FantLab ru

Ольга Ларионова

Ольга Ларионова
Страна: Россия
Родилась: 16 марта 1935 г.

Настоящее имя:

Ольга Тидеман


Жанры:
Фантастика
99%
ещё >>

Вся жизнь Ольги Ларионовой (псевдоним; настоящее имя писательницы — Ольга Николаевна Тидеман) тесно связана с Ленинградом (С.-Петербургом): здесь она родилась, училась, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, а в 1967 г. окончательно и бесповоротно стала профессиональным писателем.

Ее литературный дебют состоялся в 1964 г. рассказом «Киска», а вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости. Подобный оборот достаточно характерен для творческой манеры Л.: писательница любит строить свои произведения по принципу опредмеченного парадокса.

С 1966 по 1968 г. Л. активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвел сборник «Остров мужества» (1971 г.) Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики: ее мало издавали, подвергали жесткой цензуре; поэтому неудивительно, что писательнице, вплоть до начала восьмидесятых, удавалось «пробиться» только в журналы. И все же в 1981 г. Л. сумела выпустить второй авторский сборник «Сказка королей» в Лениздате. Через два года за ним последовало московское «молодогвардейское» издание — «Знаки Зодиака».

В 1985 г. Л. опубликовала первую повесть из одноименной трилогии под названием «Соната моря», а в 1987 г. за это произведение ей была вручена премия «Аэлита», присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная на сей раз как «Лабиринт для троглодитов», увидела свет в 1991 г. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник «Формула контакта».

Вскоре после «Сонаты моря», в 1988 г. Л. начала писать стилизованную «космическую оперу» — повесть «Чакра Кентавра». Задумывалась она как литературная шутка, своеобразная пародия; получилось же произведение цельное, многозначное, философски насыщенное. Повесть вызвала восторг читателей, открытый конец давал возможность продолжения, и все же оно появилось по разным причинам только в 1996 г. «Чакра Кентавра» и «Делла-Уэлла», объединенные, образовали роман и получили название «Венценосный Крэг».

Творчество Л. практически не подвержено веяниям литературной моды: предпочитает обходиться без мистики и ужасов, не склонна писать многотомные эпопеи, сохраняет верность космической теме. Герои ее произведений — легко узнаваемые люди, в жизни которых есть и трагическое, и комическое. Причем, автор много пишет о любви, ее многоликости, многогранности, неоднозначной связи с моралью: «Почему на свете существует убеждение, что любовью можно оправдать все – злодеяние, глупость, кощунство?..» («Картель»). Любят герои Л. иногда мучительно, вплоть до самоуничтожения, иногда — скрытно и, на первый взгляд, буднично, но всегда это чувство оказывается той «лакмусовой бумажкой», которая позволяет проявиться душевной сущности каждого.

В фантастике Л. активно ощущается женское присутствие, которое можно расценивать как программное для писательницы: «Любое дело без женщин — обязательно гадость. Вот война. Вот полиция. Вот политика...» («Сказка королей»). Женские персонажи ее произведений овеяны романтикой и наделены особой прозорливостью — именно они умеют прозревать суть, легко, не задумываясь, отделяя важное от неважного, бытийное от бытового.

Авторской манере Л. свойственно сочетание возвышенного и подчеркнуто приземленного, сентиментального и насмешливого. Даже в самых лирических своих произведениях писательница не позволяет читателям «расслабиться», настроившись на определенный лад: «Приснись на новом месте жених невесте... Приснился птеродактиль» («Соната моря»).

Фантастику Л. можно назвать традиционной, отличающейся от прочих наличием сказочно-притчевой основы, естественно сочетающейся с «научно-фантастической» «надстройкой». Не случайно именно ей принадлежит уникальный в русской литературе цикл рассказов-повестей «по мотивам картин Чюрлениса». Сама писательница склонна иронизировать по этому поводу: «Ольга Николаевна, да что вы? У вас же типичная сайнс фикшн, какие тут к черту ангелы? Ах, да не придирайтесь, пожалуйста, ангел тут никакой роли не играет, просто мне нужен некто всеведущий, но отнюдь не всемогущий — взгляд со стороны. Так что оставьте его в покое — пусть поглядит» («Лгать до рассвета»).

Награды и премии:


лауреат
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2017 // За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы

лауреат
Премия Петербургской фантастической ассамблеи, 2015 // с формулировкой "За человечность"

лауреат
Странник, 2001 // Паладин фантастики

лауреат
Аэлита, 1987 // Премия «Аэлита»
Соната моря (1985)

лауреат
Фант, 1977 // (рассказ)
Где королевская охота (1977)

Похожие авторы:

Сортировка:

Ольга Ларионова. Циклы произведений

6.44 (9)
-
6.42 (40)
-
2 отз.
6.59 (48)
-
4 отз.
7.79 (154)
-
13 отз.
8.16 (556)
-
38 отз.
7.05 (225)
-
9 отз.
6.54 (191)
-
6 отз.
6.31 (108)
-
10 отз.
  • REX не окончено  
 
5 отз.
8.15 (84)
-
4 отз.
8.17 (263)
-
23 отз.
7.87 (221)
-
9 отз.
7.17 (110)
-
2 отз.
7.41 (98)
-
3 отз.
7.21 (104)
-
4 отз.
7.60 (93)
-
4 отз.
7.48 (93)
-
4 отз.
7.50 (104)
-
6 отз.
7.28 (99)
-
4 отз.
8.25 (139)
-
7 отз.
8.11 (205)
-
5 отз.
7.99 (153)
-
3 отз.
7.80 (136)
-
3 отз.

Ольга Ларионова. Участие в межавторских проектах

  Летающие кочевники [научно-фантастическая повесть-буриме] // межавторский цикл  
7.05 (100)
-
4 отз.
6.65 (40)
-
2 отз.

Ольга Ларионова. Романы

8.21 (511)
-
41 отз.
6.54 (191)
-
6 отз.
6.31 (108)
-
10 отз.

Ольга Ларионова. Повести

  1966 Вахта «Арамиса»  [= Вахта «Арамиса», или Небесная любовь Паолы Пинкстоун]  
7.45 (107)
-
4 отз.
7.21 (61)
-
8.17 (263)
-
23 отз.
  1979 Картель  
7.10 (82)
-
3 отз.
8.11 (205)
-
5 отз.
  1988 Чакра Кентавра  [= Звёздочка-Во-Лбу (Чакра Кентавра)]  
8.16 (556)
-
38 отз.
7.99 (153)
-
3 отз.
  1990 Перун  
7.28 (99)
-
4 отз.
7.80 (136)
-
3 отз.
  1991 Сказание о Райгардасе  [= Формула контакта]  
7.99 (51)
-
3 отз.
7.05 (225)
-
9 отз.

Ольга Ларионова. Рассказы

  1964 Киска  
6.93 (76)
-
4 отз.
  1965 Пока ты работала  [= Ромашка]  
6.95 (78)
-
3 отз.
7.60 (5)
-
7.38 (34)
-
2 отз.
  1967 Перебежчик  [= Вернись за своим Стором]  
7.04 (78)
-
6 отз.
7.96 (111)
-
6 отз.
6.79 (127)
-
2 отз.
6.65 (40)
-
2 отз.
7.68 (57)
-
4 отз.
7.91 (111)
-
7 отз.
7.97 (31)
-
4 отз.
  1969 Эта чёртова метёлка  [= Чёртова метёлка]  
7.33 (12)
-
1 отз.
7.23 (62)
-
6.66 (76)
-
4 отз.
7.63 (39)
-
4 отз.
7.19 (193)
-
9 отз.
7.65 (65)
-
6 отз.
7.29 (63)
-
1 отз.
  1979 Ненастоящему  [= Выбор]  
7.52 (73)
-
8 отз.
6.42 (40)
-
2 отз.
  1979 Солнце входит в знак Близнецов  [= Страницы альбома]  
7.17 (110)
-
2 отз.
7.87 (221)
-
9 отз.
8.14 (7)
-
7.41 (98)
-
3 отз.
7.21 (104)
-
4 отз.
7.48 (93)
-
4 отз.
7.60 (93)
-
4 отз.
7.50 (104)
-
6 отз.
6.59 (48)
-
4 отз.
6.59 (44)
-
1 отз.
6.53 (32)
-
1 отз.
7.84 (41)
-
1 отз.
7.61 (31)
-
2 отз.

Ольга Ларионова. Поэзия

5.17 (12)
-
1 отз.

Ольга Ларионова. Статьи

9.00 (2)
-

Ольга Ларионова. Сборники

8.62 (24)
-
8.48 (27)
-
8.41 (29)
-
8.45 (20)
-

Ольга Ларионова. Отрывки

  1980 «Тама-а-а!…» [отрывок из повести «Вахта «Арамиса»]  
7.00 (1)
-

Ольга Ларионова. Интервью

6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1994 Фемифан на рандеву // Соавтор: Светлана Шидловская  
6.00 (1)
-

Ольга Ларионова. Антологии

7.64 (25)
-

Ольга Ларионова. Прочие произведения

6.00 (1)
-
7.00 (6)
-

Ольга Ларионова. Неопубликованное

  REX (роман, не закончен, не опубликован)  
 
5 отз.


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Lucy, suhan_ilich

  • Куратор библиографии — Pirx



  •   Лингвистический профиль Ольги Ларионовой

    Словарный запас автора — высокий. Длина предложений — большая. Диалоги используются умеренно. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх