».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Неупругие столкновения»

Isha Bhikshu, 6 октября 2023 г. 12:25

Данный рассказ не имеет никакого отношения к Мифам Ктулху или к Лавкрафту. Да ещё и написан каким-то «бомжеватым» языком. «Ее стошнило. Тонкая струйка пенистой желчи сочилась между ее сжатыми зубами». Бред.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Береговая линия»

mputnik, 16 декабря 2022 г. 22:38

Почему-то разум настойчиво отвергает эту абсолютно чуждую моему (и — надеюсь — нашему, уважаемый потенциальный читатель) менталитету.

Абсолютный индивидуализм абстрактного — и совершенно безэмоционального автомата, искусно маскируемый под некий нео-коллективизм. Боевой робот собирает технологические ошмётки на линии прибоя дабы составить некую материальную памятку о погибших соратниках из некоего уничтоженного боевого подразделения. При этом — ни буквы, ни пол-слова о том, ради чего всё это романтическое размазывание соплей по металлу. Ни слова ни о Родине, ни о присяге, ни о долге защитника Отечества. Просто — абстрактные солдаты. Вполне возможно — солдаты удачи. И — при этом — столько розовых соплей и сюсюканий… Маразм какой-то.

Не знаю как тебе, уважаемый потенциальный, а по мне — так с души воротит от лживости и продажности всех оных соплей. Сентиментальность убийцы. Индивидуализм как смысл жизни в несовершенном мире. Бред, короче. Ужасающе бездуховный

Оценка: 1
– [  0  ] +

Элизабет Бир «Береговая линия»

Дочь Самурая, 21 ноября 2022 г. 22:20

Очень трогательная история. Кто-то же должен учить мальчиков, что надо заботиться о слабых, детях и щенках. Забавно, что здесь это делает боевой робот.

Воины это не только разрушители, но и защитники.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Элизабет Бир «Между дьяволом и синим морем»

Mishel78, 6 ноября 2022 г. 02:20

Близкое будущее. Ядерная катастрофа превратила США в радиоактивные руины. Женщина-курьер получает задание перевезти жизненно важный груз в Сакраменто. Путь женщины по пустыне, и без того нелёгкий, сопровождается опасностью, носящей нечеловеческую природу.

Рассказ в общих чертах повторяет сюжетную канву повести Роджера Желязны «Долина проклятий». Но в отличие от своего знаменитого предшественника, Элизабет Бир показала более реалистичную картину ядерного постапокалипсиса, что неудивительно, учитывая время написания и накопленные знания по этому вопросу. Но стал ли от этого рассказ интереснее? Вряд ли.

Главная причина — отсутствие драйва, присущего «Долине проклятий». Противостояние катаклизмам, схватки с дорожными бандитами и мутантами, показ быта выживших — всё это делало чтение чрезвычайно увлекательным. Понятное дело, что сравнивать рассказ и повесть не совсем уместно, но всё же от фантастики ждёшь большего масштаба. Но автор больше сосредоточена на опасностях более реалистичных, как будто боясь придать повествованию фантастических деталей.

Тем более странно выглядит введение в рассказ фигуры таинственного мужского персонажа по имени Ник, опережающего на шаг главную героиню и предлагающего ей сделку, в результате которой погибнет большое количество людей. Инфернальная природа персонажа очевидна и это является неким оммажем к постапокалиптичной эпопее «Противостояние» Стивена Кинга. Там был персонаж Рэндалл Флэгг, являющийся посланцем ада и выполняющий ту же функцию, что и Ник у Элизабет Бир.

В целом, рассказ читается легко и быстро, поэтому некоторые недостатки простить всё же можно. Финал рассказа неочевиден и этот факт также не добавляет плюсов произведению. Если нравится жанр постапокалиптики вообще, то как минимум одного прочтения рассказ достоин.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Мангуст»

melnick, 3 ноября 2022 г. 22:16

По-своему очаровательный рассказ. Несмотря на то, что маловероятно, что в таком далеком будущем останутся поклонники мангустов (обычных или прославленных Киплингом). И несмотря на то, что прорехи в пространстве-времени должны бы сопровождаться несколько бОльшими неприятностями, чем описано в рассказе. Также у меня было предвзятое мнение из-за отторжения рассказа «Буджум». Думал, опять какие-нибудь гипертрофированные мерзости. Но нет, вполне зашло. Интересно. Динамично. Остроумно (в той части, что бюрократия не сдает позиции даже перед лицом неминуемого ужаса).

Оценка: 8
– [  1  ] +

Элизабет Бир «Грязный урок сердца»

melnick, 28 марта 2022 г. 21:12

Название странное, герои странные, враги странные, поведение и тех, и других тоже странное. Написано... ну не то, что бы совсем топорно, бывало и хуже... Мерзоточно, конечно, зачем-то, но, похоже, сейчас на Западе это норма. Моральные переживания героев выглядят как-то не очень правдоподобно, наверное, потому что в принципе легко отделались.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Не моих рук дело»

melnick, 20 марта 2022 г. 13:19

Рассказ необычен из-за бизнес-идеи героев-волшебников зарабатывать на оживлении чучел, музейных экспонатов и прочих искусственных обезьянок. Однако в повествовании разные причинно-следственные связи путаются друг с другом и мешают восприятию. Ну а некоторые яркие образы вовсе не забавляют, а скорее раздражают, как например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
танцующий джигу скелет динозавра.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Элизабет Бир «Плавная граница»

denshorin, 10 января 2022 г. 20:12

Блестяще подана мысль, что существуют моральные дилеммы, в которых нет верного решения. В трагедиях не бывает героев.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

melnick, 3 января 2022 г. 18:45

Абсурд везде. И в космосе, и в «машинном» живого корабля, и в наложении поведения пиратов, которые ходили по морям на парусниках, и космических пиратов. Не говоря уже о католическом пастыре. А давайте скрестим «Пираты Карибского моря» и «Звездные войны»? Ну а как развернулись события и чем закончились — это вообще

кроме отвращения ничего не вызывает. Просто мерзость какая-то...

Оценка: 1
– [  1  ] +

Элизабет Бир «Долли»

Manowar76, 25 июля 2021 г. 10:00

Не первая вещь Бир, прочитанная мною.

«Долли» понравилась больше, чем её же мелодраматичная «Береговая линия», получившая премии Хьюго, Азимова и Старджона и входящая в список лучших рассказов 21-го века от Локуса, но меньше, чем космическо-лавкрафтианский цикл «Буджум».

Рассказ представляет собой заочную полемику с Азимовым, поднимая темы секс-эксплуатации роботов (привет, «Мир Дикого Запада»). Это ещё не восстание машин, но уже появление осознающей себя личности. Сначала пара криминалистов, чётко проговаривает, что сознанию абсолютно некуда взяться у горничной-робота, но потом принимают случившееся, как данность. А всё из-за чувства привязанности, свойственному людям.

По гамбургскому счёту, таких сентиментально-многозначительных, но при этом пустых рассказов любой может кропать десятками. И что-то подсказывает мне, что ни на одном сетевом русском конкурсе фантрассказов «Долли» не пробилась бы в призовые места.

5(СРЕДНЕ)

Оценка: 5
– [  1  ] +

Элизабет Бир «Путеводный огонь»

Wolf94, 14 декабря 2020 г. 20:10

– Тебя я всегда отыщу, если сама захочешь.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Не так давно, в ноябре, мы с клубом погрузились в мрачную фантазию Лавкрафта. Честное слово, я на столько устала, что понадобиться несколько месяцев, чтобы просто отдохнуть, но тут пришла Элизабет Бир...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Хрюша Гилман хромал. На обеих ногах он носил опорные протезы. Он был просто фантастически некрасив: шишковатая лысая голова, поросшие клочковатой щетиной щеки в розовых пятнах, будто шкура зарезанной свиньи, крохотные рыбьи глазки за стеклами очков (такими толстыми, что хоть барбекю на них подавай), шелушащаяся от любого прикосновения солнечного луча или сухого пустынного ветра кожа… Лучшего работника у нас не бывало ни до, ни после.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мария Дельпрадо стала проводником для читателя, и вместе мы погружались на дно... Не знаю, что и сказать, но в другое время осталась бы под впечатлением, но — не сегодня.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Говорят, в тот миг, когда солнце скрывается за краем света, можно увидеть зеленый луч. Правда, я его никогда не видела. И даже сомневалась, что это правда. Пожалуй, теперь, если хватит терпения, это можно было проверить.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Тяжёлый урок»

Petr, 9 ноября 2020 г. 22:54

Чудный рассказик, начавшийся тем, что отважная учёная покоряет джунгли Венеры в поиске города древних венериан и закончившийся на разговоре двух лесбиянок о выборе хромосом, какими будет обладать их будущий ребёнок.

Тот случай, когда ничего не ждёшь от чтения и в итоге ничего не получаешь, поэтому после прочтения никаких эмоций нет.)

Но написано профессионально, должен признать.

ЗЫ. Вскользь упоминается, что «двуполый мир» остался в прошлом.)

«Стыдная» фантастика, но лесбиянки Венеры одобряют.)

Оценка: 5
– [  5  ] +

Элизабет Бир «Береговая линия»

Manowar76, 8 ноября 2020 г. 10:47

Челлендж: прочитать все переведённые на русский «лучшие рассказы 21-го века из списка «Локуса»», благо их там всего двадцать и не все переведены на русский.

15 место.

Фантаст Элизабет Бир написала 29 романов, но в России известна только по мини-циклу рассказов в стиле космической лавкрафтианы «Буджум». Читал два рассказа из трёх — хорошо. Ну и данный рассказ «Береговая линия», получивший три премии и ещё на две номинировавшийся, издавался на русском трижды, в двух переводах. Ни один из романов Бир на русский не переведён.

«Tideline» грустный и трогательный рассказ об умирающем боевом роботе Халцедоновой и мальчике-Маугли, которого она воспитала. Воспитала в традициях чести, мужества и памяти.

Сдержанно, но всё равно очень мелодраматично. Вместо робота мог бы быть дракон, и получилось бы фэнтези; или старый книгочей, и получился бы Рэй Брэдбери; или говорящий зверь и получилась бы сказка. Я это к тому, что постап в рассказе — только декорации.

