fantlab ru

Все отзывы на произведения Деймона Фрэнсиса Найта (Damon Knight)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  15  ] +

Деймон Найт «Восславит ли прах тебя?»

Тиань, 31 марта 2015 г. 19:06

Господь запоздал со вторым пришествием. Его уже никто не ждал, все успело закончиться.

Но что меня искренне позабавило, так это первый акт явления Высшей силы, когда Господь Кары Небесные на Землю насылать начал, даже не удосужившись проверить, а есть ли кого карать. Грустно это, и сильно неприятный осадок оставляет. На то, чтобы поддержать живущих на Земле детей своих времени у Всевышнего не нашлось, даже о кончине детей своих в полном составе узнал он случайно, а вот покарать — это всегда пожалуйста. Своим вымиранием человечество показало Создателю большой кукиш. Не все подвластно ему, не каждый прах оживить можно.

А общий вывод из этой миниатюрки такой: что в Начале, то и в Конце. Акт творения человека был совершен на пустой Земле, и акт Второго пришествия на такой же пустой Земле свершается. Аминь.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Деймон Найт «Аналоговая обработка»

swgold, 15 ноября 2011 г. 08:40

Из этого цикла, как из зернышка, произросли «Терапия» Шекли, «Возвращение со звезд» и «Футурологический конгресс» Лема и еще бог ведает сколько вещей. Они, безусловно, лучше написаны, они остроумней, глубже и т.п. Но Найт успел первым к этой раздаче. Он жил в благословенное время, когда писателю-фантасту достаточно было протянуть руку и сорвать с ветки свеженькую идею. И никакой, даже самый незамысловатый сюжет не мог ее испортить, потому что аромат свежести с легкостью пробивался через картон и оберточную бумагу. То было время невинности и наивных восторгов. Ныне же ворота в сад запечатаны, у входя стоит громила с пылающим мечом, а вместо свеженьких яблочек мы питаемся горькой клюквой с чахлых постмодернистских кустиков. Хорошо, что есть архивы и пыльные книжки, и можно открыть их и почувствовать — как это звучало тогда, впервые.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Деймон Найт «Восславит ли прах тебя?»

Yum, 20 ноября 2008 г. 08:19

Рассказ о том, что человечеству не нужны кары небесные и высшее существо, чтобы уничтожить его (человечество). Достаточно просто дать ему развиться о определённого уровня и оно уничтожит само себя. И напрасно протрубят ангелы, и гнев божий прольётся зря — некому будет внимать им. И никто не взойдёть в царство божие, потому что не останется на Земле никого...

«Мы были здесь, где же был ты» — вот и всё...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Деймон Найт «Восславит ли прах тебя?»

VaLKa, 20 января 2008 г. 17:10

Очень необычное видиние судьбы человечества. Необычное в том плане, что вроде как иллюстрирует апокалиптический Последний день, приход Бога на Землю для Великого суда....

Наверное картина которую увидел Бог у нас не за горами, если что-то не изменится.

Рассказ достаточно спорный, но безусловно интересный.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Деймон Найт «Восславит ли прах тебя?»

A.Ch, 27 ноября 2016 г. 18:41

Рассказ о дне Гнева. Когда откроются небеса и придёт наказание или прощение. Переоценка всего совершённого.

Только не в данном рассказе. Бог с ангелами спустился на Землю, но не слышно ни голосов людей, ни пения птиц, ни шума моря. Тишина. Что может быть страшнее и безответнее?

Короткий, но многогранный рассказ, в котором после первого прочтения ищешь пропущенные страницы с недоумением. При повторном — открываешь логику исчезновения человечества и переосмысливаешь последнюю строку, которая бьёт топором, говоря о том, что тишина ещё не самое худшее.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Деймон Найт «Бесславный конец, или Дверями не хлопать»

sanchezzzz, 28 марта 2015 г. 08:38

У многих авторов в произведениях 40-х годов часто в небе летали атомные бомбы и ракеты, рушились города и гибло человечество. Такие же боеголовки всласть полетали и в этом рассказе Дэймона Найта, уничтожив всё и вся на планете. Лишь два человека, мужчина и женщина, остались живы.

Ни тому, ни другой жутко не повезло, скажем так, с будущим спутником жизни: коротать последние годы (месяцы, недели, дни – кто знает?) придётся не со своей розовой мечтой. Она – не молода и не красавица с журнальной обложки, он – не священник, и даже не праведный человек. Не знаю, насколько мне было бы важно остаться на мертвой Земле с красивой или некрасивой женщиной, но наверняка это не имело бы серьёзного значения. Главное, надо было бы «нести факел жизни», как сказал Смит. Мысли дамы, опять же его слова подтверждаю, и в самом деле слегка «непрактичны». Как бы ситуация тупиковая и надо бы отбросить все предрассудки, ведь речь идёт о дальнейшей жизни на планете. В финале, кстати, не дано чётко понять, поступиться ли женщина принципами или же фатальный конец настигнет обоих. Концовка открытая, но пугающая тем не менее.

В целом я посчитал рассказ скорее ироничным с оттенком «чёрного юмора». В переводе «Бесславный конец…» это заметно, тогда как «Западня» смотрится несколько жёстковатой, грубоватой что ли, и наверное не случайно эта версия включена в антологию «Зловещие мертвецы», да и на Западе рассказ входил в сборники хоррора.

Неплохая зарисовка, на которую никак не жалко потратить десяток минут, а потом и пофантазировать немного…

Оценка: 7
– [  9  ] +

Деймон Найт «Большой бум»

rrq64k, 30 июня 2014 г. 20:33

А не кажется ли вам, что в основе своей все эти Малевичи, Мунки и прочие Энди Уорхоллы (etc, etc, etc...) — суть коровьи лепешки из данного рассказа (IMHO)? Ну или яблочные огрызки, если кого-то покоробило сравнение с лепешками... Как уже давно известно, спрос можно создать на что угодно. Кто-то проводит над нами эксперимент... Но пришельцы хотя бы сказали «большое спасибо за чрезвычайно занимательный опыт». От других слов благодарности что-то не слышно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

Mishel78, 27 апреля 2021 г. 03:15

В классическом НФ-рассказе Деймона Найта очень оригинальная концепция инопланетного амëбообразного инопланетного монстра, внутри которого оказались разумы и нервные системы четырёх исследователей колонизируемой планеты. Данная ситуация послужила основой для показа различных подходов к научно-исследовательской работе: восхищением причудливостью природы и жёстко регламентированного поиска возможности использования открытия в военных целях.

Автору, на мой взгляд, удалось детально поработать функционирование инопланетного организма, работу его нервной системы и рефлексов, а затем совместить это с работой аналогичных систем человека. Но описал он всё это на удивление понятным языком, так что ни разу не возникало желание вернуться к уже прочитанному, чтобы лучше понять тот или иной момент. Кроме этого, внешний вид существа и рудиментарных частей тела человека внутри и снаружи, выглядят довольно натуралистично и временами физиологическ детально. Впечатление того, что автор глубоко понимает то, о чëм пишет, говорит о высокой эрудированности Найта.

Ещё мне были интересны фрагменты описания мира XXIII века, в котором происходит космическая война между человечеством и инопланетянами, которая состоит в том, чтобы осваивать новые планеты и из их ресурсов производить миллиарды роботов для заслонов от вторжения.

Ну и учитывая год написания рассказа, в нём стержневой идеей является торжество разума и человечности. Человек не эксплуататор, а человек-исследователь; наука для наслаждения радостью открытия, а не для удовлетворения эгоизма. И хотя ближе к финалу стало понятно, чем закончится рассказ, удовольствия от прочтения этот факт нисколько не убавил.

Р. S. : Имя центрального персонажа — космобиолога Джорджа Мейстера («мейстер « с немецкого переводится, как «хозяин») — главный спойлер всего произведения. Но спойлер, скорее всего, умышленный, а потому впечатления не портящий.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Деймон Найт «Сумерки людей»

rrq64k, 13 января 2015 г. 21:45

Деймон Найт «Сумерки людей» (перевод М. Кондратьева)

1. Часто бывает достаточно одной главы, чтобы понять, о чем будет роман. В данном случае правило не сработало.

Прочитав первую главу романа Д. Найта «Сумерки людей», изложенную довольно игривым языком (впрочем, тут, возможно, заслуга переводчика) и наткнувшись на аббревиатуру ГАМНО (Генерационно-Аналоговое МНОжительное устройство) я настроился на приятное легкое чтиво о том, как люди получили в свои руки некое изобретение и к чему это привело. Что ж, решил я, очень будет хорошо отдохнуть пару вечеров, и начал читать про семейство Брайтфеллеров, описанное в юмористических тонах.

Во второй главе про семейство Брайтфеллеров не было ни слова, мало того, оно исчезло со сцены навсегда. Ага, проницательно подумал я, это была лишь затравка! Роман-то совсем не о приключениях Брайтфеллеров! А о чем же тогда? В третьей главе появились персонажи Овинг – тот самый, который и изобрел вышеупомянутое ГАМНО – и некий Платт, друг Овинга, который тут же расписал невероятные перспективы использования ГАМНа в освоении космических пространств. Ага, подумал я, что ж, с удовольствием почитаем про приключения в космосе. Тем более что изложение продолжало оставаться довольно игривым. Не тут-то было!

Через пару страниц один из персонажей был убит, а другой пленен неким свиноподобным типом с подозрительной фамилией Краснов. Дело стало принимать скверный оборот. И я приготовился читать про то, как Овинг влачит жалкое существование раба Краснова, как он мучается среди себе подобных, как мир постепенно скатывается в хаос (не зря же роман назван «Сумерки людей») – и опять не угадал. Повествование неожиданно скакнуло на несколько сотен лет вперед и вот там-то задержалось надолго…

2. Плачевна судьба изобретений в нашем мире.

Научились расщеплять атом и сразу же уничтожили два мирных города со всем населением, и только по счастливому стечению обстоятельств чуть позже не угробили всю планету.

Придумали интернет и вместо того, чтобы сделать его источником знаний и общения без границ, стали километрами гонять через него порнуху, развешивать липкую паутину сплетен, лить грязь друг на друга в комментариях к опубликованным там материалам и разводить на «бабло» посредством втюхивания «лохам» ненужных, а иногда и несуществующих товаров по «баснословно низким ценам», с «90% скидками только у нас и только сейчас».

Выйдем в космос – изгадим и космос, а чего стесняться-то? Он же бесконечный!

Ну вот и ГАМНО оказалось не рогом изобилия для людей всей планеты, не освобождающим от рутинной работы фактором, который к тому же мог бы избавить человека и от давления государственной машины принуждения, не прорывом в светлое будущее, где все люди свободны и заняты созиданием, а всего лишь еще одним способом порабощения одних (стада) другими, теми, кто понаглей, побеспринципней, поциничней. Теми, кто способен убить человека просто так, в целях демонстрации силы и серьезности намерений. Что им до космоса, который собирался осваивать Платт, что им до гуманизма и созидания? Надо успеть наделать мерзостей первыми, чтобы не обогнали другие, а уж в том, что другие найдутся, можете не сомневаться. И всё – мир скатился в средневековье, где существуют Владетели и рабы этих самых владетелей – сраки, которых и за людей-то не считают. И многие Владетели, рассуждая о природе рабства, склонны видеть в нем некую постоянную – не ими, дескать, заведено, не им и прерывать…

Итак, вместо катализатора ГАМНО стало тормозом цивилизации, а люди инстинктивно стали бояться всего нового. Вдруг изобретут еще что-нибудь такое, что может разрушить этот устоявшийся застывший мир?

(цитата): «За последние пятьдесят лет не было сделано ни одного мало-мальски значимого технического открытия! Ни одного! И неудивительно, когда перед нами наглядный пример того, что может сделать с миром одно-единственное изобретение – это самое ГАМНО! Мы уже просто боимся того, что сотворит с нашей так называемой неизбежной системой еще одно подобное изобретение!» (конец цитаты)

И что тогда – опять война, опять схватка за выживание и место под солнцем? Спасибо, мы уж лучше так, в сумерках… Здесь, в полутьме, можно и повздыхать о застое, о деспотии, и порассуждать о возможных путях человечества, плетя невидимые сети интриг, организовывая заговоры и набрасывая планы переворота.

Переворот свершился, но вот только всё пошло совсем не так, как планировали его организаторы. Выйдя из-под контроля, мятеж разгорелся не на шутку, чёрная энергия разрушения вырвалась наружу, и всё дальнейшее очень живо напомнило Россию в 1917 году.

И вот тут я наступаю на горло своей песне, дабы не спойлерить дальше.

Скажу одно, роман порадовал своей непредсказуемостью в самом начале, тщательно выписанным миром в середине и особенно, хотя и предсказуемым, но отнюдь не банальным жёстким финалом. К тому же дал пищу для размышлений о человеке, о власти, о справедливости. А любая книга, заставляющая человека думать, написана не зря.

P.S. Аннотация мало соответствует содержанию романа.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Деймон Найт «Забота о человеке»

Тиань, 28 апреля 2014 г. 20:41

Рассказ улыбнул дважды. Первый раз в самом начале при описании внешности канамитов. Даже возникла мысль посмотреть оригинальный текст, точно ли автор написал, что они напоминали «помесь американца со свиньей», или это творческий вклад переводчика. Второй — в финале, когда Грегори озвучил результаты своих филологических изысканий. Я как умная Маша размышляла над мотивами альтруизма свиноподобных инопланетян, а ларчик просто открывался. Им тоже кушать хочется.:-D Такой убойный и органичный финал встретишь нечасто. Автору респект. Читателей полезно щелкать по носу, чтобы не умничали, где не надо.

Рассказ хорош еще и тем, что ненавязчиво напоминает нам о склонности людей к ксенофобии, бесплатному сыру и зазнайству. А жизнь штука непредсказуемая — разделение на хищников и кормовую базу неочевидно даже в масштабах одной планеты.

Рассказ однозначно хорош. Не так часто в руки попадается вещь, которая заставляет смеяться в голос, и что особо ценно — над собой.:-)

Оценка: 9
– [  8  ] +

Деймон Найт «Большой бум»

Стронций 88, 10 января 2014 г. 17:29

После первого прочтения рассказ, можно сказать, не запомнился вовсе. В памяти не засело ровным счётом ничего. Сейчас, прочитав второй раз, я попытался разобраться – почему?

Рассказ короткий. Да в нём можно найти сатирический намёк на «рыночные отношения» и замечательную фразу «Эти ребята разбираются в искусстве!» применительно к коровьим лепёшкам… что можно расценить как явный намёк: в наш век искусство – это то, что покупают (и сразу вспомнилось так называемое «современное искусство» на мой вкус большинство из которого – не многим любопытней, чем те же коровьи лепёшки). Но – рассказ короткий. И в этом коротком размере – в глаза в первую очередь бросается юмор… и то, что инопланетяне покупают всякую ерунду. Причём, что они в ней находят, не объясняется – и это делает весь рассказ несуразным и наигранным. Как итог, смысл найти можно, но в этом размере он не так явен; и выходит – забавная минутная история о том, как инопланетяне покупают коровьи лепёшки… что хоть и забавно, но выглядит нелепо и даже глупо. Вот так идея и фант. допущение гибнут. А сам рассказ быстро выветривается из памяти. Хотя, для того чтобы прочитать (потратить всего пару минут), несколько раз улыбнуться, а после забыть – рассказ вполне годен, ИМХО. Но я лично жду от фантастики большего.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Деймон Найт «Футурианцы: История научно-фантастической «семьи» 30-х годов, из которой вышли лучшие писатели и редакторы наших дней»

Panzerbjorn, 20 февраля 13:32

Прочитал взахлеб. Книга, несомненно, расширяет горизонт представлений о становлении американской научной фантастики и фэндома в 20 веке. До нее я встречал только краткие упоминания об обществе футурианцев в мемуарах Азимова и прочих текстах, связанных с историей фантастики. Но я не представлял себе, что это не просто общество, а настоящая «община», коммуна — прообраз будущих коммун хиппи. Было откровением узнать, что на начальном этапе такие фантасты, как Пол, Корнблат, Азимов, Блиш, Дирк Уили и другие тяготели к коммунистической идеологии (хотя совсем не в советском варианте, а в его западной интерпретации) — и это заставило по-иному взглянуть на их произведения, особенно, ранние. Ну, то, что почти все лидеры старого фэндома так или иначе вышли из еврейских семей, для меня неудивительно, и мемуары Найта стали только подтверждением этому тезису. Очень интересна роль женщин в фэндоме 1930-50-х гг., в данном случае, у футурианцев. Особенно любопытно было почитать о Джудит Меррилл. Захотелось поглубже познакомиться с ее творчеством. Также любопытны рассуждения Найта о роли тяжелых детских болезней и физических недостатков в формировании писателей-фантастов. Впервые удалось оценить личности известных редакторов фантастических журналов и антологий, таких как Уоллхейм и Лаундес. В общем, 9 баллов. Минус балл только за некоторую сумбурность изложения и отсутствие сведений о судьбе некоторых футурианцев, которые играли значительную роль на начальной стадии общества, например, Кубилиуса...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Деймон Найт «Станция «Чужак»

Mishel78, 1 мая 2021 г. 07:37

Главный герой рассказа — Поль Вессон, завербовавшийся представителем землян для пребывания на орбитальной станции «Чужак», на которой один раз в двадцать лет происходит контакт с пришельцами. Чужаки сцеживают в дар человечеству жидкость из своих тел, одна капля которой омолаживает организм человека на пару десятков лет. А ведь каждому человеку, в том числе и Вессону, известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Деймон Найт — автор, который дотошно описывает каждую деталь в своих произведениях. Но в этом рассказе отступил от традиционной своей подачи и почти до последней трети произведения не раскрывает внешность инопланетянина, о котором известно лишь то, что тело его огромных размеров. Вместо этого, автор использовал клаустрофобическую атомосферу помещения станции для того, чтобы показать психологическое давление, оказываемое на единственного еë обитателя Поля.

Рассказ читается с напряжением, ведь читатель тоже не знает, как выглядит чужак, но даже это не главное, что фактически сводит с ума героя. Гораздо важнее, что персонажа буквально душат подозрения, что намерения инопланетной цивилизации далеко не мирные, а встроенные инстинкты и невозможность принять чужую логику, лишь усиливают параноидальность сознания Вессона.

Ещё один персонаж, погружающий Поля и читателя в пучину безумия, это Альфа-сеть, встроенный искусственный интеллект станции, который на всю информацию об инопланетянина отвечает молчанием. В конце концов, чужак предстаёт перед Вессоном во всей красе, но сможет ли это обстоятельство провести сознание героя в порядок — большой вопрос.

На мой взгляд, автору удалось детально описать психологию человека, сталкивающегося с чуждыми нашей цивилизации внешностью и логикой. И сделал он это весьма впечатляюще. В психику человека встроено нечто, что заставляет его агрессивно воспринимать всё непонятное и этот цивилизационный вирус заражает человеческое существо с самого рождения. Именно об этом рассказ, правдоподобно описывающий встречу с инопланетной цивилизацией на глубоком психологическом уровне. А это большой прорыв для научной фантастики середины ХХ века.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

Стронций 88, 11 июня 2012 г. 12:27

А вот мне каким-то мучительным был этот рассказ. Да, в нём была эта внутренняя динамика, постоянное напряжение мысли. Но вот какое-то ощущение чего-то вязкого, какого-то елозанья на одном месте не давало покоя. Очень интересная идея такого существа (этакого паразита наоборот; паразита дарующего бессмертие). Восхищал главный герой своим хладнокровием и способностью так продуктивно мыслить в этой ситуации. Кошмарной, надо сказать, ситуации. Ладно, герой – он спец в своём деле, но до сих пор не могу понять, как остальные не свихнулись от ужаса… И вот это ощущение какой-то неприятной тягучки от рассказа (хотя написан-то он хорошо, без всяких натянутостей)… По мне, слишком тяжёлая для исполнения задумка – развернуть всю идею на фоне борьбы четырёх разумов внутри одного тела (причём своеобразного «тела»)… Иногда казалось не очень правдоподобно. Иногда всё было трудно представить – картинки мысленной не возникало… Но рассказ запомнился, ещё после первого, давнего прочтения — этой замечательной идеей (существом)…. и неприятным ощущением елозанья на месте…

Оценка: 6
– [  7  ] +

Деймон Найт «Большой бум»

sanchezzzz, 25 сентября 2008 г. 05:48

Прочел, и стал думать, а что бы такого оригинального на продажу инопланетянам мог бы предложить я, на чём бы подзаработал )). А вообще, ничего удивительного в такой ситуации, в принципе, нет. Представьте на месте пришельцев с Геркулеса туристов в Мексике или в какой-нибудь африканской стране. Ведь и там местные продают нам такие же ненужные, ничего не стоящие для них вещички и сувениры, рекламируя их как нечто из ряда вон выходящее, и выдавая их за принадлежащие историческим эпохам штучки. Кто хочет – покупает, кто не хочет – фотографирует. Наивность и легкая глупость покупателей в таких случаях вызывает вполне адекватную улыбку. Примерно вот такую :-|)

Оценка: 9
– [  6  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

technocrator, 24 ноября 2020 г. 15:37

Жемчужина классической НФ, содержащая сразу несколько(!) оригинальных идей, из которых логично вытекают предыстория и развитие захватывающего сюжета.

1) Остроумное представление Галактики в виде почти в буквальном смысле доски для игры в го меж противоборствующими сторонами, что обеспечивается роботизированными «заслонами» колонизованных звёздных систем и, в свою очередь, влияет на условия развития социумов и ускоренные темпы жизни.

(К сожалению, в переводе Смирнова просто выкинуто важное для построения и восприятия сеттинга упоминание го.)

2) Инопланетный «хищник-симбионт», поглощающий организмы с более высокоорганизованной нервной системой для использования их мыслительных способностей. (Ага! так вот откуда Громов, видимо, позаимствовал сюжет для «Язычника» – недавнего сиквела «Вычислителя»)

3) Сосуществование и борьба нескольких личностей в одном теле, основанная не на мистической, а на чисто научной предпосылке. Вообще, так-то картина болтающихся в «студне» мозгов со стебельками-глазами страшненькая, как и дальнейшее имитирование других органов, и в каком-нибудь слаттерпанке тоже вполне смотрелась бы, но здесь цель не напугать и шокировать, а осмыслить и исследовать.

4) Адаптационные возможности человеческого разума, оказавшегося в крайне необычных условиях, «формирование» и совершенствование себя. Кстати, стоит отметить, что рассказ датирован годом раньше, чем знаменитый «Запах мысли» Шекли.

Ну и социально-философская составляющая, с мотивом свободы от маккартизма, и надеждой на бессмертие...

9 (с плюсом) из 10

Оценка: 9
– [  6  ] +

Деймон Найт «Мастера эволюции»

romanpetr, 15 июля 2015 г. 23:48

«Мастера эволюции» одно из достойных и занимательных произведений, выпущенных мэтром Деймоном Найтом, в котором автор тематически сделал упор на развитие Человечества в будущем. Два лагеря ведут беспрецедентную борьбу под Солнцем. Одни — технари — стараются поддержать все старое и остаться на колее уже проторенной дорожки, другие же в своем могучем большинстве по-сравнению с первыми, достигли успехов в генной инженерии и придерживаются создания Биологической цивилизации.

Но в совместных отношениях обоих лагерей существует большая натянутость и вражда, хотя вполне естественно допустить, что прогресс со временем должен смести все старое и застойное со своего пути. Однако представители технического лагеря из Большого Нью-Йорка предпринимают попытку за попыткой осуществить свой прорыв и захват господства над планетой — для этой цели они засылают агентов в Захолустье — на территорию противников, пренебрежительно величаемых Навозниками, которые должны разузнав обстановку, перетащить , как можно больше людей на свою сторону. Но все эти попытки терпят крах, ибо агенты бесследно пропадают в чужой стороне...

Молодой актер реалити из дневной жизни и механик-ремонтник из ночной жизни — эдакий насупленный «Аполлон» — Альва Гастэд должен стать новой надеждой Технического лагеря в этой неравной борьбе...

А дальше в повествовании следует увлекательное, авантюрное путешествие новоиспеченного агента на территории врага, сопровождаемого различными казусами и открытиями.

