fantlab ru

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Ловушка»

Tullma, 25 февраля 21:34

Грешным делом уж подумала, что там какая-то живая субстанция или что-то в этом роде. Но нет, всё таки твёрдая фантастика и очень жуткий финал. Жуткий из-за времени решения проблемы. Уж не знаю, насколько научно обосновано то, что написано, но в эмоциональном плане, очень хороший рассказ. Немного напомнило повесть Колупаева «Один» или другое название «Альфа Эридана». Определенно прочитать стоит.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Беглецы»

Tullma, 25 февраля 20:33

Интересная идея, но как-то всё смазано и размыто. Не могу даже сказать, что это полноценное произведение, в какой-то момент создалось впечатление, что это список тезисов для будущего произведения, что-то вроде «потом они пошли», «а потом произошло это», «потом случилось то-то». Чисто с литературной точки зрения — неважнецки получилось. Кроме того, ужасно раздражают произведения, где главная мысль выдается в лоб, как здесь в самом конце — это был текст о том-то и о том-то. Зачем? Зачем разъяснять основную мысль? Может быть нужно было этот смысл вложить в сам рассказ, чтобы читатель понял и без разъяснений? Увы, но идея запорота в корне.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Владимир Михановский «Свет над тайгой»

darken88, 25 марта 2023 г. 19:08

И все же мне захотелось перечитать рассказ, что дезориентировал меня в юном возрасте атмосферным названием, которым назван также и авторский сборник. Свет над тайгой, собственно, светит недолго, и незадачливые инопланетяне (высокоразвитая цивилизация с щупальцами) падают из таежных (хорошо описанных) чащ в теплое море, где начинают думать, как бы им починить корабль.Действие происходит в незапамятные времена, к слову. В качестве случайного эксперимента они создают

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
электрического ската

что вызывает тревогу и удивительную тягу к исследованиям у рыбаков-биологов (землян) в далеком будущем (20 веке).

Что ж, хотелось бы провести параллели с творчеством Ефремова в «Звездных кораблях». Но, к сожалению, слишком суховато для художественного произведения, хотя и не настолько мудрено, чтобы школьник-старшеклассник не понял сути рассказа. Скорее этакий журнальный вариант, включенный позже в сборник, думаю, что мог бы стать увлекательной иллюстрацией к урокам биологии в 8 классе, но, опять же, сухость повествования сделает его чтение немного затянутым

Оценка: 8
– [  3  ] +

Владимир Михановский «Великий посев»

montakvir7511, 25 марта 2023 г. 16:29

Ну, извините, если существование гигантского разросшегося леса, а также всего оазиса — воды, кишлака, вещей, даже здоровья людей, зависит от одного-единственного первоначального центрального стебля, который можно уничтожить простым ножом, то к проведению, скажем так, терраформирования этими загадочными посланцами возникают очень большие вопросы.

Могу понять, что посланцы Зерен, будучи высокоразвитыми, в том числе и морально, не предвидели насильственные действия со стороны опекаемых разумных существ, но создать мало-мальскую защиту для главного стебля от внешних агрессивных воздействий стоило бы.

Представляю количество неудачных попыток инопланетян в улучшении среды на других планетах, с таким то наивным подходом. Допустим, попытка удалась и Зерна благополучно засеяли планету. Что дальше? Похерить (извините) работу многих лет и даже поколений из-за того, что однажды случайно или нет, разумный, или стихия за десять минут (буквально, в повести Михановского после уничтожения центрального стебля весь огромный лес превращается в мертвую субстанцию, рассыпающуюся от прикосновения, просто на глазах) уничтожат корень?

Что мешало разработать запасной план перехода управляющих функций после потери первоначального стебля к следующим без потери качества — тайна, покрытая мраком.

Ну и, собственно, какой смысл во всем этом, если полноценный симбиоз, то есть питье и вода, возможны только под присмотром Зерен?

Мальчик, ставший причиной смерти оазиса, с детства болел незаживающей язвой на щеке, которую, благодаря добавкам активных элементов в плоды и воду, пришелец вылечил.

Однако, как оказалось, только вроде — после распада системы язва снова открылась.

То есть существование вне этого замкнутого на себя сообщества возвращает все на первоначальный уровень.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Владимир Михановский «Зелёное облако»

Массаракш, 20 ноября 2022 г. 00:37

Барокамера. Через неё астролётчики выходят из корабля в открытый космос. С собой они прихватывают портативный телескоп, посредством которого разглядывают звёзды. Не сразу поэтому замечают, что корабль облеплен какой-то дрянью. По зелёному цвету «нетрудно было догадаться, что загадочное вещество обладает огромной плотностью». «Наверное, микрометеориты налипли», – предполагают астролётчики.

Естественно, они тащат эту дрянь внутрь, и естественно, она размножается и начинает корабль громить, растворять, переваривать. Сражается с напастью один-единственный робот-драконоборец, вооружённый лазерным пистолетом, а команда тем временем поглощена философским вопросом – разумна данная субстанция или нет.

– Боюсь, каждый из вас далёк от истины, – с нечеловеческим спокойствием говорит капитан и по очереди кладёт всем руку на плечо. – Давайте посмотрим, что будет дальше. Весь вопрос в том – дружествен ли нам этот разум?

Ну и так далее в том же духе. Натужная космическая клюква, вся из логических нелепиц и бессмысленного пафоса. Позднее творение Михановского, который и в лучшие-то годы, мягко выражаясь, не блистал.

P.S. И никуда без излюбленных детищ автора – шарообразных белковых роботов с щупальцами. Правда, теперь у шаров появились плечи, которыми они вышибают заклинившие двери барокамер. Иначе астролётчики не смогут выбраться наружу и полюбоваться созвездиями и туманностями.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Владимир Михановский «Свет над тайгой»

Массаракш, 26 февраля 2022 г. 01:39

Чтобы залатать изрешеченный корабль (метеориты, разумеется, куда ж без них) инопланетянам нужно добыть руду и выплавить из неё металл. Но руда залегает в море на многокилометровой глубине. Один из инопланетян погружается на дно, ищет-ищет, а когда через пару суток иссякает энергия и он начинает задыхаться, ловит подвернувшуюся девятитонную рыбу и быстренько делает ей операцию таким образом, чтобы она вырабатывала электричество. Подзаряжается от неё, набирает в щупальца полные охапки руды и всплывает выплавлять металл. Спасённый звездолёт стартует, а охреневшей рыбе ничего не остаётся, как продолжать вырабатывать дальше. Вот так и возникли на Земле электрические скаты, которыми будут восхищаться древние египтяне и этруски.

Ни тени юмора. Всё на полном серьёзе.

А есть ещё и параллельная линия современности, где многокилометровую глубину окружают «окрестные рыбацкие посёлки», профессор в ластах расхаживает по палубе, «оставляя мокрые лужицы», а его ассистент легко ныряет до дна в эту самую глубину. Он вообще способный юноша: «Меня ударило напряжение больше чем в двести вольт!» – «Молодец, ты хорошо определяешь силу разряда без помощи приборов». Ругается, правда, по-пиратски: «Я увидел ската невиданных размеров, разрази меня гром!». Но ничего, придётся повзрослеть, когда узнает великую тайну про живые клетки, не дающую профессору покоя. «Садись-ка поближе и слушай...»

Вот так и вижу, как усталый равнодушный дядька царапает пером, потом перечитывает написанное и сам морщится. Вышло не очень, конечно, но издательство уже в план включило, и аванс уже того. Не выбрасывать же. Мои двадцать лет в фантастике... авторитет... ничего, съедят как-нибудь.

Ну а мы едим, куда деваться.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Владимир Михановский «Стена»

Массаракш, 9 февраля 2022 г. 04:20

Похоже, что сначала был написан духоподъёмный рассказ о будущем, где Гг бродит по берегу моря и размышляет: «Вот здесь жизнь нашей молодой планеты шагнула на сушу из своей колыбели – Мирового океана, а вот здесь опускались корабли инопланетных мыслящих существ». Потом он пьёт чай с мёдом в обществе возлюбленной и церемонно раскланивается. Красиво и приятно, много мыслей о мироздании. Но чувствовалась какая-то незавершённость. Тогда рассказ был разрезан пополам и в середину всунуты листочки с Сириуса, найденные Гг на киберсвалке.

