fantlab ru

Все отзывы на произведения Константина Фрумкина

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Милая сердцу экзотика»

mputnik, 26 декабря 2023 г. 10:09

Тема: «…Речь пойдет о том, как создание фантастической обстановки, фантастической среды в некоторых произведениях превращается в художественный прием строго определенной направленности. Бывают романы, в которых невероятные события происходят посреди самых обыкновенных городов, — так, скажем, написаны «Война миров» Уэллса, «Вся плоть — трава» Саймака и «Осенние визиты» Лукьяненко. Бывает, что обстановка, в которой действуют герои романа, вполне фантастична, однако автор не собирается заострять внимание на этой фантастичности, роботы и бластеры составляют лишь приправу к «основному блюду». В этом случае фантастический мир — скажем, мир будущего — часто намечается схематично и стереотипно, с отсылками к аналогичным «мирам будущего» в других романах, а основное действие оказывается действительно фантастическим — то есть еще более фантастическим, чем фантастическая обстановка, в которой оно протекает. Таковы, скажем, «Фонтаны рая» Артура Кларка или «Жук в муравейнике» братьев Стругацких. Наконец, в немалом числе романов выписывание фантастической обстановки становится одной из важнейших преследуемых авторами художественных задач. Таковы, например, «Город и звезды» Кларка или «Возвращение со звезд» Станислава Лема…» (это цитата).

Идея: «…Существуют различные способы, как сделать фантастическую обстановку эффектной, как еще до начала действия произвести на читателя впечатление с помощью ландшафтов и интерьеров…» (тоже — цитата).

ФантДопущение — отсутствует. Текст — сугубо аналитический, вернее — литературоведческий. Однако позиционируется он (см. выше) достаточно интересно с точки зрения любого истового прихожанина Светлого Храмам Фантастики.

Продолжать оценку в соответствии со шкалой «Фантазия-2» нерационально (текст не жанровый), но — повторюсь: чтение — вполне имеет смысл. Масса примеров, имен, названий и т.п. Автор «разбирает по косточкам» известнейшие фантастические произведения, и — фактически — «рассказывает секрет фокуса»: как, на основании чего и за счет чего конкретно «под пером мастера рождается шедевр»

Оценка: 7
– [  0  ] +

Константин Фрумкин «Новый анархизм» – идеология будущего»

mputnik, 14 декабря 2023 г. 10:21

Тема: «Анализ причин, принципов и механизмов реализации теологических и прочих идеологических революций и преобразований как базовой основы непрерывной модификации социальных нормативов в соответствии с изменением условий существования Социума, и — предсказание на данной основе главенствующей политической и нравственной системы Будущего». Идея: «В соответствии с найденными в результате подробного и глубокого анализа глобальными и неизменными тенденциями, на смену либерализму в будущем неизбежно и неизбывно — придёт неоанархизм, как следствие возврата от парадигмы ответственности коллективной к ответственности личности».

Субъективный фактор (нравится/не нравится): текст произвёл сильное впечатление, есть желание перечитать, дабы — более подробно вникнуть в детали, устаканить использованную аргументацию, понять и усвоить базовые установки, ещё раз проверить внутреннюю логику». Текст – сугубо аналитический, но не литературоведческий. Изобилует ссылками на авторитеты и научные труды, адекватно готовит и формулирует гипотезы, обладает стройной и четкой концепцией, аргументация отличается полнотой и целостностью.

Короче — прелесть.

В качестве дополнительной завлекаловки — всего одна цитатка (хотя их там много, так и тянет растащить текст на цитаты): «…Протестантизм не доверял церкви и церковному отпущению грехов, он давал рядовому верующему возможность самому читать Библию и общаться с Богом, но он и возлагал на него обязанность заботиться о своей вере. Неоанархизм, не доверяя санкционированным либерализмом демократическим процедурам, возвращает рядовому гражданину ответственность за формирование своего жизненного уклада и, с другой стороны, налагает на него тяжелую обязанность принимать множество решений — хотя и опираясь на помощь анонимных информационных систем…»

Оценка: 9
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Опасность захвата мира страховыми команиями»

mputnik, 17 ноября 2023 г. 09:36

Весьма полезный текст. Любому автору — фантасту, рАвно как и истовому прихожанину Светлого Храма Фантастики — не может быть не интересным добросовестное исследование в области футурологии.

Пусть вопрос и локальный, но — в конце концов — вся наша жизнь состоит из определённой совокупности вполне себе даже локальных вопросов.

А уровень оного исследования — более чем дотошный. Вполне достоин внимания

Оценка: 7
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Быстрое возращение из параллельной реальности»

mputnik, 5 ноября 2023 г. 20:22

Цитата: «…Фантастика еще не решила — служит ли она эскапизму или социальному активизму, стремлению уйти или стремлению остаться и разобраться…».

Довольно странно воспринимать подобные утверждения вне плоскостей законов Старджона и Парето («…в любой области деятельности, применительно к любому функционеру, специалисту, работнику 90 % «итоговой продукции» чего угодно — полная чушь…» и «…20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата…»).

Абстрактное понятие «фантастика» — сама по себе, вне конкретных секторов и их оценок — ничего и нигде не характеризует и не поясняет. Только — запутывает

Оценка: 5
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Россия спорит о бессмертии»

mputnik, 15 октября 2023 г. 19:39

Ежели тебя, уважаемый потенциальный читатель, до сих пор не волновала тема практического достижения бессмертия (в любых её проявлениях — философское обоснование, теория, методология и тп), то ты будешь-таки удивлен (как и я) — сколь много разнообразнейших личностей российского социума варятся в сём котле страстей и полемического пыла.

Выскажу осторожное сомнение в том, то сие знание хоть что-то добавляет к моему видению окружающего мира во всем его многообразии, но… В конце концов, человек — старался, систематизировал материал, подбирал цитаты. Знание — не бывает лишним.

Хотя, в конце тех же концов — «…многие знания — многие скорби…»

Оценка: 6
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Человек устарел?»

mputnik, 7 октября 2023 г. 12:24

Красочное аргументирование живописание «заката эпохи» человеческой плоти в её естественной биологической ипостаси.

Увы, уважаемый потенциальный читатель, это — неизбежно: мы уже не соответствуем требованиям подавляющей части высокотехнологичного оборудования, не говоря уже о технике (тем более — о её боевых образцах). Настолько не соответствуем, что основным ограничением в её разработке на сегодняшний день является та самая «ограниченность оператора». Я уже не говорю о том, что статистика инцидентов и происшествий в связи с пресловутым «человеческим фактором» уже давно перешагнула рубеж в 75%, который в начале века прочно занимала именно техника.

Для понимания «внутренних тенденций» фантастики ближнего прицела — более чем полезное чтиво, уважаемый потенциальный

Оценка: 7
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Опасность захвата мира консалтиногвыми команиями»

mputnik, 22 сентября 2023 г. 10:37

Красивая умная фенечка о будущем. О ближайшем будущем.

Из арсенала «адекватного фантЧитателя». Действительно, после того, как разжевали и в рот положили — абсолютно понятно, что реализация «глобального аутсорсинга принятия решений» — неизбежность для наших ближайших потомков. Такая же, как смартфоны и прочие гаджеты.

И — странно, что очевидность оной фенечки не впечатлила большинство авторов, ваяющих тексты в оных сферах. По идее — должна в тексте присутствовать. В обязательном порядке

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Чего не хватает российской интеллектуальной фантастике»

mputnik, 18 сентября 2023 г. 16:32

Согласен не просто с каждым словом — с каждой буквой.

Теперь понятно, почему у нас нет грантов, позволивших бы кому-нибудь из мэтров перестать гнать халтуру, а — медленно, спокойно и обстоятельно — выдать на-гора Классику Фантастики. Ведь у нас же куча докторов наук, ушедших в бизнес, и даже — не вернувшихся из него, у них куча денег, и хотя бы у кого-то, хоть когда-нибудь, должна бы проскальзывать ностальгия по неимоверному великолепию советской интеллектуальной фантастики.

Увы и ах. Социального заказа — нет. Вот в чем все дело. Беда не в том, что ваять некому. Читать некому — вот как формулируется проблема.

Ежели тебя, уважаемый потенциальный читатель, занимают подобные сентенции, чтиво — для тебя

Оценка: 8
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Фантастика труда и самопожертвования (Литературные искания эпохи «Сколково»)»

Darth_Veter, 19 июня 2023 г. 16:55

Антология современной российской фантастики, вызванной к жизни объявленными «реформами» экс-президента Медведева. По словам автора статьи, писательская братия восприняла инициированные «верхами» реформы как возвращение к «старым добрым» советским временам и традициям. В качестве примера приведено несколько написанных в последний год (2012) социо-фантастических произведений: романы Вячеслава Рыбаков «Звезда Полынь» и Шамиля Идиатуллина «СССР ™», «Мигрант» от дуэта Дяченко, «Хлорофилия» от Андрея Рубанова и «Живущий» Анны Старобинец. Ничего не могу сказать по поводу этих произведений, ибо сам их не читал. А вот насчет прогнозов деятельности разных госкорпораций сказать можно многое. В первую очередь то, что ни одна из них не оправдала затрат на свое создание. Типичный пример — то самое «Сколково», о котором упоминается в статье. Сегодня эта корпорация уже списана со всех счетов, а ее «хозяин» позорно сбежал за границу. Кто-нибудь может назвать мне, что полезного для страны она сделала? То-то же... Так что все восторги оказались преждевременными. Недаром же известная пословица утверждает, что считать цыплят надо по осени.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Константин Фрумкин «Россия спорит о бессмертии»

Darth_Veter, 5 июня 2023 г. 16:17

Тема бессмертия, поднимаемая данной статьей, весьма популярна не только в литературе, но и в публицистике. В свое время ей занимались ОЧЕНЬ солидные философы навроде Канта и Фёдорова. Правда, подходили они к этой проблеме с чисто духовной стороны. А в ХХ веке решили перейти от идеального к материальному. Если вы посмотрите, какие рецепты предлагались желающим омолодиться, то волосы у вас непроизвольно встанут дыбом — причем, не только на голове. Я упомяну лишь одну словесную формулу, которая была широко известна в 70-х годах прошлого века: «Любой яд — это лекарство в самых малых дозах». Короче, пейте цианистый калий из наперстка — и будете жить вечно! Настоящая философия самоубийц... Найти пресловутый эликсир бессмертия — дело нелегкое. А, может, и невозможное. Природа сделала нас смертными вовсе не из ненависти, а, наоборот, от доброты душевной — чтобы мы развивались в лучшую сторону, закрепляя полученные качества в своих поколениях. Автор статьи справедливо замечает, что тысячелетний человек станет настоящим анахронизмом для будущего, не сумев понять и принять многие его ценности. Он, скорее, будет всячески мешать прогрессу, нежели способствовать ему. Представьте себе, хотя бы, неожиданно воскресшего Ньютона. Как вы думаете, понравится ли ему свежая редакция его физики, сделанная Эйнштейном? Думаю, он никогда ее не примет и будет постоянно доказывать свою правоту, отвлекая настоящих исследователей от своего дела. А как насчет разного рода диктаторов и олигархов? Они же будут стремиться править своей вотчиной ВЕЧНО! Никакой народ такого не выдержит — и мир захлестнет такая же вечная смута и всеобщий хаос. О каком прогрессе тогда можно говорить?! В общем, как это ни прискорбно говорить, именно смерть держит паритет в этом мире, не позволяя ему скатиться в бездну первородного хаоса. А жизнь... Думаю, лет 200 для человека станут почти что вечностью.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Ключи от Новосибирска»

Darth_Veter, 8 мая 2023 г. 22:54

Сразу скажу: людям впечатлительным и пугливым читать данную статью не следует. Потому что автор не просто пугает читателя мрачными прогнозами российского будущего — некоторые из них уже сбылись к настоящему времени. Согласно авторскому прогнозу, Россия вполне может распасться на несколько независимых государств, которые будут проводить свою собственную политику, исходящую из их общего прошлого. В 1991 году один подобный раскол уже свершился, когда прекратил свое существование могучий Советский Союз. Не могу сказать, что такая катастрофа пошла на пользу какой-нибудь его части, хотя прибалтийские страны именно так и утверждают. Но где же тогда их виллисы лацисы, донатасы банионисы и раймонды паулсы? Местные культуры резко деградировали у ВСЕХ бывших республик и ныне находятся в состоянии, близком к смерти. Пойдет ли дальнейшая деградация по пути, намеченному Фрумкиным, или нет, зависит как от внутреннего климата в самих странах, так и от их отношений между собой. К сожалению, ситуация с каждым годом пока только усугубляется и никаких положительных тенденций не наблюдается. Нафантазировать, конечно, можно, что угодно (в том числе и Второе Пришествие Христа), а вот что получится в реальности — бабушка надвое сказала. Прогнозы — дело неблагодарное. Метеорологи это знают не по наслышке...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Константин Фрумкин «Опасность захвата мира страховыми команиями»

Darth_Veter, 19 апреля 2023 г. 23:42

Несколько необычная постановка вопроса: кто управляет этим миром — Бог, Президент или ... страховая компания? Автор уверен, что многие управленческие и контролирующие функции государство отдает ныне разного рода «страховщикам» — операции с личным транспортом, здоровьем и даже питанием. Не исключено, что в будущем сфера применения страховок будет только расширяться как вширь, так и вглубь. Может даже так получиться, что страховые компании превратятся в ту самую «третью силу», что будет управлять нашим миром вместо правительств и президентов. Автор указывает пути, по которым это может произойти, В принципе, выглядят они правдоподобно, хотя и не бесспорно. Думаю, власть придержащие всё же не станут так легко сдавать свои позиции, безропотно перекладывая вожжи в чужие руки. Достаточно только повнимательнее взглянуть на современных олигархов, чтобы понять всю нелогичность авторского постулата. Думаю, в итоге получится «среднее арифметическое»: правительства будут не только контролировать, но и спонсировать страховые фирмы, навязывая их услуги населению, но полного контроля «страховщики» всё же не получат. Да и нужен ли он им?

Оценка: 6
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Быстрое возращение из параллельной реальности»

Darth_Veter, 10 апреля 2023 г. 17:14

Размышления о такой популярной в последнее время теме, как «параллельный мир». Что это такое и зачем нам нужно? Почему писателю кажется, что отправить своего героя в смежную вселенную проще, чем, например, на Луну? И, самое главное, какая именно параллельная вселенная нам нужна — чуточку подобная нашей или абсолютно чужая? Автор приходит к выводу, что подсознательно все писатели выбирают первый вариант: его и придумывать, и описывать несказанно проще. Только вот вопрос: а что нужно изменить в нашей собственной Вселенной, чтобы нам не понадобилось сбегать в ее дубликат? Вопросы, как вы понимаете, чисто философские, ибо никакой «параллельной вселенной» пока не обнаружено, да и вряд ли такое вообще Природой предусмотрено — Природа, как известно, пустоты не терпит и глупостей не делает. Ей и с одной Вселенной неплохо живется! А вот человек... Человек — совсем другое дело. Ему всегда чего-то мало и хочется большего. Вот и размышляет о невозможном, чтобы душу свою успокоить. Чем бы дитя не тешилось...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Душа и тело покорителей Марса»

Darth_Veter, 6 апреля 2023 г. 17:13

Надо сказать, довольно нестандартный взгляд на проблемы развития современной космонавтики. Действительно, несмотря на то, что мы побывали на Луне, никакой пользы от этого события не извлекли. А всё потому, что люди в полном смысле этого слова «привязаны к матушке-Земле». Менять свое местообитание вряд ли кто-нибудь решится (я имею в виду только полностью адекватных людей планеты). В принципе, ни Луна, ни, тем более, Марс нам сегодня не нужны, т.к. мы еще не полностью истощили запасы земных полезных ископаемых и еще не подошли к проблеме перенаселения планеты. В космос нас НИЧЕГО не двигает, кроме банального интереса и жажды новых ощущений. Чем, к примеру, занимаются обитающие на МКС космонавты? Научными экспериментами или строительством «небесных отелей»? Отнюдь нет — обычным «обслуживанием» размещенной на станции аппаратуры! То есть, ее включением, выключением и текущим ремонтом. Никакой пользы от такой работы нет никому. Прогресс застрял в очередной «технологической» канаве и не желает продолжать своего поступательного движения вверх. С подобной тенденцией мы не только на Марс — даже на орбиту скоро выходить не будем! Недаром современную космонавтику ныне двигают богатые энтузиасты типа Элона Маска или Джефа Безоса. А государственные организации толкутся на месте, изредка позволяя себе «эпохальные миссии». Вывод, что называется, очевиден и не требует пояснений. Вторая проблема, поднимаемая статьей, состоит в том, КОГО ИМЕННО следует посылать к другим планетам и что конкретно там делать. Ранее считалось, что прибывшие колонисты должны наладить на планете новую жизнь, создавая в течение столетий привычную среду обитания для человека. Константин Фрумкин высказывает альтернативный подход: а, может, нам стоит заниматься вовсе не терраформированием иного мира, а «переделкой» самого человека? То есть, так изменить его физиологию, что чужой мир станет для него родным. Согласен, что это будет и дешевле и быстрее, нежели изменение физических условий в масштабах всей планеты. Вспомните, хотя бы, недавний сериал «Экспансия». Там четко упоминается про то, что «белтеры» (те, кто обитает на астероидах) в корне отличаются от жителей Земли как по философии, так и по физиологии. Так что конфликт интересов тут вызван отнюдь не только любовью американцев к своей демократии — мы имеем межпланетный конфликт между двумя разными народами. Об этом, кстати, автор статьи также упоминает. В новом будущем нас вряд ли будет ждать Галактическая Империя или даже Великое Кольцо Разума — каждая новая планета станет родоначальником новой расы людей, ничем уже не связанных с обителью своих предков. Так что придется искать иные пути для восстановления отношений. Хотите узнать, какие именно? Тогда читайте больше хороших произведений от писателей-фантастов!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Милая сердцу экзотика»

Darth_Veter, 27 марта 2023 г. 21:54

Статья излагает мнение известного публициста о том, как фантастическая обстановка литературных произведений становится художественным приемом. Свое мнение автор обосновывает, используя в качестве наглядного примера «Варан» Дяченко и «Посмотри в глаза чудовищ» Успенского/Лазарчука. Спорить с автором не буду, ибо не совсем ухватил суть его новаторской идеи, тем более, что к его пояснениям у меня особых претензий нет. Фактически, рассмотрены две возможные формы фантастической обстановки — прямая и обратная. Прямая является простым «продлением» в будущее хорошо известных нам фактов, а обратная (инверсная) переворачивает всё «с ног на голову»: то, что было редким в нашем мире/времени, становится обыденностью иномира/будущего. Например, будете ли вы по-прежнему считать Эйнтейна великим ученым, если будете регулярно пить с ним пиво в местном пабе и ругаться по чисто бытовым причинам? Или другой пример: насколько ценилось бы в нашем мире золото, если б Гарину удалось пробуравить своим гиперболоидом Оливиновый Пояс? Фантастическая обстановка в обоих случаях является фоном для развития вполне реалистичного сюжета. Наверно, именно по этим причинам радиопостановка Орсона Уэллса вызвала в октябре 1938 года столько паники и неразберихи: она развивалась на фоне обыденной действительности и выглядела вполне правдоподобно, несмотря на фантастические допущения. Читайте статью, если вам нравится размышлять о проблемах творчества — и не только литературного.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Новый анархизм» – идеология будущего»

Darth_Veter, 17 марта 2023 г. 23:31

Автор поставил перед собой нестандартную проблему — определить, какие формации может принять идеология общества будущего. В качестве основы для ее формирования были взяты постулаты современной идеологии либерализма, столь популярной за рубежом. Поманипулировав с ними, автор статьи пришел к выводу, что в будущем свобода станет понятием не политическим или государственным, а личным и индивидуальным. Правда, выбирать, скорей всего, всё же придется из нескольких вариантов, предложенных «независимыми» сторонами, ибо создать собственные законы и нормы поведения сумеет далеко не каждый. Гораздо проще будет купить их на своеобразном рынке идей, который появится после всеобщей глобализации. Заманчиво, конечно... Но не слишком реалистично. Потому как со властью и хорошей жизнью люди никогда не расстанутся — таковы требования естественного отбора в любом обществе. Бессребренники историю не двигают, а банально смешат народ и вымирают. К сожалению, чтобы что-то в этом мире сделать, нужно иметь или много денег, или много влиятельных друзей. Сомневаюсь, чтобы все «сильные мира сего» согласились бы на добровольное прозябание на общих условиях — кроме денег и непомерного желания властвовать у них больше ничего за душой нет. И ничего из этого они по своей воле не отдадут. По мне гораздо проще поверить в грядущий Конец Света, нежели во всеобщую свободу и справедливость. Такова уж подлая суть человеческой натуры...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Тревожный сон и неспокойная совесть утопии»

Darth_Veter, 30 января 2023 г. 17:16

Со времен Томаса Мора человечество всегда тайно мечтало о таком мире, где можно было жить свободно и спокойно, не боясь каждого нового дня. По имени острова в романе этого английского писателя подобные идеальные общества стали называть утопиями. Практически каждый третий фантастический роман раскрывает ту или иную сторону подобного общественного устройства. Потому что люди хотят думать и читать только о хорошем, а плохого они достаточно много видят в своей реальной жизни. Автор статьи обращает наше внимание на то, что, описывая свои утопии, каждый писатель пытается в той или иной мере «оттолкнуться» от нашей реальности — либо для того, чтобы сравнить ее с очередным «раем на Земле», либо для того, чтобы показать, как этот самый Рай может в мгновение ока превратиться в самый настоящий Ад. В основу анализа положены только произведения русскоговорящих авторов, т.к. зарубежные утопии не сильно отличаются от действительности (спасибо крепкой социальной политике!). У нас же ситуация обстоит, как в знаменитом стихотворении Тютчева: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать — / В Россию можно только верить.» Вот наши фантасты и представляют на суд читателей свою веру. Но, как замечает автор, она старается не слишком далеко отходить от реальности, чтобы сладкие грёзы не мешали нам адекватно воспринимать все «прелести» настоящей жизни.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Накануне эпохи "бесчеловечного общения"»

Darth_Veter, 13 января 2023 г. 15:01

Автор статьи как в воду глядел! Ибо сегодня, спустя 15 лет после ее написания, актуальность данной темы стала очевидной, а степень ее проявления явно повысилась. Если еще в XIX веке люди общались непосредственно при личной встречи, то век двадцатый благодаря телефону сделал часть таких встреч неявными. А дальше — пошло по нарастающей. Люди всё чаще стали встречаться виртуально, посылая своему собеседнику либо свой образ, либо голос, а иногда — одни лишь только слова в форме печатного текста. Живое представительство каждый раз сокращалось, пока не превратилось в чистый идеал. Я сам лично видел, как четыре пары парней и девушек, сидя в парке на соседних скамейках, оживленно общались между собой ... через мобильные телефоны. Тогда мне на ум пришло известное выражение, что любую разумную идею всегда можно довести до полного абсурда. Сразу после Нового Года у нас в школе решили ввести режим бойкота мобильных телефонов как для учеников, так и для учителей. Иначе ученики скоро уже станут сталкиваться лбами в коридоре, поскольку они ходят, не отрывая своих глаз от еле мерцающего дисплея. Наверное, любой прогресс имеет свои недостатки — такова философия жизни. Но человеку на то и дан его разум, чтобы он умел учиться на своих и чужих ошибках.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Будущее наших кошельков или даешь финансовую фантастику!»

Darth_Veter, 30 декабря 2022 г. 22:22

Автор прав в одном: финансовые вопросы мало волнуют современных фантастов. Большинство из них ограничиваются только самыми общими фактами: как организована система платежей и как называется очередная денежная единица. Наиболее распространенным названием является кредит, что говорит о той самой системе, на которую и намекает автор статьи. Действительно, кредиты стали одной из характерных черт нашего времени. Практически каждый из нас сталкивался с ними в своей жизни. Но автор идет дальше и пытается заглянуть в более далекое будущее. Что сменит кредитную систему? Из чего будет складываться благосостояние каждого гражданина? По его мнению, в будущем нас ждет «бонусная» организация финансов: денежные единицы исчезнут, а им на смену придут бонусы, которые будут означать полезность данной личности с точки зрения его квалификации и образа жизни. Другими словами, общество будущего будет делиться на классы и категории в зависимости от количества начисленных им баллов-бонусов. Вам не кажется, что нечто подобное мы уже проходили десятки тысяч лет тому назад? Так что никакой новации здесь нет — просто очередной цикл смены ценностей с материального на духовное, чисто математическое. Но я не рискну возразить, т.к. вполне мог не разглядеть существенных отличий будущей финансовой схемы от самой первой организации оплаты труда в первобытном обществе. Так что лучше прочтите статью и сделайте свои собственные выводы.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Амальгамы жизни и смерти»

Darth_Veter, 26 декабря 2022 г. 21:29

Довольно цельная аналитическая статья, посвященная проблеме перехода людей в потусторонний мир. Попросту говоря, как в мировой литературе отражен процесс смерти. Тема немного мрачноватая, поэтому у нее не так много поклонников (психов и патологических маньяков за таковых не считаю). Но произведения, целиком посвященные данной тематике, имеются и их не так уж и мало. Автор статьи анализирует три стадии подобного процесса: 1) предсмертные видения, 2) посмертные ощущения, 3) пограничные состояния между жизнью и смертью. Для каждого случая приведены образцы произведений, причем не обязательно фантастических (как, к примеру, известный роман Томаса Манна «Волшебная гора»). Образцы, на мой взгляд, убедительные, чтобы подтвердить разумность приведенной классификации. Никаких заумностей — всё строго по заявленной теме. Начинающий писатель может найти в данном эссе множество советов по составлению сюжетов на мистико-сюрреалистическую тематику.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Фантастика труда и самопожертвования (Литературные искания эпохи «Сколково»)»

mputnik, 26 декабря 2022 г. 10:25

До чего же забавно перечитывать литературоведческие труды десятилетней давности, уважаемый потенциальный читатель. Почитаешь себя если и не Богом, которому единственно доступны причины успехов и неудач человеческих стай, то уж точно — неким попаданцем, что, тихонько посмеиваясь в усы, откровенно глумится на громадьём и планов и выводов прогностической аналитики.

Нет, правда, уважаемый потенциальный — это вполне себе увлекательное занятие, без преувеличения, и без всякого там злорадства. Невольно ловишь себя на мысли «…а, вот, ежели бы мне тогда, в 2012-ом, толкнули информационный пакет из 2022-го, вот я — чего бы тогда выкинул бы, какой-такой фортель?..».

Неочевидность Бытия, помимо чисто психологических эстрадно-юморных аспектов прогностики («…хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих грандиозных планах…»), имеет и некие вполне практически полезные последействия, основывающиеся на несуществующем послезнании. Хотя бы те, что базируются на целесообразности осознания самого факта возможного послезнания.

Рекомендую, уважаемый потенциальный. Искренне

Оценка: 6
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Победа писателей над всемогущим противником (Божественное всемогущество как проблема литературного сюжета)»

Darth_Veter, 4 декабря 2022 г. 17:48

Статья, посвященная теме Божественного всемогущества как сюжетообразующему фактору фантастического произведения. Автор берет за основу вышедший в 2002 году роман Марины и Сергея Дяченко «Пандем», где рассказывалось о влиянии на будущее человечества некой паранормальной сущности, чье имя и вынесено в заглавие. Как ни странно, но при всей ее гуманитарной сущности коммунизма на Земле не вышло. О причинах такой неожиданности автор и рассуждает в своей статье. Прочитав ее вы узнаете, отчего фантасты не любят помещать на свои страницы всемогущие сущности, а если и помещают, то существенно урезают их способности. На мой взгляд, вполне логично и убедительно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Научная фантастика как религия страдающего ученого»

Darth_Veter, 27 ноября 2022 г. 21:37

Аналитическая статья, раскрывающая проблемы т.н. «ученой фантастики» (т.е. фантастики, рассказывающей о плодотворной деятельности ученых самого разного калибра). За основу взята советская фантастика, ибо в ней образ передового ученого, решающего важную научную проблему, раскрыт более детально и ярко, нежели в фантастике зарубежной. Я бы лично назвал в качестве примеров «Пылающий остров» и «Полярный мост» Казанцева, а также «В институте Времени идет расследование» Громовой и Нудельмана, но автор статьи отталкивается от других произведений (прежде всего, от Стругацких и Савченко). Наверно поэтому он приходит к выводу о вырождении подобного жанра в современной фантастике. Я же считаю, что причина лежит в другом: наука и технологии перестали быть привлекательной областью вложения трудовых сил в силу ряда известных причин (одна из которых — массовая компьютеризация нашей жизни). Ньютон, Лейбниц и Ломоносов были универсалами, делая открытия в разных научных дисциплинах, т.к. рассматривали науку как единое целое, связанное мировыми законами сохранения. Сегодня таких «полиглотов» уже не воспитывают, ибо работы для них практически нет — кругом требуются только узкие специалисты: в тех же информационных технологиях уже насчитывается более пяти десятков направлений! Так что время гениальных ученых-одиночек кануло в Лету. Может, это и хорошо, но мне почему-то от этого грустно...

-------------------

РЕЗЮМЕ: обзорная статья о фантастике, рассказывающей об ученых и их научной деятельности.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «О войне, лидерстве и мировой истории»

Darth_Veter, 11 ноября 2022 г. 22:17

Статья рассказывает о формировании «национальной идеи» России, беря в качестве основы Октябрьскую революцию 1917 года и проводя аналогию с «войной в заливе» 2006 года. Автор убежден, что все проходящие в мире события должны привести в исполнение некий масштабный Проект глобализации, подразумевающий стирание национальных границ и формирование единого Мирового правительства. В основном размышления автора довольно логичны и разумны, так что ознакомиться с ними не мешает хотя бы для того, чтобы сформировать свою собственную точку зрения.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Привыкание к нестабильности: Еще раз о «Бюрократии будущего»

Darth_Veter, 5 ноября 2022 г. 23:36

Статья посвящена проблеме управленческих структур в обществе. Автор сильно сужает область анализа, ограничиваясь только капиталистической экономикой. Одно это уже должно снизить интерес к его размышлениям, ибо другие аналитики уже пришли к выводу о неэффективности капиталистического воспроизводства (см. предыдущий номер журнала). По мнению автора статьи, наибольшая польза экономике будет от аутсорсинга — передаче управления экономикой в руки специализированных подрядчиков, представителей сторонних организаций. Я не экономист и потому не могу сказать, насколько такой метод работы прогрессивен и перспективен. Но отчего-то мне кажется, что чеховский принцип («по-прежнему воруют») будет так же актуален в этом обществе, как и 200 лет тому назад. Типичный пример — известная всем корпорация «Рос-нано», которая за два десятилетия не сделала ничего полезного для страны, растратив десятки миллиардов бюджетных рублей. А учителя так и не дождались обещанных Чубайсом планшетов, снабженных российским софтом.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Письма об оккультном государстве»

Darth_Veter, 5 октября 2022 г. 22:50

Что на самом деле представляет из себя утопическая Конфедерация — свободное государство или одну из форм диктатуры? Автор пытается доказать последнее, используя мировой опыт человечества и банальную логику. По его мнению, Конфедерация — это государство, построенное по принципам «иерархии учительства» и тотальной слежки каждого за каждым. Что ж, никто не станет отрицать, что ЛЮБАЯ форма государственности — это вынужденная жертва любым членом общества своих прав во благо остальных, т.е. принудительное ограничение прав и возможностей людей. При этом права урезаются в соответствии с принципом старшинства: кто старше, тот занимает более высокое положение и, значит, меньше страдает от ущемления собственных прав. Известная поговорка «Тот прав, у кого больше прав» лишний раз подтверждает, что никакого равенства между людьми на самом деле нет. Причем, при любой общественной формации. Всегда будут те, кто «на Олимпе», и те, кто у его подножия — в этом вся философия человеческого существования. Оптимистические фантазии Ефремова в «Туманности Андромеды» так и останутся чистой утопией. А раз имеется разделение на классы, диктатура просто неизбежна. И неважно, какие методы она использует, чтобы удержать свою власть — убеждение, внушение или неприкрытое «зомбирование» населения, — антинародная суть ее от этого не меняется. Поэтому успокойтесь, философы! Социально-справедливое общество так же недостижимо, как и скорость света. Виной тому не промахи в организации общественной жизни, а несовершенство каждого ее члена.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Лев Лобарёв, Константин Фрумкин «От сюрреализма до антиутопии. Гости страны фантастики, часть 2: диссиденты и поэты»

mputnik, 23 мая 2022 г. 08:30

Почти дословно, что-то вроде вывода из заключительного абзаца текста: «…фантастика писателей — нефантастов» существенно отличается от традиционного жанрового чтива…». Да кто-бы спорил. Это же верх очевидности.

Но… почему в конце-то, а не в начале? Типа, при всей очевидности — у кого-то, тем не менее, оставались сомнения? К чему эти банальности? В таковом виде — чуть ли не исследование научное. Зачем?

Ибо — смысл ускользает, уважаемый потенциальный читатель. Для истовых прихожан Светлого Храма Фантастики — надобно с самого начала отделить мух от котлет: типа, вот — мы, вот — они, и они отличаются от нас тем-то и тем-то, поэтому и не пользуются такой популярностью, как сокровища Храма. Для любителей же боллитры, нудного, замшелого, серого мейнстрима — надобно выпячивать свой подход, свои ценности, уничижая артефакцию Жанра, превознося что-то чужое, ненужное и непонятное для большинства аудитории.

Подход же «и вашим и нашим» — он, конечно же, допустим, разрешён, возможен и т.д. и т.п. (демократия и всякое такое). НО… — смысл? Зачем? Цель? Утилитарно — чтобы было? Для коллекции?

Оценка: 3
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «О «пружине Вселенной» и энергетическом кризисе рационализма»

mputnik, 9 марта 2020 г. 09:06

Вполне себе симпатиШное миниатюрное эссе «по мотивам» Теории Большлго Взрыва. Доступно, доходчиво, достоверно.

В качестве популяризационного текста — вообще совершенно замечательно. Ну, чисто — передача канала «Наука».

Похвальная добросовестность автора

Оценка: 7
– [  5  ] +

Константин Фрумкин «Философия и психология фантастики»

ArtTrapeza, 2 февраля 2017 г. 11:19

Не часто в магазинах продаются книги по фантастиковедению, поэтому купил что было. А вот при ознакомлении впечатления остались смешанные. Возможно, я придираюсь к монографии потому, что мало смыслю в философии и психологии. Но ощущения при чтении были как от вкусного обеда, перемежаемого помоями.

Что не понравилось. Часто казалось, что Фрумкин переходит грань фантастики и реальности при рассуждениях о вероятностной магии, параллельных мирах, божественных откровениях и чудесах, экстрасенсорике древних. Автор всерьёз в это верит? Или это такой современный плюрализм, когда у одних «2×2=5», а у других «2×2=апельсин»? Совершенно убила приведённая им цитата примерно следующего содержания: «каждый романтик немного фашист», причём с ней он не спорил. Эрудицией автор вообще блещет, постоянно кого-нибудь цитируя от античности до наших дней.

