fantlab ru

Джон Ирвинг (John Irving)

Джон Ирвинг
Страна: США
Родился: 2 марта 1942 г.

Настоящее имя:

Джон Уоллас Блант-младший (John Wallace Blunt, Jr.)


Жанры:
Реализм
97%
ещё >>

Джон Ирвинг (Джон Уинслоу Ирвинг / John Winslow Irving) — американский писатель, сценарист, актер родился в Экстере, Нью-Хэмпшир во время Второй Мировой Войны (2 марта 1942). В это время его отец служил в армии и находился на Тихом Океане. Когда Джону было всего два года его родители развелись, а в 1948 году его мать повторно вышла замуж, взяв фамилию Ирвинг, которую получил и Джон, превратившийся из Джона Уолласа Бланта младшего в Джона Уинслоу Ирвинга. Писатель вырос так ни разу и не встретившись со своим биологическим отцом.

Ирвинг рос замкнутым ребенком, но врожденную любовь к одиночеству он сам считает важной чертой характера, сделавшей его писателем. В детстве Джон страдал дислексией, и даже простое чтение давалось ему с большим трудом. Несмотря на это он стал запойным читателем и поступил на факультет литературоведения. Будучи учеником Philips Exeter Academy, где историю России преподавал его приемный отец, Ирвинг увлекся спортивной борьбой. Он уверен, что именно благодаря этому спорту научился дисциплине и настойчивости.

После одного года обучения Ирвинг оставил Университет Питтсбурга и переехал в столицу Австрии — Вену. Он учился в Венском Университете и объездил все Европу на мотоцикле. Полученные впечатления позже нашли свое отражение в его произведениях. После возвращения в Соединенные Штаты, Ирвинг поступил в Университет Нью-Гемпшира, который закончил в 1965 году. Он женился, когда еще был студентом, а отцом стал в 23 года. Окончательно утвердившись в решении стать писателем, Ирвинг получил грант на обучение на писательских курсах в Университете штата Айова, где среди его преподавателей был Курт Воннегут.

В 1967 году Ирвинг получил степень доктора философии. В том же году он вернулся в Новую Англию со своей выросшей семьей и получил должность ассистента кафедры английского языка в Windham College в Вермонте. Его первая книга «Свободу медведям» (в другом переводе «Выпусти медведей на волю») была опубликована, когда ему было всего 26 лет. Вдохновившись реальными событиями последних дней Второй Мировой войны, в своем романе он рассказал трагикомическую истории двоих студентов, пытающихся освободить животных из Венского зоосада. Уже в первом произведение можно найти несколько переплетенных сюжетных линий, придающих особый драматизм несчастьям, которые валятся на голову героям его книг. В последующем этот прием станет визитной карточкой Ирвинга. Несмотря на теплые отзывы критиков и даже благожелательное мнение Курта Воннегута, книга не снискала большой популярности среди читателей. Тем не менее, вместе с режиссером Ирвингом Кешнером Ирвинг попытался написать сценарий для экранизации этого романа. Хотя попытка оказалась откровенно неудачной, это был не последний опыт работы автора с Голливудом. В это же время Ирвинг получает академический грант от фонда Рокфеллера.

В своей второй книге «Человек воды» (1972) автор вдоволь поиронизировал над нравами академического сообщества США и еще раз вернулся в Вену. В тот же год Ирвинг становится писателем-резидентом в Университете штата Айова. Его следующая книга — роман «Семейная жизнь весом в 158 фунтов» — вышла спустя два года и была посвящена непростой интимной жизни двух семейных пар в одном из университетских кампусов США. Ее заглавие неслучайно отсылает к сленгу борцов, писатель и в зрелые годы сохраняет верность этому виду спорта. В 1975 году Ирвинг стал ассистентом кафедры английского языка в колледже Маунт-Холиок (Mount Holyoke College), расположенном в штате Массачусетс. В тот же год Ирвинг получил грант от фонда Гуггенхейма.

Разочарованный тем, как издательский дом Random House продвигает его произведения, свой четвертый роман «Мир глазами Гарпа» (1978) Ирвинг отдал в издательство Dutton, руководство которого пообещало писателю всестороннюю поддержку его новой книге. Главный герой книги, протагонист автора, писатель, рассказывающий истории о своей жизни, в которых участвуют яркие, эксцентричные персонажи. Сразу после выхода роман получил восторженные рецензии и стал международным бестселлером. В 1979 «Мир глазами Гарпа» вышел в финал Американской книжной премии (American Book Award), а в следующем году стал обладателем награды Национального Книжного Фонда (National Book Foundation), которая как раз в это время стала вручаться раздельно за книги в мягком и твердом переплете. Позже произведение было экранизировано режиссером Джорджем Рой Хиллом, а в главной роли снялся Робин Уильямс. Фильм был номинирован на несколько премий Оскар. Нашлось в экранизации место и для самого автора, снявшегося в роли распорядителя в одном из рестлинг-матчей Гарпа.

«Мир по Гарпу» сделал известного узкому кругу академического писателя сверхпопулярным автором, и все последующие книги Ирвинга становились бестселлерами. Первой в этом ряду стал роман «Отель «Нью-Гэмпшир»» (1981), продажи которого шли отлично, несмотря на противоречивые отзывы критиков. Книга была быстро экранизирована, режиссером фильма выступил Тони Ричардсон, а среди исполнителей ролей были такие звезды, как Джуди Фостер, Роб Лоу и Бо Бриджес. Впрочем, экранизацию сложно назвать удачной: роман был слишком неподъёмен для того, чтобы перенести его на экран без потери многих сюжетных линий и смысловых пластов.

В 1985 году Ирвинг опубликовал книгу «Правила виноделов». Эпическое повествование разворачивается вокруг сиротского приюта, которым руководит страдающий от наркотической зависимости акушер. Многие отмечают большое количество параллелей между этой книгой и «Оливером Твистом» Чарльза Диккенса. Центральной темой романа была проблема абортов. Благодаря этой книге Ирвинг оказался в самом пекле бушевавшей в США дискуссии сторонников и противников абортов. На позицию самого автора, который является сторонником легализации абортов, повлиял опыт его приемного деда, который был акушером-гинекологом.

После публикации «Мира глазами Гарпа» Ирвинг смог отдать все свои силы сочинительству, лишь изредка устраиваясь преподавателем в различные университеты США (в том числе один раз автор поработал и в своей alma mater). Также, Ирвинг выполняет роль ассистента тренера в команде по борьбе университета, в котором учится его сын.

Следующий роман Ирвинга «Молитва об Оуэне Мини» — также семейный эпик, действие которого разворачивается в Новой Англии. Центральная тема произведения — вера и религиозность (и различие между первой и вторым). Главный герой романа — трогательный и трагичный мальчик с маленьким ростом и грубым голосом — оказывается человеком, который заранее знает о своём предназначении, и вся его жизнь, по сути, — это подготовка к тому главному, что ждёт его в конце. В этой книге меньше, чем обычно, трагикомических ситуаций, в чём-то, пожалуй, она напоминает лучшие романы приятеля и земляка Ирвинга Стивена Кинга. Как это зачастую бывает у Кинга, в жизни главного героя «Молитвы об Оуэне Мини» то и дело случаются мистические, необъяснимые случаи, да и сам он — как понимает в конце читатель, — может быть, очередное воплощение Христа. Во всяком случае, никакими рациональными объяснениями то, что происходит в романе, не «оправдать».

Книга была написана под влиянием «Жестяного барабана» Гюнтера Грасса, «Алой буквы» Натаниеля Готорна, а также произведений Диккенса. В «Молитве об Оуэне Мини» Ирвинг впервые в своём творчестве затронул тему Вьетнамской войны и её последствий для американского общества — особенно обязательного призыва, которого сам автор избежал как женатый отец ребенка и школьный преподаватель. Сейчас «Молитву об Оуэне Мини» часто включают в списки книг, рекомендованных для школьного чтения в Великобритании.

Со своей следующей книгой «Сын цирка» (1995) Ирвинг вернулся в издательство Random House. Вероятно, это его самая мрачная, сложная и трудная книга, которая лежит в стороне от магистральных тем его предыдущих романов. В центре сюжета — воспоминания живущего в Канаде индийского врача: о детстве, проведенном в странствующем по сельской Индии цирке, о волшебном мире таинственных чудаков и магов. Эту работу автора чаще всего сравнивают с книгами Чарльза Диккенса. Несмотря на противоречивые отзывы критиков, «Сын Цирка» стал национальным бестселлером, возможно, в силу того, что автор имел к тому моменту репутацию модного литератора. Следующей книги Ирвинга пришлось ждать 3 года, в 1998 выходит роман «Мужчины не ее жизни» (другое название — «Вдова на год»), названная газетой «Нью-Йорк Таймс» «заметной» книгой. Вскоре после выхода роман был экранизирован режиссером Тодом Вильямсом.

В 1999 г., после долгих лет интенсивной работы, выходит фильм по роману «Правила виноделов». Режиссером выступил Лассе Халлстрем, а в главных ролях снялись Тоби Магуайр, Шарлиз Терон, Делрой Линдо, Майкл Кейн. В фильме вновь нашлось место и для авторского камео. Путь этой книги на киноэкран был весьма тернист. Потом Ирвинг с иронией будет вспоминать, что работа над фильмом стоила «двух продюсеров, четырех режиссеров, тринадцати лет и бессчетное количество переписываний сценария». Старания себя оправдали. «Правила виноделов» принесли автору «Оскар» за лучший сценарий, а также номинировались на премию за лучший фильм.

Вскоре после этого Ирвинг выпустил книгу «Мой кинобизнес», в которой рассказал о своих впечатлениях от работы над экранизацией «Правил виноделов». Чтобы обеспечить лучшие продажи своей новой работы Ирвинг принял участие в телешоу компании CBC Television Hot Type. Во время программы он позволил себе несколько едких замечаний в адрес другого американского писателя — Тома Вулфа. Через год Вулф все в том же шоу вернул должок, назвав Ирвинга, Апдайка и Мейлера тремя куколками, испугавшимися его нового романа «Мужчина в полный рост».

Действие следующего романа — «Четвертой руки» (2001) — отчасти происходит опять-таки в Индии. Главный герой, фотожурналист, в результате несчастного случая теряет руку и после трансплантации становится первым человеком с пересаженной конечностью. Сложности начитаются из-за вдовы донора, настаивающей на встрече с рукой своего умершего супруга. Как и прежние книги Ирвинга, «Четвертая рука» традиционно стала бестселлером.

В 2004-м отдельным изданием с иллюстрациями Татьяны Хауптманн выпустили детскую книгу «A Sound Like Someone Trying Not to Make a Sound», которая первоначально выходила в составе романа «Мужчины не ее жизни».

А в следующем году вышел новый роман Ирвинга — «Покуда я тебя не обрету» (2005). В нём больше, чем в других книгах, автобиографических моментов. В центре сюжета успешный актер, Джек Берне, выросший без отца и мечтающей найти его. Во время работы над этой книгой писатель начал общаться со своим сводным братом и наконец-то немного узнал о жизни и характере своего настоящего отца. Газета «Нью-Йорк Таймс» рассказала о том, что в этом романе нашел отражение реальной случай сексуального насилия, пережитый автором в возрасте 11 лет.

Кроме романов, перу автора принадлежит сборник «Trying to Save Piggy Sneed», включающий не публиковавшиеся прежде рассказы и «миниатюрную автобиографию», а также небольшая публицистическая книга «The Imaginary Girlfriend», посвященная взглядам Ирвинга на писательское ремесло и борьбу.

