Андрей Лазарчук отзывы

Все отзывы на произведения Андрея Лазарчука



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 710

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»

«Мы, урус-хаи»
–  [ 1 ]  +

Неизвестный Ч., 10 апреля 2024 г. в 11:48

Рассказ, как догадался, связан с культовой эпопеей Толкина, из которой читал одного «Хоббита», и то давным-давно, поэтому большинство аллюзий остались мне невидимыми-неведомыми. Но нет худа без добра. Зато более зримо предстала суть истории — истории вечной и всеобщей беспощадной борьбы за место под солнцем, — и её морали, всех этих вечных истин, как-то, «бог на стороне больших батальонов», «горе побеждённым», «победителей не судят», «историю пишут победители» и т.п. Хорошо, что ещё? Идея остающейся в веках доблести _сгинутых_ племен? Здесь — не верю. История любви? Здесь — скомкана. Осталась мастерски изложенная история боевого рейда по тылам. Кровавого, обреченного и, как оказывается, бессмысленного. В которой тронула одна деталь — отказ воинов от своих богов перед предстоящими зверствами. Вот это сильно и _фантастически_ необычно.

Оценка : 7
«Абориген»
–  [ 5 ]  +

iz_lesa, 15 марта 2024 г. в 08:49

«Абориген» — роман неожиданный, но закономерный, соединивший размах «Космополитов» с постоянными мотивами автора о самоорганизации закрытых сообществ и романтике тайных войн. Роман о постколониализме, о плате за независимость, о живой демократии, о культуре фронтира, созданной самыми жизнеспособными нациями Земли: немцами, русскими и китайцами.

Книга не самая лёгкая для усвоения, но читатели Лазарчука приучены к тому, что просто не будет. Всё, что может вызвать неудовольствие потребителя, автор делает абсолютно сознательно и намеренно. Собственно, большая часть его писательской индивидуальности и заключена в этих намеренно причиняемых читателю неудобствах. Автор без подготовки и акклиматизации погружает нас в колючую чужую жизнь, оказывающуюся куда сложнее, чем мы рассчитывали. Да к этому шоку добавляется неуют рваного повествования, сочетающего мемуарную неторопливость и непредсказуемое перескакивание с одной темы на другую, из нынешнего дня в прошлое. Когда к одному рассказчику удаётся приспособиться, вводится ещё несколько, причём не всегда можно понять, что следующий фрагмент говорит уже о другом и рассказывается другим.

В иных сценах активного действия невозможно сообразить, что происходит. Вот эпизод вызволения Кумико из плена кромешников. Там кадры нарезаны и перемешаны так, что картина не складывается, хоть пять раз перечитывай. Но главное, что большую часть книги нам непонятен смысл происходящего. Мы наблюдаем описываемые события извне, не в состоянии проникнуть ни в суть действия, ни в мотивы действующих лиц. Как ребёнок, который слышит разговоры взрослых, понимает, что они озабочены важными делами, но каковы эти дела, объяснять никто не собирается, да ему и не понять их. Притом что текст перенасыщен фактурой и отсылками на неведомые толстые обстоятельства. О, это создаёт эффект объёма, несомненно! По прочтении (пусть даже медленном, спотыкающемся, с возвратами) книга не кажется исчерпанной, к ней хочется вернуться ещё, перематывать её, как фильм, прокручивать по многу раз тёмные моменты, а потом смотреть целиком, пытаясь увязать уловленное. Притом что новые художественные достоинства роман вряд ли обнаружит, все эмоции с него сняты при первом же чтении. Дальше можно оценить лишь интеллект автора.

В «Аборигене» нет романной истории. Это хроника, кусок действительности, выхваченной в кульминационный момент. Развязки скрытых и лишь мельком упоминаемых завязок. Те перемещения и действия персонажей, что мы наблюдаем в романе, никак не связаны с финальным изменением их мира. Это изменение производит бог-из-машины, и перед нами, в сущности, роман-катастрофа. Катастрофа, правда, позитивная (бывает такая?), но что с того? Представьте, что Ленин с большевиками готовят в поте лица переворот, но в самый острый момент их вызывают в Зимний дворец (откуда уже самоулетучилось Временное правительство) и предлагают делать с Россией что захотят. Гитлер разворачивает войска с полдороги и возвращает их в Рейх, поклявшись компенсировать причинённый ущерб. Горбачёв объявляет о наступившей свободе, а Ельцин распускает Союз. Кто-то за этим, вероятно, стоит, но на вас, готовившихся к полувеку необъявленных войн, это просто свалилось.

«Абориген» выглядит, возможно, взрослее всех других книг Лазарчука. Его главный герой действительно похож на серьёзного человека, способного уладить юридические проблемы, убить без эмоций, вырубить самолёт топором и успеть подумать об экзистенциальных проблемах. Но взрослость подходов не мешает испытывать детскую радость от яркой праздничной картины нарисованного здесь смертельно опасного и доброго мира.

«Весь этот джакч» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

che_shirchik, 01 декабря 2023 г. в 14:13

Ох, писали же древние, что эпигоны портят всё. :) Но если берутся талантливые люди, то эпигоны становятся очень даже ничего, только один вопрос возникает «зачем?»

Сначала я подсел на Успенского, потом через «Посмотри в глаза чудовищ» и на Лазарчука. Лет через десять я во втором разочаровался, но вот с первым не расстался.

Но как сказал продавец фантастики Георгий: «Они друг друга заражают...» В соавторстве этих двух некогда красноярских писателей получаются совершенно нетипичные для каждого произведения. Если в «Благих знамениях» ты понимаешь, где там кидал идеи Гейман, а где Пратчетт. То у Лазарчука и Успенского это не понятно. Это совершенно другие произведения.

Что касается сюжета, то это параквел романа Стругацких «Обитаемый остров». Если мы в процессе узнаём, что Максим Камеррер нашёл планету не первый в рамках ГСП, то мы узнаём из параквела, что даже Сикорски — он же Странник — не единственный. Есть там Поль Гнедых*, который также нашёл Саракш (потерпел крушение) и погиб там. Оставив местным подросткам тему для размышлений. Так что потом оказывается, что Странники — не единственные прогрессоры на Саракше. Поль Гнедых стал им случайно.

Во многом эта трилогия — попытка показать мир Саракша глазами аборигенов. Если Камеррер становится жителем и наблюдает как люди начинают любить Страну Отцов под излучением Башен Противобаллистической Защиты, поскольку оно на него не влияет, то тут-то как раз влияет... до определённого момента.

Причём в течение всей трилогии герои вырисованного мира взрослеют: первая книга похожа на Сэлинджера (сами понимаете какая книга), то постепенно превращается в военные приключения. Если вам мало книги «Обитаемый остров» и фильмов по ней, то почитайте «джакч«. Эта вещь для фанатов. Если есть фэнмуви, то это самая настоящая фэнбукс.

А что в романах плохого? Фантазия. Её почти нет. Если Стругацкие писали похожую на Землю XX века**, только с ядерной войной и излучением патриотической направленности, то Лазарчук и Успенский это добили. На обложке издания 2018 года человек сидит на обломках »Шаши», то параллелей столько, что разница между Саракшем заключается в астрономии, географии и истории. Биология и прочие науки те же. Тут фантазия не разгулялась. И возникает только вопрос: «А почему Саракш?» Почему не альтернативная Земля? Ответ тут прост: для фанатов. Эта книга для тех, кому не хватает объёмов «Обитаемого острова». Как вся серия «Сталкер», к которой приложил руку Успенский. Хотя по мне, так книга закончена более чем.


* Пришлось гуглить. Память подводила, кто это такой. Это герой «Возвращения» и «Беспокойства». В «Возвращении» он вырастает и становится космонавтом, случайно убивает разумного пилота космического корабля. А тут он полетел куда-нибудь и был сбит ракетой при посадке (как и Максим).

** Настолько похожим, что цензоры попросили изменить фамилию главного героя с Ростиславского на Камеррера.

Оценка : 7
«Все, способные держать оружие...»
–  [ 0 ]  +

gans2, 27 ноября 2023 г. в 13:19

Написано по мотивам

«Фатерланд» (англ. Fatherland — «Отечество») — роман-триллер английского писателя Роберта Харриса. Действие романа происходит в 1964 году альтернативной истории после победы нацистской Германии во Второй мировой войне. Роман немедленно стал бестселлером Британии. Было продано 3 миллиона экземпляров, роман переведён на 25 языков[1]. По роману в 1994 году снят одноимённый фильм.

Русский перевод был в 1994. И фильм с Р. Хауэром вполне себе кассетами носился по стране.

Гораздо больше в ВСДО заклепок и фантазийных побед над врагом. И

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подробностей, как именно Гитлер «перемог» — в отличие от британца, например.

Тогда, в 1997 это было круто-крутотенишно.