Были и положительные моменты. Например, Фрумкин немного улучшил моё отношение к Пелевину (хотя последнего практически не читал и не планирую). Понравилось, как автор книги прошёлся по «Властелину колец».

Да, пожалуй эта книга — научная работа, но не вырождается ли такая наука в пустословие? Или может быть, проблема в том, что современная фантастика в массе ужасна? В общем, книга показалась мне хаотичной, как и постсоветская эпоха, отражением которой она является.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Антология «Сингулярность: Образы "постчеловечества"»

beskarss78, 25 июня 2016 г. 13:31

О форме:

Бумага, твердая обложка, хороший переплет, подходящий формат – мне понравилась грубо-вещественная, осязаемая и обоняемая сторона издания. Такой и должна быть хорошая научно-популярная литература, не претендующая на фундаментальность. Три сотни страниц, чтобы полистать в дороге, а потом не выкидывать, оставить на полке.

Тираж в 600 экземпляров — скорее коллекционный, но всё равно приятно. Есть в интернете.

А вот с видимой стороной — уже начались проблемки. Особенность дизайна этого издательства — помещение на обложку имени лишь составители сборника и ничьего другого. Ну ладно, перетопчемся. Слава — пыль, а настоящий читатель всегда посмотрит оглавление, там фамилии присутствуют. Правда, имеются очепятки.

О содержании

Я и своей-то статьёй не совсем доволен — а уж в других текстах находил такие перлы, которые надо бы осветить... Если кто будет огорчен или даже проявит недовольство — милости прошу расчехвостить мою работу :)

Итак:

Часть 1. Сингулярность – разрыв в развитии цивилизации

Андрей Болдачёв «Финита ля история – политико-культурно-эконоическая сингулярность, как абсолютный кризис человеческой цивилизации»//

Автор указывает на два вида прогнозирования: моральное – сейчас живем плохо, всем каюк, если не станем жить правильно, и рациональное – почему все происходит и к чему приведет.

В этом смысле сингулярность — неизбежна, но при том совершенно не факт, что произойдет какое-то сказочное, стремящееся к бесконечности изменение показателей. Вот с демографической сингулярностью – уже не состоялось (по графикам роста населения с неолита – мы должны получить бесконечность в 2007-м году. Но нет – просто изменились процессы). Поэтому надо искать качественные изменения в своременных отраслях. Которые с одной стороны, все перевернут, с другой стороны – не будт откровенно фантастичны.

В экономике – идеальное согласование производства и потребления – что снимет часть кризисов, но не уничтожит саму экономику. Автоматизация: количество человеко-часов в производстве – сводится к нажатию кнопки «заказать». Учитывая автоматизацию покупаемых изделий, получаем: переход от потребления товаров – к потреблению функций.

В политике – переход от выборов субъектов – к выбору результатов (до нуля сократится время между выбором субъекта и оценкой его деятельности).

Культурная сингулярность – одновременно существование и развитие всех художественных стилей (продолжительность моды – сокращается но нуля).

Сингулярность в философии – некое интегральное понимание мира у образованных людей. И постнаучная рациональность: компьютеры автоматизируют часть логических решений, часть исследовательских функций – человеку надо будет создавать амальгамы и мозаики из допущений.

В итоге, когда технологическая сингулярность породит сверхразум – то люди останутся, человечество останется – как шимпанзе на окраине эволюционного процесса.

За идею и часть рассуждений – отраслевые сингулярности! — мои аплодисменты автору. Но когда он говорит, что с людьми ничего особенного не случится – это смотрится несколько странно, учитывая объем тех ресурсов, что потребляют люди, и учитывая то массовое исчезновение видов, которое устроил человек.

Аналогично, сингулярность в философии — это сейчас сытое общество может позволить себе содержать почти неограниченное количество картин мира, и каждую считать разнозначной. Если физическая картина мира снова становится очевидно-значимой для государства и общества (а не как сейчас, когда промышленные державы отказываются от АЭС!) – почти неизбежно создание каких-то метасистем, которые, не зачеркивая все предыдущие рассуждения, создают регламент их использования (исторический пример – преподавание философии в Византии – использовались тексты древних авторов, в том числе и с упоминанием языческих богов, но именно как учебные).

Андрей Мирошниченко «Череда сингулярностей. Этика сверхличности и сингулярнсоть-2» /41/

От освоение космоса люди отказались – интереснее осваивать виртуальность, нанотехнологии и прочее. Потому интереснее, что это приближает к победе над смертью – вечной мечте человечества. В итоге будет сверхличность: личность человека на компьютерном носителе плюс все технологические знания мира, доступные в реальном времени…

Этические задачи новой личности – это полнота самореализации. А этом можно сделать только через распространение себя, через изменения космоса вокруг – в итоге «расперсонализация волящего разума».

Возникают вопросы: этика вырабатывается, как нормирование правил жизни в обществе. Мартышка в одиночестве этику не создаст этики. Потому возникает проблема (среди прочих авторов и немного её покопал) о противоречии межу моносубъектом и полисубъектом. Что мы получаем в результате сингулярности? Потому что тактически моносубъект выгоднее, но на длительном периоде развития он сталкивается с проблемой – личность не нужна, потому что нет значимых угроз, останавливается развитие и т.п. (океан планеты Солярис) А вот полисубъект, сохраняя межличностные противоречия – воплощает через них те противоречия, которые служат источником развития…

Сергей Кричевский «Живое универсальное разумное существо: гипотеза пост-постчеловеческого будущего» /61/

Тут все просто, надо пройти трансформацию ЧР в КБЧ, а из КБЧ в ЖУРС: автор с восторгом говорит о возможности переноса сознания с биологического носителя на новый, технологический. Предполагает космическую экспансию новых разумных существа, уповает на помощь пришельцев, но опасается их слишком высокого технологического развития. Наконец, говорит о том, что вселенная возможно, разумна, надо просто научиться жить по её правилам...

И всё это на неполных четырех страницах текста. Будь гипотезы свежи, оригинальны и дерзновенны — такая краткость бы впечатляла. Но все это я читал раньше, начиная от «Новой космогонии» С. Лема...

Часть 2. Футурология информационного общества.

Андрей Скаленко. «Глобальная трансфинформационная сущность цивилизационного процесса» /с.65/

Автор назойливым курсивом /выделена треть объема текста/ пытается сказать, что все и каждое предложение в его статье — важны. А говорит он о том, что информатизация на дворе, времена в технологическом отношении, революционные. Надо совершенствовать наше общество и пополнять знания о нём. Всё хорошо, но мне показалось, что я читаю статью из 1980-х, годика 1986-го...

Андрей Мирошническо. «Освобождение авторства. Адаптемы медиа». /с.73/

Автор удачно использовал термин «адаптема» — теорема и короткое суждение о новизне.

Исходная посылка: на пространство публикационных площадок вышли 2-4 млрд. личностей. Это меняет медиа.