Пожалуй, эта повесть или короткий роман Найта одно из достойных произведений мира фантастики, где автор глубоко рассмотрел внутренний конфликт человеческой расы и по-своему нашел выход выживания , сделав упор на генную инженерию, ибо чудо-генетика творит чудеса, так как можно выращивать все, что душе угодно : и достаточное количество разнообразной еды, и улучшенных животных-помощников, и оружие, и мебель, и дома(!), и даже средства для передвижения! Живи только и совершенствуйся! Конечно местами попахивает несбыточной утопией, но что мешает человечеству совершенствоваться, кроме глупости и лени!!!?

Пару мелочей на которые также стоит обратить внимание: все события происходят в не таком уж и далеком будущем — 2064 году и любовную линию автор также не забыл ввернуть между представителями разных слоев и общественных устройств! В общем — очень хорошее произведение, если начинать знакомство с автором!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Деймон Найт «Билет куда угодно»

romanpetr, 27 декабря 2014 г. 15:30

Прекрасное , одновременно романтическое и лихое произведение Деймона Найта является продолжением цикла «Аналоговая обработка». В принципе, основное описание мира, подверженному подчинению системе слежений аналоговыми устройствами осталась в первом рассказе серии и более позднем романе. Здесь же автор обрисовал отдельную историю, где человек по имени Фальк, иммунный от аналогов, бежит с Земли на грузовом корабле (забавно при этом превращаясь в «замороженный труп», а потом бог-как-знает какой технологией размороженный в самого себя без последствий на здоровье ( Берроуз и прочие отдыхают!!!)) на Марс, где в полу-зарытом состоянии под наблюдением добропорядочного одиночки землянина Вольферта, с ограниченным влиянием на него аналога, находится таинственная дверь в другие миры. Как она действуют и в какие миры она ведет — предстоит узнать нашему герою? И далее смена декораций происходит быстро в динамичном ключе...

Честно говоря, читая этот рассказ , ожидаешь продолжения, ибо сочетание множества тем и остросюжетный ход событий настраивает на долгое повествование... И тем неожиданней концовка рассказа!

Хотелось бы рекомендовать всем , кто любит остросюжетную фантастику! Поверьте,Вы останетесь довольны!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

Советник, 15 января 2009 г. 06:27

Произведение оставляет приятное впечатление в связи с тем, что действия, в нем, разорачиваются очень динамично и последовательно.

Конец XIII столетия ознаменовался столкновением двух враждующих федераций. Суть галактического конфликта – колонизация как можно большего количества планет и звездных систем. В бесконечном поиске пригодных для жизни условий и ресурсов, для обеспечения ненасытной захватнической индустрии, человечество сделалось слепым и равнодушным к тайнам живой природы.

Космобиолог Джордж Мейстер – участник колониальной экспедиции на отдаленной планете, всегда отличался тягой познания нового и неизведанного. И вот, на одной из прогулок по девственному, неисследованному лесу, Джордж был атакован странной живой субстанцией. Монстр, растворивший тело космобиолога, по непонятным причинам не тронул головного мозга и нервной системы ученого. И теперь Джордж – часть организма Чужого, и его разумное начало.

Интересное содержание и сюжет, способны увлечь читателя, хотя, на мой взгляд, рассказу не хватает яркости и глубины, а так неплохо.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Деймон Найт «Палка для идиота»

Mishel78, 27 апреля 2021 г. 11:46

Что принесут человечеству пришельцы, которые раздают людям капсулы с чем-то, похожим на счастье, а взамен просят поработать на них, пользуясь палками с чудесными свойствами?

Разгадку истинных намерений инопланетян Деймон Найт даст в конце рассказа, а до этих пор читателя ждут описания работы палок галактиков (так назвали инопланетную расу земляне), чьи свойства меняются в зависимости от поставленной задачи. А ещё подробно показаны изменения, которые произойдут в обществе с установлением контакта с пришельцами.

Поначалу я удивился, для чего же автору понадобилось так подробно писать о том, как земляне исследовали палку. Но ближе к финалу авторский замысел раскрывается и становятся понятными не только то, как работает устройство, но и как его использовать для спасения человечества.

Немного досадно всё же, что Найт очень скупо описал внешность инопланетян, потому что именно они стали главным украшением рассказа. Цивилизация, несмотря на почти сказочный уровень своей техники, оказалась неспособна сама использовать в полной степени свои супертехнологии. Изнеженность и самодовольство толкают их на использование труда аборигенов, что и привело к закономерному финалу.

В конце концов, идиотом становится не тот, у кого палка, а тот, против кого она будет применена. Рассказ несколько скуповат на описание инопланетной расы, но всё же скроен по довольно неплохим лекалам.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Деймон Найт «Саботажники Солнца»

romanpetr, 28 июля 2015 г. 23:55

Роман Деймона Найта с громким названием «Саботажники Солнца» посвящен темам обживания Землянами космоса и выживания Земли после разрушения её экономики межзвездным импортом. Разрозненное человечество ютится в разных колониях на чужих планетах, где местные жители согласились принять людей и организовать для них своеобразные гетто.

Сюжет завязывается на одной из таких планет, где в большинстве живут жуко-образные ниори, а человеческое поселение в составе 2500 человек влачит там жалкое существование. И кого там только нет среди местного населения : и американцы, и русские (!), и китайцы и другие национальности представленные в меньшинстве. Главный герой произведения Ласло Кадик, занимающий не последнее место в иерархии «руководителей», вместе с автором ищет единственное правильное решение для выхода из ситуации , ибо большой упор Найт делает на остро-социальные отношения. Потому как публика разношерстная и каждый тянет одеяло сам на себя, так как у всех свои интересы. Мэр Сеу Мин предпочитает спокойное сосуществование с неземными созданиями на чужой планете; само-названный капитан Объединенного Земного Флота Лоуренс Рэк вносит повсюду смуту и беспокойство, выступая за объединение всех человеческих колоний и уничтожения инопланетян; несчастный молодой Харквей, являющийся представителем Лиги Малых Народов, выступающий за возвращение жителей поселка на Землю для ее возрождения и обустройства; остальные же герои не столь колоритны в книге, как названная мной четверка.

Человеческие чувства и отношения также достаточно подробно отображены, хотя возможно некоторое чрезмерное внимание к некоторым героям со стороны автора несколько усложнили книгу, ибо чувствуется по сюжету, что задумки у Найта весьма неплохие. вот только динамичности не хватает, а порой фантазия автора просто удивляет.

В целом не самый лучший роман у Деймона Найта...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Деймон Найт «Большой бум»

god54, 1 апреля 2015 г. 17:19

Прочитал рассказ и сразу стал вспоминать самого себя в своих многочисленных путешествиях по другим странам. Какую только чушь я оттуда не привозил. И зачем покупал сам не пойму. Нужен оригинальный сувенир на память о той стране... А там ребята ушлые. Есть спрос, будет предложение. Главное, чтобы покупали. Жаль рассказ короткий и концовка слегка смазана, можно было бы и более жестче врезать по любителям искусства и особенно их творцам.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Деймон Найт «Мостовые ада»

romanpetr, 24 декабря 2014 г. 20:28

Итак первый роман писателя Деймона Найта «Мостовые Ада» позади. Отдадим должное автору — роман получился хорошим, интригующим и динамичным. Произведение стало логическим завершением циклу , состоящим из 3-ех рассказов, хотя один из них, самый первый — «Аналоги» , стал предтечей всему циклу, и был включен в роман, как одна из его частей. Роман содержит очень много ярких , запоминающихся моментов, которые вполне можно рассматривать , как отдельные самобытные произведения, связанные одним героем Артуром Бассом, ибо все события( кроме вступления ) этого странного мира вращаются вокруг него.

Целью автора было показать в своем произведении абсолютную и единственную правильную систему управления всем человечеством без опоры и какого-либо влияния со стороны религии и без силового содержания народных масс в «кулаке». Этот «кулак» может удерживать людей совершенно на другом подсознательном уровне, ограждая граждан от неправомерных поступков на подсознательном уровне. Для этого в каждого ( верней в почти каждого, иначе кто ж будет управлять серой будничной толпой) внедряется после 6 лет некое устройство — аналог, которое «помогает» человеку занимать четкое место в жизни , а также принимать верные решения во время исполнения каких-либо действий. К примеру, не нравится тебе правительство или отдельные органы власти, и ты хочешь кого-либо извести, но «ТВОЙ внутренний голос» тебе говорит:«Ая-я-яй! Нельзяяяяяяяяя!», и ты забываешь об этом и живешь жизнью послушного барашка. Взамен правительство создает для тебя замечательные условия и заваливает всяким материальным благом. Да, и мир, собственно разделился на две большие группы — торговцев и потребителей. Эдакие две крупные безличные страны, где условия для существования совсем другие.

Казалось, вот ведь Деймон Найт создал яркую и величественную утопию, бери только пример и создавай свою абсолютную империю без религиозных и без расовых предрассудков, без прав на какие-либо мелкие территориальные притязания. Но нет! Человеческая гордость настолько сильна, что порождает противостояние в клике управляющих миром иммунных людей, которых аналоги просто не могут контролировать в силу их собственных нераскрытых возможностей; ну и, естественно смена для властителей тоже воспитывается секретно, и им уж эти штучки явно не имплантируют. Вот здесь и зарождается внутренний конфликт, приводящий к военным ситуациям...

Некоторые моменты и сцены в романе невольно притягивают внимание своей неординарностью и яркостью. К примеру, запомнилась сцена дуэли двух девушек из-за Артура (Ох,уж эти женщины, не смогли мужика поделить!) на веревочных хлыстах с целью повредить наряд соперницы и как можно больше друг друга обнажить. Или описание неподвластному людям Белому Пятну , скрывающему под пеленой белого непроглядного тумана тайну, и куда засылают неблагонадежные элементы и откуда исхода нет, ибо там живет про-религиозная бесполая масса человеческих созданий — корнанитов, создавшая границы своего мирка сугубо Силой мысли. А также описания службы безопасности Судьб-вершащих, лагеря рядовых жителей из числа потребителей, деньги, различающиеся только цветовой много-цветностью и тд.

Единственно такое произведение нужно печатать гораздо большим тиражом для широких масс, ибо эта вещь , созданная в далеком 1955-ом году однозначно вызовет большой интерес у любителей фантастики.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Деймон Найт «Маски»

arhan, 14 ноября 2008 г. 18:41

Я не в восторге. Способностям-то можно найти целую кучу применений, а вот как быть с мозгами подонка? Такое ощущение, что автор хочет сказать, будто человек был хороший, а вот попал в такую ситуацию и стал таким...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

Mindark, 3 марта 2008 г. 07:42

Просто образцовый рассказ — отлично связаны форма и содержание, все «слои» на месте (немного прямолинейно, но для того времени простительно). Начинающим НФ авторам можно использовать как учебное пособие.

А вот аннотацию от Казанцева я бы убрал отсюда, ну нельзя же сразу так все разжевывать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Деймон Найт «Станция «Чужак»

_Y_, 11 февраля 2023 г. 21:49

Психологический рассказ о том, как чувствует себя человек, вынужденный переносить непереносимое. Однако, ситуация необычная – герой не является жертвой каких-то врагов или тёмных сил, он просто поставлен в условия, когда мозг мучается в неком ментальном поле. А то, что его мучает, пытает, само подвержено не меньшим мучениям.

При этом, герой сам знал на что шёл. В рассказе не уточнена его мотивация – возможно, ради человечества, а возможно, и ради заработка. Но это и не важно. Очень ярко показаны мучения, смены настроения героя.

Да и весь рассказ очень яркий. Тогда почему не особо высокая оценка? Нет, наоборот, она очень высокая… для рассказа, заканчивающегося пшиком. Концовка полностью оторвана и от сюжета, и от логики в целом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Инопланетяне дают людям эликсир, сами «коварно» пытаясь превратить землян в более дружественную расу. Причём, превратить на уровне преобразования и разума, и тела. Получается некий волосатый индивидуум, не способный общаться с остальными людьми, зато дружественный к инопланетянам.

Эта идея возникает в самом конце, основным текстом она не подготовлена. То есть, концовка от основного текста практически оторвана. Но, мало того, она ещё и не особо осмыслена.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Преобразованию подвергается один человек в двадцать лет. Если я не путаю, весь процесс идёт двести лет. Итого десяток преобразованных. Спрашивается, как десять человек, даже не способных донести что-то до остальных миллиардов землян, могут повлиять на отношение Земли к инопланетянам?

И это все недостатки концовки? Отнюдь. Вся она – не более, чем возникшая в голове героя гипотеза. Ни на чём не основанная, кстати. И вот, сиди читатель и думай – принять беспочвенную гипотезу героя или решить, что рассказ оборван без попытки как-то его закончить.

Так почему же такая высокая оценка? Потому, что психологичность рассказа просто зашкаливает.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Деймон Найт «Человек в кувшине»

god54, 8 апреля 2017 г. 11:20

Рассказ в целом вполне неплохой, хотя сюжет довольно стандартный: плут землянин, узнал о тайне одной из инопланетных рас, пытается использовать в своих целях, но и те ребята не промах, схватка... Однако чтение увлекает тем, что автор создал ловушку в замкнутом пространстве и заставил двух представителей сражаться один на один. А поединки всегда привлекают внимание. Написано динамично, изобретательно и почти логично обоснованно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

A.Ch, 30 октября 2016 г. 20:25

Что делать, если на неизведанной планете, сойдя с пути, на котором ещё нет следа человека, космический исследователь свалится в объятия инопланетянина и потеряет большую часть из доступных пяти чувств, но сохранит способность мыслить? Как стать эффектной командой в составе сангвиника-биолога, двух яростных холериков в лице военного и с ним такой же “приглядывающей со стороны”, меланхоличной учёной-минералога и флегматичной чуждой серой массы?

Рассказ является краткой историей эволюции. Тут и выявление главных условий рефлексов, распределение функций, рост, пищеварение, размножение и, как результат, рождение-создание нового организма. Может, смотрелось бы интересней это и в крупной форме, но автор создал маленькую зарисовку, которая тоже захватывает.

Вспомнился давно прочитанный в “Искателе” рассказ Михаила Шаламова “Эстафета”, тоже показывающий жизнь изнутри, приспособление к другому телу и разум побеждающий.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Деймон Найт «Это можт свучиться с топой!»

romanpetr, 20 июля 2015 г. 01:54

Ну что ж,на этот раз Найт на кону выложил тему «Вторжения». Не стоит другой раз употреблять много спиртного — так многие говорят, не то с похмелья может причудиться всякая белиберда. Генри Дюрант , сидя в кафе и почувствовав легкую головную боль , тоже так подумал, когда в газетном в тексте проявляются новые незнакомые слова, которых он отродясь не знал. Ну, а дальше по ходу на работу встречает неоднократно босых фиолетовых лягушек, топающих среди людей, и абсолютно не вызывающих у окружающего народа ни малейшего интереса. Генри пытается с этим разобраться, но куда там, раса криитов — лягушек уже сосуществует с людьми с незапамятных времен и даже так в истории написано! Расследование заходит в тупик, ибо обратившись к доктору , наш правдолюб-горемыка оказывается в психушке. На самом деле, Найт довольно толково описал вторжение чужаков на нашу планету и в нашу историю, а главный герой остается в меньшинстве и проигрывает борьбу, потому что захватчики оказываются очень хитрыми и искушенными. Испытывается некоторая оторопь и сочувствие мечущемуся в западне человеку....

Читается превосходно и с интересом, ибо написано весьма грамотно! Есть подозрение, что Стивен Кинг , создавая своих «Людей 10 часов утра» , опирался исторически на данный рассказ и написал своеобразное продолжение на данную тему...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Деймон Найт «Аналоги»

romanpetr, 27 декабря 2014 г. 14:20

Хороший вступительный рассказ цикла «Аналоговая обработка» , ставший , впоследствии, начальной главой романа Деймона Найта «Мостовые Ада». Идея оригинальна : всех людей взять под контроль взамен на материальные блага с помощью вживляемых аналоговых устройств, полностью контролирующих мысли и поступки людей во благо общества. Конечно, авторская идейка пронизана социальной утопией, которая в период развития двух мощных эшелонов в 50-ые годы — капитализма и социализма, может носить не более как развлекательный характер. С одной стороны, такая внутренняя методика удобна всем власть-имущим управлять бесчисленными массами (читай — быдлом), потому что внешнюю и внутреннюю политику можно рисовать и преподносить , как угодно, особенно не вдаваясь в разъяснения ( США почти практически эту идею претворили в жизнь под видом капиталистической демократии, все единичные внутренние выступления довольно жалки, так как основная потребительская масса подсажена на удобный всем дешевизм и вещизм). С другой стороны , для тех кто не поддается этой аналоговой обработке всегда нужно оставлять шанс или надежду , пускай даже виртуальную, на то , что они могут противостоять этой мощной системе и могут проводить в жизнь свои мероприятия, но , конечно же, под колпаком...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Деймон Найт, Джеймс Блиш «ФОК»

grigoriy, 28 декабря 2013 г. 13:14

Прежде . чем немного коснуться содержания книги. я хочу сказать, что это настоящая Литература. Мы-коллекционеры и любители фантастики- знаем, что фантастика-далеко не всегда литература. Нагромождение инопланетных реалий , сплошной экшн или безудержное жонглирование антинаногипермега-терминами и им подобными зачастую составляет основу фантастического произведения. Так вот «Фок»-произведение иного плана.Появление на Земле инопланетного существа с необычными свойствами-это лишь причина появления массы проблем для США-где корабль пришельца приземлился. Попытки решить эти поблемы-как установить сущность пришельца(живое существо,робот или нечто иное), как войти с ним в контакт . как помочь ему- и другие -высвечивают характеры действующих лиц и не в меньшей степени нравы американской бюрократии. Книга читается с интересом. Тщательность в описании деталей- похожая на стиль Хейли) , неожиданность поворотов сюжета-особенно после просьбы пришельца-делают чтение неотрывным. Я не поставил 10 только потому, что меня не убедила концовка-способ выполнения желания пришельца-ФОКА- не показался мне убедительным

Оценка: 9
– [  4  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

Yazewa, 10 января 2008 г. 16:31

Довольно-таки запоминающийся образ — четыре мозга в одном пластичном самосоздающемся теле.

Конечно, более чем схематичная компания — четверка очень разных людей, заведомо два со знаком +, два, соответственно, -. И побеждают плюсы. Если рассматривать эту историю, как аналог структуры общества — да, это оправдано. Но для художественного произведения — как-то слишком, на мой взгляд... и предсказуемо.

И сознательное формирование своего тела: это те самые «люди, сами создавшие себя». То есть снова очень буквальный образ. Мне это немного мешает. :frown:

Оценка: 7
– [  3  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

vorpol, 3 декабря 2023 г. 22:30

Есть рассказы-шелуха, забываемые еще до прочтения последней строчки. А есть оригинальные идеи, сюжеты или сеттинги, которые помнишь долго. Этот рассказ относится к последним.

Идея сожительства разумов, в принципе, далеко не новаторская даже для 1953 — «Др Джекил и Мр Хайд» был написал еще тарам-пампам в 1886-м (!). Но там разумы тянули лямку по-очереди, а тут мы имеем дело с так сказать, четырехядерной амебой, в которой не удалось синхронизировать работу процессеров из-за отсутствия общей тактовой частоты.

Спасибо Найту что удержался от расстягивая рассказа во что-то более длинное, хотя потенциал у созданного им мира имеется. Но это и понятно — глядя на год написания, автора скорее всего заботила идея сконцентрироваться на послании «все хорошее против всего плохого» чем, например, исследовать мир с произвольным количеством произвольных разумов («Лебедь, рак и щука» или «встречаются русский, американец и араб»).

+++

Отдельного внимания заслуживает аннотация Казанцева. Она напоминает поиски скрытых месседжев троцкистов на коробках советских спичек и рисунках обложек школьных тетрадей, популярные в 30-х. Надевайте шапку из фольги, залезайте в клетку Фарадея и вперед изучать этот надмозг, если не боитесь :)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Деймон Найт «Большой бум»

URRRiy, 15 августа 2023 г. 14:07

Грамотный стёб над лозунгом: «Все на продажу!» Хотя действительно, любой предмет может стать товаром, ценность которого индивидуальна для покупателя, но не продавца. Отсюда погоня и зависимость «рыночной» экономики от каприза спроса.

С другой стороны, предложение формирует спрос — то есть, купят любое дерьмо в буквальном смысле, главное выставить вовремя на продажу.

А вообще в истории полно таких спекулятивных эпидемий, как, например, тюльпановая в Нидерландах или все игры на бирже.

В общем, автор грамотно доказал тезис, что если ты свою жизнь посвятил круговороту дерьма в природе, то с дерьмом на руках ты в итоге и останешься.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Деймон Найт «Прекрасные другие миры»

Manowar76, 21 июля 2023 г. 10:54

Моряк из фантастического мира смотрит фильм про клерка в большом городе. Клерк читает книгу про лихого моряка.

Помимо очевидной мысли о том, что, зачастую, мы не довольны собственной жизнью, считаем ее скучной и находим отдушину в медиа, у рассказа есть и другой слой.

«Прекрасные другие миры» являются своеобразным парафразом притчи Чжуан-цзы о бабочке и философе. Кто кому снится?

Это подчеркивается гениальной композицией рассказа. Сначала идут достаточно большие блоки про каждого персонажа. Потом они уменьшаются. Пара абзацев, перескок, абзац, перескок, предложение, перескок. В конце бытие двух разных персонажей смешивается в рамках одного предложения. Души сливаются. Все мы — суть одно, как бы намекает нам автор.

Не только древнекитайские мудрецы горазды на даосские парадоксы. Орегонец, фантаст, критик и редактор Деймон Найт спустя века написал притчу ничуть не хуже мудреца, жившего две с половиной тысячи лет назад. Найт молодец!

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Деймон Найт «Страна милостивых»

Tullma, 13 апреля 2023 г. 23:59

Роберт Сильверберг («Увидеть невидимку») похоже списал с этого рассказа. И тот и другой рассказ не имеет ничего общего с логикой, по правде говоря. Они оба совершенно не имеют смысла.

Почему система наказаний допускает настолько уникальное наказание для подростка совершившего убийство? По сути это пытка, а не исправление. Ответа нет. Так же нет ответа, что делают с другими подростками-убийцами. Ведь если один убил, значит в этом обществе такое возможно (т.е. это не утопическое общество, где нет преступлений), а раз возможно, то как наказывают остальных? Почему им даются разные наказания, неужели закон не предусматривает? Нигде не прописано, что полагается за то или иное преступление? Почему в «милосердном» обществе нет системы исправительных учреждений, тем более для подростков, которых вроде бы ещё можно перевоспитать? Для чего пытать одиночеством?

И вопрос «для чего» здесь главный. Общество выпускает на волю, даже не пытаясь исправить, потенциального маньяка. Да, он не может причинить физический вред, но судя по рассказу ничто не останавливает его от причинения материального и психологического вреда. Общество теряет своего члена, который не только не будет приносить пользу (например, в тюрьме мог бы робы шить, а уж если к психологу сводить, так и вообще мог бы семью завести и работать как все), но наоборот будет всячески этому самому обществу вредить, просто от отчаяния и ради мести.

Я более чем уверена, что люди сами пошли бы к судьям/чиновникам с требованием прекратить эту дурную практику и освободить парня от наказания. Просто потому, что по сути наказан не он, а окружающие его люди. Ведь это им придется терпеть невыносимый запах и его дурачества.

А я бы на месте парня искала людей не ощущающих запахов, с аносмией. Идешь в больницу и так как никто не способен тебя остановить роешься в историях болезней. В-общем, рассказ почитать можно, но недоумения и вопросов он вызывает очень много.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

_Y_, 7 мая 2022 г. 16:40

Рассказ из тех времён, когда многие видели звёздную экспансию человечества, как переселение оголодавших крыс или даже саранчи. Очень надеюсь, что, если экспансия и случится, пойдёт она не по такому сценарию, хотя… история знает и крестовые походы, и не только их.

Впрочем, есть надежда – человечество развивается в направлении очеловечивания, то, что было нормой и доблестью во времена вооружённых путешествий ко Гробу Господню, сегодня воспринимается, как весьма тривиальный разбой, пусть и украшенный религиозными атрибутами.

Но о рассказе. Общество, опиши его Найт подробно, не сильно отличалось бы от Оруэловского, но рассказ не об обществе, оно – лишь отправная точка, позволяющая поставить во главу группы исследователей надзирательницу и военного (именно в такой иерархической последовательности).

Рассказ же прекрасен своей фантидеей, да ещё и упакованной в интересно читающееся воплощение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Инопланетный организм поглощает мыслящих существ, интегрируя их интеллект. Пользуется им симбиотически. Зачем развиваться миллионы лет, если можно взять готовое? Разве не гениально?

Сразу захотелось кого-нибудь съесть:))

Конфликт между героями прост и схематичен, но, подозреваю, при данном фантдопе, схема – один из немногих способов рассказать хорошую историю. Почему? Потому, что у героев нет возможностей взаимодействовать сложно — это условие, наложенное фантдопом. Остаются два варианта – простота или длинные бесцельные диалоги. Что вы выберете? Я выбираю простоту.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Деймон Найт «Сумерки людей»

elias68, 4 июня 2021 г. 23:18

Вот, честно говоря, задумаешься, как должна выглядеть рецензия на этот роман. Спасибо за это нужно сказать переводчику Кондратьеву. Нет, перевод сам по себе нормальный — корявых фраз вы в тексте не найдете, чувствуется, что переводчик — литератор, русским языком он владеет по нынешним временам на редкость хорошо. Но уж больно у него креативный подход к словообразованию. Да, у Найта действительно много всяких придуманных им, иногда даже забавных, терминов, но нужно же при их передаче на русский язык и меру знать! Хорошо, пусть будет «уздало»(это такой «локтевой смирилизатор»), пусть будет «долбак»(а это просто палка для обороны), пусть будет «удвоячить», но назвать краеугольный камень романа — прибор, из-за которого собственно весь сыр-бор, ни больше ни меньше, как «Генерационно-Аналоговое МНОжительное устройство», или сокращенно — ГАМНо, это уже на грани откровенного глума. Автор же использует вполне невинную аббревиатуру GISMO. Или вот «срак» — придуманное переводчиком наименование слуги-раба(у Найта — slob). И это еще для представителя мужского пола, а вот как называются обильно представленные в тексте служанки-рабыни — не сложно догадаться, добавив всего одну букву. Это ведь переводчик, давясь от смеха, на каждой странице романа задорно склонял эти свои замечательные находки на все лады, а вот как на литературном сайте рецензию публиковать, «чтоб совсем не рассердить...» (как там было у Пушкина?) — лично для меня теперь большой вопрос.

Но все-таки попробую. Обещаю терминологией не злоупотреблять, а падежные формы подбирать щадяще.

Гениальный изобретатель создает некое устройство, способное дублировать всё (включая самое себя), размножает его и рассылает по почте большому числу граждан. Более того, небольшое усовершенствование устройства позволило производить полуфабрикаты, например, скоропортящихся продуктов, пригодные для сколь угодно длительного хранения с возможностью последующей активации.

Массовое появление такого устройства приводит к фатальным социальным и экономическим последствиям. Промышленность становится практически ненужной, большинство государственных институтов отмирают или же на смену им приходят совершенно новые. Технический прогресс прекращается, за последующие 50 лет не будет сделано ни одного нового открытия — зачем изобретать что-то новое, когда каждый может сделать копию старого, да и неизвестно чего там принесет очередное «гениальное изобретение».

Очень быстро, поняв чем чревато бесконтрольное применение ГАМНа, новая правящая верхушка прибрала к рукам все устройства, став по сути монополистом, а само общество скатилось к рабовладению, так как помимо собственно материальных благ человек постоянно нуждается в том, что включает в себя понятие «рынок услуг», который в романе замещен созданными посредством все того же устройства рабами — копиями людей.

Сама идея внедрения некоего фундаментального изобретения, которое кардинально изменяет социальную структуру общества и имеет далеко идущие экономические последствия, не нова и не то, чтобы особо фантастична. Да чего уж там, сами мы в реальной жизни столкнулись с подобным после 1991 года в ходе приватизации, когда роль ГАМНа сыграли чубайсовские ваучеры, в одночасье разделившие общество на новоявленных «хозяев жизни» и «сраков», да и технический прогресс в результате постигла та же печальная участь, что и в романе.

Гораздо любопытнее то, что автор затронул здесь очень интересную и оригинальную тему — не просто клонирование людей, что мы уже встречали неоднократно у других авторов, а создание абсолютно неотличимых копий людей, со всеми их воспоминаниями, ощущениями и опытом на момент копирования. То есть по идее срак никак от свободного человека, т.е. рожденного естественным путем, внешне(и внутренне тоже!) не отличим. Поэтому рабам — сразу после создания — ставится на лицо клеймо с номером. Существуют разные серийные модели слуг, имеющие общего прототипа — их сотни и тысячи, в зависимости от востребованности: копии более ответственных и исполнительных прототипов ценятся дороже. Но самое страшное в этой ситуации то, что по достижении определенного возраста рабы подвергаются ротации, то есть уничтожению.

Понятно, что общество, построенное по таким законам не имеет право на существование и в недрах его зреет бунт — бессмысленный и беспощадный.

А теперь самое прискорбное относительно самого литературного произведения: учитывая все вышесказанное, остается только сожалеть насколько столь интересная задумка оказалась испорчена совершенно никудышным исполнением.

Причем самой незначительной претензией может стать здесь то, что устройство, мгновенно и серийно создающее из ничего копии чего-угодно, включая людей, имеет право на жизнь разве что в коротенькой фантастической юмореске. Для приличных размеров романа, каковым является «Сумерки людей», требуются хотя бы минимальные проработка и обоснование, чего у автора и близко нет. Это, так сказать, основная проблема технической стороны произведения.

Но главная беда романа далеко не в этом, а в том, что автор, подняв некоторое количество интересных проблем, практически не использует этот потенциал и в итоге не находит ничего лучшего, чем наполнить книгу под завязку всевозможной не имеющей никакого отношения к делу суетой: какая-то многостраничная беготня по крышам, постоянные никчемные драки на долбаках — эпизоды не более уместные, чем куски из «Петербургских трущоб», вставленные в роман Оруэлла «1984». Даже у Ван Вогта, клеившего свои романы из собственных ранних рассказов, тексты выглядят менее разнородными и более продуманными в плане общей фабулы.

И что особенно обидно, даже рождающаяся по ходу действия новая неожиданная и, на мой взгляд, весьма перспективная проблематика не находит своего дальнейшего развития. Вот, например, ставится конкретный вопрос, а что будет, если «удвоячить» свободного, а оригинал уничтожить? Ведь человек сам не в состоянии понять, кто он — свободный или срак. Да и никто сделать это не в состоянии, если происхождение доподлинно неизвестно. И тут же автор, словно забыв об этом, перескакивает на что-то другое — более динамичное, но совершенно пустое.

И уж совсем несообразной выглядит концовка, как будто заимствованная у стандартного патриотического американского фильма — это когда седой генерал обращается к последнему уцелевшему бойцу, начиная фразу с непременного «Сынок,...». То есть в книге, конечно, не совсем так, но уж больно похоже — так же пафосно и насквозь фальшиво, а в контексте данного романа еще и совершенно неуместно.

В итоге получилось у Найта ни то ни сё. Попытка комбинировать социальную фантастику с приключенческой получилось неудачной, уж слишком очевидно распадается действие на отдельные, плохо связанные друг с другом, куски, значительную часть которых можно изъять без какого-либо ущерба для общей фабулы. Нет у романа цельности, нет у него и глубины.

В этом смысле первый и из переведенного, на мой взгляд, лучший роман писателя — «Мостовые ада», написанный четырьмя годами ранее, выглядит гораздо более удавшимся. И хотя в рецензируемом романе Найт, как будто используя конструктор LEGO, снова вводит в качестве кирпичиков сюжета вроде бы те же самые элементы: начиная с фундаментального открытия, изменившего общество, и заканчивая деталями биографии главного героя — обучение его в колледже, дуэль, бег по крышам, дискуссии в философском кружке, но если в первом случае баланс отдельных компонентов более-менее выдержан, то в «Сумерках людей» все они принимают какие-то карикатурно гипертрофированные, а по большей части — и вовсе чужеродные, формы и смотрятся уже, как самопародия. При этом никакого намека на юмор здесь нет, автор вполне серьезен.

В общем создалось у меня впечатление, что рецензируемый роман выглядит рядом с «Мостовыми ада», как эдакий побочный эффект, напоминая героя Дэнни Де Вито рядом со Шварценеггером в известной комедии «Близнецы». Или отталкиваясь от канвы романа, так — словно автор пытался пропустить свой удачный дебютный роман через ГАМНо, но произошел какой-то сбой и полученный продукт вышел чересчур уж вторичным.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Деймон Найт «Будь моим гостем»

elias68, 1 июня 2021 г. 16:16

Складывается впечатление, что Найт на спор создавал произведения в стиле разных классиков(на тот момент) НФ. Если поскрести эту повесть, то проступит написанный четырнадцатью годами ранее рассказ Генри Каттнера «Жилищный вопрос», правда сильно расширенный.

Только в роли обиталища духов здесь выступает человеческое тело, плюс появляется психоанализ, а в остальном весьма похоже. В принципе не плохо, но шедевру Каттнера значительно уступает, в первую очередь из-за затянутости, сестра таланта в момент создания повести куда-то отлучилась.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Деймон Найт «Человек в кувшине»

Zarin, 22 апреля 2021 г. 10:21

Странное впечатление от рассказа.

Практически все исходные данные, описываемые в начале, опровергаются в дальнейшем. То есть вводятся условия, которые читатель принимает за правила данного произведения, но затем автор их нарушает, чтобы прийти к финалу своей работы, хотя хотелось бы увидеть, как он доберется до него посредством обоснованных и нестандартных действий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, говорится о невозможности совершать кем-либо каких-либо действий, в итоге же этот кто-то делает их, сообщая об этом так нагло и влияя на весь сюжет.

Так же даётся понять, что необычные существа того мира легенды, все знают их отличительные черты, причем визуальные, но почему то не замечают их среди своего окружения. Почему?

Эти существа могущественные, но когда-то были порабощены, почему? Потому что.

Он может себя спасти в сложившейся ситуации, но не делает этого, хотя хочет, почему? Да потому что.

Кувшин странный, в разное время повествования будто не одного размера. Сплошные условности покрывают весь текст, от которого ждёшь интересного и логичного решения задачи,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а не с помощью случайности, к которой не вели ни действия ни разговоры персонажей.

Такой интересный заход и интрига разочаровали своим несуразным завершением.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Деймон Найт «Человек в кувшине»

mputnik, 17 апреля 2021 г. 09:29

Что-то «фантастическое» в этом тексте, конечно же, есть. Можно даже употребить и множественное число по отношению к этому. «что-то». Но — тем не менее — по прочтении остаётся устойчивое впечатление, что тебя обманули.

Хотя в чём и как именно обманули — сообразить трудно. Вроде бы — всё при всём: и фантДопущение имеется, и даже интрига некая, и драйв, и противостояние и всё прочее. Ты хотел чтива — тебе его дали, ты прочёл, не выбросил сходу, прочитал до конца. Вроде — всё честно, не так ли?

Вот только… это ни разу не Фантастика, уважаемый потенциальный читатель. Это какая-то подделка, фокус какой-то, фарс, буффонада. Аки в цирке. Внимание, внимание, достопочтенная публика! Вот сейчас этот великий факир превратит этого слона в муху! НО… — вот они, зрители, вот она — арена, а вот, в ладошке — входной билетик. Грустно это всё, уважаемый потенциальный

Оценка: 5
– [  3  ] +

Деймон Найт «Двое лишних»

god54, 6 апреля 2021 г. 19:06

Очень даже оригинальная идея рассказа, ни повторов, ни продолжений, ни чего-либо подобного я еще не встречал у других авторов. Оригинальное инопланетное животное, интересный сюжет, динамичное действие, напряжение, интересный финал. Вполне качественный текст. Одним словом можно оставить в коллекции, даже ради одной идеи.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Деймон Найт «Восславит ли прах тебя?»

vam-1970, 26 ноября 2018 г. 11:25

Следует отметить, что автор в послесловии написал, что он атеист и от этих воззрений написал рассказ. Поэтому и мораль здесь такова -не жди помощи Бога во всём, а действуй по его заповедям. Не убий — главная заповедь! В сюжете перебили всех и себя тоже -так какая вам помощь и суд нужны?.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Деймон Найт «Человек в кувшине»

Sawwin, 23 июня 2018 г. 22:23

Живо вспомнился 1966 год и потрясающее впечатление от только что прочитанного рассказа. Не упомню, сколько раз я его перечитывал. И лишь несколько лет спустя понял, чем так замечателен этот рассказ. Дело в простоте и обыденности фантастических событий. В большинстве произведений, читанных мною к тому времени, всякое фантастическое событие подавалось как нечто чрезвычайное. Громкое «У-у!!!» — доносилось с каждой страницы. И сразу становилось ясно, что перед нами небывалый, не наш мир. А тут всё просто и естественно, марраки живут, можно сказать, среди нас и могут создать бриллиант из куска каменного угля, что ничуть не труднее, чем поднять руку выше плеча. И ножик с вибромолекулярным лезвием, он почти как мой перочинный нож, только мой нож режет хуже.

Если сказать проще, Дэймон Найт открыл мне двери в мир фантастики, показал обыденность фантастического и фантастичность обыденности, за что я вечно буду ему благодарен.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Деймон Найт «Назад, о время!»

god54, 7 апреля 2017 г. 18:46

Я то же попытался представить, как будет выглядеть мир, если время потечет назад. И у меня не получилось. Ибо я знаю, как было и, как есть, когда оно течет прямо. Или я так считаю, что оно течет прямо. Если бы я не знал другого потока, то все было бы нормально, а так... Одним словом прочитать вполне забавно, особенно в части пищи...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Деймон Найт «Восславит ли прах тебя?»

god54, 7 апреля 2017 г. 15:24

Этот рассказ еще раз подтверждает давно известную истину, что не Бог, а именно человек хозяин и кузнец своей собственный судьбы. Хочу живу, хочу не живу. А у Бога своих проблем полный рот, он даже не ведает, что творят его дети. Так что же это за Бог? Рассказ краткий, но крайне спорный и не логичный, все ради последней фразы по тексту.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Деймон Найт «Кукловод»

Farit, 18 июня 2016 г. 20:48

Очень сильный рассказ. Опять рассмотрение каких-то событий и явлений «с изнанки». Все знают, что эта изнанка есть, все с ней мирятся, но когда она проявляется — морщат нос и пытаются быстрее вернуть «на место».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Деймон Найт «Упругость»

romanpetr, 16 июля 2015 г. 00:57

Вторая публикация «Упругость» известного Деймона Найта является небольшим рассказиком, в котором четко просвечивают начальные писательские штрихи еще «зеленого» автора. Рассказ вкратце повествует о не большом походе армии Маленьких Людей генерала Дрлнака в целях покорения нашей планеты, закончившемся бесславно, хотя лучевое оружие, при помощи которого они превращали металл в пыль, оставляло для них очень большие надежды. Отсюда и авторские внутренний сарказм и ирония , указывающие в итоге на очередную находку людей в целях поиска выхода из ситуации. Задавили массой! А ведь солдатики то были совсем не простыми, как резиновые, тут в пору сказать, что они мнутся, гнутся и в руку не даются! Оттого и название рассказика «Упругость»,а оценивать его по сильному нет возможности по причине некоторой нервозности и хаотичности в текстовом созидании — уж больно по сырому все выглядит...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Деймон Найт «Будь моим гостем»

такая, 26 марта 2011 г. 11:38

Автор явно психолог и психиатр если не по образованию , то по призванию. Все мы шизофреники в той или иной степени . У кого-то хватает духа побороть «бесов» а кто-то сдается без боя.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Деймон Найт «Прекрасные другие миры»

Jediart, 16 октября 2008 г. 15:46

Немного экстравагантная и интересная история. Два героя произведения видят друг друга с разных сторон. Один смотря фильм, а второй читая книгу. Они так или иначе интересуются судьбами друг друга, и наверное не против были бы поменяться местами. Потому что жизни их порядком посерели и хочется уже чего-то нового, непонятного, чтобы вновь почувствовать себя живыми.

Рассказ небольшой, но бесспорно достоин того, чтобы его почитали!!!

Оценка: 10
⇑ Наверх