Я люблю, когда в фонтанирующих идеями фантастических мирах есть проникновенность, психологизм и драма — это прекрасно. Но в «Береговой линии» только драма и есть, но почти нет фантастики, к сожалению.

Видимо, жюри премий оказалось достаточно легко растрогать, и рассказ получил все свои награды.

6(НЕПЛОХО)

Оценка: 6
– [  3  ] +

Элизабет Бир «Путеводный огонь»

Seidhe, 24 сентября 2020 г. 10:12

Когда в коротеньком предисловии Пола Гуран, отобравшая этот рассказ для своей антологии «За тёмными лесами», намекнула, что он «соединяет волшебную сказку с намеком на «Русалочку» (или любой другой сюжет о нечеловеческом существе, стремящемся стать человеком) <...> и, как ни противоречиво это прозвучит, историю любви в духе Лавкрафта», я только ухмыльнулся: мол, ну-ну, «романтичный Лавкрафт» — это звучит круто! =)))

И вы знаете, что самое удивительное? У Элизабет Бир это действительно получилось! Не, я понимаю, разумеется, что сам ГФЛ такого бы не написал НИКОГДА, но рассказать лиричную и до одури романтиШную историю любви женщины к созданию «на лицо ужасному, доброму внутри», соединив её с туманными описаниями этих самых существ, от которых прямо-таки веет творчеством Великого и Ужасного — это дорогого стоит!

Одним словом, довольно любопытный рассказ, лично мне 7 баллов — не жалко.

Но рассчитано всё равно в большей степени на представительниц прекрасного пола — я предупредил!

Отдельная благодарность Элизабет Бир за то, что не стала привязывать рассказ к «Мифам Ктулху», ввернув в конце повествования какое-нибудь «Йа! Йа! Шуб-Ниггурат!» — история, на мой взгляд, от этого только выиграла.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Элизабет Бир «Shoggoths in Bloom»

Seidhe, 22 сентября 2020 г. 14:36

Пока читал, не покидала одна мысль: «Как же это «Цветению шогготов» Хьюго или Небьюлу не дали?»

После прочтения зашёл на страницу рассказа, дабы написать коротенький отзыв, глянул — ан нет, таки дали! =)))

Я не могу сказать, что рассказ плох. Элизабет Бир я весьма уважаю, как автора, способного создавать по-настоящему увлекательные произведения в формате повестей/рассказов, и здесь она тоже не подкачала — читается «Цветение шогготов» с интересом. Да и оценку занижать рассказу, вроде как, не за что. Кроме одного, но весьма значительного «но» — рассказ совершенно предсказуем. Ведь если главный герой является профессором-негром в Америке конца 30-х годов, который занимается изучением шогготов и ему открывается правда об их происхождении, ждёшь какого-то более неожиданного сюжетного хода, помимо причитаний

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ах, они тоже были созданы рабами, поэтому я не буду им ничего приказывать, и нацизм, поднимающий голову в Германии, с их помощью не остановлю, ведь мои предки тоже были рабами!

В итоге имеем достаточно необычную «лавкрафтиану», которая не старается напугать читателя, потому как история, рассказанная Элизабет Бир, достаточно уютная, да ещё и с верой в лучшие человеческие качества. Соответствует ли это настроению книг самого ГФЛ? Не думаю. Но именно по этой причине рассказ и выделяется среди сонма последователей и продолжателей великого и ужасного. Мир-то — вполне себе наш, вполне узнаваемый, разве что в нём Одюбон рисовал не только птиц и зверей, но и шоггота на скалах успел запечатлеть.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

Lilian, 20 июля 2020 г. 10:50

Рассказ, в котором мне не хватило понимания мира и героев. Космические пираты, живые корабли, бороздящие просторы космоса, несколько иные, более благоприятные для жизни условия на планетах солнечной системы, разумные инопланетные виды. Звучит просто отлично, вот только всю эту информацию приходится собирать только по намекам и оговоркам — авторы не стали уделять время описаниям придуманного ими мира и пытаться увлечь им читателя. Рассказ сосредоточен на сюжете-истории. Оно бы и ладно, но персонажи у авторов тоже не особо получились. Довольно блеклые, оставляющие множество недосказанностей в характерах и поведении.

Даже финал, призванный впечатлить новыми горизонтами, не увлекает.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Мангуст»

Mishel78, 5 июня 2020 г. 09:17

У Лавкрафта, насколько я помню, есть лишь один рассказ, действие которого происходит на другой планете. Все остальные его произведения, хотя и населены страшными и неведомыми существами из космоса, но действие в них происходит на Земле и по своему жанру все они являются мистическими хоррорами. А вот данный авторский дуэт напротив, взяв всё лучшее из лавкрафтианских мотивов, перенёс место действия в космос. При этом достаточно хорошо сохранив дух произведений своего великого предшественника.

Антураж космического корабля, а также существа-паразиты, способные вторгаться из ткани вселенной через неведомые ходы, противостоящее им существо по имени Мангуст с похожей анатомией, одновременно непохожи и похожи на демонов и полубогов лавкрафтианского пантеона. С такими же неуловимо изменчивыми формами, невероятно опасные, они как грибок поражают то или иное место, в котором живут люди. Таким образом, вселенная становится домом с четырьмя углами, в сырых местах которого появляется трудновыводимая плесень.

Мангуст с главным героем по имени Израиль существуют в симбиозе. А так как Мангуст главный враг крысинов, то Израиль зарабатывает тем, что очищает от космических паразитов космический транспорт. Данный сюжетный ход делает повествование невероятно интересным — сосуществование человека и существа, способного изменять ткань пространства и времени подарит читателю немало интересных моментов.

Но, в отличие от большинства произведений Лавкрафта, финал истории более позитивный. Вопрос, который меня интересовал примерно с середины рассказа — кто же такая Мангуст на самом деле — раскроется только в самом финале. И ответ будет довольно шокирующим, поэтому авторам не откажешь в изобретательности.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

Manowar76, 13 апреля 2020 г. 17:57

Знакомство с минициклом рассказов «Буджум» начал с рассказа «Мангуст» в другой антологии Дозуа.

Сам же рассказ «Буджум» прочитал вторым.

Солнечная система. Гигантские космические «кашалоты» приспособлены людьми для межпланетных перелётов. Также в солнечной системе реальностью являются все сущности Лавкрафта.

Чёрная Элис служит механиком на пиратском буджуме «Лавиния Уэстли». Сдруживается, насколько это возможно, с кораблём. И вот однажды буджум подвергается нападению Ми-Го.

Любопытный сеттинг, который, конечно, намного более полно раскрыт в «Мангусте».

Атмосферный рассказ, хорошее начало цикла.

Жалко, что рассказы так и не превратились в полноценный космическо-лавкрафтианский роман.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

led-zeppelin, 20 марта 2020 г. 09:55

Замечательный цикл. Лёгкая для чтения, приключенческая космофантастика. Нас ждут живые межпланетные корабли, чудовища из параллельных пространств: Чеширы, брандашмыги, крысАки, а также «Живые» мертвецы и «сумасшедшие» учёные.

Рассказы совсем короткие, прочтите — скучно не будет!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Гибель «Лазарета «Чарльз Декстер»

led-zeppelin, 20 марта 2020 г. 09:37

Третий рассказ из вселенной Буджум. Из предыдущих рассказов мы уже знаем о живых межпланетных кораблях Буджумах, о чеширах и брандашмыгах.

На этот раз речь о трагической гибели Буджума «Чарльз Декстер». Врача-человека нанимают для участия в экспедиции на мёртвый корабль. Сам факт, что буджум умер вызывает шок, ведь его убить почти невозможно, разве порезать на мелкие куски или ударить током силой миллиардоd молний.

Нас ожидают: живые мертвецы, сумасшедшие учёные. И как всегда, концовка расставляет всё по своим местам и отвечает на многие вопросы. Отлично!

Весь цикл мне понравился, жаль, что пока (к 2020 году) никаких продолжений нет.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Мангуст»

Manowar76, 5 марта 2020 г. 12:59

Реалии и омонимы из Вселенной Лавкрафта. При этом сеттинг – космическая фантастика, а не мистический хоррор.

Узкие клаустрофобичные коридоры космической станции, невероятные монстры со сложным циклом размножения... Да, мне тоже это напомнило «Чужих».

У писательниц прекрасно получился динамичный атмосферный триллер об охотнике на монстров и его спутнике, чешире Мангусте.

В финале нам ненавязчиво рассказывают о творящей чудеса силе дружбы.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Элизабет Бир «В доме Арьямана горит одинокий огонь»

led-zeppelin, 23 декабря 2019 г. 12:58

Интересный рассказ. Недалёкое будущее, Индия. Люди вовсю занимаются клонированием, вмешиваются в ДНК, часть населения живёт только в «виртуале», Индия — одно из лучших мест для работодателей и работников ну и т.д. В этом, весьма вероятном будущем, происходит убийство. В закрытой изнутри комнате находят труп, накрытый стол на двоих, кошку-попугая («попугай» — потому, что может говорить, и обладает мини интеллектом) с полностью стёртой памятью.

p.s. особо рассказ порекомендую тем, кому нравится цикл Индия Макдональда.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Элизабет Бир «В доме Арьямана горит одинокий огонь»

Edward Woeful, 18 ноября 2019 г. 00:39

Индийские фильмы, как правило, таковы, что их совершенно невозможно определить в какой-то определённый жанр. По крайней мере, старые фильмы. И это не похвала. Это почти всегда боевик-не боевик, драма-не драма, комедия-не комедия, мюзикл-не мюзикл и т.д. То же самое могу сказать и про этот рассказ об Индии будущего. Что это? Детектив? Не очень. Киберпанк? Тоже не очень. Фантастика? Лишь формально. Единственное, что в этом рассказе настоящее — это просочившееся в рассказ недовольство писательницы своей (вероятнее всего) матерью, обильно сдобренное, как индийская кухня приправой карри, отрывками из различных «100 интересных фактов», которые гуляют по соцсетям, типа «а знали ли вы, что у древних греков не было названия для синего цвета?» Персонажи картонные, характеры их не раскрыты, «интрига» — никакая не интрига.

Очень странно, что этот рассказ номинировали на премию «Локус».

Оценка: 4
– [  6  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Мангуст»

led-zeppelin, 13 мая 2019 г. 16:37

Это второй рассказ из цикла Буджум. Но, по непонятной мне причине, прочло его на порядок меньшее количество читателей, а отзывов нет вообще (на первый рассказ 8 отзывов).

Интересный рассказ, который я охарактеризовал бы как триллер с элементом детектива. Главный герой обладающий связью с инопланетным существом (такую связь, наверное, можно охарактеризовать как отношение между человеком и прирученным хищником) очищает космические базы и корабли от проникающих из соседних вселенных-измерений всяких паразитов.

Мне понравилось в рассказе все: и сюжет, и описание причудливых отношений человек-чужой, и развязка. В отличие от многих произведений с открытой концовкой, здесь, на вопрос: кто-же такой мангуст, откуда он появился, будет дан в конце рассказа.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Элизабет Бир «Тяжёлый урок»

Edward Woeful, 23 февраля 2019 г. 18:35

Это практически эталонный рассказ для того, чтобы проиллюстрировать писателям, как не нужно писать. Тот случай, когда автору сказать совершенно нечего, так ещё и нужно было как-то помещать сцену действия на Венеру.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Элизабет Бир «Грязный урок сердца»

professorinc, 11 января 2019 г. 00:49

«Все шло хорошо, пока они не споткнулись о труп».

Это не автор, а живой генератор случайных фраз. Неумелый и абсурдный стиль повествования заставляет если не рвать на себе волосы, то, как минимум, кричать во весь голос: «За что?». Весь литературный талант писательницы можно описать ее же словами: «Да очистят нас драконы бури своим громом!».

Заявляю со всей серьезностью, что отныне этот рассказ возглавляет мой список произведений, которые я считаю преступлением против человечества.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Элизабет Бир «Береговая линия»

zdraste, 8 мая 2018 г. 16:56

Камень халцедон обладает богатейшей историей, и по структуре очень разнообразен, ему приписывают лечебные свойства. Робота зовут Халцедония, и этот робот несмотря на серьезные поломки в своем теле, количество топлива находящееся на критическом уровне, и многие другие неблагоприятные для него факторы, заботится о ребенке и о щенке. Хоть время там было сжато до одного сезона года, представлено, что мальчишка вырос и возмужал.Вырос на рассказах об исторических фактах, представленных в виде легенд и интересных приключений,которые рассказывала ему Халцедония, а также о других умениях выживать в одиночку.

Бельведер это красивое здание, башенка позволяющая обозревать окресности, роза. Халцедония и Бельведер, камень в оправе.

Знаменательно окончание рассказа, каждое ожерелье в память о погибшем, и ребенок уже в броне знаний, с собакой и открытым будущем впереди.

спасибо за совет aiva79

Оценка: 9
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Береговая линия»

vam-1970, 30 апреля 2018 г. 19:11

Рассказ — лауреат премии Хьюго 2008 года.

Как всё переплетено в мире. Боевой робот, догнивающий на берегу моря и мальчик,еле выживший от действий таких же боевых роботов. Робот, собирающий построить мемориал павшим роботам и мальчик, который даже не понимает, что его родители нуждаются также в какой-то памяти после гибели.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

Seidhe, 7 октября 2017 г. 01:18

Рассказ у Элизабет Бир и Сары Монетт получился, надо признать, весьма любопытным. Не могу сказать, что это прямо-таки шедевр, обязательный к прочтению всем любителям фантастики, но произведение интересное.

Прежде всего — сочетанием несочитаемого. С одной стороны, это классическая космическая фантастика о далёком будущем, написанная в традициях «золотого века», с межпланетными перелётами, космическими пиратами и венерианскими поселениями. С другой — масса отсылок и прямых заимствований у великого и ужасного Говарда Филиппса Лавкрафта. Сложно представить? Вот и мне, когда начинал читать лет пять назад антологию «Пиратское фэнтези», было сложно представить, как можно объединить эти два направления фантастической литературы...

Оказывается — вполне можно!

Да и почему нет? Ведь стоит задуматься, как понимаешь, что Ми-Го Лавкрафта вполне укладываются в космическую фантастику. Другое дело, что его интересовали не столько физическое строение этих существ или их способ путешествия по космическому пространству без специальных приспособлений, но здесь уж ничего не поделаешь: свободные продолжения на то и свободные, чтобы авторы продолжали и развивали идеи великих.

В итоге имеем достаточно симпатичное произведение, повествующее об огромных существах, буджумах, которые способны «плавать» в вакууме, и которые активно используются людьми в качестве «живых кораблей» для космических путешествий. А своеобразная приправа из попытки перенести пиратскую тематику в космос лишь добавляет «Буджуму» очарования. И было бы всё совсем хорошо, и оценка, разумеется, была бы выше, если бы Бир с Монетт удосужились чуть больше внимания уделить физиологии самих буджумов. Не совсем понятно, как эти существа, зарождающиеся в недрах газовых гигантов, устроены. Хотя, если взглянуть с другой стороны — коль уж по космосу летают разумные грибы с Юггота, жаждущие человеческих мозгов, отчего бы и не существовать буджумам?

В любом случае, произведение стоит того, чтобы с ним познакомиться.

Особенно любителям «живых кораблей» и гигантских китообразных существ, бороздящих космические просторы.

P.S. Прочитал оба существующих на русский язык перевода. Не могу говорить о соответствии оригиналу, так как не владею английским, но с точки зрения литературного языка оба показались равноценными.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Элизабет Бир «В глубинах неба»

TheWatcher, 28 марта 2017 г. 16:37

Первое, что приходит в голову во время прочтения рассказа, это гипотетическая жизнь на Юпитере, описанная К. Саганом в одной из глав своей книги «Космос». С той разницей, что при меньшем объёме Сагану это удалось лучше, не смотря на то, что его книга не относится к художественной литературе и не обязана быть наполненной образами.

Идеи устройства экосистемы и местного общества не раскрыты, как и затронутая тема контакта с точки зрения разумных аборигенов. Всё это служит лишь фоном для переживаний одного из индивидуумов о слиянии (в буквальном смысле) с самкой, но и тема биологии здешних обитателей дана вскользь.

Итого, проходной рассказ с несколькими интересными идеями не получившими должного развития.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Элизабет Бир «Тяжёлый урок»

igor_pantyuhov, 2 мая 2016 г. 13:41

Ооо. Я в восторге. Больше всего понравились приключения ученой на пути к своему открытию. Фактически весь рассказ и есть одно длинное путешествие. Ну и конечно понравился характер главной героини. Какой-то он человечный, что ли. Она показана так, как будто ее захлестывывают разные эмоции время от времени. От темных до светлых. В общем, как обычного человека

Оценка: 10
– [  6  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

MarchingCat, 19 августа 2015 г. 18:08

Лично меня очень очень впечатлило. Крайне мрачная атмосфера (полный нуар, как сказали бы детективисты). Команда корабля отлично прописана — без перегибов в сторону штампов, а просто как социальный слой, мрачный своим прошлым и настоящим, со своими жёсткими законами нынешнего и байками и легендами прошедшего. Окружающий мир не прописан, но для рассказа это и не нужно. В наличии масса мазков, из которых вполне рисуется окружающая действительность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, у главной героини имплантанты, купленные на чёрном рынке, куда они попадают будучи снятыми с только что убитого человека.

А инопланетная раса, жуткая и внешним видом и своими привычками.

Ну и сам корабль... сам Буджум... жуткий, но чувствующий. И помощник и раб людей одновременно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

_fEnIkS_, 3 мая 2015 г. 10:16

В этом рассказе авторы знакомят нас с Лавинией Уэйтли или, ласковее, Винни, буджумом, эдакой гигантской рыбой, путешествующей по космосу и питающейся другими буджумами или космическими кораблями. Ее образ тесно связан с произведениями Лавкрафта, что предполагает настрой на нечто мистическое и ужасное, однако здесь уделено больше внимания странным переживаниям, нежели нагнетанию саспенса.

  На буджуме, разумеется, есть экипаж, который взаимодействует с Винни, а также живет засчет того, что грабит другие суда перед тем, как те будут проглочены и переварены. И однажды они встречают очередной грузовоз. Захватив его, команда обнаруживают контрабандный товар, за которым ведут охоту некие Ми-Го. Из-за этого следует череда непредвиденных и неприятных событий. Все это происходит настолько быстро, что авторы успевают лишь немного прояснить историю главной героини, Черной Элис, и Винни, а остальные члены экипажа показаны лишь парой мазков, поэтому практически никто из персонажей не вызывает симпатии. Инопланетные расы также вышли непонятными и странными. То, что происходит в конце, а именно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ми-Го захватывают Лавинию и, скорее всего, убивают всех, кроме Черной Элис, которую отправили чинить регулятор на внешней стороне буджума (совпадение?). Она выбирает более приятную смерть и отправляется в пасть к Винни, где ее ждут не мучения в желудке, а воссоединение с буджумом, ставь частью которого, она обретает спасение

разочаровывает, потому что, создав неплохой антураж, авторы не удосужились продумать внятный финал и раскрыть потенциал своей истории. Тем не менее им хорошо удалось передать связь Черной Элис и Винни, которые обретают взаимопонимание, основанное на прикосновениях и ощущаемых при этом чувствах.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Tiger! Tiger!»

alex1970, 6 августа 2014 г. 22:53

Немного романтики «Книги джунглей», несколько персонажей шерлокианы, джунгли Индии, охотничья экспедиция и очень опасная тварь, связанная с мифами Ктулху.

Начало напоминает книги Андерсона и Корбетта о тиграх-людоедах в Индии, но быстро примешивается шпионская романтика в духе «Большой игры» и ужасы.

Скомпоновано все неплохо, хотя остается ощущение некой поспешности/

Да и «тигр светлогорящий» — здесь никакая не метафора

Оценка: 8
– [  3  ] +

Элизабет Бир «Орм Прекрасный»

Bizon, 8 ноября 2013 г. 09:16

Рассказ о самопожертвовании. При этом характеризуется отсутствием пафоса, жалости, все сугубо деловито и реалистично. Главный герой — дракон Орм Прекрасный, последний из племени драконов. У него в жизни одна цель — сохранить гармонию, а Гармония это пение умерших драконов. После смерти их тела превращаются в драгоценные камни, индивидуальные для каждого дракона. Особенность в том, что они поют находясь все вместе. Но для людей умерший дракон это в первую очередь возможность обогатиться. Есть браконьеры, ожидающие смерти драконов, чтобы успеть растащить и продать их драгоценные тела. Орм понимает,что после смерти он не сможет оберегать пещеру и принимает единственно верное решение.

Это решение способно изменить людей с их жаждой наживы, не считающихся ни с чем перед желанием обогатиться. Во всяком случае автор верит в это.

Аннотация не верна, драконы не накапливали сокровищ, — это были их собственные тела.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Береговая линия»

um_mka, 3 октября 2013 г. 11:58

Рассказ читать интересно, но лично мне показалось, что он слишком стремительно и неожиданно закончился.. Меня разочаровало то, что рассказ кажется из-за этого незавершенным

Оценка: 6
– [  8  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

MyRziLochka, 15 июня 2013 г. 04:54

Взявшись за антологию «Пиратское фэнтези», которую открывает этот рассказ, я рассчитывала почитать о доведенных до романтизма приключениях морских разбойников в стиле «Пиратов Карибского моря»: тоже пираты, тоже фэнтези. Однако эта история совершенно не вписывается в то, что я представляла.

Во-первых, «Буджум» — это чистая научная фантастика. Чтобы догадаться, что речь в нем идет о пиратах космических, мне пришлось раза три прочитать первые пару страниц, так что хорошо, если вы решили ознакомиться с его страницей на ФЛ и моим отзывом перед тем, как браться за рассказ. И плохо поступили составители, поставив его первым: к такому нужно готовить постепенно.

Во-вторых, я вообще не очень-то люблю столь короткие по размеру произведения: только вникнишь в суть, может даже полюбишь героев, а оно уже и кончилось — порой и 7митомного цикла мало (:wink2:), что уж о рассказе говорить (за антологию взялась исключительно из-за тематики). «Буджум» не стал исключением. Авторы придумали целый мир, который просто не помещается в рамки рассказа с какой стороны не посмотри: тут тебе и гиганские существа, порабощенные и каким-то образом превращенные в космические корабли; ужасно описанная битва в открытом космосе, что представить ее даже с хорошим воображением непросто; инопланетяне подобно зомби, жаждущие человеческие мозги; главная героиня, непонятно откуда взявшаяся и также непонятно исчезнувшая... В общем — сумбур. Я не успела составить мнение ни о ней, ни о чем/ком-либо другом в этом мире. Вопросов, оставленных без ответа для меня (человека, ненавидещего неизвестность) слишком много.

Вердикт: фантазия авторов не подвела; подвела, грубо и в переносном смысле говоря, лень — почему они не додумались написать цельный роман страниц так на 400 остается загадкой. «Буджум» больше похож на историю-дополнение к чему-то глобальному, нежели на нечто самостоятельное (второе произведение в цикле тоже рассказ — не считается). Остается ждать и надеяться на давление со стороны американских поклонников на писательниц: авось роман-таки появится.

Оценка — за великанский замысел

Оценка: 7
– [  6  ] +

Элизабет Бир «Между дьяволом и синим морем»

igor_pantyuhov, 12 сентября 2012 г. 11:16

Мне понравилось. Рассказ легкий для чтения и легко запоминающийся. Очень понравилось описание постъапокалиптической Америки. Да и определенная загадка в рассказе присутствует. Что касается концовки — то я когда читал настраивался на финал, думал что финал будет. А потом раз и автор преподнесла нам сюрприз. Собственно если вдуматься, то концовка неплохая. Остальное можно самому додумать. В принципе что тут непонятного. В общем все умерли. Человек не может же противостоять дьяволу. Еще одно что мне понравилось. Так это идея с почтой. Не скажу что задумка такая уж оригинальная, но получилось в целом неплохо. Оценка 8.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Элизабет Бир «Между дьяволом и синим морем»

Lyolik, 14 мая 2012 г. 17:10

Чем больше я размышляю над этим рассказом, тем больше в нем запутываюсь. Элизабет Бир придумала внешне незамысловатую конструкцию. На фоне апокалиптических пейзажей Америки курьер везет из пункта А в пункт Б груз, а некая могущественная сила пытается ей помешать. Походу выясняется, что у курьера была сделка с дьяволом на 10 лет безопасной жизни и теперь ей предлагают продлить сделку в обмен на груз. Она отказывается.

Главный вопрос в том, почему она отказывается? Может это профессиональная этика или благородство? Может человек, переживший катастрофу, просто не станет помогать тому, кто затевает новую? А может это просто размышление на тему «увидишь Будду – убей Будду», да еще и с открытой концовкой?

В тексте ответа нет. Нет даже малейшего перевеса в сторону одной из версий. Идеальная головоломка. Рассказ с ярчайшим послевкусием. Определенно мне все больше и больше по душе то, что пишет Бир.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

god54, 23 апреля 2012 г. 11:05

Именно ради таких произведений и стоит перечитывать сотни фантастических рассказов, повестей и романов. Сотни штук пустой породы, чтобы отыскать хрустальное зерно поразительного произведения. Это всего лишь третье подобное произведение об этих странных, прекрасных и удивительных животных открытого космоса. И каждый раз поражаешься фантазии авторов, которые сумели открыть тебе новый мир, дать детальное описание и заставили верить происходящему и одновременно получать удовольствие от чтения.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Между дьяволом и синим морем»

god54, 23 апреля 2012 г. 10:07

Рассказ-действие, в котором описательная часть превалирует над смысловой. Написано динамично, увлекательно, с красочными подробностями, которые создают ощущение реальности и правдоподобности происходящего. В остальном нужно слишком много домысливать, чтобы получить более или менее связанное повествование.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Элизабет Бир «Береговая линия»

god54, 23 апреля 2012 г. 09:05

Мелодраматический рассказ, насыщенный массой слезовыжимающих событий. Боевой робот и мальчик-беспризорник. Но, если вдуматься, именно этот робот и именно этот взвод пришли на этот берег, уничтожили город, оставили ребенка без родителей, а теперь позволяют себе проявлять сентиментальность. Автору удалось заставить читателя задуматься, что же скрывается за набором кодекса воина, доброго воина, воина, который принес кровь, разрушение, смерть, и который так любит щенков и детей.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

Kobold-wizard, 3 октября 2011 г. 00:29

У этого рассказа две проблемы: куча не выстреливших ружей и худой финал. Автор зачем-то раскидал по тексту довольно четкое описание мира, однако оно никак не влияет толком на происходящие по сюжету события. В итоге на последней странице не случается ничего поразительного, а потому не ощущается даже слабеньких душевных переживаний от прочтения.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Собачий остров»

Beksultan, 30 июня 2011 г. 09:30

Угораздило меня прочесть этот рассказ. Совершенно невзрачный, скучный и банальный. Попытки автора сымитировать не дошедшее до нас произведение Томаса Нэша ничего кроме зубовного скрежета вызвать не могут. Когда речь зашла о том, что новый привратник атлетически сложен и обладает хорошими зубами — почти мгновенно догадался, что он из будущего, причем даже понял, что он охотится именно за текстом злосчастной пьесы. Уж очень все незатейливо и прямолинейно обставлено.

Увы, совершенно не понравился данный рассказ и что он делает в антологии лучшего, совсем не понятно.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Элизабет Бир «Две мечты»

zmey-uj, 3 января 2011 г. 21:13

Старая как мир история. «Мать выбивается из сил, чтобы помочь сыну пробиться в жизни. А сын...» А у сына другие планы. Он нетерпелив, он хочет прославиться, полет воображения и желание быть знаменитым для него важнее сиюминутного комфорта. У каждого своя мечта и своя правда. И как бывает чаще всего, риск не оправдывается и все идет прахом.

Город-космопорт изображен достаточно интересно. Но то, что дело происходит в будущем, среди космических кораблей и голографических купюр, не меняет сути. Наверняка даже сейчас где-то так же разрушаются мечты людей, попытавшихся пробиться наверх...

Оценка: 7
– [  9  ] +

Элизабет Бир «Береговая линия»

Lyolik, 18 ноября 2010 г. 11:39

Этот сборник прямо таки кишит историями об ограниченности ИИ. Вот и здесь боевой робот, дабы увековечить память своего погибшего взвода, мастерит амулеты – как ей кажется аналог мемориальных венков. Во время работы она встречает на побережье беспризорника и начинает заботиться о нем и воспитывать. А учитывая военную специальность робота, воспитание получается специфическим, и мальчик превращается в эдакого «сына полка».

В итоге робот выполняет свое последнее задание даже лучше, чем планировала (хотя и не понимает этого), ведь созданные ее манипуляторами амулеты просуществуют недолго, а засевшие в памяти мальчишки, по соседству со сказками, истории о подвигах взвода имеют шанс просуществовать вечно. Такая вот простенькая мораль, но благодаря мастерству Бир из нее рождается замечательная и очень трогательная история.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

dimon1979, 7 ноября 2010 г. 19:48

Знакомство с этой анталогии, я решил начать с самого первого рассказа. Совсем не о таких пиратах мне хотелось почитать. Рассказ сумбурный, не интересный, по большому бессмысленный и совершенно не подходит для стартового произведения всего сборника. Единственной хорошей вещью в нем была фигура самого корабля, но никаких подробностей о сущности и природе этих существ мы не узнаем.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Элизабет Бир «Две мечты»

elsolo, 7 ноября 2010 г. 02:41

Красиво и изящно. Татуировка не только как украшение но и как признак твоего положения в обществе. И человек имеющий в этом мире другие мечты, чем стать чем то лучшим.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

armitura, 10 октября 2010 г. 22:59

Стартовый рассказ антологии «Пиратское фэнтези» получился достаточно необычным — даже не столько переносом тематики в космос, сколько общей нестандартностью подхода. Чем-то «Буджум» мне напомнил некоторые НФ-рассказы Желязны и это авторам, безусловно, только в плюс.

При желании тут можно усмотреть даже библейские мотивы, недаром авторы сами сравнивают корабль с Левиафаном, но в общем и целом это просто достаточно необычная и даже в чем-то лиричная история о космических разбойниках с большой дороги. И еще я просто очень люблю таких больших китоподобных инопланетян как Винни. Ее образ получился величественным, красивым и трогательным.

Оценка: 8
⇑ Наверх