fantlab ru

Все отзывы на произведения Тимура Максютова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Василий Шукшин «Бирюк с Европы»

majj-s, 18 марта 13:17

внезапный Василий Шукшин. Марсианская колония-колхоз с планом по валу, разнарядкой и прочими советскими мерзостями. Колонисты в ватниках и кирзачах растят кристаллы для нужд земного истеблишмента, примерно такие же темные и бесправные, как шукшинские колхозники. Одиночка, которого все здесь зовут Бирюком, план перевыполняет и мог бы жить не в пример лучше многих, все недоумевают, на что он тратит заработанное. Приезд нового начальника, сосланного в этот медвежий угол, кое-что проясняет. От Василия Макаровича здесь форма и немного «Срезал» с «Печками-лавочками», по духу скорее «Кибердеревня». Хотя последняя наиболее полно воплощает шукшинский дух в современности, а значит все правильно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

видфара, 27 января 08:54

Тема – дилемма, раскрыта технически верно.

Написано брутально, смачно и лихо. Читалось с улыбкой, помнится долго, послевкусие светлое, с лёгкими нотками кислинки.

Тайна русско-монгольской дружбы, разумеется, лежит на поверхности. Раз уж сразу подрались, то всё будет путём, ведь «дело прочно, Когда под ним струится кровь», как говаривал поэт-и-гражданин. И всё же стремительный сюжет увлекает читателя и без всякой таинственности – хочется поскорее узнать, как именно они подружатся?

Чудо рассыпчатое, неохватное, как звёздное небо над степью. Здесь и суровость, под которой скрывается чистое благородство, и дружба, спрятанная в грубости, и самоотверженность настоящей батыр-опа по имени Ханна… Катарсис волнообразный и духоподъёмный.

Достоверность высокая, каждый сансрын нисгэгч убедителен, все остальные персонажи им замечательно ассистируют. Мир привычен и в то же время чуточку романтизирован, как и должно быть в настоящей космической НФ. Диссонансом небольшим тут только Брюлик и Шнырь. Ну, так и вокруг совсем не развитой социализм нынче…

Оценка: 9
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

maxxx8721, 22 января 00:19

Качественная приключенческая фантастика с лирическими вставками восточноазиатских мотивов. Пересекался я с несколькими монголами — угарные ребята, особенно те, которые постарше. Те ещё говорят по-русски, а новое поколение уже языком не владеет.

Рассказ, где интересно следить за перипетиями, за сюжетом. Декорации понятны, герои понятны, при этом автор не загружает сложносконструированным миром, в котором читателю сложно разобраться, или глубокими идеями, с которыми автор по неопытности легко может не совладать. Но здесь автор опытный.

Казалось бы, есть хорошая концовка за здравие. Но автор почему-то решил щегольнуть и додавить ещё одним твистом со Шнырём. Возможно, это и лишнее, просто концовка, где Жугдэрдемидийн говорит, эмоционально сильнее, она уводит вверх, где светятся звёзды далёких костров и вряд ли требует послесловия, которое снова приземляет нас к этой мышиной возне с акциями. С другой стороны, автор закрыл эпилогом все сюжетные линии, в том числи и второстепенные.

ГГ герой позабавил. Конечно, жанр подразумевает таких героев, навеянных современными американскими фильмами, но в более реалистичных обстоятельствах этих бы космачей, конечно, отстранили бы от полётов, потому что одним из важнейших качеств для космонавта является его психическая устойчивость. Я представляю, что бы было, если б Гагарин устроил махач с тем же Титовым, хотя конкуренция у них была будь здоров.

В рассказе немало забавных моментов, диалогов. Хотя при изображении такого брутального персонажа, как Юрча, интеллигентность автора то и дело давала о себе знать. Это сложно объяснить, это просто ощущается, как, например, когда кто-то из местных матёрых авторов пишет постельную сцену или заигрывания. Видно, что автору хочется написать что-то эдакое, а воспитание не позволяет ))

Удовольствие от чтение получено.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

nervenklinik, 20 января 18:27

(Слово космача)

Как текст для меня на втором месте на ФЛР 26. Написано очень хорошо, фольклорные вставки ничего не портят, наоборот, придают шарма этой странной истории, обеспечивают некую связь. Но вот в саму это соцреалистическую историю о дружбе народов против проклятых капиталистов я что-то совсем не поверил. И дело тут не в жаргоне, учитывая тренд на популярность блатной романтики, это забавный фантдоп. Но на станции 4 русскоязычных, отчего этот жаргон сохраняется? Почему отношение к землянам столь уничижительное? Ведь по сути, космическая станция — это просто гигантская фирма и ничего больше. Опять же, мелочи типа передачи записки и шептания важной информации в драке выглядят смешным артефактом.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

J.Owling, 20 января 18:04

Рассказ интересный, полный юмора и поэзии. Красиво степь переплетается с космосом.

Стучат сердца земли народов

в небесном мраке. Не стучит

никто заради бутербродов.

Мы потому что космачи!

Понравилось в рассказе: дружба народов.

Не понравилось в рассказе: тюремный жаргон.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

Olga Bor, 19 января 21:55

Отличный рассказ, но мне не хватило Юриной рефлексии. Обычной, чисто человеческой. Потому что рефлексия Жука дана через фольклорные вставки, а Юра для меня так и остался несколько бездушным космачом.

Забавно, что для космополетов используются термины из обычной нашей воздушной авиации. Возможно, так и будет в будущем, но я так и не смогла вообразить космический аппарат, снижающийся по глиссаде. В итоге ребята летали у меня на чем-то вроде самолета.

Тема тут понятна и отлично прописана — дилемма из теории игр.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

Mishshanya, 18 января 20:20

Очень яркие характеры, живые герои. Отлично прописаны мотивы поступков. Техническая сторона вопроса тоже на уровне. Чуть ли ни единственный рассказ в конкурсе, претендующий на НФ. Понравился. Спасибо. Фантлаб развивает))

Оценка: 8
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

merlin_leroy, 18 января 13:35

Вот это прям хорошее. Зацепило. Прямо тема из моего романа. Земля будущего — единая конфедерация народов, замиксованных так, что только по видоизмененным фамилиям, обрывкам воспоминаний предков и фрагментам ДНК герои могут определить свою идентичность. И мир очень понятный, вполне наш — то же социальное расслоение, несмотря на НТП. Те же проблемы. А менталитет не меняется ни фига, такой же, как во времена освоения Нового света.

Ну и пара ляпок, а как же!

«Второй пилот откидывается в лонжероне»

Ложементе же! Лонжерон — это про другое же?

«не привёз не карата»

Не привез НИ карата

Но оценка все равно высокая. Топ, однозначно.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

Karapapas, 15 января 12:22

Хороший рассказ, интересный. Читается легко. Вставки из легенд кажутся инородными, но хорошо работают на сюжет и понимание. Интересный мир. Герои живые. Но мне показалось как-то все гладко прошло. Вроде поднимается накал, но тут же нивелируется. По сути герои получились марионетками, чтобы они не делали и как бы не трепыхались, от их поступков ничего и не зависело. И Ханну жалко.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

Zangezi, 14 января 14:55

Во-первых, как-то неправдоподобно, что «два лучших пилота», вдобавок оба русскоговорящие, поначалу даже не знают друг друга, тем более что далее там все поставлено на конкуренции, соперничестве и проч. Полагаю, там с первого дня уже должны знать, кто на что горазд. Тем более что герой «третий год на орбите».

Конечно, максимально неправдоподобно, что выяснять, кто начал первый, нужно путем старомодных опросов, а не просмотра видеозаписей. Да, сказано, что «записи не позволяют увидеть», но выглядит отговоркой. На такой станции камеры должны позволять увидеть все.

Также странно, что, чтобы передать записку, нужно снова устраивать драку — неужели у них там нет мессенджеров и вообще их каждый шаг контролируется? Ну не тюрьма же, чай. Да даже в тюрьме умеют малявы передавать ))

Несколько удивляет это чуть ли не лобовое сочетание практически арестантского жаргона, фени (грев, чалиться, шконка, кипишить, погонялово Штырь оттуда же) и лирических монгольских вставок. Не то чтобы это плохо, но сильно размывает тональность рассказа. Вообще, задумка с жаргоном космачей — штука отличная, в цикле «Пространство» астерский диалект просто чумовой, но вот мешать его с блатным — такая себе идея. Ведь совсем по-другому начинаешь представлять себе так разговаривающего героя, плюс этот его нарочитый «не-расизм»: косоглазый, япошка.. Кстати, и своего товарища-соперника он, как ни крути, сдал, оболгал. «Земляшек», как я понимаю, вообще за людей не считает. И что — это лучший русский пилот? Каковы же тогда худшие?