Оценка : 8
«Середина пути»
–  [ 1 ]  +

amak2508, 22 ноября 2023 г. в 16:53

Простенько о сложном: о том, что все люди разные и у каждого своя дорога в жизни — дорога, которую он сам выбирает. Почему так? — Автор не даёт ответа, но предлагает читателю подумать на этим, а заодно и оценить себя — какая дорога у тебя самого.

Получилось и кратко, и красиво. Жаль, конечно, что кроме самого факта в рассказе ничего больше нет, но иначе это ведь был бы уже не рассказ, а огромнейший роман :).

Оценка : 8
«Весь этот джакч» [Цикл]
–  [ 0 ]  +

Gribnik_spb, 12 октября 2023 г. в 01:26

На удивление хорошо получилось. Если кратко, то это те же опоздавшие к лету в декорациях Саракша. Тем кому понравился тот цикл зайдет и эта трилогия.

Отличный слог, неплохой сюжет, интрига до последней главы. Третья часть в целом слабее первых двух, но в целом круто получилось. Рекомендую

PS Но любителям Стругацких скажу — Стругацких вообще и Обитаемого острова здесь немного.

Оценка : 8
«Опоздавшие к лету» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Нортон Коммандер, 08 октября 2023 г. в 13:45

Лазарчук придумал для своего творчества термины «турбореализм» и «метароман». На самом же деле это обычная мягкая научная фантастика, правда сильно интеллектуальная, философская и психоделическая. И не метароман, а просто цикл произведений с общим миром и второстепенными персонажами. Всё это много раз бывало и до и после. Иначе, например, и Полуденный цикл Стругацких был бы турбореалистичным метароманом. Впрочем, это всё просто придирки к терминологии.

Произведения Лазарчука часто сравнивают как раз с творчеством Стругацких. И некоторые (правда только некоторые) части «Опоздавших к лету» действительно вызывают стойкие ассоциации со Стругацкими.

Относят этот цикл и к жанру антиутопии. В нём рассказано о войне, где сценаристы решают что правда, а что ложь; о патруле с автоматами в мирном городе; о борьбе различных террористических организаций и о том, как военные используют террористов в своих целях. Но вот прошло несколько десятков лет, и хочется спросить: и где тут антиутопия? Всё вполне реалистично.

Если говорить об отдельных частях цикла:

«Колдун» — среднего уровня жёсткая по эмоциям фантастика.

«Мост Ватерлоо» — по сути совсем не фантастика, скорее сюрреалистический постмодернизм. Напомнил Пелевина, но у него по крайней мере много иронии, которая в «Мосте» отсутствует.

«Аттракцион Лавьери» — остросюжетный психологический боевик; фантастики в повести тоже не много.

«Путь побеждённых» как раз из серии похожего на Стругацких — как будто идеи «Гадких лебедей» перемешаны и поданы в новом виде.

«Приманка для дьявола» — тоже можно назвать психологическим и философским фантастическим боевиком.

«Жестяной бор» сильно напоминает «Хищные вещи века» Стругацких. Здесь и идей и философии наверное больше всего, и эта повесть более понятна, чем последний роман.

«Солдаты Вавилона» — фантастика о параллельных мирах и искажениях реальности, настолько психоделичная, что смысл теряется. По стилю напоминает «Град обреченный», но идеи романа напомнили скорее малоизвестные и недооценённые рассказы Бориса Стругацкого «Затерянный в толпе» и «Кто скажет нам, Эвидаттэ?..». В них, как и в романе, речь идёт о том, что вся наша память и вся реальность, которую мы осознаём — это только нейронные связи в мозгу и не более того. Но если у Стругацкого это решено в формате традиционной фантастики, то у Лазарчука в формате горячечного бреда. По объёму «Солдаты Вавилона» занимают примерно треть всего цикла.

В целом, цикл скорее не понравился, и впечатления портят именно входящие в него романы. Повести на их фоне несколько выигрывают.

Оценка : 6
«Солдаты Вавилона»
–  [ 2 ]  +

Нортон Коммандер, 08 октября 2023 г. в 12:55

По классификации Фантлаба — термин «психоделика (нечто странное и безумное)» лучше всего соответствует этому роману. В нём есть отдельные оригинальные идеи и интересные эпизоды, но они похоронены во всей этой психоделике. В романе куча пересекающихся сюжетных линий, но только что прочитав роман, я не могу точно пересказать сюжет хоть одной из этих линий, не говоря уже о всём романе в целом. Да, это интеллектуальная фантастика, вопросов нет. И читается она относительно легко. То есть легко читаются отдельные абзацы, но текст в целом мало что даёт для ума или сердца. Героям не хочется сопереживать, в какой-то момент они перестают отличаться один от другого, и их многочисленные смерти не вызывают никаких эмоций. А ведь это автор называет «турбореализмом», литературой с глубокой проработкой психологии персонажей.

Оценка : 6
«Соль Саракша»
–  [ 2 ]  +

Ctixia, 18 сентября 2023 г. в 21:49

Я узнала новый термин — «параквел». Если по-русски, то это литературный вбоквел по уже существующим мирам других авторов, в данном конкретном случае — это творчество Лазарчука и Успенского по мирам Стругацких. А если ещё точнее, то по миру «Обитаемого острова». Если вы не читали, то наверняка помните хотя бы тот самый фильм Бондарчука 2008 года с белокурым Мак Симом, который боролся за свободу на планете Саракш, где потерпел крушение его космокорабль.

Собственно, уже после фильма и была написана трилогия «Весь этот джакч», а «Соль Саракша» её открывает. Заявленное действие происходит вроде бы в то же время, что и с Мак Симом, но по первой книге это неясно, что вполне обосновано — Каммерер ещё не вышел на планетарный уровень. Но жизнь течет своим чередом, и мы видим городок Верхний Бештоун на окраине, где все живущие либо потомки солекопов, либо пограничников. И в этом городке где мирно живут три подростка...

Чак, сын солекопа, и Князь, сын военного, ожидают скоро выпуска из своей гимназии, учиться им ещё год. И они с недоумением и внутренним страхом наблюдают, как все окружающие их люди на этапе взросления становятся либо джакнутыми, либо выродками — мыслеволны не обходят никого. Слово «джакч» в книге удачно заменяет родной русский мат, так что вы можете понять, какая судьба ожидает ребят. А пока суть да дело, ребята организовывают вместе с девочкой Рыбой собственное предприятие по грибалке, вылавливая из ледяной воды довольно редкий деликатес. Мозговым центром в их компании является Рыба, но парнишки тоже не лыком шиты, довольно сообразительны и ловки. До них в горное озеро никто особо не лез из-за мрачного соседства со старым полузаброшенным санаторием, где обитает доктор Мор со своим помощником Пауком. И в первую же ловлю компания натыкается на нетрезвых гвардейцев его величества, находит обгорелое тело в лесу, странное оружие и вляпывается, как говорят, в историю.

Повествование веется от первого лица — от Чака, поэтому о части событий читатель узнает постфактум. Вообще книга являет собой образчик хорошего подросткового фэнтези, хотя порой мне казалось, что на пацанов возложили слишком много. По отношению к девочке Нолу почему-то такого отношения не возникало — героиня показана сильной, самостоятельной и умеющей за себя постоять. Что уж говорить — ведьмочка-отличница. В лице Поля фактически авторы привнесли в сюжет второго землянина (после Мак Сима), и это быстро становится очевидным. Самый противоречивый персонаж, по моему скромному мнению, это незаметный поначалу доктор Мор. Одно его имя вполне прямо отсылает к доктору Моро Герберта Уэллса, а действия и поступки по мере открывающихся обстоятельств вызывают всё больше вопросов чести и морали. С одной стороны это милый врачеватель, на полуволонтерских началах помогающих окрестным жителям, а с другой — безудержный карьерист, мечтающий сделать открытие мирового масштаба.

Очень понравилась линия капрала Паликара и ДОЗовца Рашку. Шикарно показана коррупционная составляющая, людская гниль и человечность в одном коктейле при всех прочих характеристиках. Но увы, линия со шпионом вышла очень невнятной, скомканной и непроработанной. Отдельный плюс за прямые отсылки к оригинальной повести — собака-голован, упоминание Зефа и другие мелкие детали. Вызвало желание прочитать оригинал (да, каюсь, не бралась, только фильм смотрела. Зато дважды!).

Оценка : 9
«Мост Ватерлоо»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 15 сентября 2023 г. в 23:23

Несмотря на то, что темы в этом романе затронуты тяжёлые, слог у автора тем не менее лёгкий. Это, наверное, главный плюс.

Лазарчука часто сравнивают со Стругацкими, но мне кажется, сходства с ними тут не так уж и много. «Мост Ватерлоо» поначалу больше напомнил скорее Кристофера Приста — в его «Архипелаге Грёз» тоже мир похожий на наш, но не наш, в котором случается то, что невозможно у нас, идёт бесконечная и бессмысленная война с участием фашистского государства и т.д.. Затем степень сюрреализма нарастает, и под конец всё чаще возникают ассоциации с Кафкой. А в целом получается что-то вроде Пелевина.

Это действительно почти не фантастика. Книгу могла бы ждать другая судьба и она нашла бы других читателей и в большем количестве, если бы она издавалась не в сериях фантастики, а в одном ряду с прочим постмодернизмом.

Действие романа происходит в Европе условно в середине 20-го века, а именно во время Второй Мировой войны, но вместо гитлеровской Германии там существует некая Гиперборейская Империя, но по сути это тот же Рейх. Все имена собственные — немецкие, по крайней мере центральноевропейские.

Конечно, это философская проза. Автор доносит совершенно правильные идеи, изображает бесчеловечную систему и покорных ей людей. Он показывает, как в этой системе искажают и скрывают правду, заменяют неправильную правду на правильную. Вот только есть ли кому-то польза от чтения таких книг? Особенные сомнения возникают, когда сравниваешь самого автора, писавшего об этом в 80-е годы с ним же нынешним.

Оценка : 6
«За право летать»
–  [ 2 ]  +

ami568, 04 сентября 2023 г. в 08:24

Книга о нападении на Землю внеземной цивилизации, Империи, с целью захвата людей, как генетического материала. Но тут вмешивается другая раса, марцалы, которые противники Империи, и берутся помогать человечеству, одаривая его своими знаниями о технологиях, и становясь своеобразными полубогами на Земле. Все довольны, кроме Имперцев. Но те не унывают, и периодически совершают набеги на людей, похищая их десятками — сотнями. Марцалы помогают людям создать корабли, в которых есть особая возможность — влияние на время. Но в этих кораблях могут летать только подростки, которые просто гибнут пачками при набегах Имперцев.

На самом деле, идея сюжета совсем неплоха, довольно глубинно в первой половине прорабатываемая. Идея зон, где были похищены люди, очень интересна, но совершенно не раскрыта. Люди развивают свои пси-способности, есть эмпаты, телепаты разной силы. Об этом тоже вскользь, хотя можно было бы проработать вкуснее. Так же история о совместных детях марцалов и людей тоже валяется где то в темном углу.

Зато куча каких то туманных диалогов, написанных явно любителями советских анекдотов, со своим специфическим, далеко не понятным современной молодежи юмором расписаны страницами. Это делает данный роман потребляемым только читателем определенной возрастной группы, без риска перехода в классику.

Читать довольно таки легко, но выбивало отсутствие внятного разделения глав на подглавы, в которых с бухты барахты изменяется персонаж, от лица которого ведется повествование. Никаких даже намеков, пока не начинаешь вчитываться, возвращаться назад по тексту, чтоб отличить Юлю от Маши. Просто небольшие отступы на страницах между кардинальной сменой картинки сюжета. Читаешь, тормозишь, теряешь нить. Хоть бы звездочек каких натыкали.

Окончание просто слито. На трех страницах все таки довольно масштабная идея была скомкана, засыпана роялями в кустах, всех, кого надо, спасли, остальных наказали и унизили. В чем был смысл прилетания Свободных, кто они такие, так и осталось тайной.

Много хороших идей просто испорчено.

Оценка : 5
«Спираль»
–  [ 1 ]  +

KonoDioDa, 16 августа 2023 г. в 15:35

Очень хорошее начало, неплохая середина и такой себе конец. Автор словно под конец книги выгорел... Прикольно то, что тут немного другая вселенная, где Зона разрослась подальше от Чернобыля,и возле нее стали делать даже подобия курортов, с артефактами и прочими необычностями. Сюжет неплох — бывший военный, работающий охранником, встречает девушку Алену, работающую на курорте в Зоне, с которой он закрутил роман. Но в Зоне она пропала, а герой нанимается работать в организацию, обеспечивающую в Зоне порядок, чтобы ее спасти. Концовка и удивила, и разочаровала... Не хватило перестрелок и самой Зоны. Читается быстро и интересно, но последние 70 страниц были скучноваты...

«Параграф 78»
–  [ 7 ]  +

Sergio Blanc, 30 июля 2023 г. в 15:46

Признаюсь честно — я с большими опасениями приступал к чтению этого произведения.

Первое — я не очень жалую новеллизации. За свою достаточно долгую читательскую «карьеру» могу пересчитать по пальцам одной руки, что я читал в этом духе. Что — то про «чужих», что-то про «хищников», что-то про Конана-варвара. Вот, пожалуй, и всё. К тому же смотрел я этот «Параграф 78» с Гошей Куценко, певицой Славой и прочими «звёздами». Честно говоря был не очень впечатлён увиденным.

Второе моё опасение заключалось в том, что начитался не очень лестных отзывов о романе, что для меня совсем не характерно. Обычно, я сначала читаю ТЕКСТ, а уж затем всё остальное, что к нему прилагается. В этот раз у меня всё получилось наоборот.

Тем не менее однажды час «икс» настал и я включил свой «покетбук».

Что сказать? Читается легко. Текст удобно разбит на микроглавы в количестве 121 штуки. Они разные по объёму, но это не вызывает при чтении впечатления общей нескладности.

Читается интересно. Есть интрига, предложенная автором с самого начала и она выглядит намного сложнее чем в фильме.

«Параграф 78» — это история группы бывших спецназовцев, рассказанная от лица их командира с «говорящим « псевдонимом Гудвин. Их послали на законсервированную подводную ракетную базу, где была развернута секретная научная биологическая лаборатория. Семь человек плюс сопровождающий специалист отправились в свой путь.

Здесь кину первый «камень», вернее камешек, в огород многоуважаемого автора. На мой непросвещённый взгляд, раскрытие образов — характеров персонажей очень неравномерно и в ряде случаев весьма поверхностно. Особенно это касается единственной женщины в группе, которую все зовут Лисой. Хотя это касается не только её. Почитайте и вам всё станет ясно.

Второй «камень — камешек» — это обилие   различных условных интерлюдий в виде сообщений СМИ, отрывков из интервью и даже экзаменационных билетов. Они касаются геополитики, экономики, науки и техники, будущего мира в котором происходит действие романа. Написаны они безусловно грамотно и интересно, но есть одно «но» — они очень слабо связаны с основной сюжетной линией.

К особенностям книги можно отнести детальные подробности, посвященные различным видам оружия, тактики действий спецназа и научно-технические нюансы.

Прикололи меня солдафонские шуточки, типа: «Тише, Танечка, не плачь, а то будешь там где мяч». Ха-ха! Таких «шуток юмора» в тексте предостаточно.

Инвективной лексики, наличием которой возмущены многие из коллег — «лаборантов», не так уж и много. Лично мне, она, «глаз» не резала. Можно было, конечно, обойтись и без неё. Но что есть — то есть. Финал немного разочаровал. Уж больно быстро Гудвин меняет свои планы. Но это я так, ворчу по-стариковски. В итоге мы имеем вполне себе читабельный, почти фантастический, боевик. Роман Лазарчука — это первая новеллизация, которая мне в принципе понравилась. Да, местами «желтовато». Да, не очень оригинально, а местами и вторично. Да — не шедевр. Но прочитать можно, а поклонникам прозы автора — даже нужно.

Мне было интересно. Рекомендую.

Оценка : 7
«Кесаревна Отрада между славой и смертью»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 23 июля 2023 г. в 18:16

Почему одни книги становятся культовыми и бестселлерами, а другие прозябают в относительной бнзвестности? Дело ли в издательстве? В промоушене? Может быть в названии? Может быть виноват сеттинг?

«Кесаревну Отраду» сравнивают с «Хрониками Амбера» и вещами Олди, но при этом услышал и узнал о ней я совершенно случайно. Не сложилось вокруг фэнтези Лазарчука фан-клуба почитателей.

Первоиздание было в серии «Русское fantasy», а эту серию я с некоторого времени, после того, как прошёл феномен «Волкодава», и обжегшись на десятке томов однообразного славянского фэнтези. Вот и «Кесаревна» прошла мимо. Серия же «Времена выбирают» не заинтересовала по причине того, что там выходили в основном переиздания. Фактически серия была сделана под Звягинцева.

Мир Мелиоры. Раннее фэнтезийное средневековье. Мелиора напоминает помесь Византии с Древней Русью. Показывают нам её в тяжёлую годину. Конкордия строит флот вторжения, в самой стране тлеет междуусобица Семейств. Многочисленные племена степняков объединяет маг, нашедший могущественный артефакт Белый Лев. Кесарь, после нападения зомби-ассасина, при смерти. Да ещё и кесаревна пропала двенадцать лет назад. Выясняется, что спрятана кесаревна в Велесовой Кузне, как мелиорцы называют наш мир. За кесаревной отправляется отважник Алексей.

Между мирами можно пройти тропами, с помощью карт и ключей. Земля вроде и неполноценный мир, а так, Отражение, плод воображения старого Велеса.

Дальше нас ждут приключения Алексея и Отрады в России 1996-го и сопредельных измерениях.

Самое частое слово, встречающееся в отзывах на роман — непонятно. Предупрежден, значит вооружён. Будем внимательнее следить за извивами сюжета.

С чем ещё может быть связано непонимание — Лазарчук многие сцены недостаточно прописывает. Он-то всё видит, но нам сообщает обрывки. Периодически такая превратно понятая лаконичность вызывает чувство дискомфорта и раздражения.

Во время чтения иногда вспоминалась не осиленная мной расхваленная «Имаджика» Баркера. Такое же бесконечное, слишком авторское и нетипичное приключение по выморочным местам. Тоже двухтомник, кстати.

Вот и «Кесаревну» я не осилил. Путано, невнятно, и, что страшнее всего, неинтересно.

Понятна теперь относительная неизвестность романа — я просто не могу представить его целевую аудиторию.

Не рекомендую.

Плохо.

Оценка : 3
«Монетка»
–  [ 1 ]  +

amak2508, 20 июня 2023 г. в 07:56

Очень простенько, может быть даже в чем-то и примитивно — это ведь всего лишь второй из напечатанных рассказов Андрея Лазарчука. Но... опубликованная в июньском номере журнала «Знание-сила» за 1986 год эта совсем маленькая вещица помнится чуть ли не наизусть даже сегодня, почти сорок лет спустя.

И это не только из-за простенькой (но такой привлекательной!) идеи о том, что если ты по какой либо причине лишился своей горячо любимой половинки, то где-то, в каком-то тридевятом параллельном мире, ведь всё могло случиться до точности наоборот. И тебе только всего и надо, чтобы отыскать этот мир. А скорее — из-за финальной фразы одного из героев к другому, избежавшему трагедии потери жены: «Хоть теперь-то ты понимаешь, что имеешь?»

И ведь на самом деле этот вопрос ко всем мужчинам и женщинам, у которых уже есть их половинки. И надо всегда стараться, чтобы он никогда не забывался.

Оценка : 8
«Колдун»
–  [ 2 ]  +

ВладимирВас, 13 июня 2023 г. в 11:47

Мне не понравилось, хотя язык описания и нормальный, но в «фантастическом» рассказе нет никакой фнатастики — ни научной, ни мистической, ни творческой или магической. И, самое главное, здесь нет интриги! Да, описывается страшная суть войны, человеческой жадности и пощлости, но если Вы давно живете, или много читаете, то для Вас все это не откровение, а интрига и эмоциональный шторм (или хотя бы штормик) обязаны быть в художественной литературе развлекательного плана (а тут и не история, и не фантастика, и нет никаких философских рассуждений, просто голые будниплохой жизни, которая с каждым днем становится еще хуже.

Оценка : 7
«Мост Ватерлоо»
–  [ 3 ]  +

ВладимирВас, 13 июня 2023 г. в 11:34

Вы знаете, написано неплохим языком, но на средине я бросил читать. Возможно, все дело в настрое и предпочтениях. Я являюсь поклонником двух жанров (трех, но третий сейчас тут не причем))) Истории и Фантастики. В истории я хочу читать подробно и достоверно, со ссылками на разные источники. В фантастике я люблю читать о том, что невозможно в нашем мире в том его виде, как мы его знаем.

Данная книга обзывается, как фантастика, но в ней 0 (зироу) фантастики. Уж простите, я не могу отнести книгу к жанру фантастики только потому, что там воюет некая «империя» никаким другим образом не идентифицированная. Просто роман (скорее, по своей сути, даже повесть) о войне и связанной с ней, а так же с природой человека, пошлостью, лживостью и вопиющей агрессивной бессмысленностью. Если читать без моих литературных предпочтений (должно быть либо информативно, или фантастично и невероятно), то книга вполне годная для чтения, хотя первая книга цикла (Колдун) мне совсем не понравилась своей «безинтрижностью».

Оценка : 7
«Колдун»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 03 мая 2023 г. в 00:46

Без «продолжения», без контекста в виде «метаромана» «Опоздавшие к лету», этот рассказ просто замечателен. Он не требует ни предыстории ни продолжения, потому что всё, что автор хотел сказать о конформизме и ксенофобии, он высказал кратко, внятно и без реверансов.

Другими словами, приписыавание «Колдуна» к «Опоздавшим к лету» совершенно излишне. Когда мы подвязываем «Колдуна» к роману «Мост Ватерлоо», мы дискредитируем роман и ничего не добавляем к рассказу.

И, по сути, рассказ настолько концентрирован, настолько конденсирован и сгущён, что сам становится чем-то вроде необычайно краткого романа. Это не новелла, конечно, по жанру, а именно предельно сжатый роман.

Обычно читатели видят здесь влияние Стругацких и они, конечно, правы. Но гораздо сильнее в «Колдуне» заметно, что Лазарчук перед написанием рассказа читал Габриэля Гарсиа Маркеса. Очено, очень сильно под Маркесом этот рассказ, и я бы не сказал, что это дурное влияние. Наоборот, это очень хорошо и, между прочим, отчасти напоминает «Адские машины желания» Анжелы Картер, которую Лазарчук в том далёком 1990 году вряд ли читал и даже вряд ли о ней слышал. То есть, это, так сказать, «параллельная эволюция», движение в сходном направлении.

Оценка : 9
«Зеркала»
–  [ 4 ]  +

ton-tan, 24 марта 2023 г. в 19:14

Неплохая фантастическая повесть, напрочь испорченная нефантастическим прологом, который ей вообще-то даже не нужен. Уж не знаю, к фантастике Лазарчук прикрутил свое заигрывание с боллитрой или наоборот, но в любом случае сделал он это зря.

Если уж решил побыть не каким-то жалким фантастом, а настоящим писателем — возьми, да и посоревнуйся в основной лиге. Что у тебя там? Страдания советского человека? За судьбу Родины переживаешь? Если мне вдруг этого захочется, я Домбровского какого-нибудь перечитаю.

Люди у Лазарчука в нефантастической части изображены ужасно. Череда истеричных персон, способных общаться только надрывными возгласами и тяжелыми фразами про трагедию страны или про любовь. Чтобы текст был не слишком пафосным, персонажи периодически то газы пустят, то лифчик снимут.

В фантастической части (с зеркалами) ничего особо примечательного не происходит, хотя сама идея неплоха. Почему-то при фантастических приключениях настоящий писатель в Лазарчуке засыпает и текст становится стандартным для фантастических приключений. То ли фантастические приключения не располагают к играм в боллитру, то ли боллитра отбивает охоту к фантастическим приключениям.

Ну и, наконец, у Лазарчука есть побочная фантастическая ветка — о государстве-интеллекте, который тяготеет над неравнодушными героями. Строй этот мерзкий, пишет Лазарчук, — это не сборище чиновников, не клика у власти, это коллективный разум, который не вывозит стоящих перед ним задач, но борется за свою жизнь. Потому и кибернетику запретили.

Неплохая идея. Знаете в чем ее проблема? Это метафора. Лазарчук не выдвигает теорию разума-государства с опрой на какую-нибудь науку, как сделали бы авторы твердой НФ. Он рисует метафорический образ, чтобы сказать «по-новому» о злом государстве. Турбореализм как глоток свежего воздуха, новаторство и авангард русской литературы.

Не раз встречал мысль, что русская фантастика в отличие от западной не на технику слюни пускает, а о людях думает. Лучше Андреева (в «Детях стекольщика») я эту мысль не обругаю, а потому просто ткну пальцем: есть хорошая фантастика, где теория государства-интеллекта ценна сама по себе (хоть и может выступать еще и метафорой), а есть «Зеркала» — литература, которую пишут те, кто слишком слаб как писатель для боллитры и слишком слаб как фантаст для НФ.

«Русская фантастика». До этого главным негативным ее воплощением для меня была телега Лукьяненко о его превосходстве над Уоттсом, теперь вот еще в копилку добавился следак-антисоветчик Лазарчука с его метафорами.

Оценка : 5
«Мой старший брат Иешуа»
–  [ 5 ]  +

А. Н. И. Петров, 01 февраля 2023 г. в 14:15

Об этой книге я знал, что она пересматривает биографию Иисуса Христа и что после нее Лазарчук ничего существенного уже не писал, так как разочаровался в серьезном сочинительстве из-за негативных и недоуменных отзывов на роман. На мой взгляд, «Мой старший брат Иешуа» плохо приняли прежде всего потому, что книгу пытались продать не той аудитории.

«Мой старший брат Иешуа» – это рассказ младшей сестры Иисуса Христа о жизни ее семьи на протяжении примерно полувека. Автор хитро мистифицирует свою работу, в самом начале объявляя, что это обработка некоего «Китирского кодекса», якобы найденного и переведенного академиком А. П. Серебровым (который на самом деле физик), и таким образом позиционирует ее как реконструкцию реально происходивших на рубеже двух эр событий, в дальнейшем редуцированных до текстов четырех Евангелий. На самом деле это вполне себе выдумка, но выполненная на богатом фактическом материале и выглядящая весьма убедительно. Потому я предлагаю считать роман турбоисторическим – в нем Лазарчук применяет свои методы турбореализма к далекой истории.

Половина книги посвящена истории царя Ирода и его семьи. Лазарчук скрупулезно восстанавливает последовательность, обстоятельства и окружение событий в жизни Ирода, его жен, сыновей, внуков и так далее. Автор показывает Ирода толковым правителем, хорошим полководцем, успешным политиком, а затем рисует картину упадка его царства и стремительное сжатие памяти о великом человеке до одной лишь строчки об избиении младенцев, которого он даже не устраивал. Эту часть сложно читать из-за обилия имен и мест в Палестине и рядом, наверное, она и отталкивала поклонников Лазарчука своей сухостью и калейдоскопичностью, все же обычно автор более красочен. Но я тут не вижу проблемы – хорошая история не обязана сопровождаться долгими диалогами, прописыванием движений души, метафорами-эпитетами и говорящими пейзажами. Наоборот, на мой взгляд, история тем лучше, чем меньшей в ней необязательных деталей, даже если они требуются по неким эфемерным нормам «художественности».

Пока Ирод царствует, воюет, старится и находит бесславный конец, в одной почтенной еврейской семье растет принесенный персидским шпионом загадочный сирота Иешуа. Превращению этого человека в новую надежду Палестины после смерти Ирода посвящена вторая половина книги. Лазарчук, на мой взгляд, красиво соединяет эти две части, а затем уже менее сухо начинает излагать свою версию происхождения известных по Евангелиям событий. Книга отлично зарифмовалась у меня с «Репетициями», только если у Шарова в романе правит логика душевной болезни, то в «Мой старший брат Иешуа» всем управляет закон естественного катастрофизма истории (что, опять же, характерно для Лазарчука). Люди в книге принимают тактически и стратегически верные решения, но поскольку сторон много и у всех противостоящие интересы, в конечном счете они приводят только к разрушениям. Разрушения продолжаются и после того, как все умрут – на уровне исторической памяти, низводя бывшую реальность к небывшим представлениям.

Я думаю, любителям фантастики, попытавшимся вкурить эту масштабнейшую реконструкцию лишенной всякой мистики истории Иисуса Христа, читать книгу все-таки не стоило. Она больше для любителей интеллектуальной литературы с религиозным уклоном, и мне было очень интересно смотреть, как Андрей Лазарчук выпаривает из истории религию, оставляя только сухие факты (отсюда песчаная сухость стиля). Обязательно буду перечитывать. Жаль, что книга не нашла свою аудиторию в нулевых – возможно, она тогда еще не сформировалась.

Оценка : 9
«Иное небо»
–  [ 3 ]  +

Victorparos, 10 января 2023 г. в 13:56

Не понравилось. Постоянные пьянки,гулянки,наркота. Преклонение перед немцами,поляками. Ярый антисоветизм. Гг — супер-пупермен, неубиваемый и сверхумный,расчётливый,прожжёный волчара, пытающийся что-то понять и объяснить в жизни страны под пятой немецкого рейха. В основном — бегалки, стрелялки и умничание.

Оценка : 3
«Колдун»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 15 декабря 2022 г. в 08:34

«Однажды Шани пришел и сказал, что объявлена мобилизация и что завтра в село приезжает мобилизационная команда и медицинская комиссия, будут всех проверять, и чтобы не попасть под ружье, надо дать хабара.»

Война портит слабых людей. Мельник Освальд. Папаша свалил на Таити и пишет письма с парохода сыну. Кузина рассекает по дому голышом. Работник-китаец развёл лавкрафтианский огород. Сам Освальд, не будь дурак, всё задирает и задирает цену на услуги помола.

А вокруг засуха. А кого винить? Мельника-мироеда с кулем-колдуном.

Жадность, похоть и война — это плохо, изо всех сил намекает нам автор. Мы ему верим, почему бы и нет.

Странный пролог концептуального романа-эпопеи. Посмотрим, что будет дальше.

6(НЕПЛОХО)

Оценка : 6
«Параграф 78»
–  [ 4 ]  +

StasStas, 06 декабря 2022 г. в 12:02

У книги есть два несомненных плюса. Неплохое начало и то, что она короткая. 160 страниц. Ах да, обложка тоже завлекающая. Но знаете какой самый большой минус? отвратительного качества иллюстрации. Кадры из фильма. Идея была хорошая, но вот реализация.... ужасно. 10 страниц цветных картинок качества ОТСТОЙ.....

Минусом также считаю нереализованную возможность развернуть битву с мышами во что-нибудь более эпическое. Поскольку все остальное сюжетом недозволено. Вот в фильме «Обитаемый остров» карате-битва двух положительных героев смотрится смешно, но захватывающе. Можно было сделать такое с мышами. В общем, кто не прочитал — ничего не потерял.

Оценка : 6
«§78»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 25 ноября 2022 г. в 22:51

Данное произведение является новеллизацией рассказа Ивана Олхобыстина и хорошо известно российскому читателю, в первую очередь, благодаря одноименному фильму Михаила Хлебородова. На мой взгляд, это был последний достойный боевик, снятый в России в том же году, в котором в печать вышел и оригинал. Сравнение между ними, естественно, напрашивается само собой. Конечно, литературный вариант полнее и детальнее своей двухсерийной экранизации, ведь не все перипетии сюжета можно (и нужно) представить в виде визуального ряда. Главное тут — сохранить дух и атмосферу оригинала, придав ему достойное представление в образной форме. Думаю, создателям фильма это в целом удалось. Но кое-что всё же осталось за рамками сценария.

В первую очередь, это образ того самого «близкого будущего», описанием которого так славились советские фантасты. По книге это практически наши дни — 2022 год. Прогресс ушел довольно далеко не только в области политики, но и в области технологий: космонавты отправляются на Марс с первой экспедицией, а биологи пытаются очистить человеческий геном от различного «мусора». Сюжет повести вырастает из одной ошибки на подобном пути. Мир экранизации более похож на современный: в нем практически нет отличий от нашей действительности, за исключением указанного инцидента в секретной биолаборатории. Сделано это было умышленно, чтобы не напрягать отечественный кинематограф дорогущими спецэффектами. Поэтому действие сосредоточилось на самом главном — на самой спецоперации. В фильме действуют те же персонажи, что и в оригинале: образ главного героя, от лица которого ведется повествование, на экране воплотил популярный в те годы Гоша Куценко. Предыстория их взаимоотношений осталась «за кадром», так что фанатам придется-таки взять в руки книгу, чтобы понять психологию взаимоотношений между членами группы. Кроме того, автор повести в финале намекает на то, что решение генералитета послать на «объект 304» группу Гудвина было совсем неслучайным — к этому руководство сподвигла не совсем удачная операция спецназа против азиатских наркобаронов. О фильме в ней ничего не говорится и получить недостающую информацию можно только по книге. Там же вы сможете почерпнуть и важную информацию по «вирусу гениальности», вынудившему командира группы инициировать 78-й параграф Экспедиционного Устава: «Если причина поражения неустранима, а возвращение представляет потенциальную угрозу для окружающих, группа подлежит самоликвидации». Ну и, наконец, поскольку рассказ ведется от лица одного из участников операции, мы видим всё происходящее «из первых рук» и можем следить за его мыслями и ощущениями. А это очень важно, т.к. дает объяснение всем действиям главгероя и позволяет найти ответ на вопрос, что же произошло в самом финале. По фильму этого не установить, т.к. в нем на первое место выходит чисто внешний эффект — зрелищные поединки членов группы между собой.

К недостаткам произведения могу отнести только нецензурную лексику всех действующих лиц, ругающихся словно сапожники. Странно видеть подобное в журнале Стругацкого, который сам воспитывался на самых лучших образцах отечественной прозы. Виноват ли в том автор идеи Охлобыстин или это просто своеобразная дань нашему «вольному веку» — не так уж и важно. При желании можно было «запикать» откровенный мат или заменить его подходящими по смыслу цензурными эквивалентами, но автором вдруг овладел другой вирус — «вирус правдоподобия», помешавший выбросить из песни «правильные» слова. Так что детям до 18-ти...

---------------

РЕЗЮМЕ: история ликвидации чрезвычайной ситуации на одном военном объекте, где проходил «обкатку» вирус гениальности человека. Для большего впечатления рекомендуется после прочтения просмотреть одноименный фильм, снятый в 2007 году студией Central partnership.

Оценка : 7
«Побочный эффект»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 22 ноября 2022 г. в 08:32

Поток сознания, цепочка перерождений-вариантов. И всё на тему короновируса. Ничего не понятно, и, главное, так неактуально и нестрашно всё это осенью 2022-го.

Написано хорошо. Еще не полноценное осмысление пандемии, но уже не шапкозакидательские или конспирологические рассказики других авторов на тему ковида.

7(ХОРОШО)

Оценка : 6
«Мы, урус-хаи»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 02 ноября 2022 г. в 21:18

Ну что ж, весьма удачная попытка рассказать одну из предысторий мира Средиземья. О том, откуда там появились урукхаи — элитные воины орков. В произведениях Толкина они мелькали не так часто, т.к. к моменту Войн Кольца весь клан этих воинов был уже уничтожен до последнего бойца. В «Двух твердынях» урукхаев заново создал Саруман с «божьей» помощью Саурона. А в рассказе Лазарчука действуют настоящие живые люди, не затронутые колдовской магией. Магии здесь вообще нет — ее время не пришло. Нет также орков, эльфов и гномов, хотя некоторые различия между народами уже вполне различимы. Например, гельвы, которые скоро превратятся в эльфов, стоят особняком от рохатых (рогатых?), что в обозримом будущем населят равнины к востоку от Мглистых (Окоёмных) гор. Пока они еще чувствуют свое родство, но Ородная гора (Ородруин) уже взорвалась, и разделение родов началось. В первую очередь, это заметно по тому, кто с кем дружит и против кого воюет. Урусы сцепились с теми, кто живет к западу от Мглистых гор. В рассказе изложена история одной из их дерзких операций в Моргульской долине. Когда-то там возникнет Минас-Моргул — одна из знаковых цитаделей Темного Лорда, а пока там расположена мелкая крепость гельвов, гарнизон которой и должен выманить на себя герой произведения по имени Мураш.

Автору удалось выстроить свой собственный мир на основе толкиновского. И не просто мир, а полноценную вселенную — с особым языком, верованиями и легендами урусов и русинов. Толкин открыто на русских не намекал, хотя всем и так было ясно, кого он представил в образе Мордора. Лазарчук говорит об этом во весь голос, из-за чего его мир имеет куда больше сходств с нашим — то ли это его далекое прошлое, то ли, наоборот, будущее. Хотя язык изложения довольно мудреный, разобраться во всех деталях всё же можно, особенно если под рукой у вас имеется карта Средиземья. В общем, сочинение на тему «Властелина Колец» вышло интересным и полноценным, правда, слишком уж мрачным. Ну да так всегда бывает с любым миром в эпоху раздоров. Читать рассказ следует после толкиновской квадрологии «Хоббит / Властелин Колец», чтобы узнавать описанные автором места и события.

------------

РЕЗЮМЕ: одна из многочисленных предысторий эпопеи Толкина, рассказывающая об отчаянно-смелом рейде небольшого урукхаевского отряда. Может, фанатам ВК что-то и не понравится (например, какими негодяями здесь оказались эльфы), но произведение всё же заслуживает чтения ценителями фэнтезийной героики.

Оценка : 8
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 3 ]  +

keellorenz, 18 октября 2022 г. в 16:05

С точки зрения литературы произведение слабое : да, действительно тут имеется тот самый турбореализм — диковинное дитя лихих 90х, но одной идеи со спасшимся Гумилевым хватило бы от силы на повесть, поэтому сюжет пухлого талмуда быстро скатывается в банальные приключения ррруских суперменов-мистиков и злокозненных темных сил (чуть ли не рептилоидов пополам с колдунами Гитлера). Действие происходит и в прошлом, и в современности. Однако у книги есть одно качество, перевешивающее все недостатки: он напичкан идеями из области конспирологии под самую завязку и служит своего рода каталогом и энциклопедией тайных знаний , занимая то же место в русском мире, что трилогия «Иллюминатус!» в английском. Некоторые образы и идеи просто великолепны, запоминаются. Это уютный мир мистики ,в который хочется верить. Рекомендую к прочтению, но не выше 3 баллов. Русского «Маятника Фуко» не получилось.

Оценка : 3
«Побочный эффект»
–  [ 4 ]  +

mputnik, 10 октября 2022 г. в 20:06

Какая-то словесная каша. Типичнейший пример авторского самолюбования. Полнейшее пренебрежение к товарно-денежным отношениям в рамках писательского ремесла. Смысл действа по формированию сего чтива может позиционироваться где угодно, но — железобетонно и мастодонтально — вне рамок критериальной базы читательских приоритетов и предпочтений.

Зачем было втискивать «это» в тело сборника «Лучшая фантастика»?

Это, что — шутка такая неудачная? На мой взгляд больше на откровенное издевательство тянет

Оценка : 1
«Побочный эффект»
–  [ 4 ]  +

Lilian, 17 сентября 2022 г. в 11:07

Рассказ интересно написан. Мало что понятно, но интересно, что же всё-таки происходит. Да, это ещё один рассказ про ковид и фантастические последствия пандемии. Но из-за того, что повествование обрывочное, а главный герой постоянно теряет сознание, находится между полусном и явью и вообще ничего не понимает, но при этом уверенно что-то делает словно по законам сна... В общем, я успела рассмотреть версии зомби, галлюцинаций, предсмертного бреда и более-менее нормального развития пандемии, только поданного обрывками и возможно в неправильном хронологическом порядке.

Недостаток у рассказа ровно тот же самый — нам так и осталось не понятно, что же всё-таки произошло и где грань между явью и «побочными эффектами». И это разочаровывает.

Оценка : 6
«Ведьма с проспекта Большевиков»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 13 сентября 2022 г. в 21:17

Несмотря на известные имена авторов, данное произведение вышло у них «не очень». Во-первых, оно почему-то выстроено в форме киносценария, что не совсем подходит для бумажных произведений. Говоря иначе, подобные творения лучше СМОТРЕТЬ, нежели ЧИТАТЬ. Я вообще не понимаю, зачем нужно публиковать такие чисто технические документы в литературной форме. Ничего хорошего она им не прибавляет. Во-вторых, сам сюжет какой-то корявый и оттого неинтересный. Подумаешь — ведьма... Перечитайте лучше повесть Куприна «Олеся» — вот это, действительно, стОящий образец для подражания! А в данном произведении всё начисто лишено интриги: обычные будни среднестатистической советской школы и такой же среднестатистической семьи. К тому же, взяты они из разных временных эпох — какой вообще смысл их сравнивать?? Это почти одно и то же, что сравнивать детские игры с настоящей жизнью и работой. Не впечатлила и та самая ведьма, что вынесена в заголовок. Ну, умеет она предсказывать будущее и наводить на людей морок — что с этого? Все ведьмы так делают: почитайте Куприна и Салемский цикл Стивена Кинга. Нового авторы не добавили ничего — от слова «совсем». Не помогла сюжету и занятная «закольцовка» будущего на прошлое, связанная с дочерью ведьмы Вероникой. Потому что этот ход нельзя назвать новаторским — похожий прием, к примеру, использовали во втором сезоне создатели русско-американского ТВ-сериала «Чернобыль. Зона отчуждения». В нем главный герой помогает себе самому из собственного альтернативного будущего. Так что авторы тут явно попытались удивить Москву сарделькой. Печально, что и на великих иногда находит своеобразный морок. Может, их также прокляла какая-то ведьма?

---------

РЕЗЮМЕ: попытка написать сценарий мистического фильма о ведьме, живущей в современном городе. Может, фильм и мог бы на что-то претендовать, а вот сам сценарий ничем похвастать не может. В том числе — увы! — и здравым смыслом.

Оценка : 6
«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 2 ]  +

genametr, 24 августа 2022 г. в 00:10

Вот все же насколько лучше пелевинский «t» в сравнении с этой «классикой» Сюжет-то в принципе почти тот же — великий писатель, похожий на героя комиксов, тайные общества, интриги, спецслужбы. Но пелевинский «Лев Толстой» полон сомнений и двойных смыслов, его метания в поисках разгадки заставляют сопереживать, а лазарчукский «Гумилев» только хрустит булкой, да валит на пол всяких негодяйцев по щелчку авторов. В минус идет обычный для 90-х антикоммунизм, да и укрофобия нисколько не радует. Ну а жидомасоны-рептилоиды и прочие мистические откровения... искренне рад за людей которых развеселила эта странная солянка.

Оценка : 3
«Транквилиум»
–  [ 4 ]  +

george1109, 06 августа 2022 г. в 13:04

Наконец-то осилив «Транквилиум», я понял почему «не потянул» его в 1996-м, сразу после выхода, в отличии от всей остальной изданной к тому времени крупной формы Лазарчука. Из-за высокого для меня порога вхождения. И тогда, и сейчас я, по собственным меркам, долго не мог «въехать» в смысл, не мог «зацепиться» за что-то, заставляющее двигаться дальше. И на этот раз первые пару-тройку глав я себя буквально заставлял читать, будучи уже прекрасно знаком с творчеством и приемам Андрея Геннадьевича. (Некоторые его вещи вполне шедевральны). Наверное, впервые, мне изрядно мешал этот фирменный, рваный, прыгающий стиль…

В принципе, я не очень люблю (ценю, понимаю))) турбореализм. Так вот, здесь этот турбореализм не нужен от слова совсем. Психологические задачи, которые персонажи решают вместе с автором, в нем просто похоронены. И задачи похоронены, и цели, и методы. Очень жаль. Очистить текст от всего турбонаносного, содрать рашпилем, хоть частично, модерн, весьма прилично вышло бы. В приложении к закрученному интригами и неожиданными решениями сюжету, упрямым и абсолютно реальным, как один, героям, и достойному миру с его проблематикой.

Да, игра с формой, да, эксперименты со стилем. Понимаю. Но, как по мне, синтез хорошо проверенного старого и слабо апробированного нового в «Транквилиуме» не задался. Хотя внимания роман, несомненно, заслуживает, пусть далеко и не у самых широких масс читателей, да и в истории российской SF&F останется, как яркий образец тупикового мультистиля.

Четыре с минусом. Сильно на любителя, хотя с минимальными усилиями и определенной пользой прочтет любой, не чурающийся чего-то нового и нестандартного.

Оценка : 5
«Транквилиум»
–  [ 0 ]  +

ANTI_VSE, 27 февраля 2022 г. в 23:36

Скучнейшая книга. И это к счастью. Я уже с трети книги начал просто бегло страницы проглядывать. Сначала через одну. Потом через несколько сразу. Автор дико ненавидит СССР, коммунизм и похоже вообще всё русское.

Книгу выбросил.

Макулатура.

«Марш Экклезиастов»
–  [ -2 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 03:20

Да как-то не очень... И не хочется перечитывать, в отличие от первых двух частей.

Оценка : 5
«Гиперборейская чума»
–  [ 3 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 03:16

Афишу выступления Ешигедэя, или как там его :), регулярно перечитываю и цитирую. Это, так сказать, квинтэссенция «культурки» эпохи Ельцина, не к ночи будь помянут. Тот случай, когда продолжение не хуже первой книги. Доктор, служивший в Афганистане, как и доктор Ватсон, и нашедший себя подле Шерлока, невероятная Дора Хасановна, семейка русских аристократов из глубин прошлого и артефакт под именем кадуцей — это по-прежнему очень качественный текст. А, да, ещё газета «Морда буден», как же без неё!

«Посмотри в глаза чудовищ»
–  [ 4 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 03:10

Люблю. Перечитываю. Гумилёв монументален и прекрасен, а весь мир — разумеется, под рептилоидами ))

Есть ещё такой рассказик Набокова «Terra Incognita» — рекомендую всем, кто любит «Посмотри в глаза...» Удивительная точка пересечения двух титанов русской литературы.

«Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии»
–  [ -2 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 03:06

Фирменный юмор двух товарищей. «Шутку понял, смешно» (с)

Оценка : 10
«Священный месяц Ринь»
–  [ 3 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 02:59

Я, человек верующий в Иисуса Христа, Второе Лицо Троицы, как в Спасителя и неоднократно спасённый Им (как и о. Киприан, бывший воином-«афганцем» Валерием Бурковым), высоко ценю и люблю эту маленькую повесть. В ней святая правда. А вот огромный роман «Мой старший брат Иешуа», начатый с большим интересом к тексту, так как написан любимым писателем, у меня ушёл ффтопку — не интересно, глупо, фальшивый свисток, примерно как евангельские главы из «Отягощённых злом» Стругацких. «Не так это было, совсем не так» (с).

О чём же великолепный горький и правдивый «Священный месяц Ринь»? От том, что из Божьего дара не сделать яичницы. О том, что вера — это не политика. О том, что Господь приходит неузнанным. О том, что отдать жизнь за други своя можно по-разному, но в обоих мирах это божественный императив.

Прекрасная работа, рекомендуемая к прочтению. Жаль только, что всё так быстро кончилось: только-только распробовал текст — а он уже кончился.

Оценка : 10
«Зеркала»
–  [ 1 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 02:44

Это первое произведение автора, читаное мной. Любовь наповал. Монету, на которой есть так легко читаемая надпись, которая тем не менее выполнена на языке, никогда не существовавшем, вспоминаю как одного из наиболее интересных и жутеньких героев мировой фантастики. После этой вещи стал искать тексты автора. И находить. Страшные 90-е оказались проходимыми и переживаемыми благодаря его прозе.

Сам этот большой рассказ примыкает к «Опоздавшим к лету». Для меня он является дополнительной составной частью метаромана (повествование идёт параллельно «Солдатам Вавилона»).

Оценка : 10
«Путь побежденных»
–  [ 2 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 02:28

Поставил бы +11 за одно только описание творческого подъёма в работе художника и его результатов. Остальное — военные, полиция, контрразведка, террористы, прорыв неведомого в том самом месте, где служил Лот, который станет санитарным врачом в «Солдатах Вавилона» — прилагается, но не обязательно. А здесь и сейчас Художник творит, и пусть весь мир подождёт. Даже такой жвачно-хищный мир, он всё равно подождёт, никуда не денется.

Оценка : 10
«Жара»
–  [ -3 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 02:22

Даже такой материал Лазарчук сумел обработать. Я слушал аудиоверсию по дороге с работы, и мне захотелось перечитать.

Оценка : 7
«Транквилиум»
–  [ 0 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 02:03

Если бы Александр Грин жил в 1970-х... Отличная вещь. За Андропова и Ко отдельная благодарность автору, всё так и было :)

Оценка : 10
«Мумия»
–  [ 2 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 01:54

Ленин таки да, живее всех живых. А Лазарчук — столп и основание турбореализма и продолжатель великой русской классики. Проснулся бы в гробу Ф. Соллогуб со своими «Тяжёлыми снами» и прочитал «Мумию», он бы восхищенья не снёс, снова лёг на место и уснул сном уже счастливым и младенческим :)

Оценка : 10
«Приманка для дьявола»
–  [ -1 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 01:46

Шедевр несомненный, повесть очень любима и регулярно перечитывается, трогает душу и даёт пищу для ума.

Оценка : 10
«Жестяной бор»
–  [ 1 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 01:42

Книга разобрана на цитаты и эпиграфы. Читана-перечитана, слушана-переслушана. Открывается с любого места — и вот он, любимый писатель, во всей красе одного из лучших своих текстов! Андрис Ольвик — один из самых любимых и уважаемых героев. Особенно он по-человечески благороден, когда отдает воинское приветствие иконе Богородицы. Хотелось бы служить под началом такого достойного человека, как Ольвик! Да и его мнимый «племянник»-однофамилец оказался на высоте. Последняя фраза книги особенно дорогА.

Оценка : 10
«Солдаты Вавилона»
–  [ 1 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 01:33

Полный восторг от любимой книги всякий раз, когда берусь перечитывать/переслушивать. Билет в Царствие Небесное, кмк, автор уже заработал от благодарного читателя — Бога, который вверил А. Г. Лазарчуку десяток талантов, а получил возврат на инвестицию !n )))

Оценка : 10
«Кесаревна Отрада между славой и смертью»
–  [ 1 ]  +

old-diplomat, 17 января 2022 г. в 01:25

Эта книга — лучший памятник пресловутым «лихим 90-м». Перечитываю где-то раз в пять-шесть лет, чтобы почувствовать себя тем молодым человеком, который жил и боролся со злом :) в это время. Не знаю, могут ли её читать с таким же процентом погружения люди младших возрастных категорий. Надеюсь, могут, :), потому что это очень качественная проза. Ничем не хуже «Войны и мира», даже лучше! Несколько проигрывает главному опусу автора — «Опоздавшим к лету», но тема бесконечно лазарчуковская: лабиринты отражений, уровни и параллели миров. Когда упоминаний о настоящем мире, мире Земли, всё меньше, и книга продвигается вперёд уже как «смешались в кучу кони, люди», лично мне становится менее интересно, но интересно всё равно, до конца.

Оценка : 9
«Мы, урус-хаи»
–  [ 4 ]  +

majj-s, 13 января 2022 г. в 13:06

…Ему могло бы исполниться шестьдесят – крепкие руки и золотой характер.

О чем он думал, покупая чай и табак у Верзилы-контрабандиста на южном тракте...

Не заплатил налоги, вернулся в Шир без прописки,

его же предупреждали; оправдывался – не верят…

Сначала хотели нестрого, потом обнаружили списки

Алой книги в подвале – хватило на высшую меру.

Вывели к стенке вечером в темноте – законы проще простого во время войн.

Был похоронен в стране, что легла под Тень.

Иного упоминания не достоин.

Екатерина Перченкова.

В стихах, взятых, как эпиграф, Саурон победил и Средиземье легло под Тень. И так как-то все скверно вышло. В повести «Мы, урус-хаи» Андрея Лазарчука войны тоже не удалось избежать (Фродо не успел к Ородруину или колечко не расплавилось), но победило Добро. Которое с кулаками. Вы ведь можете предположить, что сделает добро-с-кулаками, одержав победу? Правильно, нанесет удар возмездия.

Адресованный исчадьям тьмы, гоблинам, оркам и иже с ними. Что с того, что в силу особой аберрации восприятия, прекрасные мудрые эльфы не делают на слух различия между звуками «с» и «к». А их «орки» — не что иное, как «уруки», «урусы». Догадались, дети? Правильно, дикие племена, почти звери. А нечего было на сторону Зла вставать. Мы тут сейчас будем рай на земле строить, а вы в наказание и назидание, получите прежде испепеляющее пламя и долгую зиму в довесок.

Какое еще ядерное оружие? Мало ли, что похоже? Исключительно магическими средствами на четко локализованной территории и во избежание рецидивов. И вот они живут, дикари. В зиме, не похожей на нарнийскую с ее уютными сугробами и разгуливающими по ним в красных шарфах на голую грудь фавнами у которых   ломятся от припасов кладовки. Солнца нет, тепла тоже, голод, скот пал и вечно холодно.   Нечисть из всех щелей полезла.

Есть такая частушка: «Давай, милый, гроб закажем, обнимемся, рядом ляжем». А если не хочется? Если еще жива надежда, что дети сумеют выжить? Пусть мы не чудо, как хороши и вовсе не образованы с чьей-то искушенной точки зрения, это еще не повод головой в омут, не находите?   И разведка донесла об огромном схроне эльфийских хлебов. Да, тех легендарных,   каждый из которых взрослого воина на сто дней пути насытит.

Это на сколько нашим детушкам хватит? Всего и нужно — отвлечь противника, разведка боем, из которой никто не вернется. Зато уж и повеселимся в краю вечной весны (за чей, говорите, счет такая чудная погодная аномалия над вашими краями?). Говоря о творчестве писателя, рожденного в год Собаки, Григорий Кваша в своем Структурном гороскопе утверждает, что для лучших из них естественны концовки в стиле: «в общем — все умерли». Я такие воспринимаю, как естественные, может оттого, что сама Собака. Когда есть за что, можно и умереть.

Оценка : 9
«Марш Экклезиастов»
–  [ 3 ]  +

majj-s, 11 января 2022 г. в 15:04

Гумилевская космогония

Над землею когда-то птица

Человека сильней царила.

По утрам выходила рано

К берегам крутым океана

И глотала целые скалы,

Острова целиком глотала.

«Готтентотская космогония» Гумилев

И наконец, завершающая часть трилогии, вышедшая в 2006 году со значительным временным отрывом от первых двух и задумывавшаяся изначально, как книга, которая соберет воедино все линии первых двух частей, ответит на поставленные ими вопросы, приведет действие к логическому завершению. Заглавие «Марш экклезиастов» словесная игра, соединившая самую знаменитую и наиболее часто цитируемую из книг, входящих в состав иудейского Священного писания и Ветхого завета Библии книгу Екклесиаста или Экклезиаста с не менее известным, хотя в куда более узком в географическом и временном смысле советском культурном пространстве «Маршем энтузиастов» Дунаевского («В буднях великих строек...»)

Николай Степанович с заново воссоздаваемым им обществом «Пятый Рим», пытаются выяснить подоплеку событий, приведших к падению оригинальной организации, с каковой целью устраивает в Барселоне Съезд тайных обществ, во время которого город оказывается в эпицентре апокалиптических катастроф. Спасая себя и близких герой вынужден воспользоваться магическим порталом румом без предварительных вычислений, по каковой причине они оказываются заброшены в Ирэм — проклятый город, описанный в «Некрономиконе».

Миссия спасения родителей ложится на плечи подросшего Степки, помогать ему будут сотрудники агентства Вулича, в свою очередь заинтересованные в поиске похищенной Ираиды — что-то подсказывает Крису, что между этими исчезновениями существует связь и найдя НС, он отыщет также девушку. Основная сюжетная линия перемежается и переплетается с историей многовековой давности, когда по Сахаре в поисках Священного города блуждали арабский поэт и монах-бенедиктинец.

Эта вторая линия очаровательна, она не только воскрешает в памяти сказки «Тысячи и одной ночи», но привычка араба к говорению рифмованными периодами прямо отсылает к персидскому эпосу «Шахнаме», откуда пришли некоторые притчи, приводящиеся в тексте. И пришло, наконец, время сказать о грустном. Николая Степановича больше уже не зовут Гумилевым, что закономерно, потому что первоначальный героический, романтический смысл совершенно вымылся к этому времени, уступая екклесиастическому фатализму «все тщета в этом самом тщетном из миров» и «Летай иль ползай — конец известен».

Само по себе это не плохо и не хорошо, хотя я, грешна, предпочитаю более оптимистичный взгляд на вещи. Однако читатель вправе рассчитывать на удобопонимаемый финал, который здесь не то, чтобы полностью отсутствовал — при известной сноровке в интерпретации текстов Андрея Лазарчука можно прийти к выводу о том, что все в мире должно идти своим чередом, а любые попытки вмешательства, локально улучшающие некую ситуацию или ее аспект, чреваты глобальными потрясениями апокалиптического толка.

Наверно на этом и закончу. Резюмируя! я рада, что выпал случай перечитать эти книги, хотя полюбить их так и не смогла.

И была она так прекрасна,

Так чертила, пела согласно,

Что решила с Богом сравниться

Неразумная эта птица.

Оценка : 8
«Гиперборейская чума»
–  [ 6 ]  +

majj-s, 10 января 2022 г. в 12:49

Машенька, ты здесь жила и пела

Мчался он бурей тёмной, крылатой,

Он заблудился в бездне времён...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон!

«Заблудившийся трамвай» Гумилев

Вторая часть гумилевской трилогии полна сюрпризов. Если вы рассчитываете на новую встречу с Николаем Степановичем — здесь ее не будет, впрочем, это нисколько не уменьшит удовольствия от чтения. В «Гиперборейской чуме» совсем другие люди, единственный сквозной персонаж Коломиец (помните. которому чудовище вцепилось в ногу?) Впрочем, новые герои хороши, а их приключения отменно интересны. К тому же, разлука не будет долгой, в третьем томе все линии сойдутся.

В центре основной повествовательной линии работа детективного агентства, которое возглавляет великий сыщик Крис Вулич. Практически такой же гениальный и умеющий найти кого/что угодно, как Холмс, в свободное время, тоже предающийся музыкальным экзерсисам, хотя не на скрипке, а на саксофоне. Суть своего метода, в отличие от Шерлока, объяснить он не может. Просто способность, сродни экстрасенсорной, получать информацию об искомом буквально из воздуха. Что очень удобно для соавторов, которыми в этой книге снова выступают Андрей Лазарчук и Михаил Успенский, но ощутимо щелкает по носу читательский интерес. Впрочем, главный манок здесь не детективный, а фантастический и паранормальный, потому все в порядке.

Помощники Вулича бывший военврач Иван, комиссованный после Афганистана (салют, Ватсон). Прекрасная Ираида, дева-воительница из глубины сибирских руд, по совместительству племянница Коломийца, который ныне в немалых милицейских чинах и обеспечивает агентству силовую поддержку. Правовую обеспечивает старший брат Криса, равно влиятельный и засекреченный (салют, Майкрофт). И, вишенкой на торте Дора Хасановна Шварц, в агентстве секретарша, в прошлом пламенная революционерка и сотрудница секретных подразделений спецслужб, занимавшихся изучением сверхчувственное сферы.

Вторая сюжетная линия романа — путешественники во времени. Машина времени построена на заре советской власти. На разведку в коммунистическое будущее отправляются на трофейных мотоциклетках Марков и Терешков, прошедшие горнило Гражданской войны, и попадают сначала в 2028 год, а затем в 2017. Сведений о первой точки маршрута авторы нам не предоставят. Ту нужно пояснить: история хрононавтов разворачивается параллельно в реальности и описывается в фантастической книжке, изданной в конце двадцатых и случайно попавшей в руки сотрудников агентства Вулича, которую мы читаем вместе с ними. Очаровательная стилизация под «Аэлиту» и «Гиперболоид инженера Гарина».

Третья линия — история старинного дворянского рода, патриарх которого, сосланный в Сибирь за причастность к восстанию Декабристов совершает побег, попадает в легендарное сибирское племя, которое умеет перемещаться во времени и в тайге живет при вечной ранней осени, когда тепло, много ягодЮ и жирный зверь в изобилии. Его возвращение из ссылки в обществе демонического шамана, практикующего человеческие жертвоприношения, причем оба они не старятся — это линия антагонистов.

Интересно, стилистически разнообразно, мощно, ярко, сочетает непростую структуру с присущим хорошей беллетристике умением захватывать и удерживать внимание. Воссоздает неповторимую атмосферу лихих девяностых с их ощущением зыбкости, отсутствия ориентиров, утратой четкости вещами, прежде незыблемыми. Но одновременно психоделических сцен чересчур много и дезориентируют они сильнее, чем средний или даже подготовленный читатель готов воспринять, а перманентный дискомфорт — не то состояние, которое способствует серьезному чтению.

«Гиперборейскую чуму», со всем обилием фантастических маркеров, вернее было бы отнести к постмодерну, бывшему на момент написания книги наиболее авторитетным литературным направлением. При удачном стечении обстоятельств соавторы могли бы выйти на лидирующие позиции в отечественной литературе и, возможно, на мировую аудиторию. В делах успеха многое определяет удача, а она выбрала тогда других, И все же роман стоит того, чтобы быть прочитанным

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить...

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить!

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»



⇑ Наверх