fantlab ru

Все отзывы на произведения Валерия Алексеева

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  4  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

Groucho Marx, 20 июня 2023 г. 23:43

Повесть «Школа одаренных переростков» только внешне, да и то не очень совпадает с «Проект АЦ». Повести начинаются одинаково и первая половина текста отчасти совпадает, но фактически это совсем иная история.

Алексеев радикально переписал свой текст в... вероятно, на рубеже 80-х и 90-х годов.

Смысл «Школы» совсем иной, не тот, что у «Проекта». Да и «проекта» нет, ибо героев ведут к цели напористо и однозначно, не позволяя уклониться. Новый вариант (даже не вариант, просто новая повесть на тот же сюжет) жестче, циничней и несет на себе отпечаток тотального пессимизма, вызванного распадом советского социума. Хрупкая надежда выстоять под давлением распалась в горстку мелких осколков. Это не значит, что повесть стала хуже. Она стала другой. Она получила финал с оттенком безнадежности.

Я не хочу спойлерить. Тем не менее, замечу, что автор подводит читателя к мысли о провале всей затеи задолго до того, как раскрываются все карты и выстреливают все ружья.

Что касается собственно сюжета, то это, разумеется, развернутая метафора судьбы тех «одаренных переростков», которым в 1990 году было 17 лет.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Повести»

strannik102, 9 декабря 2022 г. 08:38

Живут же люди!

С этим автором познакомился всего лишь пару месяцев назад благодаря одной из книгочейских игр. Хотя по периоду его творчества автор вполне мог и практически должен был попасть ко мне в списки читаемых ещё в мои подростково-юношеские лета, а если в более взрослые годы, то всё-таки в период ранней зрелости. Ибо писал Валерий Алексеев свои небольшие по объёму, но такие «крупные» по содержащимся в них смыслам произведения, начиная с 50-х, а собранные в этом сборнике повести появились на свет в 60-х — 80-х — разрыв между повестями составляет чуть более двух десятков лет. Практически две разные эпохи… Хотя нет, всё-таки эти произведения из одной эпохи: 1964 — 1987 гг. Поменялось всё как раз вот с этих пороговых дат на календаре — конец 80-х.

Итак, четыре повести. Четыре разных повести. Даже по жанру разных: от выпуклого соцреалистического романтизма через соцфантастику к романтическим лирическим драмам и даже самопальному доморощенному детективу (самопальному и доморощенному потому, что официальные детективы в расследовании неких событий не участвовали, а всё дело «крутил» паренёк-подросток).

Четыре разные повести. Разные, но вместе с тем немного схожие. По стилю. По авторскому языку и авторским приёмам. По тем выводам и подводкам к таким выводам, которые почти всегда есть в повестях Валерия Алексеева. Этакая ненавязчивая мораль. Этакий ни на кого не давящий призыв быть самим собой и думать о других. Отвечать за свои слова и поступки. И быть способным сказать что-то важное и сделать что-то главное. Обдуманно и прочувствованно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Валерий Алексеев «Открытый урок»

strannik102, 6 октября 2022 г. 19:29

Триптих

Да, несмотря на полное отличие каждой повести от двух других, все они, будучи собранными в один сборник, представляют собой триптих, т. е. как бы единое цельное произведение, состоящее из трёх взаимно дополняющих друг друга частей. При том, что в каждой повести свой набор героев и персонажей, своя отдельная фабула, свой сюжетно-событийный ряд и свой финал…

Стоп, про финал как раз говорить не приходится, ибо практически ни в одном произведении сборника чётко очерченного финала нет — события как бы заканчиваются в определённом автором месте, а в воздухе повисает вопрос — а что же будет дальше, как именно поступит главный герой, какой выбор он сделает, что ждёт его и тех, кто рядом с ним. И именно вот этот трижды повторённый вопрос и является авторской фишкой книги, именно к такому вопросу хотел привести Валерий Алексеев своих героев.

Но не только героев, но и нас, читателей. Потому что жизнь штука непростая и порой изысканно заковыристая, и вот эти ситуации жизненного морально-нравственного выбора постоянно возникают перед каждым человеком. И до тех мучают, пока этот человек не научается принимать выбор. Конечно, даже когда уже научился делать этот выбор, непростые ситуации продолжают возникать, однако когда ты уже твёрдо определился с тем, КУДА именно ты живёшь и КАК именно ты поступаешь в своей жизни, ощущение мучительных сомнений и метаний уходит — ты просто делаешь этот свой выбор и идёшь по жизни дальше.

«Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу, дьяволу служить, или пророку...» — так поётся в одной бардовской песенке.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Открытый урок»

Cynic, 20 сентября 2022 г. 06:16

Вообще обнаружилось, что читать одно и то же произведение в изданиях разных годов (1974 и 1983) — это как будто читать разные повести. Там восклицательный знак вместо точки, тут лишний абзац. Всё время редактировал и переписывал. А какой бы вариант он оставил для собрания сочинений? Наверно поздний? Ведь ранние обычно ярче, а поздние мудрее?🤔

Оценка: 9
– [  1  ] +

Валерий Алексеев «Гипноз детали»

Cynic, 17 сентября 2022 г. 23:59

И опять какая всё-таки психологическая точность! При чтении приходишь к выводу, которого до этого не встречал ни в одном детективе: работа следователя вредна для психики. Во время опроса ни один человек не честен, все пытаются что-то скрыть или приврать, по материалам опросов понимаешь, что всё это для следователей не в новинку, другого они от людей и не ожидают, их задача из этого комка лжи, из семи-осьми людей вычислить убийцу, а то, что на честность людей им рассчитывать не приходится, видимо, входит в обязательные условия труда. Так что не приходится удивляться, сталкиваясь с работниками системы правосудия, их неприязни к нам. Ведь мы обязательно расскажем неправду или не всю правду. За что же нас уважать. Это подтвердит каждый, кто когда либо давал показания или пояснения работнику полиции. Всегда стараешься рассказывать так, чтобы тебе поверили, даже если ты ни в чём не виноват (или считаешь, что ни в чём не виноват), а в итоге вызываешь подозрения больше, чем преступник. Короче, никакой романтики и человеколюбия в этой среде не предполагается. Совкофобы наверняка постараются списать это всё на проклятые тоталитарные коммунальные квартиры.

А Валерию Алексееву видать в пединституте глубоко преподавали психологию. Я такой глубины знания жизни от своих учителей в школе не ощутил. В основном были хорошие, но обычные люди. Или деликатные ¯⁠\⁠_⁠(⁠ツ⁠)⁠_⁠/⁠¯

Оценка: 7
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Уточнённая подлость»

Cynic, 11 сентября 2022 г. 08:25

Психологическая точность во всём, в данном рассказе — особенно в описании пьяных компаний, все эти хасбулаты и уединения в спальне, ревность и скандалы из ничего. К сожалению, преобладает мизантропия, ну работнику ли прокуратуры не знать людей. Читать Алексеева всегда очень интересно, но не всегда приятно

Оценка: 9
– [  0  ] +

Валерий Алексеев «Жёлтые очки»

Cynic, 27 августа 2022 г. 12:49

Вариант из «Смены» сильно отличается от последующих публикаций. Уж не знаю, какую версию считать «режиссёрской», но «Удивительные очки» мне больше по душе, более романтическая, с упором на любовную линию, действительно напомнила о булычёвской «Короне профессора Казарина». То, что печаталось в сборниках, — уже более зловеще, как у Стивена Кинга «Люди десятого часа»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Последний шанс «плебея»

Cynic, 27 августа 2022 г. 11:53

Невозможно промолчать, когда читаешь такие отзывы, как у Enciso. Подозреваю, что для него и Рэдрик Шухарт — «герой — обычный парень, пытающийся отвоевать у тусклой советской действительности...»

Не надо пытаться найти то, чего там нет. Герой — плебей, это ясно с первых страниц, — и мы наблюдаем историю о том, как он воспользовался своим последним шансом. Жаль, что такая знатная повесть не вошла больше ни в один сборник, как и Игра в жмурки. Почему-то.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Седьмое желание»

Groucho Marx, 22 июля 2021 г. 00:18

Очень хорошо, концептуально составленный сборник повестей и рассказов. Начинается он с повести «Люди Флинта», показывающий перелом от времён Хрущева к времени Брежнева: наивность, вера в светлое будущее, желание помогать людям наталкиваются на «умение жить», которое станет лейтмотивом следующих двух десятилетий. И каждый следующий рассказ отмечает последовательные этапы утраты иллюзий и нарастающую горечь взрослеющих подростков, чувствующих себя лишними в мире хорошо устроившихся ловкачей и циников.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

Groucho Marx, 27 октября 2020 г. 23:16

Валерий Алексеев — один из моих любимых писателей с детства. Но вот именно эту повесть я прочитал только сейчас.

Оценку поставил «6» (после прочтения «исправленного и дополненного» варианта под названием «Школа одаренных переростков» исправил оценку на более высокую), что для моей оценочной шкалы довольно низко, но мог бы поставить и «9», оценить, как замечательный текст.

Почему такой разрыв? Потому что повесть не закончена.

«Проект АЦ» написан замечательно. Точное изображение психологии подростка, умная, экономная передача всей гаммы колебаний эмоций, отношения с девочками, отношения с мальчиками — всё по высшему баллу. Прекрасно закрученный сюжет, по мере развёртывания которого, как верно заметил один из рецензентов, брови читателя ползут всё выше и выше — постепенное офигивание в лучшем смысле этого слова... Но вдруг!.. Похоже, что Алексеев наметил план повести, начал писать, разогнался на полную мощность, а потом отвлёкся, сходил попить чаю, вернулся, перечитал написанное, офигел не хуже самих читателей и быстро свернул сюжет, сообразив, что такая повесть в советской литературе 1979 года ни при каких обстоятельствах напечатана не будет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поэтому автор выкатил из кустов рояли под названием «это всё пришельцы» — пришельцами можно объяснить вообще всё, что угодно —
и поставил точку.

Обидно, честное слово. Я хочу знать, как сложатся отношения у Андрея, Риты и Сони. Я хочу знать, какую роль играют Борис и Слава. Эти ребята живые, убедительные, сложные, их жизни явно выходят за рамки текста, но Валерий Алексеев прервал своё повествование.

Если бы я прочитал эту повесть до 2008 года! Я бы специально поехал бы к нему в Бохум, чтобы спросить о том, что там должно было быть дальше по его первоначальному замыслу. А теперь поздно. Уже не спросишь.

Обидно, обидно, обидно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Валерий Алексеев «Прекрасная второгодница»

arey951, 3 августа 2019 г. 08:18

Приятная с эстетической стороны повесть. Автор умело работает с текстом, зарождая в голове читателя до боли знакомые образы неприметного уюта нашей бытовой жизни. Психология персонажей, на мой взгляд, тоже передана удачно. Каждая реплика не в бровь, а в глаз разит кусочком характера героя и его исключительным видением ситуации.

Однако за всей этой красотой диалогов и русской повседневности бытия чувствуется некая пустота. Словно бы автор и сам не знал, для чего он это начал и чем должен был это закончить. После прочтения сложилось ощущение того, будто я просто посмотрел на красивую картинку, чей образ вылетит из головы через несколько дней

Оценка: 6
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Семейный ужин в пятницу»

osservato, 12 февраля 2019 г. 16:15

Валерий Алексеев сейчас бы развернулся и писал остросоциальный хоррор,, потому что то, что он периодически подкидывал в своих тоненьких книжечках для подростков, иначе и не назовешь:«Лицо его стало вдруг непроницаемым и слепым, как у дождевого червя — если у дождевых червей бывают лица». Микрозарисовка о первом столкновении с настоящим взрослым предательством и беспомощностью неопытного юного человека в такой ситуации.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

Yevgenijz, 9 июня 2018 г. 20:49

Тут не хватает обложки той книги, в которой я это читал. Это был какой-то сборник «Мир приключений», не помню за какой год, там повесть Алексеева была только одна: эта, остальные других авторов. За какой год, не помню. Начиналось с того, что ГГ идет и видит объявление, т.е. нет указаний на то, что он нахватал двоек, как в https://fantlab.ru/edition78053

Оценка: 10
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Стеклянный крест»

Mishel5014, 8 февраля 2018 г. 21:24

Необычная повесть на грани эксперимента. История глубоко несчастного, обделенного по полной программе человека, который жил-был, да умер — и оказался в неведомом мире. Непохожем ни на рай, ни на ад.

Как дошел он до жизни такой? Был ли выход в его ситуации? Мог ли он — прежний — умный парень с исковерканным болезнью телом — найти другой путь и прожить долгую счастливую жизнь?

Вопросов больше, чем ответов. Но каждый несет свой крест. Герою этой повести достался свой — хрупкий, стеклянный, тяжелый...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Экое дело»

Mishel5014, 8 февраля 2018 г. 21:15

Любопытная вещь. В маленьком деревенском доме на короткий промежуток времени встречаются две супружеские пары. Четыре очень разных человека. И вроде бы из ничего, из пустяка, из недосказанности получается нешуточная драма людских характеров и мировоззрений.

Очень хорош язык повести.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

Грант, 22 сентября 2017 г. 21:23

Ну-с, пока я это читал, брови мои медленно ползли вверх...

*Детская советская книга. 81 год.

*Одарённые подростки, явно обладающие сверхспособностями. Левитация, чтение мыслей, невидимость и одна совершенно уникальная способность.

*И нет, это не советские люди-икс — хотя методика обучения уникальна (уже на этом моменте начинаешь понимать, что книга не совсем и детская).

*Отличное «развёртывание» идеи с преподавателями.

*И отличная же концовка! Одной фразой — из разряда «а дадим-ка мы читателю возможность самому дофантазировать» — одна из драгоценных возможностей в фантастике.

Да хоть по какому времени — отличная книга. Рука так и тянулась поставить 8/10. Не прочитал в детстве, увы — но, прочитав сейчас, был очень приятно удивлён.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Валерий Алексеев «Жёлтые очки»

Groucho Marx, 22 сентября 2017 г. 11:27

Новелла умного Валерия Алексеева, писателя-интеллектуала, не чужного несколько меланхолическому лиризму, предназначена для подросткового чтения, поэтому сильно смягчена сюжетно.

Ничего катастрофического для своего внутреннего мира герой рассказа из чужих мыслей не вылавливает, жёлтые очки просто помогают ему взглянуть на знакомых вроде бы людей с новой точки зрения. Но смысл новеллы о «жёлтых очках» (желтый цвет — цвет предательства) в том, что за внешним фасадом ВСЕГДА скрыто нечто большее, может быть, с фасадом и не пересекающееся.

Вполне антисоветская мысль, изложенная Валерием Алексеевым в максимально уклончивой форме — эту мысль уловит только тот, кто, прочитав рассказ, начнёт думать над ним дальше. А остальные ничего не заметят. Такая двойная (постмодернистская) адресация текста для творчества Валерия Алексеева очень характерна.

Интересно, что сюжет рассказа был подхвачен переимчивым Киром Булычевым, на той же посылке написавшим замечательные рассказы «Корона профессора Казарина» и «Глаз». Это не упрёк Булычеву, а просто свидетельство того, что идея «Жёлтых очков» в самом деле классная.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Стеклянный крест»

osservato, 27 мая 2017 г. 11:13

Сначала кроме того, что Алексеев объелся белены, ничего в голову не приходило. Но, знаете, есть такой эффект: если свежий человек будет продолжительное время находиться в одной комнате с похмельными, то тоже почувствует похмелье. Учитывая, что повесть перестроечная, и вспоминая все фильмы того времени, например, можно предположить, что это такой аналогичный пример. А возможно, автор сотворил себе такую литературную куклу вуду, чтоб изничтожить и растоптать все, с чем приходится сталкиваться в реальности. Ну потому что я не знаю, как по-другому объяснить все то, что здесь намешано. Это довольно злая желчная чернуха, сдобренная какими-то несвойственными автору грубостями. Сюрреалистичная каша с неудачником в главной роли, обладающим уродливой внешностью, голосом Володарского и окруженным какими-то мерзотными персонажами. Хорошего вокруг ничего, впереди тоже, надеяться не на кого, все тлен и безысходность. Это не первая взрослая вещь у автора, которую я читала, но, наверно, начинать стоит с чего-то другого.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Паровоз из Гонконга»

osservato, 29 марта 2017 г. 15:06

Настолько правдоподобно и трогательно все описал, что невыносимо тошно было читать. Притом, что при совке практически не жила и уж заграницу в то время точно не ездила. Хотя не нужно попадать именно в то время и ту ситуацию, чтоб столкнуться со всей этой мразью и ощутить гадливость и унизительность положения — это будет всегда, покуда люди вообще существуют. Психолог этот Алексеев блистательный.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Прекрасная второгодница»

Ghost of smile, 4 февраля 2017 г. 00:45

«Прекрасный» срез эпохи — история без начала и конца.

В анамнезе — чудесно прописанные герои, достоверные события и совершенно надуманная ситуация.

Да и сама история — без логического финала. Вот придет Игорь завтра в школу, и что? Соня от него отсела, а что потом?

Советская такая проза: а что потом — не важно. Тянется-тянется, и бах — половина повести — события одного вечера.

Знавал я таких «Сонь», к слову, тоже в 10м классе. Итог всегда один — торговать в лавке.

Интересно, сколько она уже была влюблена в Костю, видя в нем перспективу, и держа Игоря на запасном аэродроме?

Сложилось ощущение, что автор и сам не решил, что будет дальше. Такие Сони очень любят одумываться через 2-3 дня, знаем, плавали.

Написано замечательно, вкусно, но в порожняк. Для тех, кому очень хочется понастальгировать по советскому прошлому. Конец неправдоподобен. Книгу оставлять дома не буду.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Валерий Алексеев «Последний шанс «плебея»

Enciso, 20 октября 2016 г. 18:33

Главный герой сей повести — молодой МНС, и, на первый взгляд, законченный эгоист. Он сам себя так аттестует, его так воспринимают все окружающие, но реально, герой — обычный парень, пытающийся отвоевать у тусклой советской действительности хоть один день и прожить его как нормальный человек, свободный от посягательств родных, коллег и прочих родин-матерей зовущих. Кульминацией произведения становится конфликт между ним и антагонистом, юным гопником, отправляющимся в армию. Гопник восхищен героем и его непохожестью на стандартного советского человека, хочет с ним дружить, но уязвлен игнором — и чтобы хоть как-то отплатить, в финале насилует его «девушку де-юре». Но эта трагедия низводится до уровня анекдота двумя фактами: 1)у героя с девкой ничего не было; 2)девка общается с героем в стиле: «Тунеядец ты мой. На сто первый километр тебя, на выселки тебя, уродец! ».

Возможно, именно так Алексеев проявлял свою злобноватую иронию, которая с годами все в больших количествах выплескивалась на страницы его произведений. У умного и чувствительного человека долгая жизнь в СССР не могла вызвать ничего, кроме накапливающегося раздражения, что усугублялось правом выезда за границу, и, следовательно, возможностью сравнивать. Раздражение же можно было нормативно выплескивать лишь в завуалированной форме.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Открытый урок»

Enciso, 16 октября 2016 г. 09:07

Итак, в школе, в рамках педагогической практики, начинает вести уроки литературы Евгений Самохин. Он значительно старше студенческой массы и гораздо ее талантливей, он полностью игнорирует основополагающие принципы советской педагогики с ее авторитаризмом, «школением», зубрежкой и круговой порукой. Цель героя — отойти от линейного и стереотипного внедрения суммы знаний, побудить школьников грамотно размышлять, анализировать, критиковать и отвечать на критику. Уроки Самохина на ура воспринимаются старшеклассниками и однокурсниками, и вызывают дьявольское раздражение у школьной администрации и учителей — а также родителей, не понимающих, как их дети будут сдавать экзамены. Институтское начальство пытается выгородить творческого педагога, но тот выдвигает встречные претензии: требует дать ему довести эксперимент в одном классе до конца полугодия или хотя бы года. Чтобы разрешить конфликт, высокие стороны договариваются провести открытый урок, чтобы увидеть метод Самохина в действии и сделать о нем свои выводы.

Валерий Алексеев, сам профессиональный филолог и педагог написал выдающееся произведение о школе. Саму тему он знает очень хорошо: аспекты внутренней школьной кухни прописаны очень достоверно и во многом актуальны до сих пор (скажем, о заслуженном пренебрежении, которое испытывают учителя-практики к вузовским педагогам-методистам). Убедительно представлены психологические портреты героев, достаточно шаблонные на первый взгляд, но если приглядеться — объемные и многогранные. Все вместе выливается во впечатляющей драматической силы идейный конфликт. Конфликт многослойный, комплексный, отнюдь не низведенный до банальной «борьбы добра со злом», скорее в стиле «все оттенки серого», что придает ему дополнительную достоверность и философичность.

Хотя, конечно, симпатичная фабула имеет не очень много общего с реальной жизнью. Может быть, в начале 70-х, на материале которых написана повесть, описанный яркий контакт с учениками и мог состояться. Ну, а в наши годы — всё. Нынешние школьники вообще плохо разговаривают, если не склеивать речь матом и словами-паразитами, очень эгоистичны и материалистичны, и совершенно не любят фантазировать. Это не значит, что они плохие — у них много достоинств, какими не блистали учащиеся советской поры, это значит лишь то, что в исторической перспективе творческий метод Самохина, к сожалению, потерпел неудачу.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Валерий Алексеев «Люди Флинта»

Groucho Marx, 24 ноября 2015 г. 12:20

Валерий Алексеев, один из самых тонких и проницательных авторов советской литературы, был, по-моему, сильно недооценён. Он проходил по ведомству детской и подростковой литературы, а это считалось как бы литература второго сорта, поскольку распределявшие репутации окололитературные леди и джентельмены в возрасте несколько за сорок желали читать книги про себя, любимых, а не про каких-то там деток.

Но Валерий Алексеев пришёл в литературу в начале 60-х, когда будущее страны связывалось именно с новым поколением, тогда ещё учившемся в школе. И он писал для нового поколения и про новое поколение, ясно сознавая, что именно эти люди введут страну в новое тысячелетие. И взгляд писателя был не слишком восторженным...

В прекрасной повести «Люди Флинта» (я читал её, когда был ровесником главных героев и могу засвидетельствовать — смятение чувств описано очень точно) показан возрастной слом от подростка к юноше. Расставание с иллюзиями, первая любовь и первые предательства, всё сразу, одновременно, как оно обычно и бывает в жизни. Романтика, иссякающая в буднях. Это ведь 1964 год, поворотный год для Советского Союза — конец романтическим надеждам на «яблони на Марсе» и «пыльные тропинки далёких планет», начало времён негодяйств и предательств. Ребята первый раз сталкиваются с человеком, которому будет принадлежать бесконечный знойный полдень советской жизни, с человеком, который потом оттеснит их на обочину и постарается купить, растлить или убить. В первой стычке с обаятельным советским негодяйством, пока что маскирующимся под циничный американский вестерн, они выходят победителями, но финал повести овеян меланхолией и горечью утраты невинности. Так, как было, больше не будет никогда.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Валерий Алексеев «Прекрасная второгодница»

Groucho Marx, 2 сентября 2015 г. 00:19

Одна из лучших советских повестей для подростков и взрослых. Тонкая психологически, строго выверенная сюжетно, на уровне, я бы сказал Сомерсета Моэма. Пессимистическая и даже, пожалуй, на грани сарказма — чего стоит одна деталь: девочка сожалеет, что не поддалась приставаниям педофила, потому что он, может быть, предоставил бы ей «какой-то шанс». Да и приключение было бы интересное...

Это повесть о распаде любви и смене эпохи. Старший брат героя, буквально отдавший свою жизнь людям, с ужасом понимает, что его подвиг не нужен. А главный герой с не меньшим ужасом сознает, что его влюблённость в очаровательную и подлую девочку, это просто животная тяга, инстинктивная реакция на запах, и никакой возвышенности, никакой романтики в такой любви нет.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Валерий Алексеев «Белая карта»

osservato, 4 июля 2015 г. 20:11

Сказка о золотой рыбке, точнее, щуке. Еще точнее — об одном эксперименте, который провалился. Как в сказке в самый ответственный момент свое заветное желание Лелька израсходовала впустую, но в отличие от старухи, все нереализованные планы в городе Мшанске можно воплотить и без таинственной карты и прочих помощных зверей.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Светлая личность»

osservato, 4 июля 2015 г. 20:08

Ура, Ромка поступил на филфак и он, как водится, гений. Т.е. Ромке по ночам снится, как он декламирует, а ему рукоплещут, а на филфаке он потому, что провалил экзамены в ГИТИС и вообще-то учителем быть не собирается. Ну а что? Не все поступают только по призванию: в группе, например, целая цитадель из «островитян» — умных циничных мажоров, которые несколько свысока относятся к одногруппникам, особенно общественно-активным.

» — Зачем же клеить заведомую пошлость? — подумав, спросил Саня.

— А все мы ее помаленьку клеим, — дружелюбно ответил Петушков. — И ты тоже клеишь, только свой кусок. Другого-то выхода нет. Закончим, склеим все куски вместе — и получится одна длинная пошлость. Три раза землю можно обмотать по экватору. И нечего суетиться, нечего руками размахивать: есть такое железное слово «надо». «

К сожалению, преподают тоже не только по призванию, и конфликт с одним из таких учителей дает понять, кем Рома может стать, если пойдет по той же дорожке.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Валерий Алексеев «Разрушитель миров»

osservato, 4 июля 2015 г. 17:28

Спустя 12 лет этот рассказ с незначительными изменениями публиковался в 1983-м под названием «Разрушитель миров». Алексеев — мастер тонкой недосказанности, светотени и неловких моментов. Из нескольких штрихов становится ясна неприглядная картина того, как одна компания находит себе козла отпущения в виде деревенской простоватой и с пониженной самооценкой девушки. Из реплик сразу можно составить представление о каждом персонаже и о щекотливой ситуации, в которую попадает некто Петров, случайный свидетель всего этого безобразия.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Как правило, осенью»

osservato, 20 марта 2015 г. 19:07

Если ты прав — это еще не все. Правота — не причина чужого несчастья, не постамент для собственной гордости. Железобетонный Стасик «перед собою был безоговорочно прав», поэтому перечеркнуть год совместной жизни оказалось возможным из-за одной фразы. Вот така любов.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Козероги и прочие...»

osservato, 20 марта 2015 г. 19:05

Всю дорогу недоумевала, причем здесь козероги, пока не заглянула напоследок в предисловие. Оказывается, козерогами раньше называли первокурсников, вот как. Ну, в сборнике не только о козерогах — здесь и школьники и преподаватели, и аспиранты, и новоиспеченные специалисты. Но в основном молодые. Наверно, потому что Алексеев — мастер щекотливых ситуаций и неловких моментов, а кому чаще всего приходится в них попадать? Или, может быть, потому, что сам автор был и преподавателем и студентом, и, стало быть, хорошо себе представляет жизнь и с той, и с другой стороны.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Разрушитель миров»

osservato, 20 марта 2015 г. 19:03

Петров добровольно мокается в неуютную компанию гостей на чьем-то дне рождения, воспитывая характер. На вечере возникает очень некрасивая ситуация, и в процессе выясняется, что неотесанный прижимистый и грубый Петров довольно чуток и разбирается в людях лучше, чем кажется:

«О, как они танцевали, как танцевали, эти Петров и Пискуненко, этот проклятый Петров и постылая Пискуненко! То был экстаз, вихрь локтей, звон чешуй, фейерверк фальшивых изумрудов. Темные, дремучие ассоциации будил этот танец у всех, кто молча стоял у стены и в дверях. Анаконда и «Лаокоон», «Мост Ватерлоо» и мерцание зеленого библейского змия... Половину комнаты, причем лучшую половину, занял этот исполинский, размашистый вальс-бостон с колокольчиками. В центре комнаты безучастно топтался коренастый атлет Петров, а вокруг него, заплаканная и припудренная, бескаблучная и ликующая, кружилась Пискуненко.

— Улыбайся, улыбайся! — громко шептала Пискуненко. — Ну пожалуйста, миленький!

— Улыбаюсь, улыбаюсь, — сквозь зубы отвечал Петров.»

Оценка: 8
– [  10  ] +

Валерий Алексеев «Люди Флинта»

osservato, 20 марта 2015 г. 18:56

Романтические московские десятиклассники устраиваются на лето в геодезическую экспедицию. Они воображают себя пиратами, зовут экспедиционную трехтонку «Матильдой» и жаждут приключений и полетов по целинным дорогам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, у нас был свой, особый язык, по нему люди Флинта узнавали друг друга с первого слова. Это был язык насмешливый и неправильный, абсолютно лишенный высоких слов и прописных конструкций, — язык, приводящий в ужас родителей в негодование учителей. «Боже, на каком жаргоне вы объясняетесь!» Но это был не жаргон, не дешевая подделка пижонов, а великий язык застенчивого и гордого племени. Люди Флинта презирали слова-подонки, они слишком уважали себя, чтобы говорить «хиляй» и «чувак». Но зато и слов «любовь» и «дружба» не было в этом языке: дружба не нуждалась в объяснениях, а о любви они предпочитали молчать...

Ну и конечно же, без капитана никуда — блестящего, со всех сторон прекрасного и на все руки мастера, к тому же точную копию Кристофера из «Великолепной семерки». Но восторг и почитание довольно быстро заканчиваются, поскольку капитан оказывается с гнильцой. Да и вообще, пираты — они только на картинках красивые.

«Мы совсем не пираты, мы лишь строим из себя пиратов... а пираты — другие. Они хладнокровны и уверены в себе, они умеют отбивать чечетку и опрокидывать взглядом... Они умеют насмехаться без жалости и предавать без стыда...Им все дано, а любить им не надо, уж слишком непрактичная эта штука, любовь...»

Кстати, про любовь, точнее, одну из ее ипостасей — эрос: я уже про «Прекрасную второгодницу» писала , что это чувственная повесть. И здесь не без того; буквально пара штрихов в виде полупрозрачной майки и пуговиц, упавших под скамейку, но старшеклассникам и этого уже вполне достаточно:

«Нет, мне не было больно, и даже завидно не было: дальше пуговиц у меня просто не хватало фантазии, дальше пуговиц для меня начинался мрак, так что нечему было завидовать. Просто я чуть не потерял сознание от какой-то странной жути. А ведь это и вправду страшно: прирученная, притихшая, как домашняя кошка, красота...»

Оценка: 8
– [  8  ] +

Валерий Алексеев «Удача по скрипке»

Avex, 14 января 2014 г. 13:59

Валерий Алексеев из числа тех незаметных советских фантастов, за которыми чувствовался скрытый потенциал — он выпадал из обоймы серых молодогвардейских авторов и являлся скорее прозаиком (неудивительно, он и был таковым). Это не классик калибра АБС (добыть и прочитать которых в советские годы было несбыточной детской мечтой!), но автор безусловно талантливый.

Перечитал недавно ряд его произведений — увы, время безжалостно и неумолимо: стало очевидно, что и язык у Алексеева бедный и суконный, и персонажи картонные, да и реалии понятны уже только тем, кто жил во времена советского гетто, когда мир ещё не раздвинулся до необъятных горизонтов. Но что-то неуловимое цепляло и удерживало в его произведениях — как в детских (к примеру, «Проект АЦ»), так и в предназначенных для более старшего возраста. Наверное, доброта и способность к сопереживанию.

«Удача по скрипке» — возможно, лучшая повесть Алексеева. По жанру это городская сказка, стилизованная под безыскусный рассказ простой советской матери-одиночки, доброй и недалёкой по мнению окружающих («Ну а толку что? ... В тебя пойдет — дурачком помрет, в отца пойдет — сопьется.») — обыкновенная история, которую стоило бы прочитать-перечитать ностальгирующим по «совку», когда и трава была зеленее, и духовность побогаче. Много времени это не займёт, а вот освежению памяти, быть может, поспособствует.

«Удача» — вещь по нынешним временам наивная, но добрая и человечная. Простая как дважды два — но, как ни складывай, понятно ведь, что по другому и быть никак не может. Задействованный сюжетный ход «Договор с нечистой силой» особенных неожиданностей не сулит: Агент неназываемого филиала Татьяна Петровна (именуемая в Договоре тетей Таней) предлагает исполнить любое желание Заказчика, взамен требуется только поблагодарить от всей души (разумеется в последнем всё и дело). Полагаю, понятно почему печать на этом договоре смазана, а исполнения следует ожидать в полночь. Что пожелать? Красоты? Карьеры? Денег? А может быть, чего-то другого?

Всё жизненно, памятно и узнаваемо — доставание дефицита у спекулянтов, скука и всеобщее безразличие, неверие, что в этом застойном болоте что-либо может измениться.

Хотите почитать ещё чего-нибудь из старого советского «ретро»? Попробуйте «Лестницу» А. Житинского.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Валерий Алексеев «Прекрасная второгодница»

Gynny, 14 ноября 2013 г. 15:58

Небольшая повесть о взаимоотношениях отцов и детей, старших и младших братьев и, конечно, о первой любви.

Главный герой — девятиклассник (в переводе на сегодняшние школьные реалии — десятиклассник) Игорь — из разряда правильных зануд. Причем и правильность, и занудство у него на грани невротизма, что показывают буквально первые строки повести:

«Был он из породы аккуратистов: шагу не сделает по квартире в уличной обуви, ни до чего не дотронется дома, не вымыв после улицы рук.»

В то же время и у него, и у его старшего брата (приезд которого из загранкомандировки в вымышленную азиатскую страну нарушает сложившиеся за время отсутствия в Москве Константина взаимоотношения героев) эта правильность не наносная, не фальшивая — для «создания лица», а идет от самой их натуры.

И вот такой юноша влюбился в «неправильную» девушку. Неправильную не из-за того, что она старше его на год и не жаждет хорошо учиться, что она второгодница — плохая компания для будущего медалиста из семьи медалистов, а из-за ее постоянной психологической игры, которую такому — как Игорь — человеку трудно, порой невозможно понять, из-за ее неприятия всех окружающих, включая добряка-отчима, негативизма в отношении к Москве и москвичам, которых она меряет одной мерой — «ловкачи», обошедшие приехавшую провинциалку самим фактом рождения в столице.

В общем — еще одна замечательная история от автора.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Седьмое желание»

Bizon, 17 октября 2013 г. 11:08

Типичный рассказ для Алексеева. Идея не нова, да и реализация идеи близка к «цветику-семицветику». Левка постоянно загадывает различные желания: счастливые билеты в автобусе, если проедет черная волга то получит пару и т.д. Такие желания встречаются часто. И вот ему повезло, он загадал, что если догонит человека то у него появятся семь желаний. Чувствуется время эпохи: выбор машины «главное чтобы не из стран НАТО», можно загадать построить коммунизм, но зачем? если строить самим то будет веселее. Нескрываемая ирония автора четко прослеживается и дальше. В качестве ностальгии по доперестроечным временам читать можно.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Выходец с Арбата»

Gynny, 31 июля 2013 г. 20:51

Для времени написания — конец 70х — достаточно острая по содержанию повесть. История рождения негодяя из неплохого изначально человека. Иллюстрация того, как власть над людьми быстро и неуклонно ломает принципы и очерняет душу. И я не про Фарафонова, который — по крайней мере — умеет с иронией взглянуть на себя и старается, как говорится, «не зарываться» и не претендовать на глобализм, а про рассказчика-«бессребреника». Мрачновато и реалистично, несмотря на фантэлемент и авторскую иронию.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Кот — Золотой Хвост»

Gynny, 31 июля 2013 г. 20:40

Кот ученый, который обрел золотой окрас хвоста и тушки вместо грязно-серого после ванны с шампунем, выписан автором душевно. Сказочный старичок с сундуком артефактов, острым язычком и кошачьими замашками. Себе на уме, но не без доброты в душе. На его фоне человеческий персонаж выглядит бледно и плосковато. Унылый закомплексованный «по самое немогу» библиотекарь, которому в жизни потребовался увесистый сказочный пинок, чтобы изменить жизнь и взгляд на самого себя.

В целом — позитивненькая история, симпатичная — в первую очередь — «рожденным в СССР» для ностальгнуть и умилиться.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

Gynny, 27 июля 2013 г. 23:05

«Бойтесь данайцев, дары приносящих...» Или все же бояться не стоит? А вдруг эти самые данайцы дар не из зловредно-корыстных целей предлагают, а от чистого сердца. А врут при этом исключительно из перестраховки. Ведь именно ею оправдываются инопланетяне, когда умные, да еще с разбуженными инопланетными преподавателями талантами переростки-второгодники открывают тайну своего интерната. И милые, чистые сердцем дети предпочитают верить в хорошее, несмотря на исходно шпиономанское советское воспитание.

В детстве повесть очень нравилась. При перечитывании и ностальгия, конечно, и смотришь уже другими глазами. И для меня нынешней (даже если отбросить наивный позитивизм содержания) — это не история, а приквел истории, продолжения которой, увы, нет.

Но добавлю капельку меда — обладающий телепатией робот — достаточно редкое в фантастике создание. :)

Оценка: 7
– [  10  ] +

Валерий Алексеев «Остров Гарантии»

Gynny, 25 июля 2013 г. 13:54

Перечитываю сборник «Разноцветные континенты».

Первая повесть. Изначально кажется, что все очень мило. Три четырнадцатилетних друга прогуливают школу (вы поверите, что из-за болезни одного учителя их троих освободили от уроков на целый день?) не для совместного «гопничанья» (мальчишкам по четырнадцать, уже первая любовь с поцелуями, одиннадцатилетки кажутся им малышами, но никакого хулиганства, курения или алкоголя), они придумывают путешествие на фантастическую планету Лориаль с множеством приключений, рисованием карты и справедливым распределением территории — каждому по материку, а заглавный остров Гарантии — место встречи.

Почему же «Кондуит и Швамбрания» Кассиля оставляет после прочтения позитивное ощущение, хотя там жизненных проблем предостаточно, а эта повесть нет? Талантливые ребятишки с буйством фантазии. Почти оранжерейная среда — лучший двор в Москве, лучший (стараниями классной руководительницы-карьеристки, которая избавилась от всех неуспевающих, а оставшихся достает нравоучениями и общественными получениями) класс в школе. Относительно благополучные семьи. Первая любовь со взаимностью. И т. д. И мальчишечья дружба трех очень разных в социальном плане ребят — мажора, интеллигента-ботана и прилипалы.

А потому, что каждый герой «с гнильцой».

Почему каждый? Ну, с Борькой и Шуркой как бы ясно. Борька, которого родители на десять из четырнадцати лет бросили на попечение тетки Дуни (по тексту неясно — то ли одна прислуга, то ли выписанная для пригляда за квартирой и дитём бедная родственница из псковской деревеньки) и откупаются, приезжая из загранкомандировок, дорогим барахлом, хоть и обижается на предков, но линию «все в этом мире покупается» уже реализовывает и вполне для себя успешно. Маленький тихий Шурка отравлен бедностью (автор между делом бросает детальки — он с отцом, братом и женой брата обитает в одной комнате, а если развалятся ботинки, то новых от родни ждать не приходится) — с одной стороны — он приживал при Борьке, который материально благодетельствует его подачками от жвачки до теплой куртки, с другой — высокомерно тешит себя мыслью, что именно он — самый умный и манипулирует друзьями к своей выгоде.

А что же Сережа? Весь из себя порядочный и высокоморальный? Он и в игре себе роль законодателя выбрал и свою версию стелы Хаммурапи изобразил. Сережа, который помогает маме-учительнице проверять тетради по ночам. Который осуждает пороки друзей им в лицо. Который запрезирал любимую девочку за единственную маленькую слабость. Он-то чем гнилой? Ведь максимализм и непримиримость именно в подростковом возрасте — вполне нормальное явление. Только грызет маленький вопросик. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Почему он дружит с Борькой и Шуркой? Благородно старается их переделать? Нет. Все ограничивается словесными упреками, которые с тех, как с гуся вода. Верность старой дружбе? Возможно. Но у меня к концу истории сложилось впечатление, что ему это просто удобно.

В общем — не верьте аннотации в начале книги: «остросюжетная повесть с элементами фантастики». Это хорошая реалистичная книга про взаимоотношения подростков, не обделенных фантазией, в Москве 80-х.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Выходец с Арбата»

Bizon, 20 марта 2013 г. 05:19

Эту повесть можно отнести к эталонной в советской фантастике. Все признаки налицо: фантастическая идея завязанная на непознанных ресурсах человеческого организма и разума, практическое применение этих свойств для достижения своих целей, изменение самого человека. Идея кратка и понятна, не человек делает поступки, а поступки меняют человека, причем кардинально. По смыслу имеет смысл рекомендовать подросткам, но вряд ли им будет оно интересно, в силу отсутствия юмора и «обыденности» чтоль...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Валерий Алексеев «Кот — Золотой Хвост»

Bizon, 20 марта 2013 г. 05:02

Эдакое «бытовое фэнтази» или сказка для взрослых. Многое описанное, выросшим в России, будет непонятно, а потому наверно малоинтересно. Где читальные залы и открытый доступ в библиотеках? а лет 25 назад библиотеки с открытым доступом были необычны и попасть в них было в радость. Побродить среди книжных шкафов, полистать на выбор любую книгу... Сейчас это возможно в любом «Буквоеде».

Книга об одиноком человеке, которому даже чудо не становится необычным, никакого шока, все как-бы в рамках текущей жизни. Он даже не представляет, что может кому-то быть интересным, поэтому и с котом ведет себя приниженно, ставя его выше себя...

Тем кто родился в доперестроечную эпоху в качестве ностальгии будет интересно.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

Finefleur, 2 ноября 2012 г. 22:08

Эта повесть — одно из ярких и приятных воспоминаний подросткового возраста. По-моему, очень доброе, искреннее произведение. Совсем недавно нашла и перечитала вновь с таким же удовольствием, с некоторой ностальгией и с удивлением: оказывается, хорошо помню основные моменты повествования и имена героев. Особенно Соню — возможно, тогда ещё образ этой симпатичной девчонки зацепило накрепко подсознание, что в будущем — вполне вероятно! — повлияло на выбор имени моей дочери)

Хочу отпустить эту книгу «в гости» к современным подросткам — почему-то кажется, что им тоже понравится. Хотя времена изменились — и сейчас совершенно иначе смотришь на некоторые моменты. Ситуация, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ребенок по объявлению записывается в какую-то сомнительную школу-интернат, неизвестно где находящуюся, а мать его спокойно туда отпускает,
сегодня воспринимается как что-то просто немыслимое. Слава Богу, что в дальнейшем все оказывается более-менее благополучно. Но, честно говоря, я бы и сейчас не отказалась в такой школе поучиться)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

god54, 22 июля 2012 г. 12:50

Конечно, автор писал для подростков. Особенно мне запомнилась его книга «назидательная проза» — кратко, емко и понятно. Но и взрослому человеку почитать необходимо. И не для того чтобы попытаться понимать юное поколение, совсем нет, а для того, чтобы понять себя самого — как бы он даже с высоту своих лет поступил в той или иной ситуации. Написано хорошо, увлекательно, читается на одном дыхании.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Валерий Алексеев «Белая карта»

god54, 28 июня 2012 г. 16:23

Данный рассказ построен на бессмертном сюжете, который кочует по страницам литературных произведений и, как мне кажется, лучше всего отражен в сказке Пушкина о золотой рыбке. Здесь же подкупает лишь неплохой литературный язык и попытка постичь загадочную женскую душу, начиненную великими идеями переустройства России. Читается быстро, но с интересом.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Валерий Алексеев «Паровоз из Гонконга»

Enciso, 15 июня 2012 г. 21:29

Глава семьи Тюриных, преподаватель захолустного института «сочтен достойным» представлять СССР за рубежом и направлен на работу в некую азиатскую страну (в которой угадывается Бирма). Вместе с ним отправляется и его семейство — жена, маленькая дочка и сын-подросток. Именно последний и является главным героем книги.

Валерий Алексеев и сам был преподавателем за рубежом, поэтому фактура выполнена очень достоверно: нищая и грязная страна, гниловатое и запуганное местное население с презрением относящееся к безденежным советским спецам и благоговеющее перед богатенькими западниками. Подлость и лицемерие, царящие в советской колонии, временами переходящие в настоящий феодализм: что позволено советнику, не позволено советскому. Тотальное одиночество, паранойя и отчаяние, овладевающее Тюриными — средневзятыми советскими людьми: порядочными, вежливыми, приземленными, но стремящимися к саморазвитию.

Тоска разлита по этому произведению: и за рубежом нет счастья, от совка не убежишь — при первом прочтении кажется, что автор хотел выразить именно это. Но вещь на самом деле многогранная, и при более углубленном знакомстве открываются новые смыслы.

Отличная повесть, немножко устаревшая, но стоящая того, чтобы ее прочитать и представителям поколения, не заставшего социализм.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Валерий Алексеев «Похождения нелегала»

Enciso, 15 июня 2012 г. 20:07

Довольно неплохая фантастическая повесть, чье действие крутится вокруг судьбы человека, от природы владеющего уникальным даром: в любой момент он может уменьшиться до самых небольших (несколько сантиметров) размеров. С одной стороны, это дает ему сверхчеловеческие возможности, с другой — слабоватый разум «сверхчеловека» приводит к исчезновению его любимой женщины, а затем толкает его в объятия разномастных бандитов и мошенников. Только они и могут оценить его волшебный дар, однако используют его исключительно в преступных целях, открыто насмехаясь над его прекраснодушными прожектами осчастливливания человечества. Хотя нельзя сказать, что главный герой — подлец. По-своему, он достаточно добродушный и совестливый человек. Но в нем нем «нравственного стержня» (наконец-то я нашел, куда воткнуть это словосочетание с уроков литературы!), поэтому и мотается он неприкаянным нелегалом по России и Германии, и лишь в конце перед ним маячит что-то вроде выхода из этого бесконечного тупика...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

svarga, 6 июня 2012 г. 22:38

Прочел тогда, в далекие восьмидесятые. Понравилось так, что перечитал тут же, целых три раза. С тех пор в руки не попадалась, но до сих пор вспоминаю с теплотой. Чем «Проект АЦ» меня зацепил? Теплотой и искренностью. Чего так не хватает очень многим современным книгам.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Валерий Алексеев «Проект АЦ»

eollin6, 6 июня 2012 г. 11:42

Не повезло. Не довелось мне в 81-ом познакомиться с Алексеевым и с проектом АЦ. В те времена фантастику было найти так же сложно, как копченую колбасу или красную икру. Зато и наслаждение она давала соответствующее. Не то, что сейчас. Наелись, пресытились. Но это уже другая история. А сейчас, прочитав благодаря Фантлабу эту повесть, я пребываю в раздумьях. Все-таки прав, прав был умница Шефнер, сказав «Фантастика лишь отраженье того, что мы явью зовем». Все верно. К великому сожалению. И страшно становится от этого отражения. От сопоставления былого и нынешнего. В 81-ом — явь проекта АЦ. Простая, гуманная, логичная. А в 90-х, спустя всего каких-то десять с небольшим лет, явь оборачивается чудовищными в своей прозаической жестокости «Рыцарями сорока островов». И это — тоже правда. В те годы страна вгрызалась в саму себя, рвала и пожирала собственную плоть, агонизируя. И фантастика — талантливая фантастика — не могла не отразить эту реальность. Именно поэтому сегодня так популярна тема засланцев: куда угодно, как угодно, хоть тушкой, хоть чучелком, лишь бы подальше от нашей реальности, которая давно превзошла самые апокалиптические фантазии.

Сегодня «проект АЦ» читается со сложным чувством. С одной стороны, это — глоток свежего воздуха, добрая и светлая вещь, рассчитанная на незамутненное детское восприятие, а с другой — это свидетельство наивности и беззащитности той светлой идеи, которая лежала в основе нашего тогдашнего бытия.

Мы тоже, как и герои повести, в итоге оказались на другой планете. И над нами точно также сияет черное солнце. Только нет вокруг добрых инопланетян. Их место заняли Чужие и Хищники нашей, человеческой породы. И это — страшно...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Удача по скрипке»

Enciso, 11 февраля 2012 г. 17:46

Валерий Алексеев — мастер советской жуткой полуфантастической прозы. Все нарочито реалистично — и от этого еще страшнее. В этом рассказе мистики — чуть, зато ужас ощущается гораздо отчетливее, чем от некоторых мистических рассказов Кинга.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Валерий Алексеев «Кот — Золотой Хвост»

god54, 3 мая 2011 г. 15:33

Удивительно доброе, грустное и по-настоящему человеческое произведение. И пусть концовка уж совсем советская, счастливая, но даже она не портит впечатление от прочитанного. Одинокий человек, уже само это понятие является синонимом странный человек, не такой как все. Ну, а фигура кота выписана просто потрясающе, читаешь и непроизвольно улыбаешься, этакий дворецкий — рыжий, добрый, много знающий, лишнего слова не скажет, но всегда поможет и сделает это так ненавязчиво. А в итоге очень неплохое произведение.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Валерий Алексеев «Жёлтые очки»

god54, 3 мая 2011 г. 14:44

Очень неплохой рассказ. Вся его соль заключается в том, что автор попробовал слушать мысли людей, которые живут рядом с нами: учитель, отец, мать, сестренка, сосед по школьной парте... А это втройне интереснее, чем слушать мутантов и инопланетян. Этой простотой и наивностью подкупает рассказ, берет за душу... Жаль концовка получилась уж очень по-советски.

Оценка: 7
⇑ Наверх