Еще в рассказе, как это называется, «сбоит фокал» )) В том смысле, что действие от первого лица, главный герой один, ему все внимание, и тут вдруг странные монгольские вставки — как будто чьи-то сны, но не героя же, ведь он русский! Да, второй персонаж монгол, но он не играет особой роли, он антураж, и с тем же успехом можно было эфиопские байки от Ханны записать. А тут даже название рассказа по-монгольски! Получается, в повествование одного персонажа забрели сны другого. А поскольку главный персонаж у нас — русский ауе-космач, «брутальный дикарь, неуправляемый хищник» (тут Директору веришь), то в его монгольские сны не верится совсем, они для него чужеродные. Автор как будто хотел одновременно и за романтику космоса, и за брутальность пояснить, но не нашел ничего лучше, как объединить их механически. Тут бы потоньше, поизящнее, может быть, раскрытием темы второго персонажа, того самого сансрына...

В целом, исключая вышесказанное, рассказ читается бодро, динамично, цели автора видишь, тема решена полностью, сравнение степи и космоса красивое, герой живой, правдоподобный, есть интрига, мир прописан, оценка — выше среднего.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

bbg, 14 января 11:56

Автор!

Не якодзуна!! Йокодзуна, крайнем случае ёкозуна.

В остальном хорошо. Про то же, что директор куда хитрее и изощрённее, чем его пытаются изобразить, ясно стало довольно скоро. Вообще, интрига на интриге. Про сниженную же лексику скажу: те космачи — не штучные космонавты нашей эпохи. Они как солдаты, а уж в армии говорят так, что только ой.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

PhysaLis, 13 января 22:32

Рассказ, конечно, любопытной. Неплохие детали. Общая достоверность и интриги.

Но почему обязательно герои должны общаться блатным жаргоном, я не могу понять. У меня дед летчик гражданской авиации. Много друзей военных. Да, если нужно, они могут так обложить подчиненных (и не только), что мало не покажется. Но в быту очень немногие используют мат или такой грубый жаргон. В том числе и среди курсантов. А тут элита — космонавты. А впечатление, что это какая-то банда работорговцев. Тьфу ты.

Разумеется, будь это единственная придирка, я бы сильно балл не снижал. Но есть и еще проблемы. Неуместные вставки. Откуда они возникли, если в остальном тут научная фантастика? Ментальная связь через выпитое? Немного наигранность развязки через корпорации. То они хотят одного, то другого.

Однако, в целом сюжет очень хороший, цельный, с хорошей привязкой темы. Все это ставит меня в очень неудобное положение с оценкой рассказа.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

Ego_Iva, 13 января 18:25

В этом рассказе хорошо всё: сюжет, герои, проработка мира. Но по моему глубокому убеждению мастерство писателя всё-таки состоит в том, чтобы создать нужную атмосферу, используя сниженную лексику только там, где она действительно необходима.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

SAM77, 13 января 07:31

Вроде и нормально, но по прочтению всё время выскакивала фраза «не верю». Не верю я в таких «космачей», которые то будто вчера ещё кровь кобылицы пили, а сегодня у них иногда чуть ли не высокий научный слог прорывается. Не верю я в космические корпорации, которые ну нисколечко не заботятся о собственной репутации, и устраивают диверсии в своих же подразделениях. И тут ещё странная логическая нестыковка. Почему-то в мире рассказа корпорация получает заказ на следующий проект после неудачного предыдущего. Вроде бы в нормальном мире всё наоборот. Нет? А неудачная посадка разве отрицательно не повлияет на акции? В общем, как по мне, конфликт не задался в рассказе. Исскуственный какой-то. Гораздо лучше бы выглядела борьба двух корпораций.

С темой тоже не очень срослось — сложилось впечатление , что от выбора заключенных и не зависело толком ничего.

Ну есть и плюсы. Написано вполне нормально, хоть и без изысков. Ну и мораль: космос это очень важно, его, несомненно, надо исследовать. И это надо делать дружно — вот этот посыл в рассказе хорош.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

Esminets Marat, 12 января 23:40

Это очень хороший рассказ про то, что космос будет наш.

Тема конкурса: дилемма заключённого в классическом прочтении. Очень хорошо решена тема.

Фантдоп: специального нет, просто ближнее будущее, исследование трансмарсианских объектов

Идея: героизм приносит деньги. Но только не героям

Язык: очень хороший язык, читалось легко. Сначала меня, как и многих, покоробило злоупотребление автором криминальным арго, видимо, он так увлёкся раскрытием темы про заключённых, что не смог вовремя выйти из тюремной атмосферы, потому что если в камере гауптвахты/изолятора «шконка» ещё уместна, то в кубрике это всё-таки койка. Впрочем, если предположить, что в эти времена космонавты/космачи — это уже не штучные национальные герои, а работники опасной, но не столь уж редкой профессии, причём профессии рискованной, брутальной, то многое становится на свои места. Достаточно вспомнить второе кругосветное плавание под командой Дрейка, его экипаж из пиратов очень мало походил на выпускниц института благородных девиц. И если пилоту в описываемое время в первую очередь нужны физические реакции и железная воля, а готовят их в каких-то провинциальных лётных школах, то глупо ждать от этих парней привычек завсегдатаев столичных салонов. Насчёт «национализма»: у главных героев я такого не заметил. Подколки — это да, это пожалуйста, я в военном училище и не такое видел, казарменный юмор и казарменная речь — это весьма специфические вещи. Когда в плотно набитой казарме живёт полторы сотни здоровых молодых амбициозных парней, альтернативой мату являются только драки.

В целом: очень хороший профессиональный текст, правильно выстроенный, с яркими героями, понравились вставки из легенд. Финальный твист меня сначала огорчил, получается, бабло правит и этим миром, а потом я подумал: чёрт, ведь так оно всё и есть. Колумб плыл не за романтикой, а организовать дешёвые закупки и логистику ходовой пищёвки.

Оценка: значительно выше средней, пока что фаворит

Оценка: нет
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

K3K, 12 января 13:57

А вот тут классическая дилемма заключенного, приятно читать. Причем, написано хорошо и интересно. Но название, конечно, не выговариваемое без привычки)

Оценка: 7
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»

Дочь Самурая, 12 января 11:33

Название непроизносимое и незапоминаемое. Даже ассоциаций никаких не возникает.

Выделила бы текст за хорошую проработку темы в таком классическом её разрезе. Дилемма- сотрудничать или подставлять друг друга. И финал понравился, забавный твист.

Теперь о минусах. Ненужным шумом для меня стали какие-то термины из жаргона сидельцев. Шконка и тп. Я не представляю космонавтов в будущем так разговаривающих. Даже сейчас это признак деклассированных людей. Хз, мне прям очень глаза резало.

Тоже самое про национализм. Ок, он хоть как-то обоснован сюжетно, но в целом не особо в это верится. В рассказе вполне чётко противопоставлены земляне и космачи. Вот в это верю. А раз космачи некое братство, то и национальных вопросов там должен быть минимум. Для меня недостоверно. Понимаю, что эти детали добавлены для большей яркости текста, но не вижу их обоснованности.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

anagor1, 19 декабря 2023 г. 14:11

Ну нет, с «Посмотри в глаза чудовищ» сравнивать этот роман неуместно. Здесь некая претензия на боллитру. Совершенно обоснованная, если говорить о владении языком. Язык шикарный! Прям наслаждаться можно, в отрыве от сюжета и всего остального.

А если представить, что языка нет, если как бы редуцировать эту составляющую удовольствия от книги? (А книга должна, имхо, прежде всего приносить читателю удовольствие — другое дело, что каждому оно своё.) Много ли останется?

...«Чешую ангела» скорее следует сравнивать с текстами Идиатитуллина или Крусанова. Или у меня такая вот ассоциация (возможно, странная), из недавно прочитанного: «Финист — Ясный Сокол» Рубанова. На мой вкус, всему упомянутому роман Максютова проигрывает. Чего ему не хватает? Одним словом: не хватает цельности. Такое впечатление, что автор взял дюжину шикарных рассказов — и эдак аляповато запилил из них крупную форму, выложив маловразумительным паззлом на дешевую голливудскую основу про_спасение_мира. Финал — вообще бредятина какая-то, уж извините.

То есть, сюжетная линия, увы, не цепляет ни разу. Кабы ни стиль и зарисовки, скучно было бы. А вся поэтика гораздо короче выражена Окуджавой:

«В земные страсти вовлеченный,

я знаю, что из тьмы на свет

шагнет однажды ангел черный

и крикнет, что спасенья нет.

Но, простодушный и несмелый,

прекрасный, как благая весть,

идущий следом ангел белый

прошепчет, что спасенье есть.»

Оценка: 7
– [  2  ] +

Тимур Максютов «Пижон местного значения»

Gourmand, 31 мая 2023 г. 18:01

История девушки, отправившейся погостить из Москвы к родне в татарскую деревню. И сделавшую правильный выбор.

Атмосферный светлый рассказ со вставками-случаями с предками девушки, с описанием быта, плюс немного военной мужской нотки.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

bbg, 27 мая 2023 г. 16:18

Тема: Там и не смог для себя сформулировать, в чём она заключается. Открыли новую планету... Что побочка? Метеориты? Существование страшей? Тут обычный перевёртыш.

Стиль/язык: Всё это очень неплохо, читается быстро и уверенно, хотя и текст не слишком велик.

Увлекательность: Все тексты про катастрофы и внезапные спасения читаются достаточно увлекательно. Тем более, когда спасти надо ребёнка.

Личное: Пахнуло Гелприным. У него тоже есть рассказ про хороших паучков, которых считали нехорошими. Но для Гелприна это слишком многословно, хотя герои очерчены хорошо.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Shiverss, 25 мая 2023 г. 11:57

Рассказ подкупает свой простотой, чувствуется, что автор делает свое дело с радостью и от души. Однако в происходящее верится с трудом, диалоги слабые, экспозиции обрушиваются внезапно без подводок. Предложения в духе: «Седая (тогда она была ещё не седой, а красивой брюнеткой)...» можно описать куда естественней, не используя скобки (и не выдавая свой пол)). К примеру: «Седая, тогда еще имела цвет в волосах». А картина где: «человек с кровавой струёй вместо оторванной головы» до сих пор стоит у меня перед глазами. Автору хочется пожелать терпения и практики, практики, практики! У вас неплохо получается.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

PadreDS, 24 мая 2023 г. 13:16

Разве может ребенок выдать такую фразу: «вытащила меня из-под того, что только что было моей мамой»? В остальном претензий нет. Взрослые всегда глупые, действуют согласно стереотипам и моральным установкам, отрицают все новое и непонятное. Приходят в гости и устанавливают свои порядки, аборигенов объявляют врагом по понятным только им надуманным причинам. Потому понятны злость и бессилие рассказчицы. А вот почему двенадцатилетку отправляют наружу дозорным, одну? Видимо, у этой колонии такие порядки: чужих не жаль, а своих и подавно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Aklenord, 23 мая 2023 г. 13:12

Хорошо читается. Но, как мне кажется, неудачное название. Оно снижает интригу, и по мере движения по тексту слишком рано начинаешь предполагать, что враги таковыми не являются, что будет какая-то позитивная коммуникация между поименованными в названии.

Не добавило достоверности то, что умные люди из развитой цивилизации, освоившие космические перелёты, так долго не видели того, что у них под носом, а также не смогли предсказать катастрофу.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Lunetta, 23 мая 2023 г. 09:43

Сказ о том, что первопоселенцы много не знали, остальное не поняли, а взрослые вообще глупые.

Тема есть.

Приятный, милый рассказ в атмосфере дальнего космоса, подземных убежищ и апокалипсиса.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

TK, 22 мая 2023 г. 22:28

Несмотря на определенную предсказуемость, мне рассказ понравился. Хорошо и по-доброму написано, ничего не раздражает.

Несколько огорчили следующие моменты: а) при выборе планеты для колонизации гарантированно будут применяться автоматические аппараты, наличие достаточно массивных скоплений астероидов будет замечено; б) в моем восприятии монолог ГГ диссонирует с ее возрастом, но это вкусовщина; в) за столько лет на планете взрослые могли бы заметить особенности поведения страшей раньше, особенно с учетом активной охоты на них; г) отец ГГ относится к страшам как к организованной группе достаточно развитых злодеев, относится очень лично, несмотря на то, что они из себя представляют на самом деле.

А в целом я получил удовольствие от рассказа.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Almeg, 22 мая 2023 г. 15:52

Мне кажется, автор слишком старался, чтобы история у него получилась не хуже, чем у других. Это старание, думаю, его и подвело. Он не был уверен в собственной изобретательности и решил использовать уже проторенные дорожки.

Сюжет в целом – годный. В логике истории лично я больших дыр не вижу. Взрослые, якобы умные люди давно бы поняли, что происходит? Ага, конечно, сто раз. Все взрослые вокруг нас всё понимают – однозначно. Видимо, поэтому мы все и по уши в этом… сером песке, как выражается автор «Серого бархана». Страх требует ненависти, ненавидеть метеоритный поток – трудно, поэтому врага надо назначить. Факты, противоречащие сформированной картине мира – фейки. Если понятливость девочки еще можно как-то поставить под сомнение, то слепота взрослых – вещь абсолютно логичная, лично я вижу доказательства этой слепоте каждый день. Да и понятливость девочки автор объяснил: у нее это не из головы, а от ощущения – когда несли на руках, она просто еще очень хорошо помнит, как себя чувствует человек под защитой маминых рук. И я прямо почувствовал это бессилие девочки, когда она понимает, что никто ей не поверит – это было хорошо. И единственный, кто хоть сразу не отвернулся – это человек, который никогда не был на поверхности, не видел страшей и не персонифицировал врага… Как видим, у автора вполне себе всё продумано.

А вот что, безусловно, нуждается в доработке – это композиция рассказа. Слишком много объяснялок в лоб, их надо как-то закамуфлировать. А если еще и сеттинг сделать чуть оригинальнее (продумать какие-то отличительные особенности планеты, чтобы читатель увидел новый мир, о котором он еще не читал) – станет вообще хорошо.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

mashats, 22 мая 2023 г. 13:37

Удачно выбран рассказчик, очень правдоподобный и приятный авторский голос получился. Нравятся отношения девочки с отцом, показанные в деталях. Вообще, в таких апокалиптических мирах я ценю любой намёк на нормальный, уютный быт. Люди же не могут постоянно жить в ситуации паники и безысходности, они выстраивают какую-то свою шаткую норму почти в любых предложенных условиях. Тут это получилось.

Увы, логика рассказа страдает сильно. Например, девочка почему-то понятия не имела, кем работала её мама (а мама вообще у них, наверное, национальный герой), и отец, чтобы ей всё рассказать, ждал несколько лет, пока их не будет слушать читатель.

Потом они эту девочку бросили в опасном месте на много часов с не очень понятной функцией.

Потом девочка внезапным прозрением осознала всю интригу романа.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

PhysaLis, 22 мая 2023 г. 08:11

Тема конкурса обозначена, но не то чтобы развита. Сюжет довольно прост.

Плюс рассказа только в том, что написан достаточно легко, не успеваешь от него устать. Сама история как-то криво описана. Не чувствуется достоверности. Задумка ясна, но проникнуться ей не получается. Вот сразу казалось натянутым предположение,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что страшы призывают метеориты.
Оно никак не доказано. А из-за этого все идет насмарку. Ну и концовка выбивается. Будто взята из совсем-совсем детской книжки.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Antipod_R, 21 мая 2023 г. 21:59

Читается очень хорошо, так, что не видно текста — есть одна история.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сначала кажется, что это постап мир. Героиня ребенок, и через ее привычную картинку мира — подземелья, бомбежки и страши для нее обыденность — и вопросы мы видим, как оно устроено. Немного воспоминаний и какая-то вылазка на поверхность.

Потом оказывается, что герои прилетели сюда, а страши сначала были безобидны. Знакомый мотив — колонисты и непонятки с чужими видами. Нравятся рефрены с днем рождения, когда было чп и когда героиня лезет наверх. Сквозная ниточка, изящно.

Пожалуй, хотелось бы большего — действия, событий, встречи с неизвестным. Это микроистория, а жаль.

