Виктор Колупаев отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Колупаева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 239

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 22 ]  +

ahmen1983, 19 июля 2016 г. в 07:54

«Примитивно и дерьмово изложенная мораль строителя коммунизма. За автора стыдно: понятно, что хотелось печататься!. Но не откровенной же проституцией и ходульным лицемерием этого достигать! А ведь талантливый был человек!»

Книга вся проникнута ВЕРОЙ в то, что он пишет. Как и все шестидесятники — он искренне верил в коммунизм. И это позволяло ему решать сложные этические проблемы, встающие перед героями его книг. Интересно, что сегодня — мы не верим. Вообще ни во что, кроме личного преуспевания. И не способны поверить в то, что верят (верили) другие. Именно поэтому потенциальные проститутки и лицемеры так спешат обвинить других в проституции и лицемерии. Так им проще скрывать от самих себя ...собственное ничтожество.

Автор искренне верит в человека. За что ему огромный плюс.

В доброту.

В то, что человечество имеет общую цель своего существования, и что цель эта может быть достигнута.Целая плеяда малых писателей того времени верила в это — и в сердцах советских детей поселялся свет. Биленкин, Назаров, Колупаев...

Фирменный поезд — замечательное, проникнутое светом и задумчивостью действо, напоминающее Понедельник начинается в субботу.

И очень обидно, что сегодня так писать невозможно. Люди опаскудились и поглупели.

«Настройщик роялей»
–  [ 22 ]  +

Sawwin, 31 марта 2008 г. в 07:20

В хорошем рассказе всегда два дна. Поверху -- славная, хотя и немудрящая история о волшебном настройщике роялей, который настраивает инструменты в такт душе того, кто на нём играет. Всё ясно, понятно и слегка карикатурно. Именно так следует писать для детей. Хотя и во внешнем слое есть свои изюминки: например, бабушка достаёт маслёнку и молоток, а потом, проникнувшись, тихонько-тихонько прячет их.

Второй слой рассказа уже о другом. Концовка, которую дети могут воспринять, как историю о некоем Деде Морозе, на самом деле не о том. Настройщик, уже за бесплатно, работает с теми детишками, у которых ни рояля, ни пианино нет, да и не будет. И незаметно уходит, когда видит, что детишки настроены на нужную ноту. Здесь тоже своя изюминка -- десятка, которую настройщик берёт со всех обеспеченных, независимо от того, нужен им инструмент или нет. Просто одни отдают деньги с готовностью, а другим до смерти жалко этого чирика. Но здесь мы снова переходим на первый уровень восприятия.

А ещё глубже, на третьем уровне, то, о чём написала в своём отзыве irish. Мне, не знающему теории музыки, и невдомёк было, что сюжет рассказа построен по принципу музыкального произведения. Вот так пишутся хорошие рассказы.

Оценка : 9
«Толстяк» над миром»
–  [ 16 ]  +

Ev.Genia, 18 июня 2015 г. в 13:19

На мой взгляд по одной только фразе ,, Милости просим'' можно понять, что Автор не иностранец. Конечно можно ещё сказать ,, Добро пожаловать'' – и это тоже вежливая форма приглашения. Но ,,милости просим'' – это по–нашему. И кто бы мог подумать, что такое вежливое и доброе приглашение в гости может быть расценено как–то иначе, не приглашением, и послужит сигналом для попытки завоевать столь гостеприимную планету, как наша. А именно такой она и будет представлена: гостеприимной, доброжелательной, всепрощающей и всепонимающей.

Крейсер ,, Толстяк'' с планеты Тола впервые столкнулся с обитаемой планетой и братьями по разуму. Разум — слишком редкая ценность во Вселенной, поэтому то и встречается редко. У крейсера, конечно же, есть своя стратегия — им рекомендуется немного припугнуть каждую встреченную цивилизацию. Продемонстрировать, так сказать, силу. Но и встречная Планета оказалось не просто милости просит. Экипажу ,, Толстяка'' придётся столкнуться лицом к лицу с неведомым, хитрым и стратегически подкованным врагом. И не просто будет разобраться членам экипажа во всех хитросплетениях происходящего. У некоторых произойдёт пересмотр личных и установленных ценностей, кто–то на автомате будет до конца выполнять свои обязанности, а кто–то рискнёт и попытается изменить положение.

Экипаж крейсера довольно интересен. У каждого своя роль. Задача Стратега придерживаться стратегии и установленной задачи, чем занимается Советник и так понятно, но его ли это советы или то, что он выдаёт за советы это только внушение; Тактик – вот у кого сложная задача: стратегия и тактика должны идти рука об руку, а на самом ли деле это так, ведь на корабле есть ещё и Неприметный – он довольно тёмная лошадка и его замыслы не сразу то и понятны; Звездочёт очень боится звёзд, они ему внушают страх, Оружейник хоть и любил своё дело, но Планета попалась какая то особенная и все его мысли и желания пошли по иному пути; Шкипер не любил планет – не лежит у него душа к событиям, обычно разворачивающимся на планетах – другое дело в открытом космосе; Дурашка – офицер для наказаний, а Бунтарь – такой найдётся везде и вовсе не всегда это вредит общему делу, задача Стряпуха всегда накрывать стол на тринадцать персон; а ещё есть Канонир, Умелец, Лекарь. Вот таков экипаж крейсера и ему совсем не просто придётся при встрече с Планетой и планетянами несмторя на всю подкованность и ответственному подходу к своим обязанностям. Вообще, всё действие и персонажи в том числе всю дорогу напоминали анимационный фильм.

Поначалу за персонажами было наблюдать забавно, думалось что будет какая–то ироничная или сатирическая история. Но всё оказалось вовсе не так. Автор представил довольно серьёзную историю, со сложными установками и извечными вопросами: какую позицию или установку считать верной, что такое ответственность и верность своей Родине, в данном случае планете, что такое присяга (экипаж, наверное же, её давал), как поступить, когда душа не согласна с приказом, когда разум возмущён происходящим, что делать если дома не так, как в новом месте, что делать, когда увидел и понял больше, чем другие и прочее.

Повесть занятная, читается легко и что интересно, в ней очень много диалогов. Окончание очень похоже на ,, Милости просим, гости дорогие'' с доброжелательной улыбкой и раскрытими объятьями

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(правда перед этим гостей изрядно поучили)
.

Оценка : 7
«Билет в детство»
–  [ 16 ]  +

Ev.Genia, 16 апреля 2015 г. в 13:39

Где–то есть вокзал, который не похож ни на один вокзал в мире – сюда приходят после долгих раздумий и по разным причинам. Потому что дорога отсюда для всех только в одном направлени и билет все покупают в одно место, но у каждого пункт прибытия разный и одинаковый одновременно. Каждый прибывает туда, куда именно он хотел. К себе, в своё детство. У каждого оно было своим. И главное, чтобы полноценно получить пользу и удовлетворение от такого путешествия нужно не просто желание, а настоящая необходимость и потребность встретиться с самим собой. С тем собой, который, наверное, знает о себе взрослом больше, чем сам взрослый.

И вот пассажиры едут в одном вагоне: кто–то везёт конфеты, волнительно переберая их в кульке, кто–то только мудрость своих глаз, другой едет за вдохновением, а кто–то волнуется так, что громко требует пиво и ворчит. А что везёт и чувствует тот, у кого не было детства?

И разве бывает так, что не было детства? Обычно так говорят, когда оно было трудным, тяжёлым. Но Александр вовсе не помнит своего детства. Он не помнит ничего, что было раньше: ни семьи, ни друзей, ни знакомых – никаких имён. Для него всегда существовала только работа, очень важное дело, которому он посвятил всю свою жизнь. Какова будет эта встреча с тем мальчиком в Загорске. Не просто выдержать взгляд и распросы ребёнка, который незаметно, ненавязчиво экзаменует и признать, что тот мальчишка умнее взрослого Александра – не суммой знаний, накопленной за годы, а системой мышления и способностью точно знать, что же он хочет. И для Александра главное оказаться достойным этого взгляда и оценки. И эта встреча действительно изменит и откроет новую страницу в жизни Александра – он к этому готов, ему это необходимо. И там окажется всё далеко не однозначно.

Прекрасный рассказ получился у Автора – волнительный и чувствительный. Скорее всего его возможно полновесно оценить только с возрастом. Прочувствовать, ощутить, как воспоминания о детстве, одни из самых трогательных, светлых, радостных волнуют сердце, бередят душу и, часто, до слёз. Жаль, что нельзя, как персонажам этого рассказа, купить билет в детство и реально отправиться к себе. Но с нами есть наши воспоминания, которые, я надеюсь, никогда не позволят забыть ту прекрасную пору – детство и то, о чём мечтал.

Оценка : 9
«Город мой»
–  [ 15 ]  +

БорЧ, 11 июля 2014 г. в 01:46

Перечитывал рассказ в сб. «Наши в городе»: о боги! — насколько же этот рассказ эмоционально выделяется из «наших» образца 90-х годов...

Какой прекрасный образчик старой-доброй советской фантастики. Рассказ из времён, когда читатель ждал от книги не наворотов крутого экшена, сдобренного изрядной долей трэша, а чего-то «разумного, доброго, вечного»... А писатели-фантасты (даже в жизни высококлассные физики) — были в душе убеждёнными лириками. И как не приземлёна была окружающая действительность — так хотелось верить вот в такие волшебные города «Полдня».

И это сегодня лишь вызывают недоумение строки погибшего в январе 1943 года Михаила Кульчицкого: «Уже опять к границам сизым составы тайные идут, и коммунизм опять так близок – как в девятнадцатом году» — а в 1971 ведь действительно наивно мечталось, что «вот-вот»... а на Главном павильоне ВДНХ красовалась за сотни метров видная отлитая в бронзе надпись: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

Вот такая ностальгия невольно вырисовывается...

Оценка : 9
«Билет в детство»
–  [ 14 ]  +

Лoki, 27 октября 2018 г. в 09:18

Тонкая лирика и щемящие чуство потери.

Эх. В детстве этот рассказ не воспринимался так как читаешь его сейчас. Я уже почти сравнялся по возросту с главным героем и тоже хочу купить такой билет. Уехать туда и увидеть что все еще хорошо, живы те кто был с тобо в те годы. Вспомнить все те мелкие радости, что наполняли тебя тогда как брызги искристого вина.

Эх. Детство.

Оценка : 10
«Газетный киоск»
–  [ 14 ]  +

amak2508, 22 марта 2017 г. в 09:31

Есть писатели, творчество которых очень трудно втиснуть в рамки традиционной фантастики. И один из первых в этом списке, конечно же, Виктор Колупаев. Только сейчас, через несколько десятилетий, мы начинаем по-настоящему понимать, какой необычный, какой самобытный был у него талант. Наслаждаясь его странными, неожиданными, эмоционально насыщенными вещами, мы до сих пор не можем подобрать жанр, к которому их можно было бы отнести — магический реализм, современная сказка для взрослых — все не то.... В общем странное, но увлекательное и обязательно находящее отзвук в душе и сердце читателя.

Вот и «Газетный киоск» — рассказ именно такого плана. Казалось бы, ерунда — какие-то завтрашние газеты, которые для большинства сегодняшние, да еще несколько вариантов. Но у Колупаева такие вещи выглядят так органично встроенными в ткань повествования, что просто диву даешься. Придуманный автором совершенно живой, реальный мир и сильнейший эмоциональный посыл просто не дают задумываться над такими вещами, заставляя принимать их как должное. И получается отличный рассказ с красивой идеей (правда воспринимаемый таковым далеко не всеми:( ).

Оценка : 8
«Самый большой дом»
–  [ 14 ]  +

ermolaev, 26 марта 2012 г. в 11:22

Пронзительная, щемящая, но очень светлая история о девочке, потерявшей в космосе своих родителей.

Но самое главное в рассказе не это, а мечта о таком идеальном обществе, в котором к ребенку не окажется равнодушным ни один человек. Не стоит разбираться, является ли это утопическое общество коммунистическим, или оно построено на совсем других принципах (рассказ совершенно вне политики!); не надо пытаться выявить фрейдистские комплексы главной героини (рассказ абсолютно не об этом!); бесполезно также рассуждать, достижимо ли такое общество в реальности. Это же Утопия, чистая и незамутненная мечта! А любого человека во многом характеризует то, что именно он считает идеалом, а что — ужастиком...

Оценка : 10
«Зачем жил человек?»
–  [ 14 ]  +

armitura, 15 апреля 2009 г. в 17:33

Как хорошо, когда есть такие рассказы и такие рассказчики...

«Зачем жил человек?» — удивительной красоты и глубины произведение, которое очень меня тронуло. Это история человека, который приносил красоту в мир. Который творил. Да, он не мог ни одного творения подписать своим именем, но это и неважно — без него их бы просто не было. Этот человек просто жил, любил и каждый раз старался своими словами зажечь в глазах любимой женщины маленький огонек тепла и радости. Абсолютно бескорыстно — просто потому, что любил.

И был у него сосед, человек, мечтающий о новом мотоцикле (мотороллере, машине), всю жизнь положивший на алтарь материальных ценностей... Простое противопоставление — и автор показывает, насколько любовь, чувства, радость созидания больше греют душу, чем поездка на новой машине...

Удивительно красивый рассказ с грустным и логичным финалом, который очень трогает за живое...

Оценка : 10
«Зачем жил человек?»
–  [ 13 ]  +

maxxx8721, 18 апреля 2014 г. в 22:07

Главный вопрос автор поднимает уже в самом названии. Сами понимаете, что ответить на этот вопрос не так просто, да и вообще этот вопрос больше риторический.

На конкретном примере Виктор Колупаев пытается донести читателю свое видение и побудить читателя задать этот же вопрос самому себе. Для чего в рассказе жил ГГ и для чего живет каждый, кто прочитал рассказ.

Завязка оригинальна и интересна, хотя у меня давно еще проскакивала такая мысль, а что если я сейчас что-то пишу, а кто-то, возможно, где-то далеко пишет ровно то же самое, что и я. Да и вообще делает ровно то же, что и я. Возможно ли такое? Главный герой пишет произведения, чтобы опубликоваться, однако кто-то до него уже принес в издательство свою рукопись с точно таким же содержанием написанного. Элемент фантастики, элемент загадочности, который можно было бы закрутить в остросюжетный детектив с заговорами и загадками, тем более, что Колупаев пишет просто, но интересно, однако автор взял этот момент как движущую силу произведения, но акцент сделал совершенно на другом – морали.

Прочитав отзывы, я понял, что и здесь нет единодушия во мнении, для чего жил ГГ Чесноков. Я склоняюсь к мнению, Чесноков жил для других людей. Истинное счастье не заключается в счастье лишь одного человека – истинное счастье заключается в счастье всего общества, которое окружает человека. (Если счастлив сам, то счастьем поделись с другим). Именно чувство значимости для общества, чувство небезразличия и является залогом счастья для отдельного человека. Коллективное счастье делает счастливым и каждого человека по отдельности. Единолично счастлив не будешь, особенно если оное зиждется на материальном благе. Чесноков был необходим обществу, он видел, что общество в нем нуждается, в нем нуждается его жена – именно это позволило Чеснокову не пасть духом, а продолжать заниматься творчеством, карабкаться по склонам, преодолевать трудности на пути. Ведь если существует хотя бы один читатель, которому твое творчество нравится, то значит в этом что-то есть. Творчество — это сугубо личное, духовное, идеальное, такого ни у кого нет. Противопоставление идеального и материального красной нитью проходит через весь рассказ.

Кондратюк, который постоянно выплывал у меня в образе Михаила Кокшенова, видел счастье лишь в материальном благосостоянии. Главное счастье для него – это иметь мотороллер, машину, квартиру, однако его мир рушится и он начинает понимать, что счастье нельзя потрогать руками его нужно прочувствовать. И Кондратюк чувствует себя сколь-нибудь счастливым, когда не трусится над своим транспортом в страхе угона, а делится своим пусть и материальным счастьем, когда вывозит свою семью и семью соседа на природу.

Чесноков предстает человеком-альтруистом, который ради радости других людей готов пожертвовать славой, деньгами и большими гонорарами, однако, видя положительные отзывы читателей, остается неизвестным героем, ведь это же привычка русского человека: сделать подвиг и незаметно скрыться, хотя и хочется услышать в свой адрес привселюдную похвалу. Чесноков жил для других, а не для себя, и это тоже одно из основных свойств русского человека – не зря же в русском алфавите буква «я» на последнем месте.

Оценка : 8
«Билет в детство»
–  [ 12 ]  +

god54, 31 января 2014 г. в 12:14

Эпиграфом к рассказу могла бы быть строчка из стихов Р.Рождественского «Дайте до детства плацкартный билет». Да, это песня, которую так проникновенно пела Э.Пьеха. Казалось бы простенький рассказ, но как бьет по нервам. В молодости я этого не ощущал, тогда мы не спешили, а вот сейчас, когда время спешить, потому что времени нет, он начинает пониматься: а все ли ты сделал так, как когда-то хотел? Всего ли ты достиг? Не растерял ли свои принципиальные позиции? Эх, детство, чистая пора. Сумел же автор углядеть сюжет. Обязательно для чтения, но людям постарше, чем просто детство.

Оценка : 9
«Качели Отшельника»
–  [ 11 ]  +

Darth_Veter, 27 июня 2020 г. в 23:24

Весьма неординарное произведение, прочитанное мной еще во времена благословенного ученичества. Помню, взял в библиотеке сборник «Фантастика-72» и... прочитал одним махом. Потому что первым по списку там стояла повесть Колупаева. Я по наивности думал, что там все творения приблизительно одного уровня. Увы...

Что запомнилось в «Качелях...»? Прежде всего, атмосфера Внеземелья, которая заставила меня полюбить космическую фантастику. Потом — детективная фабула, разгадка которой дается в финале произведения. Это был просто праздник какой-то! И, наконец, блестящий слог автора, который был понятен даже мне, тогда еще восьмикласснику сельской школы. Вот как нужно писать, господа современные авторы (едва удержался, чтобы не обозвать вас иным эпитетом)!

Раскрывать сюжет не буду, т.к. на нем вся фабула и построена. Спойлеры недопустимы в произведениях такого рода! Читайте — и обрящете...

А кому читать-то? Ну, если восьмиклассник-хорошист в конце 70-х все прекрасно понял, то... Делайте выводы!

Оценка : 9
«Самый большой дом»
–  [ 11 ]  +

avsergeev71, 01 декабря 2016 г. в 23:14

Наверное с годами становлюсь сентиментальным: маленький рассказ тронул до глубины души, даже скупая мужская слеза навернулась на глаза. К тому же у меня самого две дочери, которые когда-то были маленькими.

Как и в прочих произведениях автора, фантастическая обстановка здесь — не более чем декорация, на фоне которой разворачивается подлинная человеческая трагедия. Хотя бескрайность космических глубин как нельзя лучше раскрывает истинный масштаб этой трагедии.

Сильная философская вещь.

10 баллов.

Оценка : 10
«Самый большой дом»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 02 июня 2020 г. в 11:13

Понятно, что сказка. Но сказка красивая, лиричная, добрая. Как это здорово, когда вся наша планета, вся наша Земля — это твой дом, а все окружающие тебя люди готовы в любой момент откликнуться на обращения «мама» и «папа».

Очень добрую, очень душевную вещь написал Виктор Колупаев. К сожалению, лишь он один у нас в стране мог писать ТАКУЮ фантастику. Даже понимая, что это всего лишь сказка, нельзя не испытывать сильнейших эмоций, читая такую трагичную и, в то же время, такую светлую историю....

Оценка : 9
«Звёзды»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 11 сентября 2016 г. в 20:25

Лирической фантастики, фантастики, где главным действующим лицом является любовь, вообще не так много. А той, которая при этом трогала бы сердце, так и совсем мало. А у Виктора Колупаева именно такая фантастика и получается. В его произведениях эмоциональная составляющая вообще, как правило, превалирует. Но здесь случай особый.

Придумать мир целиком построенный на рационализме и напрочь отрицающий эмоциональное, думается, несложно. Но вот сделать на основе этой идеи красивейший рассказ, такой, какой получился у автора, могучий талант нужен. Мир, в котором люди перестали видеть звезды над головой, мир, в котором любовь находится под запретом, мир, в котором космонавты летают в преисподнюю — замысел просто великолепный. А как чудесно, как поэтично написано.....

Можно бы было сказать, что это один из лучших рассказов автора, но у Виктора Колупаева столько вот таких вот великолепных лирических фантастических рассказов..... Все-таки Колупаев явно недооцененный автор — ни при жизни, ни сегодня. Остается надеяться, что время его, как правило вневременных, произведений еще придет. Это произведение, к сожалению, в сборниках не публиковалось, но, при желании, найти его можно. Ищите, пожалуйста, оно того стоит!

Оценка : 10
«Газетный киоск»
–  [ 10 ]  +

god54, 09 февраля 2014 г. в 12:10

Прекрасный рассказ. Произведение, из разряда на все времена. И пусть оно написано в советское время, его будут читать всегда, ибо оно о людях и вечных чувствах. А это именно те составлящие, которые будут ценностями в любое время и всегда будут волновать человека. Написано просто,но читается влет. Идея абсолютно оригинальная: будущее многовариантно, но кто-то же его выбирает... Моя рекомендация: читать, обязательно читать.

Оценка : 9
«Сократ Сибирских Афин»
–  [ 10 ]  +

olviko, 17 августа 2011 г. в 14:31

«Сократ Сибирских Афин» — итоговый роман ВД. Он работал над ним параллельно с научным трудом по пространству и времени. Роман объёмный, но БЕЗУМНО захватывающий! Ходит по Сибирским Афинам компания древних и не очень греков и размышляет о времени, о пространстве, о жизни, о смерти... Много забавных ситуаций, связанных с временными парадоксами, в которые попадают герои. Роман философско-юмористический. Тут каждый найдет что-то для себя: философию, лирику, сатиру, психологию... Может быть, читать сложновато, так ведь и не для одного дня написано! «Это своего рода веселый бред, из которого рождается со-знание и разум» (ВД)

Оценка : 10
«Поющий лес»
–  [ 10 ]  +

Sawwin, 26 октября 2009 г. в 16:52

Этот рассказ не зря открывает самую первую книгу Виктора Колупаева. Ведь в семидесятые года право на жизнь имели лишь научная фантастика, и в этом плане рассказ не вызывал нареканий. Звездолёт с гордым именем «Громовержец», доблестный капитан... -- всё, как полагается, и проверяющий чинуша успокоенно закроет книгу, не вчитываясь в страницы, которые ему интересны только в плане поисков крамолы. А ведь уже в первых строчках встречается удивительное. «Громовержец везёт на Землю груз розовых лепестков, которыми девушки будут украшать волосы. Как-то не полагается такое в строгой научной фантастике. А уж дальше любителю логики и здравого смысла остаётся только возмущаться. Как это может быть, что девушка-инопланетянка не знает о существовании других цивилизаций? Вон он, в пяти километрах космодром, где только что совершил посадку «Громовержец», и никто из технического персонала не удивился прибытию землянина. Как можно запатентовать и запретить к исполнению все музыкальные произведения и все стихи, как можно запатентовать и, следовательно запретить, все фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки? Тут, впрочем, Виктор Колупаев к несчастью, выступает пророком. Нынешние охранители авторских прав в своём усердии доходят до идиотизма и, кажется, действительно готовы запатентовать всё и вся.

Тем не менее, рассказ, написанный вопреки всякой логике, оказывается удивительно человечным. В этом плане он напоминает рассказы Бредбери, который также очень вольно обращается с цифирью. Рассказ о том, что человеческое -- всегда алогично, прекрасное не может быть формализовано, и счастье весьма редко совпадает с выгодой. Рассказ, не выдерживающий поверки алгеброй, приносит радость, и в этом его главное достоинство.

Оценка : 10
«Качели Отшельника»
–  [ 10 ]  +

Zvonkov, 05 марта 2009 г. в 11:38

Прекрасная остросюжетная, порой с налетом мистики, повесть. Жуть и интерес. Но в целом, книжка на раз. Прочитал... отложил. Я помню... а кто-то забыл. Но написана очень хорошо. Читал взахлеб. Впрочем в 12 лет я всю фантастику так читал.

Оценка : 8
«Зачем жил человек?»
–  [ 10 ]  +

Ank, 30 октября 2006 г. в 20:18

Больше всего в рассказе запоминается противопоставление писателя и его соседа, который вначале мечтал купить мотороллер, потом поменять его на мотоцикл, потом на машину, а потом понял, что прожил пустую, никчемную жизнь, смыслом которой стали бездушные вещи. Но было уже поздно. Как часто нас заставляют выбирать именно вещи, и фантастикой здесь становится сама жизнь писателя. Но ведь на то она и фантастика.

Оценка : 10
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 17 января 2018 г. в 10:49

Повесть, которая понравиться далеко не всякому: при довольно большом размере активного действия в ней совсем немного, зато эмоций, размышлений и разговоров — хоть отбавляй. И не одного трупа :). Но для любителей лирической фантастики эта вещица настоящий подарок.

Виктор Колупаев в очередной раз смог удивить своих читателей: писателю-фантасту взяться за тему мгновенно вспыхнувшей всепоглощающей любви (именно ЛЮБВИ, отнюдь не страсти), тему очень сложную — мыслимое ли дело? Но вот взялся — и сумел: получилось и интересно, и красиво, и за душу цепляюще. А эмоции и переживания главного героя как две капли воды напоминают те, которые испытывали все мы во время нашей первой любви: просто быть рядом с ней, просто видеть её, просто слышать её....

Отдельное спасибо автору за заключительную часть произведения — и красиво, и лирично, и эффектно. Плюс ко всему удивительная манера письма Виктора Колупаева — очень простой, но почему-то великолепно читающийся текст, который хочется читать и читать....

А вот мысль о том, что талантливые произведения искусства появляются только при какой-то душевной неуспокоенности авторов, довольно спорная и, думается, скорее больше нужная автору для построения его произведения, чем соответствующая действительности.

Оценка : 9
«Настройщик роялей»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 14 сентября 2017 г. в 12:25

Для этого рассказа можно придумать массу лестных эпитетов: красивый, светлый, добрый, лиричный, но все они не передают и толику того чуда, что делает Виктор Колупаев с текстом. Дайте любому другому автору сюжет «Настройщик ходит по квартирам и настраивает пианино» и вряд ли вы получите что-то путное.

Колупаев пишет, вроде бы, совершенно обычный, простой текст со старенькими бабульками, предлагающими молоток для ремонта пианино, полупьяными гостями и самыми обычными ребятами, добавляет в него малость необычного/волшебного и... происходит чудо — появляется великолепный рассказ, одинаково радующий и ум, и сердце читателя. Читайте, наслаждайтесь, не сводите всю советскую фантастику только к братьям Стругацким.

Что касается финала... Да, композиционно и идейно он совершенно правильный, но вот, почему-то, остается все-таки от него некий маленький новогодне-лубочно-слащавый осадок, не очень гармонирующий со всем остальным текстом произведения.

Оценка : 9
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 9 ]  +

avsergeev71, 26 ноября 2016 г. в 22:29

Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!

--------------

Бойтесь ваших желаний, они могут исполниться.

--------------

Совершенно уникальная вещь в советской (да и не только) фантастике. Пожалуй, аналогов, хоть сколько-то близких, я и припомнить не смогу.

Начитавшись отзывов, я ожидал очередной пародии на советскую действительность со сказочным уклоном, что-то вроде «Понедельник начинается в субботу» АБС или «Великого Гусляра» Булычева: легкой, веселой и остроумной, с которой так приятно поваляться на диване после трудового дня. И совсем уж было собрался расслабиться и получить удовольствие, тем более, что начало вроде бы вполне располагало. Но в итоге расслабиться так и не получилось...

Книга буквально выпотрошила, вывернула на изнанку, нашинковала мой мозг мелкими ломтиками. Я собирался всего лишь немного почитать на ночь, но с трудом оторвавшись от текста где-то на середине повествования, понял, что уже почти утро. Остаток ночи я спал тревожно — напряженное сознание никак не могло успокоиться.

По широте философского подхода, по степени морально-нравственного воздействия на читателя, по глубине проникновения в человеческую сущность я бы сравнил данную вещь разве что с произведениями Достоевского. И пусть не сбивают с толку фантастический сюжет и фрагменты сказочного фольклора — они здесь всего лишь фон, декорации. Так же как и элементы советско-комсомольской действительности. Из-за спин всех этих инопланетян, комсомольцев, Емель и Иванушек-дурачков маячит все тот же Родион Раскольников со своим извечным мучительным вопросом: тварь я дрожащая или право имею?

Конечно, это мое личное восприятие. Возможно я оказался на одной волне с автором, или сознание мое по каким-то неведомым мне причинам вошло в резонанс с повествованием. Возможно. Но в любом случае неординарность данного произведения не вызывает никаких сомнений.

10 баллов.

Оценка : 10
«Фильм на экране одного кинотеатра»
–  [ 9 ]  +

БорЧ, 11 июля 2014 г. в 01:41

Рассказ я читал в сборнике «Наши в городе», причём сборник я читал не подряд, а «прыгал» от рассказа к рассказу. Поэтому буквально к 3-4 странице рассказа я почувствовал как он сильно выбивается из общего ряда... Мало того, что его никак нельзя отнести к юмористической фантастике, он просто смотрится на фоне других рассказов как, скажем, виолончелист в смокинге среди толкучки московского метро в час пик...

И только зайдя на Фантлаб и (к стыду своему только тогда) сообразив кто же автор и когда рассказ был написан, — я понял почему у меня при чтении рассказа было такое ощущение стойкого когнитивного диссонанса: тут не к костюме дело, тут просто сам автор из другой эпохи. Да и автор отнюдь непростой, — недаром ведь сказал когда-то Аркадий Стругацкий: „Колупаев интереснее, чем Брэдбери“.

Оценка : 8
«Зачем жил человек?»
–  [ 9 ]  +

namco 87, 06 декабря 2012 г. в 15:10

Очень нравственно-моральный рассказ с философским вопросом «Зачем жил?». Владимир Чесноков (честный значит) — добрый души человек. Таких как он сейчас мало. Непременно кто-то воспользуется им или обманет (разведет, как теперь говорят). От этого люди черствеют, грубеют, ждут везде подвоха. Меня провели, значит и я кого-нибудь обдурю. Так гибнут в тьме человеческой глупости и жадности те не многие, которые доверяют всем окружающим, а те в свою очередь пользуются добротой таких как Чесноков. Все это хорошо показано в писательской деятельности главного героя. Как только он напишет произведение; его уже опубликовал какой-нибудь автор. И так продолжалось всю жизнь. Владимир писал, но слава доставалась другим. Самым главным в жизни Чеснокова была жена. Ведь ради нее он творил, а она никогда его не бросала в трудную минуту. Так жили они бедно, но счастливо, а вокруг было море друзей. В противопоставление Владимиру Чеснокову создан персонаж Вениамина Кондратюка — наш современник, человек-добытчик. Его жизнь это постоянный круговорот дел. Ни минуты покоя. Так вся жизнь и пролетает. Сначала на мотороллер накопил, потом на мотоцикл и на машину. Все своими руками. Теперь есть чем гордиться и хвастаться. Но расслабляться рано карусель быта опять давит на плечи. Так в погоне за материальными ценностями пролетает жизнь, в конце пути задавая один вопрос «Зачем жил человек?». Ведь перед смертью все равны будь ты миллиардер или бедный мечтатель.

Оценка : 10
«Самый большой дом»
–  [ 9 ]  +

Ny, 03 октября 2012 г. в 07:22

Мне трудно оценивать произведения В. Колупаева. Да и не так-то их много прочитано для сложившегося мнения — с десяток. Но общие черты, кажется, обозначились ярче всего в этом рассказе.

С одной стороны, автор силён в отображении аллегорических символов. Земля и люди — дом и семья для любого сироты («Самый большой дом», «Девочка»). Или Россия-СССР, как общее пространство-время-Родина, с которым кровно связаны её жители («На дворе XX век»). И тому подобное.

С другой стороны, рассказы автора прямо-таки брызжут эмоциями. Эмоциями простыми, мощными, почти первобытными — жалостью, страхом, болью, радостью. Причём автор почти везде не старается искусно связывать эмоциональное наполнение текста с действием, а «грубо» давит на читателя, показывая ему определённую ситуацию, однозначно рассчитанную на определённый резонанс. Нужно чтобы кого-то пожалели — пусть он обгорит или останется сиротой. Нужна трагическая любовь — пусть будет измена. Нужна радость — пусть будет чудесное спасение. Такие ситуации мощными, но корявыми мазками вписаны в сюжет. Не нравится мне колупаевский стиль — словно шпалой в витраж.

Вот и «Самый большой дом» вызывает диссонанс. Рассказ с самого начала ассоциируется с «Малышом» Стругацких. Однако в «Малыше» всё уместно — необычное происшествие логично увязано с обстановкой, трагизм происходящего плотно связан с философским наполнением произведения, присутствуют фантазия и новизна сюжета, отлично сделана перекличка с «Маугли» Киплинга и неоднозначная концовка. Что же у Колупаева? Могучим ударом молотобойца по нервам читателя он громадными буквами сочувствия выбивает символ-девочку. И всё. Персонажи, нехитрая завязка и обрывочное действие играют роль антуража, крупными стрелками указывая на центральную фигуру. Смотрите — вот кому нужно сопереживать.

Нельзя, конечно, так просто сравнивать крупное произведение и коротенький рассказ. Из рассказа тоже можно многое извлечь при желании.

И всё же, прочитанные работы В. Колупаева, за очень немногим исключением, несмотря на сильное впечатление, не понравились. Слишком уж они наивно-пафосны, как-то по-детски грубовато выполнены и не очень-то сильны литературно, как мне кажется. У автора яркий, запоминающийся стиль, но подход к взаимодействию с читателем достаточно неприятный.

Оценка : 7
«Настройщик роялей»
–  [ 9 ]  +

irish, 30 октября 2007 г. в 07:26

Рассказ выстроен так, что сам напоминает музыкальное произведение — вступление, четыре симметричные части и кода с раздачей конфет. Красиво. :)

Оценка : 8
«Билет в детство»
–  [ 9 ]  +

юнга Флинт, 04 ноября 2006 г. в 17:40

Искренность — вот чем отличается рассказ Колупаева от многих других. Тем, кому не хватает сейчас среди засилья коммерческой литературы чистых непреходящих чувств, советую его прочесть.

Оценка : 6
«Кирена и Гент»
–  [ 8 ]  +

sherlok, 21 декабря 2018 г. в 17:31

Оговорюсь сразу: творчество Колупаева я люблю. Его рассказы – это нечто! Но вот повести всегда давались автору хуже. И потому я открывал новый роман Колупаева с некоторой опаской.

Как оказалось, «Кирена и Гент» — вовсе даже не личные имена. Это названия соседствующих планет в системе некой звезды. И сюжет романа заключается в похождениях космических переселенцев с Кирены, намеренных колонизировать Гент. После первых же строк стало ясно, что автор внимательно читал«Марсианские хроники».

Впрочем, Колупаев заимствований особо и не скрывает – тут тебе и пески, и затерянные таинственные города, и загадочные обитатели чужой планеты, владеющие могучим колдунством, и т.д., и т.п. Ну позаимствовал себе автор и позаимствовал. Казалось бы, нам что за беда? Да взять хотя бы сборник «Древний Марс», да там каждый второй, и ведь неплохо вышло! Проблема в другом.

Как я и опасался, мастер короткой формы не осилил роман. Собственно, я даже не уверен, можно ли назвать «КиГ» романом – на мой взгляд это все-таки повесть. Весь сюжет «КиГ» у того же Брэдбери легко уместился бы в один из марсианских рассказов. Колупаев расписался на 400 страниц. Стоило ли?

Героев, как таковых, в повести нет. Мелькают какие-то вычурные имена, за которыми – пустота. Некие куклы без характера, внешности, своей истории что-то там как бы делают. Соответственно, им не сочувствуешь, не переживаешь. Отсюда нет и интереса, что с ними там происходит. Копошатся себе и копошатся.

Произведение просто перенасыщено авторскими размышлениями и рассуждениями на разнообразнейшие темы. До кучи в текст «КиГ» вставлены рассказы, которые я совершенно точно уже читал – ранее, когда они печатались именно в качестве рассказов.

Тексту не помешала бы работа редактора. Но до редактуры у издательства руки так и не дошли. А жаль – длиннющие предложения размером на полстраницы способны утомить самого выносливого читателя.Легкое раздражение вызывают к месту и не к месту употребляемые автором неологизмы: басака вместо собака, огневки вместо ружий. Дурилка (горилка), впрочем, позабавила – возможно потому, что из всех новоизобретенных слов, хотя бы одно оказалось к месту.

От прочтения осталось отчетливое послевкусие фантастики конца 80-х, тогда было принято издавать такие вот беззубые вещи, переполненные философствованиями и рефлексиями. За прошедшие 30 лет фантастика шагнула далеко вперед, и теперь повесть смотрится откровенно устарелой: вялая, невнятная, затянутая – словом, никакая.

Но своего читателя «КиГ» несомненно найдет, учитывая микроскопический тираж. Чисто поностальгировать и помедитировать по ушедшей навсегда эпохе.Один раз, поскольку вас вряд ли потянет это перечитывать.

Оценка : 3
«Билет в детство»
–  [ 8 ]  +

Толкователь, 14 августа 2017 г. в 23:08

Кто из нас — взрослых — не мечтал о встрече с детством? Сколько книг и песен об этом сложено...

Автор очень тонко передал это чудо — встречу со своим детством. Рассказ написан в редкой для советской фантастики манере — трогательной, романтичной, наполненной чувствами. Сюжет содержит некоторую интригу и заставляет задуматься. После прочтения потребуется некоторое время на то, чтобы собрать в голове несколько небольших сюжетных «пазлов».

Я читал рассказ в журнальной публикации «Вокруг света» и поэтому хочу дополнительно отметить иллюстрацию Геннадия Калиновского, в которой органично передана атмосфера текста.

Оценка : 9
«Зачем жил человек?»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 05 июня 2017 г. в 10:04

Чисто колупаевская вещь, даже по названию. И даже просто потому, что нет у нас больше писателей-фантастов, которые смогли бы так просто обращаться в своих произведениях с такими понятиями, как смысл жизни, психико-эмоциональный портрет человека, морально-этические проблемы во взаимоотношениях людей. Причем cделать это так убедительно и так эффектно, что от рассказа трудно оторваться. А ведь все эти понятия до того сложны, до того нечётки, что мы, как правило, больше чувствуем, как будет правильно, чем можем выразить это словами.

А вот Колупаев смог переложить все это на бумагу, придумав совершенно оригинальный сюжет о неумышленном литературном воровстве и сумев, используя его, рассказать читателю о том, какая может быть у человека жизни (Чесноков и Кондратюк) и что из этого может получиться.

Очень сильная и красивая вещь. И, вы не находите, что творчество самого Виктора Колупаева (во всяком случае большая часть того, что он создал за свою жизнь) очень созвучно тому, что выходило из под пера героя его рассказа Владимира Чеснокова?

Оценка : 10
«Качели Отшельника»
–  [ 8 ]  +

LinaL, 07 апреля 2016 г. в 11:57

Читала когда-то очень давно, в детстве. Автор и название забылись, но сюжет врезался в память и остался там навсегда. Очень хотелось перечитать и здесь на форуме мне тут же подсказали и автора и произведение. Перечитала. Да уже не было такого восторга как в детстве, но именно это произведение когда-то открыло для меня фантастику. Понимая все его минусы, я все-таки ставлю 9. За великолепную идею и те первые, детские, сильнейшие впечатления.

Оценка : 9
«Зачем жил человек?»
–  [ 8 ]  +

god54, 10 февраля 2014 г. в 11:11

Зачем жил человек? Самый сложный вопрос, на который мы пытаемся ответить всю жизнь, но у конечный черты так и не находим ответа. Автор предложил свое видение, когда человек дарит свои труды другим. Он спокоен, он удовлетворен, он рад тому, что произведение достигло людей, а ему ничего не надо ни славы, ни денег. Чистой воды альтруист. Эта ситуация мне напомнила проблему науки, вернее авторства в науке. Вспоминаю слова одного доцента: буду писать докторскую, надо взять пару-тройку аспирантов, пусть поработают. Особенно мне нравятся статьи, написанные коллективом авторов (8-10 сописателей), который возглавляет, как правило, руководитель, зав. кафедрой и т.д. А все почему? Да учет в науке ведется по количеству статей. Каждые полгода, года отчет: сколько статей опубликовал. Тема никого не интересует, результат — тоже. Где ваши печатные работы? Вот и появляются трудяги Чесновы, которые пишут, а считают всех.

Оценка : 8
«Защита»
–  [ 8 ]  +

LENA56, 07 августа 2009 г. в 16:28

Да, сегодня этот рассказ назовут скучным и переполненным ненужными народо-хозяйственными проблемами.

Проделана большая и дорогостоящая работа, сделана никому не нужная машина... Привет из Советского Союза! Время быстротечно, время невозвратно. Нам современным сложно понять и разобраться в хитросплетеньях жизни советского НИИ... С трудом вспомнила, что такое СКБ!

Но автор даже на таком «второсортном» материале не теряет своего лица и остается тем самым Виктором Колупаевым, который, по мнению Аркадия Стругацкого, писал интереснее, чем Рей Брейдбери.

Если бы можно было ввести термин «лирическая фантастика», ее основателем мог бы быть Колупаев!

Оценка : 8
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 8 ]  +

Sorano, 16 февраля 2009 г. в 20:57

Этот сборник стал для меня настоящим открытием в советской фантастике. Очень лиричные, добрые рассказы, и вместе с тем часто наполненные грустью. Книга, прочтение которой оставляет по-настоящему светлый след.

Оценка : 10
«Качели Отшельника»
–  [ 8 ]  +

SergUMlfRZN, 16 апреля 2008 г. в 11:14

Если откинуть в сторону устаревший стиль письма и некоторые технические ляпы, то останется блестящая идея — лучшая, многообещающая вариация на тему «машины времени». Надеюся найдётся какой-нибудь приличный автор, способный развернуть рассказ в полноценный роман.

Оценка : 9
«Толстяк» над миром»
–  [ 7 ]  +

lammik, 06 октября 2021 г. в 16:39

Экипаж разведывательного крейсера «Толстяк» с планеты Тола полностью укомплектован и готов действовать по инструкции. А инструкция предписывает, что в случае обнаружения разумной жизни, необходимо чётко и ясно продемонстрировать силу, что по замыслу руководства существенно облегчит дальнейшее выстраивание отношений. Но как только Стратег отдал приказ об атаке, а Канонир её произвёл, ситуация резко изменилась. Третья планета от местного Солнца вмиг обезлюдела, а значит без высадки не обойтись.

Поначалу повествование выглядело как нечто иронически-сатирическое, чему заметно способствовали должности-функции членов экипажа «Толстяка». Они стоят того, чтобы каждого упомянуть персонально. Стратег — принимает стратегические решения относительно действий корабля. Тактик — как только ситуация переходит на тактический уровень, перехватывает управление у Стратега. Советник — выдаёт советы как Стратегу так и Тактику, постоянно пытаясь угадать тот единственно верный, что от него ждут. Неприметный — внешне малозаметный член экипажа, но в реальности всё на корабле происходит по его воле. Лекарь — не знает ничего важнее здоровья людей, очень расстраивается когда то так или иначе теряется. Звездочёт — ненавидит звёзды, радуется, когда те исчезают в результате того или иного космического катаклизма. Шкипер — сроднился с Космосом, ненавидит планеты. Оружейник — человек мирный, но своё дело знает, оружие на корабле поддерживает в идеальном порядке. Канонир — обожает стрельбу и взрывы, считает свою профессию настоящим творчеством. Умелец — отвечает за все механизмы корабля кроме орудийных, сторонится людей. Стряпух — что бы ни случилось всегда приготовит вкусный и питательный обед на тринадцать персон. Бунтарь — официальная оппозиция на корабле, по всем вопросам имеет альтернативное руководящему мнение. Дурашка — Офицер для Наказаний, сидит за всех в карцере, счастлив этим приносить пользу экипажу.

