Оскар Уайльд

Лабораторная страница Оскара Уайльда — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Оскар Уайльд (Oscar Wilde)

Оскар Уайльд
Страна: Ирландия
Родился: 16 октября 1854 г.
Умер: 30 ноября 1900 г.

Оскар Уайльд (полное имя — Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд / Oscar Fingal O'Flahertie Wills Wilde) родился 16 октября 1854 г. в Дублине, в протестантской семье хирурга сэра Уильяма Уайльда. Мать Оскара — леди Джейн Франчески Уайльд — светская дама, которая также писала стихи под псевдонимом Speranza — Надежда, подчеркивая этим своё сочувствие освободительному движению Ирландии.

Уайльд изучал классическую литературу в колледже Святой Троицы в Дублине, после чего получил стипендию на обучение в Оксфордском университете (Магдален колледж). Окончил Оксфорд в 1878 г. с отличием, и там же получил престижную премию Ньюдигейт за стихотворное произведение «Равенна» (Ravenna, 1878). В университетские годы Уайльд был известен своим экстравагантным образом жизни и прогрессивными убеждениями, был сторонником эстетизма, из-за чего получил плохую репутацию.

По окончании университета, благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в литературные круги. Его первый поэтический сборник «Стихи» написан в духе прерафаэлитов, опубликован в 1881 году, незадолго до того, как Уайльд отправился с лекциями в Северную Америку.

После женитьбы на Констанс Ллойд в 1884, свет увидел ряд сборников рассказов для детей, изначально написанных для его сыновей.

Период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда охватывает 1887—1895. В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севиля» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «Счастливый принц» (The Happy prince, 1888) и «Гранатовый домик» (A House of pomegranates, 1892), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда — «Упадок лжи» (The Decay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, 1890) и др. В 1891 вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда — роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray).

Оскар УайльдС 1892 начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье, Дюма-сына, Сарду, — «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan, 1892), «Женщина, не стоящая внимания» (A woman of no importance, 1893), «Идеальный муж» (An ideal husband, 1894), «Как важно быть серьёзным» (The importance of being earnest, 1895). Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. В 1893 году Уайльд написал на французском языке драму в стихах «Саломея», имевшую ещё больший успех. Пьесе было отказано в лицензии в Лондоне, однако позже в 1905 она послужила основой для одноименной оперы Рихарда Штраусса, и была опубликована в Англии в переводе близкого друга Уайльда лорда Альфреда Дугласа.

Отец лорда Дугласа, маркиз Куинсберри, не одобрял близкие отношения своего сына с драматургом сомнительной репутации. После того как маркиз публично оскорбил Уайльда, разгорелась бурная ссора, которая послужила поводом для тюремного заключения Уайльда в 1895 за гомосексуализм (согласно действовавшему тогда закону, карающему «непристойное поведение» или содомию). Его осудили на два года тюремного заключения и исправительных работ, после чего Уайльд обанкротился, и его здоровье серьёзно ослабло. В тюрьме он написал одно из последних своих произведений — исповедь в виде письма к лорду Дугласу «De profundis» (1897, опубл. 1905; полный неискажённый текст впервые опубл. в 1962). Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, в 1897 Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота (Sebastian Melmoth). В то время он написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (Ballade of Reading Gaol, 1898). Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Он был похоронен в Париже.

Основной образ у Уайльда — денди-вивёр, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельчённого ницшеанства. Конечная цель индивидуализма Уайльда — полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» Уайльда наделены утончённой извращённостью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма Уайльда оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у Уайльда лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях Уайльда к восстановлению прав этики.

Оскар УайльдЛюбуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, Уайльд всё же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях Уайльда совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершённого антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом — тема сказок «Звёздное дитя» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентрвилльское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки Уайльда кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был Уайльд и заигрываний с социализмом [«Душа человека при социалистическом строе» (The soul of man under socialism, 1891)], который в представлении Уайльда ведёт к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма.

В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания — не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм. В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение — показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.

© Википедия





Сортировка:
 Оскар Уайльд. Романы Рейтинг
8.61 (2367)
-
94 отз.
8.24 (33)
-
4 отз.
 Оскар Уайльд. Рассказы Рейтинг
8.26 (188)
-
5 отз.
1887 Кентервильское привидение / The Canterville Ghost   [= Кентервильское привидение (Материально-идеалистическая история); Кентервилльский призрак] 
8.88 (901)
-
27 отз.
1889 Портрет г-на У.Г. / The Portrait of Mr. W. H.   [= Портрет г-на У.Х.] 
7.90 (89)
-
3 отз.
1891 Натурщик-миллионер / The Model Millionaire   [= Натурщик, Образцовый миллионер] 
7.72 (89)
-
2 отз.
1891 Сфинкс без загадки / The Sphinx Without a Secret   [= Разгаданный сфинкс] 
7.80 (110)
-
3 отз.
 Оскар Уайльд. Сказки Рейтинг
1888 День рождения Инфанты / The Birthday of the Infanta   [= День рождения инфанты] 
8.45 (289)
-
6 отз.
1888 Преданный друг / The Devoted Friend   [= Верный друг] 
8.43 (237)
-
6 отз.
1888 Счастливый принц / The Happy Prince   [= Принц и ласточка] 
8.44 (432)
-
11 отз.
1888 Соловей и роза / The Nightingale and the Rose   [= Соловей и Роза; Зарянка и роза] 
8.42 (512)
-
14 отз.
1888 Замечательная ракета / The Remarkable Rocket   [= Кичливая ракета; Необыкновенная история, случившаяся с патроном для фейерверка; Феерический Фейерверк; Чудесная Ракета] 
8.03 (212)
-
6 отз.
1888 Мальчик и Великан / The Selfish Giant   [= Великан-эгоист; Эгоистичный Великан; Злой великан; Эгоистический Великан; Великан, который думал только о себе; Себялюбивый Великан; Сад Великана] 
8.25 (290)
-
7 отз.
1888 Молодой король / The Young King   [= Юный король] 
8.34 (184)
-
5 отз.
1891 Рыбак и его душа / The Fisherman and his Soul   [= Рыбак и его Душа] 
8.55 (239)
-
4 отз.
1891 Звездный Мальчик / The Star-Child   [= Мальчик-Звезда, Сын Звезды; Звездный Малыш] 
8.62 (553)
-
14 отз.
 Оскар Уайльд. Поэзия Рейтинг
1878 Равенна / Ravenna [Поэма] 
7.96 (24)
-
1 отз.
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
1881 Мильтону / To Milton [Сонет] 
8.00 (1)
-
8.61 (46)
-
1 отз.
1894 Сфинкс / The Sphinx [Поэма] 
7.95 (41)
-
1898 Баллада Редингской тюрьмы / The Ballad of Reading Gaol   [= Баллада Рэдингской тюрьмы] [Поэма] 
8.78 (163)
-
5 отз.
7.89 (35)
-
 Оскар Уайльд. Пьесы Рейтинг
7.24 (17)
-
7.67 (15)
-
1892 Веер леди Уиндермир / Lady Windermere's Fan   [= Пьеса о хорошей женщине] 
8.59 (150)
-
3 отз.
1893 Женщина, не стоящая внимания / A Woman of No Importance   [= Женщина без всякого значения] 
8.26 (69)
-
2 отз.
8.30 (164)
-
3 отз.
8.91 (264)
-
7 отз.
1895 Как важно быть серьезным / The Importance of Being Earnest   [= Тривиальная комедия для серьезных людей, Легкомысленная комедия для серьезных людей; Важность быть серьёзным] 
8.96 (285)
-
12 отз.
8.03 (30)
-
1908 Святая блудница, или женщина покрытая драгоценностями / La Sainte Courtisane   [= Святая блудница, или Женщина в бриллиантах] 
7.66 (35)
-
 Оскар Уайльд. Статьи Рейтинг
 
-
 
-
 
-
8.78 (9)
-
7.80 (5)
-
7.67 (6)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
4.00 (1)
-
5.00 (1)
-
 
-
9.33 (3)
-
 Оскар Уайльд. Эссе Рейтинг
1877 Hellenism 
6.67 (3)
-
1882 Об украшении жилищ / House Decoration   [= Красота в доме] [Лекция] 
8.33 (6)
-
8.50 (6)
-
1884 Женское платье / Woman's Dress   [= О женской одежде] 
8.00 (6)
-
1885 Истина масок. Заметки об иллюзии / The truth of masks — a note on illusion   [= Shakespeare and Stage Costume; Истина о масках] 
7.88 (8)
-
8.00 (4)
-
7.80 (5)
-
7.50 (2)
-
9.40 (5)
-
7.57 (14)
-
1889 Упадок лжи. Диалог / The decay of lying: an observation   [= Упадок искусства лжи] 
8.43 (23)
-
1 отз.
1890 Критик как художник / The critic as artist: with some remarks upon the importance of doing nothing   [= The True Function and Value in Criticism; With Some Remarks on the Importance of Doing Nothing: A Dialogue] 
8.94 (17)
-
7.90 (10)
-
1 отз.
7.22 (18)
-
7.50 (6)
-
1907 Ренессанс английского искусства / The English Renaissance of Art   [= Возрождение искусств в Англии] [Лекция] 
7.40 (5)
-
7.00 (3)
-
8.00 (6)
-
9.00 (2)
-
9.50 (2)
-
 Оскар Уайльд. Сборники Рейтинг
8.71 (85)
-
2 отз.
1891 Гранатовый домик / A House of Pomegranates [сборник сказок] 
8.79 (63)
-
3 отз.
1891 Замыслы / Intentions [критико-эссеический цикл] 
8.56 (9)
-
1891 Lord Arthur Savile's Crime and Other Stories [собрание коротких полукомических детективов] 
8.44 (9)
-
 Оскар Уайльд. Прочие произведения Рейтинг
9.50 (2)
-
1905 De Profundis / De Profundis   [= Тюремная исповедь; О страстях и пороках] 
8.30 (69)
-
3 отз.
10.00 (2)
-
9.35 (17)
-
2 отз.
9.27 (33)
-


Все отзывы на произведения автора (257 отзывов) | Все издания автора (533) | Экранизации (52)


  Исполнители

  • Составители библиографии — Ginger, ddmr

  • Куратор библиографии — Календула


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.

  •   Формат рейтинга