Концовка тоже тоненькая, микро, как ниточка. Но меня зацепила)

Оценка: нет
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Epillet, 19 мая 2023 г. 10:34

Вторично, простенько, финал вообще окунает весь рассказ в унитаз (маленькая девочка за полдня поняла то, что целая толпа взрослых так и не смогла за годы). Однако написано не мозгодробительно, картинка какая-никакая возникает.

Короче, миленько

Оценка: 6
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Pale, 18 мая 2023 г. 18:33

Очень симпатичная героиня. Хороший, убедительный язык. Прочитал с удовольствием, но у рассказа большие логические проблемы, как я вижу.

Во-первых: сколько героине лет? Я не психолог (и тем более не детский), но сказал бы, что лет 8-9. Внимание, вопрос: зачем восьмилетку тащить на поверхность? И ведь не просто тащить — отводить в сторону от лифта и, под частым кислотным и метеоритным дождичком (!), помня, что вокруг рыскают страшно злобные к человекам страши (!), оставлять её одну (!) на 5-6 часов?! Ах, ну да! Девочка же любит смотреть на небо! Это всё объясняет, правда же? Или, всё-таки, нет?

Во-вторых, крайне надуманным выглядит неведение людей относительно истинных намерений страшей (и их умений). Как скороговоркой объясняет в конце героиня, местная планетная система раз в несколько столетий проходит через плотный астероидный поток и — поначалу, райская — планета оборачивается полным кошмаром. Оборачивается — не за полчаса же! Планета обильно населена людьми, со страшами они контактируют много, потому как те, вроде как, безобидные... Как можно прозевать ЭТО, на протяжении десятков лет — не меньше! — наблюдая усиливающуюся метеоритную бомбардировку? Зажмуриться на полвека?

Ну, и в-третьих... Хорошее, атмосферное начало. С убедительными деталями и воспоминаниями героини. Постепенно раскрывающийся перед читателем мир... А потом — бац! Пара абзацев — вся подноготная прямым текстом. Занавес.

Я сильно разочарован.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

SAM77, 18 мая 2023 г. 13:13

Отличный рассказ. Да не ново, да , опять про наивных поселенцев. Но историю вытягивает честная речь от первого лица девочки, а тайна, что открывается в финале, очаровательна и грустна. В общем, довольна простая, но честная и грустная история без попыток удивить читателя очередным «чудо- языком» или навешать лапши на уши.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Амфибия, 18 мая 2023 г. 11:40

Ещё одна страшилка, теперь в инопланетном как бы постапокалиптическом мире. Есть жуткие сцены-шокеры (человек со струей крови вместо головы, разорванная умирающая мать), занимательный лор, эмоции, есть нерв и драйв. Понравилось, что все такое сбитое и компактное, хорошо работает на настроение и атмфосферу, а вот несколько крупных объяснялок в диалогах, нарушающих эту лаконичность, понравились не очень. Несколько разочаровало, что всё в конце концов свелось к супер-открытой концовке и выводу про то, что монстры не злодеи, но в целом рассказ оставил неплохое впечатление.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Batya1, 18 мая 2023 г. 10:34

Опять это ксенолюбие. Ну и куда же без маленькой девочки, которая поняла то, что не поняли целые экспедиции колонистов развитой космической цивилизации.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

mick_ekb, 17 мая 2023 г. 23:56

Слишком много я играл конкурсов, чтобы меня такое впечатлило. Уверен, я через три дня не вспомню, о чем это. Этот такой канон типового конкурсного рассказа, что прямо каноничнее не бывает. Скучновато. Мог бы вывезти язык, но он абсолютно обыкновенный

Оценка: 5
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

alprosv, 17 мая 2023 г. 21:11

Интересный рассказ, напряженное действие. Можно, конечно, придраться к не совсем логичному поведению страшей: не пытаются разъяснить свои действия, несмотря на смертельную опасность для себя. Но кто ж ее поймет, ту инопланетную логику. Но в целом очень даже неплохо, прочитал с удовольствием и погружением.

Замечание:

«мой возраст в днях. Сегодня мне исполняется двенадцать в земном исчислении, значит пароль 4380». Это 365*12. В расчетах не учтены високосные годы...

Оценка: нет
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

Klaes, 17 мая 2023 г. 17:20

Рассказ старомоден, но это очаровательная старомодность.

Рассказ и по сюжету, и по языку прост, но это эффективная простота.

Рассказ дарит эмоции, но делает это без манипуляций.

Рассказ оставляет простор в финале, где можно самому придумать будущее страшей и людей.

Рассказ не хочется препарировать, а хочется просто сказать «спасибо» автору, что дал возможность здесь побыть не конкурсантом, а простым читателем.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Тимур Максютов «Девочка и Страш»

9_LIS, 17 мая 2023 г. 13:52

Реплики и диалоги выглядят ненатурально, хотя авторский текст, пусть и от моего нелюбимого первого лица, неплох: читается легко, с интересом. Многовато слез, соплей, эмоций — но ведь действие описывает маленькая девочка, что поделать. Это даже трогательно. Воспоминания о маме, перекрещивающиеся со взаимодействием ГГ и страша — красивый ход. Но то, что девочка однажды столкнувшись со главным сюжетным поворотом, все раскусила и поняла, а глупые взрослые за кучу лет не поняли, сильно упрощает сюжет, разрушает лор, а ГГ оказывается едва ли не в зоне «опасно, Мэри Сью!».

Оценка: 4
– [  3  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

strannik102, 9 мая 2023 г. 05:30

Дважды два — четыре. Но не всегда...

За что мы любим фантастику. Конечно же за приключения. В первую очередь. Т.е. получается, что фантастика — развлекательный жанр? Конечно.

Однако помимо чисто приключенческой составляющей мы любим читать фантастику ещё и за то, что зачастую в ней мы встречаемся с такой подборкой фактических сведений и данных, которую трудно было бы отыскать в другом месте. Т.е. ещё и за умность? Конечно, и за умность в том числе.

А ещё нам нравятся книги фантастической направленности из-за того, что в них автор приглашает читателя заглянуть в возможное, вероятное или альтернативное будущее, показывает нам, что и как могло бы быть в тех или иных обстоятельствах. Т.е. мы сейчас говорим о прогностической направленности? Именно, именно о прогнозах и предупреждениях идёт речь.

А ещё нам нравятся фантастические книги потому, что зачастую автор использует при сотворении и описании своих фантастических миров совершенно невероятные, фантастические литературные способы и приёмы. Т.е. мы имеем ввиду ещё и литературные достоинства? Ну да, а как вы догадались?

Конечно, вовсе не всегда всеми такого рода особенностями обладают все книги из нашего фантастического жанра. Совсем не редко, когда в погоне за прикючабельностью автор упускает из виду умность, или же пользуется совершенно обыденным плоским литературным языком, или написанная книга не имеет никакой прогностической ценности. Или же, наоборот, книга очень умная, причём настолько, что превращается в заумь и в качестве развлекательного чтения непригодна.

Однако в случае встречи с писателями высокого уровня мы чаще всего имеем дело со всем набором качественной умной развлекательной предупрежденческой книги, написанной великолепным литературным языком. И таки да, я сейчас как раз говорю об авторе вот этой прочитанной запоем книги, о Тимуре Максютове. Потому что в этом романе собрано воедино всё то, за что мы любим качественную социальную фантастику.

В нашем романе Тимур Максютов сумел собрать в единый сплав самые разные смыслости и событийности. Мы встречаемся и с древними народными легендами, и с эпизодами военно-блокадными (причём написанными с высокой степенью достоверности и пронзительной откровенности), с реалиями наших дней и с фантастическими допущениями о цивилизациях ящероподобных (по крайней мере такие версии в воспалённой голове читателя возникали), с мистикой высшего уровня, т. е. с идеей Бога и других высших созданий и творений — в общем, слодно сказать, чего в этой книге нет. Однако вовсе не следует думать, что здесь сплошная каша, напротив, всё чётко и тщательно выверено и выдано на гора с ювелирной точностью. При этом роман чётко выверен и выстроен энергетически — напряжение быстро возникает и далее постепенно нарастает до самых высоких значений, с тем, чтобы к концу книги читатель… нет, вовсе не выдохнул облегчённо, а остался в чувствах и в мыслях.

