fantlab ru

Все отзывы на произведения Андрея Танасейчука

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Андрей Танасейчук «Эдгар По: Сумрачный гений»

fail of reality, 6 марта 2023 г. 04:36

Листья скрючены в форме секир.

После того, как я прочитал биографию Говарда Лавкрафта «Лавкрафт. Я — Провиденс», написанную Сунандом Джоши, меня заинтересовали ещё два писателя: лорд Дансени и Эдгар По. О последнем сегодня и расскажу, так как про Дансени ничего пока не знаю, а его сборники рассказов ещё ждут своего часа. А вот По — иное дело. Его я немного читал в юности, а недавно прикупил прекрасное полное собрание сочинений от издательства «Иностранка». Которое теперь и осваиваю, дозированно наслаждаясь строками Эдгара По в отличных переводах на русский язык.

Разве может оставить равнодушным знаменитое начало «Ворона» в переводе, например, Дмитрия Мережковского? Цитирую:

«Погружённый в скорбь немую

и усталый, в ночь глухую,

Раз, когда поник в дремоте

я над книгой одного

Из забытых миром знаний,

книгой полной обаяний, —

Стук донёсся, стук нежданный

в двери дома моего:

«Это путник постучался

в двери дома моего,

Только путник —

больше ничего».

Или, может, не замечательно маняще начало непонятого публикой «Юлалюма»? Цитирую в переводе Валерия Брюсова:

«Скорбь и пепел был цвет небосвода,

Листья сухи и в форме секир,

Листья скрючены в форме секир.

Моего незабвенного года,

Был октябрь, и был сумрачен мир.

То был край, где спят Обера воды,

То был дымно-туманный Уир, —

Лес, где озера Обера воды,

Ведьм любимая область — Уир».

Думаю, на этих моментах с цитированиям отсеялись те, кто не хотел, и навострили уши те, кто хотел. Что ж, давайте плавно переходить к основной сути, которую я мог бы донести до читателя.

Вообще, в заметках про известных людей я часто пишу нечто вроде: я мало знаком с творчеством N, но хочу вам сказать следующее... И всё в таком же духе. Как так получается? Да просто: о ком-то слышал, где-то что-то прочитал, но времени и сил по-научному копаться в каждом отдельном случае у меня нет, а высказаться хочется. Вот и «иное дело» Эдгар Аллан По относится для меня к этому случаю. Так как, хоть я и читал его произведения, но о личности знал только то, что он был нищим и имел проблемы с выпивкой. Книга, должная заполнить этот биографический пробел, нашлась в моей домашней библиотеке.

В серии «Жизнь замечательных людей» около десяти лет назад вышла работа Андрея Танасейчука. Называется «Эдгар По: сумрачный гений». Перед нами — типичная книжка серии «ЖЗЛ» в хорошем смысле слова «типичная»: достаточно подробная (но и компактная), интересно написанная, с цитатами из источников, авторскими обобщениями на основе фактов и так далее. Книга не без минусов, конечно, но за всей массой текста мелкие недочёты быстро забываются (так, на 363 странице утверждается странное «разумеется, (...) перевод лучше оригинала», — пожалуй, самая «грубая» фраза, резанувшая мне глаза).

Конечно, по детальности изложения данная книга проигрывает той же монструозной биографии Лавкрафта от Сунанда Джоши. Но это ладно: Джоши бывал временами зануден и слишком погружался в детали, чего Танасейчук сумел избежать. Жизнь Эдгара Аллана По, его отношения с родными и друзьями, контекст и характер «романтической» (не знавшей ещё мировых войн) эпохи 19-го века показаны, на мой взгляд, хорошо, и отлично рисуют портрет По. Портрет сложный, комплексный и дающий право воспринимать его с какой угодно стороны.

Именно на основе книги Танасейчука я и сделал некоторые выводы про этого знаменитого американского поэта. Итак, что можно про него сказать?

Во-первых, ранние годы. Приёмный ребёнок в обеспеченной семье, росший в достатке и любви (со стороны приёмной матери так уж точно), Эдгар По мог бы стать не только великим литератором (которым он и стал, но не благодаря, а вопреки), — при должном стечении обстоятельств он стал бы хоть президентом, хоть важным министром или великим учёным. Но так уж получилось, что единственным достойным для мужчины занятием По считал литературу, — и эти принципы отстаивал с самой юности. Принципиальность и упёртость ещё много раз аукнутся молодому поэту, и в книге всё это хорошо показано.

Так, среди прочего, принципиальность повлияла на отношения Эдгара с приёмным отцом, который, разбогатев под конец жизни, всё же не завещал сыну ни копейки. Больно читать эти главы про отношения юного Эдгара со своим отцом. Думаю, будь его отец менее чёрствым человеком, он дал бы сыну возможность стать литератором, кем тот и хотел быть. А не давил бы на него, мол, отчисляйся из университета, поступай в военную академию, иди работай как нормальный человек и всё в том же духе. Кто знает, как ярко разгорелся бы талант Эдгара По, если бы он получил полное образование в университете? Всего-то делов было оплатить долги студента и дать ему возможность учиться (деньги у отца на тот момент уже были, и очень солидные).

Больно читать отчаянные письма Эдгара к отцу, где тот молит родителя выслать немного долларов на жизнь и творчество. По, конечно, в отношениях с отцом и сам был во многом виноват, часто дерзил и вспыхивал, но кто должен быть мудрее и великодушнее: взрослый состоявшийся мужчина или идеалистический юнец-романтик? Неужели нельзя было простить сына и уж хотя бы в завещании дать ему финансовую «путёвку в жизнь»?.. Раз уж ты образования ему не дал, так дал бы хоть возможность не голодать во взрослом возрасте...

Во-вторых, дальнейшая судьба поэта. Несмотря на все трудности, По не сдавался и продолжал писать: сначала только стихотворения, потом уже и рассказы. Он, как говорится, падал и снова вставал, падал и вставал. Нищета, голод, непризнанность не смогли сломать молодого писателя. Он продолжал писать, несмотря ни на что. И так, мало-помалу, он становился известным в литературных кругах, параллельно набирался жизненного опыта и наблюдений (учился в университете, служил в армии, снова учился — уже в военной академии), устраивал личную жизнь (сначала романтические встречи и переписки с многочисленными возлюбленными, потом женитьба на двоюродной сестре, далее, после смерти супруги, снова переписки и подготовка ко второй свадьбе).

Настойчивость и следование принципам не только аукались Эдгару По, — они ему ещё и помогали. Очень интересно следить за тем, как писатель раз за разом пытался пробиться в мир литературы. Такой настойчивости можно только позавидовать, но она же с ним, повторюсь, играла и злую шутку.

В книге это свойство характера писателя метко названо «бесом противоречия» (как По писал, скорее всего, про себя же, в одноимённом рассказе). Вот он уже благодаря упорству достиг успеха и устроился редактором в журнал, но нет — надо запить и бросить всё, переживая из-за болезни жены и впадая в затяжную меланхолию. Вон он уже написал знаменитого «Ворона» и литературный мир взорвался восторгами, но нет — надо «зазвездиться» и разругаться почти со всеми коллегами, давая им поводы отомстить (сплетни, переслухи и салонный трёп долго витали при жизни и после смерти поэта). Вот он уже нашёл богатого поклонника своего творчества, готового оплатить запуск нового журнала, о котором По так мечтал, но нет — надо в итоге сорваться, снова запить по-чёрному, спутаться с какими-то бродягами и умереть в больнице, бредя и страдая...

В-третьих, творчество и влияние на потомков. Опять же, возвращаюсь к вопросу о настырности, принципиальности и следовании личному идеалу. У Эдгара По были в жизни периоды, когда он работал в журналах. В том числе был период, во время которого По получал очень хорошие деньги и числился у владельца журнала на хорошем счету. Казалось бы, сиди себе тихо, редактируй и пиши критику; становись тем, про кого Джек Лондон в «Мартине Идене» писал что-то вроде: литературные критики — это неудавшиеся писатели. Словом, убей в себе писателя и будь критиком на хорошей зарплате — у По была такая возможность. Может, высокие доходы и жену бы позволили вылечить от туберкулёза, и поспособствовали бы социальному упрочению семьи По (муж, жена, тёща). Домик бы купили, гостей бы звали, по выходным писал бы что-нибудь...

Но нет, всё это ограничило бы личностную и творческую свободу. Бес противоречия и тут сыграл злую шутку с писателем: По уволился с сытной должности и ушёл в «вольное плавание». То есть вернулся обратно в нищету, грязь и холод съёмных халуп, где приходилось ютиться его семье. Опять были взлёты, и опять были падения. И снова стоит заметить, что тот же самый «бес противоречия» помогал По делать удивительные литературные открытия: из детективных историй По во многом вышли, по всей видимости, Артур Конан Дойл и Роберт Стивенсон, из фантастических — Жюль Верн и Герберт Уэллс, из мистических — Говард Лавкрафт и многие, многие другие. Я повторяю тут слова из книги Танасейчука, но склонен с ними согласиться.

В общем, жизнь Эдгара По — штука спорная и запутанная. Да, на жизненном пути он мог бы сделать что-то лучше, мог бы сделать так, а не иначе, и сделать иначе, а не так. Но, может, в том и заключается одна из особенностей настоящего гения: быть не от мира сего, быть слишком радикальным и принципиальным, быть запутавшимся в самом себе человеком, «кровью чувств» ласкающим чужие души? Быть таким — и умереть странно, глупо, в расцвете сил и на апогее славы? Я не знаю. Но согласен, что большое видится на расстоянии — вот потому спустя много лет творчество и жизнь американского литератора до сих пор вызывают интерес и порождают дискуссии и споры.

Иногда даже не верится, что где-то на свете существовали такие «ненастоящие люди» (фраза из моего рассказа «Записка»), как Эдгар По. Есть ли они сейчас, в век обесцененной информации, пластмассового человека и мира как супермаркет? Я не знаю. Где они пишут, эти ненастоящие люди, о чём они плачут, эти ненастоящие люди, зачем они страдают, эти ненастоящие люди? Я не знаю. Но хочется верить, что не все гении мира уже умерли, что есть ещё где-то такие же странные поэты и писатели, каким был Эдгар По.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Антология «Муравьиный гнев»

olpo70, 15 августа 2022 г. 16:58

Один из «пробников», а по другому и не назовешь, Андрея Борисовича Танасейчука. Он выпустил их несколько штук на заре своей издательской деятельности. Брошюрка получилась довольно таки качественной. Хоть и мягкий, но крепкий переплет, суперобложка, хорошая бумага и качественная печать.

Содержание замечательное. Раритетные фантастические рассказы найденные в журналах того времени и объединенные одной темой. Темой гениальных ученых и их изобретениях. Как хороших, так и нехороших. И о последствиях их применения. И хорошо что рассказов немного. Если бы их было хотя бы в два раза больше, то была бы беда. По отдельности читать их здорово, но сразу много не очень. Их однообразие начинает вызывать скуку.

Конечно сразу стоит сказать что книжица предназначена для тех кто любит старую фантастику. И конечно спасибо Андрею Борисовичу за его труд.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Андрей Танасейчук «Мост»

Winnytoo, 15 июля 2021 г. 18:29

Читается, как фельетон из либеральной прессы; мягкая сатира о современных российских реалиях и порядках. Беззубый стёб...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Антология «Окна напротив»

olpo70, 11 мая 2021 г. 04:38

Эта простенькая и даже можно сказать невзрачная книжица вполне может потянуть на статус раритетной. И самое главное не содержанием, хотя оно заслуживает внимания. Все рассказы были специально переведены для этой антологии. И переводы сделали выпускники, преподователи и студенты факультета иностранных языков Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Многие рассказы были впервые напечатаны на русском языке именно в этом сборнике. И вот это как раз и делает эту книгу уникальной.

Эта антология является первым опытом Андрея Борисовича Танайсечука в издательском деле. Она выпущенна малым тиражом для своих и сорее всего разошлась среди своих. Но она является официальным изданием(ISBN: 5-7493-0471-X) , что отличает её от многих других «самиздатов». И в продаже я её не встречал. Хотя признаюсь что и специально её не отслеживал. На полках фантлабовцев её тоже почти нет. Так что я вот даже незнаю как её оценить на данный момент.

Похвастаюсь, мне книгу любезно предоставил с дарственной надписью сам Андрей Борисович. И мне как коллекционеру антологий она очень дорога и для меня является несомненным раритетом.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Андрей Танасейчук «Тютя»

Mishel78, 25 декабря 2020 г. 11:26

Рассказ, который, как нельзя лучше, характеризует творчество Романа Андреева. Вновь в нём красной нитью проходит тема жажды наживы и человеческого безразличия к ближнему своему. И снова мистические события — двигатель сюжета.

Неважно, как произошло переселение души умершего брата, владельца собачьего приюта, в сембернара по кличке Тютя. Механизм реинкарнации, в данном случае, не имеет никакого значения. Важнее то, что это событие стало сначала предупреждением, а затем и возмездием его брату, который нарушил завещание и продал приют ради улучшения своего финансового положения

Пусть рассказ в чём-то простоват и его сложно назвать атмосферным, но есть в нём какой-то магнетизм, чем-то похожий на тот, когда волей-неволей хочется потрепать по загривку мохнатому четвероногому. Намерения перевоплотившегося брата, внешность сембернара, которые автору удалось написать широкими, но яркими мазками, вызыаают симпатию. А финал «Тюти» хоть и предсказуемый, но довольно эффектный. Очень напоминает мистические истории писателей первой половины 20 века.

В общем, о потраченном времени не сожалею, а это признак того, рассказ неплох и может увлечь на несколько десятков минут.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Андрей Танасейчук «Так не снимают кино»

йети, 23 декабря 2020 г. 10:42

Сборник рассказов М.Тропинина (или Романа Андреева? ) получился неплохой. Рассказы интересны, пусть сюжеты и не новы, но автор смог по своему обыграть их. Здесь и фантастика, и детектив, фантасмагория, страшилки-былички и моделирование сегодняшней реальности (ковид). Они разного уровня по сюжету и мастерству исполнения, но объединяет их одно: они не скучны, не занудны. Прочел с интересом и удовольствием.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Андрей Танасейчук «Заклятый мой друг, сердечный мой враг»

йети, 23 декабря 2020 г. 10:23

Вечная вражда — чем не мотивация для существования двух народов? Любопытный рассказ.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Андрей Танасейчук «Мост»

йети, 23 декабря 2020 г. 10:19

Занятный сатирический рассказ с участием инопланетян

Оценка: 6
– [  5  ] +

Андрей Танасейчук «Из жизни хомячков»

йети, 23 декабря 2020 г. 10:10

Очень интересный рассказ, сплав мистики и сатиры. Вообще-то — это сатира на нашу сегодняшнюю действительно, когда двигателем прогресса стала конкуренция, сносящая все преграды морали и попирающая закон: пластид под сиденье авто, пуля из снайперки, разрыв гранаты в особняке. Природа пустоты не терпит, и если из человеческого общества старательно выдавливают мораль, плюют на закон, если честь, достоинство превращают в ничто, то на смену могут прийти (и придут!) другие верования, например, религия вуду.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Андрей Танасейчук «Последний троллейбус»

йети, 23 декабря 2020 г. 10:01

Рассказ в духе фантасмагории, увлекательный. Подобного рода произведения характерны для русской литературы еще с давнего времени. А сколько подобных страшилок-быличек рассказывали в пионерских лагерях и разных беседах в различных социальных группах. Человека всегда немного привлекало таинственное, иррациональное....

Оценка: 7
– [  5  ] +

Андрей Танасейчук «На Марсе жизни нет»

йети, 23 декабря 2020 г. 09:56

В рассказе описаны приключения двух представителей деградирующей цивилизации когда-то процветающего Марса, которые ломают опускающиеся на поверхность космические зонды землян, выковыривая блестящие детали и используя их в качестве амулетов....

Это было бы смешно, если бы не было так грустно и печально... А действительно, что ждет цивилизацию, когда она приходит к своему естественному концу? Очень грустно, очень печально...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Андрей Танасейчук «Так не снимают кино»

йети, 23 декабря 2020 г. 09:40

От прошлого не уйти — это показал четко автор в рассказе. Даже если ты пошил себе новую форму айзсарга и присвоил сам себе звание капитана, открестившись от прошлой жизни своей страны, прошлое так или иначе напомнит о себе, достанет тебя. И за предательство — когда-то и как-то придется заплатить.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Андрей Танасейчук «Вечерние прогулки»

Mishel78, 20 декабря 2020 г. 07:50

Эх, везёт же людям! Главный герой рассказа — Андрей Андреевич, кандидат наук, доцент, обладал даром находить потерянные деньги. Суммы небольшие, но вполне значимые для семьи с небольшим доходом. Но как обычно — денег не хватает, а деньги нужны постоянно. И тут в жизнь доцента вмешивается его величество Случай (в данном рассказе — это таинственная контора, которая берётся решать проблемы клиента) и Андрей Андреевич стал находить нужные суммы пачками.

Конечно, таинственность в этой истории присутствует и рассказы на подобную тему в мировой литературе уже встречались (вспоминается «Корпорация «Бросайте курить» Стивена Кинга), но читать об удачливости главного героя, который без всяких рисков находит деньги на свои нужды, всё же скучно. Я радовался за персонажа, за его семью, но всё же отсутствие конфликта (необходимая расплата за «сервис») поставило меня в тупик. Для чего вся эта история затевалась? Просто нет никакой интриги, нет никакого посыла и не вызывают никаких эмоций похождения доцента. Автору захотелось пожалеть персонажа: честного и умного человека, которого захотелось вознаградить.

Намечающаяся было интрига, когда герой решил одним вечером не выйти на прогулку за деньгами и его предупреждают, что с кем-то может случиться несчастье не оказывает никакого воздействия на читателя, потому что опять же — не цепляет. Мотивация оказывающих финансовые услуги очень расплывчата и непонятна.

В итоге рассказ оказался слишком пресным, чтобы хоть как-то развлечь или увлечь читателя. Единственный плюс — это персонаж, честный и умный человек, которому хочется искренне пожелать благополучия.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Андрей Танасейчук «Привязанность»

Mishel78, 19 декабря 2020 г. 08:29

Кошки — существа мистические. Пожалуй, это те животные, которые чаще всего ассоциируются с магией. Они неизменные спутницы колдунов, в Египте их почитали за божественных существ, а уж если кошка чего-то захочет, то своей ласковостью и каким-то чарующим мурчанием добиваются своего. Ну и, конечно же, очень часто женская красота ассоциируется с кошками, ведь не зря же есть словосочетание «кошачья грация», которое применяется к женщинам, могущим грациозно двигаться.

В мистическом рассказе Романа Андреева все кошачьи качества поданы всего на нескольких страницах. Хотя, изначально рассказ вовсе и не мистический, а кошка появляется лишь как второстепенный персонаж. Однако, всё меняется, когда в рассказе появляется прекрасная незнакомка, очаровавшая Никиту Сергеевича — крутого циничного бизнесмена, относящегося с безразличием не только к кошкам, но и к своим многочисленным любовницам.

И вот тут-то и начинается мистика, но без призраков и прочей чертовщины. Мистика чарующая, мягкая и укутываящая лёгким флёром женского очарования. И вот именно тогда, когда Никита Сергеевич привязался к новой потенциальной любовнице, происходит расплата за его цинизм. Финал не то, чтобы эффектный, но вполне подходящий для мистического рассказа.

Для меня произведение стало ещё одной историей о кошках. О животных, к которым я испытываю искреннюю привязанность и, думается мне, что и автор тоже является кошатником и испытывает то же чувство, которое дало название рассказу. Поэтому искать недостатки в «Привязанности» не могу, да и не хочется. Просто ещё одна хорошая короткая история, у которой даже название очень и очень кошачье.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Андрей Танасейчук «Обручённый»

Mishel78, 17 декабря 2020 г. 09:23

История о незадачливом студенте Ваське, который с похмелья попал в пренеприятную историю с трупом молодой девушки, в результате чего оказался под дьявольским наваждением и был проклят. А избавление от дьявольщины достаётся слишком дорогой ценой.

Не так уж и часто мистические истории бывают столь непривычно бытовыми. То есть, конечно, сейчас русский хоррор переживает настоящий ренессанс и хороших рассказов становится всё больше. Но у данного рассказа, по моим ощущениям, есть своя, непохожая на другие произведения о проклятии, атмосфера.

Главный герой — простой безденежный студент, ведущий вполне обычную разгульную и неустроенную жизнь. Ситуация, в которую он попал, столь нестандартна, что я даже поверю, что в нашей, полной неудобств, жизни, могло произойти подобное — доставка трупа в лифте на первый этаж, поскольку гроб с телом при неудобной планировке лестницы невозможно донести. Человек с похмелья, которому море по колено и для которого просьба, связанная с прикосновеннием к покойной — тоже нестандартна, но, опять же, как-то по бытовому понятна.

Поиски средств, могущих снять проклятие с Васьки — отдельная история. И, когда кажется, что всё решится вмешательством священника, оказалось, что история снова переходит на бытовой уровень, абсурдный, но до боли знакомый. И всё это происходит с определённой долей какого-то угара и русской бесшабашности.

Как ни странно, но история по своей атмосфере чем-то напоминает фильмы Эмира Кустурицы. То же веселье на фоне иногда довольно мрачных событий, абсурдность и даже фантасмогоричность, которым не хватает только музыки Горана Бреговича. Быть может, это только мои впечатления, а у другого читателя будут иные ощущения от рассказа. Но вот то, что это чисто русский «вирд», я не засомневался ни разу.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Андрей Танасейчук «Из жизни хомячков»

Mishel78, 17 декабря 2020 г. 06:22

В данном рассказе «хомячки» — это «офисный планктон» или попросту офисные служащие. Социальная прослойка людей, в жизни которых, на первый взгляд ничего не происходит. Всё, как у других, только менее разнообразно — пришёл на работу, провёл день как-нибудь, ушёл с работы. Но в рассказе происходит нечто интригующее и в монотонную жизнь одного офиса ворвалась мистика в виде куклы вуду...

Рассказ довольно необычен тем, что в нём мистика соседствует с острой социальной составляющей. С одной стороны — недовольство подчинённых начальством и вымещение злобы на кукле вуду, изображающей руководителя. А с другой — в жизни хомячков, несмотря на потустороннее вмешательство всё равно ничего не меняется, а среди обиженных оказываются скрытые карьеристы. Пока жив человек, пока есть социальное неравенство и пока среди людей будет господствовать конкурентная борьба, подобные истории будут иметь место.

На мой взгляд, в рассказе получилось удачно совместить и мистику и сатиру на общество потребления, в котором конкурентная борьба является непременным атрибутом, из-за которого подчас происходят самые настоящие трагедии, пусть и не такие эффектные как в данном рассказе.

Читается рассказ легко, финальный сюжетный поворот интригует, а общее впечатление и детали рассказа запоминаются надолго. Поэтому в сборнике «Так не снимают кино» рассказ занимает одну из верхних мест моего топа.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Андрей Танасейчук «На Марсе жизни нет»

Mishel78, 16 декабря 2020 г. 11:21

Есть ли жизнь на Марсе?

Ставший синонимичным вопрос, которым люди задаются уже с давних пор, в рассказе получил неожиданное воплощение. История о представителях двух поколений марсиан: деда и его внука, отправившихся в опасную миссию на поверхность умирающей от последствий войны планеты. Рассказ печальный, но вместе с тем, наполненный надеждами на будущее планеты, которую мы знаем по изображениям поверхности, покрытой красным песком.

И любопытно то, что автор в рассказе не опровергает факт того, что жизни на поверхности Марса нет, но выносит на суд читателя версию о том, что разумная жизнь находится в недрах планеты. Да, планета почти мертва, но для её обитателей, так непохожих (а в чём-то всё же похожих) на нас с вами, остаётся лишь надежда, что «И на Марсе будут яблони цвести...».

В финале автор дал возможность читателю ещё больше пищи для размышлений: история эта о далёком будущем человеческой цивилизации, колонизировавшей красную планету или же о прошлом, в которой существа, похожие на землян, подверглись агрессии другой цивилизации? И строить версии и опровергать их мне показалось очень увлекательным занятием.

В принципе, я не исключаю того, что невнимательно читал и упустил ключ к разгадке тайны остатков марсианской цивилизации. Быть может именно вы сможете разгадать авторскую загадку? Если отзыв заинтриговал, то читайте рассказ, который показывает весьма необычный вариант развития событий на планете, которая уже на протяжении многих лет не позволяет разгадать свои загадки.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Андрей Танасейчук «Последний троллейбус»

Mishel78, 16 декабря 2020 г. 07:26

Рассказ стилизован под городскую легенду об утонувшем, вместе с водителем и пассажирами, троллейбусе. И нетрудно догадаться, что рассказчик окажется в этом самом транспорте, дьявольски появляющемся в полнолуние и собирающим урожай из душ, которым не посчастливится проехать на мрачном транспорте.

Произведение, хотя и довольно предсказуемое, но вызывает интерес благодаря переносу времени действия в шестидесятые годы прошлого века, в советский период, когда у рассказчика был студенческий период. На протяжении рассказа я ловил себя на том, что данный перенос мистической истории в советскую действительность выгладит довольно ладным. Конечно, ведь кто поверит в байку о реально существующем троллейбусе-призраке в стране победившего социализма?

Сцены с описанием страшного троллейбуса и его жутких пассажиров довольно эффектны, особенно переход к истинной внешности призраков. Персонаж, который спасал людей от поездки в ад, просто покорил своей бескорыстной помощью и автор с любовью прописал данного персонажа, что вызывает искреннюю симпатию.

Ну и в финале показана доброжелательность советских людей, искренне помогающих друг другу. К этому можно, конечно, относиться по разному и я побурчу немного, что сейчас такое вряд-ли было бы возможно.

В итоге рассказ получился таким, как если бы был написан в советское время. Но, поскольку в Советском Союзе подобное произведение (ну какие призраки могут быть в СССР, а уж затонувшие троллейбусы и подавно) вряд ли бы увидело свет, то это ещё один плюс за то, чтобы прочитать данный рассказ.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Андрей Танасейчук «Так не снимают кино»

Mishel78, 14 декабря 2020 г. 14:01

Рассказ повествует о нашем современнике, попаданце в начало сороковых годов 20 века. Причём переход в другую временную эпоху произошёл столь неявно, что главный герой Андрис, оказавшись в застенках советской контрразведки и подвергшись допросу с пристрастием, решил, что снимают кино и потому не поверил в абсурдность происходящего.

Надо отметить, что весьма правдоподобно показана реакция человеческой психики на жестокое столкновение с иррациональным. Смена лёгкой поездки на отреставрированном БМВ 38 года на отдых на застенки казённого кабинета, люди в военной форме того времени, а также вполне реальные избиения, за считанные секунды превратили латвийца в психически истощённого человека. Автор сыграл на контрасте между современностью и прошлым, в котором тоталитарный режим проявлялся в унижении человека, как личности, попытки унифицировать человеческое существо по единому образцу. И чувствуется, что автор описывает что-то очень близкое и личное, какую-то трагедию, возможно даже всего латышского народа.

Политический окрас истории очень глубокий и, возможно, что знай я конкретные моменты из истории Латвии, то мог бы проникнуться историей глубже. Просто на данный момент очень много литературы, раскрывающих нелицеприятные моменты советской истории, а данный рассказ, хоть и несколько сюрреалистичен, но всё также призван сорвать покровы и показать правду того, что происходило при тоталитарном режиме. Об этом было сказано уже много, поэтому, смотря на произведение в данной плоскости, рассказ вторичен.

Однако, плюсы я уже описал выше, а потому рассказ вполне достоин внимания и прочтения.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Андрей Танасейчук «О. Генри: Две жизни Уильяма Сидни Портера»

vfvfhm, 15 октября 2020 г. 11:17

До знакомства с этой книгой я с подозрением относился к работам российских исследователей, посвященных зарубежным деятелям культуры. Попросту их не читал. Думал, что невозможно понять менталитет и историю духовного развития столь тонко организованной души как великий художник. Если не впитал историю и менталитет его народа, так сказать, с молоком матери.

Но оказалось... Если глубокий специалист с уважением к своему труду и любовью к изучаемому объекту берется за дело, то и место жительства и собственная его биография могут и не иметь значения.

У Андрея Танасейчука получилась глубокая, прочувственная и интересная книга об одном из самых известных писателей США. Кто любит творчество О.Генри и интересуется судьбой этого весьма нетривиального автора неизбежно получит удовольствие и пользу от чтения этой книги. Написано хорошим языком, с аналитикой и юмором. Разоблачены многочисленные мифы, окружающие биографию этого автора. Он взят под защиту, его имя очищено от клеветы досужих писак. После чтения этой биографии рассказы О. Генри приобретают дополнительное (пусть и не строго обязательное) измерение. Книга не отторгает от чтения рассматриваемого автора, напротив — сильнее проникаешься душой к его изысканному и многогранному творчеству.

Мне лично немного не хватило большего погружения в эстетику и идейную составляющую творчества О. Генри, но от биографии и не стоит ожидать чрезмерной филологической скрупулезности. Она только подталкивает к дальнейшему изучению вопроса.

Обязательно прочитаю и другие биографии за авторством А. Танасейчука, благо уже приобретены.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Андрей Танасейчук «Неизвестный» Бирс»

Mishel78, 12 сентября 2020 г. 13:32

Едва начав читать предисловие, я уже почувствовал, сколь для автора ценно творческое наследие Амброза Бирса. С той кропотливостью и тщательностью, которая свойственна людям, любящим своё дело, Андрей Танасейчук, не вдаваясь в полное описание биографии Бирса, рассказал о том, какие же произведения вошли в данный сборник.

В сборнике представлены «военные рассказы» периода работы Бирса в журнале «Cosmopolitan», поэтому немалая часть текста посвящена его издателю — Уильяму Херсту, человеку, по словам составителя, который «превратил журналистику в «четвертую власть»». Именно эта личность напрямую повлияла на формирование Бирса как влиятельного автора. Впрочем, и именно на этом делает акцент автор предисловия, Бирса подобное покровительство ничуть не испортило как писателя.

Интересно и то, что в книге множество иллюстраций к рассказам. Это, вкупе с произведениями именно журнальной поры Бирса, по словам составителя, делает книгу уникальным явлением не только у нас в стране, но и в мире.

Прочитав предисловие, я получил необходимое вдохновение и с нетерпением приступаю к знакомству с автором.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Антология «Страшный заговор»

йети, 25 марта 2020 г. 18:11

Прочел сборник от изд-ва АртефактЪ (Саранск -2020) «Страшный заговор». Содержание сборника составляют остросюжетные произведения советских писателей 20-х годов из журналов того времени.

Конечно, по истечении такого большого отрезка времени «острая сюжетность» произведений изрядно притупилась на взгляд современного читателя, но, тем не менее, есть некая изюминка в этих давних повествованиях. Дух эпохи? Или очарование тогдашнего романтичного времени, когда еще бредили мировой революцией, и интернационализм был вовсе не беспочвенным понятием?

В сборнике есть произведения и на чисто шпионско-диверсионную тему, на тему борьбы с внутренним врагом, с контрабандистами и басмачами, а также включены и откровенно юмористические рассказы, в которых высмеиваются глуповатые мещане, жаждущие возврата старых порядков, ухода на Запад и т.п.

Сборник отлично иллюстрирован старыми рисунками, что придает данному изданию своеобразный колорит.

В общем, добротное издание (впрочем, как и все книги АртефактЪ-а данной серии) . Единственный минус – тонированный форзац без иллюстраций. А так – вполне приятная книжица.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Андрей Танасейчук «Эдгар По: Сумрачный гений»

carpent, 11 апреля 2019 г. 19:08

Перед нами хорошая,подробная,вплоть до мелочей,биография Эдгара По.Для желающих узнать о жизни знаменитого писателя,информация более чем достаточная.Но..для тех,кто привык к романизированным биографиям,вроде тех,что писал,к примеру,Стефан Цвейг,этой книги будет явно недостаточно.И если с количеством фактов и дат дела в книге обстоят хорошо,то с глубиной и яркостью психологического портрета — хуже.Эдгар По предстает здесь каким-то.. безликим.В процессе чтения к персонажу не испытываешь сильных чувств:в него не влюбляешься,его не ненавидишь.О книге Танасейчука можно сказать примерно так — «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден».К прочтению безусловно рекомендуется.Но для себя я решил,что все же перечитаю вышедшую ранее биографию По,за авторством Герви Аллена.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Антология «Невидимки»

йети, 22 января 2019 г. 16:30

С большим удовольствием прочел книгу — сборник «Невидимки», издательство «Артефакт». Вот оно, настоящее ретро! Фантастика советских писателей 20-х годов.

В сборник входят 14 рассказов и повестей.Большой спектр сюжетов: здесь и космические пришельцы, достаточно экзотичные, а также затерянные миры, необычные зловещие изобретения, мистические истории, рассказы-розыгрыши (как говорил дядя Митяй в кф «Прощайте, голуби» — «Я сон, сон рассказываю!») и др. Словом, увлекательный калейдоскоп, настоящая россыпь жемчужин, кропотливо разысканная издательством в пыльном ворохе прошлых изданий журналов «Мир приключений» и «Вокруг света» И, не смотря на давность написания и, может быть, некоторую наивность, произведения читается с интересом.

Что сказать — сборник получился! И это свершившийся факт. А если еще добавить, что книга снабжена большим количеством иллюстраций, предваряется вступительной статьёй издателя и ссылкой на источники, а внешне выглядит очень привлекательно — то это достойная работа, настоящая удача издательства «Артефакт». Высшая оценка.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Антология «Чужая жизнь»

тессилуч, 2 июня 2017 г. 08:15

Приятная антология отечественной фантастики и приключений 20-х годов ХХ века. Особенно хорошо сделаны предисловия составителя к каждому разделу антологии. А послесловие рассказывает читателю, как об авторах, так и об иллюстраторах советских журналов приключений и фантастики, что просто необходимо знать современному фэну.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Антология «Чёрный паук»

йети, 17 марта 2016 г. 12:27

Небольшой по объёму, но довольно-таки интересный сборник «Черный паук» (серия «Архив БПНФ) состоит из пяти рассказов и сопровожден подробной статьей А.Танасейчука. Рассказы совершенно разные по уровню писательского мастерства, по занимательности, однако их роднит, если можно так выразиться, биологическая тема. Все они рассказывают о тех или иных фантастических свойства организма как человека, так и представителей животного мира, включая насекомых.

Рассказ «Месть змеи», хоть и содержит в себе «ляпы», тем не менее, он обладает интересным, динамическим сюжетом из жизни ученых, разрабатывающих важное лекарство-противоядие.

«Болезнь Тимми» — рассказ о юноше, который в результате казалось бы незначительного происшествия вдруг стал видеть окружающий мир совсем в иных, непривычных красках, о его переживаниях и тех больших неудобствах, которые испытывает обычный человек, приобретая необычные свойства.

«Спирелла Лейбнера» — очередная страшилка о безумном ученом. который, пытаясь доказать свою гениальность и, не думая о последствиях, выпускает в мир искусственно созданную бактерию, которая, приспосабливаясь к окружающей среде, вполне способна разрушить человеческую цивилизацию...

Рассказ «Кровь мира» — об успешной попытке создания первичной протоплазмы, из которой возникло всё живое на Земле. Умело манимпулируя ею, ученый переделывает как ныне живущих существ, превращая их в невообразимых чудовищ, так и создает новых невиданных монстров. Словом, данный ученый чем-то слегка сродни уэллсовскому вивисектору доктору Моро. Очень интересный рассказ!

Рассказ «Черный паук» повествует о путешественниках, натыкающихся на загадочное племя индейцев, от которых узнают

о таинственной пещере, из которой никто не возвращается. Один из путешественников решает исследовать этот феномен....

Рассказ интригующ, однако покрывало тайны так и не сдернуто...

Сборник сопровождает подробная статья составителя А.Б Танасейчука, повествующая об авторах рассказов. входящих в настоящий сборник. а также о художниках-иллюстраторах рассказов.

В целом сборник, на мой взгляд, получился.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Андрей Танасейчук «Интернационал и немного науки»

тессилуч, 24 января 2016 г. 03:38

Профессиональная и доступная статья об авторах писавших в 20-е годы о странных существах. Особенно понравилось, что авторизованы художники-иллюстраторы. Обычно литературоведы мало о них пишут, а книжная иллюстрация усиливает впечатление от книги.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Антология «Последний тур»

йети, 12 октября 2015 г. 12:59

Сборник «Последний тур», вышедший в серии «Архив БПНФ» оставил приятное впечатление. Структурно сборник состоит из небольшой повести «Последний тур» и двух рассказов «Загадка озера Кара-Нор» и «Аллигатор с реки Миссисипи». Объединяет произведения разных авторов одно. Это — Охота.

В «Последнем туре» перед нами разворачивается трагедия — трагедия последнего тура. Последний представитель некогда многочисленного племени, бродившего по мазовецким лесам и болотам, властелинов дремучей пущи, деливших среду обитания с другими исполинами — зубрами. Всё осталось в прошлом: и многочисленное стадо, и под стать быку такие же сильные подруги, и молодая поросль... Не осталось никого, род пресекся... Всё.

Но даже быку — одиночке, грозному исполину, властелину дебрей не дают спокойно умереть. Гонористые шляхтичи, не терпящие никаких возражений, привыкшие потакать своим желаниям и прихотям, организовывают охоту на последнего тура. Но даже один-единственный тур может постоять за себя, даже если люди вооружены огнестрельным оружием — не так-то просто одержать победу над туром. Он — последний, он так просто не сдастся и потому схватка будет кровавой. Огнестрельное оружие, хитрость и гонор людей — против исполина лесов. Сиюминутные цели, молодецкая потеха — против Красоты Природы. Кажется, это не просто лесной бык борется за свою жизнь, а сама Природа дает отпор людям, возомнившим себя господами над ней...

Рассказ «Загадка озера Кара-Нор» сближается с «Последним туром» не только темой Охоты, но еще и темой криптозоологии. Здесь также речь идет о реликтовом животном -не то ихтиозавре, не то мезозавре, (судя по рисунку). Сей неведомый, чудный зверь появился в озере, дно которого уходит воронкой в глубь горных напластований. Возможно, там, в глубинах земли, сохранился небольшой ареал обитания древних ящеров, которые время от времени появляются в нашем мире — но автор не дает нам на этот вопрос прямого ответа. Да и какой может быть ответ, если повествование ведется от имени неграмотного охотника, которому случилось столкнуться с этим загадочным животным? Партизанский ответ один — гранату гаду в рыло и — даешь! Так оно и произошло, был ящер и нет его, сгинул. А партизаны пошли дальше, громить врага и устанавливать Советскую власть. Не до ящеров было. Вот много позже внуки и правнуки славных партизан станут учеными, в т.ч. силе и криптозоологами. И, возможно тогда загадка озера Кара-Нор будет решена. Вот такие мысли вызвало у меня прочтение этого небольшого рассказа, написанного скупыми красками, в духе боевых донесений...

Рассказ «Аллигатор с реки Миссисипи» — описывает приключения двух охотников, выслеживающих наглого воришку, который неожиданно завелся в пруду местного городка, беззастенчиво тащившего всякую живность как с водной глади пруда, так и с окрестных берегов. И где спасовала доблестная наша милиция, там достигли успеха веселые друзья-охотники...

Сборник сопровождает небольшая статья составителя Танасейчука А.Б, в которой рассказывается об авторах, вошедших в сборник, об истории создания этих интересных произведений, что украшает книгу и придает законченность всему сборнику.

На мой взгляд, книжка получилась.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Андрей Танасейчук «О. Генри: Две жизни Уильяма Сидни Портера»

Синяя мышь, 25 января 2015 г. 15:35

Увлекательная, детальная, даже, хочется сказать, дотошная биография о кристаллизации обычного человеческого страдания в тексты дивной легкости, нежности и доброты.

Герой этой книги вряд ли хотел бы стать персонажем; он с болезненной тщательностью охранял границы своей личной территории. Но А.Б. Танасейчук сумел соблюсти тонкую грань между непочтительным любопытством и нерасуждающим почтением к гению; его деликатность будет очень приятна читателю, который хочет не тайн, не загадок — а знакомства с тем, кого уже заочно полюбил за «Фараон и хорал», за «Дары волхвов», за «Вождя краснокожих», за «Последний лист» и «Дороги, которые мы выбираем», за...

Жаль только, что в описании тюремного быта У.С. Портера приходится полагаться только на описания Эла Дженнингса, того еще сына лейтенанта Шмидта. Впрочем, жизнь за решеткой настолько превосходит возможности вымысла, что даже Дженнингсу я готова поверить почти во всем, кроме истории Айры Мараллата. Забавно, что он, упрекая Портера в недостатке реализма, написал такую сентиментальную, типично рождественскую историю. Зато «Подлинная история Джимми Валентайна» действительно кажется мне подлинной, и ох, какая это горькая и злая изнанка...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Андрей Танасейчук «Майн Рид: Жил отважный капитан»

Синяя мышь, 7 декабря 2014 г. 00:01

К стыду своему, я раньше почему-то считала, что у Майн Рида была такая же спокойная, буржуазная биография, как и у Жюля Верна. Оказалось, что капитан Майн Рид — смелый до героизма, по-мальчишески тщеславный, но обаятельный, добродушный, оптимистичный, импульсивный ирландец — знал, о чем пишет, из первых рук.

Первая часть его биографии — история искателя приключений, хотя этот искатель нуждался больше в деньгах, чем в приключениях; если бы в то время в Америке его классическое образование было более востребовано, чем выносливость, острый глаз, навыки наездника и стрелка, то, возможно, Майн Рид стал бы «всего лишь» хорошим педагогом и ученым-натуралистом. Какое освежающее трезвомыслие со стороны «романтического героя»:)

Вторая часть биографии — история обмена жизненного опыта на гонорары посредством книг:) Майн Рид печатался в интереснейшую эпоху становления современного книгоиздательства; по-своему это не менее любопытно, чем его приключения на «Тропе Санта-Фе». (Интересно, не сравнивал ли порой Майн Рид издателей с норовящими всех оскальпировать сиу?)

Автор проделал большую работу; он никогда не забывает остановиться и объяснить, каким был исторический, политический и культурный фон во времена Майн Рида. Иногда это выглядит как «ковер на фоне девушки», но чаще всего благодаря такому подходу заезженные факты и даты вдруг становятся яркими, красочными, наполненными смыслом — и читатель вместе с отважным капитаном проживает его эпоху.

Оценка: 10
⇑ Наверх