FantLab ru

Иван Тургенев

Иван Тургенев
Страна: Россия
Родился: 28 октября 1818 г.
Умер: 22 августа 1883 г.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в её имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) — влюблённость в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, — отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетнёву; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А.С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живёт в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т.Н. Грановским, Н.В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьёй: вскоре начинается роман с Т.А. Бакуниной, что не мешает связи со швеёй А.Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В.Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крёстным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н.А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М.Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретёр», 1847).

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П.В. Анненковым, А.И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвётся», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

Главное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И.И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).

В апреле 1852 за отклик на смерть Н.В. Гоголя, запрещённый в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А.А. Фетом, активная переписка с С.Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А.К. Толстой.

До июля 1856 Тургенев живёт в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда — редакция «Современника»; состоялись знакомства с И.А. Гончаровым, Л.Н. Толстым и А.Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф.И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далёкой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О.А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обречённый смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощённого собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

После «Накануне» и посвящённой роману статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н.А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л.Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обречённого небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф.М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растёт его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почётный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П.Л. Лавровым, Г.А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М.Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.

Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

Фантастическое в творчестве

Фантастическая сторона тургеневского таланта открылась читателям в 60-е гг. XIX в., но первые — пока еще неуверенные — попытки освоить секреты нового для него жанра Иван Сергеевич предпринял в 1842 г. Время особенное — расцвет романтизма в русской литературе, ещё не смолкли фанфары «фантастических романтиков» князя Владимира Одоевского, Антония Погорельского, Александра Вельтмана... Но влиться по-настоящему в течение романтиков Тургенев так и не смог. Первый же рассказ — «Похождения подпоручика Бубнова», написанный под явным влиянием гоголевской гротесковой фантастики «Носа» и «Заколдованного места», писатель не решился опубликовать. Быть может, Иван Сергеевич чувствовал «несамостоятельность» своего сочинения? Так или иначе, рассказ этот (названный писателем «романом») увидел свет, правда, уже после смерти автора, в 1916 году, как архивная публикация.

В том же 1842 году он начал работу над драмой «Искушение святого Антония», в которой опять же отдал дань чертовщине. В драме, построенной на историко-мифологическом материале, вовсю действуют «адские» персонажи: Сатана, чертенята и «любовница чёрта» Аннуциата. Однако работу над этим сочинением писатель бросил, едва дописав до половины... Можно предположить, что эти два произведения были случайным явлением в творчестве Тургенева, их даже не указывают в одном ряду с другими «таинственными» повестями писателя.

Впрочем, этот момент в творческой биографии писателя всего лишь предыстория.

Среди примерно тридцати пяти рассказов Тургенева отчётливо выделяется группа «таинственных» новелл, написанных главным образом в 60-е и 70-е годы. Это прежде всего четыре новеллы, в которых сверхъестественное явление стоит в центре всего развивающегося действия: «Призраки» (фантазия о фантастических полетах романтического героя по странам и эпохам в компании с таинственным существом по имени Элис), «Собака», «Сон» и «Рассказ отца Алексея», в которых писатель продолжил исследование тем, определяемых идеей о воздействии на человека таинственных сил, скрытых как внутри его, так и вовне, в природе: тайны законов наследственности, гипноз, загадки природы сна, таинственная власть умерших над чувствами и, особенно, над волей живых. К этим основным четырём новеллам стягивается несколько других, в которых таинственное явление входит как более или менее важная часть (или деталь) в общее развитие действия иного порядка (бытового, психологического и т.д.): «Фауст», «Клара Милич» и, в значительно меньшей степени, «Несчастная» (в ночь, когда умирает Сусанна, герою «внутренний голос» говорит, что у Ратчей в эту минуту происходит что-то страшное) и «Песнь торжествующей любви» (чары Муция; воскрешение Муция колдовской медициной малайца). К этим восьми, в общей сложности, новеллам позволительно присоединить, хотя бы условно, «Странную историю» (ибо рассказанное в ней явление хоть и относится к категории «гипноза», «животного магнетизма», но по психологической и бытовой атмосфере, его окружающей, явно родственно «таинственным» рассказам Тургенева) и «Стук... стук... стук!..» (в котором нет прямого сверхъестественного явления, но разлита атмосфера невыносимого страха перед таинственным); в некотором отдалённом и уже совсем слабом отношении ко всей этой группе находятся «Часы» («Этакая штука удивительная!.. Никак мы от этих часов отбояриться не можем. Заколдованные они, право»). Кроме того, надо иметь в виду, что с таким чисто таинственным рассказом, как «Призраки», связаны рядом философских и лирико-эмоциональных нитей и «Поездка в Полесье», и «Довольно»; все три произведения образуют трилогию, объединённую общей идеологической концепцией и общими жанровыми признаками (бессюжетность). Таким образом, одна четверть всех новелл Тургенева прямым образом связана с верой в сверхъестественные явления, а если присоединить сюда в различной степени и в различном смысле примыкающие к ним новеллы, то доля эта увеличится до одной трети. Мало того: из числа принадлежащих к этой большой и разнообразной группе одна повесть, «Клара Милич» – последнее большое произведение Тургенева, предсмертный его шедевр, быть может, лучшая из всех вообще написанных им повестей.

Когда мы читаем «таинственную прозу» И.С. Тургенева, перед нами открывается совершенно другой Тургенев — один из самых поэтичных и ярких фантастов дореволюционной России... Непривычно звучит? Увы, даже сегодня до конца не изжита закостенелая тенденция к отторжению русской дореволюционной фантастики из художественной родословной мировой фантастической и научно-фантастической прозы.

Сортировка:

Иван Тургенев. Циклы произведений

  Литературные и житейские воспоминания  [= Литературные воспоминания]  
7.89 (9)
-
7.80 (10)
-
7.67 (12)
-
7.41 (17)
-
7.58 (12)
-
7.44 (9)
-
6.64 (11)
-
1 отз.
6.70 (10)
-
7.12 (8)
-
6.80 (10)
-
7.00 (8)
-
7.50 (10)
-
  Стихотворения в прозе  [= Senilia; Posthuma]  
8.57 (76)
-
2 отз.
  • I
  • К читателю
7.99 (37)
-
7.97 (35)
-
1 отз.
8.53 (32)
-
8.27 (40)
-
8.00 (28)
-
8.49 (36)
-
7.87 (31)
-
8.00 (29)
-
7.75 (28)
-
8.09 (32)
-
8.43 (30)
-
8.45 (31)
-
8.48 (29)
-
8.39 (28)
-
8.61 (44)
-
7.62 (29)
-
8.21 (28)
-
7.94 (33)
-
8.09 (32)
-
8.00 (32)
-
1 отз.
7.96 (35)
-
1 отз.
7.89 (28)
-
7.93 (27)
-
8.16 (31)
-
8.10 (30)
-
8.35 (34)
-
7.11 (28)
-
8.73 (34)
-
1 отз.
7.89 (28)
-
8.31 (26)
-
7.74 (27)
-
7.92 (26)
-
8.21 (24)
-
7.68 (28)
-
8.59 (29)
-
1 отз.
7.85 (26)
-
8.04 (26)
-
8.04 (23)
-
8.07 (30)
-
8.31 (26)
-
8.32 (28)
-
1 отз.
8.76 (25)
-
1 отз.
8.32 (25)
-
8.54 (45)
-
1 отз.
7.81 (27)
-
7.76 (25)
-
8.00 (23)
-
7.84 (25)
-
8.30 (30)
-
7.89 (27)
-
8.59 (75)
-
2 отз.
  • II
8.43 (30)
-
8.04 (26)
-
8.64 (25)
-
8.19 (27)
-
7.89 (27)
-
7.78 (27)
-
7.88 (26)
-
7.76 (25)
-
8.27 (26)
-
1 отз.
8.00 (26)
-
7.85 (26)
-
8.25 (24)
-
7.88 (25)
-
7.74 (27)
-
7.16 (25)
-
7.63 (27)
-
7.78 (27)
-
7.80 (25)
-
7.68 (25)
-
7.79 (24)
-
8.15 (27)
-
1 отз.
7.00 (24)
-
7.46 (24)
-
7.42 (24)
-
7.50 (24)
-
7.12 (24)
-
7.83 (24)
-
8.24 (25)
-
7.71 (24)
-
7.18 (22)
-
8.22 (23)
-
1 отз.
8.61 (23)
-
8.33 (3)
-
7.14 (7)
-
7.86 (7)
-
9.00 (38)
-
7.00 (4)
-
6.91 (11)
-
7.60 (5)
-
8.00 (6)
-
8.00 (5)
-
7.83 (6)
-
7.33 (6)
-
7.60 (5)
-
7.00 (6)
-
8.20 (5)
-
8.22 (320)
-
5 отз.
7.72 (269)
-
1 отз.
7.55 (186)
-
1 отз.
7.46 (170)
-
1 отз.
7.80 (190)
-
1 отз.
7.41 (153)
-
7.54 (155)
-
7.62 (158)
-
8.32 (391)
-
3 отз.
7.58 (154)
-
7.59 (164)
-
2 отз.
7.51 (146)
-
7.94 (262)
-
7.81 (179)
-
7.38 (146)
-
7.35 (135)
-
7.75 (139)
-
1 отз.
7.74 (172)
-
1 отз.
7.60 (134)
-
7.71 (155)
-
7.94 (159)
-
7.73 (137)
-
7.70 (138)
-
7.85 (158)
-
7.75 (140)
-
7.53 (136)
-
7.85 (60)
-
7.67 (55)
-
7.56 (16)
-
7.76 (25)
-
1 отз.
7.33 (21)
-

