fantlab ru

Все отзывы на произведения Артёма Гуларяна

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Артём Гуларян, Олег Третьяков «Будущее России в зеркале фантастики»

Darth_Veter, 18 августа 2022 г. 23:31

В целом неплохой анализ российской фантастики 90-х годов прошлого века. После развала СССР в нашей литературе появились упаднические тенденции, которые особо ярко выразили себя в фантастике (научной и сказочной). Автор выделяет в ней три основных направления: антиутопию, эскапизм и измененную реальность. Он делает вывод, что популярность подобных направлений является следствием разочарования народа своей собственной историей, которая почему-то вдруг повернула «не туда». Была великая держава, которую боялись враги и уважали друзья. А после 1991 года выяснилось, что друзья у нас были фальшивые, а вот враги — самые что ни на есть настоящие. Как тут поступить? Можно, конечно, выразить свою ненависть не вполне цензурными словами. Но толку от такой эскапады будет мало. Гораздо полезней будет показать те нереализованные возможности, которые могли бы поднять наш престиж — так поступили Гуляковский, Звягинцев, Головачев и некоторые другие авторы. Но можно и усугубить произошедшую трагедию, описав самый настоящий Конец Света. Так поступили Дивов, Никитин, Лазарчук et cetera. А кое-кто решился даже пошатнуть устои западной литературы, создав свое подобие известных произведений: Перумов со своим «Кольцом Тьмы» или Ливадный с «Историей Галактики». Авторы статьи анализируют творчество означенных фантастов и делают определенные прогнозы, которые интересно сравнить с действительностью, ибо с момента написания прошло уже 18 лет. Уверяю вас, что некоторые из них оч-чень даже точные! Так что почитать на досуге совсем не вредно. Особенно, если вас интересуют перспективы развития нашей литературы.

-------------

РЕЗЮМЕ: обзорная статья о тенденциях в развитии отечественной фантастики после 1991 года.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Артём Гуларян, Олег Третьяков «Тамплиеры и большой адронный коллайдер»

artem-sailer, 23 октября 2018 г. 19:41

Авторы хорошо подготовили материал, кропотливо проработали его, привели множество примеров и обзоров. Это интересно.

Однако с выводами, которые авторы приводят во вступлении к статье в качестве тезиса, я бы не согласился.

Да, тенденция имеет место быть — речь идёт о теме клановости в современной фантастической литературе, принадлежности к тайным орденам или, выражаясь современным языком — межнациональным организациям.

Но если копнуть поглубже, то окажется, что не такая уж она, тенденция, и новая. Авторы сами же ссылаются на «Звёздные войны». Можно тут ещё припомнить «Дюну» Фрэнка Герберта, например. Не говоря уже о тоннах фэнтези а-ля «Принца в алой мантии» Муркока. В общем и целом, я бы назвал это не вновь возникшей тенденцией, а продолжением традиции рыцарского романа, уходящей корнями в седое средневековье или того глубже. Это лишь жанр или, быть может, приём авторов, пишущих в рамках фантастики или, что гораздо чаще, фэнтези. Ничего нового в этом нет.

Что же касается интереса писателей к данной теме, а равно и спроса со стороны читателей подобной литературы, то и тут всё очень просто: в подавляющем большинстве случаев речь идёт о банальном мальчишестве или мечтаниях о принце на белом коне. Естественно, герою приятно ощущать себя избранным или сопричастным к сокровенной тайне, а девушкам нравятся благородные рыцари, что вполне очевидно. Те же «Мушкетёры» Дюма именно этим и берут.

Серьёзный же писатель, претендующий на глубокое осмысление подаваемого материала, не будет оперировать подобными величинами. В качестве примера можно привести Стругацких с их романом «Трудно быть богом»: задумав лёгкое приключенческое чтиво, в процессе написания АБС переосмыслили идею и выдали одно из самых философских произведений в истории фантастики.

Тем более необоснованным выглядит желание авторов статьи преподнести главную идею в разрезе тенденций развития современного мирового порядка.

Возможно, транснациональные корпорации и в самом деле управляют нашим миром. При некоторых допущениях даже самые смелые теории заговора смотрятся довольно убедительно. Однако авторы как-то поверхностно проходятся по реальности, слабо связывают реальность и фантастику. Настолько, что их главный тезис, поданный в первом же абзаце, выглядит слишком уж голословным.

В этом, как мне показалось, основное упущение авторов данной, вполне себе интересной и хорошо подготовленной статьи.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Артём Гуларян «Русский пайкерит. Горячий сезон в Арктике»

Ank, 23 июня 2018 г. 12:12

Краткое содержание сего рассказа: «Мы победим, иначе быть не может». Экологам позор, Америка фуфло, Россия круче всех. Это литература? Нет, это какая-то политическо-пропагандистская агитка на злобу дня. Да, может быть пару лет назад такая тема была очень актуальна, но пройдет сколько-то там времени, и все написанное станет выглядеть глупо. И вообще, от рассказа осталось ощущение, что отрабатывался грант заказчика в лице одной всем хорошо известной партии.

Оценка: 4
⇑ Наверх