В своих произведениях Ирвинг выразил свою глубокую привязанность к человечеству во всем его поразительном разнообразии, а также неподдельное восхищение мужеством и чувством юмора мужчин, женщин и детей, которые борются с жизненными катастрофами.

Первый брак писателя завершился в 1981 году и после этого в 1987 году он женился во второй раз — на своем литературном агенте Джанет Тернбулл. В честь этого события, чтобы сделать подарок жене, Ирвинг сделала на левом плече татуировку в форме листка клена (его жена — канадка). А вот первая татуировка на руке — это стартовый круг состязаний, т.к. Джон занимался борьбой. У Ирвинга трое детей: сыновья Брэндан и Колин от первого брака и Эверетт от второго.

Сегодня Джон Ирвинг со своей семьей живет в Вермоне и в Торонто. Он продолжает писать романы и адаптировать свои предыдущие работы для экранизаций. А читатели всего мира с нетерпением ждут новых книг этого признанного мастера ироничных историй.

«Если бы мои идеи были важны для меня я не стал бы писать романы. Я не интеллектуал; я плотник, я — строю истории».

Джон Ирвинг не является фантастом, однако мистический элемент в романах «Молитва об Оуэне Мини» и «Четвертая рука» имеет сюжетообразующий характер.

Сайты и ссылки:

www.john-irving.com (официальный сайт)

Похожие авторы:

Сортировка:

Джон Ирвинг. Романы

6.67 (15)
-
7.30 (20)
-
6.81 (47)
-
2 отз.
  1978 Мир глазами Гарпа / The World According to Garp  [= Мир от Гарпа]  
7.88 (227)
-
10 отз.
8.18 (114)
-
9 отз.
  1985 Правила виноделов / The Cider House Rules  [= Правила Дома сидра]  
8.34 (157)
-
9 отз.
8.22 (94)
-
6 отз.
8.07 (42)
-
2 отз.
8.01 (64)
-
3 отз.
6.85 (47)
-
2 отз.
8.36 (51)
-
3 отз.
  2009 Последняя ночь на Извилистой реке / Last Night in Twisted River  [= Последняя ночь у Извилистой реки]  
8.04 (45)
-
4 отз.
  2012 In One Person  
7.67 (3)
-
1 отз.
7.40 (5)
-
1 отз.
-

Джон Ирвинг. Рассказы

  1965 A Winter Branch  
-
7.25 (8)
-
  1973 Gorgeous Dan  
-
  1973 Lost in New York  
-
  1973 Почти в Айове / Almost in Iowa  [= До Айвовы рукой подать]  
6.50 (8)
-
6.67 (9)
-
-
-
-
8.31 (13)
-
-
-
-
  1977 Vigilance  
-
-
  1980 The Old Friends  
-
7.90 (10)
-
-
  1982 Пытаться спасти Хряка Снида / Trying to Save Piggy Sneed  [= Спасая Пигги Снида]  
7.09 (11)
-
7.50 (10)
-
  1983 How To Spell  
-
-
  1989 The Foul Ball  
-
  1993 Vigilante  
-
-
  1994 The Courier  
-
  1995 Fox Here...  
-

Джон Ирвинг. Поэзия

-

Джон Ирвинг. Киносценарии

-

Джон Ирвинг. Статьи

-
-
-
  1979 The Living End  
-
-
  1980 TABA Winners  
-
-
-
-
-
  1991 Getting Started  
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Джон Ирвинг. Эссе

8.67 (9)
-
7.33 (6)
-
-
8.00 (6)
-
  1996 Notes About Garp [1996-1997]  
-

Джон Ирвинг. Сборники

  1980 3 by Irving  
-
8.00 (7)
-
1 отз.

Джон Ирвинг. Прочие произведения

-
-
  1981 Tar Baby  
-
  1982 Obnoxious  
-
-
7.43 (7)
-
7.12 (8)
-
-
-
-
-
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — baroni, WiNchiK, suhan_ilich


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх