fantlab ru

Все отзывы на произведения Роберта Блоха (Robert Bloch)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Роберт Блох «The Miracle of Ronald Weems»

igor14, в 04:15

В детстве кто-то мечтает о возможности <в любой момент по желанию> становится невидимкой, кто-то – об обладании волшебной палочкой, ещё кто-то – о способности летать… Главный герой этой фантастико-комедийной истории ни о чём подобном не грезил* (хе-хе!), но благодаря счастливой случайности обрёл возможность и летать, и управлять на расстоянии некоторыми мелкими предметами (игральными костями, к примеру!), и –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
передавать свои чудесные способности по наследству детям
. Стал ли он от этого богаче или счастливее? Далеко не факт!!..

Завязка сюжета: 30-летний помощник управляющего крупного бутика по продаже дамского белья в большом универмаге с юных лет воспитывался двумя родными тётушками-старыми девами, а потому вырос очень скромным и закомплексованным человеком. Несмотря на специфику своей работы, он умудрился не вступить даже в мимолётный физический контакт ни с многочисленными покупательницами, ни с девушкой, за которой долгое время пытался ухаживать.

Но вот в один из дней во время проведения ответственного мероприятия – демонстрации новых образцов товара с привлечением в качестве модели голливудской старлетки – наш герой заметил, как магазинный воришка, орудующий в толпе зрительниц-потенциальных покупательниц, стащил с руки солидной матроны бриллиантовый браслет…

-----------

Весёлая, не особо затейливая история, предназначенная для развеивания скуки в какой-нибудь из дождливых вечерков**. По объёму текста данное произведение ближе к небольшой повести или чрезмерно протяжённой новеллетте.

(совершенно напрасно на некоторых отечественных сетевых библиоресурсах оно отнесено к РАССКАЗам…)

Кое-какие сюжетные детали весьма явным образом напоминают рассказы Генри Каттнера, с которым Блох близко дружил и сотрудничал в молодые годы в качестве соавтора. К примеру, способ получения чудодейственной субстанции напоминает тот, что описан в «Тоннель в никуда» (1941), а характер и место работы главного героя – почти калька с «Хамелеон» того же года публикации.

(в прошлом неоднократно появлялись причины для субъективных выводов о существовании некоего своеобразного литературного соперничества двух вышеупомянутых любимых писателей; не хочется в очередной раз «вываливать» их здесь… Просто приятно отметить лишний фактик, подтверждающий собственную точку зрения!)

Приключения главного героя довольно насыщенные, включают в себя не только алкогольно-романтические похождения (когда удачные, когда нет!), но и разной степени опасности контакты с представителями криминального мира. Безусловно, это лишь добавляет увлекательности комедийно-фантастическому базису. Упомянутый выше мелкий воришка – лишь первая, так сказать, «ласточка». Судьба сталкивает центрального персонажа также и с профессиональными гангстерами…

(и, к слову, тот самый воришка по воле автора многажды раз появляется на страницах новеллетты, в этом отношении он чрезвычайно похож на сварливого пьяницу из всё того же «Хамелеона» (1941) Генри Каттнера…)

От души рекомендую для прочтения всем и каждому!!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* во всяком случае, автор ни разу не упоминает о чём-то подобном;

** в субъективном плане ровно так и получилось.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роберт Блох «The Tin You Love to Touch»

igor14, 19 марта 10:38

«Железяка, которая умеет очаровывать», первая публикация — «Other Worlds Science Stories», июнь-июль 1951 г.

Ну, теперь можно с полным основанием заключить, что Блох ВЕСЬМА интересовался темой очеловечивания роботов всех мастей!

Когда наблюдаешь что-то подобное в его новеллетте «Почти человек» (1943) – это не более, чем отдельный факт; когда вспоминаешь об основных сюжетных интригах рассказов «Но лишь страдания» (1946) и «Перемена в сердце» (1948) – возникают мысли о простом совпадении; но когда аналогичные мотивы встречаешь здесь – вот в этом самом <почти!> научно-фантастическом рассказе – налицо уже оформившаяся тенденция, хе-хе!

(не забудем, кстати, и о кое-каких любопытных аспектах в «Королеве роботов» (1940) и «Мистере Стейнвее» (1954))

Завязка действа: в семейной паре Друпов давно уже сместились гендерные роли – крупногабаритная Агата, обладательница властного характера и «тяжёлой» руки, работает высокооплачиваемым сварщиком на сталелитейном заводе, а невысокий щуплый Роско занимается домашним хозяйством. Когда-то муж-подкаблучник увлекался гольфом и имел столярную мастерскую в подвале, но, чтобы избежать гнева доминирующей супруги, о прежних хобби пришлось позабыть; доступным осталось лишь чтение журнала «Непопулярная наука». Там-то он и наткнулся на рекламное объявление некоего изобретателя, конструирующего механических помощников для домохозяек и готового бесплатно сдавать их в аренду на полгода для тестирования способностей и получения отзывов от потенциальной клиентуры…

Отнюдь не случайно сия история была <чуть выше!> условно отнесена к поджанру научной фантастики! Склонен рассматривать её скорее как остросоциальную сатиру, связанную с проблемой чрезмерного увлечения людьми бытовой техникой, которая давно уже прочно вошла в жизнь сначала американских граждан, а теперь – и повсеместно. Без сомнений – все эти постоянно множащиеся новинки здОрово облегчают домашние хлопоты, но мы ведь все почти уже разучились работать головой и руками в бытовом плане, ненормально ценим комфорт и через чур ориентированы на погоню за удовольствиями. Разве не так?!

Старый насмешник-Блох даёт нам свой вариант возможного развития ситуации в недалёком будущем: отчасти мягко-ироничный, отчасти слегка настораживающий. При всём при этом – если не однозначно интересный, то заведомо смешной и увлекательный!!

Оценка: нет
– [  -2  ] +

Роберт Блох «Настоящий друг»

AlexSos, 18 марта 20:17

Очень уж предсказуем финал. Предсказуем с самых первых строк! Хотелось бы от сюжета большего.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт Блох «The Big Binge»

igor14, 16 марта 04:09

Восхитительнейшая фантастико-юмористическая повесть. Является, пожалуй, главной «звездой» посмертного авторского трёхтомника 1999 года «The Lost Bloch», во всяком случае – первой его части, «Поздний Блох: Дьявол с вами!» (https://fantlab.ru/edition249429). Однако ж, перманентно отдающие предпочтение внешним эффектам американские книгопродавцы вынесли в заголовок книги наименование другой повести, откровенно глупой и однообразно-затянутой, зато обладающей хлёстким названием и весьма привлекающими внимание иллюстрациями. Нет справедливости в этом мире!.. (ха-ха-ха!)

Завязка сюжета: тихий и скромный второкурсник университета сильно переживает по поводу отказа со стороны однокашников принять его в престижное сообщество «Сигма Омега Бета»*. Разочарование и тоску он заливает крепкими напитками в ближайшем баре. Разговор у стойки с сочувствующим барменом прерывается с появлением рядом сногсшибательной юной брюнетки, подслушавшей чужую беседу из соседней кабинки. Она зазывает главного героя к себе, но надежды последнего на интим не оправдываются – девушка оказывается психологом-аспирантом и намеревается всего лишь попрактиковаться в психоанализе. Сопутствующие обстоятельства складываются таким образом, что молодых людей в ненамеренно двусмысленно-пикантной ситуации застаёт дядюшка брюнетки, декан психиатрического факультета и изобретатель машины по материализации чувственных идей**…

Повесть получилась насыщенно-динамичной, не слишком длинной, бурлящей юмором разных сортов на всём протяжении своего действа. В последнем не всё в равной степени увлекательно, однако уровень комизма буквально зашкаливает повсеместно. Тем паче, что в данном произведении находится место и розовым (!) слонам, и шпионам, и спортивным состязаниям, и вампирам, и даже — лилипуту!

В субъективном плане особенно примечательной показалась шпионская составляющая. Разумеется, с участием наших соотечественников (хе-хе!), что не удивительно – обратите пожалуйста внимание на дату первопубликации – самый разгар «холодной войны»! Русофобия пополам с антикоммунизмом у одного из любимейших писателей-фантастов довольно неприятно поразили ещё пару лет назад, при ознакомлении с «Сыном Распутина» (1945)***, но к настоящему моменту эффект новизны уже в значительной степени утрачен, первоначальное бурное негодование улеглось…

Здесь же имеем <ни более ни менее как> вампиров с КОММУНИСТИЧЕСКИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ (!!), охотно помогающим советским шпионам в похищении передовых научных разработок американцев. Во как!! Полный пи..ц (но самом хорошем смысле этого слова, ха-ха)!

—-------------------------------------------------------------------------------------------

* явный отсыл к «Фи Бета Каппа / Phi Beta Kappa Society», старейшему и почётнейшему межвузовскому студенческо-академическому сообществу в США;

** все ли хорошенько помнят в этой связи повесть А.Н.Толстого «Граф Калиостро» (1921) и – в особенности (!) – её прекрасную экранизацию под названием «Формула любви» (1984)?

Оценка: нет
– [  4  ] +

Роберт Блох «Let's Do It for Love»

igor14, 13 марта 04:09

Ну вот, наконец-то вновь повстречался рассказ РБ, знакомясь с которым можно от души повеселиться – настолько он насыщен отличными <и по-настоящему смешными!> шутками. За последние пару лет не могу припомнить чего-либо подобного…

(т.е. остроумно-юморных произведений у данного автора встречалось немало – те же «Земля парков-аттракционов» (1969), «Чудо Рональда Уимси» (1955) или «Ангел для ада» (1959), к примеру – но комедийный аспект там заключался в общем контексте, не «размениваясь», так сказать, на конкретные гэги. А здесь в обилии и то, и другое!!)

Плюс ко всему – сия история абсолютно однозначно принадлежит к жанру фантастики, без посторонних примесей чего-то иного...

Завязка сюжета: талантливый, но чудаковатый химик-изобретатель создаёт массу оригинальных и поразительно эффективных веществ, польза от которых сомнительна, зато нередко вызывает критику у окружающих. Занимается он всем этим в своё удовольствие, но наличие сварливой жены и парочки малолетних детишек вынуждает искать коммерческого успеха для своих изобретений. Определив экспериментальным путём формулу эссенции, пробуждающей у всех живых существ (и у людей – в первую очередь!) бескорыстную братскую любовь друг к другу, он нанимает профессионального специалиста по связям с общественностью, дабы продвинуть на глобальный рынок сей чудодейственный эликсир…

Исходя из вышесказанного, ни у кого не возникает совершенно определённых ассоциаций? С субъективной точки зрения склонен считать здешнего главного героя своеобразной реинкарнацией каттнеровского Гэллегера, но только живущего не в отдалённом будущем, а в середине ХХ века и, кроме того, – обременённого женой и детьми (хе-хе!).

Пятновыводитель, который удаляет не только брызги от соуса/супа на одежде, но и <хорошо известные всем> круглые тёмные отметины со шкуры леопарда, и даже – сыпь от кори на лице больного ребёнка. Средство для восстановления волосяного покрова на голове, которое простимулировало рост волос даже на бильярдных шарах. Как вам ТАКОЕ, а?!!

Но главная «изюмина» на торте – как-то даже язык не поворачивается назвать это дело уменьшительно-ласкательным словом «изюминка» (ха-ха-ха!) – упомянутая в аннотации эссенция по пробуждению всеобщего гуманистического чувства. Раскрывать спойлерообразные подробности основной интриги (связанной с данным чудодейственным средством) даже нет нужды – любой потенциальный читатель с лёгкостью сообразит, что ничем хорошим планы по массовому применению изобретённого вещества в среде культурно неподготовленной публики закончится НЕ МОГУТ!

(однако, следует отдать дОлжное богатой фантазии автора и его чувству юмора: пОдано всё это весело и со вкусом! И с большущей долей самой наиязвительнейшей сатиры, <самокритично> направленной <прежде всего!> на особенности национального менталитета американцев!)

А уж «перлы» типа:

* «греметь кастрюлями и сковородками — это женский способ ругаться» ©;

* «<…> когда какой-то тупой древний грек по имени Архимед <…> изобрёл рычаг, он даже помыслить не мог, что когда-нибудь из этого простейшего открытия возникнет могучая индустрия игровых автоматов» ©;

* «<…> я не могу стоять в сторонке и спокойно смотреть, как какой-то придурок сознательно и хладнокровно намеревается искоренить изнасилования, поджоги, мошенничество и всё то, чем мы, адвокаты, так дорожим!» ©

и вовсе настраивают на бесшабашно-весёлый лад!

Первая публикация — «Fantastic», ноябрь-декабрь 1953 г.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Роберт Блох «The Shrink and the Mink»

igor14, 10 марта 04:01

«Уклонист и нимфоманка», первая публикация — «Hustler», декабрь 1983 г.

Собственно говоря, а какие ещё рассказы можно ожидать на страницах эротических и полупорнографических журналов?!.. Конечно же – соответствующие, ха-ха-ха!

Правда, в случае с данной мистико-юмористической историей <примерный семьянин> Р.Блох не слишком-то и порезвился (если судить по меркам сегодняшнего дня!)… Основная интрига здесь, само собой разумеется, весьма пикантна; быстрая череда смены интимных партнёров <по ходу действия> имеет место быть; однако ж, чего-либо откровенно шокирующего и/или вызывающего стойкое отторжение у возможного читателя – отыскать трудно!

Завязка сюжета: сексуально озабоченная молодая красавица-вдова обращается за профессиональной помощью к начинающему психотерапевту. Возникшая у потенциальной клиентки проблема – к ней по ночам является демон-инкуб – находится не совсем в сфере компетенции психиатрии. Представляется куда логичнее призвать священника-экзорциста, однако и тут возникают определённые сложности…

Не знаю уж, как для американцев, но для сугубо отечественного «потребителя» здесь масса всяких презабавных нюансов. Судите сами:

* главный герой, юный и <надо полагать> привлекательный внешне врач-АРМЯНИН*, из соображений профессиональной этики долгое время уклоняется от интимного контакта с нравящейся ему женщиной. Малодостоверно, не правда ли? Хотя, конечно, люди бывают разные…;

* безвременно почивший супруг главной героини <по её свидетельству> являлся прожжённым вуайеристом. Погиб он, подсматривая с биноклем за кем-то из соседей (?) и свалился при этом со стремянки. Интересно знать, а зачем ТАКОМУ человеку вообще приспичило вступать в брак? И насколько в действительности СЛУЧАЙНОЙ оказалась его смерть? Есть над чем поразмыслить…;

* причины, по которым главная героиня пришла со своей проблемой прежде всего к психотерапевту/психоаналитику, в принципе, понятны (особенно – ближе к финалу!). Однако, мораль всей этой истории весьма сомнительна: автор-мужчина утверждает, что фактически для любой молодой/красивой/сексуально раскрепощённой женщины с нимфоманскими наклонностями не важен, так сказать, размер «кондиций» (хе-хе), выносливость, обилие и разнообразие УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ партнёров, а нужен только один, «любимый и родной» ©. Ну, тут каждый потенциальный читатель (А ОСОБЕННО – ЧИТАТЕЛЬНИЦА!!) должен самолично решать, верить ему в это или нет!..

Сам по себе рассказ однозначно понравился. Много и часто смеялся. От души рекомендую!

------------------------------------------------

* на этнических «корнях» данного персонажа акцентирует внимание САМ автор

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роберт Блох «The Last Plea»

igor14, 7 марта 05:18

Ох, судьба-судьбинушка, горькА моя долюшка (ха-ха-ха!): какой ни выберу из блоховских рассказов в последнее время, так одно разочарование за другим!..

Подобно немалому числу других его произведений, эта сатирико-юмористическая история (с участием ведьм/колдунов, уступкой души дьяволу и всяким таким прочим) наверняка задумывалась автором как искромётная комедия. Результатом же стал если и не полный пшик, то нечто к этому близкое…

Завязка сюжета: заурядный подкидыш, Лютер Снодграсс, по мере взросления сменил несколько профессий и в конце концов решил остановиться на карьере музыканта. Несмотря на почти полное отсутствие вокальных данных, он играл и пел, а невзыскательная публика из глубинки его никак не третировала. Мало того – девицы с невысоким уровнем социальной ответственности любили проводить с ним время, а некоторые даже рекомендовали своим богатым «папикам»-любовникам в качестве талантливого исполнителя. После крупного фиаско в ходе гастрольного тура, уволенный подчистую главный герой с горя забрёл на какое-то болото, «подружился» там с крокодилом и встретил незнакомца с экзотической внешностью, который изъявил желание обеспечить юноше славу и успех в сфере шоу-бизнеса…

Ну, тот факт, что Блох, мягко говоря, скептически относился к увлечениям, модным среди американской молодёжи эпохи бит-культуры и последующего хиппизма, для поклонников писателя отнюдь не является откровением. Так же вполне знакомо его стремление в шутливой манере объяснить проблемы «потерянного поколения» влиянием дьявольских сил: уместно вспомнить в связи с этим и «Сладостную пору юношества / Sweet Sixteen» (1958), и «Енох / Enoch» (1947), и – отчасти – «Мистер Стейнвей / Mr. Steinway» (1954).

Здесь, правда, события развиваются не столь трагично, как в вышеупомянутых примерах, но тенденция налицо. С другой стороны, излишний гротеск и явный переизбыток буффонады гарантировано подпортят настроение у большинства потенциальных читателей. Пожалуй, доля мрачноватого юмора (в той или иной степени имеющаяся в рассказах-примерах!) здесь не помешала бы…

Главный герой никаких тёплых чувств (разумеется, потенциально-читательских, хе-хе!) не вызывает, масштаб его личности (даже с учётом случающихся карьерных чудес) был и остаётся весьма мизерным. Никчемный человечишка!

Первая публикация — «Fantastic», июль 1959 г.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт Блох «"The Devil With You!"»

igor14, 4 марта 04:08

«Дьявол с тобою!» – очень разочаровавшая, а местами даже – сильно разозлившая фантастико-мистическая повесть, написанная в жанре «чёрной» комедии.

На некоторых солидных библиоресурсах (как отечественных, так и зарубежных) числится среди рассказов, что, разумеется, не соответствует действительности*. ДАЖЕ с учётом того обстоятельства (ха-ха-ха!), что реальной сюжетной «закваски» в этом произведении – не более, чем на короткий рассказ, а фактический объём умышленно раздут за счёт абсолютно пустых и однотипных сцен безудержного пьянства основной группы центральных персонажей в разных подходящих и не слишком подходящих для этого местах…

Завязка действа: в молодого человека, труженика провинциальной мебельной фабрики, во время рабочей смены попадает маленький метеорит, практически полностью сгоревший в атмосфере и на излёте пробивший крышу вышеупомянутого предприятия. Ущерб здоровью скорее психологический, поэтому парню предоставляют 2-недельный отпуск и возможность съездить в Нью-Йорк.

Там главный герой снимает номер в отеле, а среди ночи просыпается оттого, что рядом с ним на постели возлежит один худощавый незнакомец во фраке, а второй – рыжеволосый толстяк – устроился в изголовье кровати. Незваные гости явно навеселе, ведут себя бесцеремонно, болтают между собой о совершенной чепухе, а спустя пару минут в комнату врывается ещё один подвыпивший субъект, оказавшийся никем иным, как управляющим этим самым отелем. В незнамо как завязавшейся карточной игре наш парняга-сборщик мебели выигрывает пост менеджера-распорядителя гостиницы, а его недавний предшественник откровенно рад, что вовремя избавился от тяготивших его служебных обязанностей накануне предстоящей ежегодной конференции магов-иллюзионистов, традиционно проходящей в данном отеле…

-----------------------

Комичного в этой повести много, но искромётный авторский юмор, изрядно продемонстрированный во многих других произведениях, здесь почти полностью отсутствует. Калейдоскоп разнообразных событий, явно дОлжных увлечь читателя и позабавить его, на деле представляет из себя набор прерывистых, малоосмысленных происшествий, случающихся с компанией основных действующих лиц. Многие «боковые» ответвления не получают логического завершения и как бы «подвисают» в воздухе**. Всё происходящее – совершенно не смешно, глуповато-гротескно и однообразно-затянуто...

Мистическая составляющая также производит гнетуще-отрицательное впечатление. А ведь все многочисленные иллюстрации, сопровождающие и первую, и последующие публикации произведения (даже – обложка сборника 1999 г.), весьма и весьма зрелищны, хотя некоторые – маленько не точны в деталях. Пока не начинаешь читать, они возбуждают интерес, а впоследствии — лишь усиливают недоумение и злость от явно не оправдывающихся надежд...

Складывается впечатление, что безудержное пьянство и хулиганские выходки – вот единственный способ проведения досуга для основной массы средних американцев в середине прошлого века (как min). Представляется также, что алкоголь – главный побудительный мотив (он же – и источник, ха-ха-ха!) для смелых и решительных действий героев в ходе финальных событий.

Последние, кстати, – более-менее разумны и обладают минимальным смыслом. Если оставить только несколько начальных страниц истории и самую её концовку, да соединить получившуюся конструкцию с сокращённой на 95% срединной частью, то результат наверняка вышел бы если и не блестящим, то – вполне себе годным (хе-хе!).

А в том виде, в каком повесть пребывает с 1950 г. и до сего времени – это форменный маразм какой-то!!

-----------------------------------------------------------------------------------------------

* 28 страниц формата А4, заполненных убористым текстом;

** например «линия», связанная с распиленной пополам, но бодро чувствующей себя девушкой, и незадачливым фокусником, виновником этого безобразия.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роберт Блох «Pumpkin»

igor14, 1 марта 04:04

Средненький… весьма средненький мистический рассказ. Все мы знаем: подавляющее большинство писателей на склоне лет теряют творческую активность и выдают «на горА» всё меньше и меньше произведений. С этим можно только смириться (хоть и нелегко, хе-хе!), но когда мастер и в так редком потоке своей литературной продукции создаёт откровенную халтуру, отношение к нему со стороны читателей становится всё негативнее и негативнее…

Завязка сюжета: компьютеризация набирает обороты, и вот бухгалтер средних лет попадает под сокращение. Поиски новой работы – безуспешны, накопления помаленьку тают. Трезвомыслящая жена главного героя втайне от супруга приводит в порядок полузаброшенный дом его давно почивших родителей-фермеров в сельской глубинке. Под давлением обстоятельств семья переезжает жить туда, и у бывшего бухгалтера постепенно начинает развиваться паранойя из-за нахлынувших неприятных воспоминаний детства – когда-то давно он с двумя приятелями решил подшутить над одиноким престарелым соседом, о котором в округе шла недобрая слава как о чернокнижнике и дьяволопоклоннике…

Рассказ не особенно длинный; атмосфера лёгкой жути нагнетается неспешно и исподволь, как в хороших, классических фильмах-хоррорах. Вот только финал совсем уж глупый, невероятно «беспонтовый», рАзом сводящий на нет всё удовольствие от знакомства с предыдущими событиями! Долго и обильно плевался!.. (ха-ха-ха)

Возникают устойчивые подозрения, что Блох как-то вдруг отметил, что впрямую не посвятил Хеллоуину ни одной тематической истории*. Как догадываюсь, этот недостаток был немедленно исправлен, но вот творческих силёнок и фантазии не хватило на создание по-настоящему крепкой, интересно-завлекательной «вещицы»…

Первая публикация — «Rod Serling's The Twilight Zone Magazine», ноябрь-декабрь 1984 г.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------—

* ну, или МАЛО произведений подобной направленности было (всё-таки ещё добрая треть короткой прозы любимого автора остаётся непереведённой)

Оценка: 6
– [  1  ] +

Роберт Блох «A Most Unusual Murder»

igor14, 27 февраля 04:04

Раз уж русскоязычная версия блоховского романа «Ночь Потрошителя» (1984) в руки всё никак не попадается, уделил капельку внимания этому короткому мультижанровому рассказу, также входящему <как и вышеупомянутый объект личных вожделений, ха-ха-ха!> в авторский цикл о Джеке-Потрошителе...

Завязка сюжета: состоятельный бездельник с немного странным именем – Хилари (привет Клинтонше, хе-хе!) Кейн втайне увлечён историей и тайнами, связанными с фигурой знаменитого серийного маньяка-убийцы. Прогуливаясь как-то вместе с приятелем по фешенебельному району английской столицы, он останавливает взгляд на витрине антикварного магазинчика, которого никогда ранее здесь не замечал*. Войдя вовнутрь, друзья изучают ассортимент товаров, среди коих обнаруживается старинный докторский саквояж с именной табличкой. Открыть его не получается – слегка заржавленный замок заперт, а хозяин лавки уверяет, что ключа у него нет. Но имя, указанное на табличке, хорошо знакомо главному герою…

Как и в большинстве своих произведений, написанных на тему о Потрошителе – а их не так уж и много (!) – РБ традиционно смешивает криминально-детективный базис с изрядной долей фантастики. На сей раз (и снова не впервые!) сюжетная канва сдобрена ещё и толикой «чёрного» юмора. Получившийся «коктейль» не то, чтобы на редкость оригинальный и причудливо-любопытный, но в плане увлекательности довольно неплох…

Благостное настроение слегка подпортил финал – с потугами на юмор, но какой-то нарочито тривиальный, скомканный и слегка даже глуповатенький. Может, конечно, и зря ворчу… Тем не менее, первоначально возникшее желание взяться за перевод оказалось нестойким, а затем и вовсе улетучилось, хе-хе!

------------------------------------------------------

* более того, даже убеждён, что пару недель назад на этом месте и в помине ничего не было

Оценка: нет
– [  0  ] +

Роберт Блох «Проклятие дома»

Iricia, 26 февраля 19:42

Рассказ средненький, но и неплохой. Написан как раз с приятной двоякостью, когда историю можно трактовать как мистику и как чей-то психоз, благо главный герой — пациент психиатра, который дает свою интерпретацию событиям. Описания дома сочные, концовка... ну, не прямо таки захватывает дух, но такая... страшненькая. Хотя у психиатра лицензию я бы, конечно после такого отняла (хотя его можно оправдать временем, всё-таки почти сто лет назад написано).

Оценка: 5
– [  3  ] +

Роберт Блох «The Hungry Eye»

igor14, 23 февраля 04:38

Занятный такой (хе-хе!) фантастический рассказик с элементами мистико-«ужастика» и сатиры <одновременно>! Первая публикация — «Fantastic», май 1959 г.

Завязка сюжета: эстрадный комик, пять лет назад переехавший из Бостона в Чикаго, имеет контракт с модным клубом, предусматривающий ежевечерние выступления со свежими шутками. Однажды на улице он в толпе прохожих встречает своего младшего брата, которого не видел ни разу после отъезда из родного города, но мгновенно узнал и окликнул. Родственник в панике убегает, а чуть позднее на первой полосе газеты комик читает сообщение о том, что братец подозревается в убийстве своего напарника-сослуживца, с которым должен был перевезти коллекцию ценных восточных редкостей из дома покойного владельца в музей. Во время вечернего выступления до боли знакомое родное лицо вновь мелькает перед глазами, но уже среди посетителей клуба…

В целом история достаточно любопытная. Особенный «аромат» ей придаёт не слишком заезженная в фантастической литературе тема о возможности обладания разумом инопланетными представителями минеральной формы жизни*

(дальше развивать эту мысль не стану, чтобы избежать неизбежного спойлерства).

Также приятно удивил – и уже не в первый раз (!) – насмешливо-издевательский взгляд Блоха на своих сограждан-приверженцев модных направлений в общественно-социальной жизни. На сей раз объектами злой иронии автора стали идейные битники** и подстраивающаяся под них часть буржуазной интеллигенции.

Лучше/уместнее всего (чтобы проиллюстрировать!) будет привести здесь довольно пространную цитату из текста рассказа: «<…> я ненавидел эту публику — чрезмерно утонченную, очень закомплексованную и самоуверенную одновременно, нервную, нонконформистскую, провозглашающую приоритет собственных эгоистических желаний под маской духовных свобод личности; <…> пьянствовать, принимать наркотики и развратничать, избегая при этом каких-либо последствий; <…> если водитель-дальнобойщик напился, взял в попутчицы девушку, трахнул её, а затем вышвырнул на обочину, это – неприятная обыденность. Но битники или многие тысячи псевдобитников, которые в наши дни прячут лица за неухоженными бородами, подводят идейную базу под такого рода гадское поведение, оправдывают его. Им нравится бухать, клеить тёлок, по-быстрому перепихиваться с ними, и всё это под аккомпанемент шуток таких комиков, как я, в своих выступлениях льстящих их чахлому эго <…>»©

Сильно сказано! Не так ли?!

Ну, а теперь о «ложке дёгтя«!.. Вот никак не хотелось Блоху успокаиваться в отношении такой колоритной фигуры, как Григорий Распутин, которую он – АБСОЛЮТНО непонятно почему (!!) – перманентно состыковывал с продажей за рубеж ценностей, принадлежащих царской семье и другим дворянским родам, что осуществлялась в первые годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции***.

Тут мимоходом упоминаются и Распутин, и <что примечательнее> БОЛЬШЕВИСТСКИЙ мародёр, ненадолго ставшие обладателями инопланетного минерала. Можно подумать, что в постреволюционное время и долгие годы гражданской войны мародёрили только недостойные представители «красных«!! Что тем же самым не занимались «белые», «зелёные», просто бандиты или иностранные интервенты (те же сограждане Блоха-американцы, к слову!)... А что, здешний эпизодический персонаж не мог быть левым эсером, недолгим попутчиком большевиков в первом советском правительстве?!

Но мародёром был назван именно БОЛЬШЕВИК!!

Форменное гадство какое-то! Не знаю как кто, но лично я обиделся (хе-хе!) на РБ!..

(на Распутина, в общем-то плевать: пусть бы и дальше «поливал» его дерьмецом!! Но в очередной раз вызывает недоумение <почти радикальная> смена позиции у Блоха: казалось бы, ещё совсем недавно (в своих произведениях 1939 и 1941 гг.) он восторженно упоминал о достижениях советских учёных, а уже с 1945 г. – в преддверии и после решающего вклада СССР в победу над фашистской Германией и милитаристской Японией – стал негативно отзываться о большевизме=социализме. Не правда ли, вполне очевидна зависть к достижениям нашей страны (под руководством ВКП(б))? А впереди ведь ещё запуск в космос первого спутника и первого человека – «большевика» Гагарина!..

(никак нельзя проигнорировать все эти нюансы в День советской армии и военно-морского флота (созданных в 1918 всё теми же большевиками!))

Кстати, поздравляю форумчан-мужчин с этим праздником!

___________________________________________________________________

* на ум приходят только слегка похожие «Хрустальная Цирцея» Г.Каттнера, «Валет из страны Теней» Р.Желязны, «Путешествие Алисы» К.Булычёва и «Наследие звёзд» К.Саймака. Вот, пожалуй, и всё!..;

** они же – хиппи; бунтующая против традиционных американских культурных ценностей (включая и протестантско-пуританскую мораль) молодёжь + люди среднего возраста в 50/70-х гг. прошлого века;

*** см., к примеру, рассказ «Сын Распутина» (1945)

Оценка: нет
– [  2  ] +

Роберт Блох «The World-Timer»

igor14, 19 февраля 07:04

Изящный фантастико-юмористический рассказ о путешествии в параллельный мир. Кое-какие ассоциации – не слишком, впрочем, явные – субъективно возникают с каттнеровским романом «Бесчисленные завтра» (1947), который давно уже намереваюсь перечитать…

Первая публикация — «Fantastic Science Fiction Stories», август 1960 г.

Завязка сюжета: востребованный психоаналитик <в силу особенностей характера, о чём чуть ниже)> использует в своей практике только бесплатные лекарственные препараты, которые в рекламных целях распространяют фармацевтические компании через разъездных агентов-коммивояжёров. «Пробник» таблеток под названием «Капсулы времени» он пускает в дело в ходе очередного визита капризной постоянной клиентки-стриптизёрши, не брезгующей подрабатывать и проституцией…

В данной истории автор немало порезвился, дав волю как своей фантазии, так и богатейше-разнообразному чувству юмора. Рассказ по объёму и не чрезмерно короткий, и не слишком длинный – как раз в «самую меру»…

Наиболее примечательна фигура центрального персонажа – доктора медицины Мортона Плацебо (не правда ли, весьма примечательная и о многом говорящая фамилия?!). Сей 50-летний толстячок – весьма колоритный субъект: мало того, что сохранят активность, скажем так, во многих сферах жизнедеятельности (форменный «живчик»!), он ещё и придерживается оригинального стиля мышления.

Вот, к примеру его вИдение перспектив отношений со своей молоденькой секретаршей: «<…> она была милой девчонкой и безумно любила его как образ отца. Её реакция <на случай гипотетических неприятностей с полицией> была предсказуема — она посадит его в свою машину, и они вместе уедут в Мексику, где будут жить долго и счастливо, пока она не сбежит с тореадором. Нет, газовая камера явно была бы предпочтительнее!» ©.

Что же касается практики использования достающихся бесплатно лекарств, то здесь врождённая прижимистость Мортона накладывается на <в целом> пренебрежительное отношение к собственной клиентуре, которая довольно обширна и потому <в его понимании!>, почему бы не поэкспериментировать с подопытными людишками, которых не жалко?

Качественное чтиво!! Вполне подходящее для предстоящего на неделе праздничного досуга… (тем, кто имеет возможность читать на языке оригинала или пользуется google-переводчиком, разумеется (хе-хе!))

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роберт Блох «Ваш друг Джек Потрошитель»

Amorphis, 17 февраля 18:58

Рассказ безусловно не шедевр, но ознакомиться разок можно. Очень многое притянуто за уши. Прежде всего путешествия Джека Потрошителя по всему миру. Причины допустим понятны, некромант, колдун и тд. Хотя это лишь предположения! Собственно и сама встреча главных героев непонятна. Как так оказалось что они столкнулись вместе. Получилась такая некая пародия, про Ван Хельсинга и Графа Дракулу.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт Блох «The Funnel of God»

igor14, 16 февраля 04:07

На редкость грандиозный фантастико-социально-сатирический рассказ. Помимо прочего, — примечателен мощным зарядом «чёрного» юмора в финале… Первая публикация — «Fantastic Science Fiction Stories», январь 1960 г.

Завязка сюжета: парнишка-англичанин, сын крупного дельца, потерял свою мать при рождении. Папаша его ворочает солидными делами на разных континентах, а потому воспитание наследника передал в руки семейной пары доверенных слуг-буров, надзирающих за порядком в южно-африканском поместье. Воспитатели не слишком сильно балуют и опекают мальчика, позволяя ему бродить где вздумается по окрестностям. Правда, настойчиво предостерегают против похода на гору, где обитает чернокожий старик-отшельник по прозвищу Чёрный Скелм. Последний имеет репутацию неуловимого злого колдуна, якобы пожирающего забредших в свои владения детей…

Общеизвестная истина, которая нашла отражение в поговорке о том, что каждый человек – сам кузнец <кузнечик, ха-ха-ха!> своего несчастья, явлена тут потенциальному читателю во всей красе! Главный герой данной истории, как никто другой, подтверждает справедливость вышеприведённого изречения, являясь, впрочем, скорее «кузнечиком», чем кузнецом…

Другая популярная литературная тема – о безграничных возможностях человеческого интеллекта, способного овладеть (фактически!) божественной силой – также занимает здесь центральное место. Очень хорошо и ёмко высказался автор по поводу искателей нового знания:

«Все люди — искатели, но каждый избирает свой путь в поисках понимания. Есть путь Колумба, стремившегося обогнуть земной шар; и путь Галилея, жаждавшего исследовать небеса; восьмеричный путь* Будды, который вёл, как он надеялся, к нирване; и путь Аполлония**, который представляет собой внутреннюю спираль с забвением в своей основе. Есть Эйнштейн и…»©.

Отдав дОлжное гениям (в том числе и сомнительным, хе-хе!), Блох чуть далее весьма едко высмеивает порочные увлечения капиталистического общества, не делая при этом существенных различий между западноевропейскими странами и «родными» США. Щедрой рукой он раздаёт оплеухи и узколобости официальной науки, и насквозь фальшивой подоплёке спортивно-охотничьих состязаний, и сластолюбивому гедонизму Старого Света, и мультипликационной <в буквальном смысле!!> зацикленности доморощеных гуру в сфере психологии, да многому чему другому... Давненько я столько не смеялся!

Весьма примечательно, что пару слов РБ уделяет и СССР. Тут он полунамёками (и очень по-доброму!) рассуждает о равновероятности грядущего развития человечества по пути «<…> Советской Федеративной Социалистической Республики Солнечной системы или Соединенных Межпланетных Штатов. Если восторжествует первое, Сатурн станет новой Сибирью; если <западная> «демократия» возьмёт верх, на Плутоне будут созданы специальные учреждения для определенных групп людей — изолированные, но равноправные, конечно же...»©

(к слову говоря, авторская версия будущего протекает и не так, и не эдак, но всё равно настроение в момент чтения процитированных выше строк весомым образом приподнялось!)

Чес-слово, если бы не сравнительно большой объём текста, с великой охотой взялся бы за самостоятельный перевод этого замечательного рассказа… Но, — увы!

—------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* который Блох отчего-то именует семеричным…;

** видный представитель философской школы неопифагорейцев, куда более известный благодаря своему <якобы> пророческому дару и похвальбам о совершённых собственноручно чудесах

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роберт Блох «Кошмар в ночи»

Стругацкая, 11 февраля 01:04

Может, для 56-го года и неплохо, но концовка тухлая. Мне пришло в голову сразу два варианта окончания получше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Марджори оказалась призраком, который теперь постоянно навещает эту пару, поскольку, когда она обратилась к ним за помощью, будучи живой, они прогнали её. Теперь они вынуждены переживать эту ситуацию снова и снова, но изменить что-то, например, оставить призрака у себя, им ещё страшнее. Банально, но хоть немного менее предсказуемо.

2. Собаки оказались не просто ищейками, а какими-то особо жуткими: не похожими на привычных собак, окровавленными, опять-таки призрачными — словом, такими, которые одним своим видом намекают на то, что в клинике всё ещё хуже, чем рассказала Марджори. Например, собаки-призраки намекнули бы, что и сама женщина мертва... Сюрреалистично, зато интереснее, чем вот это

Оценка: 2
– [  1  ] +

Роберт Блох «Человек, который убил завтра»

god54, 27 января 16:24

Еще одна вариация на тему «нажми кнопку — уничтожь человечество». Хотя на самом деле никто не знает как это устроено, знающие говорят лишь одно, нет там никакой кнопки, а есть система бюрократических согласований, что является самым надежным барьером на пути любого злоумышленника. Попробуйте попасть на прием к любому начальнику в его приемные часы. А рассказ так себе, но можно ознакомиться.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт Блох «Поезд в ад»

deepnight79, 17 января 23:48

Сей писатель любил творить разные литературные ужастики. Ну и тут, вроде, вариации на тему: договор с нечистой силой – мол, исполню любое твоё желание, но за это в конце всей жизненной чехарды заберу тебя с собой в ад. Пожали друг другу руки, и понеслась… Неплохая такая коротенькая притча про человеческое житие-бытие, духовное с материальным в нём, и есть ли на свете такая штука как счастье. Опус очень схож с вышедшим шестью годами ранее рассказом Генри Каттнера «Залог». Написано стилистически безупречно, что очень понравилось.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Блох «Психо»

Тимолеонт, 5 января 16:45

Строго говоря, классическим триллером является только первая часть. Продолжения — они даже не про маньяка, они про то, как он может повлиять на общество и какое пагубное наследство за собой оставить. Это своеобразная критика общества, в котором убийцы получают культовый статус — о них снимают фильмы, строят музеи, пишут книги. Почему, блин, что за несправедливость? Блох фактически прямо ставит такой вопрос, правда, очевидно, что ответ дать невозможно... Потому и чувствуется некоторое смысловое провисание во второй и третьей повестях, хоть они и составляют части одной законченной, целостной истории Нормана Бейтса и его наследия.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт Блох «Дом психопата»

Тимолеонт, 5 января 16:13

Не думаю, что Блох хотел написать прям триллер в духе первой части. В дополнениях к омнибусу он чуть ли не прямо заявляет, что третья часть — фактически деконструкция жанра и попытка осмыслить и проанализировать, к чему он пришёл со времени написания «Психоза 1». Сами персонажи-журналисты это подтверждают косвенно. Если исходить из этого, то получилось неплохо, хоть и концовка очень уж разочаровывающе слаба. Думаю, из-за этого люди и ставят низкие оценки — эффект обманутых ожиданий, просто не стоит ждать от третьей части того же, что и от первой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Жан-Марк Лоффисье, Рэнди Лоффисье, Роберт Блох «Интервью с Робертом Блохом»

Тимолеонт, 5 января 04:52

На фоне современной, простите за нытьё, «журналистики», особенно ценишь такие вещи. Ни единого лишнего вопроса, никакого личного мнения журналиста (который, обычно, не блещет умом), никакой неуместной ереси и хрени. Всё строго по делу и интересу. Блох рассказывает не только про своё творчество, но и про то, что привело к нему — лично мне было особенно интересно почитать про Лавкрафта и его влияние.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роберт Блох «Смерть это вампир»

Isha Bhikshu, 5 января 02:10

История начинается как будто бы про вампиров, но в финале оказывается, что это детектив, и никаких вампиров не было. Рассказ на любителя.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт Блох «Железная маска»

Isha Bhikshu, 5 января 02:06

Фантазии на тему истории. Был такой узник Бастилии «человек в железной маске» — никто не знал его имени. Я даже встречал такую гипотезу, что это был настоящий русский царь Пётр Первый, в то время, как из Голландии, куда тот уехал изучать кораблестроение, вернулся какой-то ставленник масонов. Так вот Блох придумал теорию, что этот человек был ... железным дровосеком? Ну, почти...

Оценка: 5
– [  0  ] +

Роберт Блох «Собственные похороны»

Isha Bhikshu, 5 января 01:56

Довольно увлекательная детективная история со счастливым финалом. Богатый человек разыграл свою смерть, договорившись с парой помощников, чтобы скрыться от родственников, жаждущих его денег. Однако помощники оказались нечистыми на руку.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Блох «Знакомьтесь, мистер Убийца»

Isha Bhikshu, 5 января 01:53

И снова рассказ Блоха напоминает Стивена Кинга, а именно «Секретное окно, секретный сад» — персонаж, придуманный писателем, вдруг является перед ним вживую. Но если в романе Кинга персонаж стал следствием шизофрении писателя (?), то у Блоха к главному герою явились мошенники. В целом неплохо.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Блох «Тайна ожившей одежды»

Isha Bhikshu, 5 января 01:49

Юмористический рассказ об эликсире жизни, который хранился в бутылочке, но пролился на одежду, и та стала двигаться как живая. Как-то несерьёзно.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Роберт Блох «Сказка»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 19:40

Несерьезная история о феях, живших в доме, который никто не хотел арендовать. Один раз прочитать и забыть.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Роберт Блох «Машина, изменившая историю»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 19:38

Фантазия на тему машины времени — Гитлер решил притащить к себе Наполеона, чтобы тот помог ему завоевать Европу. Однако Наполеон оказался хитрее. На мой взгляд — сюжет высосан из пальца, и можно было этот рассказ вообще не писать.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Роберт Блох «Почти человек»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 19:35

История о роботе, который имел сознание ребёнка и программу самообучения. Обучался он у профессора, своего создателя, но потом один бандит сообразил, что он может обучить робота совершать преступления. Обучаться злу, разумеется, проще...

Оценка: 5
– [  -4  ] +

Роберт Блох «Скелет в шкафу»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 19:15

Ещё один юмористический рассказ на тему магии. Надо же — скелет ходит и говорит. Как-то несерьёзно.

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Роберт Блох «Никогда не верь демону»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 19:13

Юмористический рассказ о человеке, который попросил демона исполнить его желания, но демон делал всё криво. Дал много денег, но они оказались фальшивыми и т.п. Один раз прочитать можно.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Роберт Блох «Чёрный мозг»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 19:09

Неплохой ужастик. Мозг, найденный где-то среди руин Марса. Возможно это и не мозг вовсе, а какое-то хищное существо, подчиняющее людей своей воле — чтобы съесть их и расти.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Блох «Это случилось завтра»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 18:40

У Стивена Кинга есть рассказ, как автомобили захватили мир, а люди были вынуждены заправлять их бензином. Наверное, Кинг читал Блоха, только у последнего все механические устройства ополчились на людей. Концовка вообще печальная.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Блох «Фантом из фильма»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 18:38

«Фантом» напомнил мне какой-то рассказ, который я читал в 80-е годы — там из киноэкрана вышел целый отряд гладиаторов. Помню ещё слова «Кво вадис». У Блоха из фильма вышел какой-то призрак, убивающий людей, и его чудом удалось вернуть обратно в киноплёнку. Нормально.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Роберт Блох «Убийца с Луны»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 18:33

Фантастика с элементами детектива. Есть инопланетянин, который неожиданно умер, и есть подозреваемые в его убийстве. Неплохо.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Блох «Деловой этикет»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 18:27

Ещё одна странная фантазия Блоха о ведьмах. Опять же не имеющая аналогов в классических историях о ведьмах и шабашах.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Роберт Блох «Тёмная сделка»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 18:24

Весьма странный сюжет. Человек стал отбрасывать чернейшую тень, а потом сам исчез. Из какой категории магии это? Европейская, африканская? Что касается рассказов о тенях, то «Двойная тень» К.Э. Смита куда интереснее. А также интересен один из эпизодов сериала «Секретные материалы», о физике, который отбрасывал тень, и кого она касалась, тот проваливался в черную дыру.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Роберт Блох «Ад на земле»

Isha Bhikshu, 31 декабря 2023 г. 18:17

Незамысловатый сюжет, типичный для фантастики столетней давности. Ученые, начитавшись колдовских книг, смогли вызвать демона и заключить его в стеклянную клетку. Однако демон мог захватывать контроль над телами учёных, заставляя их вести греховный образ жизни. НЕ страшно, однако.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Роберт Блох «Неприкрытый мираж»

god54, 2 декабря 2023 г. 16:50

Хорошая и, главное оригинальная идея, этого рассказа о жизни на астероиде, к сожалению, не подкрепляется хорошим юмором, динамикой действия, этаким вестерном космоса. Слишком уж медленное и длинное развитие действия постепенно убаюкивает читателя, насылает на него чары сонливости, результат уже понятен после первых страниц и в голове всего одна мысль: читать или бросить? В целом можно использовать для одноразового прочтения, уж очень идея хороша, хотя и спорна.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Блох «Игрушка для Джульетты»

asia4, 25 ноября 2023 г. 15:31

Чернушный шедевр Блоха. Юмор у автора как всегда очень специфический. Читать только в оригинале, иначе весь юмор в переводах теряется.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт Блох «Психоз 2»

Тимолеонт, 8 ноября 2023 г. 18:53

Ещё один роман, с отношением к которому я всё никак не могу определиться. С одной стороны, он потрясающе нелепый от начала и до конца — жаль, Блох не решился сделать ход конём и написать полноценную юмористическую пародию. В отличии от сильнейшей первой части, у меня так и не получилось отнестись к нему серьёзно. Но Блох сумел всерьёз удивить финалом — причём это не абсурдный и не обоснованный ничем ВОТЭТОПОВОРОТ, а логичный и выверенный исход. Прочитав его удивляешься, насколько логично всё было подведено и удивляешься, что сам не дошёл до «истинной концовки».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Роберт Блох «Психо»

Тимолеонт, 30 октября 2023 г. 19:31

Завышенные ожидания, которых у меня не было, тут даже ни капли не помешали, ибо «Психоз» действительно так хорош, как о нём говорят. Блох сумел соблюсти весьма тонкий и условный баланс — сюжет может очень даже удивить своей беспощадностью и неожиданностью, но с другой — он не настолько непредсказуем, чтобы вдумчивый читатель не мог строить теории и пытаться понять, что же будет дальше.

А вообще это истинный, образцовый триллер. ГлавГад страшен не потому, что он живучий непобедимый боец вроде Крюгера и Джейсона, а потому что он поехавший на всю голову псих, чьи действия просчитать невозможно. К тому же он не пускающий слюни идиот — убийца хоть и наивен-неопытен, но он хитёр, сообразителен и не поддаётся просчитанным оценкам нормальных людей. Роман же писался целую эпоху назад, когда люди ещё не были избалованы десятками качественных триллеров про хитроумных и непредсказуемых маньяков — представляю, какое сильное воздействие «Психоз» произвёл в своё время...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роберт Блох «Левша Фип»

Isha Bhikshu, 25 октября 2023 г. 03:13

Цикл «Левша Фип» мне совершенно не понравился. Я даже не понял, что это — фантастика, сатира? Кто такой этот Левша? Авантюрист типа Остапа Бендера? Сколько ему лет? Образование? Где он живёт и что за странные друзья у него? Из всех рассказов мне запомнилось только два сюжета — про ковёр-самолёт и фонарик, превращающий все предметы в золото. (Я прослушал электронный сборник 2019 года в переводе К. Луковкина). Всё же Роберт Блох мне больше интересен как автор хоррор-рассказов для Мифов Ктулху, а вот юмор у него явно не получился.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Роберт Блох «Адский фонограф»

pontifexmaximus, 10 сентября 2023 г. 17:01

В 1946 году Роберт Блох еще не был столь раскован, как это произошло с ним в более поздние годы творческой биографии...

Не то еще время было, чтобы дозволялось открыто писать про секс, разнузданное насилие и употребление наркотиков...

Поэтому данный рассказ был бы уместен и в 1913-м году, благо повествуется в нем о вполне традиционном безумном ученом, изобретшем зловещий фонограф, на который можно записать человеческую душу...

Сперва этот свихнувшийся немец экспериментирует на кошках, а потом принимается за людей, не обращая внимания на то, что запись души напрочь изымает ее из тела...

Не очень страшно, но в формате аудиокниги чтец с помощью интонаций добавляет зловещести и загадочности туда, где их не хватает при восприятии глазами...

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Блох «Последний смех»

pakin666, 4 сентября 2023 г. 13:16

Любопытный рассказ. Впервые найдена разумная жизнь, и насколько же она оказалась странная... Ну никак не похоже на другие произведения данной тематики.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт Блох «Ярмарка животных»

pontifexmaximus, 31 августа 2023 г. 12:21

Человечество, надо признать, крайне озабочено идеей возмездия...

И при этом право осуществлять его уже давным давно было у отдельно взятого человека экспроприировано...

Именем богов, царя, государства, народа, революционной целесообразности или общечеловеческих ценностей...

Но капитан Райдер, одержимый мщением, готов прибегнуть к способу, известному из его путешествий по Африке. Говорят, тамошние колдуны способны опоить человека некими зельями и зашить его в звериную шкуру. По мнению капитана, это идеально подойдет для шайки мерзавцев, сведшей его племянницу в могилу с помощью наркотиков...

В общем, внимательно присмотритесь к горилле, ютящейся в клетке передвижного зверинца. Возможно, это не совсем обычный экземпляр...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роберт Блох «The Scarf»

igor14, 19 августа 2023 г. 07:02

Как автор рассказов Роберт Блох внёс свою – пусть даже и совсем крошечную – лепту в развитие ну о-о-очень многих жанров литературы прошлого века. Тут вам/нам и научная, и социальная, и юмористическая фантастика, а также – разнообразнейшая мистика, детективы, криминальные и классические приключения, вестерны, сатирические и «чёрно»-юморные истории… Всего не перечислишь!

Но вот в качестве писателя-романиста – если ориентироваться на переведённые к настоящему моменту произведения крупной формы – он явно отдавал предпочтение триллерам о маньяках. Судите сами: и трилогия «Психо» (1959-90), и «Кушетка» (1962) с «Царством ночи», «Американской готикой» (1964), «Ночью Потрошителя» (1984) + «Наследием Джекила» (1990) – все они написаны, по сути, на одну и ту же тему.

(правда, несколько выбивается из общего ряда продолжательско-лавкрафтианский «Странные эоны» (1978), но и там среди центральных персонажей вполне хватает безумцев (сектантов Ктулху и других Древних имею в виду…))

Данный роман, самый первый из написанных Блохом, тоже относится к вышеупомянутой плеяде.

Завязка сюжета: американский старшеклассник стал объектом вожделения для учительницы средних лет, подверженной суицидальным наклонностям. Зазвав юношу к себе домой, напоив вином и связав его руки шарфом, она включает на полную мощность газовый обогреватель и готовится отбыть в лучший мир в приятной компании. Еле-еле бедолаге удаётся сбежать, вышибив ослабевшим телом оконное стекло.

Прошло несколько лет. Возмужавший главный герой становится начинающим писателем и бережно хранит тот самый бордовый шарф, оставшийся ему на память от задохнувшейся газом соблазнительницы. Он пользуется успехом у женщин, но испытывает к ним сложную гамму чувств, весьма далёкую от восторженной влюблённости…

-------------

Если уж в зрелом творческом периоде РБ создавал коротковатые романы, то его «стартовое» творение – совсем куцее, сравнимое по объёму текста с удлинённой повестью. Излагается всё в динамичном ключе, но как-то совсем обыденно, даже – при описании сцен убийств.

Впрочем, вторая половина романа <исключительно в субъективном плане> показалась чуть более увлекательной и «живенькой». Возможно – вследствие увеличения числа центральных персонажей и появления у главного героя противника.

(однако ж, роль этого действующего лица на определённом этапе через чур стала напоминать въедливого детектива страховой компании Арбогаста из первого «Психо», а потому привкус «осетрины второй свежести» © изрядно подпортил читательское удовольствие)

Женские характеры автором чрезмерно обеднены, почти однобоки, а у пары-тройки из довольно многочисленных героинь первого/второго плана либо врождённая, либо благоприобретённая стервозность чуть ли не моментально перерастает в преклонение перед довольно посредственным мужчинкой. Любовь с первого взгляда тому причиной? Определённо, нет! Материнский инстинкт? Вряд ли.

Чувствуется в этих самовоспроизводящихся повторах какая-то гнилая червоточинка, труднообъяснимая фальшь…

Позабавил монолог главного героя в 10-й главе о необходимости культивирования жизненных неудач как основополагающего принципа воспитания человека (в противовес зацикленности жителей стран Запада на успехе любой ценой). Цитата: «<…> Оглянитесь вокруг, это всё, о чём я вас прошу. Мы живём в стране неудачников — алчных мужчин и разочарованных женщин, недовольной молодёжи и ворчливых стариков» ©.

Переводческая работа уважаемого Дмитрия Черникова не сказать, чтобы идеально легла на моё читательское восприятие (хе-хе!), но имеет немало ярко выраженных достоинств: отсутствует засилье «англицизмов» (характерное для многих драгоманов-современников), лексикон вполне приличный, авторские мысли переданы общедоступно для любого потенциального читателя...

(кстати, он просил подчеркнуть тот факт, что априорно отказывается от всякого рода авторских прав на результаты своих трудов по переводу этого романа.

Ну, данное ему обещание в очередной раз выполняю!..)

Оценка: нет
– [  3  ] +

Роберт Блох «Что увидишь — то получишь»

pontifexmaximus, 17 августа 2023 г. 15:17

Ставка на неожиданную концовку может не оправдать доверия, поскольку искушенный читатель в состоянии ее разгадать по косвенным признакам...

Во избежание спойлера намекну лишь, что те, кто погубил делопроизводителя в повести Булгакова, погубят жадного наркоторговца в этом рассказе Блоха...

А мораль сказки в том, что нечего пытаться использовать магические артефакты (лампы с джиннами, ковры-самолеты, волшебные фотокамеры) без знания хотя бы основных законов оккультных наук, но с мельтешеньем долларовых купюр перед глазами...

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Блох «Прекрасное — прекрасной»

Ламинарский, 24 мая 2023 г. 12:00

Моё мнение об этом рассказе таково: не отец своими словами «сделал» ребёнка ведьмой, а она сама стала изучать по книгам все эти тёмные дела: колдовство и т.д. А потом уже отец по факту стал называть дочь ведьмой. И, по сути, он взывал о помощи и защищался даже тем, что избивал девочку. А, может быть, и пил из-за этой ситуации. И был прав, в итоге она его прикончила.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Роберт Блох «Быть собой»

Isha Bhikshu, 6 мая 2023 г. 23:18

Рассказ о раздвоении личности, то есть главный герой по какой-то причине трогается умом и видит своего двойника. Данная идея не нова, она была ещё у Достоевского («Двойник»), есть и у Стивена Кинга («Секретное окно, секретный сад»), хотя написано позже, конечно. У Блоха рассказ скорее юмористический.

Оценка: 6
⇑ Наверх