fantlab ru

Александр Грин

Александр Грин
Страна: Россия
Родился: 23 августа 1880 г.
Умер: 8 июля 1932 г.

Настоящее имя:

Александр Гриневский


Жанры:
Реализм
68%
ещё >>

Александр Степанович Гриневский (Грин — его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии. А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя. Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море»... Саша был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался — без радости, надежды и мечты. Его жена, изможденная и больная, утешалась мурлыканьем песен — в основном скабрезных или воровских. Так и умерла тридцати семи лет… Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши (самого старшего) тогда были брат и две сестры. Со временем отец будущего писателя женился вторично, и мачеха привела в дом своего сына. А для полноты счастья в положенный срок родилось и общее чадо.

…С чем повезло семье польского ссыльного, так это с книгами. В 1888 году погиб на службе подполковник Гриневский, Сашин дядя. С похорон привезли наследство: три больших сундука, набитых томами. Они были на польском, французском и русском языках.

Тогда-то восьмилетний Александр впервые ушел от реальности — в притягательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Эта вымышленная жизнь оказалась куда интересней: бескрайний морской простор, непролазные чащи джунглей, справедливая сила героев навсегда покорили мальчишку. Возвращаться к действительности совсем не хотелось...

Когда Саше исполнилось девять, отец купил ему ружье — старое, шомпольное, за рубль. Подарок отрешил подростка от еды, питья и на целые дни увел в лес. Но не только добыча влекла паренька. Он полюбил шепот деревьев, запах травы, сумрак зарослей. Здесь никто не сбивал с мысли, не портил грез. А стрелять — невелика наука. Порох — с ладони, пыж — из бумаги, дробь — на глазок, без номера. И летели пух и перья — галок, дятлов, голубей... Дома съедалось всеми все.

В тот же год недоросля отдали в Вятское земское реальное училище. Овладевать знаниями — дело трудное и неровное. Отличными успехами отмечались закон Божий с историей, пятеркой с плюсом — география. Арифметику самозабвенно решал отец-счетовод. Зато по остальным предметам в журнале маячили двойки да колы...

Так и проучился несколько лет, пока не выгнали. Из-за поведения: дернул черт рифмы плести, ну и сварганил стишок о любимых учителях. За вирши и поплатился...

Потом было городское четырехлетнее училище, в предпоследний класс которого Александра устроил отец. Здесь новый ученик выглядел одиноким энциклопедистом, но со временем опять дважды оказался исключаем — за хорошие за всякие дела...

Восстановили ослушника только по милости Божьей. Зато последние месяцы Гриневский отучился старательно: узнал, что аттестат об окончании заведения открывает дорогу в мореходные классы.

Наконец — вот она, дорога в большой, манящий, неизвестный мир! За плечами — шестнадцать лет, в кармане — 25 рублей. Их дал отец. Еще пилигрим взял харч, стакан, чайник и одеяло с подушкой.

Пароход отчалил, забирая на быстрину. Сестры завыли, младший брат зашмыгал носом. Отец долго щурился против солнца, провожая глазами путешественника. А тот, преисполненный взволнованной открытости новизне, уже забыл про дом. Все мысли занял океан с парусами на горизонте...

Одесса потрясла юного жителя Вятки: улицы, засаженные акациями, или робиниями, купались в солнечном свете. Увитые зеленью кофейни на террасах и комиссионные магазины с экзотическими товарами теснили друг друга. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. И за всей этой суетой величаво дышало море. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей. А когда очередное судно направлялось в поблескивающие голубые объятия дальней дали, море словно бы передавало его небу — там, за горизонтом. Такой эффект лишь усиливал впечатление причастности обеих стихий Высшему Промыслу.

...Но это издали. Вблизи преобладала горькая проза. Обойдя весь порт, Александр нигде не смог наняться на корабль. Лишь один помощник капитана участливо предложил:

— Могу взять юнгой...

Однако новичок уже знал, что ученикам не платят — наоборот, с них берут за питание. Знакомство с прекрасным будущим окончилось ночлежным подвалом. Здесь роились грузчики с босяками, зато постой был копеечным. Паренек начал было выпытывать у безработных матросов-соседей про дальние страны, ужасные тайфуны, дерзких пиратов... Но те, будто договорясь, сводили ответы к деньгам, пайкам и дешевым арбузам.

