fantlab ru

Все отзывы на произведения Александра Григоренко

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

r9snick, 15 июля 2023 г. 22:17

Прекрасный роман-притча, стилизованный под ненецкие мифы. Роман компактный, живой, умеренно философский, умеренно трагично-драматичный, изумительно написанный, отлично иллюстрированный и очень правильный.

«Мэбэт» — это история о том, как мы совершаем ошибки, как берём на себя слишком много, как забываем о почитании, смирении и милосердии. Главный герой проживает абсолютно пустую, эгоистичную жизнь, чтобы у последней черты понять, что он жил неправильно.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

ХельгиИнгварссон, 10 июля 2021 г. 16:37

***Синдром разбитого сердца

«Мэбэт (История человека тайги)» Александра Григоренко – необычный роман. Во-первых, он напоминает фэнтези на базе ненецкой мифологии. Кто уверен, что знает эту мифологическую систему досконально? Хотя бы просто знаком с ней? Адаптированные сказки этого народа в детстве и детям могли читать многие, кажется, есть даже мультфильмы по мотивам. Придут на ум «Как медведь хвост потерял» и подобные забавные истории, среди которых обязательно попадутся «Почему у бурундука полоски» и другие северные и сибирские, а не одних только ненцев. Сказки – да, что-то такое всплывает. А мифы? Вот то-то и оно: писать можно всё что угодно, никто и не заметит расхождений. Во-вторых, повествование стилизовано под не сказочное фольклорное произведение по типу легенды, написано в сказовой форме. Синтаксис, лексика и связанные с ней реалии несколько экзотичны, но в меру, чтение не усложняют. В-третьих, «Мэбэт…», несмотря на два предыдущих, по большей части относящихся к форме пункта, по смыслу и содержанию полностью современное произведение. Именно об этом стоит сказать подробнее.

Автор скрывается за повествователем – ненцем, потомком главного героя, рассказывающим о давно прошедших временах. Событиям этим он свидетелем и участником не был, они открылись ему во снах. Но люди, видевшие героя живым, подтверждают многое из этих мистических видений. Реальный автор, А. Григоренко, лишь чуть вмешался в художественную реальность с позиции белого человека. Ненцы-де календаря не знают, летоисчисление ведут по выбивающимся из обыденности событиям, и потому в одном рассказе могут встретиться и викинг в рогатом шлеме, и русский «косматый геолог», – и потому не судите строго. А ещё автор зачем-то задействовал возможность того, что в жилах протагониста течёт толика крови европеоида или неведомого бога. Куда ж без затравки-то?

Герой здесь Мэбэт, человек тайги с голубыми глазами. Как водится, с малых лет остался без родителей, но это не помешало ему вырасти большим, сильным и самостоятельным. В юные годы, когда ровесники ещё только одинокого волка не боятся, он уже в одиночку завалил своего первого медведя и сел в круг почитаемых охотников. И вот тут начинаются странности. Психотип героя тоже явно не местный и какой-то слишком уж современный. Обычно в фольклоре как? Возгордился богатырь и получил по башке от божества, духов или племени, раскаялся, прошёл очищение и влился в коллектив. Ну или в лес убежал зверем диким, камнем на берегу реки застыл, сквозь землю провалился, если не раскаялся или испытание не прошёл. А Мэбэт прямо неуязвимый какой-то, бессовестный и бесчувственный. Не злой, не агрессивный, не жестокий, особо не озорует даже и баб под себя не гребёт, но вот традиции не чтит и ни на кого из старших не оглядывается. Сильный, смелый, умный и удачливый. Делает всё так, как считает нужным, и на это все обижаются: кто завидует, кто ущемление прав своих видит, кто в стойло субординации загнать пытается.

Почти весь роман занимает описание жизни Мэбэта и его семьи. Очень странной для эпоса и даже для фэнтези жизни, и не только потому, что уклад ненцев сильно отличается от привычного нам. Представьте, что Илья Муромец, отлежав на печи положенное, вышел наружу и за день дров на всю зиму наготовил. Подвиг? Ещё какой! А после отделился от родителей и свою избу срубил где-нибудь в чистом поле. Жил так и не тужил, и татар только от своего двора отгонял или если под ногами путаться начнут, князю Владимиру не служил, соседям не помогал и старикам при встрече не кланялся. Вот тут и призадумаешься, для чего вообще такой герой уродился и от кого. Интригует лишь предсказание, данное юному Мэбэту обезножевшим стариком: дурак ты, говорит, и сердце у тебя, как и у всех людей, сломается. Посмеялся тогда над стариком Мэбэт. Сами понимаете, что зря.

Незадолго до окончания книги сердце Мэбэта действительно сломалось. Он выпал из мира людей и там, за гранью, узнал, почему он такой и что с ним не так. Страшной оказалась цена, что платил он за жизнь свою и удачу, не подозревая о том. Именно тогда Мэбэт стал настоящим героем, а роман сменил стиль бытовой сказки на сказку волшебную. Переход настолько резкий и контрастный, что финальное приключение воспринимается полным сюром. Начинается традиционный героический эпос? Нет, А. Григоренко осовременивает и видоизменяет также мифологические мораль и мировоззрение. Да, получилось органично, но ненец, прочитав книгу, наверняка скажет что-нибудь анекдотичное и запоминающееся. Может быть, наоборот, что-то коротко и по-русски. По факту в романе можно нарыть символические психотренинги, хвосты западной и восточной философий и даже христианство.

«Мэбэт…» – роман на любителя. Своего рода неформат современной литературы, использующий элементы нескольких разнящихся между собой жанров и направлений, объединяющий их в подобие магического реализма. Возможно, появление романа и было вызвано интересом к ненецкой мифологии, но используется она в духе Г. Л. Олди. К сожалению, не столь динамично и даже не столь достоверно, максимум – на уровне индейцев советского кинематографа. По-моему, здесь прослеживается та же тенденция возврата к автохтонной культуре авторами, не являющимися её прямыми носителями, что и в США. К примеру, телефильм Стива Бэррона «Властелин легенд (Dreamkeeper)» 2003 года. Там старый индеец из резервации просит внучка подвезти на автомобиле до места проведения этнического фестиваля, а по пути насылает видения и проводит ему шаманскую инициацию. Здесь же, в романе, и времена вроде бы стародавние, но персонажи и проблематика такие же современные. В фильме вектор из настоящего в прошлое, в книге из прошлого в настоящее – а идея общая. Сохранить национальную культуру ассимилированных аборигенов, заинтересовав подрастающее поколение экзотической сказкой, сделанной максимально близкой и понятной всем пришлым и родства не ведающим. Показательно, что в обоих случаях произведения не утверждают превосходство одной расы или культуры над другой, причём ни в том, ни в другом направлении.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

heresyhub, 27 июля 2020 г. 12:11

Впечатляющее неофольклорное фэнтези на базе ненецкой мифологии, что дает одновременно увлекательную экзотику, и неожиданный сюжет. Мэбэт рожден непобедимым, ему все удается, он не перед кем не склоняется, никому не подчиняется и живет так, как хочет, презрев обычаи. Все, что он желает, он получает, даже если для этого нужно убить. Беды обходят его стороной, а его решения порой игривы, порой жестоки. Человек, который никогда не проигрывал и не знал боли, одновременно величественен и страшен, ведь целая часть жизни от него скрыта. Когда его сын хочет жениться, соблюдая обычай, Мэбэт ему запрещает, ведь он хочет иметь такого же своенравного потомка, любимца богов, как и он сам. Однако Хадко — другой, и с его неудачного сватовства начинается серия войн, охот и происшествий, которые приведут Мэбэта в мир гораздо более безжалостных и сильных, чем он, богов. Там-то он и узнает разгадку своей удачливости, которую считал частью себя, как руку или голову.

Роман компактен и хорошо написан, но главное — это то, как он переламывается из истории загадочной жизни у тайги по чуждым обычаям в мистический путь искупления. Мэбет узнает правду о себе, учится плакать и проходить путь, на который у обычного человека уходит вся жизнь. Баланс развлекательности и серьезных размышлений здесь настроен филигранно — то ли экзотическое фэнтези, то ли философский миф. Григоренко хорош.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

LinaSaks, 30 марта 2020 г. 10:38

Размытое предание.

Может и хорошо, что я ничего от книги не ждала и уже очень давно прочитала детский сборник якутских сказок, так что сравнить не могу. (Якутские сказки жалко, надо бы в электронке найти и прочитать).

Ну, по тому как передан стиль сказок, общее есть, но не полностью, ощущения этничности нет. Есть отсылки к ней, от чего воспринимается сказка все же не полностью созданием своего времени, но если разбирать составление фраз, то видно, что рассказывал ее все же человек слушавший или читавший сказки народов севера, но к народу все же имеющий отдаленное отношение. Может быть это и к лучшему, современному читателю, который и про народы Севера не слышал, и якутских сказок в детстве не читал и, наверное, даже советских мультиков по этим самым сказкам не смотрел, так воспринимать книгу проще. И хоть что-то воспримется им в итоге)

Предание интересное, но все же грустное, потому что как любое предание оно бесконечно. И тут очень размыт конец истории. Предания, конечно, не отличаются конкретикой, но все же какой-то итог имеется, и он основной, а потом совсем немного про мед пил по усам текло, да в рот не попало и все. Но автор, словно остановится не смог, и мы узнали про двух жен, про внуков, про еще одного человека из мира людей, что научил грамоте. Мысли внука о том, зачем он это делает и вот само предание о яркой тени, которую наделили счастьем пропало, смазалось. Порой так надо уметь вовремя останавливаться не перетягивать одеяло, не вводить новых героев, не удлинять истории о людях, которые мимо проходили.

Эта история о Мэбэте, не о его внуке или не о его снохе. А о нем. Люди должны восприниматься в разрезе с ним, или как его сын — в сравнении с ним. А в конце мы получаем отчет о том, какие были люди после Мэбэта и не общим числом, а по отдельности, ну нельзя так предания выстраивать.

Само предание интересное. В литературе не раз обращались к феномену счастливого человека и все время показывали, что счастье — это не «удобство». Что такой человек не объединяется, не создает нечто прекрасное, он игнорирует, он топчет, он берет себе оставляя других побоку. И это красиво слишком недолго в глазах смотрящего, потому что лишь первое мгновение ты путаешь это с властью, с истинной силой, со свободой, а потом понимаешь, что человек просто берет для своего счастья и не более того. Но так как это предание, то смысл, конечно затерся. Надо же было и про дерево рассказать, и про оставленных на земле людей. Автор почему-то не смог остановится на теме счастья со всеми выводами, примерами, он все равно пропихивал восхищение Мэбэтом не объясняя за что. А ведь восхищения могло стоить, что он смог осознать свою жизнь, переоценить, но интересно, что он не признал этого вслух и поэтому, конечно, ты в переоценку не веришь и восхищения поддержать не можешь, так же как не можешь поддержать желание внука выписать историю деда. Потому что история без переоценки — это жил-жил человек, да помер.

У Мэбэта, если, по-серьезному, разобраться, так и получилось. Его собака местами умнее и благороднее хозяина была.

Для меня, пожалуй, самым интересным моментом в книге стало предание о Матери. Я такого не помню в сказках, что в принципе и понятно, но вот легенду об этом существе прочитала бы, есть там моменты, в которых хочется покопаться, но это я рассуждаю, как любитель копаться в мифах и легендах, не зря культурологию любила в институте. Это очень специфичное желание и замечание, к книге можно лишь прикрутить как то, что автор все же нам какие-то знания о мифах и легендах основных, про божественность подкинул. Чуточку наш кругозор расширил. Новые знания, может быть новый интерес и можно сказать, что книга даже с таким размытым преданием написана не впустую.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы»

sergej210477, 12 марта 2019 г. 23:45

Сильный и увлекательный роман. Читал эту книгу, впечатленный другим произведением этого автора — сказкой-притчей «Мэбэт». Но, это — совсем другое.

История жизни человека из тайги, по имени Ильгет. Вернее, герой прожил целых три жизни.

Первая — жизнь сироты, раба, по кличке Собачье Ухо.

Вторая жизнь — главы своего рода, по имени Ильгет.

И, третья — вновь судьба сделала героя нищим, бездомным невольником и бродягой.

Психологически — сильная, реалистичная и жестокая книга.

Очень интересна своей необычностью и экзотичностью. Жизнь таежных людей — остяков, юраков, ненцев — их обычаи и верования, все описано натуралистично и увлекательно.

Много философии, хотя, для меня, было удивительно натолкнуться на такого рода размышления от дикого, с точки зрения современного европейца, «представителя коренных народов Сибири».

И вместе с этим — это великолепный приключенческий роман!

Битвы на льду замёрзшей реки, древние обряды и ритуалы, увлекательные сцены охоты и бытовые зарисовки — все на высоте.

Что мне не очень понравилось — элементы мистики и магического реализма. Читаешь как серьезный исторический роман, а потом — мир сверхъестественного вторгается в настоящую реальность. И, если, «Мэбэт» — сказка, и волшебство смотрится там естественно, то, в «Ильгете», на мой взгляд, несколько инородно. Хотя, средневековые лесные народы не видели резкой границы между миром духов и своим миром.

Интересная, написанная хорошим языком книга.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

sergej210477, 31 июля 2018 г. 19:24

Великолепный роман. Правда, я ожидал от этой книги немного другого, но начав читать уже не смог остановиться. Впрочем, произведение написано очень легким и доступным языком ( в отличие от немного похожего по замыслу «Сердца Пармы» Иванова, где очень сложно втянуться в чтение).

Книга строго разделена на две части.

Первая половина — некий исторический реализм. История жизни ненецкого охотника Мэбэта. Мистики здесь никакой нет, сказкой и не пахнет. Суровый мир северной тайги и тундры. И все это пронизано атмосферой приключений. Охота и битвы, шаманы, медведи, похищение невест и кровная месть. Закон тайги и Закон охоты. Костёр, горящий в чуме, северное сияние в зимнем небе. Мне эта половина романа напомнила хорошие книги про индейцев. И по стилю, чем-то похоже на северные рассказы Д. Лондона. Интересно!

А вот вторая часть книги совсем другая. Главный герой, Мэбэт, оказывается в потустороннем мире. То ли он правда умер, то ли все это ему привиделось — неважно. Вот тут начинается настоящая мистика. Плюс к этому, смешение и других жанров. Есть элементы фэнтези, много от философской притчи, а есть просто фольклорные мифологические сказания, уж не знаю, реальные ли это сказки ненцев или плод авторского воображения. И все это очень искусно и целостно соединено в одну гармоничную историю.

Герою нужно пройти одиннадцать испытаний, чтобы вернуться из царства мертвых. И это не просто квест — выиграть битвы и решить загадки. Это — своеобразное переосмысление своей жизни, «работа над ошибками», осознание своих поступков и попытка познать Истину. Некий аналог христианского Чистилища, только в языческом варианте. Можно сравнить и с Данте, но, все-таки, это нечто иное.

В общем, тоже очень интересно. Не хуже первой части, хотя, совсем другой жанр. Но, несмотря на множество философских сложных вопросов, которые отображены в романе, и эта, вторая половина, тоже читается на удивление легко и приятно.

Простая и развлекательная, а в то же время, сложная и глубокая книга, заставляющая задуматься.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

Эгоистка71, 22 марта 2018 г. 21:01

Опять уж не помню что, но что-то подтолкнуло меня к этой очень необычной книге. Прочла почти взахлеб, потому что сюжет держит в напряжении, не дает оторваться. Но очень сильна и философская сторона, которая гармонично сплетается с сюжетом. О чем она? О том, зачем человеку дано страдание. О том, зачем в жизни смерть, и почему ранняя смерть – не всегда несчастье. О том, что от нас зависит, и что не зависит. Чего можно ждать, и чего нельзя. И немного о том, как возникает любовь. И еще в книге есть этнографическая сторона – про жизнь в тайге. Тоже можно узнать много интересного. Не знаю, кому как, а мне ну очень «в струю» попала эта вещь.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

Avex, 14 февраля 2018 г. 14:17

(действие происходит в склепе Захарии)

Из всех водок самой любимой у Захарии была та, что в руках, а из книг — стоящая на дальней полке. Он поласкал пытливым и горящим взором золочёный корешок 105-го тома «Энциклопудии» Замухристого и вдруг заметил притулившуюся рядом книжку с экзотичным, а потому особенно притягательным названием.

«Мэбэт!!!» — осушив едва не оброненный на пол стакан, Захария испустил вопль боевого упыря и ринулся в атаку... (сверху послышались сдавленные крики, звуки падающих тел)

...Некоторое время спустя он уже оттюкивал традиционный отчёт.

Заголовок: «Эта книжечка будет посильней «Фауста», утверждает Захария». (кегля много не бывает, делайте крупно!)

Начать решил с традиционного некроверлибра, но в результате сочинились какие-то дикие строчки, поставившие в тупик и самого сочинителя:

«Дыр бул щыл,

божья кодировка,

замотай на небо!

там твои клоны ударились в уклоны...» (тут мысль сделала извилистый поворот от идей чучхе и свернула в космос).

«В наши времена, когда красные автомобили бороздят просторы Вселенной, кажется, что никого и ничем уже не удивить, и тем приятней убедиться в обратном.

Позвольте представить вам «Мэбэта«! Роман обычно упоминают в числе похожих на «Сердце Пармы», на самом деле ничего общего. В первую очередь это магический реализм в декорациях языческого Зауралья, и в самую распоследнюю приключения. Быть может, проза, притча, но ни в коем случае не боевик. Главный герой пускается в путь по всем кругам таёжного рая. Что окружает его? Бестелесные духи, урман, болота, да завистливые соплеменники. А сердце гнетёт тоска и усталость, да душа ожидает чего-то незнаемого... Вам представляется, будто что-то не так с именем, а заместо грибочков блазнится какой-то колдовской отвар... Нет, это морок! Мэбэт неповторим.

События меж тем развиваются в стиле азиатского кино — порой стремительно, порой медлительно и медитативно, то нежно, сентиментально, то жёстко и жестоко — в общем, перед вами этакий литературный артхаус. Не то Достоевский, не то Ким Ки-Дук.

Читатель — определённо взрослый (не столько из-за откровенных сцен, сколько потому что требуется жизненный опыт и осмысление в вопросах морали), пол не имеет значения.

Графика, мягко говоря, своеобразная, в стиле наива, с нарушением пропорций (можете убедиться например на с.118). Но быть может, это, в свете самобытности, и хорошо — или вы просто не любите Пикачу... Пикассу?

(Захария почесал затылок и на всякий случай затёр последнее предложение)

Обложка как раз хороша — видно, что не ширпотреб, а птица более высокого полёта.

Язык романа не вызывают затруднений, экзотичность также не слишком высока.

Из недостатков — книга не способствует скорейшему засыпанию, герою не сидится на месте: так и норовит поймать стрелу или ломануть ближнему своему посохом промеж рогов...

Между прочим, выдвигаем автора на нобелевку — за открытие нового вида орлов. Ноги ассоциируются у нас скорее с млекопитающими, от слонов до непарнокопытных бушей, иль с какой хворобой, настоящие птички, вплоть до птицы Рух, обладают исключительно лапками!

Можно ль доверять аннотации? Нет. Прочитайте и выкиньте из головы. Хотя главный герой и прозван любимцем богов, навряд ли его можно назвать счастливчиком — Мэбэт теряет детей, не имеет друзей.

Мораль — имеется.

Стоит ли читать? — Да. С классикой возможно и несопоставимо, но попробовать как минимум любопытно.

А ещё прибавлю, что юзер «Йошкин котЪ» должен быть забанен.»

(подумав, он заменил точку на восклицательный и испустил победный вопль. на сей раз над головой царило могильное безмолвие)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

wax, 7 ноября 2017 г. 07:03

Тот случай, когда разочарована тем, что купила бумажную книгу.

Виновата, конечно, сама: в первую очередь меня заинтересовала обложка и, пожалуй, хорошие отзывы на данное произведение.

Купила. Открыла, предвкушая удивительное путешествие в совсем незнакомый мне мир ненцев, но... лично мне — не хватило. Да, путешествие по чумам и описание богов — интересны. Да, образ главного героя интересен своей необычностью, но мне не хватило объема, не хватило подробностей: путешествие и весь мир показались мне слишком схематичными. Хочется больше, глубже и ярче. А так имеем некую затравку, которая дразнит, но не объясняет ничего.

Как по мне, данную книгу стоит считать повестью, а не романом, и издавать как сборник — вместе с другими произведениями. Издавать это произведение отдельной книгой, как по мне, расточительно — оно слишком мало для полноценной книги (особенно за такую цену).

Оценка: 6
– [  8  ] +

Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы»

Mishel5014, 5 апреля 2017 г. 09:53

Очень сильная, а главное — необычная повесть. Она составляет своеобразную дилогию с повестью «Мэбэт», тоже связанной с таежными легендами. Отличие от нее в гораздо бОльшем реализме «Ильгета», хотя там тоже присутствует мистика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Здесь таинственные превращения раненой женщины в волчицу и заклятие старика на бессмертие проходят очень буднично — ну вот так, у нас в тайге все бывает...

Смело можно рекомендовать тем, кому понравился роман «Сердце Пармы» Иванова или «Сильные» Г.Л. Олди. Или тем, кто в детстве взахлеб читал сборники якутских сказок или воспоминания Арсеньева про мудрого охотника Дерсу Узала.

Я согласен с развернутой рецензией Seidhe — мир главного героя расширяется и становится более страшным после монгольского нашествия. Эта часть повести совершенно уникальна — настолько влезть в «шкуру» таежного обитателя и его глазами посмотреть на кровавый поход Чингисхана, на мир Средней Азии и послевоенные события — это признак очень незаурядного таланта.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

gamarus, 9 сентября 2016 г. 23:29

«Жизнь человека — как чужая война, где всякая победа не твоя. Только поражение — твоё»

Александр Григоренко «Мэбэт»

Взялся писать отзыв, а с чего начать толком и не знаю. Настолько получилась книга неординарной, многослойной, колоритной... (продолжать сыпать эпитетами можно ещё долго), что растерянность после прочтения состояние вполне естественное.

Легенда о Мэбэте — любимце богов, человеке тайги, начинается вполне в рамках героического эпоса. Герой в детстве в одиночку уже ходил на медведя, ловил стрелы на лету и не было ему равных во всей бескрайней тайге, не боялся он не зверя, не человека. Отличался он от соплеменников и внешностью, был высок и светловолос, говорили люди, будто его мать согрешила с богами или духами. Но спустя какое-то время, по мере знакомства с Мэбэтом, мы понимаем, что герой наш скорее отрицательный, чем положительный. Не чтит он законов людей, не молится богам, и думает, что ему всё дозволено, а питает его правоту безмерная удача и безнаказанность за любые поступки, содеянные за многие годы долгой жизни. Он счастлив, ведь ему не доступны многие чувства, что делают нас слабей, но человечней. Он не жесток, но не ведает жалости, он не любит жену, но не делает ей намеренного зла. Мэбэт одинок, но ему не нужна дружба, умирают его дети, но это мало заботит его. Он насмехался над судьбой и людьми с их заботами и правилами, но не для того чтобы заявить о себе, он и вправду презирал их законы, их быт, их существование. Согласитесь, такой персонаж не совсем типичен для эпоса, пусть даже народов севера, который для нас почти экзотика. Хотя написано так убедительно, что хочется залезть в интернет и поискать корни легенды. Мне показалось, что и последовательная конструкция мифа выбивается из рамок. Нам не расскажут про жизнь любимца божьего вкратце, что бы перейти к сути истории. Нет, сначала мы с Мэбэтом проживём всю его жизнь — родимся, женимся, вырастим сына и дождёмся рождения внука. Хочешь, не хочешь, но читателю придётся проникнуться его судьбой. Всё это время с героем будут случаться разные истории, но из всех он будет выходить победителем, но о победах его не будет народ сочинять хвалебных песен, наоборот, всё дальше он будет отдаляться от обычных людей. Сохраняя стилистику народного сказа, Александр Григоренко, тем не менее, очень удачно вплетает в рассказ мысли и чувства героя, озадачивает читателя непростыми вопросами, заставляет колебаться в выборе — осуждать Мэбэта или же восхищаться им. Гадать, чем же закончится жизненный путь любимчика богов.

Вторая половина легенды продолжает и дальше играть с шаблонами, но при этом не выходить за границы жанра. Искупление грехов и путешествие по загробному миру получилось настолько мощным, что этому могут позавидовать романы, претендующие на приставку философские. На самом деле это потрясающе. Пользуясь инструментарием, свойственным народным преданиям создать такое глубокое и энергетически сильное полотно. Метафоричность «одиннадцати чумов», настолько цепкая и проникновенная, что каждый грех Мэбэта воспринимается как нечто личное, не позволяющее оставаться безучастным к разыгрываемой драме.

Несомненно, книга написана не только для того, что бы познакомить нас с ненецким эпосом, хотя и это удалось. В первую очередь это книга-размышление, книга-назидание, с высоким моральным посылом. Книга о жизни и её целях, о цене за победы и поражения, об искуплении, пусть и запоздалом и ещё о многом другом. Прожив жизнь «красиво», не подойдём ли мы к финалу так, что будет страшно оглянуться назад? И не окажется ли цена за наши грехи столь высока, что полностью перечеркнёт достигнутое. Важно и то, что все эти вопросы будет задавать нам не Автор, а мы с вами, читая книгу. А это, согласитесь, многого стоит.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы»

Seidhe, 10 августа 2016 г. 20:00

Не так давно я писал отзыв на дебютный роман Александра Григоренко «Мэбэт», который получил от меня высший балл, в котором честно признавался, что совершенно не представляю, можно ли советовать кому-либо подобную литературу. Так вот, второй роман Григоренко показался мне ещё более «этнически-экзотическим», чем первый. Для меня это безусловный плюс, но станет ли это плюсом для кого-либо ещё — под большим вопросом...

Прежде всего, стоит отметить, что место действия осталось прежним — сибирская тайга, точнее — берега Енисея. Прежними остались и главные действующие лица — племена таёжных охотников, которых автор предпочитает именовать на старый лад — остяками и юраками — вместо более привычных (насколько вообще могут быть привычны нам наименования сибирских малых народов) кетов и ненцев. Правда, в «Ильгете» появляется чёткая хронологическая привязка — первые десятилетия XIII века, канун нашествия на Енисей монгольских завоевателей. Много ли вы читали произведений об этих местах в этот период времени? Сам автор в одном из интервью так отвечает на вопрос, почему он выбирает столь необычные места и героев: «Потому что в русском культурном сознании тайги не существует. Культура обрывается на Урале, а за ним пустота. Поэтому я хотел показать какой культурный пласт скрыт в этой пустоте». Не знаю, кому как, а мне этот пласт показался безумно интересным. Прежде всего, хочется отметить абсолютную непредсказуемость сюжетных поворотов. Многие авторы владеют этим приёмом, но от сюжетных вывертов Григоренко буквально «рвёт шаблон«! И дело не только и не столько в происходящих на страницах романа, сколько в невозможности определиться с жанром произведения. Если пытаться подобрать хоть какие-то аналоги, то ближе всего будет, наверное, магический реализм, только не классический латиноамериканский и не современный, а какой-то корневой, древний, круто замешанный на сибирском фольклоре и мифологии.

Сюжет романа, по сути, сводится к истории жизни одного человека и трёх имён, одним из которых и назван роман, которые он за эту жизнь носил, но подан этот сюжет в фирменной манере автора — с огромным количеством отступлений и параллельных сюжетных линий, из которых складывается широкая панорама таёжной жизни XIII века. Пересказывать их нет никакого смысла, скажу лишь, что главный герой — никакой не Герой, не Избранный и даже не вечный страдалец. Все его действия и поступки, также как и других героев, происходят в совершенно немыслимой для европейского сознания системе координат, где случай, мгновенное наитие или «воля бесплотных» являются движущей силой. А как выражают свои мысли некоторые персонажи? Это вообще песня! «Нашей жертвой должно стать все, что стоит под знаменами Ябто Ненянга, — воины, его женщины, дети, олени, собаки и даже мыши, прячущиеся в снегу у его чумов. Сам Ябто хорошо бы остался в живых, ибо нам известна участь, которая не только восстановит нашу честь, оплачет наших родичей, но и будет приятна нашему великому покровителю. Это будет смерть, которой устрашится сама смерть...» Но больше всего лично меня поразил тот факт, что в этом мире, в этой культуре и в этих традициях человеческая жизнь не имеет совершенно никакой ценности. Количество смертей в книге таково, что Мартин с Аберкромби нервно курят в сторонке, только нет тут Смертей с большой буквы — ни героических, ни трагических, нет даже мрачняка и цинизма, характерных для dark fantasy. Повторюсь, но для героев «Ильгета» человеческая жизнь не стоит ни-че-го. Здесь могут не бросить кость ребёнку и отвести на смерь старика. Здесь спокойно ломают кости собственной жене, убивая в ней некоего абстрактного демона. Здесь предводителю набега совершенно безразлично, что сделают его дети с рабами и слугами — он попросту не думает об этом. И становится немного не по себе, когда понимаешь, что подобные порядки царили на огромных пространствах за Уралом на протяжении сотен и тысяч лет...

При всём при этом, «Ильгет» так и остался бы определённым самоповтором автора, если бы в третьей части замкнутый таёжный мирок не разорвало нашествие монголов, которые уводят Ильгета, как и тысячи других других людей, в рабство. Мир оказывается гораздо больше, чем представлял его Ильгет и его соплеменники, а за Саянами лежит совсем не Рай... В определённом смысле, третья часть вышла слишком сумбурной, в ней чересчур много событий и не совсем понятны трансформации героя, зато она полна ОЧЕНЬ впечатляющих картин, вроде загонной охоты монголов или их тактики при штурме среднеазиатских городов. При этом монголы в романе — не дикари и не злодеи, они лишь до предела рациональные люди, для которых человеческая жизнь имеет ещё меньшую ценность, чем для жителей тайги. Хотя, читая роман, сложно поверить, что это вообще возможно. Заканчивается же всё традиционным для автора катарсисом, хотя на мой вкус счастливых совпадений и случайностей оказалось всё же многовато.

В результате у Александра Григоренко получился роман необычный, жёсткий, местами даже жестокий и страшный, но при этом, внутренне логичный, непротиворечивый, хотя предугадать куда повернёт сюжет мне не удалось практически ни разу. Что же касается высказываний некоторых критиков по поводу «малопонятных названий и сложных для восприятия имён», так и хочется ехидно улыбнуться и посоветовать им «Сильмариллион», к примеру, из классики почитать. Ну или «Князя Пустоты» Р. Скотта Бэккера из нового — там имена ну ооочень лёгкие! =)))

В заключение могу сказать, что от романа я остался в полном восторге. В одной из красноярских интернет-газет про прозу Григоренко написали следующее: «Автор работает с мифом, как искусный ремесленник со стволом кедра, изготавливая лодку-долбленку — мощными, аккуратными движениями потроша древесное нутро и украшая получившуюся конструкцию грубыми письменами во славу безымянных духов. Когда вы сядете в эту лодку, то сначала вам будет любопытно, потом — неуютно, а потом вы либо утонете, либо причалите к другому берегу». Так вот — я очень рад, что мне удалось не утонуть в этом сложном для восприятия, но, безусловно, талантливом произведении и причалить-таки к «другому берегу». Это действительно очень необычная книга, не похожая ни на кого и ни на что, разве что на «Мэбэта» самого Григоренко. И пусть третья часть «Ильгета» показалась мне несколько смазанной и местами «притянутой за уши», общего впечатления от романа она ни в коем случае не портит. С уверенностью могу сказать, что если вдруг Александр Григоренко решит вернутся к своему «таёжному циклу» и напишет третий роман с окончанием на «т», эта книга обязательно займёт своё достойное место на моей книжной полке.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

Seidhe, 17 июля 2016 г. 00:41

Про Александра Григоренко один из пользователей Неназываемого ресурса сказал: «Автор занялся созданием эпосов для народов, которым судьба не позволила сделать это самим. И, кажется, это у него хорошо получается». Когда я только начинал читать роман «Мэбэт», я был склонен с высказыванием этим согласиться. Это действительно ОЧЕНЬ качественная стилизация под мифологические предания народов Сибири, созданная на основе фольклора ненцев. Вещь, безусловно, весьма своеобразная. Здесь герои пьют мочу лося, который всё лето пасся на мухоморах, и запросто режут голову старой ведьме. Здесь женщины рожают, привязанными к столбам в «грязном» чуме, а судьба их интересна мужчинам куда меньше, чем охотничьи петли. Здесь события подчиняются другим, совершенно непонятным современному человеку законам, которые позволяют разговаривать с отрезанной головой недавно убитого медведя. В предисловии автор прямо пишет об этом — «разум европейца пропадает, гибнет в преданиях Тайги» — и с ним опять же остаётся лишь согласиться. Это как с музыкальным творчеством народов Сибири и Дальнего Востока — слушать можно лишь как экзотическую этнику, не понимая при этом слов и самих условий, в которых оно было создано. Да и выдержать минут 40 эскимосского горлового пения способен далеко не каждый. Попробуйте, если не доводилось... =))) Так и с мифологическими текстами: рекомендовать их кому-то — неблагодарное дело. Я вот, к примеру, являюсь большим поклонником подобной литературы (а двухтомник «Героический эпос народов СССР» вообще считаю одной из лучших книг, прочитанных в жизни), но советовать её кому-то? Именно по этой причине на первой сотне страниц я, получая удовольствие от чтения, искренне недоумевал — отчего «Мэбэт» настолько обласкан критикой? Дальше процитирую широко известного в узких кругах писателя и журналиста Сергея Кузнецова: «Короче, если бы «Мэбэт» в самом деле был запоздалым ненецким эпосом я бы его не полюбил – к счастью, все гораздо сложнее». И поверьте — всё действительно ГОРАЗДО сложнее... В принципе, весь сюжет рассказан в аннотации издательства, но с того момента, когда Мэбэт начинает странствие по одиннадцати чумам Загробного мира, повествовании переворачивается с ног на голову и выходит далеко за рамки традиционных для эпоса сюжетов. По сути — это про любого из нас с вами. Про ошибки, которые все мы совершаем. Про наши представления об окружающем мире, о причинах и следствиях, которые в любой момент могут оказаться ложными. Про умение прощать и понимать другого человека. Про жизнь, которая неизбежно закончится...

Одним словом — рекомендую поклонникам необычной литературы, которая не развлекает, но заставляет думать.

P.S. Если вдруг кто-то, прочитав этот отзыв, заинтересуется, и решится роман всё-таки прочитать, мой вам совет: не поленитесь, найдите книгу, изданную ArsisBooks — она того стоит! Замечательно сделанное издание — стильный дизайн, качественная белая бумага, самобытные иллюстрации Натальи Корчемкиной, да ещё и куча приятных мелочей, вроде птичьих следов вверху страниц. Работает, одним словом, на атмосферу.

Оценка: 10
⇑ Наверх