И вот затем началась поразительная история трансформации каждого из них. Каждый прошёл свой путь, для кого-то он был коротким, а у кого-то занял целые эпохи. Но в конечном итоге все семена добра дали всходы, и вот уже Толу ждёт необходимость серьёзно поменять представления о Контакте.

Оценка : 8
«Настройщик роялей»
–  [ 7 ]  +

Hengest, 23 мая 2021 г. в 10:28

Хороший, очень добрый рассказ, будто бы Андерсен ожил и погрузился на какое-то время в жизнь советского городка 70х годов. Конечно, это сказка, но не соглашусь с отзывом юнги Флинта, что Колупаев — детский писатель. Настройщик роялей — сказка для взрослых, сказка смягчающая сердца, ну а для тех, кто родом из СССР, еще и возможность почувствовать аромат безвозвратно ушедшей эпохи, в чем-то забавной, в чем-то причудливой. Несколько смятая концовка не позволила поставить более высокий балл.

Оценка : 8
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 7 ]  +

kagury, 18 июня 2020 г. в 20:54

Я смотрю, отзывы на фантлабе делятся ровно на две категории – половина восхищенных, половина – недоуменных. Боюсь, что я примкну ко вторым.

Начало было отличным. Из города Фомск по четным числам ходит фирменный поезд «Фомич». Но летом, на границе июля и августа нет четного числа. После 31-го сразу 1-е. А людям надо в Маград. Ну и поезд отправляют в 0-00 часов между этими месяцами. Вроде ничего не нарушили, а пассажирам приятно. Но очень быстро становится ясно, что в поезде творится что-то странное. То пришелец появится, то бабуся с неподъемными чемоданами (а уж что в чемоданах – это можно отдельную повесть писать), то время на станции замедлится, но только для стоящих в буфете.

В общем, целая куча любопытных заделов, которые постепенно превратятся в рутинные штуки как для обитателей поезда, так и для читателя (что обидно). Потому как, по сути, ни один из них не доведен до конца. К середине примерно книги монотонность повествования убивает и так вялую интригу, а одна трижды (!!!) повторенная фишка в отношении главного героя так и вовсе начинает раздражать.

Финал утопает в глубокомысленных размышлениях насчет «бойся своих желаний» и «будь человеком», которые сводятся к довольно прозаическому «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого», но поданному под довольно специфическим соусом который мне категорически не пришелся по вкусу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно, по мысли автора – единственная ценность для человека – это его дети. Поэтому ради ребенка можно запросто пренебречь любыми желаниями других людей. А желания – это вообще зло. Причем, любые. Эдакая проповедь в стиле буддизма, но в отличие от этой философии, совершенно неаргументированная. Ничего не желай, живи, как живется, и этим ты сохранишь мир и стабильность. Т.е. вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею» у автора задают только отрицательные персонажи, погрязшие в грехах. Персонажи положительные – вопрос своих прав (в любом контексте) даже не поднимают.

В общем, если дочитать до моральных разборок (т.е. до конца), то даже есть что обсудить. Но стоит ли того, сомневаюсь. Ибо, честно говоря, написано скучно. А вот фильм можно было бы снять очень неглупый и с эффектной толикой абсурда.

Оценка : 5
«Билет в детство»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 16 января 2020 г. в 11:07

Для советской фантастики рассказ, конечно, очень необычный. И честь и хвала редакции «Вокруг света», которая решилась опубликовать эту вещь совершенно неизвестного автора в своём журнале. Но идея красивая: возвращаться в своё детство, чтобы ещё раз сверить свою жизнь с той, какой она когда-то задумывалась. Правда, насколько эта мысль актуальна сейчас, в нашем нынешнем мире — большой вопрос :(.

Рассказ получился по настоящему лиричным (а это для фантастики большая редкость), с некоторой долей грустинки, очень неплохо читающимся, но, в то же время, несколько сыроватым с точки зрения интриги. И история рождения/появления главного героя уж очень запутанно-туманна, и образ Елены Дмитриевны Евстафьевой какой-то искусственный. Ну скажите на милость, зачем бросать главному герою странные слова: «Я всё равно люблю тебя!», а потом двадцать лет хранить гордое молчание, никак не объясняя свои слова. Манерности и красивости в этом много, а вот правдоподобия — ни капли!

Оценка : 7
«Девочка»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 06 марта 2018 г. в 09:50

Рассказ, в котором практически каждый любитель фантастики найдет для себя что-то интересное: здесь и Тайна, и ставшая уже столь привычной для творчества Виктора Колупаева лирическая линия, и свой, оригинальный взгляд на свойства пространства-времени, и, конечно же, какой-то завораживающе-легкий, великолепно читающийся текст.

Несколько удивила концепция автора по путешествиям во времени: с одной стороны его мысли несомненно оригинальны и ни одним автором до него ещё не использовались, с другой — они просты и очевидны. Вероятнее всего всё дело в том, что при использовании такой модели путешествий в прошлое любому автору чрезвычайно сложно придумать хоть сколь-нибудь увлекательный сюжет. Ну а у Виктора Колупаева в этом большом рассказе (скорее даже повести) все как раз и сошлось — и непопулярная идея, и подходящий к ней увлекательный сюжет.

И ещё — о натяжках и условностях. Они, безусловно, в тексте есть, иначе и не получился бы такой прекрасный рассказ. Просто надо правильно к ним относиться, понимая их необходимость и не заострять на них внимания.

Оценка : 9
«Качели Отшельника»
–  [ 7 ]  +

йокумон, 30 декабря 2017 г. в 03:29

Повесть сильна интригой, больше ничем. Логика и правдоподобность отсутствуют напрочь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В начале Эрли читает последний отчет экспедиции, из которого ясно, что ученые абсолютно ничего не понимают из того что происходит на «Отшельнике», и не имеют даже ни одной гипотезы — в конце оказывается что они уже практически все разгадали и давно готовились к решающему эксперименту. Также странно что никто из экипажа «Фиалки» даже не слышал о готовящемся эксперименте. Далее, оказывается что Центральная и остальные двадцать баз были спроектированы или построены на Земле в недалеком будущем, при участии или под руководством того же Эрли Козалеса, и переброшены в прошлое на планету Отшельник. Но как же тогда люди сразу не узнали земные строительные материалы, крепежные элементы, технику и т.д. Неужели земные материалы и технологии за несколько десятилетий так изменились что их приняли за инопланетные, ничего даже не заподозрив? Далее, — время. Вроде бы оно сильнее всего ускорилось на экваторе, — двое ученых успели превратиться то-ли в полуторатысячелетние скелеты, то-ли переместились в иное измерение, — но тогда почему ничего не произошло с Евой? Пока она ходила за кофе то успела настолько удалиться от экватора, что на ней никакие эффекты не сказались совсем? К тому же в другом месте повести говорится что время на одном полюсе планеты замедленно, на другом ускорено, на экваторе вообще нормальное.

И таких нестыковок куча, просто лень дальше писать)

В общем, если это и фантастика, то точно не научная.

Оценка : 5
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 7 ]  +

Siver-Snom, 06 марта 2017 г. в 15:06

Изумительно трогательный и цепляющий рассказ. Любовная драма разворачивается на фоне фантастических декораций.