На Сириусе нездоровая обстановка, общество разделено на городских жителей «урбанов» и сельскохозяйственных «землецов». Последние заняты исключительно выращиванием пшеницы (?) для импорта на другие планеты. И настолько бесправны, что вынуждены восемь часов в день отдавать приказы белковым роботам и уже триста лет ездят на манипуляторах, отчего ноги у них полностью атрофировались. Цивилизация при этом настолько продвинутая, что они даже не знают слова «колесо» – забыли его уже.

В Город землецам (не умеющим ходить) запрещено, тем более, что там их легко могут опознать «по клейму на манипуляторе» («Поляка от чернокожего спортсмена вы можете отличить по кайме на трусах» ©). Но находятся бунтари, которые накачивают ноги и проникают в Город пешком. А в Городе-то вопиющее неравноправие, рабочее движение, листовки и забастовки – в общем, классовая борьба: «Урбаны, объединяйтесь! Долой власть олигархов!». Вскипает вроде как бы народный гнев.

А что дальше, автор не придумал, поэтому мы снова возвращаемся в наше светлое будущее. На следующий день рассказчик блестяще выступает на межпланетном научном форуме и в компании синеватого венерианина с французским акцентом (человек, но посинел от венерианских условий) рассуждает об Атландиде, химии и криптологии, королях и капусте. Затем, взявшись за руки, Гг и его возлюбленная глубоко ныряют в море, но всё равно она тревожится по поводу листочков: «Неужели всё это фантастический рассказ?».

Вот и я думаю: неужели?

P.S. Порадовали фразы: «В неровном пламени автогена листки казались желтоватыми» (про прочтение найденного артефакта). И «он устало прислонился к шершавому торцу локаторной башни». Стремительный домкрат жив, чёрт побери...

Оценка: 4
– [  7  ] +

Владимир Михановский «Аполлон»

Массаракш, 8 февраля 2022 г. 03:40

Нравоучительная история о мальчике и преданном роботе, который страдает альцгеймером, однако в конце повести спасает юного друга, а сам умудряется утонуть в воде от сильного эмоционального перенапряжения.

Пролог. В минуты сильного душевного волнения, приближаясь к своему творению, конструктор белкового робота думает стихами, похожими на заговор: «Скоро солнце напророчит свет и радость навсегда, сладко-сладко забормочет пробуждённая вода». Его переживания о судьбе робота: «Конечно, он сможет добывать руду и уголь, но догадается ли он ободрить капитана шуткой в долгом полете?». Умиляется: «А как прекрасно смотрится чубчик антенны на макушке!» Выходит даже на философские высоты: «Только чувства в соединении с разумом послужили бы ему надежным компасом в бурном море».

Космос. «Красные тусклые карлики, обладающие чудовищной гравитацией». Ну, если стоять на самом красном карлике, то да, мало не покажется, наверное. А что такое «зеленые ласковые светила, как бы струящие спокойствие и доброжелательность» только автор и знает, пожалуй. Обязательная атака метеоритов/античастиц: «на обшивке корабля то здесь, то там вскипают фонтанчики». Быть беде. Но, спросив совета у капитана, белковый робот принимает правильное решение – усиливает защиту. Не зря много раз подчёркивается продвинутый интеллект белковых роботов.

Антураж Земли будущего. «Гавань называли портом четырех стихий – ведь здесь скрещивались морские, сухопутные, воздушные и космические пути». По морям ходят «стройные плазмоходы». Привыкший к Фобосу робот страдает от земной гравитации – суставы уже не те. Он вглядывается в горизонт «до рези в фотоэлементах». Магнитные (!) ловушки для опавшей листвы. «Особый восторг у него /робота/ вызвал катодный осциллограф» (ну, это понятно и простительно).

Занятная антропоминика. «Был в двадцать первом веке у нас в роду предок, который спас белкового робота. Но повредил при этом позвоночник, жизнь тлела в нём, как искра. Отсюда и могла возникнуть наша фамилия – Искра». – «А может, наша фамилия оттого, что его смелый поступок был как искра в ночи?» – «Может, и так, сынок».

Нехорошо ругаться словом «околесица», поэтому не буду. Но очень хочется.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Владимир Михановский «Облако»

Массаракш, 7 февраля 2022 г. 01:33

Очередной памфлет-клюква про загнивающий Запад. Нефтяные короли раскатывают на «роллс-ройсах» (и на вполне демократических «бьюиках» почему-то – автор явно слышал только названия машин, не понимая разницы), дарят друг другу золотые макеты средневековых замков, усыпанные бриллиантами, тогда как простой люд должен предъявлять некие удостоверения лояльности, а за произнесённые вслух слова «демократические свободы» человека тут же волокут в каталажку.

Автор на полном серьёзе полагает, что в случае недомогания миллиардер (миллиардеры – они доверчивы, как котята) попросит поуправлять своими делами другого миллиардера – а кого ещё? Умоляет очень трогательно:

– Ты у меня единственный друг, Джон. Не знаю почему, но я верю тебе. Ты не обманешь меня, я знаю. Скажи, как мне благодарить тебя?

Лукавый Джон, естественно, презлым платит за предобрейшее, сам хочет царствовать и всем владети. Простых путей не ищет, и для устранения друга привлекает учёного-алкоголика, вынужденного исполнять преступные приказы и поэтому спившегося шотландским виски. Невнятное адское изобретение этого учёного – какие-то вихри крутятся и заползают повсюду – является собственно НФ-составляющей повести. Положительные герои – репортёр, адвокат, кинозвезда – пытаются противостоять зловещим замыслам... ну и так далее.

Дело не в памфлете и Западе как таковых, а в ходульности персонажей, бесцветном штампованном изложении и отсутствии хоть какой-либо мысли. Ведь удавалось же Зиновию Юрьеву и коллективному Багряку приблизительно из таких же кирпичиков создавать нечто толковое. Пусть не шедевры, но яркие и запоминающиеся вещи, которые и сейчас перечитать не грех. А это... Не хочется быть грубым, но третий сорт, литературная подёнщина. Советский палп, так сказать.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Владимир Михановский «Джи Джи»

Массаракш, 6 февраля 2022 г. 02:21

Тяжкая судьба честного человека на условном Западе. Гениальный профессор-эмигрант с партизанским прошлым (сельва, какие-то захватчики чего-то) изобретает важнейшее изобретение. Тайная полиция страны пребывания стремится изобретением завладеть. В результате – трагедия, но оптимистическая, потому что само изобретение спасается да ещё и обретает крыла.

Читать тяжело, потому что профессор идиот. Когда ему приходит повестка (?) в тайную полицию, он «с радостным волнением» думает: «Неужели меня решили наградить орденом за выдающиеся заслуги перед страной?». Впрочем, в местном гестапо служат люди с интеллектом трёхлетних детей, судя по их действиям, так что у профессора ого-го какая фора.

Есть интересные новации. Кроме движущихся тротуаров, по городу здесь перемещаются так: заходят в полый шар, набирают адрес, а затем «ажурный рычаг подхватывает шар» и через весь мегаполис «точно рассчитанным движением швыряет ввысь». Оригинально, такого я ещё не встречал.

Смешная неряшливость визуальных образов. «Над столом едва возвышалось узкое аскетическое лицо». Карлик? Нет, местный «полицей-президент», вроде бы нормального роста. Можно предположить, что просто стол у начальника такой большой, гулливерский.

Продолжать перечень несуразиц и благоглупостей особого смысла не имеет. Примитивный памфлет своего времени, сляпанный на коленке, кое-как, в расчёте, что идеологическая составляющая как-нибудь вывезет. И вывезла же – стотысячным тиражом напечатали...

Оценка: 4
– [  5  ] +

Владимир Михановский «Последнее испытание»

Массаракш, 5 февраля 2022 г. 02:11

Где взять сюжет, если не придумывается? Не отчаивайтесь. Возьмите студенческий анекдот, пририсуйте к нему рожки-ножки в виде робота на щупальцах или капиталистического старичка в смокинге – вуаля, рассказ готов. (Робот-профессор – это из рассказа «Гибкая тактика», видимо, автору рассказали два анекдота сразу).

На вопросы про высосанную из пальца абсурдную машинную логику отвечать сурово: «Вы дурак, у вас нет чувства юмора». А что это за старичок такой и чего он добивается? Господи, ну просто старичок. А зачем на заседании деловой комиссии он обряжен в смокинг? Тут просто: во-первых, слово красивое – смокинг, во-вторых, сразу очевидно буржуазное разложение.

Не застал дровяных печек, но почему-то кажется, что для кипячения воды чайник всё-таки водружали НА печку. А не совали внутрь, обкладывали дровами и поджигали. Впрочем, не специалист, приходится довериться автору.

А вообще забавно, что в представлении автора сверх-супер Универсальный Электронный Мозг испытывают задачками про печки и дрова. Стамбул – город контрастов, так сказать. Блеск и нищета западного мира, старичок в смокинге и его хитрые подковырки в стиле деда Щукаря. Супермозг, разумеется, оконфузился, потому как нету у него рабочей практической сметки.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Владимир Михановский «Малыш и Грубиян»

Массаракш, 5 декабря 2021 г. 01:23

Роботов у Михановского (не в первом рассказе уже) почему-то «воспитывают». Не программируют, а воспитывают – именно так. Ещё у роботов ядерное сердце и очень сильные двуглавые мышцы, они крайне вспыльчивы и бьют шулеров канделябром по голове. Так воспитали, наверное. А для чего нужно было создавать двух роботов, «идеально играющих в бридж», – эту тайну автор так и не открыл. Да похоже, и сам особо не заморачивался – просто придумал, что роботы должны насмерть подраться. Вполне самодостаточный сюжет, всё остальное – лишнее.

И да, я не специалист, но в бридже, по-моему, индивидуальное жульничество бессмысленно. Посадил бы роботов в покер играть, что ли. Но уж больно, видимо, понравилось развратное аристократическое слово «бридж».

Оценка: 4
– [  4  ] +

Владимир Михановский «Погоня»

Массаракш, 2 декабря 2021 г. 01:18

И опять Михановского потянуло в космос. Где-то он слышал про эйнштейновское замедление времени, поэтому полеты длятся десятилетиями, а вернувшиеся корабли сдают в музей. Правда, в рассказе шедевром космогации считается облёт Юпитера, и где тут Эйнштейн – непонятно. Да чего там, лихой космолётчик на орбитальной скорости цепляет с поверхности юпитерианского спутника контейнер с пострадавшим (перелом позвоночника), потому что пострадавшего срочно (десятилетия?) нужно доставить на Землю. «Как джигит на полном скаку подхватывает с земли мелкую пуговицу». Интересно, после такой процедуры не всё ли равно – сломан у спасаемого позвоночник или нет?

О псевдошпионском сюжете даже говорить неудобно – дьявольски хитрый киборг хлороформом травит создателя и угоняет музейный космолёт, дабы повторить подвиг и с «выключенными дюзами» (?) снова обогнуть Юпитер. Со включенными и дурак обогнёт, а вот с выключенными... Лишь только люди отключают дюзы и дрифтуют вокруг планет, что символизирует их, людей, человечность. Киборг очень любит своего создателя, но желает доказать, что он не хуже человеков.

И вся эта галиматья изложена суконным, шаблонным, монотонным языком, вызывающим чуть ли не физическое отторжение. Сочинение двоечника, прочитавшего пару-другую НФ-рассказов и воспламенившегося (а ведь это у Михановского уже второй сборник). Честное слово, не понимаю, каким образом такое благословляли в печать. Отрезанную конскую голову подбрасывали редактору в постель, что ли?

Оценка: 2
– [  5  ] +

Владимир Михановский «Космос для нас»

Массаракш, 5 октября 2021 г. 23:26

Бизнес: вылавливаем из околоземного пространства метеориты (они там повсюду) и прессуем в брикеты. За брикетами летает с Земли автоматический сборщик урожая, который, сволочь, чуть ли не чиркает по поверхности Луны (это «оптимальная орбита», если что). Чтобы не чиркал и не нервировал, лунная компания снаряжает спутник-убийцу.

Параллельно: мальчик мечтает о космосе. Отец, служитель космодрома, думает: ладно, пусть полетает денька три, – и сажает сынишку в тот самый сборщик брикетов, предварительно выкинув балласт (балласт на ракете – это прелестно. Для остойчивости, наверное. Или его сбрасывают в случае опасного снижения, чтобы ракета снова взмыла на орбиту). Воздух, тепло, прочее жизнеобеспечение? Ой, бросьте. Главное – дать ему с собой сгущёнки. И вот мальчик летает, любуется в иллюминаторы «мохнатым Солнцем», наслаждается тем, что может принимать в невесомости любые позы. Но тут спутник-убийца настигает его:

«– Трепещи, несчастный корабль! Ты вторгся в чужие владения и за это будешь уничтожен! Готовься к смерти, ибо она неотвратима».

Мальчику почти удаётся заболтать электронный мозг спутника-убийцы аргументами: «Я ещё молод, я видел так мало». Однако у мозга громадный зуб на брикетную компанию – один из её сотрудников когда-то избил его, беззащитного, железной штангой (опять эта штанга, у Михановского явно с ней были связаны какие-то рецидивирующие воспоминания). Кого другого мозг пощадил бы, но не этих. Происходит трагедия.

Извините, что так многословно, но как ещё передать волшебную атмосферу рассказа? Даже рекомендую – в качестве терапии. Прочитав, в полной мере ощутите своё интеллектуальное превосходство и нереализованный творческий потенциал.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Владимир Михановский «Время сгорает без остатка»

Массаракш, 5 октября 2021 г. 02:14

Изобретатель с шилом в заднице придумывает способ «увеличить скорость потока времени». Нет, не путешествовать во времени, а именно «увеличить скорость потока». А придумав, «садится на стул прямо под бьющие из генератора мезонные лучи». И – о ужас! – за пятнадцать минут стареет на двадцать лет. Не сообщается, правда, а чего он, собственно, ожидал. В чём вообще был замысел эксперимента? Теперь, «насквозь пропитанный полем замедления» (от которого ещё и изжога), измождённый изобретатель страдает, пристаёт в барах к посетителям, и у тех останавливаются наручные часы.

Всё очень научно. Употребляются выражения «прерывность тяготения» и «поток квантов времени имеет равномерную скорость и плотность в каждой точке пространства». Ещё понравился пассаж про рекламу противопожарной компании (пожарники нуждаются в рекламе?) и то, что пожар гасят с помощью «патентованных средств».

Оценка: 3
– [  3  ] +

Владимир Михановский «Крайнее средство»

Массаракш, 3 октября 2021 г. 02:36

Как сделать робота, способного испытывать эмоции? Элементарно: нужно, чтобы он прочитал все тома Британской энциклопедии. Под такую блестящую идею капиталисты дают профессору деньги, но робот тупит, и теперь у профессора отберут всё имущество и посадят в тюрьму. Жестокий мир чистогана.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В отчаянии профессор стреляется. Но с умом, так, чтобы промахнуться. Лежит в больнице.

И отныне робот любит его, как отца, и приносит бананы. Почему вдруг полюбил, с какой стати? Не задавайте идиотских вопросов. Просто любит и всё, испытывает эмоции. Теперь профессор будет безмерно богат, что хорошо, потому что его жена, метёлка старая, хочет яхту. Занавес.

Клюква-поделка про «их нравы». Художественной или какой-нибудь другой ценности не представляет.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Владимир Михановский «Приключения на Аларди»

Массаракш, 29 сентября 2021 г. 02:59

Сочинение школьника. Написанное на задней парте во время уроков, с высунутым от усердия языком. Хаотический фарш из банальностей, шаблонов, благоглупостей: «Сила излучения – Кир знал это – резко падает с расстоянием. Робот решил пойти на хитрость. Необходимо было усыпить бдительность врага. Киру стало ясно, что внутри конуса имеется необычайно развитый управляющий мозг». Сюжет, содержание, логика? Вы о чём? Это же приключения, так в названии и указано. Наши прилетели на Проксиму Центавра, там у них были приключения, а потом они полетели назад. Что вам ещё нужно?

