fantlab ru

Все отзывы на произведения Клиффорда Саймака (Clifford D. Simak)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Без своей жизни»

SeverianX, 18 марта 19:37

Повествование в рассказе ведётся от лица обычного мальчика по имени Стив. Однако живёт Стив в совершенно необычном окружении. Перед нами мир будущего, где всё больше людей улетают к далёким звёздам, и все больше пришельцев осваивают Землю. Только подобная интеграция множества разных культур выглядит максимально утопично. На примере современного мира мы видим, что даже люди одной расы, но разных культур не могут порой найти взаимопонимание. Однако Саймак пишет красивую добрую сказку, в которую, честно признаться, хотелось бы поверить. Небольшое сельское поселение, где мирно сосуществуют представители различных цивилизаций, выглядит очень уютно. В этой бочке меда не обошлось и без ложки дегтя. Дело в том, что всех жителей преследует затянувшаяся полоса неудач. Всех, кроме одного – Энди Картера. У остальных же то урожай не уродится, то сарай сгорит, а то и машину времени никак не удаётся заставить работать. Энди же из самой спорной ситуации сумеет выйти победителем, что немало раздражает остальных. Разгадать эту необычную загадку предстоит Стиву и его друзьям.

Основная идея рассказа заключается в том, что индивидуальные развлечения отнимают у людей социальную жизнь. Да, в столь простом и на первый взгляд наивном рассказе заложены размышления о довольно непростой проблеме. Ещё в 50-е годы Саймак задумался о том, что гаджеты могут негативно влиять на общение людей. Это в некоторой степени сейчас мы и наблюдаем повсеместно.

Итог: «Без своей жизни» – не совсем научная фантастика, а скорее сказка. С этого рассказа можно начинать приучать подростка к хорошей литературе. Стилизация под рассказ мальчика только добавляет произведению шарма. Не лишним будет прочитать его и взрослым читателям.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Клиффорд Саймак «Пересадочная станция»

SeverianX, 9 марта 18:10

«Пересадочная станция» – второй прочитанный мной роман у Саймака. «Заповедник гоблинов», с которым я познакомился ранее, мне понравился, и теперь могу сказать, что «Пересадочная станция» обладает теми же положительными сторонами. Это старая добрая классика научной фантастики. Так получилось, что фэнтези мне больше нравится современное, а фантастика классическая. Обозреваемый роман написан очень доступно и просто, местами напоминает притчу. Мысли, изложенные в романе, несмотря на философский подтекст, будут понятны любому читателю.

Главный герой, Инек Уоллес, служит станционным смотрителем. Только совсем необычным. Дело в том, что галактические цивилизации уже давно посещают Землю. Самым простым и доступным способом путешествия является перенос сознания, а тело заново собирается из атомов уже в пункте назначения. За этим процессом и следит Инек. Когда-то он был ветераном гражданской войны между Севером и Югом, а ныне живет отшельником в глухом уголке Америки. Побочным эффектом проживания на пересадочной станции является то, что мужчина совсем не стареет. На данный момент ему более 100 лет. Соседи, в основном фермеры, относятся к необычному соседству совершенно спокойно. Тут не принято лезть в чужие дела. Но однажды необычным долгожителем заинтересовались спецслужбы… Таким образом секретность станции оказывается под угрозой. Путей решения два. Во-первых, можно закрыть станцию и изолировать Землю от прочих цивилизаций. Во-вторых, земляне могут стать частью галактического содружества. Однако достойны ли они этого? Что могут предложить Вселенной? К тому же на Земле назревает крупная война, что ещё больше усложняет ситуацию.

Клиффорд Саймак – известный гуманист и пацифист. В своем романе он обращает наше внимание на проблему многочисленных попыток человечества к самоуничтожению. Уже дважды Землю разоряли мировые войны, и не раз она стояла на грани третьей. Кто знает, сумели бы ее пережить при наличии такого мощного оружия, как ядерная бомба. Отсюда вытекает вторая проблема – незрелость человечества и закрытость содружества галактических цивилизованных рас для столь агрессивного соседа. Самое печальное в том, что люди даже не знают о стоящем перед ними выбором. Решать за всё человечество предстоит в одиночку Инеку Уоллесу. Выбор чрезвычайно сложен, а груз ответственности попросту неподъемен. При этом Инек имеет возможность попросту отправиться на другую планету, оставив человечество самостоятельно разбираться со своими проблемами.

Что мне не очень понравилось в произведении, так это перекладывание решения проблемы на пресловутое чудо. Да, Саймак пытается обосновать этот сюжетный ход с точки зрения науки, но выглядит это несколько натянуто. Появляется необычная девушка, и проблема разрешается сама собой. Духовная энергия будет удерживать мир от кровопролитий. При этом автор не утверждает, что конфликты после этого исчезнут. Как-никак они типичны и для более высокоразвитых рас, что мы и видим на страницах книги. С другой стороны, странно было бы ожидать от простого человека, которым и является Клиффорд Саймак, универсальной панацеи от всех наших проблем.

Ещё одна немаловажная проблема, поднятая в романе, – это одиночество. В первую очередь это касается Инека. Из-за своей работы он вынужден отгородиться от других людей, чтобы сохранить секретность. На протяжении многих лет он изучает человечество и приходит к весьма неутешительным выводам. Одинока и девушка Люси. С рождения она глухонемая, и так и не смогла выучить язык жестов. Поэтому, даже живя среди людей, она одинока. Общается девушка в основном с животными, ухаживая и заботясь о них.

Итог: Роман получился спокойным, размеренным, местами наивным, чуточку романтичным, но вполне увлекательным. В нем нет бешеной динамики, да она ему и не нужна. Это именно философское произведение, которое заставляет задуматься о природе человечества. Выводы можно сделать весьма неутешительные. К сожалению, Земля не оправдывает ожиданий. До сих пор человечество не может отказаться о самоубийственных войн, и вряд ли когда-то сможет. Однако, как и автор, я хочу верить в лучшее.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Мелкая дичь»

Hunter_Number23, 26 февраля 11:23

Пока учёные спорят, из-за чего вымерли динозавры, Клиффорд Саймак уже нашёл ответ на этот вопрос в своём рассказе. При этом автор решил отдаться полному полёту фантазии в своём произведении, что похвально. Ибо, помимо довольно неожиданной авторской интерпретации вопроса массового вымирания динозавров, Саймак ещё добавил нотки хронофантастики в свой рассказ. В общем, перед нами довольно неплохое приключенческое фантастическое произведение, которое легко читается, абсолютно не затянуто, да и концовка не подкачала.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «У меня нет головы, мои глаза висят в воздухе»

Hunter_Number23, 26 февраля 10:49

Поучительный рассказ о человеческой жадности и последствиях этого. Найдя богатую ресурсами планету, где живут аборигены, не нужно делать преждевременные выводы и строить планы на бизнес и рабскую эксплуатацию местных жителей. Потому что в итоге можно «случайно» погибнуть под обвалом, а затем и вовсе оказаться в теле насекомоподобного создания, которое одновременно превосходно приспособлено для жизни на планете, но совсем несовершенно в плане человеческих потребностей.

В этом рассказе ощущаются сильные эмоциональные качели. Ты осознаешь, что протагонист истории отталкивает от себя, и сопереживать ему после его внезапной «трансформации» совершенно не хочется. А под финал истории ты понимаешь, что и аборигены не спасли душу героя от смерти, поместив её в другое тело, а знали цели протагониста с самого начала и решили провернуть хитрый эксперимент, который оказался крайне жесток с точки зрения морали. Остаётся приятное послевкусие после прочтения данного произведения, когда воспринимаешь рассказ одновременно и как сатиру, и как самый настоящий триллер.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Торговля в рассрочку»

Hunter_Number23, 26 февраля 07:51

Кратко данное произведение можно описать так: галактические торговцы (честно придерживающиеся соблюдения всех норм галактического законодательства, что важно), прибывают на планету, где местные жители отказываются у них что-либо покупать. Собственно, загадка такого поведения местных жителей и является краеугольным камнем повествования. Увы, финал данной истории несколько подводит все ожидания, когда всё оказывается просто, как дважды два. А главный герой истории, успевший уже мысленно попрощаться со своей работой, неожиданно получает своеобразный «рояль в кустах» под финал, который, отвечая на загадку сюжета, параллельно помогает и протагонисту решить свою проблему.

Повесть изначально производит впечатление крайне многообещающего произведения. Однако после ознакомления с данным творением ты понимаешь, что весь сюжет здесь вполне можно было сократить и до уровня рассказа. В последнем случае местная история от этого ничего бы не потеряла, а может быть и даже наоборот. Но благо, повесть читается довольно легко, и это хороший повод ознакомиться с ней на досуге. А ещё в безусловные плюсы данной истории стоит добавить местных роботов. Они со своим поведением и с уровнем проработки характеров получились довольно харизматичными персонажами, и если бы не указание того, что это машины, то их вполне можно было бы спутать с людьми.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Клиффорд Саймак «Почти как люди»

lennox1the1lion, 26 февраля 02:10

Замечательный роман, который читается за один вечер. Это классический Саймак. Детективный сюжет, интересная идея и такие знакомые герои.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Город»

Kalibree_say, 25 февраля 07:01

Немного трудно давался роман. Текст как по мне немного суховатый. Плюс ещё тема подана так, будто бы та поговорка «всё что ни делается — всё к лучшему»; но здесь это скорее наоборот: всё что делается — ни всё к лучшему.

Складывается ощущение, будто автор пытался через эти «предания» как-то найти способ для людей реализоваться и реализовать что-то по истине хорошее или вроде этого. Однако это возможно сделать полностью отрешившись от своего человеческого. Что и пытались на протяжении всех этих преданий сделать все персонажи. Но, увы, чтобы они не пытались сделать, всё приводит их туда же, откуда они начали: «…Потому что, сколько ни старайся, человек все равно изобретёт лук и стрелы». Это одновременно до простого гениально и также до сложного горестно.

По итогу всё что так пытается найти Симак, превращается в фарс. Обидно даже как-то. Не уж-то всё настолько плохо?..

Оценка: 8
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Дурной пример»

god54, 24 февраля 18:54

Очень необычный и оригинальный рассказ. Чем отличаются маленькие городки и села, тем, что там все знают друг друга и всё друг о друге. Здесь не пугают детей ведьмами, здесь пугают соседями, а живой пример ой, как здорово воспитывает, особенно начиная с младых ногтей. Красиво автор завернул, но, жаль, что произведение пошло по пути надежды, а не по пути драмы, это бы имело более сильный педагогический пример. Читайте, это интересно, как идея.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Сосед»

Буба, 24 февраля 18:21

Да, повезло с мозгами гг рассказа, хотя сам признал что не далек умом (так может и не глуп?), другим похоже тоже немного умишка досталось, вот и проблем не ма, от ума как известно лишь горе. Может шутка а может нет. А могли бы сообщить куды следует, сдать на опыты, заработать. Но похоже просто повезло известному венскому доктору с новой обстановкой, пусть в это и трудно поверить, возможно во времена Саймака такие места могли ещё встречаться или он просто верил что это возможно, хотел верить. По моей версии сосед либо беглец, либо застрял на планете из-за аварии и не смог починить тарелку, пришлось искать тихое местечко, только не все просчитал, и вот из-за этих недочётов их и заметили аж в самом Нью-Йорке. И гаджеты свои маскировал, что перестарался. В принципе если подумать, ничего сверхестественного в его технологиях нет, уже сегодня есть машины с самоуправлением, дождь можно вызывать с помощью химикатов, а работать дорожным лешием можно с помощью какой-нибудь хитроумной системы воздействующей на сознание с помощью каких нибудь там волн. Хотя конечно заглючить на прямой дороге, это надо постараться. Селянам можно позавидовать, вот за что им такое привалило, в чем провинились? Как тут уже было сказано, мне бы такого соседа, а тех что есть на свалку и не истории а обыкновенную и присыпать посильнее.

Рассказ хороший, такие нужно с раннего детства отпрыскам читать а не всякую ути-тюти, чтобы добро как говорится с молоком прививалось, ну и самим примером быть.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Клиффорд Саймак «Smoke Killer»

igor14, 21 февраля 04:55

Весьма отрадно, что мало-помалу число непереводившихся на «великий и могучий» © произведений этого замечательного автора неуклонно сокращается и уже стремится к полному нулю.

Как хорошо известно подавляющему большинству фантлабовцев, абсолютна ВСЯ его фантастика давным-давно уж имеется на родном языке*. За последние два-три года опубликована и львиная доля саймаковской художественной прозы на военно-приключенческую и вестернизированную тематику. Теперь – после окончательного «освоения» данной истории – остаются <вроде бы> лишь две относительно редкие единички**.

Завязка сюжета: парочка ковбоев-компаньонов содержит маленькое скотоводческое ранчо. После суровой зимы во всей округе поголовье домашних животных сильно сократилось, и так-то скудные доходы упали до минимума. Меж партнёров случилась крупная размолвка – один хочет продать хозяйство соседнему крупному скотовладельцу, другой желает вести дела дальше. Последний, главный герой рассказа, отправляется в ближайший городок, дабы найти денег для выкупа доли компаньона. Поездка оказалась во всех смыслах неудачной, а по возвращении бедолага обнаружил своего партнёра застреленным в овраге позади хижины…

С субъективной точки зрения – до ужаса малоинтересная, тоскли-и-ивая история. Вестерны вообще, независимо от авторства создателей (!), являются крайне примитивным чтивом с большим количеством особо часто тиражирующихся штампов. Но данный конкретный рассказ – нечто особо «сероватое» даже среди своих литературных «братьев-близнецов». И не читал бы вовсе, если б не сугубо коллекционерское стремление подсобрать целиком саймаковскую прозу…

Потому считаю совершенно неудивительным тот факт, что сие твАрение не удостоилось включения ни в один из многочисленных сборников-переизданий 2015-17 гг., которые выпустило зарубежное цифровое издательство «Open Road Integrated Media» и которые стали источником для трёх толстенных выпусков малой прозы от «Азбуки»/ «Азбуки-Аттикус» в серии «Мир Фантастики. Коллекция делюкс».

(а поскольку троица выше/нижеупомянутых рассказов (включая и этот!) не вошла в «буржуйское» собрание сочинений, то и бравые отечественные книгоиздатели-«азбуковцы» обошли их своим вниманием; быть может, только пока <обошли>, ха-ха-ха…)

Ну, и маленько возвращаясь к конкретике. В массе книг и фильмов о ковбоях утверждается, что хоть все они — парни весьма простоватые, не имеющие привычки к интеллектуальным трудам, однако — опытные следопыты (в большинстве своём!). Это вполне обусловлено особенностями их профессии.

Тогда почему же, чёрт побери, ковбой-убийца оставляет столь явные следы на месте преступления, позволяющие в дальнейшем идентифицировать его личность?! Только лишь понадеявшись — как ему наверняка пообещали — что никакого шерифского расследования не будет? И он безоговорочно в это поверил, будучи по факту шантажируем тем лицом, которое ему это пообещало? Ха-ха!!! Любой, ЛЮБОЙ человек, даже последний тупица, позаботится о том, чтобы по максимуму ликвидировать следы своей преступной деятельности. Просто на всякий случай! Тем паче, когда нет необходимости торопиться (а здешнему злодею незачем было спешить).

Или не так?!!

Переводческий труд уважаемого Евгения Лебедева на сей раз совершенно не впечатлил. Наверное, определяющую роль тут сыграло общее, далёкое от позитива, восприятие произведения…

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* за исключением, пожалуй, самого раннего «Кубы Ганимеда / The Cubes of Ganymede» (1930), что считается утерянным;

** военный «A Bomb for No. 10 Downing» (1942) и вестерн «Fighting Doc of Bushwack Basin» (1944)

Оценка: нет
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Подарок»

Baskk, 11 февраля 13:27

Печальный рассказ хотя МАСТЕР — Саймак и написал счастливый конец. Но глядя на окружающую нас действительность с горечью констатирую без фантастических изобретений и инопланетян этот мир не сделать добрее

Оценка: 9
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Проект «Ватикан»

NS 123, 20 января 20:52

Неторопливый, раздумчивый роман, захватывающий большое число вопросов для раздумий — о вере, ее положительных и отрицательных сторонах, как она переходит в фанатизм и пренебрежение к жизни, о многообразии Вселенной, красоте природы и мягкого осеннего вечера, о поиске истины и честных ответах. А может, сам поиск и есть цель? Автор не дает четких и однозначных ответов. И это хорошо. Нужно думать самим

Оценка: 9
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Последний джентльмен»

god54, 6 января 11:48

С высоты сегодняшнего дня уже появилось несколько десятков произведений по очень схожей идее, но вполне возможно, что этот автор был первооткрывателем. Рассказ выдержан в таинственном стиле, который раскрывается уж очень медленно, с моей точки зрения, что зря увеличивает толщину текста и читатель довольно быстро начинает догадываться о финале. Я имею в виду сегодняшнего читателя с большим количеством прочитанных книг. В итоге вполне читабельное произведение.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Клиффорд Саймак «Беспокойство»

Читач, 31 декабря 2023 г. 10:35

Что остаётся человеку, с детства прикованного к постели? Настолько безнадежному (по мнению врачей), что из образования получившему только обучение чтению.

Остаются мысли, фантазии, в безграничном полёте которых он избавлен от недуга, в которых возможно осуществление самых невероятных событий...

Но сила мысли. сила желания может быть столь велика, что фантазии становятся реальностью. Более того, материализация желаемого становится навыком, умением. Умением ответственным и опасным....

Отличный, глубокий рассказ от Мастера.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Поведай мне свои печали»

god54, 30 декабря 2023 г. 14:49

Очень даже неплохой юмористический рассказ, который затрагивает такую важную психологическую особенность человека, как возможность «поплакать в жилетку». Этим широко пользуются психотерапевты: Вы лежите на кушетке, а он как бы слушает, поплакали и Вам стало легче. Пяток сеансов и оба (пациент и психотерапевт) в положительном результате. Это также важный элемент менеджмента: хотите получить преданного сотрудника — научитесь его слушать и слышать. А вот превратить это в сюжет хорошего рассказа может только хороший рассказчик. Читайте и получайте удовольствие. А я сегодня пьян не от водки и вина...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»

grozin, 21 декабря 2023 г. 16:26

По-моему, это лучшая книга Саймака. Почему-то некоторые относят его к фэнтези или к чему-то пограничному между научной фантастикой и фэнтези. По-моему, это в чистом виде мягкая (она же гуманитарная) научная фантастика. Гоблины, тролли, баньши, феи, живущие в Заповеднике — это не часть фэнтезийного мира, созданного автором. Их существование объясняется сюжетно. Это последние остатки тех, кто в незапамятные времена осуществлял неудавшийся проект колонизации Земли Старой планетой. Баньши были инженерами связи, остальные рабочими. Этих представителей почти вымерших рас собрали в Заповеднике. (По ассоциации вспоминается «Заповедник сказок» Булычёва. Там сказочные персонажи, живущие в Заповеднике, тоже объяснены сюжетно — это последние остатки когда-то многочисленных рас, живших в последнем межледниковом периоде. Разумеется, Булычёв читал Саймака.)

В этой книге Саймака, как и во многих других, чувствуется глубочайшее уважение, которое он питает к университетам и вообще к образованию. Хотя ректор университета и может быть никчёмным бюрократом. Может быть, это как-то связано с тем, что Саймак учился в университете, но не окончил его.

Забавно — я однажды держал в руках и внимательно пролистывал сокращённый пересказ «Заповедника гоблинов» для младших школьноков. На самом деле выброшено там немного по объёму — самогон Алле-Опа и несколько пьянок. И даже в таком урезанном виде книга остаётся очаровательной.

Очень добрая и человечная книга (как и многие у Саймака). Я её регулярно перечитываю, хотя и помню почти наизусть. Просто для удовольствия снова погрузиться в её тёплую, уютную атмосферу.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Живи, высочайшей милостью…»

flying_kitten, 20 декабря 2023 г. 13:54

Странный, довольно простой, но, в общем, очень неплохой, можно сказать «приятный» роман. Вроде бы и вполне себе традиционно-«саймаковский», но в то же время какой-то несколько иной. Преподаватель провинциального американского колледжа по стечению странных обстоятельств неожиданно для себя попадает в параллельный мир, где его ждёт путешествие в стиле «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

В общих чертах это, конечно, классический квест, с долгим путешествием, со странными объектами, со встречными персонажами, которые готовы поделиться строго дозированной информацией, с необходимостью внимательно обследовать локации, чтобы не упустить мелких деталей. Ко всему прочему, мир довольно сюрреалистичен, оставляет ощущение арт-объекта, ну или декораций для киношно-театральной постановки. Герои путешествуют в этом непонятном пространстве, в атмосфере загадочности и недосказанности, где вопросов гораздо больше, чем ответов. Но увы, Саймак не был бы самим собой, если бы не разложил в финале всё по полочкам и не внёс бы полную ясность, а так хотелось двусмысленности и неопределённости. :)

Книга, наверное, не самая лучшая у автора, но в моей душе она явно затронула какие-то струны. Возможно те самые, которые много-много лет назад заставляли меня играть в компьютерные квесты. ;)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Без своей жизни»

Читач, 16 декабря 2023 г. 10:29

Сплошная неудача за неудачей. И все началось тогда, когда под ногами стали путаться понаехавшие. Раньше по соседству жили Пирсы и Адамсы, а теперь — понаехавшие. И все твои друзья из понаехавших, из инопланетян.

Отличная повесть. В ней и мягкий юмор, и вопросы этики, и философия (ведь если тебе не везет, то, может быть, это какой-то жизненный урок?), и ирония над человеческой натурой, всё время стремящейся к лучшему и непереваривающей удачливых соседей, и грусть.

Плохие поступки наказаны. А граничков, оказывается, не обязательно уничтожать — достаточно подкинуть им средство для индивидуального развлечения.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Однажды на Меркурии»

vorpol, 1 декабря 2023 г. 06:15

Перед этим рассказом я прочитал «Аве Марию» Уоттса, где он очень доходчиво обосновал, почему контакт возможен только между цивилизациями находящимися приблизительно в одинаковых условиях. После «Марии» рассказ Саймака зашел на ура, ибо является прекрасной иллюстрацией проблемы Контакта.

Вряд ли другие цивилизации только и ждут кого сожрать («Проблема трех тел»), но и водить хороводы под яблонями Марса с шестирукими рептилоидами, как это себе представляли советские фантасты, вряд ли получится.

А готовится нам, скорее всего, надо к весьма холодному (passive aggressive) если не к враждебному приему.

Несколько замечаний и «пасхалок»:

P.S. Как и Азимов в своем «Лаки Стар и Большое солнце Меркурия», Саймак пал жертвой тогдашних астрономических представлений о неподвижном терминаторе Меркурия. Теперь-то мы знаем, что это не так.

P.S.2 Солнечная энергия в рассказе передается «способом Адиссона, основаным на прямой волне». Это такой жирный омаж Эдиссону и его идее передачи постоянного тока.

P.S.3 Совпадение, но... рассказ написан в 1941-м, другое его название «Операция Меркурий». Высадка немецких парашютистов на Крит в 1941-м называлась... ну вы догадались.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Ветер чужого мира»

vorpol, 1 декабря 2023 г. 03:43

При чтении рассказа возникали стойкие ассоциации с освоением римлянами острова Британия. Тот же подход — сначала передовые отряды возводили крепость, затем подтягивались те самые легионы, затем гражданские.

Но вот посыл Саймака оказался каким-то смазанным.

На теме контакта «кортез-индейцы» оттоптался каждый кому не лень и не только в фантастике. Имя таким произведениями — Легион.

А предусмотреть заранее непредсказуемые ситуации невозможно в принципе — ведь не даром в армии есть выражение, что устав написан кровью.

Концовка получилась какая-то смазанная. Ей не достает Шеклевской легкости и оригинальности, она просто описывает происходящее без достаточных подробностей происходящего.

Разверни Саймак тему цивилизации «говна и палок» (т.е. БЕЗ доступа к металлу), получилась бы оригинальнейшая вещь наподобие «Экспедиции тяготения», а так еще один рассказ про что-то космическое.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Клиффорд Саймак «Что может быть проще времени?»

flying_kitten, 30 ноября 2023 г. 17:54

Однозначно — один из лучших романов Саймака. Как и очень многие его книги, несмотря на кажущуюся простоту, заставляет думать, видеть аллюзии с реальным миром и делать выводы, зачастую странные, но, не побоюсь этого слова, человечные.

Путешествия человеческого разума по отдалённым мирам уже давно объективная реальность и источник новых идей и технологий. Корпорация Фишхук полностью контролирует эти перемещения, регулирует рынок высокотехнологичных новинок, внедряет разнообразные революционные технологии типа телепортации, фактически — отдельное государство. Основная масса человечества — обычные люди, но есть весьма значительная доля обладателей парапсихических способностей, вызывающая страх и отторжение у основной массы населения Земли. Кто правит миром, страх или прогресс?

Одна из центральных тем книги — ксенофобия. Саймак крутит её так и эдак, показывает под разными углами и, быть может чуток слишком навязчиво, предлагает читателю сделать выводы, которые, кстати, при внимательном чтении могут быть весьма неоднозначными. Провинциальная Америка предстаёт страной весьма консервативной, можно даже сказать — мракобесной. Где же выход, быть может в техническом прогрессе? Но и тут не всё так просто...

Хорошая книга, со множеством вечных вопросов, при этом динамичная и захватывающая.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Сосед»

vorpol, 30 ноября 2023 г. 04:13

Понравился сочный, но вместе с тем лаконичный стиль Саймака.

Понравилась фабула про семью условных «рептилоидов» поднимающих надои и урожаи в американском черноземье (не секрет, что почти все свои рассказы Саймак размещал в родном Милвиле на юге Висконсина).

Но вместе с тем, рассказ напоминает трактор пришельца, в котором вместо двигателя лежит брусок металла. То есть трактор работает, а что-как-почему.... Так и тут, за идилией не чувствуется идеи или неразрешенного противоречия, которые есть в других произведениях автора.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Свалка»

vorpol, 30 ноября 2023 г. 02:15

Отличный рассказ, выдержавший испытание временем. Хотя декорации очень типичны, даже банальны для «мечтательной» фантастики послевоенного периода — разведчики космоса, ЧП на необитаемой планете — сюжет его очень нетривиален. Написан он лаконичным слогом, который с одной стороны держит читателя в напряжении, с другой — мастерски поддерживает интригу, выдавая Тайну порционно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пришельцы, питающиеся памятью и знаниями
— очень даже смелая и интересная идея для периода, когда тоннами писались коньюктурные выс..произведения про восьмую мировую против СССР с применением фотонных ракет (по ту сторону Атлантики) или успехи свиноводов Тау Кита по выполенению задач 82-й пятилетки (по эту).

Дополнительный плюс за идею того, что сознание можно copy/paste между разумами. Напомню, до этой вашей «Матрицы» оставалось еще 50 лет. К сожалению, Саймак эту идею не раскрыл до конца, из-за чего рассказ выглядит оборованным на самом интересном месте. Возможно, в будущем планировалсь продолжение, поэтому автор оставил недосказанность или cliffhanger как говорят у него на родине.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Поколение, достигшее цели»

vorpol, 30 ноября 2023 г. 00:43

Саймак одним из первых копнул бесконечно разнообразую тему «ковчега поколений».

Ее можно вертеть и рассматривать под разными углами. В этом рассказе можно найти и размышления о вере vs знания, об ограниченности ресурсов, эффективному обучению и т.д. и т.п.

Меня же заинтересовала проблемматика передачи данных через поколения без накопления «генетических» дефектов. Ведь по сути, дичь с верованием в Корабль возникла из-за того, что каждое следующее поколение передавало знания о корабле и миссии с погрешностями, т.е. делало копию с копии. Природа худо-бедно научилась с этим справлятся, человеческие технологии — тоже (RAID массивы), а вот человеческая психика — НЕТ. Было бы очень интересно сопоставить, какой смысл вкладывался авторами Библии и Корана с тем, что дошло до наших дней.

З.Ы. Существует фильм, так сказать по мотивам рассказа — «Пандорум» 2009-го.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Мир «теней»

Darth_Veter, 25 ноября 2023 г. 22:42

Группа первопроходчиков закладывает на четвертой планете Стеллы основу будущей базы. Дело идет ни шатко, ни валко. Большинство работников винит во всем «теней» — странных одноглазых существ, постоянно следующих за конкретным человеком, куда бы он ни пошел. Герой рассказа склонен считать, что «тени» — всего лишь послушные средства, посредством которых инопланетяне следят за работой землян... Еще одна история про Контакт, на этот раз, скорее, пародийная, чем серьезная. Кто же из продвинутых «братьев по разуму» будет так нагло и открыто наблюдать за представителями незнакомой расы? Ведь, при таком отношении к делу чистота эксперимента будет явно нарушена! А инопланетянам нужно получить правдоподобное представление о землянах. Так что лезть в глаза они точно не будут. И, тем более, одаривать своих межзвездных соперников ценными подарками. Непонятно, как они смогли выучить абсолютно чужой для них язык всего за несколько месяцев! Думаю, даже высокоразвитой цивилизации это будет не под силу, ибо язык — это средство выражения мыслей и образов, которые для представителя иной расы могут быть весьма специфичными. Кошки, к примеру, живут с людьми добрых 50 тыс.лет, а их язык мы до сих пор толком не понимаем. Правда, кошки неразумны и потому их «язык» — всего лишь индикатор эмоционального состояния. То есть, он гораздо проще языка разумного существа. Для того, чтобы понять чужой язык, нужно мыслить так же, как существо, которое на нем говорит. А кто может поручиться, что он знает, как мыслит хотя бы один инопланетянин? Поэтому нужно отнестись к рассказанной Саймаком истории как к своеобразному анекдоту на контактную тематику. Не более того. Но и не менее.

--------------

РЕЗЮМЕ: история о том, какие причудливые формы может принять Первый Контакт с инопланетной цивилизацией. Думаю, главной проблемой для нее будет умение отличать, когда люди шутят, а когда говорят абсолютно серьезно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Клиффорд Саймак «Однажды на Меркурии»

Darth_Veter, 25 ноября 2023 г. 17:13

Вот уже пять сотен лет, как человек высадился на поверхность Меркурия, ближайшей к Солнцу планеты. Поскольку она не имеет атмосферы, люди живут в герметично закрытых куполах с ограниченным запасом воздуха, а за их пределами передвигаются в тяжелых и неудобных скафандрах. Главной ценностью на Меркурии является ... солнечный свет. Точнее, энергия, в нем заключенная. Поскольку ее много, местные энергостанции снабжают всю Солнечную систему. Почти дармовая энергия быстро стала основой всей человеческой цивилизации. По крайней мере, на ближайшие 4 млрд.лет. Но, как это часто бывает в подобных случаях, люди не заметили на своей дороге один неприметный камешек, который в один «прекрасный» день попал под колеса их телеги... Фантасты бесчисленное количество раз описывали, как будет проходить самый первый контакт с инопланетной цивилизацией, но еще не перебрали всех возможных вариантов. Вот вам один нехарактерный пример. Нехарактерный потому, что идет не по стандартным правилам, не по проложенным кем-то рельсам, а своей собственной дорогой. Большинство произведений описывают Контакт как нечто естественное и само собой разумеющееся — словно контактируют не представители абсолютно чуждых друг другу рас, а жители соседних стран. Главное — изучить их язык, а остальное решится само собой. Если б всё было так просто, мы бы уже сегодня имели связи с добрым десятком «братьев по разуму». Проблема состоит не в огромных расстояниях до звезд, а в том, что живущие на них существа нам вовсе не братья. У них разная физиология, которая формирует совершенно иной тип мышления и поведение. Например, существа с энергетической формой жизни не будут нуждаться ни в городах, ни в транспорте — их планета будет выглядеть пустой и необжитой. Возможно, они вообще не будут воспринимать людей как разумных существ. О каком диалоге тут может идти речь? Автор намекает читателю, что подобный диалог может не состояться как из-за отсутствия средств общения, так и по причине непонимания обеими сторонами друг друга. Подумайте, как вы сможете убедить муравья и пчелу в том, что каждый из них должен трудиться только для себя и не жертвовать во имя коллектива? Да они вас просто не поймут, ибо вся их физиология создана для совместной жизни с подобными себе! Это краеугольный камень их существования, который никогда и никем не будет подвергаться сомнению. Всё равно, как запретить человеку дышать. Пора бы людям забыть свой антропоцентризм и начать думать логически! А логика подсказывает нам совсем не радужное решение: более вероятно, что контакт с инопланетной расой либо не состоится вообще, либо закончится вооруженным противостоянием. Совпадение интересов будет наблюдаться только в одном проценте случаев (если не меньше). Говоря образно, один процент Контактов пойдет по схеме Великого Кольца, а 99 — по алгоритму «Чужого» или «Хищника». Так что Саймак тысячу раз прав, показывая нам полную несовместность двух разных разумов. Им никак не ужиться на одной планете. Поэтому людям придется покинуть Меркурий и молиться на то, чтобы другие планеты не оказались кем-то заселены.

----------

РЕЗЮМЕ: вполне реалистичный сценарий Первого Контакта с иной формой жизни. Единственное, что вызывает сомнения — так это слишком долгий срок совместного существования на одной планете двух несовместных разумов.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «День перемирия»

Darth_Veter, 24 ноября 2023 г. 22:33

Надо сказать, писатель нарисовал довольно мрачную картину для будущего своей страны. Падение семейных и общественных нравов, появление молодежного бандитизма, слабость федеральной власти... Лишь обитатели частных усадеб в Дубовой Роще хранят некоторую верность старым традициям, не желая «прогибаться» под новые веяния. Поэтому и испытывают на себе всю ненависть распущенной молодежи, объявившей усадьбам самую настоящую войну на выживание. Она затихает лишь на один день в году, который так и называют — День перемирия... Сущий кошмар для настоящего американца! Он будет готов костьми лечь и платить дополнительный налог, чтобы не допустить такого безобразия. Тем более, что полиция, похоже, тоже на стороне панков. И символ вечных американских традиций — единственный дуб, растущий во дворе усадьбы Кроуфорда. Если его завалить, традиции уже не возродить. Потому-то панки так стремятся это сделать. Впрочем, у охранника усадьбы имеется некое контрпредложение, которое он не постесняется реализовать. Итог последней битвы вынесен за рамки повествования, так что читателю снова предлагается домыслить его самостоятельно.

Рассказ написан в те годы, когда в Америке набирало силу протестное движение молодежи, которое позже назовут «молодежным авангардом». Юноши и девушки протестовали против политики Маккарти, роста цен, массовой безработицы и войны во Вьетнаме. Их девизом была крылатая фраза, брошенная лидером группы Beatles Джоном Ленноном: Make love — not war (Занимайтесь любовью, а не войной)! Кто-то считал, что подобное противостояние может угрожать самому существованию США. Наверное, Саймак решил развить такую идею до абсурда, показав нам один из возможных вариантов подобной анархии. С высот прошедших лет он кажется слишком надуманным и даже смешным, но в те годы многие думали иначе. На их счастье, печальный прогноз не сбылся и был реализован только на бумаге, в форме своеобразной антиутопии. Читайте и ужасайтесь!

------------

РЕЗЮМЕ: один и вариантов неприглядного будущего Америки, где небывалую силу набрало движение молодых вандалов против хранителей старых традиций. Почти что Судный день, только без Арнольда Шварценеггера.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Ван Гог космоса»

Darth_Veter, 24 ноября 2023 г. 16:53

Энсон Лэтроп, одержимый творчеством известного художника Рибена Клэя, отправляется на планету последнего его пристанища. Он хочет понять, почему художник решил провести последние дни своей жизни на такой унылой планете, куда никто не заглядывает... Честно скажу, не знаю, зачем писатель вообще решил рассказать нам эту историю, в которой нет ничего замечательного. Ну, жил да был талантливый художник, скитался по Вселенной в поисках впечатлений, рисовал необычные картины, пока не закончилась краска и ... помер (наверное, от огорчения). Правда, помер не совсем обычной смертью, повторив давний подвиг Иисуса Христа. Зачем? Чтобы прочувствовать те ощущения, что испытал на себе богочеловек? Или чтобы стать Богом для отсталых жителей планеты? А, может, просто по пьяни или от отчаяния, что его никто не понимает? Автор ответа не дает, а рассуждает о роли личности в истории и влиянии художников на прогресс цивилизации. Только вот почему Ван Гог? Чем он лучше Пикассо или Леонардо да Винчи? Думаю, тут просто сходство биографий. Ван Гог тоже был одарен от природы и стал бы законодателем мод в живописи, если б на старости лет не сошел с ума и стал творить всякие несуразности (в том числе — и на своих картинах). Был очень религиозен и даже чуть было не стал священником. Писать картины стал после отстранения от должности проповедника, как будто стремился таким образом удержать себя от падения в пропасть безумия. Писал пейзажи и обнаженных женщин. Стал родоначальником постимпрессионизма. Будучи очень некоммуникабельной личностью, перессорился со всеми знакомыми и незнакомыми людьми, а Поля Гогена даже чуть было не убил (во всем виновата была, конечно, водка — точнее, ее количество). В итоге достал всех своих сограждан и те убедили мэра города Арля отправить неуживчивого алкоголика в психлечебницу. Покинув заведение спустя год, он покончил жизнь самоубийством, не сумев перебороть затяжной депрессии. Если сравнить эту биографию с биографией героя рассказа, становится очевидным их сходство от начала и до конца. Только вот мне всё равно непонятно — зачем автору понадобилось повторять старую историю в новых декорациях? Ведь космические декорации ничего нового к ней не добавили! Если заменить слово «планета» на «город», то две историю станут почти что идентичными. Так какой смысл переписывать чужую биографию, не добавляя к ней ничего своего? Мне лично кажется, что роль художника в будущем будет сводиться к чистой прагматике, ибо уже сейчас трудно вспомнить фамилию хотя бы одного живого известного художника. Причина в том, что искусство живописи медленно, но верно уступает свое место искусство фотографии, которое понятно абсолютно всем. Новых Репиных и Рембрандтов уже не появится, а в космос полетят ученые и фотографы, а не художники (Леонов, пожалуй, был последним из них). Поэтому меня и одолевают сомнения: а не является ли жизнь «Ван Гога космоса» аллегорией (и одновременно — эпитафией) на отмирающее со временем искусство живописи?

------------

РЕЗЮМЕ: история последнего талантливого художника будущего, разочаровавшегося в значимости своего творчества подобно Ван Гогу. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Искусство преходяще, а наука — вечна».

Оценка: 6
– [  5  ] +

Клиффорд Саймак «Круг замкнулся»

Darth_Veter, 23 ноября 2023 г. 23:07

Из-за страха перед очередным ядерным апокалипсисом американское общество сильно изменилось. Исчезли города, и привычный уклад жизни стал напоминать эпоху освоения Дикого Запада: люди покинули свои уютные дома и начали сбиваться в кочующие по всей территории страны станы автомобилистов. Причем, изменения затронули не только цивилизацию, но и естество самого человека... Автор излагает нам свою версию «нового рассвета» человечества, который был вызван децентрализацией промышленности и ослаблением федеральной власти. Это почти что патриархальная Америка времен Drang nach Westen, когда целые полчища колонистов устремлялись в поисках лучшей жизни на Дальний Запад. Только теперь ими движет не романтика покорения новых земель, а ... страх перед уничтожением. Враг не называется, но он и так понятен — страны соцлагеря во главе с СССР. Производство товаров стало местническим, «становым», а фабриканты и прочие олигархи потеряли свою силу и влияние. Теперь историю творит вчерашняя «чернь», объединившаяся в некое подобие цыганских таборов. Среди них начала выделяться определенная специализация: одни занимаются земледелием, другие — лечением, третьи — химическими изысканиями. Вовсю пошли мутации, компенсируя тем самым почти полное исчезновение высоких технологий. Телепаты и телекинетики перестали быть редкостью, а кое-где даже стали появляться заклинатели погоды. Возможно, магия скоро станет преобладать над технологией, после чего мир кардинально изменится. Только вот не понятно — в лучшую или худшую сторону.

Конечно же, автор просто фантазирует: на самом деле всё гораздо сложнее. Чтобы вызвать подобные изменения, нужны тысячелетия и простой децентрализацией промышленности будет явно недостаточно. Но сам взгляд в такое будущее нов и потому интересен. Тем более, что автор пытается обосновать его нехитрыми рассуждениями с использованием цепочек зависимостей. Всё это похоже на некий футуристический прогноз типа «Утопии» Томаса Мора или же оруэлловского «1984», только в более простой и компактной форме. Рассказ явно рассчитан на опытного читателя, так что молодым он покажется неинтересным и даже нудноватым, как и любая социальная фантастика. Не беритесь за него, если не чувствуете себя уверенно в этом жанре.

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, какие формы может принять глобальный апокалипсис в отдельно-взятой стране даже если ей удалось избежать тотальной ядерной бомбардировки.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Клиффорд Саймак «Почти как люди»

Darth_Veter, 16 ноября 2023 г. 17:39

Журналист Паркер Грейвс подвергается нападению со стороны ... черного кегельного шара, устроившего засаду прямо у входной двери в квартиру. Вначале герой романа подумал, что весь этот абсурд ему просто примерещился: накануне он откровенно «надрался» в соседнем пабе. Но уже на следующий день пришло понимание, что за внешне безобидными шарами скрывается завуалированное вторжение «чужих» с целью отнять у человека его планету...

Фантастический триллер с элементами абсурда — так бы я классифицировал данное произведение известного американского писателя. Впрочем, абсурдным оно кажется ровно до того момента, когда инопланетяне прояснят суть своего вторжения. Тут Саймак явно поиронизировал по поводу капиталистического уклада, благодаря которому каждый состоятельный гражданин имеет право скупить всё, что ему понравится. Ведь инопланетяне делают свое черное дело, оставаясь в рамках американских законов: скупая недвижимость, они платят за нее настолько хорошие деньги, что мало у кого возникает желание отказаться от сделки. Получается парадокс: американцы своими же руками разрушают собственный уклад жизни. Стоит делу зайти слишком далеко, как ситуация кардинально изменится: граждане США превратятся в самых настоящих изгоев, в одночасье лишившись всех своих прав. Расчет интервентов строится на форменной банальности: никто из власть придержащих не поверит, что под маской людей скрываются хладнокровные и расчетливые инопланетяне, решившие скупить целую планету! Всё это само по себе абсурдно, но если сказать, что их настоящей формой является что-то типа кегельного шара, то к вам тут же отнесутся как к сумасшедшему. Это как в известной сказке о мальчике, который постоянно пугал селян нашествием волков: когда последние действительно пришли, ему уже никто не верил. Так и с нашествием «чужих»: фантасты всех времен и народов, начиная с Уэллса, придумывали столь изощренные жизнеформы и методы их вторжения на нашу планету, что окончательно утвердили человечество в их полном отсутствии. Если спросить современного человека, верит ли он в существование «братьев по разуму», как минимум половина населения ответит отрицательно, зато почти все поголовно не поверят сообщениям в прессе по поводу такого вторжения. Причем, разубедить их в этом не помогут даже кадры кинохроники («В Голливуде и не такое снимают!»). Короче говоря, современный мир полностью беззащитен от внешней агрессии со стороны далеких звезд — как морально, так и материально. А все «высокие» технологии, пожалуй, даже будут в этом деле мешать, не то чтобы помогать! После прочтения романа у читателя нет-нет, да и зародится невольное подозрение: а, может, такое вторжение уже началось, и под маской известных политиков скрываются злобные инопланетяне, задумавшие покорить Землю изнутри?

Конечно, образы, нарисованные писателем, намеренно сделаны комичными. С одной стороны, чтобы показать, что всё решает не внешний вид, а расчетливый разум. С другой — чем абсурднее мысль, тем больше шансов у нее воплотиться в реальность. Разве мы в 80-х годах прошлого века могли себе представить, что развитие информационных технологий приведет к резкому падению общественных нравов и почти полной деградации большинства населения? У меня до сих пор дрожь пробегает по всему телу, когда я вижу детей, идущих по улице с зажатым в руке смартфоном. Они выглядят, словно сомнамбулы, получившие от суггестора конкретную директиву о своем поведении. Если бы инопланетяне действовали через Интернет, завоевание Земли продлилось бы не дольше недели. Для этого не потребовалось бы скупать недвижимость, ибо подчинять чужие мозги куда выгодней и надежней. Работает правило: чем выше технология — тем она опасней для самого человека, тем проще использовать ее для порабощения людей. После таких вот выводов образы, нарисованные Саймаком, уже не кажутся дурной клоунадой. Скорее, это предупреждение. Предупреждение о том, что никогда не следует терять бдительности и больше доверять себе самому, а не Интернету.

--------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как захватить Землю, не нарушая законов и не вызывая никаких подозрений. Учитывая реалии сегодняшнего времени, подобную операцию можно провернуть еще быстрее и надежнее (см., к примеру, роман Желязны «Витки»).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Крохоборы»

god54, 13 ноября 2023 г. 14:34

Юмористический рассказ с элементами сатиры. Он просто представил себе, как бы выглядела обычная контора путешествий во времени, когда сами путешествия становятся обычной рутиной. В итоге перед читателем менеджер среднего звена со своими проблемами, заботами и усталостью от клиентов. Я лично не любитель такого рода сюжетов.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Клиффорд Саймак «Могильник»

Darth_Veter, 6 ноября 2023 г. 23:08

Два человека и два робота отправляются на покинутую людьми Землю с разными целями: Флетчер Карсон — чтобы сочинить выдающуюся симфонию, а Синтия Лансинг — чтобы найти пресловутый «клад анахрониан». Но на планете теперь хозяйничает похоронная корпорация Mother Earth Inc., прибравшая к своим рукам все земли и оставшееся население. Всех прибывающих паломников она склоняет к сотрудничеству. Герои романа решительно от него отказываются, а потому на собственной шкуре ощущают последствия этого неразумного решения...

Земля — планета-кладбище. Каково, а? Это явно не юмор, а, скорее, предупреждение наиболее ярым «ястребам войны». Именно они развязали на планете убийственную ядерную войну, а когда она отравила землю и атмосферу, трусливо покинули планету, оставив на ней боевых роботов, воюющих друг с другом. Со временем роботы почти что исчезли с лика планеты, радиация ослабла, и кто-то предложил использовать Землю в качестве братской могилы. Так родилась идея планеты-могильника. Такая задумка открывала перед писателем множество вариантов продолжения, но он выбрал не самый интригующий из них — конфликт похоронной фирмы с паломниками на почве коммерции. Сами того не желая, герои романа раскрыли один из главных секретов благополучия похоронной фирмы, приносящий ей огромные барыши. Так что вместо спокойного времяпровождения обеспечили себе невероятные приключения с участием боевых роботов, гробокопателей, духов умерших и ... экскурсов в прошлое и будущее. Из персонажей мне больше понравился вовсе не Флетчер Карсон, от лица которого ведется рассказ, а свободный робот по имени Элмер. Человек слишком грубоват в общении и не очень-то коммуникабелен даже со своими товарищами. К тому же, он не слишком задумывается о последствиях своих слов и поступков, ввергая окружающих в одни неприятности. Еще удивительно, как его не выбросили в космос по дороге к Земле! Но еще удивительнее то, что он понравился Душелюбу и сопровождавшим его Теням (т.е. душам умерших). Тут писатель явно погрешил против истины: такие персоны у нас в России долго бы не протянули — их бы сбросили в первый попавшийся колодец. Да еще сверху и присыпали чем-нибудь... на всякий случай. Тем не менее, несмотря на все эти допущения, история получилась увлекательной, хотя и немного странноватой. По стилю чем-то похожей на творения другого американца — Роджера Желязны. Тот тоже любил забросать читателя всякими неожиданными находками, не давая ему времени опомниться, чтобы разобраться с происходящим. Динамика произведения действительно ошеломляет, сбивая с толка и не давая прийти в себя вплоть до самого финала. А в финале вас ждет «временной парадокс», который нужно обеспечить событиями прошлого, и традиционный американский happy end. На 3 часа произведение способно оторвать вас от каждодневной скуки и бессмысленной суеты. Так что дерзайте, пока еще читать умеете!

-------------

РЕЗЮМЕ: история про то, как капризный и своевольный композитор навел порядок на умирающей Земле, привлекши к сотрудничеству души мертвых. То ли сказка, то ли страшилка, то ли остроумная сатира на человеческие глупости.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Золотые жуки»

god54, 2 ноября 2023 г. 18:50

Очень хороший юмористический рассказ на тему контакта с внеземными жуками. Только одно непонятно, были ли они разумными или нет? Ибо повесть построена на сюжете, в котором обычные люди сталкиваются с вне планетными существами. А это тебе не ученые с их моральными и научными принципами и правилами проведения исследований. У них логика простая, взял молоток и по голове, какой кристалл выдержит. Таким образом, вполне приличное развлекательное чтение, предлагающее внимательному читателю еще один вариант контакта.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Зловещий кратер Тихо»

god54, 2 ноября 2023 г. 18:03

Я бы сказал довольно стандартная приключенческая повесть, рассчитанная на подростков, написанная в духе Хайнлайна. Текст очень хороший, сюжет увлекательный, читается легко и вполне подойдет для разового чтения в холодный осенний дождливый вечер сидя у камина с одной мыслью, сезон заканчивается и уже пора перебираться в город до следующей весны. Нет смысла придираться к деталям, логике, скорописи... Я свое мнение сформировала где-то на 10-й странице, но сумел добраться до последней строчки.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Нечисть из космоса»

Славич, 31 октября 2023 г. 23:55

Достаточно сказать, что при жизни автора рассказ не переиздавался ни разу. Чистый, незамутнённый палп: свободный и порой впечатляющий полёт фантазии при отсутствии всего остального, что должно быть в хорошей фантастике. Даже тему путешествия в другие измерения через полвека после «Флатландии» Эбботта сложно назвать свежей.

Никто из писателей-фантастов так не вырос над собой, наверное, как Клиффорд Саймак. Достаточно сравнить, каким образом тема вторжения на Землю неведомого зла раскрыта в «Нечисти из космоса» и в не самом удачном позднем романе «Братство талисмана». Даже у Роберта Сильверберга между ранним и поздним творчеством больше общего, да и среди его рассказов середины пятидесятых попадаются неплохие. Впрочем, справедливости ради надо признать, что некоторые сюжетные ходы Саймак впоследствии использовал: вспомните рассказ

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Дезертирство», герой которого тоже решает не возвращаться из командировки.

Короче говоря, рассказы Саймака 1930-х годов нужно читать лишь для того, чтобы понять, каким писателем он был в молодости и каким стал в зрелости.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Все ловушки Земли»

god54, 31 октября 2023 г. 19:27

Начало было увлекающим, старый робот, нарушивший ряд законов... Впереди мелодрама, масса психологии, противостояние нового и старого... Ан нет, всё свелось к мессианству, а потом, я уверен, новая религия, робот-бог... И, где психология, где уважение старости, откуда такое большое количество страниц текста и одна мысль, только бы не задремать!

Оценка: 7
– [  12  ] +

Клиффорд Саймак «Всякая плоть — трава»

grozin, 30 октября 2023 г. 16:58

Есть некий подвид фантастической литературы, который делается так. Берём совершенно обычную, 100% реалистическую обстановку. Герои — совершенно обычные, 100% реалистические обитатели этой обстановки. И добавляем одно (ровно одно!) фантастическое допушение. И смотрим, как эти обычные люди реагируют на такое вторжение фантастики в их жизнь, каждый в соответствии со своей совершенно обычной, 100% реалистической психологией. Такой приём позволяет раскрыть характеры героев гораздо глубже и эффективнее, чем любое количество суконного реализма. Это как в физике. Чтобы исследовать какое-нибудь твёрдое тело, мы действуем на него электрическим полем, магнитным полем, рентгеновским излучением, сверхнизкими температурами, ... И изучаем отклик этого тела на эти возмущения. Мне такой вид фантастики очень нравится ещё начиная с «Войны миров».

У Саймака много произведений такого типа. Но наиболее известное и, пожалуй, лучшее из них — это «Вся плоть — трава». Место действия — маленький захолустный провинциальный американский городок (Саймак часто использует как место действия маленькие городки или деревни, и замечательно умеет их описывать). Герои — представители всех социальных слоёв населения этого городка. Каждый со своим характером, непохожим на других. Фантастическое допущение — параллельные миры (в принципе похоже на «Город», «Кольцо вокруг Солнца» и целый ряд других произведений). Сюжет развивается стремительно, не оторвёшься. Замечательные лирические описания видов этого городка и окрестной природы. Книга очень добрая, развязка тоже очень добрая и довольно неправдоподобная — больше похожая на сказку. Впрочем, у Саймака практически все книги лиричные и добрые.

К такому же подвиду фантастики относятся, например, «Почти как люди» (правда, тут действие происходит в большом городе), «Необъятный двор» (опять деревня в глубинке) и многие другие произведения. Мне они все определённо нравятся. Но, пожалуй, «Вся плоть — трава» — лучший роман из этого списка.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Мастодония»

flying_kitten, 25 октября 2023 г. 16:34

Другое название романа — «Catface», так что ждите Чеширского Кота, улучшенного и доработанного. ;) Вообще это название, на мой взгляд, подходит лучше «Мастадонии», по крайней мере акцент немного смещается в другую сторону.

Археолог, живущий в тихой американской провинции, обнаруживает на своём придомовом участке портал в далёкое прошлое, а тут как раз к нему приезжает его давняя любовь, в прошлом также археологиня, а нынче бизнес-леди. Тут то всё и завертелось... :)

Читали ли вы Саймака так же много, как и я? Если да, то, опять же, как и я, вы увидите в книге множество саймаковских архетипов: тут и главный герой среднего возраста, в меру обеспеченный, в меру бездельник, тут и его нежданная любовь всей жизни, и деревенский дурачок, которые не такой уж и дурачок, и главный «герой» большинства произведений Саймака — маленький провинциальный городок, где все друг друга знают. Опять же, фирменный гуманизм и любовно, поэтично даже, показанная провинция, где всё пасторально, тихо и спокойно, и ничего не происходит уже много-много лет.

Кое-что, однако, отличает этот роман от других книг автора. Дух предпринимательства, если не сказать больше — наживы. Герои множество сил тратят на то, чтобы максимально монетизировать открывшиеся перед ними возможности, заработать как можно больше денег и заплатить как можно меньше налогов. Парадоксы путешествий во времени? Нет, не слышали. Хотя вроде бы, 1978 год, про эффект бабочки знают все, да и известный рассказ Брэдбери уже давным-давно издан...

Неплохая книжка, чтобы скрасить несколько вечеров. Саймак, даже создавая проходные вещи, откровенно халтурить не умеет, но до лучших своих произведений в данном случае очень и очень сильно не дотягивает.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Фото битвы при Марафоне»

Podebrad, 25 октября 2023 г. 11:40

Согласен с прозвучавшим мнением. «Фото битвы при Марафоне» напоминает зародыш большого романа. Потом человек остыл к нему, или решил не развивать эту тему, или просто устал. Всё-таки уже семьдесят. Практически все загадки остались без разгадок и даже без намёков на правильное решение. Раскрыта, и то не до конца, только тема контакта далёких потомков и их предков. Но, может быть, так даже интереснее.

Итак, американская глушь конца XX века. Центр Америки, штат Висконсин. Совсем близко Чикаго и Миннеаполис, но тут не в каждом доме есть электричество, а вся связь с Большой Землёй идёт через рейсы местной авиакомпании. И вот этот глухой угол облюбовали гости из будущего. На глаза они стараются не попадаться. Но от местных не скроешься.

Люди из будущего, мягко говоря, малосимпатичны. При том, что к своим далёким предкам они стараются относиться хорошо. Именно стараются. Ну, конечно, ощущается пренебрежение к братьям меньшим, но доброжелательное пренебрежение. Стараются быть вежливы в рамках своих понятий о вежливости. А вот по отношению к своим современникам агрессия зашкаливает. Всегда готовы нахамить друг другу, унизить, в случае надобности убрать лишнего человека. Похоже, в будущем у них действительно большие проблемы.

Люди из настоящего, наоборот, предельно доброжелательны друг к другу. Всегда готовы помочь, даже если не просят. Если речь не о деньгах. Что же, вполне возможно, по крайней мере, для американской провинции конца XX века. А вот потомки вызывают у главного героя, человека мирного,выдержанного, интеллигентного, настоящую злобу, часто беспричинную. Он пытается объяснить это высокомерием потомков. Да нет, высокомерие умеренное, на минимуме того, что могло бы быть в такой ситуации. Просто они другие, хоть и очень похожи на нас. Отсюда, наверное, и негатив.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Живи, высочайшей милостью…»

grozin, 22 октября 2023 г. 11:17

Мне эта книга очень понравилась. Идея о том, что землянам (или по крайней мере лучшим их представителям) неплохо бы поучиться в некоем Университете, встречается у Саймака много раз. Правда, вступительный экзамен в этой книге весьма суров. В «Паломничестве в волшебство» (https://fantlab.ru/work6889) попасть в Университет тоже весьма непросто. Та же идея в рассказе «Детский сад» (https://fantlab.ru/work6845), правда, там вступительный отбор произвела загадочная машина без жертв среди абитурьентов, и попадут они, вероятно, не прямо в Университет, а на подготовительные курсы :-) А в «Заповеднике гоблинов» (https://fantlab.ru/work6901) вся Земля фактически является очень большим университетом. Возвращаясь к этой книге, замечу, что героям предстоит много увлекательных приключений. В результате самые сообразительные (или удачливые?) из них будут таки приняты в Университет.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Через речку, через лес»

grozin, 22 октября 2023 г. 09:27

По-моему, это лучший рассказ Саймака. Пронзительный. Лаконичный — ничего лишнего, только то, что совершенно необходимо.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Призрак модели «Т»

grozin, 22 октября 2023 г. 09:11

Этот рассказ показался мне очень похожим на рассказ Хайнлайна «Человек, который торговал слонами» (https://fantlab.ru/work2769; в некоторых переводах «Человек, который путешествовал слонами», но это дурацкий перевод — в рассказе никто слонами не путешествует). В обоих случаях главный герой, судя по всему, умирает в самом начале рассказа и попадает в некий индивидуальный рай, где снова проживает лучшие моменты своей жизни, встречает умерших близких людей. В одном из комментариев к рассказу Хайнлайна кто-то очень правильно написал, что водитель второго автобуса, который везёт пассажиров после аварии первого — это Харон. Возможна более реалистическая интерпретация: всё это чудится главному герою в последнее мгновение своей жизни (которое субъективно может продолжаться очень долго). Оба рассказа очень добрые и грустные. Для Саймака такой лирический стиль естественен; для Хайнлайна это редкое (практически единственное) исключение, его обычный стиль совершенно другой. Рассказ Хайнлайна написан раньше. Не знаю, читал ли его Саймак и повлиял ли он на него при написании этого рассказа.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Куш»

kavarkad, 8 октября 2023 г. 18:54

Я не такой, чтобы годами искать клад, а найдя его взять и зарыть назад.

В этом рассказе Саймак лоханулся. Подача отличная, но вот то, что персонаж сперва говорит, что ему плевать, что будет через тысячу лет, а также, что «будет нарушать все законы божьи и челвеческие», то его

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
конечное решение отказаться от махинаци
выглядит странно.

Ведь по сути для него ничего не изменилось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он может продать иноземные технологии, может выкинуть вводный курс, может даже его оставить и лишь через сотню лет столкнуться с последствиями. Но внезапно он задумался о судьбе человечества и о том, как плохо его «куш» на него повлияет.

Не верю!

Его

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отказ от денег ради духа воровства и мошенничества
делает его фэнтэзийным злодеем.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Куш»

Tullma, 6 октября 2023 г. 01:01

Очень бодрое начало рассказа, интересная затравка, которая к превеликому сожалению настолько не убедительно и смазано заканчивается. Я в самом деле ожидала большего, например, какой-нибудь каверзы от инопланетян:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они говорят об экзамене. Что это за экзамен через 1000 лет? Что если человечество его не сдаст? Какая кара постигнет всё человечество из-за кучки авантюристов? Я в полной была уверенности, что просмотрев вводный курс они обнаружат, что-нибудь такое, что ужаснет героев и читателя. Например, полное уничтожение, или рабство, или что-то в этом роде. Причем без возможности отказаться, т.к. договор уже заключен. И команда поймет, что это уже явный перебор в их «невинных» шалостях. Ну или что-то в этом духе. Так эта часть рассказа была бы раскрыта, но нет. «На экзамен нам плевать, ведь он через 1000 лет, а нас там уже не будет» — самое не удачное объяснение и закрытие сюжетной дыры.

Или каких-то смелых решений от команды против капитана:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
взяли бы насильно затолкали его в эту машину. У меня не возникло ощущение, что она промывает мозги, как это указано у других комментаторов. В рассказе нет на это никакого намека, команда прослушавшая курс просто изменила отношение к жизни и своим поступкам в результате получения определенных знаний. Но вот как раз описание «промывания мозгов» было бы очень хорошим финалом для рассказа, когда читатель понимает, что с этого момента человечество обречено. Ведь достаточно просто промыть мозги как можно большему числу людей под видом развлечения и дело сделано, всех «непромытых» притащили бы насильно. Но увы, все слишком тупо и невинно.

К сожалению, разочарована финалом рассказа, он слит в трубу. Понятно, что автор пытался перефразировать идею о том, что без «тьмы не бывает света» и как бы развитие человечества неразрывно связано с ложью, предательством, авантюризмом и прочим плохим качествам. Но это, как мне видится, жесточайшее натягивание совы на глобус. Порядочность никак не противоречит любознательности и страсти к приключениям, например. По мнению автора порядочный человек — унылое существо не способное ни на что. В корне не верное утверждение как по мне, поэтому оценка средняя — рассказано хорошо, но выводы все мимо.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Торговля в рассрочку»

god54, 4 октября 2023 г. 18:34

Повесть — разочарование. Вначале ожидал веселый юмористический рассказ на торговую тему, кто кого и как обдурит. Потом началось длинное и тягучее, очень скучное описание нерешаемой проблемы, как продать, если не хотят покупать. Затем финал, в виде рояля в кустах, в виде умирающего аборигена. В итоге некое решение, которое явно противоречит законодательству, о котором так часто говорит главный герой. Текст неплохой, легко читаемый, сюжет скучный и длинный. Единственное, что привлекает, это роботы. Оригинально, весело, у каждого свой характер, словно люди, у каждого свои мелочи, интересные мелочи. Только ради этого и есть смысл читать.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»

SeverianX, 21 сентября 2023 г. 19:18

«Заповедник гоблинов» – удивительная книга. В ней мы видим гармоничный сплав научной фантастики и фэнтези. Роман можно поставить в один ряд с творчеством таких мастодонтов жанра, как Рэй Брэдбери и Роберт Хайнлайн. Это веселая добрая сказка, которую можно читать и перечитывать в любом возрасте. Она поэтична, иронична, с лёгким и понятным юмором. Книга цепляет читателя своим миром, а не реками крови и хитроумными интригами, как большинство современных представителей жанра.

Стоит отметить, что в нашей стране она снискала больший почет, чем у себя на Родине, и этому есть разумное объяснение. Шестидесятые годы в Америке были поколением битников и хиппи, которые нуждались в литературе другого толка. В это же время в СССР витали совершенно иные настроения. Молодежь с оптимизмом смотрела в будущее, зачитывалась произведениями Стругацких и Ефремова. Таким образом добрая сказка о торжестве науки и разума попала в крайне благодатную почву. До сих пор «Заповедник гоблинов» очень любят наши соотечественники и считают самым выдающимся произведением автора.

Немного о сюжете. Главный герой, Питер Максвелл, отправляется в командировку на далекую планету, чтобы проверить слухи о появлении там дракона. Однако в процессе перемещения что-то идёт не так, и наш герой попадает на загадочную Хрустальную планету, где встречает представителей древнейшей расы, владеющей всеми знаниями о Вселенной. Вернувшись на Землю, он узнает, что у него появился двойник, на данный момент уже погибший в автокатастрофе. Официально Питер Максвелл мертв, и теперь ему предстоит доказать, что он – все-таки он. При этом на его плечи ложится непростая миссия поспособствовать сделке между землянами и жителями Хрустальной планеты. Ставки в этом деле чрезвычайно высоки. Питер Максвелл – профессор факультета сверхъестественных явлений Висконсинского университета, и по службе очень часто общается с необычными представителями этого мира. Возможно, поэтому именно его и выбрали для своего задания обитатели Хрустальной планеты.

Почему же роман одновременно относится и к фэнтези и к научной фантастике? В мире далёкого будущего человечество обнаружило, что на протяжении всей истории рядом с людьми проживали представители «маленького народца»: гоблины, тролли, русалки и многие другие. Магия и существование фэнтезийных существ здесь объясняются с научной точки зрения. Для людей будущего подобное стало обыденным и привычным. Помимо этого, в мире существуют машины времени. Например, учёные смогли перенести из прошлого Уильяма Шекспира, и тот теперь читает научные лекции о своем творчестве для студентов. Биология и генетика также не стояли на месте. Люди научились создавать очень натуралистичных биороботов. Чего только стоит саблезубый тигр Сильвестр, который мало кого из читателей оставит равнодушным. Есть здесь и представители инопланетных рас. Самой интересной, на мой взгляд, является цивилизация Колёсников, играющая роль своеобразного антагониста. Даже друзья у Максвелла необычные: неандерталец с учёной степенью Але-Оп и вечно грустный призрак Дух. По итогу получается очень интересное смешение различных идей, которые при этом гармонично сочетаются, дополняют друг друга, а не сливаются в безвкусный винегрет.

Что мне понравилось в романе в первую очередь, так это описание людей будущего. Человечество перестало быть вселенским агрессором. Все пороки уходят на второй план, и бурно расцветают добрососедские отношения. Люди учатся многому у «маленького народа», тем самым становясь лучшей версией себя. К сожалению, история человечества предсказывает нам совершенно другой сценарий: очень часто наши предки загоняли всех непохожих на себя в резервации или бездумно эксплуатировали. В свете этого ещё ценнее оказывается то светлое будущее, которое рисует нам Клиффорд Саймак.

Не стоит думать, что «Заповедник гоблинов» – роман лишь о глобальных размышлениях о судьбах человечества. Нет, это уютная история, в которой есть место для любви и простых человеческих чувств. Приятно читать о том, как наши герои отдыхают в ресторане или просто беседуют за жизнь у камина. Не обошлось и без высмеивания бюрократии, такой типичной для нашего современного общества.

Итог: «Заповедник гоблинов» – замечательная книга, которую я рекомендую к прочтению всем без исключения. Клиффорд Саймак с оптимизмом смотрит в будущее и через свой роман делится этим оптимизмом с нами.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Ведро алмазов»

ensign, 20 сентября 2023 г. 18:43

Рассказ на мой взгляд перекликается с одной из частей «Города». На хвосте у дядюшки Джорджа появляется некий проповедник, крайне убедительно призывающий к отказу от материальных ценностей. И конец развитой цивилизации, если только она не сможет пойти другим, не техническим, материалистическим путём. (а дядюшка Джордж ведь может!) Конкретная такая страшилка. Хоть собачки не подвели.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Спокойной ночи, мистер Джеймс»

omaksimov, 17 сентября 2023 г. 05:09

На редкость удачный для Саймака остросюжетный рассказ. Хорошая комбинация тем — тут и инопланетное чудовище и двойник с инскуственной памятью. Рассказ держит в напряжении до конца, сам конец неожиданен.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Исчадия разума»

neli mustafina, 15 сентября 2023 г. 22:37

В основу рассказа положена неплохая в общем то идея развития эволюции. Что человек — это не последняя «модель» сотворенная природой, а некий переходный портал, мост или даже зародыш новой прогрессивной, более приспособленной, и лучшей во всех отношениях разумной жизни...

На этой идее всё интересное и заканчивается...

Я ожидала, что вот сейчас некие существа (порожденные воображением миллионов людей) вступят в борьбу за своё существование.

Но нет. Этого не случилось. А случился спектакль, цирк даже. Где воняющий серой Дьявол побежден был Дон Кихотом и Санчо Пансой.

В связи с этим, у меня возник вопрос: а смогли бы вообще ужиться на одной планете два разумных вида? Например крысы которые умнеют всё больше и человек... Вот об этом я б с удовольствием прочла книгу (не посоветуете ли?)

А Саймак здесь, в своём излюбленном стиле, раскритиковал таким образом современную культуру тогдашней Америки, где глупые мультяшные герои мешают создать цивилизацию параллельную человеческой.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Смерть в доме»

god54, 14 сентября 2023 г. 20:42

Грустный рассказ об одиночестве. Автор не утруждал себя техническими и физиологическим проблемами, если задуматься, то... нет не следует обсуждать эти вещи, они не главные. Одинокий человек, одинокое существо, они очень похожи своим одиночеством, главное готовность помочь, раскрыть душу, просто поговорить... Не дай Бог остаться таким одиноким, когда каждому кусту будешь рад...

Оценка: 10
⇑ Наверх