fantlab ru

Все отзывы на произведения Владимира Немцова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  4  ] +

Владимир Немцов «День и ночь»

Козлов, 6 марта 19:47

Не такому угрюмому и скучному человеку, как я писать яркий положительный отзыв о рассказе Владимира Немцова «День и ночь». Но в нашей жизни, действительно довольно много черного цвета. Черные ночные переулки. Чернота тающих, хоть и весенних, сугробов. Черные свинцовые тучи. Человек всегда боялся темноты. Так, почему бы с ней не потягаться. И почему бы не научить людей вместо черной грязи видеть многоцветие мира. Какая огромная и противоречивая мечта: чтобы и работа была праздник, и отдых — праздник. А на счет розовых ботинок, так мода переменчива. Почему же не появиться моде на праздник. Светлые улицы и дома, днем отражающие солнечный свет. И солнечные зайчики в глазах, дающие ощущение летнего тепла. Флуоресцентные краски, накапливают свет. И по ночам все окутано матовым сиянием. А платья девушек раскрашиваются новыми, светящимися узорами. Разве девушкам не будет приятно слышать сравнения со светлячком или звездой. Все-таки, интересный писатель был Владимир Иванович Немцов. Стиляг не любил, а против рейва ничего не имел. Но черный цвет в рассказе остается непобежденным. Как приход ночи, несущий с собой безграничную Космическую Пустоту. Без таких сравнений критика «главного борца с фантастикой» в советской литературе смотрится как-то мелковато. Обидно за Владимира Ивановича. Но это и не удивительно. Мечта воплощенная в реальность многими опытами превращается в обыденность. А если людям дать мечту сразу, она превратиться в безделушку, о которой сразу забудут. Раскрыть людям мечту неизбежно означает получить в ответ волну вопросов и критики. И тогда шишки полетят не только на молодого энтузиаста, но и на писателя, решившего, всего лишь, рассказать его историю. Мечта должна ярко вспыхнуть и привлечь к себе. А чтобы продолжать освещать путь, она должна всегда оставаться мечтой. И автор гасит мечту, возвращая картины черного военного неба. Как бы оправдываясь за наивность. Может это и не фантастика. Но это — литература мечты. А могут ли все мечты сбыться или они должны поддерживать в черные дни?

Оценка: 10
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Новая кожа»

Козлов, 4 февраля 15:55

«Новая кожа» является частью сборника рассказов Владимира Ивановича Немцова. Все их объединяет минималистичность исполнения и глобальность научного открытия. Но, за поднятием общественных проблем, автор не забывает, что история должна быть забавной и интересной. И, тем не менее, рассказ «Новая кожа» выпадает из общего тона сборника. Немцов прекрасно прорабатывает характеры персонажей. На их не сходных друг с другом качествах держатся истории во всех рассказах. И, зная предвзятое отношение к творчеству Владимира Ивановича Немцова, ожидаешь, что сейчас произойдет разоблачение ханжества манерной актриски. Не даром же основной частью изобретения является «проявитель»? Но всё происходит иначе. А разве среди советских граждан не может быть манерных актрис? Свободная, между прочим, от предрассудков страна. Да и откровенные гэги представлены, как нечто серьезное. И всё же, рассказ «Новая кожа» похож на остальные рассказы сборника. Так же есть в нем неуловимые нотки житейского юмора. О чем же тогда этот рассказ?

Возможно, это рассказ о технике безопасности? Допустим, наш герой не молодое светило химии, а электрик-самоучка. Пришел показать барышне один фокус, а её током убило. Но тогда: где нагнетание, где выводы? Неужто автор считает, что влюбленные сами до таких простых вещей додумаются?

На романтическую историю любви рассказ «Новая кожа» тоже не тянет. Герои страдают, вспоминая друг друга. Но в конце всё забывают. Забывают благодаря работе. Даже встречаются в финале они случайно. А было ли в их отношениях что-нибудь, кроме работы? Честно говоря, с такими подающими большие надежды молодыми специалистами и производственного романа не выйдет.

Как-то всё нескладно, мимолетно и глупо.

А, может быть, это рассказ о первой любви?! Рассказ о первой влюбленности, окончившейся ничем. Принесшей только боль и разочарование. С моралью о том, что к работе нужно относиться серьезно. Или, хотя бы, не настолько серьезно относится к романтическим свиданиям. Да! Вот это, действительно, будет смешно! Теперь не удивительно, что рассказчик поспешил обзавестись новой непробиваемой кожей, не дожидаясь момента, когда влюбленные химики перестанут обсуждать химию. Хотя, полагаться на такие научные допущения крайне наивно.

Рассказ, конечно, безнадежно устарел. Он был написан для людей, которым была нужна романтика. Сейчас большинство читателей уже давно и без всякой химии обзавелось толстой слоновьей кожей.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Владимир Немцов «Когда приближаются дали...»

che_shirchik, 1 декабря 2023 г. 14:19

Чем интересен последний роман Владимира Немцова как раз небольшими разрушениями устоев жанра. Загибайте пальцы:

1 Идея выпекания домов — есть. Тут, конечно, куча сомнений в качестве изделия, ведь отлитый дом вряд ли «дышал».

2 Повёрнутые на работе учёные — есть. Но Немцов временами увлекается бытом учёных и инженеров, что уже неплохо.

3 Шпионы-капиталисты... А вот тут затык! Ибо какое-то время подозревают говорящего с акцентом парня... Но история его весьма запутана (простите за микроспойлеры): парень попал в Эстонскую СССР в июне 1941 году будучи школьником, потом его помотала жизнь сначала по лагерям фашистов, потом по капстранам, пока он не перешёл границу СССР и не попал... к отцу. Руководителю стройки выпекаемых домов. Ну, как-то советские тюрьмы он не прошёл... Об этом автор умалчивает. И вот этот момент как раз показывает Немцова как человека, решившего подшутить над «ближним прицелом».

В целом, роман наивен, даже слишком. Это уже не критика капитализма и возвышение социализма, как у Лагина, там всё куда наивней, отсюда приходится делать много списываний на эпоху, автора и всё такое.

И самое интересное, что «ближний прицел» в современном мире не устоит в плане «ретро-фантастики». Можно его раскидать на отдельные элементы, но соберёшь ты в итоге твёрдую научную фантастику.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Владимир Немцов «Волнения, радости, надежды: Мысли о воспитании»

Ученик Дьявола, 8 ноября 2023 г. 12:15

Не уверен, имело ли смысл писать и размещать здесь этот отзыв – ведь в состоявшейся не так давно очень активной дискуссии о «воспитательной» книге Владимира Ивановича Немцова обе стороны уже высказали множество самых разных pro et contra. Однако, ознакомившись с данным сочинением, я понял, что промолчать тоже не могу – пожалуй, давно я не читал ничего такого, насчет чего так и тянуло бы высказаться. Вот я и решил малодушно поддаться соблазну, хотя до меня здесь уже написал свой очень язвительный отзыв коллега Массаракш. Во всяком случае, я постараюсь не повторять его тезисы, а по мере возможности добавить кое-что от себя.

Самое первое, на что я обратил внимание, – это язык, который можно охарактеризовать разве что эпитетами «казенный», «дежурный» и «суконный». Это типичный язык газетных передовиц со всеми присущими ему особенностями: тематикой, построением фраз, лексиконом, эмоциональной окраской. Я хорошо знаком с газетами того времени, и сходство вырисовывается просто стопроцентное. Да и сама книга – фактически компиляция стандартных лозунгов и тезисов о воспитании человека коммунистического завтра. Словно бы автор, обложившись подшивками газет за несколько лет, выбрал оттуда нужные ему статьи и свел их в единое целое. Книга и построена-то целиком по газетному принципу. Сначала, как и полагается в газете, идут программные передовые статьи… то есть главы. Какой была главная тема первых полос газет в 1961 и 1962 годах? Правильно, полеты в космос. Вот и Немцов начинает с космонавтов. Затем, вдоволь насклоняв фамилии Гагарина, Титова, Николаева и Поповича во всех возможных падежах и по всем возможным поводам, он переходит, опять-таки как в газете, к фельетонам и критическим статьям на более земные темы – даже очень критическим. Что вызывает его гнев? В первую очередь – дачи. Если человек построил себе дачу, по мнению автора, это клеймо: спекулянт, кулак, стяжатель и так далее. Затем жесткой критики удостаивается цирковой номер, где две девушки поднимают на руках мужчину. Далее – узкие брюки (или, не дай бог, джинсы – это ж вообще самый низ морального падения!), «отжившие свое буржуазные» танцы, детективы, мелодрамы и вообще любые не понравившиеся автору фильмы. И многое, многое другое: раз В. И. Немцову что-нибудь не нравится, значит, это «что-нибудь» пагубно для подрастающего поколения и должно быть как можно скорее вырвано с корнем. Тех, кто имеет несчастье расходиться с ним во вкусах и мнениях, автор как только не клеймит: «пошляки», «злобствующие обыватели», «тунеядцы», «мещане»… И уж не Немцову ли ответили братья Стругацкие в своем «Понедельнике…»: «Что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пытались определять степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов»?

Вообще говоря, книга просто пропитана стремлением ее автора влезть абсолютно во все стороны жизни людей и указать им, что правильно, а что неправильно. Чем увлекаться и что коллекционировать. Какие книги читать и какие фильмы смотреть. Как выбирать мужей и жен. Это – черное, то – белое. Это достойно советского человека, то – позорит его. Немцов, похоже, свято верил, что без таких советов молодежь поголовно вырастет теми самыми пошляками и мещанами, которых он упоминал почти на каждой странице. Верил настолько, что во второй половине книги взялся даже за подробный разбор понятия «любовь» и препарировал его долго и усердно, словно студент-биолог – лягушку. (Это шло уже, опять-таки как в газете, под рубрикой «Письма читателей».) Эта любовь правильная, а та – пошлая и недостойная. Этот – настоящий мужчина, он поступает так-то, а та – настоящая женщина, она поступает так-то. Вот это в любви быть должно обязательно, а то – никогда и ни за что. Это верно и идейно правильно, а то – буржуазно и должно быть искоренено. Тут мне сильно захотелось бросить чтение, потому что стало просто паскудно. Продолжил только потому, что две трети были уже позади – уж одну-то оставшуюся треть как-нибудь переживу.

Объективности ради надо отметить, что в книге изредка попадаются и такие мысли и тезисы, с которыми я вполне согласен. Это, например, главы, осуждающие жестокое обращение с животными, с кошмарными примерами вроде завода «Утиль», занимающегося переработкой собак и кошек (вам не жутко читать такое? Мне – жутко). Но такие главы в объеме книги – капля в море, нисколько не меняющая общее впечатление от «Мыслей о воспитании». А оно таково: похоже, что в представлении В. И. Немцова коммунизм – это общество, где все носят широкие брюки и длинные платья, благопристойно танцуют дозволенные танцы и уступают женщинам места в трамвае. Дети у них появляются словно бы сами собой, как некое «великое таинство природы», а секс до брака – это «худшее, что может случиться с девушкой». Все как один трудятся на полях или изобретают новые жнейки или атомоходы. А мечтать стать космонавтом – это, конечно, хорошо, но идейно неверно. Разлетитесь все по Марсам и Венерам, кого же тут, на Земле, воспитывать прикажете? В общем, в монастыре, наверное, жизнь и то веселее.

И чем больше лилось со страниц таких вот громких, нарочито гневных или напыщенно-пафосных слов, тем сильнее становилось ощущение фальши и неискренности написавшего их. Взять хоть те же дачи. Ведь у вас, Владимир Иванович, как у писателя, наверняка была своя отдельная дачка где-нибудь в Переделкино за глухим забором и тремя замками. Ах, это другое дело – чтобы никто творить не мешал? Понятно. А слесарь или инженер, трудящиеся советского общества, за чьи интересы вы так ратуете, обойдутся и общественным садом с «легкими павильонами исключительно для укрытия от непогоды» – так, что ли? Еще, по вашим собственным словам, вы бывали в Западной Европе, Африке, Индии, летали в Америку на «Боинге-707». Абсолютное большинство тех самых трудящихся о таких путешествиях даже и не мечтало. А если следовать вашей логике, то и не должно: для них существуют встречи с передовиками производства и старыми большевиками в заводских клубах, танцы (конечно, только «приличные»!), занятия в кружках, слушание лекций и прочие здоровые и нравственные виды времяпрепровождения. Кстати, свозить ребенка на курорт к морю – это, оказывается, тоже совершенно неправильно. Пусть лучше увидит море впервые лет этак в двадцать, а то и в тридцать – вот это будет правильное и верное впечатление!

Насчет тезиса «критикуешь – предлагай» из предыдущего отзыва. Собственно говоря, альтернатива немцовским нравоучениям уже давным-давно предложена – Стругацкими, Ефремовым, Савченко и многими другими, писавшими о людях коммунистического будущего. Их книги сделали для воспитания того же самого поколения читателей неизмеримо больше. Может быть, потому и боролся Владимир Иванович Немцов против новых веяний в фантастике, что понимал: то, что предлагают читателю они, куда привлекательнее и интереснее, чем его ханжеский «монастырский коммунизм». В Мире Полудня или в будущем Великого Кольца человек свободен в творчестве, поиске и самовыражении – в науке ли, в искусстве ли, в труде ли. Единственное, что его ограничивает и сдерживает в этом, – он сам: люди будущего сами ставят себе задачи и рамки, соразмеряя их с интересами других людей, и сами их соблюдают. Всякие проверяющие и надзирающие им попросту не нужны. Но Немцов, думается мне, и в таком обществе взялся бы ходить по танцплощадкам с линейкой для измерения платьев и брюк. Я уж даже боюсь представить себе его реакцию, к примеру, на сценический костюм Чары Нанди с праздника Пламенных Чаш!

В общем, о данном опусе даже нельзя сказать, что нынче он устарел – он был устаревшим уже в момент своего появления. Устаревшим просто потому, что представляет собой скопище давным-давно затертых, избитых и истрепанных на миллионах газетных страниц слов-штампов. Полностью лишенный любой привлекательности и оригинальности, он сух, сер и скучен, словно пыль на старом чердаке, куда за ненадобностью сваливают всякий хлам. Единственная категория читателей, которой его можно порекомендовать, – это те, кто страдает бессонницей. Да и тем – только в качестве сильнодействующего средства для особых случаев.

Оценка: 2
– [  0  ] +

Владимир Немцов «Волнения, радости, надежды: Мысли о воспитании»

Козлов, 29 октября 2023 г. 11:46

Всем советую прочитать книгу Владимира Ивановича Немцова «Волнения, радости, надежды: Мысли о воспитании». Спорить о статьях Немцова больше не буду ввиду бесполезности. С конкретикой никто из любителей фантастики сталкиваться не хочет. И похоже, столь доходчивое изложение нуждается лишь в постоянных напоминаниях о том, что принцип «критикуешь — предлагай» не котируется в мире, где есть «авось да небось». С этим каждый может справиться своими силами.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Владимир Немцов «Волнения, радости, надежды: Мысли о воспитании»

Массаракш, 12 сентября 2023 г. 05:39

Признаюсь, подробности творчества В.И.Немцова погрязли в глубинах моей детской памяти. Что-то там про улучшенные миноискатели и радиофицированные сноповязалки. Но тут товарищ Козлов выступил (см. ниже) со страстной, хотя и несколько бессвязной речью, в которой объявил Немцова-публициста непризнанным гением, а всех несогласных с этим – жалкими, ничтожными личностями и вообще неполноценными людьми. Стало как-то тревожно за себя, понял, что нужно немедленно припасть к источнику вековой мудрости. Припал.

Чтобы не было разночтений, автор сразу объявляет, что он неисправимый романтик. И активно начинает мечтать: «Подвиг Ю.А.Гагарина, как и других космонавтов, должен сыграть огромную воспитательную роль в жизни нашего народа». «Программа Коммунистической партии — удивительный синтез точно рассчитанных планов и самой дерзновенной мечты». «Для коммунизма создаются автоматические поточные линии, чтобы труд был подлинно коммунистическим, высокопроизводительным и радостным». Умел же человек писать так живо и выразительно. Прямо готовые передовицы для газеты «Правда», где всегда ценили талантливое перо.

Но это о большом, о вечном, так сказать. Что там дальше? Нужно развивать кружки юных техников, больше паять и лудить собственными руками. Не раболепствововать перед дипломами, главное – самообразование. То же самое касается и творчества: «К слову сказать, большинство советских писателей и журналистов не имеют специального литературного образования». Напрямую не сказано, но читается между строк: да, автор везде недоучился, но смотрите, чего достиг, ого! А глупым и нахальным молодым на эту делянку лучше не зариться: «Невероятное стремление некоторой части нашей молодёжи учиться на киноактёра, художника, поэта чаще всего объясняется недостаточным общим развитием. У них крайне узкий кругозор, который мешает трезво оценить свои способности».

О собственности. Тут в Немцове наконец просыпается фантаст, и он рассказывает, что личные огороды колхозников зарастают бурьяном, не нужны они никому, потому что в колхозных полях невероятное изобилие овощей и фруктов – успевай рвать да есть. А жадные дачники сдают свои двухэтажные (?) хоромы (кому?) и припеваюче барствуют на нетрудовые доходы. Жируют, в общем, на селе. А могли бы подавить в себе инстинкты собственника и отдать домостроения в пользу пионерских лагерей. «На пути к коммунизму нам нетерпимы как большие, так и маленькие земельные собственники. Важно, что это вредит воспитанию коммунистического сознания».

О тунеядстве и борьбе с расхитителями социалистической собственности. Есть ещё отдельные недостатки, несознательные личности. Несознательных личностей, к сожалению, больше, чем хотелось бы, но весь народ в едином порыве борется с ними с утра до вечера. «Коллективное сознание, воспитанное на уважении к общественной собственности, долг и совесть советского человека являются неодолимой преградой на пути случайных отщепенцев, если они покушаются на неприкосновенное народное добро».

О танцах советского человека. Уважаемый тов. Козлов патетически восклицает: «Где еще, кроме специальной философской литературы, вы встретите развернутую мысль на несколько абзацев!» (см. спойлер у него). Под спойлером пространная цитата о том, что рок-н-ролл -– это омерзительно, а падеграс – это гальванизированный труп мещанских салонов. Не знаю, что такое падеграс, тьфу-тьфу, ну его. Но понятно, что ни танцы стариков Немцову не нравятся, ни танцы развратной молодёжи. А танцевать всем следует вальс и польку – потому, видимо, что Немцов сам их в молодости плясал и посему к ним благосклонен. Ну или можно исполнять «танцы, созданные на народной основе советскими балетмейстерами, полные живого задора и как нельзя лучше отвечающие требованиям современности». Возможно, в предпочтениях Немцова и кроется глубокая философская мысль, но я её не постиг.

Всё, хватит с меня, пожалуй. Так и не добрался до вкусных тем о невинности советских девушек, о «величии социалистической культуры» в разрезе кино, о «холодных ветрах», которые ползут, ползут к нам с чужих берегов и несут «ядовитый запах тления». Не могу, не лезет больше. Там ещё полторы сотни страниц вот такого, «отвечающего требованиям современности». Какая, к чёртовой матери, философия? По сути, вся книга является слегка беллетризованным пересказом речей Н.С.Хрущёва и соответствующих решений партии и правительства – про тунеядство, про совхозы, про личные участки. Плюс брюзжание пожилого человека с зорким оглядом вокруг – не лезут ли наглые юнцы на его маленький уютный олимп. Мудрость, ага. Такую гуманитарную технологию освоили еще в Древнем Египте: восхваляй фараона, порицай ложных богов, внакладе не останешься.

Где тут какое-либо творчество, за которое столь пламенно вступился тов. Козлов, я так не понял.

P.S. Тов. Козлову. Обсуждать нужно произведения, а не комментаторов. А уж если безумный олимпийский гнев обуял, то от хамства всё равно можно воздержаться, нет?

Оценка: 2
– [  5  ] +

Владимир Немцов «Только любовь!»

dimixin, 27 августа 2023 г. 20:09

Какое дремучее средневековье... И эти люди пытались кого-то воспитать... Господи, да я большей глупости уже давно не читал.

Девушка немного выпила с парнем — «И там с ней случилось самое скверное в жизни, что только может быть».

Я уж испугался — упала с обрыва, сбила машина, попала под каток, а оказывается презрела «её» — «Я получил письмо от рабочего паренька, который называет себя “тихим мальчиком” <я так понимаю, которому ничего не перепало>. С каким гневом, обидой за девичью честь он пишет о тех, кто навсегда презрел её! “Разве таких уважают?” — спрашивает он».

«Боюсь, что в нашей литературе, искусстве мы не в полную меру боремся с обывательским отношением к любви.»

Не удивительно, что всё это ханжество во всех воспитательных аспектах и привело к падению СССР.

Ах да, там ещё продолжение есть в следующей статье:

«Как-то на одном студенческом диспуте мне попалась следующая записка: “Вот вы писали о любви и приводили пример, когда с одной девушкой на вечеринке случилось “самое скверное в жизни”. У меня произошло что-то подобное. Мы встречали Новый год. Я заметила там малознакомого юношу, который мне очень понравился. А потом произошло что-то неожиданное. Теперь он меня избегает. Что посоветуете делать?”

— Вы бы меня до этого спросили, — ответил я, по всей вероятности довольно жестоко. — И правильно, что избегает. Неужели вы ожидали другого к себе отношения?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Помнится мне ещё Иудушка Головлев говаривал про «это»:

"— Очень им она нужна! — огрызается Иудушка.

— Как бы то ни было… Для девушки это даже, можно сказать, первое в жизни сокровище… Кто потом эдакую-то за себя возьмет?»

И далее там же, но уже не Иудушка:

«И потом, вздохнув, присовокупил:

— А главное, сударыня, сокровище свое надлежит соблюсти!»

Сто лет прошло, а у этих борзописцев воз и ныне там...

P.S. А ведь тот же Салтыков-Щедрин написал в назидание немцовым:

«Затем она невольно опросила себя: что такое, в самом деле, это сокровище? действительно ли оно сокровище и стоит ли беречь его? — и увы! не нашла на этот вопрос удовлетворительного ответа. С одной стороны, как будто совестно остаться без сокровища, а с другой… ах, черт побери! да неужели же весь смысл, вся заслуга жизни в том только и должны выразиться, чтобы каждую минуту вести борьбу за сокровище?»

Оценка: 1
– [  7  ] +

Владимир Немцов «Собственность и её поклонники»

dimixin, 27 августа 2023 г. 18:09

Чтобы понимать советскую действительность необходимо читать вот такие статьи. Я читаю и мне страшно. Неужели автор не понимал объективных законов общества? Неужели этот детский лепет можно было написать. Тут много кому досталось — особенно владельцам дач, ох уж эти нетрудовые доходы...

Я приведу несколько отрывков, но можете и сами всю статью прочитать — она небольшая.

«На крыльце стоит велосипед. Спрашиваю, чей.

— Ничейный, — ответили мне. — Жил тут один тракторист, сейчас он учится в городе. Ну а велосипед оставил. В городе на троллейбусах ездит.

Чувствуя, что у здешних ребят несколько иное понятие о личной собственности, чем обычно приходится наблюдать, я всё же решил уточнить довольно щекотливое обстоятельство и спросил напрямик: неужели на велосипед не нашлось покупателя?

— Что?! — возмутился собеседник. — Со своих ребят деньги брать? Появился у нас такой собственник, так мы ему устроили жизнь — будь здоров!»

Или вот:

«И мне рассказали историю одного парня, который приехал сюда за “длинным рублём”. Жажда наживы и скопидомство властвовали над всеми его чувствами. Он что-то скупал в ближайших деревнях. Под его кроватью стоял солидный сундучок, доверху набитый сапогами, случайно приобретёнными костюмами и прочим “барахлом”, как презрительно говорил рассказчик.

Ребята посмеивались над скопидомом, по привычке не закрывали окон и дверей, но тот поставил на сундук прочные замки и прикрепил его к стене толстой цепью.»

Или вот гимн колхозному труду:

»... возня на собственном огороде им опротивела. На удобных колхозных огородах — автоматическая поливка, уборочные машины, транспорт, современная агротехника. А тут таскай воду вёдрами, вручную сажай и копай картошку. Да и невыгодно: на колхозных огородах куда больше заработаешь».

А теперь давайте почитаем про приусадебные участки и дачи:

«Приятно и полезно провести выходной день на воздухе, можно приезжать на дачу и после работы. Но для этого не так уж необходимы фундаментальные сооружения, стоящие многие тысячи рублей.

Не будем наивны: такие дачи строятся главным образом затем, чтобы вложить свои капиталы. Дача всегда имеет ценность, а кроме того, она ещё может приносить нетрудовой доход».

А теперь про наследование:

«Я знаю юношу, в сознание которого прочно вошло понятие о наследстве как о будущем обеспеченном житье-бытье, независимом от его собственной деятельности. Какими благородными трудовыми подвигами он удивит мир?!»

«Всю жизнь работал учёный над книгой. Тяжёлый, изнуряющий труд подорвал здоровье. А тут ещё в семье неладно: много горьких минут доставлял отцу его сын — бездельник. Книга вышла уже после смерти учёного, стала настольной, имела множество переизданий. И юный наследник может уже бездельничать, не выслушивая упрёков отца, так как живёт на узаконенную, но морально чужую собственность.»

Я не буду ставить оценку сей писанине — я не пойму цель какую ставил перед собой автор. Он же не жил, как конь в сферическом вакууме? Или выполняя партийное задание, он совсем берега попутал?

Оценка: нет
– [  1  ] +

Владимир Немцов «Счастливая звезда»

god54, 29 декабря 2021 г. 17:43

Классическая советская фантастика. Однако в данном произведении её практически минимум, это скорее производственный роман о науке, молодежи и строительстве коммунизма. Большую часть своей жизни я прожил именно в такой части истории, хотя, к слову, нонешнее время практически мало чем отличается от того скучного и безрадостного времени, когда все кто был никем стали всем и это сразу почувствовали остальные. К чтению рекомендую историкам фантастики.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Семь цветов радуги»

terrry, 25 января 2018 г. 16:25

Да, вот такая она, фантастика «ближнего прицела. Вообще, эти литературные споры о том какой должна быть фантастика, о «теории предела» имеют, с одной стороны, историческое значение, а с другой – не являются, очевидно, достаточным основанием, чтобы полностью определить ценность того или иного произведения. Из одного небольшого эпизода данного «романа» (на самом деле повести, хотя и весьма объемной) можно понять, в частности, что автор «Семи цветов радуги» сторонник академика Лысенко, а генетиков считает «лжеучеными». Ну, так это его неотъемлемое право как автора и человека. В целом же это произведение мало политизировано, хотя встречаются отдельные забавные моменты – когда, например, «злую» курицу назовут в сердцах «американкой».

В своем предисловии автор пишет, что с некоторым смущением называет свой роман научно-фантастическим. Мол, многое из того, о чем он пишет, он уже видел в колхозах. Но чего он там точно не видел, так это той утопически-идиллической атмосферы, которую он сумел довольно ярко изобразить. Тут гармонично соседствуют и невероятный энтузиазм, когда молодежь работает чуть ли не круглые сутки, и меркантильность некоторых «отсталых элементов», торгующих на базаре в городе, строительство коммунизма с трудоднями, а шляпы и галстуки с гимнастерками и сапогами. Комсомольцы днем трудятся в поле, а вечером играют, иногда, «Маленькие трагедии, в то время как в реальности у колхозников не было даже паспортов... Эта атмосфера своим духом коллективизма, ответственности, радостного ожидания перемен в жизни, созданных собственным трудом, очень напоминает, как ни странно, атмосферу повести Стругацких (считавшихся литературными оппонентами Немцова и других писателей того же направления) «Полдень, XXII век». Героям романа Немцова, так же как и юным героям ранних Стругацких, стыдно бездельничать. Да и молодые земляне из ефремовской «Туманности Андромеды» перед вступлением в полноправную взрослую жизнь проходят испытания («Двенадцать подвигов Геракла»), выполняя вполне конкретные и достаточно «приземленные» дела. И также, можно сказать, поступают друзья–студенты, Бабкин и Багрецов, вливаясь в ряды ОКБ — особой комсомольской бригады. Так вот «факультативно», после основной работы и выполняется, кажется, сталинский план преобразования природы в данной деревне. Сами научно-производственные и поисковые перипетии Тимофея и Вадима написаны неплохо, хотя некоторые «технические» детали не способствуют увлекательности чтения (но это моё личное мнение). Кстати, у Немцова не встречаются явные научно-фантастические и технические нелепости, какие можно встретить, например, у того же А. Казанцева, писателя, пожалуй, более одаренного литературно, чем Немцов. Но вот история с «модернизацией» тракторов, которой автор придал такое значение, мягко говоря, наивна, т.к. ничего не меняет в сути сельскохозяйственного производства кроме, разве что «шила на мыло». В общем, прицел очень ближний. Но в принципе, сама по себе «производственная» тема в литературе, я думаю, ничем не хуже всякой другой. Дальше можно, конечно, говорить, об акцентах, широте видения и писательском мастерстве, но это уже другие вопросы.

В романе довольно часто присутствует дидактический стиль, и, в целом уровень книги можно условно назвать «подростковым», хотя и мне было достаточно интересно с ней познакомиться. Герои её не безлики, но весьма выразительны и индивидуальны. Всерьез, так сказать, с позиций жизненной правды, воспринимать их, конечно, нельзя. Но любопытно всё-таки наблюдать за литературными образами. Интересно, что Тимофея и Вадима, которым в начале истории не исполнилось и восемнадцати лет, даже старшие товарищи называют по имени-отчеству, но ещё интереснее, что так же к ним обращаются и ровесники-комсомольцы.

В третьей части романа (наиболее «фантастической») автор показал, как мог, декларируемое когда-то в СССР стирание граней между городом и деревней. Причем как раз деревне в этом процессе закономерно отводится главная роль. Ольга, глава комсомольцев Девичьей поляны, даже летает читать лекции московским студентам. А вот в Москве-то ещё встречаются неприятные люди, вроде соседа Вадима Жорки Кучинского. Работникам колхоза «Путь к коммунизму» привозят на поля, между прочим, ресторанное меню, включая вино собственного производства. Детали подобно рода вообще характерны для русских утопистов (см.. например, Я. Ларри «Страна счастливых»). В самом деле, человека нужно сначала накормить «по-человечески», а уж потом ждать от него трудовых подвигов, которые приведут (в самом ближайшем будущем!) к «открытому счёту» в колхозе и т.д. Так, наверное, должна была развиваться (на уровне колхозов) великая страна после победы в страшной войне. Остаётся сожалеть, что фантастика ближнего прицела, в данном случае, оказалась» слишком фантастичной» (а самому В. Немцову предстояло пережить полный крах страны, строившей коммунизм). И «Семь цветов радуги» приобретают, таким образом, черты жанров утопии и альтернативной истории.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Последний полустанок»

Bob-101, 12 мая 2017 г. 10:04

Буду предельно краток. Книгу Владимир Немцов Альтаир. Осколок Солнца. Последний полустанок М.: Советский писатель, 1965 год мне подарили, когда я учился в школе. Это был 1966 год.

За всю свою жизнь я вынес из квартиры и положил на подоконник лестничной клетки только четыре книги Островский: Как закалялась сталь, Лев Кассиль: Швамбрания, Страна Багровых туч Стругацких и конечно Альтаир. Осколок Солнца. Последний полустанок Немцова.

Стругацких я очень обожаю, но читать подобную литературу как Страна Багровыхз туч –это выше моих сил.

Книга Немцова вне всяких и любых даже самых критических комментариев. Именно в этом ее неповторимая уникальность и судьба.

Думаю, что Немцову не надо было бросать заниматься защитой мира, когда он работал зам. Секретаря парткома СП СССР и председателем секции научно-художественной и научно-фантастической литературы, будучи членом Советского комитета Защиты мира. На этой должности автор Альтаира мог достигнуть куда больших результатов чем просто писатель- фантаст . Может бы даже после плодотворной деятельности Владимира Немцова в мире бы наконец настала полная гармония и войны бы полностью прекратились. Впрочем, это, наверное, сверх-фантастическая идея а вернее сказочная мечта.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Владимир Немцов «Сто градусов»

god54, 13 апреля 2017 г. 20:57

Стандартная твердая фантастика о применении на практике токов УВЧ, когда совершенно посторонние люди попадают под их воздействие. И это является свидетельством бесшабашности ученых, которые похоже вообще не понимают, что творят, тем более если у них даже градусников нет и им очень нужны ртутные градусники со шкалой до 100 градусов?!! Халатность на уровне преступления.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Владимир Немцов «Шестое чувство»

god54, 13 апреля 2017 г. 18:49

Чисто техническая фантастика, в которой главное изобретение, а человек всего лишь его придаток. Как заманить саранчу в подвал? Да с помощью радиоволн. А дальше? А потом уже ужастик. Их там в подвалах керосином, а может газом зарином травили. Нет скорее всего уморили голодом и они все сдохли. Так им и надо врагам социализма.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Владимир Немцов «Снегирёвский эффект»

god54, 13 апреля 2017 г. 18:08

Прочитал и задумался. Сначала взять живое дерево и превратить его в столб. А потом взять столб и превратить его в дерево. Неужто нельзя обойтись без этой промежуточной смертельной стадии. Нельзя, ибо это уже будет не по-советски. Вот именно так советские ученые реалисты поворачивали реки вспять, а болота превращали в выжженную пустыню, писатели воспевали безрассудную силу советской науки.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Владимир Немцов «Новая кожа»

god54, 13 апреля 2017 г. 17:16

Сегодня люди разрисовывают свою кожу самыми разными рисунками, так что места чистого не остается, с головы до кончиков пальцев ног. В этой ситуации следующий логический шаг, как это уже опробовали первобытные племена, измазать все тело разного цвета краской. Так, что описанное в рассказе у нас в самом ближайшем будущем: в клеточку и в полосочку кожа. Рассказ рассказом, но перспектива мне очень не по душе, я-то и тату на дух не переношу.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Владимир Немцов «День и ночь»

god54, 13 апреля 2017 г. 16:51

Прочитал и сразу возник вопрос к автору: ну, чем вам не угодил черный цвет? Ведь он из всех цветов самый главный цвет. А, если вдуматься, то это цвет власти. Все машины черные, папки черные, костюмы черные... отличительный символ власти цвет черный. Цвет сильный, строгий, подавляющий и очень четко высвечивающий легковесность и пустозвонство белого цвета. Неправ автор, в корне неправ.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Владимир Немцов «День и ночь»

amak2508, 21 августа 2016 г. 19:06

Конечно же, рассказ очень наивен и больше похож на сказку. Но ведь автор и сам в начале произведения честно предупреждает об этом. А мечта красивая. Представляете — светлый город со стенами домов, ласково светящимися в ночи мягкими красками. Правда, несколько смущают слова автора с том, что пыль, грязь, копоть с этих стен никуда при этом не деваются, просто тоже осветляются и начинают светиться по ночам :(.

А модницы, в том числе и нынешние — что бы они только не отдали за одежду, ласково мерцающую или мягко светящуюся в темноте. В общем, отличная мечта, конечно, только вот полвека прошло с момента создания рассказа, а мечта-то пока так и остается мечтой и особых сдвигов в ее реализации что-то не очень и видно....

Оценка: 6
– [  4  ] +

Владимир Немцов «Новая кожа»

amak2508, 15 августа 2016 г. 10:43

Удивительно, но даже совершенно безумная идея изменения пигментации кожи с помощью проявителя и закрепителя не портит общего позитивного отношения к рассказу — так легко и хорошо он написан. И пусть злоключения молодого изобретателя, подарившего знакомой девушке вместо легкого загара черную негритянскую кожу, совсем просты и незатейливы, но читать про них почему-то легко и приятно.

При всем своем научном примитивизме (правда не забываем, год создания — 1946) эта вещица чудесным образом поднимает настроение и позволяет как-то более оптимистично взглянуть на жизнь. Не иначе, как этим заражают нас ни при каких обстоятельствах не унывающие герои рассказа :).

Оценка: 7
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Сто градусов»

amak2508, 24 июля 2016 г. 19:15

Еще один послевоенный рассказ Владимира Немцова о чудесных возможностях токов УВЧ. На этот раз речь идет об их способности разогревать различные вещества/предметы. К сожалению, сегодня сие произведение выглядит сверхнаивным, а его главный герой — откровенным глупцом. Судите сами — ощутив, что все на нем начинает резко нагреваться, он первым делом начинает мерить свою температуру, подозревая, что заболел. И даже поняв, что это не так, все равно не может додуматься до такой простой вещи, что первым делом надо попытаться покинуть то место, где это все случилось.

Как итог: фантастики, как таковой, на данный момент в рассказе уже не наблюдается, литературная составляющая в нем практически отсутствует, ну и, соответственно, совершенно никакого интереса для современного читателя эта вещь уже представляет.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Снегирёвский эффект»

amak2508, 6 июля 2016 г. 21:51

Если оставить в стороне «идею-фикс» автора о том, что с помощью коротковолнового излучения наука может сотворить любое чудо, то в остальном рассказ вполне читабельный.

Красивая мечта о том, как здорово было бы возвращать к жизни уже мертвую древесину или ускорять рост деревьев, простой сюжет, легкий слог, интересные ситуации, связанные с возвращением к жизни древесины в различных изделиях и, наконец, совсем небольшой размер — все это плюсы. Видимый минус только один — по нашему времени немного наивно. Но зато можно еще и из первых рук немного узнать как и чем жили люди того далекого послевоенного времени.

Кстати, не из этого ли рассказа растут ноги у Урфина Джюса и его деревянных солдат :).

Оценка: 6
– [  5  ] +

Владимир Немцов «Шестое чувство»

amak2508, 25 июня 2016 г. 20:24

Старый-старый, еще послевоенный, фантастический рассказ. И конечно, как это раньше было заведено, «ближнего прицела». Впрочем, ближнего-то ближнего, но проблема, озвученная в произведении — уничтожение саранчи и прочих вредных насекомых — полностью не решена и в настоящее время.

А идея внешне была любопытная и, даже, красивая — привлекать насекомых с помощью радиопередатчиков, настроенных на определенную длину волны. Ну, а если к этой эффектной идее еще добавить, что рассказ хотя и прост, но совсем неплохо написан, очень легко читается и по размеру совсем невелик, то можно смело говорить, что и сегодня он вполне читабелен.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Владимир Немцов «Огненный шар»

amak2508, 28 мая 2016 г. 20:01

Столь популярная в Советском Союзе того времени (1946 год) фантастика «ближнего прицела». Впрочем, другой в то время просто не было, а такая уже тогда была почти что не фантастика. Что же говорить о фантастической составляющей повести сегодня..... Хотя аккумуляторов заявленной автором емкости что-то не видать даже и сегодня :(.

И что же остается современному читателю «в осадке», если не брать в расчет фантастику, которой здесь нет. Приключения, которые интересными сегодня уже не назовешь — слишком просты и наивны, да какая-то нереальная, просто поразительная пафосность речей, мыслей и поступков героев произведения. Все они в этой повести до того правильные, до того ответственные, до того думающие даже в минуты смертельной опасности только о науке, что в это просто невозможно поверить. Насколько такие книги помогали воспитывать людей того времени — вопрос, наверное, до сих пор открытый....

Оценка: 5
– [  11  ] +

Владимир Немцов «Семь цветов радуги»

dark-alf, 23 декабря 2015 г. 12:25

Растягивая удовольствие, читал книгу о светлой мечте. Практически без отрицательных персонажей (единственная склочница — и та к концу перевоспиталась, когда нашла своё дело). Без резких поворотов сюжета, трагедий и драм — это скорее ода покорителям природы, механизаторам, инженерам, чья автоматизация приносит всё больше новых и ощутимых плодов.

Постоянные герои книг Немцова — молодые инженеры Бабкин и Багрецов попадают в колхоз «Путь к коммунизму» в селе «Девичья поляна» — и становятся сначала свидетелями, а потом и активными участниками местной ОКБ — организации юных комсомольцев, занятых модернизацией. Вместе они работали над автоматизацией тракторов, с помощью радио искали русло подземной реки, чтобы после вывести её в бассейн-хранилище, способный обеспечить поля водой, а село — постоянным электричеством. Позже пошли ещё дальше — вплоть до автоматических машин для рытья каналов и управления погодой...

Сюжетная составляющая в обычном её смысле — отношений персонажей — как бы и присутствует, но фабулу особо не задаёт. Это скорее широкие мазки, которые нарисованы условные люди будущего, живущие уже в настоящем (начале 50-ых). Городские инженеры Бабкин и Багрецов — с ними понятно, типаж «гика» и поныне жив и здравствует. А вот сельские кажутся скорее мечтой, хотя кто знает? Стеша, которая в 17 лет занимается разведением новых сортов растений, играет в самодеятельном театре «донну Анну», но отказывается от предложения связать с театром свою судьбу, а мечтающая о работе в НИИ агротехники — мечта сбылась и филиал института открыли в их родном селе. Совсем мальчишки — радиолюбители, пастухи, которые мечтают (как часто это слово просится!) познать побольше разных наук, и разрываются между страстью к инженерии, агротехнике, климатологии, географии и т.д. Руководитель кружка ОКБ и местной комсомольской организации Ольга — переживающая из за вопросов не только техники, но и тягостей управления коллективом, читающая по ночам Маркса и Ленина (и выглядит вполне естественно — она занимается не начётничеством, как это будет в позднем Союзе, а именно обращается к книгам за советом и подсказкой). Её будущий муж — угрюмый автоматизатор тракторов Тетёркин (мечтающий о «беспилотном» тракторе, работающем по программе на системе реле — чем-то напомнил комбайны-кругоходы из «Незнайки в Солнечном городе»), у которого часто не ладилось до тех пор, пока про его «секретную» работу не узнали Бабкин и коллеги — и с коллективной помощью, он довёл до ума свои изобретения и строил грандиозные планы рытья каналов по всей стране.

Все эти интересы — предельно прикладные, позволяющие получить выход здесь и сейчас, ну может через год или два. Будущее уже рядом. Приближаем «коммунизм» как можем, своими силами — девиз той самой ОКБ.

Здесь, конечно, есть пафос тех лет — поворот рек, создание новых сортов (приветы Лысенко тут же), но отталкивающим это совсем не выглядит. Какой-то агрессивности в призыве «не ждать от природы милостей, а взять их самим» здесь нету — это просто проект модерна, который предполагает преобразование среды под потребности человека, проходящий под девизом облегчения крестьянского труда, возможности накормить растущее население (напоминаю, «зелёная революция» в те годы происходила по всему миру — и ведь справились же!), освободить человека для более творческого и полезного труда. Теперь уже не нужно столько времени проводить на полях, можно построить новый клуб и играть там в театре, можно изучать новые науки, можно стремиться в тот же космос (правда, космической темы там ещё нету, максимум здесь аэростаты для метеостанций — предсказания и, если получится, управления погодой).

Да, сейчас мы знаем, что освободившееся время люди могут тратить на пьянство или другие праздные развлечения. Что избыточный продукт порождает общество изобилия, в котором сильно снижается мотивация к дальнейшему труду. Что природа не так уж легко отдаёт «вырванное у неё» и поворотом рек можно разрушить экологический баланс. Но даже зная это, мы вряд ли бы поступили иначе — разве что постарались бы ещё более ответственно подойти к проблеме воспитания человека, который в освободившееся от плуга время займётся не просмотром сериалов, а космосом. Немцов это понимал и пытался нарисовать образ такого человека будущего (как после него — Ефремов и Стругацкие), противопоставляя его мещанству. Увы, у него не получилось — в те же годы, когда Немцов писал что «мещанство отмирает», Трифонов писал что оно рождается — из первого послевоенного поколения. И история показала, что прав оказался Трифонов.

Да, про коммунизм — здесь имеется ввиду его «модерновый аспект», практически вне политики. Пафос преобразования природы и общества, свойственный тому этапу развития человечества в целом. Т.е. здесь это не политический проект, а психологический; не совсем утопия, а так сказать, практическая мечта.

Сбылась ли мечта? В какой-то мере да. Каналы прорыты, электрификация повсеместна, коммуникации через радио развиты ещё более крутым интернетом, автоматизированные производства есть по всему миру, гмо переплюнуло селекционеров. Агрогородки сложились в виде городов, выросших вокруг производственных предприятий. В целом техническая сторона фантастики дальнего прицела сбылась — цели достигнуты, а счастья нету. С моральной стороной не справились...

Книга безусловно понравилась. И ещё вопрос, кто больше приносил формированию образа будущего — такие как практичный Немцов, или такие, как теоретизирующие и рефлексирующие Стругацкие.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Владимир Немцов «Для кого пишут фантасты?»

пофистал, 8 ноября 2015 г. 09:18

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Крошечная статья, заметил и прочитал благодаря отзыву на флибусте, где по началу «HАШ HАРОД мечтает о будущем. И это будущее он мыслит, как торжество коммунизма» сделан вывод, что «дальше надо читать историкам, литературоведам и психиатрам. Для самообразования».

Сразу заинтересовало :)

Первый же плюс статьи это спойлеры. Немцов, критикуя, запросто в двух словах пишет о сути книг. Прям глоток свежего воздуха по сравнению с теперешней манерой, например, фантлабовской.

Три книги Стругацких. «Далекая Радуга». Это «Титаник» Стругацких. Основной конфликт: кого спасать — женщин и детей или учёных. Немцов удивляется, что «только после горячей дискуссии места в звездолете занимают дети и женщины с грудными детьми». Удивляется, потому что даже в капстранах этот вопрос давно и однозначно решён — женщин и детей спасают. На мой взгляд тут напрашиваются два вывода. 1) Если у Стругацких этот вопрос считается спорным людьми будущего (коммунистами будущего, +300 лет), то уж сейчас современники точно оставят на смерть женщин с детьми. Немцов такого вывода не озвучивает, но опровергает его приводя свой «житейский эпизод»:«я торопился на аэродром. Впереди ехали автобусы с детьми, которых отправляли в пионерлагеря. За автобусами шло несколько машин с красными полотнищами: «Hе обгонять!» Я спросил у водителя такси, что это значит? Он посмотрел на меня удивленно: «Hу, а как же? Ведь это же дети! Мало ли что может случиться».

Это было сказано с полной убежденностью обыкновенным рабочим парнем, одним из миллионов строителей будущего общества!»

А вывод №2 совершенно очевиден. Понятно, не могли братья написать, что в Светлом Будущем, элита, учёные спасаются оставляя умирать менее ценных членов общества. Такое тогда бы не напечатали. А значит делать этот вопрос центральным есть смысл только если сами Стругацкие считают, что спасать надо учёных за счёт остальных. Возможно это и стало для Немцова главной причиной вообще что-то писать про «Далёкую радугу». Меня он убедил, будь воля Стругацких с нового «Титаника» спаслись бы учёные.

«Трудно быть богом». Оказалось, что Немцову сразу по выходу книги было очевидно насколько высосано из пальца «колебание» гг, помогать или нет:«- Я бы мог сделать и это, — говорит Румата. — Hо стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Hе будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?

Hасколько же мы, граждане сегодняшнего социалистического общества, человечнее, гуманнее героев, созданных Стругацкими? Мы вмешиваемся в ход истории, мы помогаем народам, которые борются за свою свободу и национальную независимость. И будем помогать, пока живет в нас революционный дух».

То есть в центре опять очевидный и давно решённый вопрос, который не решён и не очевиден Стругацким. Но тут надо читать книгу, в отличии от Радуги, про развязку у Немцова не написано, и не знаю к чему ведут Струцацкие в концовке. Может, как раз, что всегда надо вмешиваться?..

И последнее это «Хищные вещи века». По Немцову Стругацкие старались показать будущее капстраны в гротескном виде, но не вытянули, получилось общество благополучия... Ну, теперь-то известно кем были Стругацкие, так что с этим Немцов не угадал, всё тут как и должно быть, просто очередная «фига в кармане» в их исполнении.

Кроме этого есть критика Громовой и Гансовского. Из неё узнал, что до появления попаданцев, помогающих свехспособностями и умищем громить фашистов в ходу был другой приём. Просто современник-экстрасенс. У Громовой гипнотизёр укрепляет волю подпольщиков (как у Сандерсона туманщик, жгущий цинк :)), и смягчает зверство палачей (как жгущий латунь :)), у Гансовского чувак видит пророческие сны о планах гитлеровцев, и сообщает командованию.

Немцов считает, это умаляет подвиг победителей, преуменьшает вклад в победу их собственной воли, мужества и ума... Ну, для меня такой довод в новинку, как-то с этой стороны никогда не смотрел.

Из некритического взял себе на заметку несколько книг, «хороших и любопытных» (с) Немцов. Например, памфлет «Финансист на четвереньках», повесть А. Полещука «Падает вверх».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Владимир Немцов «Счастливая звезда»

amak2508, 24 августа 2015 г. 11:04

Книга неожиданно понравилась. Конечно же, никакая это не фантастика, да и в те далекие 50-е, если эту вещь и можно было считать фантастикой, то только Очень Ближнего Прицела. В принципе, даже для того времени, в романе просматриваются всего два фантастических допущения: передача телевизионного (читай, любого) сигнала через высоко подвешенный дирижабль (читай, спутник) и использование атомных зарядов для выполнения больших земляных работ (например, вскрытия рудных пластов).

А интересна книга прежде всего картинками той далекой советской жизни. Причем жизни не настоящей, не реальной, а именно книжной, правильной, такой, какой она должна бы была быть. И, знаете, читать об этом, оказывается, очень интересно: где-то улыбнешься, где-то удивишься, а где-то и позавидуешь той правильной, книжной, советской жизни и тем правильным, книжным, советским людям, которые твердо знали, что хорошо и что плохо и которые были твердо уверены в том, что так, как они живут — это правильно....

Оценка: 7
– [  9  ] +

Владимир Немцов «Семь цветов радуги»

stax, 26 мая 2015 г. 14:56

Гибрид деревенской прозы и утопии — явление сравнительно редкое в советской НФ. Можно вспомнить похожие образцы — «Тополь стремительный» Гуревича, «Покорители вечных бурь» Сытина, «Время рассудит» Чирвы. Но «Семь цветов радуги» — апофеоз колхозных мечтаний. В этом смысле никогда не переиздававшийся больше (!) роман В. Немцова можно уже считать раритетом. Неразлучная пара Бабкин-Багрецов явлена здесь полнокровно впервые («Рекорд высоты», являющийся первоначальным наброском «Последнего полустанка», не в счет).

Полная энтузиазма, оптимизма, горячих споров, народного юмора фантастика Немцова зримо перекликается здесь со старыми советскими фильмами 50-х гг. на деревенскую тему. И сон о колхозном будущем с «радиоуправляемыми тракторами» на полях, который снится главному герою популярного фильма «Дело было в Пенькове», совсем неслучайно кажется навеянным страницами забытого романа Владимира Немцова.

Это ностальгически комфортное чтение с картинками, вполне соответствующими духу эпохи...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Владимир Немцов «Осколок Солнца»

sanhose, 14 мая 2015 г. 18:38

Сегодня в 2015 году в мире начинает реализовываться идея высказанная Немцовым а 1955м. Теперь аридные зоны Китая и Калифорнии ... как и предсказывал автор оснащаются солнечными батареями и солнечная энергетика тепрь реальность. Кстати даже на крышах северной страны Германии массово устанавливают солнечные батареи. Конечно художественная сторона романа несколько наивна но разве это мешает научной фантастике? А в том что это НАУЧНАЯ фантастика сомнений быть не может.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Счастливая звезда»

йети, 3 апреля 2015 г. 09:41

Пару лет назад перечитал, как говорят тинэйджеры — для прикола, «Альтаир» и, честно говоря, приятно поразило описание взаимоотношений людей в коллективе. В общем, это то, к чему надо стремиться. Ну, примерно как «Полдень» Стругацких, конечно, с поправкой на начало 50-х годов. :-)

Оценка: 7
– [  18  ] +

Владимир Немцов «Счастливая звезда»

Гидраэр, 29 марта 2015 г. 11:39

Почему-то считается хорошим тоном пинать фантастику Ближнего Прицела. И каждого из трех китов (Немцов, Охотников, Сапарин) БП, пинают по особенному. Больше всех достается Немцову. Мало того, что он посмел (даже после Туманности Андромеды) не писать о планетах-ракетах-инопланетянах, так и ещё и его ГГ, ковыряющиеся в радиосхемах и монтирующие оросительные системы, в то время как «космические корабли бороздят просторы», имеют наглость напевать при этом «Эх хорошо в Стране Советской жить»

Почему то, если какой то аффтор , крупным планом фотографирует кучу дерьма, намеренно не включая в экспозицию никакого позитива, его сразу объявляют Совестью Земли Русскайй. Но не дай бог, показать какой-то светлый путь. Тогда все...

Роман Немцова интересен. Очень понравился ход с включением разыскиваемого аппарата каждый час — по картинке пытаются найти прибор. При этом масса приключений, встреч с людьми... В общем неплохая беллетристика с популяризацией НТР и социальной эволюцмм. Да, не без нравоучительства, даже порой не без морализаторства. Но это стиль Немцова, не менявшийся в зависимости от «бытия» — за это его уважаю, в отличие от всяких там амнуэлей унд прочая

Оценка: 7
– [  8  ] +

Владимир Немцов «Последний полустанок»

Дженнер, 4 августа 2014 г. 21:35

Читал это произведение в школе, классе в 5-ом. Нашел издание 1959 г на антерсолях у кого то из родственников. Помню — читал и плевался. Уже тогда произведение показалось мне редкостной дрянью. Когда пытался перечитывать произведения Немцова в более старшем возрасте — быстро бросил это дело. Слишком мучительно. Автор не просто плохой. Автор — просто «химически чистый эталон» бездарности и какой то феноменальной литературной тупости. Его произведения если кто и будет перечитывать -то только историки советской фантастики (а им придется его перечитывать!) и им я заранее сочувствую. Роль этого «литератора» в истории НФ-литературы в СССР — однозначно отрицательная. Достаточно вспомнить его участие в травле всего сколько-нибудь талантливого, что появлялось в советской научно фантастической литературе.

Но, в то же время биография Немцова в какой то мере «модельна» для автора советской научной фантастики. Знакомясь с ней, думаешь, насколько биографии советских фантастов той эпохи интереснее их произведений. Это можно сказать и об Охотникове, и о Казанцеве и о Колпакове и о многих других. Вот В.Немцов — был отличный, явно талантливый инженер, но овладела им тяжелая болезнь — графоманство. И пошло, и пошло... И главное — остановить было некому.

Оценка: 2
– [  11  ] +

Владимир Немцов «Семь цветов радуги»

Гидраэр, 24 мая 2014 г. 23:45

Прочитав немало критики в адрес этого романа, сделал вывод, что все претензии сводятся собственно к тому. что есть такой жанр — фантастика «ближнего прицела»

Ну есть — и что?

Критиковать ети произведения за то, что там не летают ракеты на Бетельгейзе и не телепортируются на Землю мыслящие кактусы глупо — никто к примеру не ищет в фэнтэзийных романах роботов, а в боевой фагтастике фей

Сам по себе данный роман — на любителя; как к примеру кинофильмы Марка Захарова. Неторопливое повествование, где потихоньку идет борьба хорошего с не очень хорошим, а на горизонте зримо маячит недалекое светлое будущее.

И есть вполне фантастические посылы — передача энергии на расстояние, искусственные солнца и климат и тому подобная сельхозатрибутика, в конце концов сводящие к нормальной теме — агрогород будущего

Ну а уж как Немцов преподносит етот город — его дело. В конце концов его персонажи так же имеют право на жизнь , как персонажи итальянского к примеру театра кукол, с ярко-нарочито выраженными чертами характера.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Владимир Немцов «Незримые пути (Записки радиоконструктора)»

sanhose, 30 июля 2013 г. 19:46

Одна из лучших научно-популярных книг. Посвящена развитию радио. Автор знает об этом не их книг — он сам внёс вклад в разработку радиоэлектронной техники. Знаю людей которым эта книга помогла найти свою профессию. Хотя это и не фантастика ... но в ней промелькнуло много предложений предсказательного характера. Например спорят кто первый предложил спутниковое ТВ ... так вот в книге есть чёткое обоснование такого решения ... да и много других предложений которые легко могли быть развёрнуты в фантастические романы ... то есть автор был очень плодовит на идеи ... в ушерб их художественной реализации ...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Владимир Немцов «Тень под землёй»

Иприт, 4 марта 2013 г. 03:21

Вообще увлекательно написать о техническом изобретении близкого будущего имхо сложновато. Однако Немцову (до начала ваяния им увесистых Полустанков) удавалось ето вполне. Жаль что невозможно «прочувствовать» его произведения в контексте времени-эпохи, думаю восприятие именно в то время (вторая индустриализация, Великая Империя, Светлое Будущее итп) было совершенно оригинальное. И как шутка — Тень... интересна будет «черным копателям»))) и... ревнителям «несоветской фантастики» — может с помощью магнитовизора и обнаружат они задушенные таланты до которых Немцову надо было расти и расти

Оценка: 7
– [  5  ] +

Владимир Немцов «Осколок Солнца»

ZerSall, 5 августа 2012 г. 12:34

Первая книга Немцова, которую я прочитала.

Начало было еще неплохим, но потом пошла жуткая лажа. Особенно история с «совращением» хорошей девушки на неблаговидный поступок. Любовь, она, конечно, многое позволяет сделать, но чтоб вот эдак скрестить шекспировские страсти с производственным романом — это надо иметь определенную смелость.

Тут у хороших людей явное численное преимущество, так что все закончилось хорошо.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Снегирёвский эффект»

ZerSall, 5 августа 2012 г. 12:29

Рассказ, можно сказать, юмористический. Едва ли не единственный, в котором у Немцова появился запоминающийся образ — паренька-силача с такими широкими плечами, что «его фигура напоминала равнобедренный треугольник». Каламбур, можно сказать (правда вряд ли автор его изначально задумывал).

Оценка: 5
– [  5  ] +

Владимир Немцов «День и ночь»

ZerSall, 4 августа 2012 г. 17:15

Ботинки, розовые, как поросята — мне понравилось. Правда мало кто согласиться такое одеть :)

Но устремление автора к свету очень радует.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Владимир Немцов «Новая кожа»

ZerSall, 4 августа 2012 г. 17:13

Рассказ забавный. Чем короче форма, тем меньше Немцов туда вливает фигни, тем больше концентрируется на том, что лучше всего знает — изобретение и его применение.

Правда как мне кажется, иметь такой пергамент на руке — удовольствие не сказать, что сильное.

Ну и порадуюсь за руководителя оркестра — как он быстро оприходовал «негритянку» :)

Оценка: 5
– [  8  ] +

Владимир Немцов «Последний полустанок»

ZerSall, 4 августа 2012 г. 17:10

Лучшая, наверное, книга Немцова. По крайней мере самая толстая, ну и всяких технических новинок в нее напихано множество. Полет в космос на дирижабле, зарядка аккумуляторов на высоких орбитах и т.п.

С этой точки зрения книга даже интересна. Но Немцов натолкал туда кучу совершенно картонных персонажей, разделил их на две команды и устроил футбол. Одни — за прогресс и все такое, а это автоматически делает их честными, смелыми, благородными и красивыми, другие же думают только о себе — и это прямо приводит их к жутким делам вплоть до преступлений и даже предательства Родины. Правда главный негодяй так и остается в тени. Но остальные получают по заслугам.

Человеческое измерение книги очень слабое. Тем хуже, что автор именно на этом попытался сделать упор.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Когда приближаются дали...»

ZerSall, 4 августа 2012 г. 17:03

В этой повести Багрецов оказался один — Бабкина не смогли оторвать от супруги.

Примечательно еще и то, что впервые в «полный рост» появился и главный антигерой цикла — профессор Литовцев. В прежних книгах он действовал руками приспешников, но тут вышел сам. Правда ему это не помогло.

Очередная симпатичная девушка дала Багрецову отставку. Хоть он ее и от смерти спасал, и на любимого ее донос написал — а вот все впустую.

В общем, если «техническая» тема повести еще как-то может быть рассмотрена (дома отливаются из пластмассы целиком за пару дней), то все человеческие перепетии вызывают лишь смех. Очень и очень наивно.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Владимир Немцов «Для кого пишут фантасты?»

Петров Эдуард, 31 января 2012 г. 02:12

Вот это статья!

Владимир Иванович решительно и беспощадно клеймит молодых авторов (АБС, Громову, Гансовского) за попытки НЕПРАВИЛЬНО писать фантастику, а может быть за попытки писать НЕПРАВИЛЬНУЮ фантастику — не знаю точно. Особенно досталось братьям Стругацким, и сразу за три повести. У них и персонажи думают не так (вернее они думают и спорят в таких ситуациях, в которых сам Немцов, вероятно раздумывать не стал бы); и «загнивающий» мир капитализма у них показан слишком уж заманчиво и соблазнительно; и организионные вопросы, у руководства в будущем продуманы слабо.

Интересно — он понимал, что после такой «рецензии», могут последовать очень серьезные оргвыводы?

Оценка: 3
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Тень под землёй»

fan2mas, 3 марта 2011 г. 05:44

В тусклое время «застоя» читать приходилось не ту НФ. которая нравилась, а ту, которая была в библиотеке — купить фантастику в магазине было так же нереально, как кроссовки «Адидас» (ей-богу, так!). Вот и ознакомился я с творчеством Немцова. Это уже потом я узнал, как он, на пару с Казанцевым и прочими ревнителями «советской фантастики», душил подлинные таланты, до которых ему и иже с ним расти, не дорасти было. А тогда я просто читал — и морщился. «Тень под землей» — это история создания магнитовизора. Обычный миноискатель только пищал, а у Немцова еще и показывал. Такая, вот, убогая фантазия. Самое интересное заключается в том, что интригу Немцов создать мог, а вот сгенерировать идею — увы. «Ближний прицел», что тут скажешь...

Оценка: 2
– [  3  ] +

Владимир Немцов «Тень под землей»

СССР, 22 октября 2010 г. 04:17

...Нестыдно сказать , нравится и сейчас ... :super:

Оценка: 8
– [  2  ] +

Владимир Немцов «Снегирёвский эффект»

Иприт, 9 июня 2010 г. 21:53

Действительно — рассказ, если можно так сказать неутомительный. Характерная литформа для послевоенных лет — удобная для печати в ВС или ТМ с элементами приключений, тайны... Местами юмор в тему.Рассказы у Немцова хороши вообще. Зато чем больше произведение, тем скучнее

Оценка: 8
– [  7  ] +

Владимир Немцов «Огненный шар»

Alexandre, 23 ноября 2009 г. 16:28

Довольно интересный фантастический приключенческий рассказ, напоминающий произведения Мартынова или отчасти Жюля Верна. Сюжет достаточно динамичен, насыщен сюрпризами и всяческими иными происшествиями.

Смелые исследователи, используя новейшее изобретение, спасают из горящей тайги застрявших там учёных, а заодно и их чудесную находку. В общем интересного немало, причём многое вполне логично объясняется к концу.

А сами герои, помогая друг другу, преодолевают трудности и в итоге оказываются лицом к лицу с новой загадкой, которую им предстоит разгадывать уже в более мирной обстановке.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Владимир Немцов «Шестое чувство»

Alexandre, 23 ноября 2009 г. 15:34

Давным-давно известны различные приманки, позволяющие привлекать насекомых к ловушкам и отвлекать их от объектов, которые эти насекомые могли бы повредить. Вот этой идее посвящён и данный рассказ. В динамичной и драматической форме описывается ситуация, когда никакие усилия людей не могут помочь справиться с опасностью. А опасность нешуточная — ужасное нашествие саранчи. И только учёный-изобретатель в состоянии предотвратить гибель цветущего края и спасти посевы, сады и в итоге множество человеческих жизней. Насколько мне известно, описываемое фантастом изобретение ещё не существует, хотя наука уже значительно продвинулась вперёд по этому пути.

Рассказ устарел сильно, потому что писатель представляет общение насекомых как передачу радиоволн. Однако, несмотря на сходство с радиопередачей, это вовсе не радиоволны — а особые пахнущие вещества «телергоны». И работы ещё идут, и успехов много, но окончательная победа ещё далека — фантастика былью пока не стала.

Рассказ не очень длинен, кто любит традиционную советскую прозу — прочитает не без удовольствия.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Сто градусов»

Alexandre, 23 ноября 2009 г. 14:57

Диковинные свойства ультракоротких радиоволн — вот, собственно, тема рассказа. Писатель показывает на примере людей, случайно попавших под воздействие мощного излучателя УКВ, различные последствия такого облучения. Фантастика, конечно; сейчас, когда СВЧ печи стоят почти в каждой квартире, мы много больше знаем об этих волнах, и широко известна история старушки, вздумавшей высушить кошку в микроволновке. Несчастное животное погибло, как должны были погибнуть и герои рассказа.

Но писатель об этом, видимо, знал лишь понаслышке, поэтому герои остались живы. А вообще рассказ уж очень сильно устарел, прошло более 60 лет с момента написания, и это как раз тот (нечастый) случай, когда действительность обогнала фантастику.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Владимир Немцов «Снегирёвский эффект»

Alexandre, 18 ноября 2009 г. 16:10

Как тяжело смотреть на родную землю, выжженную промчавшейся войной! И как хочется, чтобы поскорее зажили все раны, нанесённые лесам и садам безжалостными захватчиками! Вот именно этим вопросом и занимается герой произведения. С помощью своей работы он, вместе с товарищами, находит способы ускоренного выращивания деревьев, чтобы люди на освобождённой земле могли бы жить как всегда.

Рассказ очень оптимистичный, а местами и смешной.

Прочитать можно, произведение недлинное.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Владимир Немцов «Новая кожа»

Alexandre, 18 ноября 2009 г. 15:27

» ...Что вам стоит найти способ быстрого загара? Неужели это проблема?» — с этой фразы фактически и начинается весь рассказ. Самое забавное, что в наши дни (рассказ написан более 60 лет назад) проблема ускоренного загара успешно решается. Но, разумеется, предложенный фантастом метод не похож на тот, что сегодня используется косметологами.

Вместе с тем, рассказ интересен, местами забавен, написан хорошо и недлинно, так что я могу посоветовать всем его прочесть.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Владимир Немцов «День и ночь»

Alexandre, 4 февраля 2009 г. 16:51

Исчезновение черного цвета, конечно, расстроило многих. И необоснованный оптимизм автора, расписывающего с каким удовольствием все обрядятся в разноцветные одежки и побегут по переливающимся всеми цветами радуги улицам, просто раздражает.

Я в жизни позанимался цветами, работал в институте лакокрасочной промышленности. И поэтому знаю, как важен черный цвет, ведь это цвет, в котором сливаются все цвета, и он же является и белым цветом, просто в белом побольше яркости. А множество оттенков серого? Это необычайное богатство, я понимаю это, как и многие другие, кто жил в эпоху черно-белого телевидения.

Хотя, конечно, многоцветные рисунки хороши. Но не надо убирать насовсем черный и серый цвета. Без них плохо.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Владимир Немцов «Тень под землей»

unkas, 9 ноября 2008 г. 03:23

...Стыдно вспомнить,но в детстве-нравилось ...:weep:

Оценка: нет
⇑ Наверх