Школьник, к тому же, не очень хорошо учился. «Наибольшую ценность представляли предполагаемые залежи (?) компактного (?) антивещества, столь необходимого для трансгалактических экспедиций». Атмосферы на планете нет, но местные разумные конусы дышат (?) кислородом, «автоматически добывая его из минералов». Воду извлекают, «путём взрыва (?) соединяя водород с кислородом». О разнице между весом и массой школьник тоже не в курсе, разумный конус легко волочит кусок звездолёта: «В условиях /местного/ поля тяготения пятидесятиметровая секция не представляла чрезмерной тяжести». Ну и плюс мелочи: слепоту лечат током в сорок тысяч вольт, роботы (шары с щупальцами, тем не менее «наши белковые братья») оснащены «торпедами для изучения грунта», один из роботов ловко прикидывается мёртвым, причём дважды, Труффальдино этакий... Там много ещё чего, но хватит.

«Редактор прочел сочинения бывшего гимназиста и сказал, что все это очень плохо. Но бедовый гимназист и тут не смутился.

– Я и сам знаю, что плохо.

– Зачем же вы принесли свой товар?

– А почему же не принести? Ведь у вас в журнале известный процент плохих вещей есть?

– Есть.

– Так вот я решил поставлять вам этот процент.» ©

Очень похоже, Михановский в своё время творил по такой же схеме. Лопни мои глаза, что называется. Однако же этот процент исправно печатался.

Оценка: 2
– [  8  ] +

Владимир Михановский «Путь «Таиры» долог»

Массаракш, 12 сентября 2021 г. 02:39

Это нечто. Корабль теряется в пространстве, потому что «одиночный электрон субсветовой скорости» разбивает «лазерный ориентатор». Теперь «разыскать Солнце среди звёзд с помощью средств астрономии не представлялось возможным». А вот лазером – да, легко, только нет теперь лазера. Ни о каких чуждых разумах не известно, тем не менее корабельный Мозг находит решение: надо лететь в направлении, где наиболее вероятна (?) встреча с «высокой цивилизацией». Антенны будут излучать в пространство универсальные (?) сигналы бедствия, вследствие чего «разумные существа несомненно догадаются, что на борту корабля находятся их собратья» и спасут. Но это долгая песня, поэтому Гг приходится лечь в анабиоз.

Он, кстати, опять один (человек) на суперзвездолёте, все остальные – белковые роботы, очень похожие на людей (ну хоть так, уже не шары с щупальцами), однако вращающие (?) антеннами на голове. С арифметикой у автора напряг: почему-то двенадцать часов равняются прожитому дню. За время анабиоза для Гг прошло девять физиологических дней, но он ломает руки, убивается, как Ярославна: «И тает жизнь, уходит без следа, как мартовская вешняя вода». А ещё звездолёт «использует попутные магнитные поля в качестве ускорителей». Магнитные, сцуко. Попутные. А ещё на звездодёте открывают кингстоны, причём не где-нибудь, а в штурманской рубке. А ещё белковый робот почернел, потому что воспитателем (?) у него был негр. А ещё... Нет, ладно, хватит.

И опять по поводу языка: такое ощущение, будто Михановский где-то приобрёл по случаю словарь банальностей, причём самых недорогих, уценённых. «Минуты напряжённо тянулись». «Скорей бы снова уснуть, провалиться в чёрное небытие». «Беда пришла, когда её меньше всего можно ожидать». А чтобы уравновесить, ввёл модные в 1964 году слова «лазер», «электрон», «поля», даже не пытаясь узнать, что они на самом деле означают.

Что-то глупое и смехотворное, да ещё с потугами родить трагический надрыв.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Владимир Михановский «Рыжая»

Массаракш, 11 сентября 2021 г. 02:03

Сама по себе идея стоящая: наткнуться в космосе на нечто непознаваемое, находящееся вне привычных опыта и логики. Но её исполнение...

У Михановского пунктик: экипаж межзвёздных экспедиций (шестнадцать лет в один конец) будет состоять из двух мужиков плюс коллектив роботов (шары со щупальцами). Ладно, пусть. Вдруг кончается горючее – «осталось на пару дней лёта». Все знают, что звездолёты – они как автомобили, едут, пока бак не опустеет. Главное – следить за датчиком топлива. К счастью, вот и заправка – бурая планетка, нащупанная «мощными локаторами», на которую звездолёт садится «на пневматические стабилизаторы».

Всё это вводная, а дальше начинается непознаваемое. Предупреждаю сразу: космонавты тут люди недалёкие, поскольку принимают восход местного солнца за пожар. Один наслаждается свежим утром (они в скафандрах), мечтает вдохнуть «чистый и благоуханный» воздух планеты. На него нападает косматый единорог, блестит озерцо, потрескавшиеся губы жаждут припасть к «живительной влаге» (ты в скафандре, идиот, у тебя там система жизнеобеспечения). Звездолёта нет, пропал. Ищет-ищет-ищет. Другой космонавт таинственным образом исчезает, ему кажется, что он погружён в необычайно вязкую жидкость, его «увлекает куда-то неведомая сила». При этом он – мозг, который «решает сложные логические задачи». Всё, непознанное позади. Кораблю – взлёт! «Ты только подумай, – говорит один герой другому, – что будет, когда учёные решат загадку этих четырехмерных сгустков. Поистине, природа неистощима на выдумки, как сказал когда-то Ландау».

Ещё образчики языка: «свинцовая усталость против воли смежила веки», «звездолёт начинал легонько подрагивать, словно застоявшийся конь», «властная тяжесть легла на плечи». Ну и так далее.

Нечто на удивление бессвязное и маловразумительное. Будто проба пера юного любителя фантастики, вдохновлённого не самыми лучшими образцами жанра.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Владимир Михановский «Уснувший мир»

Массаракш, 4 сентября 2021 г. 01:57

Параболический фотолёт (это как?) длиной в тридцать километров. «Не такой уж большой экипаж – два человека и шестнадцать роботов». Впереди – таинственная планета, где в магнитных полях плавают острова антивещества. Планету нужно будет тщательно исследовать. Капитан и штурман кушают, и робот убирает за ними пластиковые тарелки. Потом капитан застёгивает скафандр на молнию и идёт прогуляться за шесть километров по кораблю, чтобы покормить и приласкать свинью, газель, кур, быка, овец. Их везут с собой, чтобы два человека команды хорошо питались, а кого не съедят, того выпустят на таинственную планету – вдруг приживутся там? Тревога, метеоритная атака («Метеоритами астронавты называли потоки частиц высоких энергий» Ну, мало ли, как хотят, так и называют). Капитан бежит обратно в рубку – за шесть километров. Ступню ему прошивает энергометеритом, он обнажает ногу (а вроде был в скафандре?) и достаёт индивидуальный пакет...

Всё-всё, больше не буду. Это описание того, как автор представляет себе полёт к Проксиме Центара. Дальше космонавты хаотически бегают и совершают неимоверные усилия, на них наваливается многотонная тяжесть, а в глазах плывут красные круги. Флэшбеки об утраченной любви... или не любви? Хрен поймёшь, о чём.. А последнюю треть рассказа занимает невнятный наукообразный бред. Чтобы совсем уж не палиться, автор изобрёл какие-то частицы академика Светлова. «Звезда исчезает, а вместо неё образуется ливень невидимых микрочастиц, несущих на своих плечах в виде энергии всю массу исчезнувшего мира». А потом частицы во что-то втыкаются, и там возникает новая масса в виде наростов. «Этим можно было бы объяснить многие загадочные явления во Вселенной». Свежий, незашоренный взгляд автора на физику и космологию. Такой маленький Лысенко от НФ.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Владимир Михановский «Координаты бедствия»

Массаракш, 3 сентября 2021 г. 23:53

Прекрасное будущее. На Марсе капризный климат, с градом и ливнями, со страшными песчаными бурями, «снискавшими дурную славу во всей Солнечной системе» (надо полагать, у юпитерианских репутация немного получше). Уже строится океанский порт. Правда, тут же присутствует попискивающее радио, главное средство передвижения – орнитоптеры с «огромными перепончатыми крыльями», а «кибернетические роботы» представлены в виде огромных шаров, подпрыгивающих на гибких щупальцах.

Сюжет, мягко выражаясь, странный. В его основе – наличие небольших марсианских летучих существ, которые носятся с гиперзвуковой (!) скоростью и при этом вороваты, как сороки. Зато в океане (рукотворном, насколько можно понять) откуда-то водятся местные осьминоги, кровь которых насквозь прожигает «отличный дюраль палубы». Осьминоги настолько круты, что ловят гиперзвуковых летунов... Нагромождение нелепиц, если вкратце.

Заинтриговала только фраза про роботов: «Я перед самым вылетом был в /производственном центре/ и видел, как их обучают. Такого там насмотрелся!..» Потом персонаж отвлёкся да так и не открыл подробностей. Теперь буду всё время об этом думать.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Владимир Михановский «Гость»

Массаракш, 2 сентября 2021 г. 23:53

«Колоссальный трансгалактический звездолёт» с экипажем из одного человека разваливается, и спасательная шлюпка, летящая на околосветовой скорости, тормозит вхождением в атмосферу. На Земле минули века, идёт весенняя путина, в посёлке есть вечевая площадь и «грандиозное здание Совета с золотым шпилем». Космолётчика вылавливают из воды, кормят солянкой на золотом блюде, он пытается расплатиться позеленевшими от времени монетами. При виде золота возбуждается и пробует блюдо на зуб, «улыбка, как солнечный зайчик, освещает его измождённое лицо». Узнаёт дату, когда заложено здание Совета, и плачет светлыми слезами. Конец.

Вы что-нибудь поняли? Я нет. Вообще не могу придумать, что автор всем этим хотел сказать. Если мысль была, то зашифрована она очень тщательно. Рассказ-загадка.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Владимир Михановский «Гостиница «Сигма»

volodihin, 15 января 2021 г. 22:09

Наверное, в 1974 году «Гостиница «Сигма» могла вызвать интерес — ну, хотя бы за счет нетривиальной фантастической идеи: создания гостиницы для звездолетчиков, по которым прошелся Эйнштейнов парадокс. Но сейчас всё это выглядит фантастически занудно, тягомотинно, наивно. Такое обилие наукообразных диалогов я не видел больше нигде. Они фактически заменяют публицистические статьи «на заданную тему высказывания» в поле «развитие науки и общества». И, в общем, такой перебор диалогов, что от нестерпимости их обилия пролистываешь, не читая, добрую треть от общего объема повести.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Евсей»

Книголюб666, 14 ноября 2019 г. 19:22

Прочитал рассказ и подумал о «Двухсотлетнем человеке», зашел сюда — и вот подтверждение моих мыслей) (предыдущий отзыв). Считаю одним из лучших рассказов автора. Здесь нет архаичных (уже, к сожалению) описаний техники будущего, а есть вечное...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Антология «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 12»

Нескорений, 30 сентября 2019 г. 11:06

Тема ответственности ученых за последствия своих открытий в фантастической литературе звучит довольно часто. Данный номерной сборник альманаха НФ, изданный в 1972 году издательством «Знание» посвящен именно этой тематике. Авторы произведений, вошедших в подборку, задаются важными моральными вопросами, предостерегают, порой заставляют вспомнить о том, что каждый шаг человечества в будущее может нарушить хрупкий баланс, поставить под угрозу само существование планеты. Во вступительной статье Ю. Кагарлицкого раскрываются генеральные темы сборника, но большая часть посвящена разбору вошедших в него произведений, т.е. перед нами своего рода дайджест. По этой причине введение при первом прочтении лучше пропустить и ознакомиться с ним уже постфактум, в качестве послесловия, для обобщения и закрепления материала. Отдельные разделы в книге не выделяются, но можно разбить его на три условных блока — советская фантастика, публицистика и зарубежная НФ. Первый раздел получился довольно средним, интерес представляют второй и третий блоки, хотя среди зарубежки знакомые все лица.

Открывает сборник рассказ А. и С. Абрамовых «Апробация». Молодой ученый приглашает своего именитого коллегу и в прошлом учителя на презентацию нового прибора, способного извлекать из памяти картины прошлого и транслировать их на экран. Академик соглашается поучаствовать в демонстрации и для раскрытия его возможностей обращается к дням своей молодости, когда он был начинающей звездой футбола. Спортивная часть рассказа получилась достаточно динамичной, но вот главная идея выглядит довольно спорно. Пожилой ученый считает, что изобретение, не имеющее практической пользы, не заслуживает внимания. Однако описанный прибор мог бы очень пригодиться в криминалистике, да и для досуга вещь хорошая — ведь мы храним старые фото, письма, дневниковые записи не просто так.

Действие юмористической новеллы В. Комарова «Переворот откладывается» происходит на далекой планете, где несут вахту два исследователя. Считается, что планета уже исследована вдоль и поперек, ничего интересного там нет, но один из напарников не готов с этим согласиться и приносит с очередного дежурства странный шар, после чего начинают происходить вещи, которые сложно объяснить с обыденных позиций. Автор демонстрирует типичное столкновение романтика и скептика, напоминая нам, что чудеса могут лежать у нас перед самым носом, главное уметь их замечать, смотреть на мир с широко открытыми глазами.

Всё новое — это хорошо забытое старое, напоминают нам М. Кривич и О. Ольгин в рассказе «Что-то стало холодать». В далеком будущем люди живут в высокотехнологичных городах, защищенных от всех влияний внешней среды герметичными куполами. Внезапно в одном городе начинается эпидемия неизвестной болезни со странными симптомами, мэру города предстоит срочно найти решение проблемы и спасти земляков от напасти. В процессе чтения рассказа я испытал дежавю, подобная идея уже встречалась мне в одном из рассказов кого-то из зарубежных классиков, к сожалению, точно вспомнить не смогу, вероятно у Р. Шекли или Ф. Пола.

Прямым текстом тема ответственности ученых за будущее планеты проходит в повести В. Михановского «Фиалка». Известный ученый, проводящий эксперименты в области квантовой физики, получает анонимную угрозу с требованием прекратить опасные эксперименты, в противном случае ученому грозить смерть. Все попытки полиции вычислить злоумышленника не приводят к желаемому результату, а тем временем анонимки начинают получать всё новые жертвы. Предупреждение, звучащее в повести, вполне логично, но автор слишком увлекается своей идеей «возвращения к корням» и под удар ставятся не только опасные эксперименты, но и почти вся прогрессивная наука в целом. Принцип «семь раз отмерь — один раз отрежь» уместен, но не стоит сворачивать все исследования из одного лишь страха, как бы чего не вышло.

Переходим к разделу публицистики. В статье И. Ефремова «Космос и палеонтология» автор обращается к предмету данной научной дисциплины и, ссылаясь на общие законы эволюционного развития живых организмов, доказывает свой тезис о том, почему, по его мнению, любая разумная жизнь в конечном итоге приобретает гуманоидные формы. Статья будет интересна читателям, увлекающимся творчеством Ефремова, хотя эта мысль звучит в его произведениях довольно часто. Ещё один известный наш фантаст А. Казанцев обращается к теме палеоконтакта в статье «Из космоса — в прошлое». Казанцев цитирует литературные памятники древности, указывает на необычные архитектурные постройки и культурные артефакты, которые, по его мнению, могут быть свидетельством того, что нашу планету в далёком прошлом посещали представители внеземных цивилизаций. Для своего времени статья может и была прорывом, но сейчас данную тему разобрали по косточкам все кому не лень, ничего нового.

Завершает сборник подборка произведений зарубежных мастеров, что характерно именно здесь данные вещи получили свою первую русскоязычную публикацию. Вещи уже классические, впоследствии неоднократно переизданные, безусловно качественные. Это рассказ Р. Брэдбери «Тот, кто ждёт», входящий в канонические Марсианские Хроники, повесть А. Азимова «Ловушка для простаков» и рассказ Ф. Брауна «Арена». Все эти произведения затрагивают тему столкновения нашей цивилизации с внеземным, с неведомым. В каждом из них содержится предостережение, но исследование и покорение космоса дело такое, без опасностей здесь обойтись никак нельзя.

Итак, резюмируя вкратце всё сказанное выше. С точки зрения ценности для современного читателя сборник выглядит довольно средним. Произведения советских фантастов не блещут, публицистка — для факультативного ознакомления, зарубежка — высший класс, но уже давно не раритет. Для однократного прочтения сборник вполне подходит, тем более его можно назвать тематическим, а для меня данный фактор — это всегда плюс.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Владимир Михановский «Фиалка»

Нескорений, 19 сентября 2019 г. 17:49

Далеко не факт, что все проблемы настоящего сами собой исчезнут в будущем, чудес не бывает — чудеса делают сами люди. Тема ответственности ученых за результаты научных исследований поднималась в фантастике неоднократно, в очередной раз обратиться к читателю с предупреждением решил В. Михановский в повести «Фиалка». Действие произведения происходит в далёком будущем на территории США. Известный физик, лауреат Нобелевской премии Гуго Ленц получает анонимное письмо с требованием прекратить эксперименты по бомбардировке кварков, т.к. это может привести к гибели всего человечества. К письму была приложена своего рода «черная метка» — засушенная фиалка, также ученому был установлен срок исполнения требований — 3 месяца, по истечении этого срока он умрет.

В дело активно включается полиция, но установить злоумышленника по горячим следам не представилось возможным, а вскоре подобные письма с угрозами начинают получать десятки и сотни других известных ученых и просто людей, занимающих влиятельное положение в обществе. По мере развития сюжета нам предоставляется возможность взглянуть на происходящее глазами всех ключевых персонажей повести. Как такового главного героя в этом произведении нет. К проработке детективной части автор подошёл достаточно формально, ближе к середине мы уже начинаем догадываться о том, кто стоит за личиной анонима, а ещё до кульминации уже знаем это наверняка. Так что читать «Фиалку» в качестве фантастического детектива — дело неблагодарное.

В процессе чтения могут улыбнуть отдельные моменты ретрофутуризма. К примеру, человечество уже шагнуло в космос, занимается колонизацией Луны и Марса, но до сих пор в ходу обыкновенные печатные машинки. Да и в целом трудно представить, что в технически развитом обществе «вся королевская рать» за долгие месяцы не может вычислить одиночного борца с Системой. Чем дальше продвигается прогресс, тем совершеннее средства контроля за обществом — камеры, фиксирующие каждый шаг, электронные базы данных, всё это автор в расчет не берет, для него важнее донести до нас основную идею — бездумное движение вперед опасно, если сегодня мы имеем в арсенале ядерные бомбы, способные уничтожить наш мир, то что говорить о завтрашнем дне, какие ещё средства уничтожения могут быть изобретены и пущены в ход.

При первом рассмотрении сути проблемы хочется согласиться с автором, действительно, ученый не должен вести себя, как обезьяна с гранатой, все последствия должны быть учтены, все риски минимизированы. Однако, в своем стремлении на разных примерах доказать правоту своей точки зрения автор изрядно перестарался, на мой взгляд. В частности довольно спорными и притянутыми за уши выглядят его нападки на киборгизацию. Те примеры, которые он приводит в повести действительно выставляют киберов в дурном свете, но если обратиться к реалиям сегодняшнего дня — что плохого в том, чтобы человеку, лишившемуся руки, подарить киберпротез, который будет управляться мозговыми импульсами и ощущаться как родная конечность или же дать зрение слепому, пусть и искусственное, но лучше так, чем никак.

Далее, опасность глубинного бурения земных недр через океанские впадины — этим занимается один из персонажей повести, авторитетный геолог Ив Соич. Технология новая, не прошедшая проверку — это все понятно. Спрашивается, зачем реализовать этот проект на Земле, если то же самое можно осуществить на других планетах, благо земляне уже имеют туда доступ, тогда и человечество под угрозой не будет и научный прогресс не придется искусственно затормаживать. Ответственность ответственностью, но рецепт, предлагаемый автором, тоже не панацея — всё запретить, вернуться к природе, а то как бы чего не вышло... Всё же фантастика должна звать нас вперед, открывать новые горизонты, с соблюдением техники безопасности, безусловно, а не тянуть в прошлое, иначе какая же это фантастика?

Оценка: 6
– [  1  ] +

Владимир Михановский «На траверсе Бета Лиры»

БРАШКОВА, 19 августа 2019 г. 00:49

Так получилось в жизни,что этот рассказ я прочитал впервые. А мне уже за шестьдесят...

В момент его выхода в свет я только пошел в школу. Фантастику полюбил,но осознанно

полюбил и стал понимать её лет через пять. Тогда бы это произведение точно вызвало фурор (и физика тут была к месту).

Сейчас же по прошествии стольких лет всё воспринимается по другому,спокойнее. В целом написано сильно.

Форма проявления жизни в «пластинках»,появившихся на корабле ,была оригинальна и держала

в напряжении до самого конца. Но я проникся и поверил (и верю),что разумная жизнь может проявиться

в любых формах. В общем и целом получил удовольствие от прочитанного.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Владимир Михановский «Испытание»

Стронций 88, 16 июля 2018 г. 15:13

Вот ещё один именитый автор в сборнике «Фантастика 77», и сразу же чувствуется уровень, особенно на фоне предыдущих, мягко говоря, весьма средних произведений. Хорошая такая научная фантастика. Поначалу, конечно, понять что к чему трудно, но потом всё становится ясно. И не только это о белковом роботе (с интересной концепцией, кстати, с этими прыжками и изучением механизмов прыжков в природе), помощнике исследователей дальних планет, но и о тайне феноменальных прыжков олимпийцев Древней Греции. И обе эти темы были очень интересными. Вот уважаю я такую фантастику – фантастику идей, попытки разгадать интригующий и реальный секрет (меня вообще эта тайна, о которой я даже не знал, очень заинтриговала). И особенно это прекрасно вот так, в такой подаче и с таким языком – простым, но при этом довольно крепким, в котором всё ярко представляется. Да и рассказ вроде бы короткий, выверенный, ничего лишнего, но при этом легко и приятно вмещающий в себя всё. Да, замечание god54 о том, что это «практически доказано» был тройной прыжок, меня немножко сбило с настроение, но всего лишь немножко, так как «практически доказано» это всё-таки не «доказано полностью», и даже если и так, то от этого рассказ не становится менее приятным, как и сама гипотеза, попытка найти разумное объяснение. Вот это – научная фантастика с упором на первое слово. Приятны мне лично такие вещи.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Владимир Михановский «Зелёное облако»

Прокопий Антемий, 2 апреля 2018 г. 20:10

Очередной рассказ из серии «а вот еще случай был». Причем напоминает одновременно и «ЧП» Стругацких, и фильм «Через тернии к звездам»(эпизод с биомассой). Ни оригинальных идей, ни смысла, ни даже мало-мальской морали, ничего тут нет. Язык — это отдельная песня:

«Ты прав, но только отчасти, — пророкотал робот. Иногда он высказывался достаточно цветисто...» Ну, если эта реплика считается «достаточно цветистой», можно себе представить, насколько бледна и убога речь героев. «Нельзя допустить, чтобы зеленое вещество покинуло пределы астробиологического отсека» — вот так, по мнению автора, разговаривают космонавты при чрезвычайной ситуации.

Концовка же просто феерична:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Капитан принимает решение катапультировать опасный отсек. Однако отстрелился тот недалеко и «плывет совсем рядом с кораблем словно привязанный к нему. Опасность уменьшилась, но не исчезла». Что же делать? Космонавты с ужасом наблюдают, как из отсека вырос «извивающийся фантастический цветок» и потянулся к звездолету. Но капитан снова оказался на высоте. Видимо вспомнил, что звездолет-то фотонный, и врубил двигатели на полную мощность! Все спасены. «На экране хорошо было видно, как растет постепенно расстояние между кораблем и изумрудным цветком».

Оценка: 3
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Координаты бедствия»

Прокопий Антемий, 10 марта 2018 г. 17:12

До чего же нелепый и бестолковый рассказ (даже со скидкой на год написания)! Плохо здесь буквально всё. Почему, например, автор не удосужился дать нормальные имена пилотам? Вот роботу экзотическое имя придумал. Даже промелькнувшему в начале радисту зачем-то придумал не только имя, но и фамилию с отчеством (хотя он просто доложил о полученных сигналах и далее не упоминался). При этом, главные герои носят звучные имена «штурман-1» и «штурман-2»! Про сюжет и говорить не приходится, настолько он нелеп и примитивен.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Владимир Михановский «Стрела и колос»

Прокопий Антемий, 10 февраля 2018 г. 22:16

Рассказ не дотягивает даже до среднего «молодогвардейского» уровня. Кое-как сколоченный сюжет, дубовый язык, безликие герои, куча нелепостей...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Это произошло на траверзе Эпсилон Эридана — захолустной звездочки, известной ныне разве что составителям каталогов да еще, пожалуй, курсантам штурманского городка, зубрящим эти каталоги.»

Вообще-то это одна из ближайших к нам звезд, и к описываемому времени ее единственную планету должны были худо-бедно изучить. Трудно поверить, что земляне посещают ее впервые. Как и в то, что никто из экипажа не вспомнил историю с отправкой шара. Над проектом работали тысячи людей, его руководитель считался «величайшим ученым» — событие такого масштаба должно хотя бы упоминаться в справочниках. Нужно было просто поднять всю имевшуюся информацию о системе. Вместо этого космонавты несколько дней, как бараны, наблюдали за «танцем шаров»... Даже записать на камеру не догадались. Естественно, что им потом не поверили.

Жители далекой галактики не отстают от землян в твердолобости. Вообще непонятно, зачем им при таких продвинутых технологиях отправлять какие-то шары. Но легких путей они не ищут:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Следующий шар они собирались послать на окраину небольшой галактики, имеющей плоскую форму. Звезда, царящая в этой части вселенной, была относительно холодной, температура ее поверхности не превышала семи тысяч градусов. Нейтринные щупы, смонтированные лименянами, обнаружили несколько планет, обращающихся вокруг этой звезды. Особое внимание лименян привлекла голубая планета. Цвет ее, по-видимому, объяснялся богатой атмосферой, а где атмосфера — там наиболее вероятна жизнь...

Однако поначалу необходимо было дождаться, что сообщит шар, транспонированный к Эпсилон Эридана. Лименяне во всем любили методичность.»

И еще неизвестно, сколько пришлось бы ждать методичным лименянам. Если бы не случился форс-мажор...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Обладая мгновенной реакцией, Розовый шар в момент гибели Серебристого шара сумел передать на планету Семи Солнц несколько отрывочных радиограмм»

Т.е. за все время, что он там кувыркался, он почему-то никаких радиограмм не передавал. А тут бац — и в момент передал! Причем на планету, находящуюся в другой (к тому же далекой!) галактике...

Нетрудно догадаться, чем закончились попытки расшифровать эти сообщения:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Лучшие умы Лимены не сумели доискаться в этом смысла».

Ну, а мне не удалось доискаться смысла в данном рассказе. «Многое в космосе развивается по неведомым законам» — глубокомысленно делает вывод автор. Стоило ли ради этого огород городить?

И, конечно, концовка:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Поэтому было решено приступить к созданию нового, более совершенного посланца, но направить его не к Эпсилон Эридана, а в район Голубой планеты, обращающейся вокруг большого желтого светила. Но вероятность удачи и здесь была чрезвычайно мала.»

Как говорится — на колу мочало, начинай сначала...

Оценка: 2
– [  3  ] +

Владимир Михановский «Последнее испытание»

Error, 10 декабря 2017 г. 19:40

Малоинтригующий рассказ о необходимости развития технологии. Автор будто с помощью своего произведения борится не только с алчными капиталистами с помощью новомодных штучек пытающихся завлечь и оболванить простых обывателей, а и противопоставляющегося самой эволюции технического прогресса. И как, с помощью глупейших вопросов машине, о примитивном подогреве воды. При этом он выводит «идеальный», на взгляд самого Михановского, алгоритм, при том ещё с глупейшей гипотезой, что если всё переставить наоборот, то машину «глюконёт» и она не справится с той задачей, с которой минуту назад справлялась.

Вообщем, слабо и глуповато. Время доказало, что автор оказался не прав.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Владимир Михановский «Случайные помехи»

Error, 11 сентября 2017 г. 13:26

...повествование изложено совсем неплохо, даже, можно сказать, добротно. Но воть в чём основная мысль произведения? Судите сами...

Из заглавия произведения (так напечатано в журнале Техника — Молодёжи, что это глава из повести), читателю становится ясно, что это только отрывок, некая часть более обширного литературнрого полотна. Далее идёт речь о субъекте являющимся нечто вроде контразведчиком, агентом представляющим иную, можно сказать таинственную инопланетную цивилизацию, желающую с помощью определённых технических средств спровоцировать землян на самоуничтожение. Тем самым, освободить планету для своего вида и колонизировать Землю. Ну, неплохо! — разрешено.

Сюжет постепенно развивается и наш провокатор находит наивного курсанта Звёздной академии улетающего на Луну. Он использует его для афёры и доставки некоего технического чуда на спутник, для более мощного психоизлучения (площадь покрытия с Луны более, чем с крыши многоэтажки) — однозначно мощный довод. На лайнере, летящем на Луну узнают о происходящих в означенном городке вспышках психоистерии. С какого — то перепуга наш курсант приходит к капитану судна и предлогает свои услуги (на лайнере ВООБЩЕ!!! не происходит никаких внештатных ситуаций). И что далее?!.

А далее то, что в разговоре капитан судна ведёт себя как неврастенический параноик начиная вдруг в чём — то подозревать нашего паренька.

Прибыв на Луну, паренёк вновь находит себе пассию (не слишком ли много народа для необъёмной текстовки). Первая была на лайнере...Короче, девушка обещает прийти на свидание в следующий раз и на утро покидает Луну. Несчастный влюблённый действует весьма опрометчиво, что даже хватает наглости срывать вылет «линейки» на Землю. Аппелируя подобные действия только одним : «Хотел показать Луну на вездеходе». При всём ещё, что автор выводит героя совершенно не как альфа — самца и бесшабашного Дон Жуана, а простого среднестатистического паренька. Уж как — то чисто психологически не сходятся концы с концами...И очередное — а что там далее?

А далее вообще глупость. Мы забываем о Луне и всяких там лирических передрягах и возвращаемся в город и читаем историю возникновения истерии. Наш забытый часовщик, подлец и агент инопланетян включив свою «штучку» наблюдает за происходящим бедламом. Потом оголяется в прямом смысле слова (только вот зачем?!) и выйдя на улицу шествует (только вот куда?!). Да впрочем неважно. Главное идёт по «освобождённой» Земле. И тут бах — тарарах!!!...

На пути ему встречается какая — то аборигенка, которую он видители вспомнил и долго стирал из памяти, чуть ли не любил в прямом смысле. — Это, позвольте вас спросить, что за БРЕД?!.

Недолгий разговор с полусумасшедшей женщиной потерявшей в беспорядках свою маленькую дочь, погибшей у неё на руках, заканчивается физическим контактом и уничтожением злосчастного агента — кибера...

И, Ура, товарищи! Планета осталась не заплёванной!

На том и сказки конец!..

Вообщем, сам слог весьма неплохой, но что к чему и зачем...пусть решает каждый сам.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Владимир Михановский «Джи Джи»

Error, 10 сентября 2017 г. 23:56

Простенькое, без особых сложностей, произведение совдеповского периода о отношении гениального изобретателя инжинера — одиночки и акул капитализма, монополистов комерции, подлых военных консорциумов готовых пойти на всё проглатывая несчастных и честных профессоров — лауреатов ради своих выгод и барышей. Короче — немного наездной пропаганды на капитализм, как угрожающий всему живому и честолюбивому, строй. И неплохой язык изложения, за что особая благодарность автору — действительно и честно, приятно читать. Но не более того. Сюжет не блещет уж интригой и детективностью. Всё весьма просто и неособо вычурно. Нет ни наворотов, ни закрутки сюжета. Одно констатирование событий, не более. Скучновато...Видимо написано только для того, чтоб показать мало мальски детективную историю с полуфантастическим сюжетом и вялой динамикой. А главное, с экономическими нравоучениями, чтоб советский человек не заглядывался через стену на загнивающий Запад.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Владимир Михановский «Путь «Каравеллы»

olpo70, 9 августа 2017 г. 07:08

Это именно та фантастика после прочтения которой люди становятся поклонниками этого жанра. Умная, динамичная, загадочная, но гуманная. Повесть «держит» внимание читателя до самого конца. Тайна раскрывается и всё кончается благополучно вовремя. Следить за приключениями довольно таки симпатичных персонажей не скучно.

