fantlab ru

Все отзывы на произведения Ярослава Васильева

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ярослав Васильев «Зеркало миров»

Veyo, 2 февраля 2022 г. 11:15

Простенькое приключенческое фентези без излишеств. Если не хочется чего-то сложного, то вечером почитать будет вполне нормально. Начало бодрое, середина немного унылая, концовка нормальная, хотя и предсказуемая. Описания, как правило, особого раздражения не вызывают. Впечатление портит «мэрисьюшность» персонажей, хотя чего ожидать от произведения с одним-двумя главными персонажами? В общем, ничего особенного.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ярослав Васильев «Дети иного мира»

bbg, 14 октября 2019 г. 16:28

Это повесть о том, как большая группа монстров из далёкого будущего волею судеб попала в девяностые годы прошлого века и вочеловечилась там с неясными целями. После чего случилась махровая басовщина. Николай Басов, напомню, это писатель такой. Который соорудил большой цикл о том, как целый город, советский город с комсомольцами и бюрократами внутри, был перенесен на кольцо Нивена или сферу Дайсона, я не помню точно. Далее следуют открытия местных рас, приключения разной степени неправдоподобности и напрочь слитый финал. Но это чисто для справки.

У автора город переносится на другую планету. Что непринципиально.

Почему же монстры? Автор рисует пришельцев чрезвычайно образованными, умными, дисциплинированными, преданными.... в общем, типичными военными. Но таковы ли они? По тексту они вселяются в новорожденных детей и по мере развития полностью захватывают попавшиеся тела. То есть, фактически, эти добряки начинают свою земную карьеру с массового убийства неповинных младенцев. После чего в их добрые намеренья не верится совершенно. Я, кстати, не оговорился, сообщив, что автор рисует пришельцев военными. Это экипажи космических кораблей, распыленных в одном из сражений будущего. У них дисциплина, субординация и всё положенное. Так они и начинают строить свою жизнь на Земле — когда входят в силу. То есть, не считая владельцев тел, с убийства автохтонов — бедных простодушных бандитов. По мысли автора, кажется, только военные в силах спасти мир. Только они обладают необходимыми для этого качествами, которые я уже перечислял.

Герои романа — все — принципиально лишены глубины. Полностью чёрно-белые. Положительные слащавы до карамельности. Отрицательные просто конченые исчадия. Нет ни одного сомневающегося, мятущегося, да хотя бы пытающегося взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Собственно, больше о них нечего сказать.

Первая часть романа переполнена политикой. Не знаю, в какие годы написан этот текст, но он пропитан ностальгией по СССР и ммм... сильной нелюбовью к тем, кто организовал кончину Державы. Подозреваю, что указанный перенос целого города в другую Вселенную есть выражение подспудного желания воссоздать Страну Советов — хотя бы и в другом мире.

Теперь о менее принципиальных вещах.

Стиль. Вполне стиль армейских рапортов, с некоторым количеством канцеляризмов, суконных цепочек дополнений и определений, которые более приличны в докладе чиновника средней руки, но не в художественном произведении. Сразу скажу, канцеляризмов немного, но они архетипичны. Также текст грешит объяснялками. Читателя следует ввести в курс дел? Значит, мы прочтём ему небольшую лекцию. Лекций также немного, но взгляд цепляется.

Есть и ошибки, и просто логические ляпы. Как пример последнего могу привести захват левого берега. Почему Сенат тянул с этим делом, если всё завершилось так просто? Никакого обоснования я не обнаружил. Просто Барьер вот-вот упадёт, — и тут вспомнили про бандитов Графа. Положено по сюжету победить — так и будет.

Наличествует роялистость. Некоторые вещи объясняются просто: потому что. Понятно, что автору надо, но всё должно быть достоверно. Мне достоверности не хватило.

Впрочем, есть и хорошее.

Если первые две трети я читал, с трудом сдерживая зевоту, то в части, посвящённой жизни в новом мире, есть и динамика, и даже некоторое эмоциональное воздействие. Эту треть текста я прочёл не без удовольствия, а некоторые страницы даже сильны. До, прошу прощения, мурашек. Те, где есть человеческие чувства и человеческие же интриги. Самый конец.

Так что, в отличие от басовского цикла, финал не завален. Финал даже хорош и оптимистичен. И обещает продолжение.

Резюме.

Здесь намешано слишком много. Большая часть хвостов просто обрублена. Например, мне казалось бы более логичным иное развитие событий на Земле. Безо всякого переноса. Захват власти, полное уничтожение автохтонов — или построение царства божия на земле при помощи идеологически верных конфессий и иерархов. Это было бы гадко, но логично.

Либо существенно ужать начало, отсечь ненужные мысли о монструозности пришельцев и сразу перенести их в мир магии. Опять же для построения... далее по тексту.

То есть композиционно и идеологически произведение странное и вермишелистое.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ярослав Васильев «Зона отчуждения»

swealwe, 3 октября 2019 г. 01:31

Такой себе оптимистический вариант кинговского «Тумана» в декорациях российской глубинки. Чем-то слегка напоминает «Взвод» Ливадного, чем-то — «Войну с Хторром» Джерролда. Если бы не имманентная ненависть автора к «либеральной интеллигенции», бурным потоком выплеснувшаяся во второй части произведения, может быть поставил бы даже «четвёрку». А так всё, и так не очень большое удовольствие от первой половины, было смазано. Плюс там еще попёрла какая-то гнуснейшего пошиба головачёвщина — фуфуфу.

Короче до «Эпилога, который не стал эпилогом» читать можно, дальше — не рекомендую.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ярослав Васильев «Мастер искажений»

swealwe, 25 сентября 2019 г. 15:13

Лично мне сильно напоминает мир Алекса Королева от Бессонова, только бухают в сто раз меньше и не курят. Весь космический антураж совершенно непринципиален, с минимальными затратами на перелицовку произведение превращается в банальное фентези. А еще автор читал Ефремова и даже не постеснялся у него кое-что... эээ... позаимствовать:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В тусклом свете шкалы и экраны тех приборов, которые дублировались в физическом пространстве, казались галереей портретов. Овальные расплывались в ехидной усмешке, круглые были сдержанно-солидны, а квадратные экранчики застыли в тупой самоуверенности. Мерцавшие в них синие, голубые, красные, оранжевые, зеленые огоньки только усиливали впечатление.» — это начало 17-ой главы данного романа, а вовсе не «Туманность Андромеды», как могло показаться.
Так-то покетбук для поезда, чтоб оставить в купе и не жалеть.

Оценка: 3
⇑ Наверх