Иван Тургенев. Романы

  1856 Рудин  
7.77 (287)
-
4 отз.
7.95 (342)
-
2 отз.
  1860 Накануне  
7.67 (246)
-
3 отз.
8.25 (1116)
-
19 отз.
  1867 Дым  
7.64 (114)
-
2 отз.
  1877 Новь  
7.76 (82)
-
1 отз.

Иван Тургенев. Повести

7.33 (27)
-
  1847 Бретёр  
8.04 (44)
-
1 отз.
  1848 Петушков  
7.53 (19)
-
7.63 (57)
-
8.08 (25)
-
  1854 Затишье  
7.76 (21)
-
  1854 Муму  
7.98 (614)
-
6 отз.
8.18 (39)
-
1 отз.
7.74 (23)
-
  1856 Фауст  
7.96 (51)
-
1 отз.
  1858 Ася  
7.98 (472)
-
3 отз.
8.05 (214)
-
1 отз.
  1864 Призраки  
7.48 (96)
-
4 отз.
  1865 Довольно  
7.32 (22)
-
7.84 (31)
-
1 отз.
8.05 (81)
-
2 отз.
8.21 (164)
-
4 отз.
7.76 (25)
-
7.02 (91)
-
  1883 После смерти (Клара Милич)  [= Клара Милич (после смерти)]  
7.44 (56)
-

Иван Тургенев. Рассказы

7.38 (26)
-
  1847 Бурмистр  
7.59 (164)
-
2 отз.
7.55 (186)
-
1 отз.
  1847 Жид  
6.99 (37)
-
  1847 Контора  
7.51 (146)
-
  1847 Льгов  
7.62 (158)
-
7.41 (153)
-
7.54 (155)
-
7.60 (134)
-
7.72 (269)
-
1 отз.
  1848 Бирюк  
7.94 (262)
-
  1848 Лебедянь  
7.38 (146)
-
7.46 (170)
-
1 отз.
  1848 Смерть  
7.75 (139)
-
1 отз.
7.35 (135)
-
7.80 (190)
-
1 отз.
7.94 (159)
-
7.53 (136)
-
7.73 (137)
-
  1850 Певцы  
7.74 (172)
-
1 отз.
  1850 Свидание  
7.71 (155)
-
8.32 (391)
-
3 отз.
7.58 (154)
-
7.81 (179)
-
7.04 (27)
-
7.27 (22)
-
7.58 (19)
-
6.78 (9)
-
  1866 Собака  
7.68 (44)
-
2 отз.
  1868 Бригадир  
7.39 (28)
-
7.82 (22)
-
8.08 (24)
-
  1871 Стук... Стук... Стук!..  [= Стук... Стук... Стук!.. (Студия)]  
8.26 (23)
-
7.70 (138)
-
7.85 (158)
-
  1874 Пэгаз  
7.50 (10)
-
  1874 Стучит!  
7.75 (140)
-
  1876 Часы  
7.61 (23)
-
7.53 (97)
-
4 отз.
  1877 Сон  
7.58 (38)
-
7.76 (25)
-
1 отз.
7.33 (21)
-
  1883 Перепёлка (для детей)  
8.40 (10)
-
1 отз.
  1886 Конец / Une fin  
7.75 (8)
-
7.00 (14)
-
1 отз.
8.44 (18)
-

Иван Тургенев. Поэзия

6.50 (2)
-
  1838 Вечер  
6.00 (2)
-
6.00 (1)
-
7.75 (4)
-
6.67 (3)
-
7.50 (2)
-
8.40 (5)
-
6.00 (1)
-
8.25 (8)
-
5.00 (1)
-
7.86 (7)
-
6.00 (1)
-
7.14 (7)
-
  1843 «Утро туманное, утро седое...»  [= В дороге, (В дороге)]  
9.00 (38)
-
7.00 (1)
-
  1843 Нева  
6.00 (1)
-
  1843 Параша [поэма]  
7.57 (14)
-
1 отз.
  1843 Цветок  
8.14 (7)
-
-
8.50 (2)
-
6.00 (1)
-
-
-
  1844 В. Н. Б.  
-
-
  1844 К А. С.  
-
-
6.50 (2)
-
  1844 Осень  
-
-
-
  1844 Толпа  
6.00 (1)
-
  1844 Федя  
-
-
6.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1845 Помещик [поэма]  
6.44 (9)
-
  1846 Андрей [поэма]  
7.14 (7)
-
-
7.60 (5)
-
6.91 (11)
-
8.00 (6)
-
  1847 Гроза  
7.83 (6)
-
  1847 Дед  
8.00 (5)
-
7.33 (6)
-
7.60 (5)
-
8.20 (5)
-
7.00 (6)
-
-
-
  1877 Дрозд (I)  
7.89 (27)
-
  1877 Дрозд (II)  
7.78 (27)
-
7.93 (27)
-
7.74 (27)
-
7.87 (31)
-
7.88 (26)
-
  1878 Близнецы  
8.19 (27)
-
  1878 Воробей  
8.61 (44)
-
8.48 (29)
-
7.85 (26)
-
  1878 Встреча  
8.43 (30)
-
  1878 Гад  
7.85 (26)
-
8.73 (34)
-
1 отз.
7.74 (27)
-
8.39 (28)
-
  1878 Деревня  
7.99 (37)
-
8.00 (29)
-
  1878 Дурак  
8.45 (31)
-
8.00 (26)
-
  1878 Житейское правило (2)  [= «Если вы желаете хорошенько насолить...»]  
7.75 (28)
-
  1878 К***  
7.16 (25)
-
7.78 (27)
-
8.09 (32)
-
8.31 (26)
-
  1878 Кубок  
7.76 (25)
-
7.11 (28)
-
  1878 Маша  
8.43 (30)
-
8.16 (31)
-
8.04 (26)
-
8.10 (30)
-
  1878 Нимфы  
8.59 (29)
-
1 отз.
  1878 Нищий  
8.49 (36)
-
8.09 (32)
-
7.80 (25)
-
8.21 (24)
-
8.25 (24)
-
  1878 Порог  
7.96 (35)
-
1 отз.
7.89 (28)
-
8.00 (32)
-
1 отз.
8.64 (25)
-
  1878 Разговор  
7.97 (35)
-
1 отз.
  1878 Роза  
7.94 (33)
-
7.88 (25)
-
  1878 Собака  
8.27 (40)
-
  1878 Соперник  
8.00 (28)
-
  1878 Старик  
7.89 (28)
-
  1878 Старуха  
8.53 (32)
-
  1878 Сфинкс  
7.68 (28)
-
  1878 Христос  
8.04 (26)
-
  1878 Черепа  
7.62 (29)
-
8.21 (28)
-
  1878 Чья вина?  
8.27 (26)
-
1 отз.
  1878 Щи  
8.35 (34)
-
  1878 Эгоист  
7.92 (26)
-
7.63 (27)
-
8.54 (45)
-
1 отз.
8.76 (25)
-
1 отз.
  1879 Голуби  
8.07 (30)
-
8.31 (26)
-
  1879 Камень  
8.04 (23)
-
7.79 (24)
-
  1879 Монах  
7.84 (25)
-
7.81 (27)
-
8.30 (30)
-
  1879 Н. Н.  
7.76 (25)
-
  1879 Природа  
8.32 (28)
-
1 отз.
  1879 Стой!  
8.00 (23)
-
8.32 (25)
-
7.68 (25)
-
  1881 Брамин  
7.42 (24)
-
  1881 Любовь  
7.12 (24)
-
  1881 Молитва  
7.89 (27)
-
  1881 Простота  
7.46 (24)
-
8.15 (27)
-
1 отз.
7.50 (24)
-
  1881 Фраза  
7.00 (24)
-
7.71 (24)
-
7.83 (24)
-
8.24 (25)
-
8.61 (23)
-
7.18 (22)
-
8.59 (75)
-
2 отз.
  1882 У-а... У-а!  
8.22 (23)
-
1 отз.
  1884 «Вот ещё светило мира!..» [эпиграмма]  
7.50 (6)
-
8.40 (5)
-
7.50 (6)
-
8.00 (5)
-
8.20 (5)
-
  1884 Графиня Донато [поэма]  
6.50 (8)
-
  1884 Филиппо Стродзи [поэма]  
6.71 (7)
-
7.57 (7)
-
  1892 <Послание Белинского к Достоевскому> // Соавтор: Николай Некрасов  
-
6.00 (1)
-
  1913 Стено [поэма]  
6.83 (6)
-
8.60 (5)
-
  1917 Поп  
6.75 (8)
-
-
-
-
-
5.00 (1)
-
5.00 (2)
-
5.50 (2)
-
9.00 (1)
-
  1925 Жизнь  
6.00 (2)
-
  1925 Загадка  
5.50 (2)
-
5.50 (2)
-
5.50 (2)
-
  1925 Портрет  
6.00 (2)
-
  1926 К А.Н.Х.  
8.00 (1)
-
  1926 Немец  
8.00 (1)
-
  1926 Русский  
7.00 (2)
-
7.20 (5)
-
5.00 (1)
-
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
-
10.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  На заре [романс]  
6.00 (1)
-
  Разгадка [романс]  
6.50 (2)
-
  Разлука [романс]  
5.00 (1)
-
8.12 (8)
-
  Синица [романс]  
7.50 (2)
-
7.38 (8)
-
7.44 (9)
-
-

Иван Тургенев. Пьесы

6.11 (9)
-
  1846 Безденежье [Сцены из петербургской жизни молодого дворянина]  
6.44 (9)
-
  1848 Где тонко, там и рвётся [Комедия в одном действии]  
7.22 (18)
-
  1849 Холостяк [Комедия в трёх действиях]  
6.90 (10)
-
  1851 Провинциалка [Комедия в одном действии]  
6.79 (14)
-
7.11 (9)
-
  1855 Месяц в деревне  [= Студент] [Комедия в пяти действиях]  
7.48 (25)
-
1 отз.
7.00 (11)
-
  1857 Нахлебник  [= Чужой хлеб] [Комедия в двух действиях]  
7.56 (18)
-
  1888 Вечер в Сорренте [Сцена]  
6.33 (9)
-
  1922 17-й № [Комедия в 1 акте]  
7.00 (4)
-
  1922 Жених [Комедия в двух действиях]  
7.14 (7)
-
  1922 Компаньонка [Комедия в пяти действиях]  
7.60 (5)
-
  1940 Вечеринка [Сцена]  
6.20 (5)
-
  1953 Искушение святого Антония [Драма в 1-м действии]  
6.67 (6)
-
  1954 Две сестры [Драма в 1-м действиии]  
6.38 (8)
-

Иван Тургенев. Статьи

6.60 (5)
-
7.14 (7)
-
-
6.40 (5)
-
6.20 (5)
-
5.75 (4)
-
6.00 (6)
-
6.25 (4)
-
5.83 (6)
-
6.20 (5)
-
7.00 (8)
-
5.50 (6)
-
5.60 (5)
-
6.80 (5)
-
6.00 (4)
-
5.75 (4)
-
4.33 (6)
-
7.50 (16)
-
5.20 (5)
-
4.60 (5)
-
5.40 (5)
-
4.75 (4)
-
5.83 (6)
-
5.75 (4)
-
5.25 (4)
-
5.67 (3)
-
4.75 (4)
-
5.50 (2)
-
5.33 (3)
-
5.50 (4)
-
6.64 (11)
-
1 отз.
4.75 (4)
-
  1870 Образчик старинного крючкотворства [Из письма к издателю («Русского архива»)]  
5.80 (5)
-
5.75 (4)
-
5.00 (4)
-
5.25 (4)
-
5.00 (5)
-
5.20 (5)
-
5.40 (5)
-
5.40 (5)
-
5.75 (4)
-
1 отз.
5.00 (4)
-
4.67 (3)
-
5.60 (5)
-
5.50 (4)
-
4.75 (4)
-
6.70 (10)
-
  1880 Пергамские раскопки [Письмо в редакцию]  
6.25 (4)
-
6.00 (6)
-
4.75 (4)
-
5.25 (4)
-
5.50 (4)
-
5.00 (4)
-
5.60 (5)
-
5.00 (4)
-
5.80 (5)
-
6.25 (4)
-

Иван Тургенев. Очерки

7.75 (4)
-
7.80 (10)
-
  1869 Гоголь  
7.58 (12)
-
7.67 (12)
-
6.80 (10)
-
7.12 (8)
-
5.33 (3)
-
  1955 Иван Сергеевич Тургенев [автобиографический очерк]  
5.25 (4)
-
5.33 (3)
-

Иван Тургенев. Рецензии

6.60 (5)
-
5.75 (4)
-
5.75 (4)
-
1 отз.
5.75 (4)
-
6.00 (4)
-
6.67 (3)
-
6.75 (4)
-
6.60 (5)
-
5.50 (6)
-
5.60 (5)
-
6.33 (3)
-
5.20 (5)
-
5.67 (3)
-
5.50 (6)
-
6.00 (4)
-
4.75 (4)
-

Иван Тургенев. Прочие произведения

7.44 (9)
-
4.67 (3)
-
6.20 (5)
-
7.41 (17)
-
  1870 <Проспер Мериме> [некролог]  
6.40 (5)
-
5.00 (3)
-
4.75 (4)
-
5.75 (4)
-
6.00 (4)
-
5.00 (3)
-
  1876 Несколько слов о Жорж Санд [письмо к издателю]  
5.75 (4)
-
5.00 (4)
-
5.25 (4)
-
5.67 (3)
-
5.00 (4)
-
5.25 (4)
-
5.00 (4)
-
5.25 (4)
-
-
6.17 (6)
-
5.00 (5)
-
4.50 (4)
-
4.75 (4)
-
4.75 (4)
-
  1884 Старые голубки [набросок]  
5.25 (4)
-
5.33 (3)
-
6.00 (4)
-
5.00 (4)
-
6.25 (4)
-
4.67 (3)
-
  1923 Сюжеты [наброски]  
5.00 (4)
-
5.17 (6)
-
  1930 Новая повесть [набросок]  
4.50 (4)
-
  1930 Силаев [набросок]  
4.75 (4)
-
6.50 (2)
-
  1934 Капля жизни (для детей)  
7.25 (16)
-
  1934 Самознайка (для детей)  
7.78 (9)
-
6.00 (5)
-
6.00 (2)
-
4.00 (3)
-
5.00 (4)
-
  1953 № 32 Михайла Фиглев [набросок]  
4.50 (4)
-
  1958 Ванька [набросок]  
4.67 (3)
-
  1963 «Жил-был у нас по соседству...» [набросок] (для детей)  
6.00 (2)
-
5.00 (2)
-
7.00 (1)
-
6.00 (2)
-
  1968 Об «Искушении святого Антония» Г. Флобера [незавершённая рецензия]  
4.67 (3)
-
5.67 (3)
-
4.50 (2)
-
4.50 (2)
-
6.00 (3)
-
  1977 Зеркало / Le miroir [либретто]  
5.25 (4)
-
  1977 Мемориал  
4.50 (2)
-
4.50 (2)
-
  1977 Ночь в гостинице Великого Кабана / Une nuit a l'auberge du Grand Sanglier  [= Ночь в гостинице Большого кабана] [либретто]  
4.50 (2)
-
5.00 (3)
-
7.85 (60)
-
  1977 Русский немец [набросок]  
7.67 (55)
-
  1977 Слишком много жён / Trop de femmes [либретто]  
5.00 (3)
-
6.00 (2)
-
  1977 Цыгане / Les Bohemiens [либретто]  
4.67 (3)
-
  1982 Степовик / Le stepovic (для детей)  
6.00 (2)
-
4.00 (2)
-
5.67 (3)
-
  1986 Консуэло / Consuelo [либретто]  
4.67 (3)
-
5.00 (3)
-
  1986 Мимика / Mimica [либретто]  
5.00 (2)
-
5.00 (2)
-
  1986 Ундина / L'ondine [либретто]  
5.00 (2)
-
5.75 (4)
-
-
6.00 (1)
-

Иван Тургенев. Незаконченные произведения

7.20 (5)
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию писателя не вошли многочисленные письма (на сегодняшний день известны около 6000), переводы (в основном с французского) и некоторые статьи, очерки и наброски, принадлежность которых перу Тургенева окончательно не доказана.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — duke

  • Куратор библиографии — Dm-c


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  •   Лингвистический профиль Ивана Тургенева

    Словарный запас автора — низкий. Длина предложений — очень большая. Диалоги используются чуть чаще среднего. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — довольно часто.

    ⇑ Наверх