fantlab ru

Все отзывы на произведения Стенли Вейнбаума (Stanley G. Weinbaum)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  6  ] +

Стенли Вейнбаум «Предел бесконечности»

netlgbun, 21 февраля 14:27

Остроумный и увлекательный рассказ великого Вейнбаума, герой которого из-за угроз маньяка должен решить математическую загадку. К сожалению, рассказ испорчен безграмотным переводом. Если уж взялась переводить рассказ, касающийся математики, то следовало бы ознакомиться с азами математической терминологии, или хотя бы показать готовый текст специалисту. Начать с того, что название рассказа «The Brink of Infinity» — это не «Предел бесконечности» (какой у бесконечности может быть предел?), а «Грань бесконечности», и этот заголовок является осторожным намёком на решение загадки маньяка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— бесконечность содержит в себе все конечные числа
. Но это ещё цветочки. А вот прямой обман читателя.

В оригинале: I am thinking of a mathematical quantity, a numerical expression,

В переводе: Я задумал некоторую математическую величину, числовую ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ,

Правильный перевод: Я задумал некоторую математическую величину, числовое ВЫРАЖЕНИЕ,

Ответ на загадку ни в каком смысле не является «числовой последовательностью», то есть пронумерованным рядом чисел. Смысл основной загадки искажён до неузнаваемости, дезориентируя читателя. Далее этот ошибочный перевод встречается ещё дважды.

В оригинале: The range of NUMBERS is infinite; how can I identify one with ten questions?

В переводе: Числовой ряд бесконечен! Как я могу угадать эту ЦИФРУ всего за десять вопросов?

Правильный перевод: Числовой ряд бесконечен! Как я могу угадать это ЧИСЛО всего за десять вопросов?

Здесь переводчик перепутал число (number) и цифру (figure), хотя из вышеприведенного диалога ясно, что речь идёт именно о числе.

В оригинале: I felt sure his expression was merely the square of an imaginary;

В переводе: загаданное им число, без сомнения, КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ мнимого числа.

Правильный перевод: Я уверен, его выражение, без сомнения, КВАДРАТ мнимого числа.

Далее переводчик путает без пояснений минус и обелюс (англо-аиериканский знак деления), но не буду дальше утомлять, некомпетентность переводчицы очевидна.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум «Чёрное пламя»

vam-1970, 22 января 15:48

Интересен сюжет тем, что редко диктатора да ещё и бессмертного показывают в роли спасителя нации и приписывают ему всё положительное. Но в фантастике всё может быть. Динамичный увлекательный сюжет да плюс ещё любовный треугольник. Герою в одной жизни не повезло, зато в следующей изобилие удач.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Новый Адам»

vam-1970, 21 января 12:04

Прочитав этот роман, понял всю силу таланта писателя. Теперь для меня фамилия Вейнбаум будет означать талант рано ушедший из жизни к сожалению и утерянные замыслы писателя. Это ЛИТЕРАТУРА!

Роман о вундеркинде , если коротко. Очень редкий сюжет. Всем нам пришлось (ну может большинству) пришлось в жизни учиться в школе или в вузе с талантливыми соучениками. Из наблюдений за ними — если я долго решал трудную задачу, то они её решали мгновенно. Что-то в их мозгах работает по другому- науке неизвестно. Но если я всё-таки эту задачу в конце концов решал успешно, то многие даже не знали как к ней подступиться -а у них что с мозгами?. Мне пришлось дружить в вузе с таким гением и наблюдать его процесс мышления, но внутренний мир таких людней нам неизвестен. Как они себя чувствуют среди нас , стоящих по развитию ума на ступень, а то на две, ниже их. Сочувствие, превосходство? Автор потратил на такое описание целый роман. Здесь более реализма , чем фантастики. Фантазия? Да, она есть, но в малых допущениях.

И ещё одна мысль слегка мелькнула у автора -что такие гении в своей массе идут на смену всему человечеству нынешнему. Вот я и задумался -а как это произойдет? Вероятно, такая программа уже заложена в генетике человека -смена вида- просто ждет времени, как такая же программа ждала в генетике исчезнувших видов в палеонтологической истории планеты. Виды вдруг уступали место другим видам, но ведь фауна и флора не исчезли совсем, как думают некоторые, в результате катастроф.

Сильный роман -элитарная фантастика.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Долина желаний»

vam-1970, 16 января 13:16

Входит в цикл «Межпланетные истории» и является продолжением рассказа «Марсианская одиссея». Исследование загадок Марса продолжены и автор относит нас к гипотезе появления цивилизации на Земле. Интересная мысль. Кроме этого размышления об анархии, как наиболее успешной формой общества. Захватывающий сюжет.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»

vam-1970, 16 января 13:12

Входит в цикл «Межпланетные истории». Интересное описание инопланетной жизни. Можно применить к любой планете любой звездной системы. Хотя автор старался максимально учесть условия Марса и то, что тогда волновало умы исследователей -каналы.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Стенли Вейнбаум «Лотофаги»

vam-1970, 15 января 18:19

Входит в цикл «Межпланетные истории». Приключенческая история контакта

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с разумными грибами на Венере

Те даже заявили,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что по интеллекту они выше нас землян
Колоритная обстановка на Венере, самоотверженность исследователей.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Планета сомнений»

vam-1970, 13 января 21:07

Приключенческий сюжет, наряженный, захватывающий. Авторы начала 20-го века грешили почти все описанием приключений на планетах солнечной системы , не зная реальной физической ситуации на них. Лучше бы все события перенести им на планеты других звёзд. Тогда было бы надежнее с точки зрения достоверности. А то и дышать там можно в открытую. И растения растут. Получается ирония со стороны читателя.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Безумная луна»

vam-1970, 13 января 11:53

Из цикла «Межпланетные истории». Интересен сюжет описанием жизни на Ио, спутнике Юпитера. Интересные виды то ли животных, но разумных, то ли разумных, но не очень. И чем Ио безумна -только головной болью героя. Интрига одна -покинутый кем-то город в развалинах довольно таки культурных, но автор это пропустил мимо читателя.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Искупительная пирамида»

vam-1970, 13 января 11:48

Из цикла «Межпланетные истории». Сюжет составлен нелогично, рояли в кустах, короче — проходной рассказ. Герой не узнаёт своего напарника по предыдущей компании, который оказывается преступником, место предыдущей аварии исследовано и зачищено, но снова прилетают неведомо откуда (с Земли) искать записи и чертежи( это после пожара и взрыва), автор любовь одной пары так перекручивает в финале, что и в женских романах такого не сыщешь. Скорее всего автор писал пародию, а я не понял.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Идеал»

vam-1970, 12 января 11:16

из цикла «Профессор ван Мандерпутц». Сейчас уже не пишут о чудаковатых гениях вроде данного профессора. Смотрелось бы странно и нелогично. Наука уже другая, её то есть организация. Но в те времена это был отработанный штамп. Любое фантастическое изобретение приклеить к профессору-чудаку или злому гению и написать великолепный сюжет. Хорошо, что наш профессор оказался приятным, а его изобретение оригинальным. Да и написано прекрасно, увлечённо, интригующе, хотя финал не в пользу героя. Это предыдущий отзыв на рассказ «Под знаком «Если»- очень похожая постановка сюжета, вплоть до финала. Два близнеца-братья.

Но изобретение другое — создание идеала любого события.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Под знаком «Если»

vam-1970, 12 января 11:08

из цикла «Профессор ван Мандерпутц». Сейчас уже не пишут о чудаковатых гениях вроде данного профессора. Смотрелось бы странно и нелогично. Наука уже другая, её то есть организация. Но в те времена это был отработанный штамп. Любое фантастическое изобретение приклеить к профессору-чудаку или злому гению и написать великолепный сюжет. Хорошо, что наш профессор оказался приятным, а его изобретение оригинальным. Да и написано прекрасно, увлечённо, интригующе, хотя финал не в пользу героя.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Стенли Вейнбаум «Высшая степень адаптации»

vam-1970, 10 января 18:17

Экранизирован в 1957 году под названием «She Devil». В ролях: Мэри Бланчард, Джек Келли, Альберт Деккер.

Также история была адаптирована для теле- (под названием «Kyra Zelas», 12 сентября 1949) и радиопостановок (шоу «Escape» в 50-х).

Сюжет актуален и сегодня -размышления автора о сумасбродных диктаторах. Психология суперчеловеков, как они себя представляют. Сильный сюжет. увлекательно написан, динамичен, оптимистичен.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Предел бесконечности»

vam-1970, 10 января 12:30

Математическая головоломка для фантастического сюжета или детективного скорее всего. Автор мастерски вписал её разгадку в сюжет. Такое запоминается надолго. Для любителей сложной математики.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум «Блуждающие моря»

vam-1970, 9 января 12:22

Вот прочитал и задумался, а что если такое на самом деле произойдёт? Как отреагирует мир? Что будет преобладать? Общая воля к спасению или частно-личностные интересы отдельных государств? И кто спасёт всех? Автор все эти вопросы поставил и разрешил -дал ответы. Почему у меня такие вопросы возникли в 2024 году? Смотрю просто видео за ноябрь -декабрь 2023 года -16 (шестнадцать!!!!) почти одновременно извержений вулканов по всей планете -Индонезия, Италия, Россия, Исландия, Гватемала, Мексика и другие страны. И какие комментарии ученых ? Никаких. Их вообще нет. Страшно.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Остров Протея»

vam-1970, 9 января 12:14

В те годы написания ещё много было неизведанных островов, где можно было развернуться писателям приключенческо-фантастического жанра. В этом рассказе автор что-то мало написал о таинстве острова в Океании, хотя можно было такую!!!! робинзонаду развернуть. Все задатки для подобного сюжета автор создал- и верования туземцев маори, и одинокий ученый , покинутый на острове, и флора и фауна непохожие на остальные острова, девушка с таинственной судьбой, покинутая хижина со скелетами и оборудованием и прочие загадки. Неплохой сюжет, но мало.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Стенли Вейнбаум «Очки Пигмалиона»

vam-1970, 7 января 14:05

Если отталкиваться от года написания -1935 , то круто. Как основа научного открытия- это виртуальная реальность нынешней эпохи. Но и сам сюжет — лирическая история о Галатее — через очки Пигмалиона- всё символично, но как отголоски мифов. Здесь всё по-авторски.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Стенли Вейнбаум «Новый Адам»

zvezdochet2009, 22 мая 2023 г. 20:58

Роман Стэнли Вейнбаума «Новый Адам» — это история о Сверхчеловеке.

Проблема Сверхчеловека глубоко разрабатывалась еще со второй половины 19 века небезызвестными авторами вроде Достоевского и Ницше, и получила извращенные представления уже в первой половине 20 века, после чего на какое-то время ушла в разряд маргинальных и опасных: слишком много захотело этими сверхлюдьми быть. Поскольку в западной фантастике в Золотой век ее становления запретных тем практически не было, к этой идее обратилось несколько авторов: интересно, что параллельно с Вейнбаумом над своим романом «Странный Джон» работал англичанин Олаф Стэплдон.

Что касается Вейнбаума, его судьба сложилась трагически: слишком ранняя смерть лишила человечество возможно многих ненаписанных шедевров.

Сюжет романа посвящен жизни и исканиям Эдмонда Холла, рожденного со странной аномалией: во-первых, у него четырех-суставчатые пальцы, похожие на змеиное тело, а во-вторых, у него в голове спокойно действуют две личности, то есть он способен параллельно решать две и более задач, и это не безумие. Уникальность и непохожесть Холла на других людей предопределяет всю его жизнь, которая будет посвящена поискам смысла существования, постижению загадок любви и ненависти, человеческого общества, материи и вселенной. Здесь Вейнбаум отходит от стандартных сюжетов, излюбленных фантастами 1940-х годов – динамичных приключений, сражений, поединков и прочих pulp-штучек, которые так нравились потребителям «низкой» литературы, каковой являлась в то время фантастика, — и строит произведение как неспешный байопик (биографию), насыщая действие исканиями героя.

Тем самым Вейнбаум поднимает текст до художественного уровня Большой литературы и превращает историю о Сверхчеловеке в настоящую драму, где ставится масса непростых вопросов – от проблемы отношения двух человеческих видов до личного счастья. Действительно, даже обычные люди не всегда понимают, в чем счастье, а каково оно для создания вроде Эдмонда? Постижение всех загадок мироздания? Основание новой расы сверхлюдей? Если бы все было так просто…

Роман странным образом резонирует с прозой Ф.С. Фитцджеральда в части того, как одиночка показан на фоне праздной толпы и ее развлечений, в части отношений, выстраиваемых между ним и обычными людьми, и образованного естественного контраста между двумя видами. Интересно, что Вейнбаум не стал прибегать к традиционному в таких историях сюжетному ходу типа травли – ведь люди склонны не просто отторгать, а унижать любого, кто не похож на них. Холла никто не преследует, не пытается уничтожить. Нет, все обстоит наоборот; Холл чувствует абсолютное превосходство над людьми, свою власть и мощь над ними, и кроме того, вовсе не горит желанием избавиться от своего Дара или Проклятия – его занимают проблемы другого, более высокого порядка. Хорошо показана дилемма Власти – возможность реализовать свой потенциал любым способом и легко подчинить себе все человечество.

Но невозможно быть Сверхчеловеком и не быть под влиянием обычных людей – в герое еще очень много человеческого, хотя он и сам не готов себе в этом признаваться. И на этом противоречии – желании быть свободным, но фактической зависимости – и строится основной конфликт. Серьезно дополняет центральную тему и художественный прием со стихами. В романе вообще много поэзии, и это опять необычно для фантастики. Вейнбаум как бы предлагает нам осмыслить реальность с точки зрения сверх-разума – ощутить всю несокрушимую мощь и возможности, но при этом тотальное одиночество, понять протяженность времени и опасность лишнего знания, способного привести неразвитое человечество к гибели.

Сверхчеловек – не гений, не урод, он не человек, а следующая ступень в его развитии. Значит, нечто бесконечно чуждое, навсегда чужое, непостижимое. Как непостижимым будет разум человека для обезьяны, сколько бы она ни силилась его понять. Однако суровая правда в том, что перед лицом бесконечности бывают одинаково конечны все формы жизни и все разумные твари. В этом плане финал романа логичен и совершенно естественен.

