FantLab ru

Уильям Берроуз (William Burroughs)

Уильям Берроуз
Страна: США
Родился: 5 февраля 1914 г.
Умер: 2 августа 1997 г.
Жанры:
Психоделика
65%
Реализм
36%
ещё >>

Уильям Сьюард Берроуз (William Seward Burroughs) — американский писатель и эссеист. Один из ключевых американских авторов второй половины XX века. Считается важнейшим представителем бит-поколения (наряду с Алленом Гинзбергом и Джеком Керуаком). Член Американской академии искусств и литературы (с 1981). Командор французского Ордена Искусств и литературы (1984).

Уильям С. Берроуз родился 5 февраля 1914 года в городе Сент-Луисе, штат Миссури, в семье известных промышленников. Его дед был основателем компании Burroughs, существующей по сей день и занимающейся выпуском компьютеров. С 1932 по 1936 год Берроуз учится в Гарвардском университете на факультете английской литературы. По окончании университета он путешествует по Европе. В 1937 году Берроуз оказывается в Вене, где собирается изучать медицину. В Австрии он фиктивно женится на некой еврейке Ильзе Клаппер, спасая её от нацистов. Вернувшись в Америку, Берроуз некоторое время изучает антропологию в аспирантуре Гарварда. В 1941 году его призывают в армию, но через несколько месяцев увольняют со службы (причины увольнения точно неизвестны).

В конце 1943 года в Нью-Йорке Берроуз знакомится с будущими известными писателями-битниками Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом. С первым Берроуз через некоторое время резко разойдётся во взглядах, с Гинзбергом же будет поддерживать прекрасные отношения в течение всей своей жизни.

В 1944 году Берроуз встречается с молодой студенткой Джоан Волмер, вскоре они начинают жить вместе, не оформляя свои отношения. К 1940-м годам относятся и первые литературные опыты будущего писателя. Примерно в это же время Берроуз начинает употреблять наркотики; довольно быстро он приобретает пристрастие к морфию, а его жена — к бензедрину. В 1947 году Джоан рожает сына — Уильяма С. Берроуза-младшего. Из-за проблем с законом семья вынуждена постоянно переезжать с места на место, пока в начале 50-х не оказывается в Мексике.

6 сентября 1951 года в Мехико происходит событие, определившее судьбу Берроуза как писателя. Играя в «Вильгельма Телля», пьяный Берроуз выстрелом из пистолета случайно смертельно ранит свою жену. Позднее в предисловии к роману «Пидор» он напишет: «Я вынужден с ужасом признать, что если бы не смерть Джоан, я никогда не стал бы писателем, вынужден осознать, до какой степени это событие послужило причиной моего писательства и сформировало его. Я живу с постоянной угрозой одержимости духом, с постоянной необходимостью избежать его, избежать Контроля. Так смерть Джоан связала меня с захватчиком, с Мерзким Духом и подвела меня к той пожизненной борьбе, из которой у меня нет другого выхода — только писать».

После смерти жены Берроуз отправляется в путешествие по Южной Америке на поиски галлюциногена яхе, используемого местными шаманами. Свои дорожные впечатления он описывает в письмах к Гинзбергу; позднее эти письма будут изданы отдельной книгой. Примерно в это же время Берроуз пишет свои первые романы «Джанки» и «Пидор». «Джанки», в котором описывается жизнь наркомана, зависимого от героина, удаётся издать в небольшом нью-йоркском издательстве бульварной литературы в 1953 году. Темой второй книги (как нетрудно догадаться из названия) становится гомосексуализм; первоначально она была второй частью «Джанки». Выпустить её в маккартистской Америке оказывается невозможно, к тому же Берроуз внезапно разочаровался в её литературных достоинствах, и она осталась неопубликованной вплоть до 1985 года. Первые произведения Берроуза стали единственными книгами, написанными в традиционной манере.

Покинув Южную Америку, Берроуз после недолгих скитаний по Европе отправляется в Танжер — город на севере Марокко, популярный после войны среди американских гомосексуалистов и наркоманов, вынужденных покинуть родину. Танжер в 50-е годы славится доступностью продажного секса и наркотиков. Здесь Берроуз начинает работать над новым произведением, которое станет впоследствии его самым знаменитым романом «Голый завтрак». Книга пишется «мозаичным» методом, который позднее трансформируется в «метод нарезок» (cut-up technique). Берроуз монтирует роман из документальных отчётов о своей героиновой зависимости, собственных измышлений на тему гомосексуализма, порнографических описаний различных извращений и, наконец, наркотических образов Танжера, который превращается в сознании автора в некую Интерзону (Interzone), населённую тайными агентами, полубезумными докторами и всевозможными мутантами. «Голый завтрак» удаётся опубликовать в 1959 году во Франции в известном парижском англоязычном порноиздательстве «Олимпия». В Америке же книга попадает под суд по обвинению в непристойности. В защиту романа в суде выступили Норман Мейлер и Аллен Гинзберг; после долгих разбирательств в 1966 году все обвинения с «Голого завтрака» снимаются, а имевший место скандальный процесс только способствует популярности книги.

Роман Берроуза «Голый завтрак» в настоящее время считается одним из самых важных произведений американской литературы второй половины XX века.

Свои следующие произведения Берроуз создаёт уже «методом нарезок», о котором писатель узнаёт от своего друга, поэта и художника Брайона Гайсина. Данная техника письма впервые предлагается дадаистами в 20-е годы, но Берроуз несколько трансформирует её. Суть метода писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую — личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, ранее проводивших эксперименты в том же направлении, Берроуз весьма скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему редактированию текста. Аналог «метода нарезок» — активное использование сэмплов в современной популярной музыке (в первую очередь в хип-хопе и электронике). Сам Берроуз так писал о технике cut-up: «Человек читает газету, и его взгляд скользит по колонке в разумной аристотелевской манере — мысль за мыслью, фраза за фразой. Но подсознательно он читает и колонки, расположенные по бокам, а также осознает присутствие сидящего рядом попутчика. Вот вам и нарезка».

Дальнейшее творчество Первую трилогию Берроуза, известную как The Nova Trilogy, составляют романы «Мягкая машина», «Билет, который лопнул», «Нова Экспресс». В 1970-е годы появляется ещё два романа — «Дикие мальчики» и «Порт святых», однако Берроуз больше концентрируется на малых формах, пишет множество рассказов, часть из которых вошла в сборники «Дезинсектор!» (1973) и «The Burroughs File» (1984).

Крупнейшие произведения, написанные Берроузом в 80-е годы, снова образуют трилогию: это романы «Города красной ночи», «Пространство мёртвых дорог» и «Западные земли». Помимо этого, в 1986 году Берроуз написал автобиографическую новеллу «Кот внутри», которая часто признаётся одной из вершин его творчества; он продолжает писать рассказы, очерки. В 90-е годы также появляется последний роман писателя, сборник снов разных лет «Моё образование»; примерно тогда же вышел аудиосборник отрывков из произведений Берроуза в исполнении автора, диск «Dead City Radio».

Авторству писателя принадлежит около двух десятков романов и более десяти сборников малой прозы. Его творчество оказало значительное влияние на современную поп-культуру, в особенности на литературу и музыку.

Умер Берроуз 2 августа 1997 года в возрасте 83 лет. Несмотря на злоупотребление героином и множество случайных сексуальных связей, писатель пережил свою жену, сына и большинство своих друзей (включая Гинзберга). По некоторым сведениям, причиной смерти стала передозировка наркотиков.

После смерти Берроуза в 1997 году интерес к его литературному наследию не ослабевает. Книги Берроуза продолжают переиздаваться, в частности, увидели свет юбилейные издания романов, приуроченные к датам их первой публикации; также были напечатаны дневниковые записи писателя, его обширная переписка с друзьями, сборники интервью. Вышло значительное число литературоведческих работ, посвящённых исследованию как его сочинений, так и творчества в целом. Произведения писателя неоднократно экранизировались — наибольшую известность получил фильм «Обед нагишом» (1991), снятый Дэвидом Кроненбергом по роману «Голый завтрак».


Похожие авторы:

Сортировка:

Уильям Берроуз. Планируется к публикации

  2011 Ah Pook Is Here (графический роман, не опубликован) // Соавтор: Малкольм Макнилл  
 
  2012 Rub Out the Words: The Letters of William S. Burroughs 1959-1974 (не опубликовано)  
 

Уильям Берроуз. Циклы произведений

  Мягкая машина / The Nova Trilogy  [= The Cut-up Trilogy]  
8.60 (10)
-
6.96 (238)
-
17 отз.
7.28 (52)
-
7.21 (34)
-
1 отз.
7.02 (43)
-
2 отз.
5.75 (4)
-
6.77 (30)
-
4 отз.
8.00 (1)
-
7.16 (25)
-
6.64 (14)
-
  Города красной ночи / Cities of the Red Night  [= The Red Night Trilogy; Cities of the Night]  
7.52 (27)
-
6.03 (90)
-
7 отз.
7.13 (61)
-
2 отз.
7.32 (39)
-
2 отз.

Уильям Берроуз. Участие в межавторских проектах

8.00 (228)
-
  • Антологии / Anthologies // межавторский цикл
8.58 (12)
-
7.11 (28)
-

Уильям Берроуз. Романы

7.32 (159)
-
10 отз.
  1959 Голый завтрак / The Naked Lunch  [= Нагой обед]  
6.96 (238)
-
17 отз.
7.28 (52)
-
7.21 (34)
-
1 отз.
-
  1964 Нова Экспресс / Nova Express  [= Экспресс "Сверхновая"]  
7.02 (43)
-
2 отз.
6.77 (30)
-
4 отз.
  1973 Порт святых / Port of Saints  [= Пристань святых]  
6.64 (14)
-
6.03 (90)
-
7 отз.
7.13 (61)
-
2 отз.
  1985 Гомосек / Queer  [= Пидор]  
6.24 (75)
-
1 отз.
7.32 (39)
-
2 отз.
7.24 (34)
-
2 отз.

Уильям Берроуз. Повести

  1986 Кот внутри / The Cat Inside  [= Внутренний кот]  
8.30 (43)
-
6 отз.
6.82 (11)
-

Уильям Берроуз. Рассказы

6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.56 (9)
-
  1965 Time  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1966 Они не всегда помнят / They Do Not Always Remember  [= Порой люди забывают]  
7.12 (8)
-
8.12 (25)
-
  1967 Его прозвали «Святой отец» / The «Priest» They Called Him  [= Его звали Священником]  
8.00 (13)
-
7.00 (1)
-
  1968 Ветер умирает. Ты умираешь. Мы умираем / Wind Die. You Die. We Die.  [= Умрёт ветер. Умрёшь ты. Умрут все]  
7.11 (28)
-
7.44 (9)
-
7.00 (5)
-
  1970 Наука ДП / The Discipline of DE  [= Тактика ДП]  
8.38 (13)
-
  1971 The Dead Child  
8.00 (1)
-
8.00 (8)
-
7.00 (1)
-
7.80 (10)
-
6.56 (9)
-
6.20 (10)
-
7.00 (2)
-
  1973 В красном цвете / Seeing Red  [= Всюду красное]  
7.00 (10)
-
  1973 В тенях предвечерних / Twilight’s Last Gleamings  [= На вечерней зарнице]  
7.67 (12)
-
6.67 (12)
-
6.58 (12)
-
  1973 Дробь смерти / The Drums of Death  [= Барабаны смерти]  
6.64 (11)
-
  1973 Друзья / Friends  
7.00 (9)
-
  1973 Дэви Джонс / Davy Jones  [= Дейви Джонс]  
7.38 (13)
-
8.11 (9)
-
  1973 Конец / The End  
6.38 (8)
-
  1973 Конец строки / End of the Line  [= Приехали]  
6.73 (11)
-
  1973 Короткая дорога домой / Short Trip Home  [= Короткий визит домой]  
7.09 (11)
-
7.00 (14)
-
7.50 (12)
-
  1973 Отсюда и в вечность / From Here To Eternity  [= На веки вечные]  
7.00 (8)
-
  1973 Рыжики / Reddies  [= Рыжие]  
6.25 (8)
-
6.80 (10)
-
7.11 (9)
-
  1973 Холодные мраморные шарики потерялись / Cold Lost Marbles  [= Холодные шарики потерялись в ночи]  
6.44 (9)
-
  1973 ЧПОК / SPUT  [= БАБАХ!]  
6.56 (9)
-
6.67 (9)
-
  1974 Здесь Ах Пуч / Ah Pook is Here  [= The Book of Breathing]  
8.20 (5)
-
7.50 (2)
-
  1977 To Talk to Joe  
7.00 (1)
-
6.50 (2)
-
  1979 Старые фильмы / Die Alten Filme  [= The Old Movies]  
8.00 (2)
-
  1981 Early Routines  
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1982 Палец / The Finger  
6.69 (13)
-
6.18 (11)
-
1 отз.
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1987 The Whole Tamale  
8.00 (1)
-
  1988 Русский / Ruski  [= Руски]  
6.19 (50)
-
2 отз.
  1989 The New Boy  
8.00 (1)
-
  1989 Tornado Alley  
7.33 (3)
-
7.00 (13)
-
5.33 (3)
-
7.08 (12)
-
7.40 (5)
-
8.00 (5)
-
7.33 (12)
-
7.60 (5)
-
8.60 (5)
-
6.27 (11)
-
1 отз.
6.50 (2)
-
8.00 (5)
-
6.35 (17)
-
  1989 Уёбки / The FUs  
9.25 (4)
-
6.00 (6)
-
7.00 (1)
-
6.00 (2)
-
8.00 (1)
-

Уильям Берроуз. Киносценарии

8.00 (9)
-
1 отз.
8.18 (11)
-
1 отз.

Уильям Берроуз. Статьи

  1972 Предисловие / Preface [предисловие к сборнику Дж.Г. Балларда "Love & Napalm: Export U.S.A."]  
8.00 (5)
-

Уильям Берроуз. Эссе

7.33 (6)
-
6.67 (3)
-
7.00 (4)
-
7.00 (3)
-
6.00 (3)
-
  1989 Слово / Word  
7.17 (6)
-
7.67 (3)
-
5.17 (6)
-
5.33 (3)
-
7.50 (2)
-
7.00 (3)
-
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-

Уильям Берроуз. Сборники

7.16 (25)
-
-
9.00 (2)
-
1 отз.
  1985 Счётная машина / The Adding Machine [сборник эссе]  
8.75 (8)
-
7.50 (2)
-
7.00 (11)
-
1 отз.

Уильям Берроуз. Отрывки

  1991 "Mother and I Would Like to Know" [отрывок романа "The Wild Boys"]  
8.00 (1)
-

Уильям Берроуз. Интервью

  1972 Mind Engineer  
-

Уильям Берроуз. Прочие произведения

  1960 Minutes To Go // Соавторы: Синклайр Бейлз, Грегори Корсо, Брайон Гайсин  
-
  1960 The Exterminator // Соавтор: Брайон Гайсин  
-
  1963 Письма Яхе / The Yage Letters // Соавтор: Аллен Гинзберг  
7.41 (37)
-
  1964 The Unspeakable Mr. Hart [комикс] // Соавтор: Малкольм Макнилл  
-
  1965 APO-33  
-
-
  1969 The Dead Star  
-
  1969 Интервью с Уильямом Берроузом / The Job: Interviews with William S. Burroughs [интервью] // Соавтор: Даниэль Одье  
7.89 (9)
-
  1973 Brion Gysin Let the Mice In // Соавтор: Брайон Гайсин  
-
  1975 Sidetripping  
-
  1975 Snack  
-
-
-
8.33 (3)
-
  1977 The Third Mind // Соавтор: Брайон Гайсин  
-
  1979 Colloque de Tangier // Соавтор: Брайон Гайсин  
-
6.62 (8)
-
-
  1988 Apocalypse // Соавтор: Кейт Харинг  
-
10.00 (2)
-
8.50 (4)
-
7.56 (9)
-
2 отз.
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографии практически не представлена публицистика автора.

  • Внимание! Биобиблиография автора находится в стадии переработки и дополнений.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — renegat

  • Куратор библиографии — sham



  • ⇑ Наверх