А в качестве мыслей, возникший при чтении и в послечтении книги могу подсказать идею Капицы, который рассчитал весь ход исторических процессов на Земле математически и показал при этом, что всё происходящее вполне изящно описывается царицей наук. Т.е. что имеются некие высшие закономерности, описываемые чисто математикой. А мы тут думаем и спорим о воле народов и о роли личности в Истории — математика, друзья, просто математика...

В общем, весьма рекомендую эту книгу всем любителям качественной умной развлекательной современной фантастики.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Тимур Максютов «Атака мертвецов»

strannik102, 6 апреля 2023 г. 05:47

Свобода! Равенство! Братство! Любой ценой!

Эта книга по жанровой принадлежности определена как исторический детектив. Я бы расширил список жанровых определений, добавив эпитеты «приключенческий» и «фантастический», хотя из фантастики здесь только несколько вкраплений в форме подростково-юношеских фантазий главного героя о личных подвигах во время русско-японской войны 1904-905 гг. — подростки любят фантазировать и придумывать собственное геройство. Итак, историко-приключенческий детектив.

Время действий и событий — царствование императора всея Руси Николая II, т. е. конец XIX — начало XX веков. Из курса отечественной истории мы помним, что эти десятилетия наполнены революционными потрясениями и несколькими войнами. И потому нашему герою и его друзьям и знакомым предстоит так или иначе принимать участие и в демонстрациях и шествиях толп людей, и в террористических акциях эсеровских боевиков, и в нескольких военных эпизодах как русско-японской войны, так и Великой (так тогда называли Первую Мировую), и волей-неволей, в революционных событиях 1917 года… И в силу высокой событийной плотности этих времён нашему герою всегда было где и чем отличиться и как проявить себя. В особенности если ты пылко влюблён в зеленоглазую красотку-блондинку и потому готов для неё на любые подвиги — горы готов свернуть, не то что выполнить её просьбу или поручение.

Так как Тимур Максютов очень хороший специалист по построению миров и их фактурной достоверности и плотности, то и здесь мы практически полностью ощущаем себя живущими в атмосфере описываемого периода. Отчего интересность романа возрастает и множится. И ощущения придуманности и сочинённости всего описываемого у читателя не возникает, хоть кино приключенческое снимай на этой исторической основе.

Ну и конечно, этот великолепный маркетингово-психологический ход с названием романа — сам эпизод знаменитой «атаки мертвецов» в книге занимает совсем небольшое место, однако вынесенное в заголовок романа выражение безусловно привлекает внимание читателя. Тем более, что можно это выражение толковать и расширительно — такое было время, что многие оказались в положении «атакующих мертвецов», пусть иносказательно и метафорически. Многие оказались отравлены «ядовитыми газами» революций, диктатур, террора и революционного насилия...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Тимур Максютов «Имя твоё»

mputnik, 14 октября 2022 г. 07:34

Странное впечатление, уважаемый потенциальный читатель. Впечатление искусственности, натянутости, чуть ли не вымученности вообще.

С одной стороны — по формальным признакам — всё, вроде бы, при всём. Полновесная литТриада (Тема + Идея + Антураж), нормальный эмоциональный фон, отсутствие засилия рояльных кустов и т.п. С другой же стороны — масса нестыковок. Мелких, но — вездесущих: в стилистике, фактологии, в мотивации персонажей, в логичности обоснования изгибов сюжета и т.п.

В итоге — формируется картинка некой схемотехники: долгой, нудной, скрупулёзной подгонки кучи разрозненных мелких факторов, условий, компонентов под некую абстрактную методику с условным названием «Как на ровном месте сваять фанЧтиво». Неестественный какой-то текстик. Мутный

Оценка: 5
– [  2  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

ДраконТрест, 12 октября 2022 г. 06:56

Каждая книга Тимура Максютова, даже если она и не фантастическая, все равно погружает нас в альтернативную реальность с первых строк, а вернее с эпиграфа. И если в предыдущих книгах, про жизнь армейскую или историческо-фантастических романах, нас встречал великий буддийский мудрец Бхогта-лама, то новая книга «Чешуя ангела» открывается эпиграфом Георгия Цветова, поэта серебряного века, который зачинает книгу и проходит мотивом через весь роман. И что любопытно, читая роман, я далеко не сразу догадался, что Цветов является поэтом из альтернативной реальности нашего мира. В его существование сразу поверил и даже пытался найти его стихи в мировой паутине, но безуспешно.

«Чешуя ангела» с одной стороны роман легкий и легко читаемый, как и вся проза Максютова, наполненный образами и поэтикой. Но с другой стороны роман тяжелый и в некоторых местах шокирующий своей откровенностью. С героями романа мы пройдем долгий путь от Блокадного Ленинграда до наших дней. При этом герои пройдут путем страданий, не изменяясь как вечные агасферы, проклятые на повторение жизненного пути.

Тимур Максютов как шеф-повар мишленовского ресторана идеально смешивает ингредиенты и получается изысканное блюдо, в котором каждый читатель может найти что-то свое. Любитель истории прочитает о Блокаде и о войне, считает отсылки к нашим сегодняшним реалиям. Поклонник фантастики будет следить за сострадательным ангелом Конрадом, посмевшим спорить с Создателем, а в результате разочаровавшемся в людях, и за его антагонистом Рамилем. Есть в романе и любовная линия, которая дана легкими ненавязчивыми мазками. Весь роман написан как полотно импрессиониста – щедрые мазки, складывающиеся в большую картину.

На мой взгляд роман «Чешую ангела» нельзя назвать фантастическим. Он скорее выдержан в жанре магического реализма. Тимур Максютов придумывает свою мифологию, которая органично вплетается в жесткий реализм 20 века.

Весь наш мир и люди в нем игрушки сверхсил, которые устраивают на планете свой бал, только мы сами позволяем себе быть игрушками. Конрад, идущий сквозь время и наблюдающий за людьми, пытается изменить природу человека. Но терпит крах. Если дать человеку свободу, во что он превратится, но, если человека держать в золотой клетке, рано или поздно это закончится бунтом. И приведет к свободе, которая закончится кровью. А есть ли она эта свобода? Ведь человеческую природу не переделать, даже путем вмешательства божественных сил.

«Чешуя ангела» это взгляд автора на человеческую историю и природу человека, как индивидуума. Горький, разочарованный, но в чем-то снисходительный взгляд. Это откровенный разговор о Страшном, но Вечном, потому что человек не меняется и страдает краткосрочной памятью. Ужасы Блокады и Великой Отечественной, после которой казалось, все силы приложим, но никогда не повторим, спустя десятилетия обретают свое повторение. Потому что на смену пережившим и выгоревшим в войне приходят манкурты, не помнящие прошлого, которые ради идеи готовы спалить весь мир дотла. Подходящая сверхидея в романе тоже есть. Необратимое противостояние Цивилизации Великой Степи и Цивилизации Моря, которые никогда не найдут мира, и вечно будут враждовать. В этом адовом котле жизни не удивительно, что крылья ангела покрылись чешуей.

Книга «Чешуя ангела» ярком самобытное произведение, достойное того, чтобы читать и перечитывать, потому что с каждым новым прочтением будешь находить новые смыслы и оттенки истории.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Тимур Максютов «Багряный прилив»

Lilian, 20 августа 2022 г. 16:19

Продолжаю читать «северные» повести мира Аквы. Новый сборник, аннотация обещает возвращение к некоторым уже известным героям и новые детали о дальнейшей судьбе рождённых у Барьера необычных братьев и сестёр.

Правда, конкретно эта повесть совсем не об этом. Буквально на пару страниц промелькнёт в одном из воспоминаний Пас (один из братьев). Но поменяй его на кого-то другого — и ничего не изменится.

Тем не менее повесть красивая. Это первое впечатление во время чтения. Никаких рубленных фраз или эпизодов. Есть место красивым описаниям, ярким образам и даже хокку. А ещё здесь на удивление атмосферные элементы ужасов — и описания встреч с Белой касаткой способны слегка пощекотать нервы.

Изначально в повести две сюжетные линии и чуть больше героев-рассказчиков, порой эпизодических. Это история успеха, предательства и мести. А заодно короткая хроника обороны крепости от воинственных туземцев. И несколько историй встречи с Белой касаткой. А ещё описание неумолимо шагающего вперёд технического прогресса.

Но всё же в первую очередь это история одной сильной женщины, которая боролась за своё будущее, которая многого достигла и многое потеряла, а потом начала всё заново. И в некотором смысле это история о том, насколько далеко можно зайти ради мести. Благодаря последнему ближе к финальной части повести уже трудно назвать главных действующих лиц положительными, ведь они та сила, что готова потопить мир в крови. И отчасти так и происходит.

Мне немного жаль, что во второй половине повесть потеряла в своей образности и поэтичности. Да и сама Белая касатка куда больше внушала трепета, когда не пыталась вмешиваться в дрязги людей. Тем не менее получилась яркая история, в которой кому-то из героев всё же удалось удержаться от шага за край.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

ivanov, 24 июня 2022 г. 21:05

На днях прочёл у Столярова про якобы выдающийся роман Максютова 'Чешуя ангела'. Сам текст читается легко, если в смысл не вдумываться. Сюжета толком нет, есть модная клиповая нарезка. Эксплуатация темы блокады Ленинграда на грани приличия (на мой взгляд — за гранью, но я могу ошибаться). Политота, опоздавшая лет на двадцать пять-тридцать, будто писатель только что вышел из анабиоза с подшивкой Огонька за 1990 год под мышкой. Вероятно, последняя черта и привлекла Столярова, я же читать не советую — фигня.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

J. Kurtz, 13 мая 2022 г. 19:23

Интересный, захватывающий роман, своеобразный язык, главы о довоенном детстве героя написаны вкусно, с настоящим винтажным запахом. Приключения в Азии и боевые сцены держат в напряжении. Блокадный Ленинград — страшно, жутко. Фантастический элемент — довольно-таки притчевого плана. Хотел поставить 8, но минус один балл за фигу в кармане, неприятно попахивающую особенно в нынешнее время.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Тимур Максютов «Князь из десантуры»

strannik102, 4 мая 2022 г. 19:27

А что было бы, если...

У Тимура Максютова сделана вполне добротная темпорально-попаданческая боевая историческая фантастика. Причём времена, в которые попал наш ГГ и где ему предстоит теперь жить и действовать, интереснейшие — именно в том самом древневосточном значении слова «интересные». Т.е. на дворе начало XIII века, где-то там на востоке и на юге уже вовсю гуляют орды Чингизхана, а здесь, на просторах Киевской Руси и прилегающей территории, тоже вовсю кипит тайная и явная война. Варится котёл народов и народностей, языков и верований, влияний и властности. А орда Субедея и Джэбэ уже прётся сюда, на южные русские земли, и предстоит то самое сражение на реке Калка. И трудно, невозможно удержаться от попытки предупредить всех русских князей от роковой ошибки разъединения, тем более, если сам ты что-то помнишь из событий реальной истории.

А параллельно с твоими усилиями изменить ход Истории идёт охота… на тебя, ибо попал ты сюда не просто так, и татуировка на твоей груди вовсе не случайна, и весь твой род предназначен для чего-то. И вообще вся история далеко не так однозначна и предопределена…

А ещё когда все военно-приключенческие события и происшествия освящены огнём и светом романтической любви, то тогда смысл твоей жизни приобретает ещё и другие оттенки.

В общем, мне кажется, что никак не меньше твёрдой «четвёрки» книга вполне заслужила. Равно как и её продолжение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Тимур Максютов «Нашествие»

strannik102, 2 февраля 2022 г. 19:52

И двинулась Степь на запад, всё сметая, разрушая и сжигая на своём пути...

К великому моему сожалению до начала чтения не знал, что эта книга является второй в цикле «Князь из десантуры». Вот. И потому получилось, что только по прочтении примерно четверти объёма сообразил внимательно глянуть на авантитул книги, чтобы понять, что все те недоговорённости, полунамёки и отсылки к чему-то предыдущему, которые отметил в тексте романа, являются напоминаниями о книге первой. Ну, в общем придётся теперь читать задом наперёд.

В аннотации всё обозначено — и время действий, и суть событий. Состоялась битве на реке Калка и татаро-монголы расширяют границы своих владений, превращаясь в империю и постепенно приближаясь к границами русских княжеств. А поскольку наш ГГ оказался парнем не промах и отличился в упомянутой битве (это всё в книге первой, надо полагать), то получается, что причинно-следственные связи исказились и всё в мировой истории идёт не совсем так, как изучали мы в средней школе. Ну и ясен перец, что раз времена крутые и лихие, то книга состоит из множества самых разных приключений и стычек, конных набегов и всех прочих средневековостей.

Однако фишка задумки состоит в том, что такой попаданец здесь не один единственный, и что помимо князя Дмитрия здесь действуют и некие другие силы и люди, которые имеют свои собственные интересы и являются своего рода хронопрогрессорами, старающимися изменить ход событий таким образом, чтобы в будущем для них и их родины были максимальные преференции.

И вот всё это варево кипит и булькает, испускает пар и брызжет кипятком, обжигая и ошпаривая не только героев романа, но и читателя.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

fannni, 1 февраля 2022 г. 13:33

С романом Тимура Максютова у книготорговца наверняка возникнет серьезная проблема: куда это ставить? На какую полку по жанрам?

Современный детектив? Мистический триллер? Сюрреализм? Военная (и околовоенная) сага века прошлого и начала нынешнего? Криптоистория? Городское фентези? Социальная фантастика? Современная притча?

Все это там есть… но есть и многое другое.

Потрясающее сплетение фантасмагории и реальности, достоверной до скрипа… будь то скрип песка на зубах тех, кто спешит под самое небо по выжженному горному серпантину – или скрип снега под шинами забитого мертвецами грузовика на вымороженных до звона улицах блокадного Ленинграда. Или просто еле слышный скрип магнитофонной ленты прослушки.

Критиковать и ругать легко, намного труднее писать отзыв на то, что понравилось. А труднее всего, когда хочется не просто эмоционально отреагировать и порекомендовать: «А вот кому классная штука, не пожалеете!», а проанализировать и хотя бы самой себе объяснить: почему понравилось? Чем именно зацепило и удержало? Почему заставило дважды проехать свою остановку в метро, зачитавшись?

Попробую.

Итак: роман умный, неформатный, динамичный, написанный вкусным языком, с кучей красивых аллюзий и пасхалок, да еще и позитивным посылом, качественным морально-этическим стержнем (примат ответственности над правами и приоритет свободы воли над предопределенностью) и хэппи-эндом.

Ну как я могла устоять?

Спойлеры постараюсь убрать под кат. чтобы не портить удовольствие тем, кто их не любит.

Начинается в стиле вроде бы не совсем обычного, но все же детектива: человек хочет узнать, кто он такой и почему почти не помнит своего детства, зато очень хорошо помнит, как умирал – причем многократно. И почему ему снятся странные сны об этом и о том, как он проживает чужие вроде бы жизни.

Человек – наш современник. Не сумев справиться с задачей сам, он обращается к частному сыщику, профессиональному историку, тот принимает задание и начинает копать… Вроде бы завязка стандартная и все просто. Хотя главный герой — человек вроде бы и не очень простой и судьба у него засекреченная, и спецслужбы им, оказывается, интересуются… Но он ведь этого не помнит! А раз не помнит, значит, и не было?..

А вот дальше начинается мистика, времена переплетаются, сменяют друг друга, наслаиваются, отражаются, перетекают одно в другое, словно цветные стеклышки в калейдоскопе, и с каждым поворотом колеса в реальность все настырнее вторгается сказка. Сказка не в смысле молочных рек с кисельными берегами – сказка как выход за грань, прыжок в неизведанное и непознанное, принятие в качестве данности того, чего вроде бы не существует и существовать не может по определению. Того, чего нет и не может быть, потому что не может быть никогда…

Страшная военная сказка, в которой Данко нового времени выдирает свое изумрудное сердце из чужих жадных рук и сует его обратно в дыру меж разломанных ребер, чтобы прикрыть ее гимнастеркой и встать. Не в строй, а сам по себе. Чтобы и дальше нести ослепительный свет насильственной благодати тем, кого он любит и ненавидит одновременно, кого хочет спасти, но кого так часто вынужден убивать…

Людям.

дальше спойлер

[

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
h]Потому что в роли Данко тут выступает ангел. Правда, ангел бывший.

Ангел падший, но не изменивший своим убеждениям, неважно, насколько они праведные… или правильные. Он ангел. Он создан беречь людей. И он готов сломать людям пальцы, лишь бы они не играли со спичками.

Это его твердое убеждение – во всяком случае, так кажется поначалу.