По факту «Новый Адам» — блестящая философская фантастика, где через метафору сверхчеловеческого исследуется человек со всеми его пороками и достоинствами.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Нулевое кольцо»

keellorenz, 21 марта 2023 г. 18:05

Телепатическое путешествие в будущее «до скончания времён», где мужчина и женщина снова и снова создают союз. Автор объясняет довольно подробно, что по времени можно путешествовать, так как вселенная замкнута в кольцо и после конца всего материя собирается обратно и события идут по кругу. Аналогичные гипотезы были у Бэйли в «Столпы вечности»,у Харнесса в «Кольцо Риторнеля» и Андерсона в «Полёт в навсегда», но тут одна из первых разработок темы.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Стенли Вейнбаум «Новый Адам»

keellorenz, 17 марта 2023 г. 22:39

«Новый Адам» Вейнбаума писался параллельно со «Странным Джоном» Стэплдона и они похожи, как родные братья, хотя имеют разную концепцию. Стэпллон анализировал общество через мутанта-сверхчеловека, родившегося и страдающего в мире простых людей, а Вейнбаум наоборот — анализирует человека через наделение его свойствами мутанта. Поэтому его герою сочувствия и понимания больше: читатель проходит с ним путь от юности до смерти (с испытаниями через науку,бизнес и даруемую ими власть ) и как бы ищет смысл жизни с оглядкой на «космическую точку зрения». И тот и другой герой приходит в итоге к умиротворению (у Вейнбаума — через любовь к женщинам) , что видно говорит о Вейнбауме как о человеке : для простого работника кинотеатра (с образованием химика) уютный мирок семейного счастья оказался пределом, а отношения с женщинами лучше и безопаснее работы по ядерному проекту (от облучения радиацией во время экспериментов главный герой и умер). Для сравнения- у потомка епископа Стэплдона с дипломом Оксфорда мутант-человек ставил себе цели планетарного масштаба, вставляя личную жизнь в книгу своей судьбы как закладку в книжку. Стэплдон заставляет страдать, думать и метаться все Человечество своей книгой, Вейнбаум же — конкретного атомизированного читателя-человека. По итогу скажу, что книга Вейнбаума — высококлассный роман , превосходящий вообще всю американскую (не путать с британской) научную фантастику того времени и больше похожий на американскую мэйнстримную прозу 20…30 годов. Немного напоминает Лавкрафта по языку, стилю и энциклопедическому изучению любого факта , который описывается в тексте. Удивительно, ведь другие произведения Вейнбаума откровенно слабые и ни в какое сравнение не идут с «Новым Адамом». Из Вейнбаума вышел бы второй Стэплдон или Хайнлайн, или Бредбери , проживи он подольше, так как глубокие познания в науке у него сочетались с великолепным талантом романиста.

P.s. Для справки фантлаба замечу, что это второй мой отзыв на данный роман. Первый встроен в базовую статью — а туда попал из журнальной публикации.

P.p.s. Вряд ли Вейнбаум читал «Странного Джона» Стэплдона, так как год издания и год его смерти — 1935. С другой стороны совпадение просто поразительное.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум, Дональд Уондри, Э. Э. «Док» Смит, Харл Винсент, Мюррей Лейнстер «Вызов извне»

Козлов, 25 августа 2022 г. 13:29

А я, несмотря ни на что, рассказ похвалю. «Вызов извне» в жанре научной фантастики должен был поспорить с «Вызовом извне» в жанре фантастики странного. И пускай знаменитые Лавкрафт и Говард победили по очкам, всё же команда научпопа показала свой профессионализм. Текст продолжается, несмотря на смену стиля авторов и авторы пишут со знанием сюжетных ходов. Можно сказать, дополняют друг друга, добавляя обязательные для той поры элементы. Да, из-за этого рассказ получился стандартно никакой. Но зато стандартно. Писатели показали всё, что могли по техзаданию.

Другое дело, что рекламную акцию называют раритетом фантастики. Научная фантастика должна вызывать желание задавать вопросы. И когда ты спрашиваешь себя:«зачем я это прочитал?»;«как этих людей называют классиками научной фантастики?» и «не стоит ли всё их литературное наследие выбросить на помойку?» — это действительно мощно. Этому рассказу место в туалете, как и всем рекламным буклетам. И это невероятно точное и веселое умозаключение!

Оценка: 1
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»

Etamin, 6 августа 2022 г. 17:34

Оно конечно, Стенли Вейнбаум был одним из классиков фантастики, предтечей «золотого века» и всякое такое. Проживи он подольше, вполне возможно, написал бы такое, что ух!.. Та же печальная участь прервала еще более блестящую карьеру Сирила Корнблата. Но имеем, что имеем.

Рассказ очень типичный для своего времени. Читается, переводится — а ведь прошло девяносто лет! Интересные инопланетяне, идеи и придумки, большая часть которых никак не объясняется. Прямо лемовский «Эдем» какой-то. Какие-то детали даже попали в «Радужный Марс» Ларри Нивена. Вроде даже анти-ксенофобские намеки имеются. Но переоценивать не стоит, пусть даже сам Азимов его хвалил. Написано довольно плохим языком, изложение путаное и нелогичное. Немец, само собой, изъясняется с жутким акцентом, француз коверкает грамматику. Про главного героя, который похож вовсе не на ньюйоркца, а на тупого ковбоя из Оклахомщины, даже говорить не стоит. А главное — откуда взялись подобные персонажи на Марсе? Да красноармеец Гусев по сравнению с ними образец эрудиции и здравоумия.

Если учесть, что все это написано, во всяком случае, после Уэллса, и тогда, когда издавались произведения, включенные Азимовым в антологию «До золотого века», то извинением может служить лишь малый опыт автора.

7 только из уважения к возрасту данного текста.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум «Чёрный двойник»

БРАШКОВА, 6 июня 2022 г. 13:40

Влюбленность ослепляет и нет никаких преград на пути. Так случилось и с Пэт Лейн.

Писатель Николас Дивайн стал тем единственным человеком,который заполнил всю её жизнь

полностью. Но что-то необычное,особенное в его поведении не даёт ей покоя. И это пугает её,

когда во время очередного свидания происходит раздвоение личности Ника. За помощью она обращается

к соседу доктору Карлу Хоркеру, который с теплом относился к их семье...

Дальнейший сюжет развивается достаточно стремительно и хотя на протяжении всего романа меня не покидало чувство

какой-то нелюбви к Нику Дивайну, то финал оказался очень даже хорошим и отношение к главному герою у меня изменилось.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Стенли Вейнбаум «Под знаком «Если»

Darth_Veter, 18 ноября 2021 г. 23:16

Уже в который раз вынужден констатировать, что задумка рассказа оказалась куда лучше и интереснее ее реализации автором. Действительно, у каждого из нас была в жизни ситуация, в корне изменившая собственную судьбу. Кто-то сгоряча бросил учебу, кто-то расстался с женой (как в песне «Привет» бит-квартета «Секрет»), другой отказался от выгодного соглашения... В итоге дела сложились совсем паршиво, что дало повод сожалеть об упущенной возможности. А что было бы, если они в «тот самый» момент поступили по-иному? Может, и жизнь сложилась бы иначе? У главного неудачника рассказа Диксона Уэллса (намек на Герберта Уэллса — автора «Машины времени»?) подобные промахи разрушили всё благополучие: он хронически опаздывает на любое запланированное мероприятие. Правда, рейсовый лайнер до Москвы вскоре потерпел аварию, в результате которой выжил только каждый пятый пассажир. Диксон посчитал это несомненной удачей, пока не познакомился с необычной ментальной машиной доктора Мандерпутца, позволяющей просмотреть нереализованные варианты... К чему всё в итоге свелось? К сущей банальности — любовной истории. Герой понял, что вместе с лайнером он упустил и свое семейное счастье. Женщинам, наверное, подобная история понравится, а вот мне она кажется мелковатой, не соответствующей заявленной идее. Тут напрашивалось что-то более глобальное — например, вторжение злобных инопланетян или открытие паранормальных способностей героя, сделавших его настоящим суперменом. По крайней мере, можно было протянуть интересные параллели в реальный мир. А любовь... Это понятие весьма субъективное и крайне недолговечное (особенно, у мужской части населения). Она хороша, когда тебе 25 лет. А уже через 10 лет ты начинаешь жалеть, что ввязался в подобную авантюру. Причина проста: человек живет ожиданием нового — новых знакомств, увлекательных приключений, необычных ощущений и красивых видов. Ничто так не утомляет его, как обыденное однообразие. Бросить весь мир к ногам своей возлюбленной способен далеко не каждый мужчина (хотя все будут утверждать обратное)...

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как вечный неудачник пытался вернуть свое счастье с помощью «машины вероятностей». История больше походит на длинный анекдот, чем на серьезную научную идею.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Стенли Вейнбаум «Лотофаги»

Darth_Veter, 20 октября 2021 г. 23:13

Продолжение истории двух покорителей Венеры — американца Хэма Хэммонда и его жены Патрисии из британского анклава. Теперь они организовали совместную экспедицию на теневую сторону планеты, чтобы найти там предполагаемых разумных обитателей.

К тем критическим замечаниям, что я дал к предыдущей новелле цикла («Планета-паразит») добавлю, что никакой разумной жизни за пределами Земли не обнаружено. Однако, размышления на тему разума (точнее, его форм) в рассказе достаточно интересны и даже парадоксальны (разум, который не осознает сам себя в полной мере). Над этой мыслью автора определенно следует поразмыслить на досуге. Во всём остальном автор тривиален до скукоты: похождения героев не вызывают особого интереса. Скорее всего, следует читать весь цикл целиком, чтобы составить о нем объективное мнение. Но, честно говоря, мне этого совсем не хочется, ибо взгляды писателя на Венеру настолько устарели (почти 100 лет!), что кажутся уже не фантастикой, а нелепой сказкой типа «Венерианы» Берроуза. До сокровищ Урановой Голконды нам не добраться еще эдак лет сто. А, когда доберемся, то не факт, что найдем прок от затеянного мероприятия. Куда проще освоить Марс или даже Меркурий! Последний зонд на Венеру мы отправили в 1986 году (АМС «ВеГа»), и вплоть до 2016 года в ее окрестности никто не летал. Совместный проект Роскосмоса и ЕКА по названием TRACE gas orbiter занимается не изучением поверхности означенной планеты, а ее атмосферы. Если Марс сейчас изучают с практической стороны, то к Венере, скорее, питают чисто научный интерес — как там смогли образоваться столь уникальные условия и можно ли бороться с ее парниковым эффектом? К тому же, полеты к внутренним планетам сопряжены с целым рядом трудностей (например, необходимо разогнать АМС до более выокой скорости, нежели к внешним планетам), преодолеть которые в ближайшее время вряд ли удастся. Поэтому имеет смысл почитать что-нибудь из классики, чтобы поностальгировать о том времени, когда планета казалась нам Утерянным Раем.

--------------

РЕЗЮМЕ: одна из глав венерианской одиссеи, посвященная необычным проявлениям разума. Репортаж в стиле «ретро» заинтересует, скорее, зрелых читателей, нежели молодежь.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Стенли Вейнбаум «Планета-паразит»

Darth_Veter, 19 октября 2021 г. 21:55

Долгое время планета Венера была укрыта от человеческого глаза толстым слоем облаков. Даже ученые плохо представляли себе, какие там условия. Одни считали, что там каменистые равнины с пасущимися на них гигантскими динозаврами (Казанцев «Планета бурь»), другим казалось, что планета сплошь укрыта знойными песками типа Сахары (Роберт Шекли «Особый старательский»). А вот Стэнли Уэйнбаум считал, что под облачным слоем Венеры скрываются жаркие и влажные джунгли наподобие амазонских. Зеленый ад, одним словом. И в этом аду, как и положено, скрывается тьма-тьмущая всяких монстров: хватающие деревья, трехглазые летучие твари, пузаны. Автор не скупится на описание мерзкой инопланетной живности, мечтающей поживиться за чужой счет. Это рай для плесени и всяких паразитов. Прожить там можно только вблизи терминатора, где пекло солнечной стороны несколько компенсируется ледяным холодом теневого полушария. Именно туда и держит свой путь герой рассказа, в одночасье потерявший свой дом и имущество. По дороге он встречает отважную девушку, которую постигло такое же несчастье. Но их взгляды на происходящее сильно расходятся...

15 декабря 1970 года на планету впервые в истории опустился посадочный модуль советской АМС «Венера--7». И сразу стало понятно, что все ученые и фантасты капитально ошиблись в своих прогнозах. На планете оказались воистину адские условия: давление под 100 атмосфер, температура под 500 градусов, 90%-ное содержание углекислого газа в атмосфере, непрерывные грозовые разряды и извержения вулканов... Конечно, никакой жизни в таких условиях быть не могло. Реальность в очередной раз разбила радужные мечты о быстрой колонизации. Освоить планету практически невозможно: спускаемый аппарат проработал на поверхности ровно 20 минут — столько выдержала его охлаждающая система. Какие там постоянные поселения и даже города! Остаться бы в живых... Абсолютно мертвый стерильный мир, в котором геологические процессы с завидной регулярностью изменяют облик планеты. Ветры ураганной силы (более 400 км/ч) буквально отполировали поверность до зеркального блеска, что подтвердили первые фотографии, сделанные через 5 лет (АМС «Венера-9»). Только в районе экватора сохранилась единственная на планете горная система — горы Максвелла (наивысшая точка 11 км). Никакой воды на поверхности нет — в этом виноват парниковый эффект, разогревший атмосферу до чудовищных температур. По какому-то наитию древние называли Венеру Люцифером — это имя повелителя Ада ей подходит куда лучше, чем имя изнеженной богини красоты и женственности. Полной жизни эта планета выглядит только на страницах старых фантастических романов.

Не подтвердилось и ее синхронное вращение относительно Солнца: за один оборот вокруг него Венера не успевает сделать полноценного оборота вокруг своей оси, так что она является единственной планетой Солнечной системы, чей день оказывается длиннее ее года. Но одной стороной к Солнцу она точно не поворачивается. Да и при такой плотной атмосфере температурные условия практически одинаковы на дневной и ночной сторонах. Жить там можно только в аэростатах, на высоте 40 км от поверхности. Получается, что с научной точки зрения, автор не угадал НИЧЕГО. Его Венера — это некая альтернативная реальность, не имеющая ничего общего с действительностью. Всё, что он хотел сделать основным, на деле оказалось второстепенным. А на первый план вышли те самые приключения героев, которые показали, что человек в состоянии выжить даже в самых неблагоприятных условиях.

---------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как жестокий мир венерианских джунглей сумел ненависть между людьми превратить в любовь.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Стенли Вейнбаум «Планета-паразит»

Mishel78, 8 мая 2021 г. 01:15

Яркий, незамутнëнный психологизмом, приключенческий научно-фантастический рассказ в декорациях тогда ещё практически неизвестной Венеры. В первой четверти ХХ века книжный рынок был переполнен приключенческими романами, действие которых происходит на нашей планете и читательское воображение нужно было встряхнуть более обстоятельно, поэтому авторы отправились за вдохновением на другие планеты.

Сюжет прост до неприличия: главному герою — контрабандисту Хэму, из-за природного катаклизма приходится покинуть место своего пребывания и, встретив по пути красивую девушку Пат, преодолевая множество преград, отправиться в американскую колонию на Венере.

Читаю фантастику тех лет, я неизменно удивляюсь авторскому воображению: достаточно известные нам сейчас планеты, чаще всего Венера или Марс, выглядят очень живописно и населены причудливыми формами жизни. Как следует из названия рассказа, планета густо заселена различными формами жизни (особенно впечатляют быстро растущая плесень и примитивные прожорливые пузаны), которые чрезвычайно агрессивны к человеку, что их с лихвой хватило бы ещё на несколько рассказов. Довольно логично описаны планетарные процессы и сопутствующие им природные явления, поэтому общий портрет планеты пусть и не соответствует действительности, но всё же базируется на определённых закономерностях.

Рассказ не самый маленький по объёму, но во время чтения не отвлекался ни разу. Насыщенность описаниями окружающего мира, опасности, а главное — динамизм произведения, не дают заскучать и знакомят читателя с каноничным произведением в жанре приключенческой фантастики.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»

Yamada, 8 апреля 2021 г. 18:25

Замечательный рассказ.

Особо стоит обратить внимание на дату написания — середина прошлого века. Да, по нынешним меркам такая фантастика во многом устарела, но не надо забывать, что автор «Марсианской одиссеи», когда писал своё произведение, не знал, ни холодной войны, ни атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, ни Второй мировой войны, ни гонки вооружений, ни полёта человека в космос. Поэтому рассказ следует воспринимать исключительно как домыслы автора о грядущем освоении ближайших планет. А вот тут, на мой взгляд, Стенли Вейнбаум очень даже не прогадал. Прежде, чем земляне освоили космос и впервые высадились на Красной Планете, они потерпели несколько катастроф и на долгие годы межпланетные исследования были заморожены. А техника, а состав экспедиции! Да для того времени рассказ просто шедевр. Литература из разряда той, что лет на двадцать опережает своё время, но по сравнению с нынешним временем искушенному читателю смотрится вяло. Однако, думаю, именно на подобной литературе выросли авторы более известных фантастических произведений, которые усовершенствовали жанр, опираясь на подобный фундамент.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Стенли Вейнбаум «Очки Пигмалиона»

Groucho Marx, 2 апреля 2021 г. 12:01

Поразительная для тридцатых годов точность описания виртуальной реальности и связанных с ней проблем. Стенли Вейнбаум в своих рассказах постоянно выходил за рамки современной ему фантастики, а если бы прожил подольше, то, пожалуй, раздвинул бы и рамки литературы в целом.

И что в этом рассказе особенно ценно — нет фиксации на собственно научно-фантастической идее. Вейнбаум вбросил идею, и тут же развернул намного более сложное повествование о выборе человеком смысла жизни. Сделал шаг в сторону и основнную часть сюжета посвятил изысканной стилизации символистской литературы. Причём — и это удивительно для американского писателя, ведь американская литература того времени даже в лучших своих проявлениях была на редкость простодушна и незамысловата — Вейнбаум иронизирует над формальной сложностью европейского символизма и с полным пониманием сути дела «деконструирует» его, попутно с удовольствием пнув Голливуд, то есть, «фабрику грёз».

Поразительно, просто поразительно. И так жаль, что путь этого энергичного, умного и утончённого писателя оборвался в самом начале.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Стенли Вейнбаум «Долина желаний»

Groucho Marx, 1 апреля 2021 г. 15:35

Фактически, рассказ «Долина желаний» не новелла в традиционном понимании этого литературного жанра, а суховатый конспект огромного числа сюжетов и идей, которые Стенли Вейнбаум решил «запатентовать» таким оригинальным образом.

Здесь есть тема палеоконтакта, тема негуманоидных цивилизаций, тема упадка грандиозной высокотехнологической культуры до дикарского уровня, тема использования биоандроидов с ограниченным интеллектуальным уровнем, тема колонизации планет Солнечной системы выходцами из других звездных систем, тема мирного сосуществования различных политических систем (для 1934 года это офигительно крутой прогноз, перескакивающий сразу к 70-м годам ХХ века)... да много чего ещё... И, между прочим, прямая сюжетная заявка на «Солярис» Лема — Вейнбаум вкратце описывает коллизии, которые пан Станислав (читавший, разумеется, этот рассказ) блистательно разворачивает в своём гениальном романе.

Вся эта головокружительная интеллектуальная роскошь вбита в короткий, почти бесюжетный рассказец, написанный подчёркнуто безлико, стёртым стилем — чтобы идейное богатство ярче проступило на бледном фоне схематичных персонажей.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»

mputnik, 27 марта 2021 г. 10:59

Почти что по Филатову: «…То ли леший нынче рьян, то ли воздух нынче пьян, то ли в ухе приключился у меня какой изъян…». Случайно наткнулся в интернет-сёрфинге на эту «весточку из детства». Не смог отказать себе в удовольствии «прикоснуться», тем более в аудиоварианте.

И — о, ужас, уважаемый потенциальный читатель. Как говорится — «не смог узнать брата Колю». Хорошо помню, что чтиво нравилось раньше, нравилось не мне одному. Не помню — чем конкретно, но точно помню — балдели, обсуждали. Потому и полез «обниматься»-то, собственно говоря.

Да, бывают вот такие чудеса, уважаемый потенциальный. Увы. Если бы мы с тобой учились в одном классе — тогда, в те стародавние советские времена — тогда рекомендовал бы, без вопросов. Сегодня — понять не могу, чего мы тогда в этом тексте нашли. Убожество какое-то. Низкопробное убожество

Оценка: 3
– [  7  ] +

Стенли Вейнбаум «Планета-паразит»

maxxx8721, 7 марта 2021 г. 17:06

Моё первое знакомство с автором. Удивлён, что рассказ написан аж в далёком 1935-м году. Рассказ о жизни на Венере. Это сейчас можно говорить: «Ну, чего мы там об этой Венере не читали». Но тогда, я чувствую, этот рассказ был мощным. Что и говорить: он и сейчас на меня произвёл впечатление, ведь рассказ очень атмосферный и визуально хорош.

Для фантастики тех годов характерной чертой как раз и является акцент на необычности миров, атмосферу и сеттинг. И это шло во вред сюжету, который представлял собой довольно простое приключение, квест и прямолинейных героев. Тот же Говард, например, хорош прежде всего атмосферностью миров и зрелищностью изображения, а не многогранными персонажами. Просто потому что психологизм, драматизм тогдашнему читателю и не нужен был. Его и так хватало с головой из-за бушевавшей Великой Депрессии.

Рассказ Вейнбаума из таких. Приключение динамичное, интересное, но, на мой взгляд, затянутое и в целом довольно простое. Как и сами персонажи. Но дебютное знакомство с Вейнбаум считаю удачным.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум, Дональд Уондри, Э. Э. «Док» Смит, Харл Винсент, Мюррей Лейнстер «Вызов извне»

montakvir7511, 12 мая 2020 г. 20:23

Ужасно. Дерганый стиль, попытки создания надчеловеческой космогонии, где, однако, высший Разум запросто общается с проломавшими к нему в измерение проход глупыми человеками. Естественно, громоподобным внутренним голосом. Гоношистая дочка основателя финансового фонда (как же без этого), как дура храбро шагающая в неизвестность, а через пару страниц истерически повизгивающая «Мы никогда не вернемся домой», обязательный полоумный ученый и его молодой помощник, естественно, влюбленный в дочку.

Самую опасную миссию доверили Лейнстеру — обьяснить, как незадачливые исследователи вернулись домой. Он с ней не справился, предшественники навертели такого вселенского бреда, что Лейнстер пошел по пути наименьшего сопротивления и включил «Алису в стране чудес». Вот тупо без науки и механизмов профессор мысленно отринул наши три измерения, протянул руку, нащупал ручку на двери и оказался снова в лаборатории. Ужасающе глупая, пафосная, напоминающая бравого ковбоя вещица, совершенно справедливо забытая.

Какой только чуши не писали классики фантастики, право слово.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»

Groucho Marx, 8 мая 2020 г. 12:22

Этот рассказ настолько плох, что уже снова хорош.

Основной персонаж (не хочется называть его «главным героем», поскольку на героя он не тянет) рассказывает о путешествии по чужой планете, о встречах с представителями абсолютно чуждых рас, о таинственных руинах погибших цивилизаций и об артефактах поразительно высокого уровня. Но как он рассказывает? Языком простого чувака из глубинки, эдакого пустоглазого рэднека, который никогда не учился в школе и ваще только што вылез из курятника, весь облепленный перьями пополам с куриным дерьмом, и сразу принялся хохмить. Глядя вокруг себя, он ничего не увидел, ничего не понял, да и понять не пытался, вёл себя, как Годзилла в Нью-Йорке... И это ещё комплимент.

Остаётся, впрочем, вопрос — искренне ли Стэнли Вейнбаум изобразил землян-астронавтов кретинами, прущими напролом без всякого смысла, или это тонкий троллинг читателей, пародия на традиционную фигуру героических первопроходцев? Действительно ли автор «Марсианской Одиссеи» не видит ничего позорного в поведении своих персонажей или предлагает читателям самим сделать вывод по ходу рассказа?

Оценка: 7
– [  7  ] +

Стенли Вейнбаум «Новый Адам»

validity, 4 апреля 2020 г. 18:19

Роман меня удивил. Такой мощной литературы а-ля Достоевский я в фантастике и не припомню. Куда там Лем, Стругацкие и тем более поздний Хайнлайн. Они — мыслители, а у Вейнбаума — Литература. Никак не ожидал я такого замечательного текста от фактически забытого писателя-фантаста 30-х годов. Но вот логика фантастического содержания, фантастических идей — даже обсуждать не хочется. В итоге получается поразительная вещь — книга в художественном отношении бесспорно отличная, но как фантастика — плохая. Если Вы хотите погрузиться в экзистенциальные мысли мятущегося человека, которого никто не хочет и не может понять — эта книга для Вас, но если Вы любитель фантастики и хотите что-то почерпнуть для ума или развлечь его — не читайте данный роман, уму он ничего не даст.

Очень жаль, что Вейнбаум умер в 33 года. Даже трудно себе представить, какой вклад он внёс бы в научную фантастику, проживи хотя бы ещё лет десять.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум «Новый Адам»

god54, 25 октября 2019 г. 18:11

Роман, который все моё существо не хочет, не может и не желает относить к фантастике. Ибо нет в нём её. Тяжело говорить это по отношению к неординарному по идее и прекрасному по тексту произведению. Автор провел глубокое исследование сущности человека, который не такой, как все, а потому и финал вполне закономерен — ему не место в этом мире обычных, серых, недалёких человеком. Он не сверхчеловек, но он считает себя таковым, и в этом его трагедия. Мятущийся дух, не знающий покоя, не нашедший истины и цели, обречён... Всё прекрасно в романе, но любовная линия слишком увлекла автора и затмила фантастику, те элементы, которые и делают существо сверхчеловеком... Эта грань оказалась практически не исследована...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Стенли Вейнбаум «Рассвет пламени»

god54, 23 октября 2019 г. 19:31

Ещё раз повторюсь: очень хороший в сюжетном отношении фон повести. Время, когда остатки выживших людей после катастрофы, сгубившей практически все население планеты Земля и просвещенный тиран, покоряет племена для их объединения, для их же счастья. Этакий Александр Македонский, несущий свет дикими людям, несущий культуру и отрицание войны... И на этом фоне довольно детская история любви, когда вполне положительный молодой герой мечется между двумя дамами и никак не поймут, где любовь, где обман, а где политика и интриги... Может и сойдёт для такого же рода читателей в розовых очках, которые верят в рыцарские романы и справедливость на этой Земле.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум «Чёрное пламя»

god54, 23 октября 2019 г. 19:19

Очень понравился фон произведения: мир воспрянувший после катастрофы, диктатор, несущий счастье объединения, политические интриги... И на этом прекрасном фоне абсолютно глупая любовная история: метания, страдания, розовые сопли... Хотя, если разобраться с историей эти красивые дамочки не один раз становились на пути прогресса и не один раз ломали жизнь и карьеру великим людям. Прав был Чингиз-хан, когда сказал, что молодость теряет голову перед лицом мнимой красоты и забывает о своей цели и предназначении. А потому роман для тех кто любит любовные произведения. Но фон был так привлекателен.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум, Дональд Уондри, Э. Э. «Док» Смит, Харл Винсент, Мюррей Лейнстер «Вызов извне»

god54, 30 августа 2019 г. 19:24

Не любил никогда литературные эксперименты даже в отношении хороших писателей. так и в этом случае в целом неплохая идея о путешествии в другие измерения, но литературное решение оставляет желать много лучшего. Текст рваный, стили письма разные, нет целостности, а потому нет и удовлетворения.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Стенли Вейнбаум «Планета-паразит»

chivel, 8 января 2019 г. 03:37

Часто упрекают старую фантастику за наивность, устарелость. Вот, например, в финале данного рассказа герой делает предложение малознакомой девушке, и она соглашается. Наивно? Как будто да! А если присмотреться? Этот рассказ (и другие рассказы Вейнбаума, относящиеся к «планетарной фантастике») схожи с каноном классического «колониального» романа: молодой человек из уважаемого, но разорённого семейства отправляется инкогнито искать удачи в ещё мало освоенную колонию, после череды приключений обретает богатство и женится на спасённой им девушке — дочери какого-нибудь местного генерал-губернатора или коммерсанта. В «колониальном» контексте такой быстрый брак является совершенно логичным: мужчина делает торопливое предложение, потому что девушка в ходе приключений зарекомендовала себя сообразительной, бойкой, знающей местную обстановку помощницей, кроме того ему нужно упрочить своё положение в колонии, заручиться поддержкой отца девушки для сохранения и вывоза капитала. Девушка соглашается, потому что в глуши такая партия есть большая удача (человек из метрополии, да ещё из высшего общества, образованный, снова богатый), которую упускать нельзя.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»

sherlok, 7 июля 2018 г. 08:10

Рассказ, нежно любимый с детства. Тут прекрасно все — и таинственный Марс, и приключения, и чудовища, и туземцы-дикари! Черт же меня дернул перечитать «Одиссею» в переводе Весниной (АСТ, 2002)! Заклинаю вас всем, чем можно — не ходите на болота по ночам, и читайте «Одиссею» только в переводе Черняховской («И грянул гром», 1976). По автору же у меня сложилось четкое впечатление — каждое его произведение перед печатью требует тщательной правки и безжалостного сокращения. Только тогда алмаз неграненый и сможет заиграть бриллиантом. У Черняховской — получилось.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Стенли Вейнбаум «Новый Адам»

sherlok, 30 июня 2018 г. 10:14

Разочарование недели... Роман о мутанте, который умеет разделять собственное сознание, превзошел в науках всех ученых Земли и силой мысли может управлять простыми человеками.

С подобными себе мутантами ГГ общаться не желает, женщины-мутантки ему в постели скучны, свой же сын не вызывает никакого интереса («убей этого урода» — бросает ГГ матери сына). В «Куколках» Уиндема у мутантов, умевших мысленно общаться, ближе себе подобных не было никого, и это понятно. Наш же ГГ отвергает общество равных себе, и ради чего? Не ради идеи, или там любви... Всего лишь ради секса. Да-да, ну вот полюбил он это нехитрое дело!

Интенсивные занятия сексом с некой слабой на передок молодой американской леди приводят ГГ к истощению и ранней смерти. Этот нехитрый сюжет щедро разбавлен размышлениями автора о «жизни, вселенной и всего-всего». Категорически не советую к прочтению.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»

Sawwin, 18 июня 2018 г. 16:29

Скучно и очень-очень глупо. И, к тому же, плохо написано. Вот образчик стиля: «Щупальца взметнулись, хлынула какая-то чёрная мерзость, и чудовище с отвратительным свистом скрылось в норе вместе с щупальцами». Это не авторские красоты, это прямая речь человека чудом избежавшего смерти. Как писал Шекли: «Шпионы только так и говорят». Кстати, страницей позже Вейнбаум сообщает, что убитое чудовище осталось лежать возле своей норы.

Сегодня смешно читать, что ядерный двигатель ракеты заглох, словно у автомобиля, но взглянем на дату написания и простим этот ляп автору.

Замечателен ещё один момент. Главному герою предстоит пройти по чужой планете несколько сотен миль, ежедневно проходя по сорок миль. Разреженная атмосфера, отсутствие воды, сильные морозы. И при этом он то и дело останавливается, делает походы в сторону, лазает по каким-то норам, поскольку ему, видите ли, любопытно посмотреть, что там творится. Получается, что он никуда не спешит, и ему ничто не угрожает. Хотя скорей всего, Вейнбаум просто забыл, в какие условия поставил своего героя. Отечественные фантасты, из тех, что похуже, тоже страдают этой особенностью.

И, конечно, абсолютно идиотская концовка. Ярвиса, которого не могли найти, пока он путешествовал по поверхности Марса, нашли, когда он влез в подземный лабиринт. Разумеется, спасли в последнюю минуту, когда Ярвису оставалось только благополучно помереть. Ставил бы иностранцам оценки, выставил бы двоечку из жалости.

Но это внешние недостатки. Хуже другое. Главный герой рассказывает, как он познакомился и подружился с марсианином, а остальные космонавты дружно твердят, что марсианин не может быть разумным. Плевать, что он научился говорить по-английски, что у него есть сумка со всяким барахлом, что он ловко стреляет из своего пистолета. Но внешне он напоминает ощипанного страуса, и значит, это просто грязное животное. Я понимаю, что Вейнбаум не разделяет мнение своих персонажей, но ведь не из шляпы же он их вынул. Стенли Вейнбаум со своей антирасистской проповедью напоминает пещерного проповедника, который доказывает окружающим, что нехорошо есть соплеменников. Членов соседнего племени, да, их можно и в котёл (недаром бочкообразных владельцев тележек Ярвис крошит за милую душу), а своих харчить не стоит. Я готов признать такого проповедника прогрессивным деятелем каменного века, но слушать его проповедь сегодня меня не тянет.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Стенли Вейнбаум «Планета-паразит»

vam-1970, 28 января 2018 г. 20:32

Повесть входит в Антологию «До золотого века», составленную Айзеком Азимовым. Подобраны самые-самые первые фантастические произведения,опубликованные в 30-х годах.

Учтём последние научные знания о Венере , уберём из текста название планеты — Венера и распространим события на любую придуманную планету любой звёздной системы — и остаются приключения героев , переросшие в любовь. С этого рассказа начались писаться произведения, фантастически расписывающие придуманные миры.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Стенли Вейнбаум «Хэм Хэммонд»

Нескорений, 8 января 2018 г. 08:15

За свою короткую жизнь С. Вейнбаум успел написать не так много, но его творческое наследие по сей день хранит в себе дух настоящей научной фантастики первой половины прошлого века — каскад приключений, цельное научное обоснование (с поправкой на время) и, что самое важное, живое любопытство и неуемная фантазия. В небольшой цикл рассказов о приключениях Хэма Хэммонда и его жены Патриции вошли всего три произведения, но в каждом из них достаточно идей для целого романа. Герои открывают перед читателем удивительные миры Венеры и Урана, где кипит разнообразная животная и растительная жизнь, а за каждым поворотом ожидает встреча с разумными обитателями, чья философия и образ жизни кардинально отличаются от привычных землянам. Действие первых двух рассказов цикла происходит на Венере.

В «Планете-паразите» мы встречаем Хэма Хэммонда, обычного инженера, который в одиночку добывает ценный венерианский ресурс ксихстек. В результате природного катаклизма убежище Хэма оказывается уничтожено и ему предстоит многомильный пеший переход до ближайшей американской колонии под названием Эротия. Вынужденную компанию Хэму предстоит составить авторитетному ксенобиологу Патриции, которая также лишилась крова и направляется в британский Венобл. Любовная линия в духе «укрощения строптивой» выглядит немного наивной и предсказуемой, но всё довольно мило и романтично, кое-где взаимные пикировки Хэма и Пат вызывают улыбку. Динамика на высшем уровне, каждый шаг героев — это борьба со стихией или же противостояние с местной хищной флорой и фауной, которое требует смекалки и мужества.

Если первый рассказ был написан в стилистике Дж. Лондона, то «Лотофаги» — вещь в большей степени философская, а приключения отходят на фоновый план. Это самый сильный рассказ цикла, который я прочел с огромным удовольствием и оценил высшим баллом. Спустя месяц после знакомства Хэм и Пат отправляются в новую экспедицию с целью исследовать темную сторону Венеры, что ожидает их там — большая интрига, которая оправдывается в полной мере. Автор ставит перед читателем глобальные вопросы, и что немаловажно пытается дать на них конкретные ответы. В чем заключается смысл жизни, каков главный закон Вселенной, что может быть выше разума и так ли уж важна цивилизация — автор не боится ставить перед собой сверхзадачи. Динамика здесь, конечно, послабее, но об этом совершенно не думаешь, размышляя о вечном.

Заключительный рассказ цикла переносит нас вместе с героями на Уран, где ожидают новые исследования и неведомые горизонты. Если сравнивать с предыдущими рассказами, то эта вещь понравилась чуть меньше — по уровню динамики «Планета сомнений» не дотягивает до «Планеты-паразита», нет здесь и философского размаха «Лотофагов». Толчок развитию сюжета дает исчезновение Пат, которая пренебрегла правилами безопасности и потерялась в густом тумане. Попутно с поисками Патриции Хэму предстоит открыть невероятный мир фауны Урана. Автор вновь обращается к затронутой в «Лотофагах» теме коллективного разума, но преподносит её в несколько ином свете. Особенно интересно то, как автор проводит параллели между земной и уранианской биологией, находя общие закономерности, дающие ключи к разгадке основного квеста.

Единственное о чем жалеешь после знакомства с циклом — незавершенность и небольшой объем. Остается только гадать, какие тайны и открытия ожидали бы полюбившихся героев на Сатурне, Юпитере или, скажем, Трансплутоне, но увы. На мой взгляд, все рассказы цикла можно поместить в золотой фонд «старой доброй фантастики», ведь даже сегодня они читаются с интересом и удовольствием, несмотря на наивность и научные несоответствия. Благодаря ученым мы уже знаем, что в пределах Солнечной системы нет высокоорганизованных форм жизни, кроме человечества, но всё же, читая Вейнбаума, нет-нет, да и промелькнет мысль — «а что если?». Именно эта надежда и заставляет всматриваться порою в темное звездное небо, следить за открытиями астрономов, пристально изучать фотографии с поверхности Марса, Титана и Япета.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Стенли Вейнбаум «Безумная луна»

amak2508, 3 августа 2017 г. 09:33

Истории о приключениях энергичных предприимчивых молодых людей в дебрях Марса, Венеры и прочих спутниках Юпитера-Сатурна — визитная карточка бульварной американской фантастики 20-30 годов. Тогда, похоже, никто еще и не предполагал, что фантастика может не только развлекать.

Рассказ «Безумная луна», написанный в 1935 году, как никак лучше подходит под это определение — примитивный лубочный сюжет о спасении молодым и красивым искателем приключений обворожительной красотки, дочери то ли миллионера, то ли миллиардера, рассчитанный, мягко говоря, на не очень притязательного читателя.

Несколько скрасит чтение, может быть, только красочный антураж далекой планеты, да и то он, честно говоря, больше пышен, чем оригинален. Всему, что напридумывал автор, легко находятся земные аналоги. Да, впрочем, он этого и не скрывает, называя свои создания мышкарями и эхокотами.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Стенли Вейнбаум «Новый Адам»

A.Catsman, 22 ноября 2016 г. 02:07

Очень необычный роман. Своего рода шедевр. Напоминает Фицджеральда с фантастическими добавлением. Удивляет, что написан в то время, когда фантастика

была в основном совсем иной. Да, и литературно, конечно, книга превосходит многие заметные образцы, того же Ван Вогта, довольно топорного стилиста. А с чем особенно его сравнить — даже и не знаю. Видимо, Вейнбаум был писателем с очень мощным потенциалом, и

как знать, что бы он еще мог написать, если бы прожил не столь незаслуженно короткую жизнь

Оценка: нет
– [  7  ] +

Стенли Вейнбаум «Планета сомнений»

Oreon, 14 февраля 2016 г. 14:26

Рассказ сегодня выглядит уже немного бредоватым, хотя для 1935-го года его написания, возможно и был твердой нп фантастикой. С другой стороны, признаться пока читал чувствовалась его устарелость, но все же оценивал его как минимум на 10 лет моложе. Глупые и банальные по сегодняшним меркам сюжеты и нюансы делают произведение достаточно посредственным. Хоть идея с аналогией разновидности земных гусениц, идея 40-годичного цикла исследования Урана и перевалкой через промежуточную базу на другой планете — производственные этапы покорения космоса, и можно признать интересными, достаточно реальными и оригинальными. Но по рассказу создается впечатление на полном серьёзе глобальной заселенности всей Солнечной системы разнообразными формами жизни, они абсолютно ожидаемы и не вызывают никаких эмоций диковинок у экипажа. Сам экипаж абсолютно дикий и не дисциплинированный, научная экспедиция раз в 40 лет к Урану выглядит как загородная прогулка мужа (нач. экспедиции) с женой (биолог) и еще несколькими приятелями, где муж время от времени просит жену не ходить в овраг чтоб не заблудится, она же ему отвечает, что уже достаточно взрослая и может сама о себе позаботиться. Прилетают — абсолютно не подготовленными: никаких дронов, зондов, пробных спусков, сканирования, исследования с орбиты, сразу садятся не зная даже где континент и не имея возможности приводниться если вдруг что, и конечно с ходу чуть не падают в океан, таки приземлившись — сразу же выходят и могут дышать. Уран вроде как планета — газовый гигант, но там есть суша, можно свободно дышать, есть жизнь и главное — давление, температура и притяжение примерно соответствуют земному — где не сели будь то экватор или полюс — соответствует; а, еще чуть не забыл — на (газовой) планете присутствует активная вулканическая деятельность, позволяющая планете быть разогретой. Одна беда — из-за густой атмосферы — не видать почти ни зги, и экспедиция, преодолевшая миллионы километров и севшая в таких условиях, не находит ничего более технического как привязать себя веревочкой к кораблю за специальное колечко, предусмотренное для этого в конструкции обшивки корабля, и дергать за него в качестве сигналов (это «абзац»). Ну и конечно, один член экипажа не находит ничего более логичного чем отвязаться и заблудиться (куда смотрели при его подготовке?). На планете в таких условиях не находится ничего более опасного чем волны, тени и слепые гусеницы, даже упасть с обрыва, сломать ногу в расщелине невозможно на плоской и ровной вулканической (!) поверхности.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Стенли Вейнбаум «Лотофаги»

olpo70, 24 ноября 2015 г. 19:39

Интересный рассказ.Вроде бы приключения.Причем опасные.Но в то же время это рассказ с глубоким философским смыслом.

Ведь затронут не простой вопрос.Как выжить «чистому» разуму,лишенному эмоций и чувств?Этакий кибермозг,но естественного происхождения,с полным отсутствием инстинкта самосохранения.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Стенли Вейнбаум «Под знаком «Если»

Yamada, 1 мая 2015 г. 18:15

Из всего сборника «Фата Моргана-5» этот рассказ понравился наибольше. Автор рассуждает на тему того, что могло бы быть, а чего бы не могло, измени мы первопричину событий. Всё зависит от людей. И наше будущее во многом зависит от нашего настоящего. Восточная философия так и учит: «то что ты сделаешь сегодня будет влиять на то, что ты будешь иметь завтра». Рассказ, который стоит почитать.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Стенли Вейнбаум «Рассвет пламени»

Lartis, 1 декабря 2014 г. 15:29

Хелл Тарвиш, юноша с гор, отправляется в долину посмотреть на мир. А мир — это то, что стало с цивилизацией через триста лет после Третьей мировой войны. Хелл Тарвиш силён, благороден и честен. Симпатия к фиалковоглазой и медноволосой красотке Вейл Ормистон (естественно, не безответная) приводит его в стан противников Повелителя Хоакина Смита, овладевшего секретом атомной энергии и мечтающего о Всеамериканской Империи. Ко всему прочему, Хоакин Смит и ряд его соратников, а также его невероятно красивая и коварная сестра Принцесса Чёрная Марго — бессмертны. Противостояние Хелла Тарвиша и Чёрной Марго (Чёрного пламени), переходящее во взаимную, но очень взрывную и конфликтную любовь, и составляет основное и содержание романа.

Оценка: 7
⇑ Наверх