...Со временем у юного искателя дальних странствий сложился привычный маршрут: босяцкая столовая — порт — бульварная скамья. Скуку разгоняло пятиразовое купание за волноломом — пока однажды, забывшись, пловец чуть не утонул. Невесть как разгулялась волна, и он, уже обессиленный, не мог выбраться на опустевший берег. Лишь 99-й вал милостиво зашвырнул бедолагу на сушу, взяв плату его нехитрой одежонкой. Так, в чем мать родила, и пришлось шнырять по причалам! Какой-то грузчик пожалел, ссудил обносками...

Через два месяца, наконец, повезло: Александра взяли юнгой на пароход «Платон». Восемь с половиной рублей за ученичество телеграфом выслал отец. Наука началась от азов: бывалые матросы посоветовали глотать якорную грязь — спасает при морской болезни. Юнга с готовностью повиновался всем, но... Так и не научился вязать узлы, свивать лини, сигналить флажками. Даже «отбивать склянки» не получалось — из-за отсутствия резкого двойного удара в обе стороны колокола-рынды.

За все плавание Сашик ни разу не спустился в машинное отделение — что уж говорить о названиях парусов, снастей, такелажа, рангоута. Парня держал плен собственных представлений о морской жизни...

Плавание на «Платоне» сменилось прежним никчемным существованием, осложненным надвигающимися холодами. Однообразные серые недели складывались в месяцы.

Предложение сходить в Херсон «матросом за все» показалось волшебной музыкой в гробовой тиши. Судно — парусная шлюпка «Святой Николай»; команда — судовладелец, он же шкипер, и его сын; груз — черепица. Плата — шесть рублей. Выбирать не приходилось.

Рейс был тяжелым. Грин кашеварил, рубил дрова, стоял вахты и спал на голых досках под мокрым тряпьем. А вокруг насвистывал ветер при четырехградусном холоде. Но море было так близко, дали так чисты, а дельфины, резвясь, так мило поглядывали!..

В Херсоне Александр потребовал расчет. Оказалось, он еще должен за раздавленную в беготне черепицу. В итоге стороны расстались, каждая при своем. В Одессу Грин вернулся безбилетником на какой-то посудине.

...Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль «Цесаревич», принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни. Ни Сахары, ни львов Александр в Египте не увидел. Выйдя на окраину города, оступился в арык с мутной водой, посидел на пыльной обочине, помечтал... А потом вернулся в порт: время поджимало. Так завершилась его африканская эпопея. Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками. После Одессы он вернулся на родину, в Вятку — опять к случайным заработкам. Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки...

Через год Александр оказался в Баку, где первым делом подхватил малярию. Эта хворь надолго привязалась к писателю.

Краткосрочная работа на нефтепромыслах сменилась долгим нищенским бездействием; рыбацкая карьера и вовсе длилась неделю: подкосила лихорадка. Недолго проплавав матросом, Грин опять вернулся к отцу...

А весной подался на Урал — за золотыми самородками. Но там, как и везде, мечты оборачивались суровой действительностью. Горы, поросшие синим лесом, берегли свои золотые жилы. Зато пришлось вдоволь намучиться в рудниках, шахтах и депо.

Черная работа у домен, на лесосеках и сплаве. Отдых на казарменных нарах, где рядом, вместо тропического солнца, краснела железная печка...

Гриневский решил добровольно вступить в царскую армию — это был акт отчаяния... Весной 1902 года юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Сохранилось одно казенное описание его наружности той поры. Такие данные, между прочим, приводятся в описании:

Рост — 177,4. Глаза — светло-карие. Волосы — светло-русые.

Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса...

Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Строптивого солдата примечает некий вольноопределяющийся и принимается усердно снабжать его эсеровскими листовками и брошюрами. Грина тянуло на волю, и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей.

Пензенские эсеры помогли ему бежать из батальона вторично, снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. Вторичный побег, да еще отягченный связью с эсерами, стоил Гриневскому двухлетнего тюремного срока. А неудачная третья попытка оставить неволю закончилась бессрочной сибирской ссылкой...

В 1905 году 25-летний Александр бежал и добрался до Вятки. Там он и жил по украденному паспорту, под фамилией Мальгинов, до самых Октябрьских событий.

«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»

Долго и болезненно Александр Степанович искал себя как писателя... Он начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету...

С особой любовью вспоминал Грин об уральском богатыре-лесорубе Илье, который обучал его премудростям валки леса, а зимними вечерами заставлял рассказывать сказки. Жили они вдвоем в бревенчатой хижине под старым кедром. Кругом дремучая чащоба, непроходимый снег, волчий вой, ветер гудит в трубе печурки... За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Афанасьева и принялся импровизировать, сочинять сказки сам, воодушевляясь восхищением своей «постоянной аудитории». И, кто знает, может быть, там, в лесной хижине, под вековым кедром, у веселого огня печурки и родился писатель Грин...

В 1907 году вышла в свет его первая книга — «Шапка-невидимка». В 1909-м напечатали «Остров Рено». Потом были другие работы — более чем в ста периодических изданиях...

Выкристаллизовался и псевдоним автора: А. С. Грин. (Сперва были — А. Степанов, Александров и Гриневич — литературный псевдоним был необходим писателю. Появись в печати подлинная фамилия, его сразу же водворили бы в места не столь отдаленные).

В послереволюционном Петрограде М. Горький выхлопотал писателю-нелегалу комнату в Доме искусств и академический паек... И Грин был теперь не один: он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах. Ей он посвятил бессмертную феерию «Алые паруса» — книгу, утверждающую силу любви, человеческого духа, «просвеченнуя насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса...

В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна (очень советуем её замечательные воспоминания о Грине) переехали из Петрограда в Феодосию (она идёт на «спасительную хитрость», чтобы отдалить мужа от затягивающей богемы: симулирует сердечный приступ и получает «заключение» врача о необходимости переменить место жительства).

...Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).

Крымский период творчества Грина стал как бы «болдинской осенью» писателя, в эту пору он создал, вероятно, не менее половины всего им написанного. Его комнату занимали только стол, стул и кровать.

А на стене, против изголовья, красовалась просоленная деревянная скульптура из-под бушприта некоего парусника. Корабельная дева провожала писателя ко сну и встречала на рассвете. Грин окунулся в свой выстраданный сказочный мир...

Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда». Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди...

Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о неизученности и могуществе природы, о самопожертвовании, мужестве — героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его «Автобиографическая повесть», где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Писатель скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму.

Последним неоконченным произведением писателя был роман «Недотрога» — роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле. «До конца дней моих, — писал Грин, — я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения».

На гористом старокрымском кладбище, под сенью старой дикой сливы, лежит тяжелая гранитная плита. У плиты скамья, цветы. На эту могилу приходят писатели, приезжают читатели из дальних мест...

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.» — Д. Гранин

«Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки.» — М. Шагинян.

«Александр Грин — писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.» — Вера Кетлинская.

В 1960-х годах, на волне нового романтического подъема в стране, Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя (до этого, в разгар кампании против «безродных космополитов», книги писателя были вычеркнуты из планов издательств, не выдавались в библиотеках)... Теперь же были открыты библиотеки и школы его имени, основаны Дома-музеи Грина в Феодосии, Старом Крыму и Вятке...

И эта любовь не угасает по сей день... Сперва в Крыму, а в августе 2000 года — к 120-летию со дня рождения Александра Грина — и на родине писателя, в г. Кирове (Вятка), на набережной, носящей его имя, был торжественно открыт бюст писателя.

Творчество Грина — черточка лица эпохи, частица ее литературы, притом частица особенная, единственная... В 2000 г. учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, она присуждается ежегодно «за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды», среди лауреатов этой премии — Кир Булычев и Владислав Крапивин. «Выдуманная писателем, никогда не существовавшая на географических картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и художественно совершенная, также пронизывающая почти все главные произведения фантастика (в широком спектре — от НФ до фэнтези, готического романа и «лит-ры ужасов») и общая романтическая недосказанность, — позволяют считать Грина одним из основоположников современной фантастической литературы... недооцененным при жизни...» — А. Бритиков

Произведения Александра Грина любимы и уже сто лет тревожат сердца читателей...

«Нет ни чистой, ни смешанной фантастики. Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном.» — Александр Грин


Похожие авторы:

Сортировка:

Александр Грин. Участие в межавторских проектах

  Буриме // межавторский цикл  
7.56 (34)
-
  • Романы
7.62 (39)
-
3 отз.
8.18 (33)
-
2 отз.

Александр Грин. Романы

8.09 (666)
-
27 отз.
8.10 (655)
-
15 отз.
  1925 Сокровище африканских гор [В сокращении называется «Вокруг центральных озёр» (повесть), 1927 г.]  
7.62 (82)
-
2 отз.
8.40 (1226)
-
31 отз.
7.76 (160)
-
8 отз.
8.48 (374)
-
10 отз.

Александр Грин. Повести

7.97 (155)
-
5 отз.
7.62 (80)
-
4 отз.
8.23 (46)
-
2 отз.
  1923 Алые паруса [повесть-феерия]  
8.44 (1956)
-
89 отз.
  1927 Вокруг центральных озёр [Cокращенный вариант романа Сокровище африканских гор (1925 г.)]  
8.09 (33)
-
8.35 (69)
-
3 отз.
  1961 Ранчо «Каменный столб» [повесть для детей]  
8.07 (67)
-
1 отз.

Александр Грин. Рассказы

7.60 (71)
-
  1906 В Италию  
7.70 (125)
-
4 отз.
7.65 (80)
-
3 отз.
7.59 (127)
-
3 отз.
  1907 Кирпич и музыка  [= Столкновение]  
7.70 (126)
-
7 отз.
  1907 Любимый  
7.48 (106)
-
2 отз.
  1907 Марат  
7.51 (115)
-
6 отз.
  1907 На бирже  
6.96 (28)
-
1 отз.
7.44 (100)
-
3 отз.
  1907 Ночь  [= Подземное]  
7.48 (90)
-
2 отз.
  1907 Случай  [= Прусский разъезд]  
7.64 (109)
-
4 отз.
  1908 Горбун  
7.40 (49)
-
1 отз.
  1908 Гость  
7.16 (97)
-
1 отз.
  1908 Ерошка  
7.38 (87)
-
2 отз.
  1908 Игрушка  
7.60 (89)
-
1 отз.
  1908 Капитан  
7.82 (53)
-
1 отз.
  1908 Карантин  
7.93 (104)
-
4 отз.
  1908 Лебедь  
7.63 (88)
-
3 отз.
7.48 (91)
-
1 отз.
7.35 (162)
-
5 отз.
  1908 Наказание  [= Каюков]  
7.62 (70)
-
2 отз.
  1908 Приключение [часть рассказа «Рай»]  
7.64 (36)
-
  1908 Рука  
7.76 (104)
-
5 отз.
  1908 Телеграфист из Медянского бора  [= Телеграфист]  
7.37 (76)
-
2 отз.
7.70 (88)
-
3 отз.
7.40 (62)
-
3 отз.
  1908 Убийца  [= Страшный злодей]  
7.76 (42)
-
7.35 (80)
-
2 отз.
  1909 Барка на Зелёном канале  [= Ловушка для крыс]  
7.57 (69)
-
1 отз.
6.91 (121)
-
4 отз.
7.59 (44)
-
1 отз.
  1909 Кошмар  
7.43 (79)
-
  1909 Маленький заговор  [= История одного заговора]  
7.63 (80)
-
2 отз.
  1909 Маньяк  
7.71 (58)
-
1 отз.
  1909 Ночлег  [= Конец одного самоубийцы; Конец]  
7.26 (74)
-
1 отз.
8.18 (123)
-
4 отз.
  1909 Она  [= Игра света]  
7.36 (124)
-
4 отз.
7.71 (119)
-
7 отз.
  1909 Петух  [= Интермедия] [часть рассказа «Наследство Пик-Мика»]  
7.23 (71)
-
1 отз.
6.72 (25)
-
  1909 Происшествие в улице Пса  [= Происшествие на улице Пса]  
7.48 (149)
-
5 отз.
  1909 Рай  
7.23 (87)
-
3 отз.
  1909 Событие  [= Событие моряка] [часть рассказа «Наследство Пик-Мика»]  
7.22 (64)
-
1 отз.
  1909 Циклон в Равнине Дождей  [= Циклон]  
7.35 (89)
-
3 отз.
  1909 Штурман «Четырёх ветров»  [= Штурм «Четырёх ветров», Штурманъ "Четырёхъ вѢтровъ"]  
7.52 (138)
-
4 отз.
  1910 Арвентур [часть рассказа «Наследство Пик-Мика»]  
7.53 (73)
-
3 отз.
  1910 В разливе  [= Бытовое явление; На реке]  
7.21 (24)
-
  1910 В снегу  
7.44 (92)
-
2 отз.
  1910 Вечер [часть рассказа «Наследство Пик-Мика»]  
7.09 (63)
-
2 отз.
  1910 Возвращение «Чайки»  [= Серебро Юга]  
7.35 (86)
-
  1910 Дуэль  
7.44 (75)
-
2 отз.
  1910 Жемчуг  
5.89 (9)
-
  1910 Имение Хонса  [= Море блаженства]  
7.32 (98)
-
2 отз.
7.79 (123)
-
5 отз.
7.85 (84)
-
3 отз.
  1910 Марионетка  [= Дуэль]  
7.36 (33)
-
1 отз.
7.29 (45)
-
1 отз.
7.24 (45)
-
  1910 Находка  
7.13 (43)
-
2 отз.
7.52 (23)
-
  1910 Пороховой погреб  [= Пришёл и ушёл]  
7.61 (78)
-
1 отз.
7.96 (117)
-
3 отз.
  1910 Рассказ Бирка  [= Рассказ Бирка о своём приключении]  
7.60 (96)
-
1 отз.
  1910 Река  
7.12 (76)
-
1 отз.
7.00 (1)
-
  1910 Смерть Ромелинка  [= Смерть]  
7.05 (152)
-
4 отз.
  1910 Тайна леса  [= В лесу]  
7.60 (74)
-
2 отз.
7.17 (47)
-
2 отз.
7.62 (68)
-
1 отз.
7.58 (100)
-
3 отз.
8.15 (264)
-
7 отз.
7.23 (96)
-
3 отз.
  1911 Слова  
7.53 (36)
-
2 отз.
7.33 (48)
-
1 отз.
7.96 (159)
-
4 отз.
7.57 (71)
-
1 отз.
  1912 Из памятной книжки сыщика [Рассказ-пародия]  
7.51 (33)
-
7.68 (77)
-
2 отз.
7.28 (117)
-
3 отз.
  1912 Пассажир Пыжиков  [= Заяц; Тоскливый заяц]  
7.30 (80)
-
2 отз.
7.65 (61)
-
2 отз.
7.21 (42)
-
2 отз.
7.85 (89)
-
1 отз.
7.71 (99)
-
3 отз.
  1912 Тяжёлый воздух  [= Летчик Киршин]  
7.16 (66)
-
7.53 (56)
-
  1913 Авантюра  
7.19 (26)
-
  1913 Балкон  
6.94 (16)
-
7.43 (112)
-
  1913 Глухая тропа  [= Глухая тревога]  
7.27 (70)
-
1 отз.
7.32 (65)
-
3 отз.
  1913 Далёкий путь  [= Горные пастухи в Андах]  
7.27 (50)
-
7.78 (76)
-
3 отз.
  1913 Жизнеописания великих людей  [= Маленькие могилы]  
7.11 (60)
-
3 отз.
8.22 (120)
-
1 отз.
7.39 (71)
-
7.73 (75)
-
2 отз.
  1913 Наивный Туссалетто  [= Грозное поручение]  
7.26 (51)
-
1 отз.
7.05 (117)
-
4 отз.
7.79 (87)
-
3 отз.
7.73 (33)
-
8.14 (126)
-
3 отз.
7.61 (90)
-
1 отз.
  1913 Табу  
7.55 (66)
-
7.64 (57)
-
1 отз.
7.32 (76)
-
7.23 (71)
-
7.18 (22)
-
  1914 Забытое  [= Воспоминание на экране]  
7.55 (73)
-
2 отз.
7.67 (114)
-
3 отз.
7.62 (94)
-
1 отз.
  1914 Золотой пруд  [= Золотое озеро]  
7.76 (74)
-
7.99 (38)
-
1 отз.
8.17 (45)
-
7.82 (22)
-
7.96 (64)
-
1 отз.
7.05 (19)
-
7.33 (21)
-
7.52 (95)
-
2 отз.
  1914 Поединок  
8.14 (29)
-
  1914 Покаянная рукопись  [= Как силач Ганс Пихгольц сохранил алмазы герцога Поммерси]  
7.62 (79)
-
7.00 (3)
-
  1914 Происшествия в квартире г-жи Сериз  [= Происшествие в квартире г-жи Сериз]  
7.66 (62)
-
  1914 Редкий фотографический аппарат  [= Огненная стрела; Предательское пятно]  
7.75 (112)
-
4 отз.
7.17 (23)
-
7.71 (21)
-
7.12 (24)
-
7.57 (80)
-
2 отз.
8.04 (23)
-
7.45 (22)
-
  1914 Эпизод при взятии форта Циклоп  [= Эпизод из взятия форта Циклоп]  
7.85 (94)
-
2 отз.
7.55 (22)
-
  1915 Акула  
7.00 (21)
-
  1915 Алмазы  
7.48 (21)
-
7.45 (20)
-
  1915 Атака  
7.77 (43)
-
7.59 (79)
-
1 отз.
7.00 (23)
-
7.05 (20)
-
6.74 (19)
-
6.74 (19)
-
7.44 (52)
-
6.52 (21)
-
6.68 (19)
-
7.15 (20)
-
7.87 (149)
-
4 отз.
6.72 (18)
-
7.14 (21)
-
6.44 (18)
-
  1915 Голос и звуки  [= Голоса и звуки]  
6.48 (21)
-
7.87 (15)
-
6.80 (20)
-
6.95 (20)
-
7.29 (76)
-
1 отз.
7.55 (31)
-
7.27 (22)
-
7.39 (43)
-
7.48 (56)
-
  1915 Игра  
6.80 (20)
-
  1915 Игрушки  
7.93 (68)
-
6.84 (19)
-
8.00 (102)
-
4 отз.
8.34 (171)
-
3 отз.
7.56 (48)
-
7.30 (23)
-
6.68 (22)
-
7.41 (47)
-
7.00 (19)
-
7.05 (19)
-
7.68 (60)
-
2 отз.
6.47 (15)
-
7.18 (57)
-
3 отз.
  1915 Над бездной  [= Выступ скалы]  
8.23 (30)
-
7.41 (81)
-
2 отз.
7.80 (20)
-
7.02 (54)
-
1 отз.
  1915 Ночью  
6.88 (17)
-
  1915 Ночью и днём  [= Больная душа]  
7.67 (107)
-
5 отз.
7.21 (19)
-
7.37 (19)
-
  1915 Остров  
6.80 (25)
-
7.11 (18)
-
7.61 (44)
-
7.59 (58)
-
3 отз.
6.31 (16)
-
7.24 (17)
-
  1915 Подаренная жизнь  [= Игрок; Наёмный убийца]  
7.59 (58)
-
2 отз.
7.76 (77)
-
2 отз.
8.16 (42)
-
7.32 (22)
-
7.60 (82)
-
  1915 Путь  
7.69 (83)
-
6.65 (17)
-
7.22 (18)
-
6.94 (17)
-
6.62 (16)
-
6.56 (18)
-
7.83 (24)
-
6.87 (23)
-
7.00 (17)
-
8.41 (17)
-
  1915 Синий волчок  [= Волчок]  
8.26 (31)
-
6.29 (21)
-
7.68 (19)
-
7.26 (23)
-
6.94 (17)
-
7.30 (20)
-
6.33 (18)
-
8.21 (51)
-
1 отз.
7.48 (57)
-
7.80 (51)
-
7.41 (17)
-
  1915 Три пули  
7.47 (17)
-
7.61 (104)
-
8.10 (30)
-
1 отз.
7.83 (29)
-
7.60 (69)
-
7.12 (16)
-
6.71 (17)
-
7.50 (22)
-
7.17 (18)
-
7.30 (20)
-
7.24 (17)
-
6.89 (19)
-
1 отз.
8.10 (118)
-
4 отз.
  1916 Воскресение Пьера  [= Пьер и Суринэ; Суринэ]  
7.84 (57)
-
1 отз.
7.89 (18)
-
7.89 (18)
-
  1916 Захват знамени [Под псевдонимом А.С.Г.]  
6.95 (20)
-
  1916 Идиот  
7.90 (20)
-
7.73 (84)
-
3 отз.
  1916 Лабиринт  
7.82 (28)
-
1 отз.
7.30 (117)
-
3 отз.
8.18 (22)
-
1 отз.
7.94 (17)
-
  1916 Огонь и вода  [= Невозможное — но случилось]  
7.83 (83)
-
2 отз.
  1916 Отравленный остров  [= Сказка далёкого океана]  
7.94 (91)
-
2 отз.
8.08 (61)
-
1 отз.
7.35 (17)
-
  1916 Романтическое убийство  [= Меблированный дом]  
7.24 (29)
-
8.00 (77)
-
2 отз.
8.40 (233)
-
5 отз.
7.35 (96)
-
1 отз.
7.72 (18)
-
1 отз.
  1916 Танец  
7.31 (16)
-
7.06 (16)
-
7.05 (20)
-
8.06 (77)
-
3 отз.
7.44 (16)
-
  1917 Враги  
7.84 (69)
-
2 отз.
  1917 Враги [из коротких рассказов]  
8.21 (24)
-
1 отз.
  1917 Главный виновник  [= Эрна]  
8.00 (19)
-
7.35 (20)
-
1 отз.
7.67 (18)
-
7.89 (18)
-
  1917 Маятник души  [= Возвращение]  
6.00 (1)
-
  1917 Мрак  
6.77 (22)
-
7.18 (76)
-
  1917 Оргия  
7.82 (17)
-
7.24 (17)
-
  1917 Покой  
7.56 (16)
-
8.10 (61)
-
3 отз.
  1917 Рене  
7.68 (76)
-
1 отз.
7.53 (15)
-
7.67 (18)
-
7.71 (17)
-
8.13 (115)
-
4 отз.
  1917 Струя  [= Сказка о слепой рыбе]  
8.50 (10)
-
  1917 Торговцы  
7.56 (16)
-
8.21 (19)
-
  1917 Узник «Крестов»  [= Цензурно-нецензурный анекдот]  
7.30 (42)
-
1 отз.
7.70 (156)
-
3 отз.
7.76 (17)
-
7.41 (27)
-
1 отз.
  1917 Шедевр  
7.91 (23)
-
7.62 (24)
-
  1918 Ату его!  
7.31 (16)
-
  1918 Борьба со смертью  [= Вырванное жало]  
8.34 (84)
-
2 отз.
7.40 (15)
-
7.53 (17)
-
8.05 (20)
-
  1918 Вперёд и назад [феерический рассказ]  
8.28 (98)
-
2 отз.
7.42 (19)
-
7.18 (17)
-
  1918 Карнавал  
7.63 (19)
-
7.81 (76)
-
3 отз.
  1918 Колосья  
7.68 (22)
-
7.22 (18)
-
7.85 (13)
-
  1918 Нож и карандаш  [= Талант]  
7.54 (47)
-
7.90 (76)
-
3 отз.
  1918 Пустяки  
7.61 (18)
-
  1918 Разговор  
7.44 (18)
-
6.89 (18)
-
8.04 (95)
-
4 отз.
7.89 (19)
-
7.46 (13)
-
7.61 (77)
-
2 отз.
7.67 (71)
-
1 отз.
  1921 Гриф  
7.63 (42)
-
7.98 (129)
-
6 отз.
7.78 (81)
-
2 отз.
7.35 (17)
-
  1922 Канат  
7.62 (75)
-
3 отз.
  1922 Корабли в Лиссе  [= Битт-Бой, приносящий счастье]  
8.54 (220)
-
5 отз.
7.95 (20)
-
7.35 (23)
-
7.78 (137)
-
3 отз.
7.44 (18)
-
7.65 (17)
-
7.97 (31)
-
7.59 (96)
-
2 отз.
7.66 (78)
-
2 отз.
8.03 (128)
-
1 отз.
  1923 Ива  
7.39 (91)
-
7.89 (65)
-
1 отз.
7.22 (88)
-
2 отз.
7.53 (69)
-
7.71 (112)
-
7 отз.
7.31 (53)
-
7.80 (30)
-
8.01 (138)
-
4 отз.
8.09 (194)
-
11 отз.
6.63 (116)
-
3 отз.
  1924 Безногий  
7.64 (80)
-
2 отз.
7.31 (71)
-
1 отз.
7.65 (86)
-
7.86 (77)
-
7.73 (91)
-
7.97 (101)
-
4 отз.
7.85 (52)
-
1 отз.
7.44 (77)
-
2 отз.
  1924 Крысолов  
8.49 (402)
-
16 отз.
7.61 (65)
-
  1924 Обезьяна  [= Обезьяна-сопун]  
7.86 (67)
-
1 отз.
7.93 (54)
-
2 отз.
7.65 (20)
-
8.02 (43)
-
1 отз.
8.00 (96)
-
2 отз.
8.01 (198)
-
9 отз.
7.73 (119)
-
1 отз.
8.28 (102)
-
1 отз.
7.82 (136)
-
6 отз.
  1926 Змея  
7.70 (83)
-
1 отз.
7.73 (71)
-
8.25 (90)
-
1 отз.
7.71 (73)
-
1 отз.
7.73 (67)
-
8.30 (10)
-
1 отз.
7.61 (99)
-
2 отз.
7.84 (71)
-
  1927 Фанданго  
8.38 (234)
-
9 отз.
7.94 (33)
-
  1928 Акварель  
8.12 (139)
-
5 отз.
8.43 (182)
-
6 отз.
7.72 (18)
-
7.91 (72)
-
5 отз.
7.91 (77)
-
1 отз.
7.96 (74)
-
3 отз.
  1929 Измена  
7.95 (57)
-
2 отз.
  1929 Мошкара [под псевдонимом А. Г-н]  
6.43 (7)
-
7.96 (26)
-
7.85 (56)
-
8.55 (273)
-
12 отз.
  1930 Молчание  
8.08 (36)
-
7.00 (3)
-
7.55 (81)
-
1 отз.
8.45 (181)
-
5 отз.
  1933 Пари  
7.58 (92)
-
3 отз.
8.33 (12)
-
  1960 Встречи и заключения  [= Встречи и приключения]  
7.70 (51)
-
4 отз.
7.50 (16)
-
7.59 (17)
-
8.00 (15)
-
7.12 (8)
-
8.21 (24)
-
  2017 Бродяга  
5.50 (6)
-

Александр Грин. Поэзия

  1909 Мотыка  
8.33 (3)
-
5.00 (2)
-
-
8.00 (3)
-
7.50 (4)
-
  1914 Лубок  
7.00 (2)
-
  1914 Тайны руки [фельетон в стихах]  
7.75 (4)
-
6.50 (2)
-
-
  1915 Звери о войне [фельетон в стихах]  
7.00 (2)
-
-
  1915 Эстет и щи [басня]  
8.00 (1)
-
  1915 Работа  
7.75 (8)
-
7.58 (12)
-
  1917 ЛИ  
6.75 (4)
-
-
-
-
-
-
7.64 (11)
-
7.73 (11)
-
  1924 Джон Манишка  [= «Не шуми, океан, не пугай...»; «Не ворчи, океан, не пугай...»]  
7.82 (11)
-
5.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  2021 «11»  
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
-
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
5.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  2021 Праздник  
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
9.10 (21)
-
2 отз.

Александр Грин. Пьесы

-
8.67 (6)
-

Александр Грин. Статьи

9.75 (4)
-
9.00 (7)
-
5.33 (3)
-
9.75 (4)
-
  1965 Размышления над «Алыми парусами»  [= Сочинительство всегда было внешней моей профессией]  
8.25 (20)
-

Александр Грин. Эссе

3.00 (2)
-

Александр Грин. Очерки

7.00 (2)
-
  1917 Монолог  
4.00 (1)
-

Александр Грин. Сборники

7.90 (53)
-
2 отз.
8.17 (50)
-
8.75 (41)
-
8.42 (42)
-
8.50 (36)
-
8.37 (30)
-
8.59 (42)
-
8.64 (39)
-
1 отз.
8.83 (18)
-
8.80 (30)
-
8.78 (36)
-
8.64 (28)
-
1 отз.
8.87 (31)
-

Александр Грин. Отрывки

8.57 (7)
-
8.18 (33)
-
2 отз.
8.71 (17)
-

Александр Грин. Прочие произведения

  1914 «Я думаю, что появится усовершенствованная пишущая машинка...»  [= Что будет через 200 лет] [ответ на анкету "Жизнь через 200 лет"]  
9.50 (2)
-
  1914 В защиту немцев [фельетон в стихах]  
-
  1914 Журналист в беде [басня]  
-
  1914 Знай наших [басня]  
7.00 (1)
-
  1914 Отрывок из Фауста [фельетон в стихах]  
7.00 (1)
-
-
  1914 Чёрный хрусталь сипая [святочный рассказ]  
6.17 (6)
-
  1915 Князь Бюлов [фельетон в стихах]  
-
  1915 Своего рода анкета [фельетон в стихах]  
-
  1915 Тайна Диего [рассказ в стихах]  
-
  1917 Волдырь, или Добрый папа [фельетон-памфлет]  
6.40 (5)
-
7.00 (5)
-
  1918 Рапсодия [стихотворение в прозе]  
6.20 (5)
-
  1919 Фабрика Дрозда и Жаворонка [рассказ в стихах]  
5.50 (4)
-
9.33 (12)
-
10.00 (2)
-
  1930 История одного ястреба [рассказ-быль]  
8.89 (9)
-
1 отз.
  2012 Письма  
6.50 (2)
-
1 отз.

Александр Грин. Незаконченные произведения

  1936 Недотрога (роман, не закончен)  
8.17 (18)
-
1 отз.
  Хар-Датаг [повесть о Карадаге] (повесть, не закончена)  
7.50 (8)
-

Александр Грин. Неопубликованное

  1906 Солдаты (рассказ, не закончен, не опубликован)  
 
  1921 Алголь — звезда двойная (роман, не закончен, не опубликован)  
 
  1922 Повесть о лейтенанте Шмидте (повесть, не опубликована)  
 
  1924 Король мух (роман, не закончен, не опубликован)  
 
  1933 Тюремная старина (рассказ, не закончен, не опубликован)  
 
  1970 Таинственный круг (роман, не закончен, не опубликован)  
 
1 отз.


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Избранные ссылки на сайты, посвященные жизни и творчеству А.С. Грина: http://www.museum.ru/grin/links.html.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — SoN, Ginger, tevas

  • Куратор библиографии — kerigma


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  •   Лингвистический профиль Александра Грина

    Словарный запас автора — средний. Длина предложений — большая. Диалоги используются умеренно. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует крайне редко. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — также крайне редко.

    ⇑ Наверх