Он в это верит, и он верен этой вере, даже когда не остается никакой другой и крылья сгорают, потому что одной любви для полетов слишком мало. Эта вера по сути раздирает его надвое, заставляя сражаться с самим собой как с самым сильным и страшным врагом, единственным настоящим врагом, в борьбе с которым все средства хороши. И он их и применяет – все, не стесняясь. И, защищаясь от самого же себя, постепенно обрастает броней.

Чешуя – это ведь та же броня, она предназначена для защиты от внешней агрессии. От тех, кто нападает, кто хочет тебя съесть. Даже если это ты сам на себя нападаешь. Тем более, если это ты сам. Перья мягкие, они защитить неспособны.

Отказавшись от неба, он решает жить среди людей и по-человечески… ну как он это понимает. А потом под давлением внешней среды потерявший крылья ангел полностью меняет шкуру. По сути теперь он – ангел в бронежилете.

Ангел-истребитель.

По крайней мере – наполовину…[/h]

Если говорить о структуре – роман похож на американские горки. Сильные и постоянные качели от комедии к трагедии, от фантасмагории к почти документальным бытоописательным зарисовкам, от ужаса к смеху, от сказки к реализму, от сарказма к пронзительной нежности…

И обратно.

Снова и снова, каждый раз вздергивая за нервы, словно в первый.

В этом мире не бывает случайностей, говорил Майкрофт Холмс, Вселенная не настолько расточительна. Вот и автор солидарен со вселенной – в романе нет случайных эпизодов или героев (даже спасенный вроде бы совершенно случайно вороненок работает на закольцовку). То, что казалось просто виньеткой, просто красивым росчерком или милой деталькой – вдруг оказывается сюжетообразующим и очень незаметно и вовремя провешенным ружьем и выстреливает в нужный момент.

Автор вообще мастер обмана!

Вот он устами героя рассказывает читателю сказку, и сказка идет к логичному финалу, и ты как читатель возмущаешься, готовый завопить: «Не верю! Это так не работает! Что за чушь!» — и замолкаешь. Не успев выкрикнуть и возмутиться. Потому что автор чуть ли не в той же главе соглашается – да, чушь.

Да, не работает.

И – показывает. Как именно оно не работает. И почему.

И снова начинает по кирпичику выстраивать новую реальность, и снова тебе-читателю кажется, что ну теперь-то все вроде бы логично, правильно и понятно. Все вроде бы правда, новая правда, теперь-то ты умный и все понимаешь… теперь-то ты знаешь, как все должно быть и почему иначе и быть не может…

До того момента, как колесо сделает следующий поворот и мир снова изменится. Или изменится не сам мир, а только твой взгляд на него, ракурс, точка зрения. Или просто иначе повернутся зеркала, и тебе как читателю станет видно то, что было ранее скрыто за буквами…

То, что самую главную борьбу человек всегда ведет с самим собой – не новость. И неважно тут, человек он или ангел. То, что при этом зачастую душу приходится рвать надвое – тоже. Как и то, что тот, кто внешне ведет себя как дракон, этим драконом становится и по сути. И пусть даже изначально он вел себя так только из самозащиты, потому что не он такой – мир такой и иначе ему было не выжить… ну или ему так казалось.

Или выжить действительно стало важнее, чем остаться самим собой…

И в таком ракурсе совершенно естественным оказывается то обстоятельство, что несколько раз Землю спасает от катастрофы не какая-нибудь супер-сила, не высшая благодать, а простая человеческая непредсказуемость (читай – ничуть не менее простое и человеческое разгильдяйство).

Нет, ну правда! Ну совершенно же невозможно приличному инфернальному существу полагаться на этих людей! Ни в чем! Эти люди ничегошеньки не могут сделать по плану и вовремя – обязательно или опоздают, или поторопятся, или вообще сделают все не так и не там, но только не тогда, когда надо! Все у них не как у людей… Вернее – как раз-таки именно как у людей!

Кроме всего прочего – очень вкусный язык, текст можно раздергивать на цитаты, афоризмы и каламбуры. Один спертый кем-то воздух в метро чего стоит! Или рыжий кот, бегущий краем Невки.

Немного спойлерного бурчания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
[h]Царапнули два момента. Первый – с Белкой. Великолепный образ. Узнаваемый и просто роскошный, маньячка от цифровой фотографии, спящая в обнимку с камерой и ведущая конференции чуть ли не 24/7. Она прекрасна! Ей веришь.

А вот чему не веришь – так это тому, что при возникновении нештатной ситуации в кафе, когда Конрад повел себя, мягко говоря странно, она вдруг начнет истерить, рыдать и хватать мужчин за руки. Вместо того, чтобы схватиться за фотоаппарат и снимать как безумная весь происходящий рядом сюр и треш. Тем более что дальше, во время митинга, она именно так себя и ведет!

Ладно, буду считать, что в кафе на такое поведение у нее были веские женские причины…

Второе царапнувшее – поведение секретарши-телохранительницы сыщика-историка. Когда она бросается в почти безнадежную авантюру по спасению обожаемого шефа, бросив на произвол судьбы восьмилетнюю дочку. У которой, кстати, кроме мамочки вроде как ни одного родственника нет, то есть позаботиться о которой если вдруг че некому… Нет, я как раз понимаю, что это очень реалистично и женщин, ставящих интересы любимого выше интересов ребенка, очень даже немало, но героиня до этого подавалась ответственной, умной и сильной, а вовсе вроде бы не такой вот…

Но это, собственно, и все придирки, да и то они начали царапать уже при последующем обдумывании, возвращении к уже прочитанному и его переосмысливании[/h]

Кстати!

Ближе к концу вдруг доходит – а ведь противоборствующих сторон не две. Не Свет против Тьмы, а Свет, Тьма и Небытие. Та самая всепоглощающая Пустота. Которая вполне может и победить, пока Свет и Тьма ведут самоубийственную борьбу, не понимая, что являются двумя половинками единого целого и не могут существовать друг без друга. И, мне кажется, неслучайно в кульминации они все же сливаются, хотя представитель Тьмы и уверен, что до самого конца пытается победить Свет… просто слегка опаздывает. И, рухнув сверху на защитный купол бывшего Света вроде бы в попытке его пробить и разрушить, размазывается по перерожденному Свету, переплетается с ним, сливается в единое целое, тем самым усиливая защиту…

Только в самом конце поняла, почему мне так не понравился Отец, с самого первого его появления не понравился, и далее неприязнь только росла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
[h] Хотя вроде бы то, что он не делает различий и устраивает смертоносные провокации и нашим, и вашим, при этом вырезая наиболее воинственно настроенных юнцов с обеих сторон и вроде бы этим снижая напряженность в целом – ну логично же? Правильно же? Почти в барраярском стиле, там в «Осколках чести» император ведь тоже руками главнокомандующего подставил под практически полное истребление всю воинственную верхушку, чтобы планета могла выжить, тут-то ведь вроде бы то же самое…

Нет.

Нелогично. Не то же самое.

Хотя бы потому, что автор отлично показал: как раз верхушку Отец не трогает, уничтожая лишь исполнителей. То есть все как раз наоборот. И при этом он еще и беззастенчиво пользуется в качестве наживки и прикрытия этим своим именем, которому верят… И все окончательно встает на свои места, когда объясняется происхождение этого имени. Имя оказалось не то что ворованным, хуже – оно в насмешку дадено было. Издевательское. Ненастоящее. Потому что настоящий отец не смог бы предать тех, кто его так называет, кто ему доверяет и доверяется. [/h]

Настоящим отцом был и остается Конрад, ангел в бронежилете. И неслучайно его помнят и помнить будут, помнить и чтить как живого, хотя и знают, что он погиб, много раз видели. А этого, потерявшего право на имя, забыли еще при жизни и друзья и враги. Его уже нет, хотя вроде и жив он пока. А Конрад живет. И будет жить в людях, прикрытых его крыльями. В спасенном городе.

И какая разница, какого цвета те крылья и чем покрыты они – чешуей или перьями? Чешуей, наверное, даже и лучше: защита надежнее.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

Apiarist, 28 января 2022 г. 17:32

Как говорится, амбивалентные ощущения.

Порадовало авторское худ.-лит. мастерство. Слог уверенный, размашистый, точный. Владение словом – прям как я люблю: свободное, лёгкое, с ритмикой текста, с подчёркиваем акцентов без подчёркивания. Автор умеет доносить мысли, чувства, образы, состояния не только в лоб, а и через контекст сцен, что говорит о завидной зрелости пера. В этом смысле «Чешуя ангела» заставила меня по-новому увидеть данного литератора.

В сценах, требующих психологичности, она присутствует. Причём ровно столько, сколько надо. Особо удачным, достоверным вышло повествование о блокадном Ленинграде. Отдельное спасибо автору за проявленное им Отношение, ответственное и чуткое. Правдивое.

И потому я откровенно не принял финальную сцену в главе «Тихвин», резко диссонирующую с практически документальной достоверностью описания военного времени. Конечно, понимаю, жанр романа – фантастика, но слишком радикальным вышел контраст. Он выбил меня из ощущения «верю» общей концепции.

Несбалансированной показалась и композиция романа. На мой взгляд, много условно лишних сцен из детства Тополька. Лишними я называю такие сцены, которые не работают на собственно движение сюжета. Для меня они наиболее оправданы в так называемых «больших романах», но «Чешуя ангела», думаю, создавалась без претензии на попадание в их число.

Безусловно, эти и такие сцены способствуют раскрытию образа мальчика, его родных, но, с учётом авторского мастерства, читатель и так всё необходимое ловит из условно «необходимых» сцен, их контекста.

Удались основные персонажи. Они разные, со своими характерами. Кто-то получился более ярким, кто-то менее. Но все – зримые.

Не понравилась считываемая схематичность сюжета, развивающегося в декорациях современного Города. Как-то заранее понятно, кто на каких клетках и позициях окажется, что примерно должно случиться. Словил себя в этой связи на ощущении герметичности повествования (хотя сеттинг этого вовсе не предполагал). Неожиданных решений и поворотов не было. В этом плане персонажи просто отрабатывали свои роли. Да, мне можно возразить: в литературе всегда так. Это понятно, герои ведь не сами себя пишут. Однако же не всегда складывается впечатление просматриваемости и предугадываемости их движения и развития. А потому мне немного жаль: учитывая, сколь убедительными получились герои, кажется, они заслуживали большего.

Вообще для некоторых сцен с участием Елизаветы и Игоря свойственна картинность, чего не люблю. А там, где они задействованы в Файнл Бэттл, и вовсе психологически-поведенческая недостоверность. Ну и развязка конкретно данной сцены – прям голливудский хэппи-энд. Не верю, что Отец, исходя из того, каким он показан в романе, прям мог бы отказать себе в удовольствии напоить кровью пчак. Уж, как мне кажется, если нужно оставить в живых героев, оказавшихся на грани, то спасение должно учитывать ключевые особенности характеров задействованных в сцене персонажей.

Есть, на мой взгляд, также некоторый дисбаланс в подходе с демонстрацией читателю антагониста и протагониста. Если Рамиля в романе не то чтобы много, но точно достаточно, то Конрада откровенно мало. Тополёк Топольком, но Конрада видно, в основном, в системе координат современного Города. А в свете легенды о Дом Зуммурад развитие протагониста весьма интересно.

Некоторое время казалось, что роман – эдакая большая инсталляция легенды, нежели что-то большее. Инсталляция объемная, панорамная, без выделения и без поименования какой-то частности в качестве как бы генерального конфликта. И это было «правильно» – в смысле сообразно духу, содержанию и посылу легенды. Но потом усилился акцент на идею «Русазии», которая прочиталась не в качестве «чего-то большего» (а я его ждал, ибо автор порадовал отношением к делу), а как исключительное воплощение противостояния условного «добра» с условным «злом» сквозь призму легенды. И вот именно в её контексте такое воплощение показалось мне мелковатым, что ли.

Некоторая сюжетная сконцентрированность вокруг и около «Русазии» отобрали внимание от Идеи, постулируемой протагонистом. Любовь к людям. В целом Любовь. Безотносительно условных «добра» и «зла». И это очень красиво. Вот только, как мне кажется, получилось без должного акцента. Или просто мне хотелось чуть большего в данном аспекте.

Жанрово роман эклектичен. Пока не могу определиться, мне это скорее понравилось или наоборот. Вопрос дискуссионный, что, наверное, само по себе благо. Другое дело, что некоторая картинность и психологически-поведенческая недостоверность отдельных сцен с Елизаветой и Игорем (особенно в четвертой части) – на фоне рельефной выпуклости и практически документальной суровости описания военного времени – невыгодно для романа упрощали и облегчали его, заставляя балансировать в моём восприятии между категориями серьёзной и несерьёзной литературы. Потому и такая оценка.

Тем не менее книга достойная, автору благодарен. Особо порадовала работа со словом-и-образом.

P.S. Так и не понял, а кто спас тонущего Тополька?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

Lartis, 16 января 2022 г. 00:44

Ангелы служат спасению рода человеческого, предполагается, что они хранят и спасают нас по Божьей воле. Но люди – существа изначально греховные. К сожалению, склонность многих к обману, воровству и насилию – практически врождённая, с этим патологическим набором не справляются даже заботливые ангелы, присматривающие за нами. Иногда тяжёлые проступки человечества доводят до того, что на землю сходит ангел с мечом, (ангел-истребитель) и мало никому не кажется, люди расплачиваются за свои прегрешения глобальными катастрофами, пандемиями и мировыми войнами.

В романе Максютова приход ангела-губителя обосновывается не по библейским канонам, да и появляется он не один, а примерно в одно историческое время со своим собратом, абсолютно ему полярным, концентрирующим в себе неиссякаемую любовь к людям. Задача антагониста Рамиля Аждахова – уничтожить как можно больше людей, запудривая мозги представителям рода человеческого шизофреническими планами повсеместного воцарения Великой Пустоты или, по-другому, Великой Степи. Возможно, здесь имеет некое значение имя Рамиль (от арабского «песок»), но не буду отвлекаться. Соответственно, человеколюбивый протагонист Конрад (здесь-то анаграмму все прочитают) изо всех своих светлых сил мешает апокалиптическим проектам Рамиля. Мистическая составляющая книги изложена поэтично, небольшими порциями, эпизодами и намёками. В целом роман охватывает достаточно большой период: от необъяснимых событий в конце сороковых на Памире и в Северной Пальмире до политических перверсий и жизни ряда героев в нынешнем времени. Пронзительные главы о трагических днях блокадного Ленинграда сразу же вызвали у меня ассоциации с некоторыми эпизодами из романа Бориса Стругацкого «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики», но Максютов и не скрывает, что это оммаж любимому писателю. Ответственно скажу, что главы эти не вызывают отторжения, не кажутся искусственными, заметно, что написаны они кровью сердца автора и наполнены его неизбывной болью.

Тимур Максютов – искусный мастер малой формы, его умение сочинять отменные рассказы, как мне кажется, внесло дисбаланс в композицию романа. Конечно, некоторые читатели (и я вместе с ними) предпочли бы не штрих-пунктирную линию изложения с подсюжетами, флешбэками, ответвлениями и вставными новеллами, а внятное поступательное движение вместе с героями вперёд по шкале времени. Но кто теперь пишет просто… Недавно я отзывался на книгу кинорежиссёра Ираклия Квирикадзе, так он в ней то ли сетует на то, то ли хвастается тем, что молодая жена заставляла его при работе над текстом как можно больше путать. Дескать, нынче все так делают, Тарантино всех научил. Чтоб было неясно, кто главный и непонятно «чья история?». Да и вообще, в нынешнее непростое время, эзопов язык, затейливое плетение и тонкие намёки лишними не будут: те, кому надо – поймут, а кому не надо – и не надо. Но «тонкие намёки» это уже совсем не про Максютова, в его романе хватает резких оценок, малоприятных прогнозов и тяжёлых моментов. Вот и мой родной Сосновый Бор попал под раздачу. Кстати, не впервые, были и другие «ликвидаторы» нашего городка. И хороший человек, геолог Ларионов, на страницах «Чешуи ангела» недолго продержался… (Я улыбаюсь).

Писатель Максютов ещё ни разу меня не разочаровал, я всегда с большим интересом жду его новых книг. Написанное выше – не рецензия, а всего лишь короткий набросок. Роман «Чешуя ангела» требует перечитывания и размышлений, а у читателя не всегда имеется желание это делать. И всё-таки прекрасно, что есть авторы, которые совсем не думают о таком читателе!

Оценка: нет
⇑ Наверх