Монополия на распространение информации остается в прошлом. Тон будут задавать системы отбирающие информацию, интересную данному конкретному потребителю. Бесплатный контент, самообслужвание масс, но только необходимую властям/финансистам информацию продолжат оплачивать сверху. Новая социально значимая журналистика может родиться из журналистики брендов (блогеру надо писать об интересном). Но поскольку авторство очень сильно подменяется копипастой и лайком – возникнут новые монополисты в подаче информации, которые будут завоевывать внимание потребителя через создание стилистического оформления информации (диктатура редакторов социальных сетей – информация там есть, но её нет в ТОПе ). Действительно качественно новым явлением – будет благодарственная оплата.

Хорошо показано, что сам по себе доступ к любой информации – еще не освобождает человека, человек ведь живет в обществе. Одна из сильных статей сборника, хотя мне бы хотелось некоей схемы или краткого описания той модели информационных потоков, которую конструирует автор. Стилистически авто немного подражает Тоффлеру.

Константин Фрумкин. Комментированная реальность /109/

Автор увязывает технологию «дополненной реальности» (когда мы видим вещи вокруг сразу с комментариями) и развитие баз данных. Проводит вполне резонную аналогию между такой смычкой — и порнографией: откровенность, открытость практически всех предметов.

Я бы тут развернулся с рассуждениями – как изменятся понятие «вещи-в-себе», такое вот сопровождение ведь будет дополнением энгельсовской «вещи-для-нас», рожденной только через практику – но промолчу 

Юрий Вазильтер. «Закат буквы, или Несколько гипотез о бытовании литературы и поэзии в постписьменную эпоху» /113/

В статье развертывается очень правильная идея: литература – это лишь одна из форм, которыми люди выражают свои экстровертные стремления. Понятия «книги» и «публикации» — сильно разойдутся, в итоге ы снова вернемся к синкретическому искусству – то есть объединению всех возможных форм в рамках одного произведения.

Есть у меня отчасти схожая работа «Отчуждение автора, как следствие индустриализации общества» http://samlib.ru/b/beskarawajnyj_stanislaw_sergeewich/93.shtml – я рассуждал, как изменится отношение к авторскому праву, и сама литература. И что писатели, как таковые, вынуждены будут кооперироваться с создателями других видов искусства, а умение связно писать тексты станет сродни умению рисовать.

Но здесь автор полнее раскрыл проблему – упомянув и поэзию, и качества человеческой психики. Одна из сильных статей в сборнике.

Часть 3. Социология будущего.

Александр Шубин «Путь информалиата» /165/

Автор делает разбег – на десяти страницах рисует кризис индустриальной фазы развития и глобализации. На смену идет информалиат: труд, управление и вторчество в одном флаконе, деятельность работника определеяется не приказами, но советами, он информационен и неформален.

К сожалению, имхо, автор увлекся образами новых работников умственного труда, которые существует на пока не заполненном до конца рынке. Он рисует образ, который мне напоминает образа казак/пионера/колониста на новых территориях – но только не в тайге или прерии, а на рынках и в технологических проектах.

Но фраза: «Новое общество должно поддержать каждого человека в его стремлении заниматься любимым делом», — утопия чистой воды. Когда же я прочитал о том, что широкое распространение альтернативной энергетики — ветряки и солнечные батареи — позволит нам получать даровое (!) электричество, то понял – это мечты.

Автор просто взял наивно-социалистические зарисовки про сельские коммуны, которые сами по себе вытеснят большие корпорации и государства — и припаял к ним электронику.

Не-а.

Игорь Эйдман «Контуры нового общества» /202/

Попытка описать посткапиталистическое общество. Альтруизм не работает и выход – в атомизации труда. Меновая экономика – каждый у своего компьютера, через сеть меняется – вытеснит коллективы, это альтернатива капитализму и социализму.

Автор формулирует список «прав человека», которые позволяю любому индивиду свободно примкнуть к тому сообществу, в рамках которого он желает удаленно трудиться.

Рисуется картина нового общества – без государства – в котором страты номадов, созерцателей, традиционалистов и просто сумасшедших – смогут гармонично сосуществовать.

Увы, это фантастика.

Социальные структуры конкурируют между собой. В этом смысле государство постоянно воскресает (в какой бы кризис его не свалили предыдущие властители), потому что эта структура обладает аппаратом подавления и монополизирует право на насилие. А хорошему аппарту подавления требуются новые технологии, или прсото разнообразные технологии, которые можно получить лишь благодаря разнообразию форм труловых субъектов: не только товарищ у компьютера и десяток роботяг в полуавтоматизированном заводе, который дешевле целиком автоматизированного…

Что абсолютно свободный рынок, что федерация сельских общин, что федерация странствующих племен – существуют лишь пока не возникает возможность создать надструктуру и взять к ногтю всякую мелкую шушеру. А возможность эта становится необходимостью, потому как раньше управляемой структуры (государства) в федерациях субъектов начинаются неуправляемые процессы (как на любом 100% диком рынке – стремления сбыть с рук бракованный товар, работать через демпинг с прицелом на монополию и т.п.)

Константин Фрумкин «Куда эволюционирует мораль» /222/

Статья отчасти обзорная – автор перечисляет тенденции, которые в тех или иных формах присутствуют в сегодняшнем этическом дискурсе. Первая из них «этический империализм» — экспансия норма морали на остальные сферы, например, запрет некоторых экспериментов с животными. Это приводит к отрыву этики от морали. Индивид сталкивается проблемой: старые нормы не то, чтобы не работают, но требуется их трансформация. «Добро превращается в односторонние моральные обязательства, зло и злодеи тяготеют к исчезновению вообще, отклонение от нормы перестает считаться морально предосудительным».

Как обзор и зарисовка – статья вполне адекватна. Но очень бы хотелось чуть более глубокой разработки проблемы «полисубъектности»: есть среда, есть «братья наши меньшие», есть люди, есть (в будущем) какие-то вариации сверхинтеллектов. Должна быть система, которая описывает суму этических отношений – и насколько эта система будет отличасться от морали лесного дикаря, который и лес уважал, и с богами «общался».

Юрий Шушкевич «Генеалогия нового неба. Реконструкция прошлого может стать основной задачей будущих поколений»./256/

Автор почти без разбега улетает в свои мечты:

- скоро на всех ждет какая-то форма обеспеченного существования и там у каждого будет много, очень много свободного времени, жить будем полтораста лет;

- человек будущего обречен на одиночество;

- постигать природу просто скучно, и нет в этом утешения для человеческой души;

- лишь история дает такое ощущение, потому надо воскрешать персонажей прошлого (по Фёдорову практически)

- а потом установим связи с миллиардами умерших предков и будем переосмысливать и переосмысливать свою жизнь…

Получается не Россия завтрашнего для, а сплошной «Убик».

Автор гипертрофировал одну из страстей человека – смотреться в прошлое, как в зеркало. Но в любые эпохи эта страсть занимает лишь часть нашего времени. Вот буквально вчера – расцвет попаданчества, как литературного приема – именно как попытка посмотреться в прошлое и одновременно исправить его. Но это не значит, что все другие сферы деятельности пошли лесом.

По поводу скуки и бездуховности постижения природы – Нил Стивенсон и «Анафем» — всем в помощь 

Ну а идея о том, что все будут жить просто здорово, не нуждаясь, а машины будут за нас вкалывать – она привлекательная, но сами по себе машины нам не помогут. Без трансформации общества и/или человека мы тихо окочуримся по углам, потому что проиграем конкурентную борьбу эффективным механизмам.

Станислав Бескаравайный «Прогнозирование развития техники» /274/

В статье решалась достаточно узкая, чисто методологическая задача – разобраться с понятием «парадигма техники» (это аналог понятия «парадигма науки»). Как оно получилось – судить читателям .

Антон Первушин Сумма космонавтики. Взгляд Станислава Лема на будущее космической экспансии /289/

Можно ли лемовские рассуждения, ставшие сейчас отчасти ретрофутуризмом – использовать в реальном прогнозировании?

С одной стороны – Лем предсказал, что межзвездная экспансия потребует такого высокого уровня кооперации на Земле, что это сметет национальные границы, объединит человечество – вывод вполне разумный и если смотреть на сегодняшние попытки кооперации в космосе – правильный.

С другой стороны – в рассказах о пилоте Пирксе – Лем рисует картину быстрой колонизации космоса средствами индустриальной эпохи. Техника лишь начинает обретать «искры разума».

Первушин показывает, что «космонавтику» рассказов о Пирксе – Лем заимствовал из авиации, и к 1970-м стало ясно, что подобная колонизация космоса — именно фантазия.

А в противоречи между машиной и человеком – как колонизаторами космоса – Лем указывает на волю человеческого разума, а вот машинный интеллект воли лишен. Потом, завершает уже Первушин – человек не сможет отказаться от человечности в своей космической экспансии.

Можно тяжело вздохнуть и открыть «Эхопраксию» Уоттса.

Увы, будущее обладает столь выдающимся оскалом, что лучше бы оно не улыбалось нам  Трансгуманизм, он ведь не на пустом месте возник…

Словом, у Харитонова, в романе «Факап» вселенная Стругацких «отправлена в будущее» куда достовернее (хотя, конечно, роман – очень велик по объему, и сопоставлять его со статьей не совсем правильно).

В целом по сборнику:

Сборник отягощен типичной проблемой конкурса, на который подано маловато работ.

Выбор есть, но из предложенных кубиков не складывается целостная концепция. Составители в кризисе.

Глубоко разработать один вопрос? Нет, есть работы в других темах.

Описать все будущее подробно, как целостную картину – откровенно не хватает работ.

Выкинуть все слабые и вторичные тексты? Нет, тогда тупо не будет книжки, только брошюра.

Получается редкозубая челюсть. Удар пальцами, а не кулаком.

Сборнику очень на пользу пошли бы еще две сотни страниц текста, еще хотя бы один раздел.

По футурологической составляющей.

Этот сборник очень неплохо смотрелся бы десять лет назад. Да, это проблема всех подобных сборников. Но проблема не меняется: тут есть ценные своей новизной понятия, гипотезы, концепции — просто их мало, и методологически сборник не играет, как целое. Общая идея о кризисе индустриальной фазы развития – прослеживается – но не во всех текстах, порой противоречиво, порой лишь на периферии.

Читаешь одну статью, вторую — хорошо, потом две подряд – грустно. В итоге к последним текстам в сборнике подбираешься с ощущением вторичности. Если бы в книге присутствовала единая линия рассуждений, авторы бы придерживались каких-то общих концепций – и вторичность не была бы проблемой. Сейчас-то классиков прогнозирования читают не за оригинальность, а за великолепные примеры рассуждений…

Итого: могу ли я сказать, что это плохой научпоп? Нет.

Это средний, обыкновенный, но никак не выдающий, сборник. Отедбльные проблемы в сборнике подняты и рассмотрены на вполне приличном уровне. А на фоне весьма ограниченного потока научных футурологических текстов на постСоюзном пространстве – крепкий середнячок.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Константин Фрумкин «Опасность захвата мира консалтиногвыми команиями»

olmi, 13 февраля 2013 г. 15:51

А ведь прав автор, тенденция-то налицо!

Только вот плохо это или хорошо? Вопрос баланса, как обычно. Но по-моему, мы от смещения в сторону «плохо» еще очень далеки...

Оценка: 7
– [  12  ] +

Константин Фрумкин «Чего не хватает российской интеллектуальной фантастике»

Джо Блэк, 22 июля 2011 г. 11:22

Обычно не читаю критические статьи в Полдне. Тут решил прочесть. Такое впечатление, что данный критик не читает фантастику, а только про нее пишет. И «Ложную слепоту» ему посоветовали прочесть. И список самых-самых отечественных фантастов у него не свой, а позаимствованный у Владимирского. Имена он называет всё те же, сто раз слышанные – Дяченко, Валентинов, Рыбаков, Славникова. Ну хотя бы сам кого-нибудь откопал. Ах да, в статье об интеллектуальной фантастике он решил проанализировать творчество Федора Березина. Он бы еще Петрову с ее «Лейной» принялся исследовать на предмет интеллектуального потенциала. В общем, впечатление такое: лениво ему читать (тем более что хлама много, и не сразу отыщешь что-нибудь стоящее), а писать надо. Вот и пишет.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Константин Фрумкин «Опасность захвата мира страховыми команиями»

mamaychik, 5 июля 2010 г. 17:01

Как сотрудник страховой компании, а более того — актуарий, т.е. человек непосредственно отвечающий за тарифную политику должна признаться, что никогда не задумывалась о таком аспекте социальной роли страхования. И от того была поражена полетом мысли автора, породившей весьма логичную гипотезу развития отрасли. А также приятно удивлена познаниями автора о страховании. Конечно Российское страхование еще не имеет и намека на формирование той системы воздействия на человека и экономику, которая отражена в статье, а вот американская система страхования уже вовсю идет по этому пути. И я искренее желаю чтобы во всем мире страхование именно так и развивалось.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Константин Фрумкин «Душа и тело покорителей Марса»

drogozin, 8 января 2010 г. 19:46

Очень интересное эссе, после прочтения которого возникает масса идей и мыслей, которых могло бы хватить на пару десятков НФ произведений разного калибра. Вообще, прочёл уже несколько подобных очерков Константина Фрумкина и могу сказать, что автор пишет интересно и небанально. Рекомендую обратить внимание.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Константин Фрумкин «Новый анархизм» – идеология будущего»

Kons, 19 июня 2009 г. 12:09

Весьма интересное эссе. Основной темой являются футурологические построения о возможностях развития общества. Примечательны параллели, которые проводит автор от религиозных идеологий до идеологий общества, обходящихся без божества (в первую очередь коммунизм). В этом аспекте работа перекликается с недавней работой еще одного футуролога Переслегина. Однако, стоит отметить, что работа Переслегина (несмотря на мрачность и постоянные повторы) выглядит более целостнее и предполагает большую вероятность. Работа же Фрумкина более точечная и мне кажется, что ей не хватает охвата материала, дабы по возможности развить тематику эссе (но с другой стороны размер эссе ограничен).

Хотя с этим будущим, кто его знает как получиться...

Оценка: 8
⇑ Наверх