Короче хвалить это произведение можно очень долго. Это классика русскоязычной, советской фантастики. На мой взгляд обязательна к прочтению и внесению в хрестоматию фантастики, если такая когда нибудь будет издана.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Владимир Михановский «Элы»

Прокопий Антемий, 9 мая 2017 г. 11:19

Оказывается, у этой повести имеется еще и расширенный вариант, под названием «За шаг до пропасти». Было скучно, стало совсем плохо: автор перегрузил сюжет лишними элементами, добавил кучу ненужных персонажей, нагромоздил еще больше нелепостей. Основные изменения коснулись инопланетян, здесь они — существа далеко не безобидные:

«Освоили элы и Тусклую планету, несмотря на строжайший запрет Гангарона. И что же? Ничего страшного не произошло. Правда, после воцарения невесомости атмосфера с Тусклой планеты улетучилась, и вся живая природа погибла. Но ведь и рыбы, и птицы, и травы лишены каких бы то ни было начатков разума, что же их жалеть? Зато элы получили новое жизненное пространство. Впрочем, проблема оказалась решенной лишь на время»

И на Землю они летят за тем же:

«– Мы должны узнать координаты Земли. Она может пригодиться элам для жилья.

– А местные жители? – осмелился спросить кто-то из элов.

– Эти примитивные существа едва ли доставят нам много хлопот...»

Такие вот «братья по разуму». Откуда, кстати, все эти рассуждения о примитивности земной техники и жилищ? У самих элов нет ни городов, ни культуры, ни продвинутой науки. Вообще создается впечатление, что они там у себя не занимаются ничем, кроме бесконтрольного размножения, а все их помыслы направлены на увеличение жизненного пространства. И поменялись ли планы у этих высокомерных обитателей панцирей после того, как они убедились в достаточном уровне развития цивилизации на Земле — автор умалчивает. Финал он оставил без изменений, человечество кидается к пришельцам с распростертыми объятиями... Возникает вопрос — а не придется ли потом горько пожалеть?

Также забавляет резко возросшее количество «невероятных совпадений»: земляне высаживаются на единственном незаселенном астероиде, случайный знакомый Виктор Петрович — внезапно председатель Совета, и т.д.

Нельзя не отметить и потрясающее «открытие» автора — оказывается, для того чтобы на планете «воцарилась невесомость», нужно... раскрутить ее посильнее!

А вот что осталось неизменным — так это ужасный язык. Несмотря на все потуги как-то оживить героев, разговоры продолжают напоминать диалоги роботов:

«– Жизнь в окрестностях «Валентины» не обнаружена, – меланхолично констатировал вислоусый начальник двигательного отсека – шеф Леона, и отхлебнул чаю. – Поэтому засиживаться нам здесь нет смысла.

– Нужно обследовать небесные тела, – возразила Ангалора»

В общем, перечислять все ляпы, нестыковки и несуразности данного опуса можно еще долго. Достаточно будет сказать, что он настолько бездарен (причем в обоих вариантах), что не дотягивает даже до среднего «молодогвардейского» уровня.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Владимир Михановский «Свет над тайгой»

god54, 2 марта 2017 г. 20:08

Итак в рассказе есть гипотеза автора о возможном происхождении электрических скатов, хотя и крайне спорная. А вот литературная часть вообще никакая, ни сюжета, ни обоснованной логики событий, ни обыкновенного здравомыслия. Для историков фантастики.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Владимир Михановский «Эллор»

god54, 2 марта 2017 г. 19:22

Какой пафос, героизм, перед лицом смерти капитан корабля заявляет: «Но человек прорвется к звездам...». Перед читателем проходят лица железных людей, у которых нет человеческих чувств, страха, растерянности. При этом никакой попытки сообщить на Землю о небезопасном районе для будущих поколений исследователей... Что-то не верится в происходящее, как не верится в реальность социалистического реализма.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Владимир Михановский «Хобо»

god54, 2 марта 2017 г. 19:03

А вот этот рассказ, несмотря на политический подтекст, как мне кажется, получился. Идея отличная, хотя и мало логичная и практически невыполнимая в части реализации. Но сюжет получился даже в чем-то неожиданный.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Владимир Михановский «Удача»

god54, 2 марта 2017 г. 18:50

И хотя автор прямо и не указывает пальцем на звериное лицо мирового капитализма, но все ясно понимают и страну и смысл и эксплуатацию трудового человека, продажность инспекторов и беспощадную сатиру на это общество умирающее перед лицом нового человека естественно известно в какой стране. Страсть, как не люблю такое...

Оценка: 4
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Точный расчёт»

god54, 2 марта 2017 г. 18:34

Юмористический рассказ о том, как даже самую надежную систему охраны можно очень легко взломать, если за дело берется профессионал, ну, а взяточничество вообще не имеет вероятности исчезнуть во веки вечные. Читайте и воспринимайте реальность более лирично.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Владимир Михановский «Тайна лаборатории низких температур»

god54, 2 марта 2017 г. 18:22

Вполне интересная, почти детективная и очень многообещающая идея: противостояние человека и робота в части личной неприязни... А вот литературная часть свела все на нет, скучно, стандартно и без вариантов, мол капиталисты они и есть капиталисты.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Степная быль»

god54, 2 марта 2017 г. 17:59

Идея рассказа в целом интересная и привлекательная — электронный мозг, который руководит промышленным комплексом по добыче и переработке руды и человек, который вовлекается в этот процесс. А вот литературная часть получилась пресной, без фишки, психологии, проблем и решений, даже без приключений.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Владимир Михановский «Путь «Таиры» долог»

god54, 2 марта 2017 г. 17:07

Довольно странный для советской фантастики рассказ, когда герой рассказа не борется с проблемой и даже не пытается найти выход или, по крайней мере, совершить подвиг... Все нарисовано в мрачных темных тонах без единого лучика надежды, к концу просто задаешься вопросом и в чем смысл и существования и рассказа...

Оценка: 4
– [  6  ] +

Владимир Михановский «Рыжая»

god54, 1 марта 2017 г. 20:02

Не нравятся мне такие рассказы, их обычно пишут «ленивые» авторы. Попали герои на диковинную планету и, конечно, же столкнулись с чем-то необъяснимым... А автор в это время сообщает о том, что когда-нибудь будет другая экспедиция и уж она-то во всем разберется. Мне кажется, что автор просто понял, что так намудрил с постановкой проблемы, что просто не сумеет дать внятного ответа и быстренько закруглил произведение.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Загадка Плутона»

god54, 1 марта 2017 г. 19:42

По своей сути рассказ очень простенький, разгадка известна с первых страниц, к сожалению, особого смеха не вызывает... Однако, если углубиться в логические детали, то вопросов появляется выше не могу. Как можно запустить ракету к Плутону и не не узнать, что она туда не полетела и так далее... Одним словом для историков.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Владимир Михановский «Последний жетон»

god54, 1 марта 2017 г. 18:54

Иными словами автор пытается меня убедить, что если робот научился обманывать, то ему самое место на космическом корабле, где он будет исполнять крайне важную функцию, от которой будет зависеть жизнь экипажа. Или это он так критикует капиталистическое общество? Одним словом логика здорово хромает в сюжете.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Беспроигрышная лотерея»

god54, 1 марта 2017 г. 18:38

Иногда и в жизни, чтобы почувствовать чью-то реакцию нужно пожаловаться на трудную жизнь и проблемы. Это обрадует окружающих и вы увидите, как заблестят их глаза, как у них поднимется настроение... Хотя ситуация и вариант с обучением робота, описанные в рассказе меня не убедили в получении нужного результата. Робот все же существо рациональное.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Владимир Михановский «Космос для нас»

god54, 1 марта 2017 г. 18:37

Следует, наверное, сказать, что автор явно переборщил в том, что он написал. Я думаю, он даже не удосужился перечитать текст после набора. В итоге, что получилось, то получилось. Один яркий пример. Отец сажает сына в ракету. которая полетает трое суток, а потом возможно вернется. Во-первых. откуда там воздух? Во-вторых, поведение отца хуже, чем поведение палача. Ну, а концовка вообще ни к селу ни к городу.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Владимир Михановский «Последнее испытание»

god54, 1 марта 2017 г. 18:23

Рассказ понравился тем, что не понравился. Да, именно так. Во-первых, таких старичков-умников хоть пруд пруди. В комиссии их никто не берет, сами лезут. Во-вторых, более глупых задачек я не встречал. Спроси современного человека, как с помощью печки вскипятить чайник, никто не ответит. Они в глаза не видели печки. И слава богу, что не видели. А вот зачем об этом знать роботу? Одним словом рассказ тем и подкупает, что вызывает раздражение.

Оценка: 5
⇑ Наверх