Фантастика здесь именно что фоном. Обычный мир будущего, описываемый советскими писателями: бодрый социализм, типичная бюрократия и гонка районов за первенство в выполнении планов. Учёные изобрели хитрый агрегат, который выявляет у людей таланты и предрасположенность к ним. Чем-то перекликается с «Поющим лесом», там тоже творчество измерялось и контролировалось вычислительными машинами. Но здесь это показано острее: компьютер определяет то, чего ему не подвластно в принципе. ГГ инженер, который и определяет по данным машины наличие у людей этих самых талантов в той или иной области. Сам он их, согласно машине, естественно не имеет, является ответственным исполнителем и примерным семьянином. Пока не видит её. Именно видит, не говорит с ней, не знает кто она и откуда, не подозревает, как их судьбы уже переплетались когда-то давно. И прежний привычный и чётко структурированный мир начинает рушиться (как удар для технаря-то!). Грубо говоря, бабочки в животе появились, хочется творить и писать стихи, а вот машина по талантам это отрицает. Очень хорошо показана безэмоциональность и погрешность такого метода и на примере лучшего поэта области, талант которого машина не признает только потому, что пишет он во время эмоционально срыва или подъёма, а тесты сдает, когда полностью спокоен и умиротворён.

Лиричная составляющая крутится вокруг отношений ГГ с ГГней. У обоих семья и дети, сложившиеся быт и уклад. Но ведь что-то между ними происходит? Какая-то неправильная химия, необъяснимая с точки зрения рационального и математического. Весь многоугольник отношений описан без грязи и пошлости (иначе-то и нельзя), на поверку остаются только чистые чувства и эмоции: любовь, боль, тоска, самопожертвование.

В целом очень гармоничная и трогательная история.

Оценка : 9
«Поющий лес»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 18 февраля 2017 г. в 11:42

Увлекательно, сильно в эмоциональном плане и... красиво. Причем основная заслуга автора даже не в оригинальной задумке перенести и утрировать современную патентную систему, принятую в науке и технике, на мир искусства. Главное достоинство рассказа в том, КАК это написано: его просто хочется читать — и интересно, и весело (чего стоит один кибер Пасик, а ведь ещё есть зеленая корова о пяти ногах и много-много другого), и эмоционально очень комфортно. А если к этому еще добавить и прекрасную манеру изложения и язык Виктора Колупаева.... Так и хочется пройтись по этому светлому лесу, лечь на траву, закинув руки за голову, и слушать, слушать, слушать...

Кстати, у автора есть еще один, очень созвучный этому рассказ, «Звезды» — такой же сильный и эффектный, только написанный несколько в другом ключе. Всем, кому понравилась эта вещь, очень рекомендуется.

Оценка : 9
«Два взгляда»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 15 декабря 2015 г. в 13:23

Ну кто еще кроме Виктора Колупаева взялся бы написать на 10-12 страничках философский трактат о Добре и Зле, да еще оформить его в виде увлекательного рассказа.

Конечно же, о формах борьбы Добра и Зла спорить можно бесконечно и далеко не все согласятся с мыслями главного героя (то есть автора), но, наверное, никто не станет спорить о том, что рассказ получился красивым. Первые же несколько страниц, посвященных видению окружающего мира в зависимости от состояния твоей души, так и вовсе читаются так здорово, что к ним хочется возвращаться и возвращаться. Кстати, ведь это чистой воды правда и каждый из читателей ни раз и ни два наблюдал такое чудесное преображение окружающей действительности. Здесь есть над чем задуматься.

Ну а сюжет.... Так кто же будет спорить, что в нашей жизни действительно встречаются люди с «дурным глазом» и вреда от них ой, как много.... :)

Оценка : 8
«Фильм на экране одного кинотеатра»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 26 сентября 2015 г. в 16:35

Один из тех, совершенно неожиданных, «странных» рассказов, именно за которые мы так любим этого автора. В нем и действия-то, считай, никакого нет, и фантастическая составляющая больше похожа на какое-то фантасмагорично-мистическое действо, и герой при первом знакомстве вызывает стойкое чувство отвращения. А читать, тем не менее интересно. И даже не просто интересно, а очень интересно: процесс удивительного преображения главного героя прямо на глазах читателя выписан так оригинально, так талантливо, что просто завораживает.

Да, конечно, многие скажут, что это просто сказка для взрослых и будут несомненно правы. Но какая красивая сказка.... Как неожиданно и ловко она построена, как здорово написана: от тоскливой осенней погоды, от тягостных мыслей — в такой же серый пустой кинотеатр с неинтересными фильмами. От равнодушия и отупения, через слабый интерес — к пониманию того, что же ты из себя представляешь на самом деле. От полной пассивности — к пробуждению самосознания «Я — человек!»..... Наверное, кроме таланта писателя, чтобы создавать такие вот вещи надо еще и уметь как-то по-другому смотреть на жизнь — видеть в ней красоту и силу там, где нам, простым смертным, видеть ее, увы, не дано....

Оценка : 9
«Качели Отшельника»
–  [ 7 ]  +

Sawwin, 04 сентября 2015 г. в 12:04

Наверное зря Виктор Колупаев взялся за твёрдую научную фантастику. После прозрачных, совершенно волшебных рассказов сборника «Случится же с человеком такое!», «Качели Отшельника» кажутся неестественно сделанными, искусственными. Интересная задумка с темпоральными парадоксами никак не играет на психологию героев, а ведь именно она является сильной стороной писателя. Нельзя сказать, что повесть плоха, но меня она сильно разочаровала.

Оценка : 6
«Любовь к Земле»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 10 августа 2014 г. в 11:30

Умница Колупаев нашел еще один аспект дальних космических полетов — тоску по покинутой Земле, по родным и друзьям, которых никогда больше не увидишь, по природе (она ведь у нас такая красивая), по городам, по общению с новыми людьми... Может быть проблема несколько утрирована, но, если задуматься, быть надолго, может быть навсегда, без всего этого — такое действительно страшно. А далее, для развития сюжета, придумано и совершенно неожиданное решение этой проблемы...

На этом достоинства рассказа, к сожалению, кончаются. Сюжет, решающий проблемы выбора между личным и долгом, получился не то, чтобы слабым, а каким-то достаточно простым и предугадываемым, сам текст тоже совершенно обыкновенен и мало похож на тот, которым писалась «Жизнь, как год». Да и всегдашнее достоинство рассказов автора — его эмоциональная составляющая, здесь удалась не полностью: если тоску героев произведения по покинутой Земле понимаешь и пропускаешь через себя, то сами их образы явно не получились...

Оценка : 7
«Мама!»
–  [ 7 ]  +

god54, 11 февраля 2014 г. в 13:21

К сожалению сегодня нас захлестнула волна книг и фильмов, в которых героизируют вопросы насилия и убийства. Война — это тяжелая, страшная, грязная и чудовищная работа. И как это страшно — война. Не дай бог пережить такое. Рассказ сам по себе все же подчинен главному выводу в конце рассказа. И это хорошо. Но, мне кажется, что читатель должен был сделать его сам, нужно было лишь слегка его подтолкнуть. То, что ты открыл сам во много раз ценнее всех наставлений и учений.

Оценка : 7
«Вдохновение»
–  [ 7 ]  +

god54, 31 января 2014 г. в 13:12

Однажды в молодости первый и последний раз ввязался в дискуссию с художниками. Мне тогда запомнилась фраза: надо учиться понимать искусство, будь то музыка или живопись. То есть меня сначала должны научить, как правильно понимать, то что они создают и потом я буду понимать то, что они создают. Абсолютная абракадабра. Истинное искусство оно понятно любому, ибо это чувство, которое передается другому посредством любого произведения: рассказа, картины, песни, увертюры и т.п. И в этом рассказе автор очень тонко и мягко напоминает об этом академикам академии художеств, что простой рабочий может создать то, что понятно и близко, и может передать его чувства. Мне таких картин попалось всего несколько штук и это не Мона Лиза, хотя я видел её несколько раз в подлиннике. А рассказ следует прочитать.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх