FantLab ru

Франц Фюман (Franz Fühmann)

Франц Фюман
Страна: Германия
Родился: 15 января 1922 г.
Умер: 8 июля 1984 г.
Жанры:
Реализм
40%
Фантастика
27%
Сказка/Притча
27%
ещё >>

Франц Фюман (полное имя — Франц Антоний Йозеф Рудольф Мария Фюман / Franz Antonia Josef Rudolf Maria Fühmann) — немецкий писатель, поэт, драматург, эссеист.

Франц родился 15 января 1922 г. в судетском городке Рокитнице (Чехословакия, ныне – Чехия). Его отец, аптекарь, ценой полуголодного существования сумел не только получить образование, но и стать хозяином небольшой химико-фармакологической фабрики. Мать Фюмана была строгой набожной католичкой. Мелкобуржуазная среда и преклонение перед «великой» Германией определяли атмосферу, царившую в семье.

Мальчик учился четыре года в закрытом иезуитском интернате Kalksburg недалеко от Вены, затем до 1939 г. в средней школе в Райхенберге, где в 1937 г. он стал членом молодёжной спортивной нацистской организации «Hercynia». После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 г. семнадцатилетний Ф. Фюман, как и многие его одноклассники, записывается в вермахт добровольцем. Энтузиазм подростков не был в начале войны востребован вермахтом, и осенью 1941 г. Фюман поступает в Пражский университет, откуда он и был призван на фронт.

Фюман был связистом и не принимал непосредственного участия в боях на передовой, хотя мысли о том, как бы он повёл себя, окажись в концлагере или в карательном отряде, постоянно преследовали его. С войсками он побывал в СССР и в Греции, которая даже в военную пору произвела на него неизгладимое впечатление, отразившееся впоследствии в содержании и поэтике большинства послевоенных произведений писателя. В 1945—1949 гг. Фюман находился в плену на территории СССР. Пребывание в Советском Союзе и знакомство с иным укладом жизни, иными идеалами и идеологией стало для писателя «большим духовным событием». В антифашистской школе к нему приходит прозрение, и всё своё творчество, весь свой талант в дальнейшем он подчиняет разоблачению нацизма.

Однако детство Фюмана была отмечено отнюдь не только националистической истерией. Франц зачитывался сказками Людвига Бехштейна, братьев Гримм, Андерсена, «Сказаниями» Шваба. Всё это побуждало к собственному раннему творчеству. Первые произведения военных лет свидетельствует о том, что обер-ефрейтор Фюман был знаком со стихами Рильке — в 1942 г. в издаваемом Рудольфом Ибелем журнале были опубликованы первые стихи Фюмана. Национал-социалистическая еженедельная газета «Das Reich» также публиковала впоследствии его стихи. Позднее в 1945 г. он узнает поэзию Георга Тракля, привязанность к которому также сохранит на всю жизнь. После окончания антифашистской школы и последовавшим за этим переосмыслением ценностей и событий немецкой истории и культуры, Фюман по-новому оценит свой детский культурный опыт. Возможно, именно тогда в сознании Фюмана возникает мысль очистить классическое наследие прошлого, прежде всего мифы, легенды и сказки древнегреческого и германских народов от ложных истолкований и спекуляций нацистских идеологов. «Очистительную» работу Фюман посвятит воспитанию детей и юношества, поскольку истоки человеческих трагедий с его точки зрения во многом определяются в детстве.

После возвращения в Германию Фюман сразу вступает в Национально-демократическую партию Германии (NDPD). Здесь он с 1950 по 1958 гг. работал в качестве партийного функционера по культуре и занимался журналистикой. С 1958 года Франц становится профессиональным писателем. Собственно литературную деятельность начал поэмой «Fahrt nach Stalingrad» («Поездка в Сталинград», 1953).

Отличительной чертой творческой манеры Фюмана является автобиографизм. Истоки сюжетов и конфликтов его произведений следует искать в его собственной жизни, которую писатель рассматривал не только как факт личной судьбы отдельного человека, но как типичное явление определенной эпохи. Чувство личной ответственности и сопричастности всем событиям Второй мировой войны заставило Фюмана искать причины трагедии своего поколения в самих истоках человеческого бытия — в детстве, как в своём, так и в детстве своих ровесников. Главная тема произведений Фюмана — разоблачение фашизма во всех его проявлениях (повесть «Однополчане», 1955; цикл новелл «Еврейский автомобиль», 1962; повести «Барлах в Гюстрове», 1963; «Эдип-царь», 1966; «Жонглер в кино, или Остров грез», 1970). Надежда на то, что решения XX съезда КПСС приведут к оздоровлению общественной ситуации в ГДР, позволила Фюману обратиться к современной тематике и создать повесть о непростой судьбе переселенцев «Богемия у моря» (1962).

В творчестве Ф. Фюмана переложение классических мифов и произведений древности занимает отнюдь не периферийное место. С 1959 г., после рождения дочери, он пишет произведения для детей. В живой и увлекательной форме он не просто излагает известные сюжеты, но и позволяет читателям в новых культурно-исторических условиях понять заложенный в них глубинный смысл. «Рейнеке Лис» («Reineke Fuchs», 1964), «Деревянный конь» («Das Hölzerne Pferd. Die Sage vom Untergang Trojas und von der Irrfahrten des Odysseus. Nach Homer und anderen Quellen neu erzählt», 1968), «Сказки Шекспира («Shakespeare-Märchen», 1968), «Песнь о Нибелунгах» («Das Nibelungenlied», 1971), «Дымящиеся шеи лошадей в Вавилонской башне» («Die dämpfenden Hälse der Pferde im Turm von Babel», 1978) — эти и другие книги, рассчитанные не только на детей, но и на взрослых читателей, представляют собой уникальное собрание сюжетов из древней и новой истории.

В начале 1960-х гг. Фюман со свойственным ему энтузиазмом откликается на новую, поставленную государством перед деятелями культуры задачу по сближению искусства, литературы и промышленного производства. В результате в 1961 г. появляется его очерк «Kabelkran und Blauer Peter» («Подъемный кран и голубой Петер»), написанный с долей легкой самоиронии человеком, далеким от проблем производства и тяжелого физического труда. Однако первоначальная эйфория Фюмана по поводу внедрения в рабочие коллективы для написания произведений на производственные темы быстро проходит. Писатель понимает ущербность такого отношения к литературе и литераторам. Кризис в культурной политике ГДР, начавшийся ещё в середине 1950-х гг. и ознаменовавшийся арестами деятелей литературы и искусства, а затем выездом многих из них в ФРГ, был спровоцирован несовместимостью саморазвития литературы и культуры с утилитарной и авторитарной государственной политикой в области искусства. Накануне II Биттерфельдской конференции в 1964 г. Ф. Фюман пишет открытое «Письмо министру культуры» («Brief an den Minister für Kultur»), в котором утверждает, что просветительские усилия писателей, способные, вероятно, пробудить в рабочих и крестьянах первоначальный интерес к литературе, никоим образом не могут дать столь необходимого художественному творчеству «качества, качества и ещё раз качества». «Письмо министру» Ф. Фюмана по сути предваряет широкое движение в литературе ГДР 1970-х гг., характеризующееся более зрелым пониманием многообразия функций художественного творчества в обществе, осознанием специфики художественной литературы.

После публикации «Письма министру культуры» об ошибках в культурной политике ГДР Фюман выходит из Союза писателей, а в 1972 г. — из Национально-демократической партии Германии. С этого времени писателя все больше волнуют философские, нравственные, эстетические и литературно-теоретические вопросы и проблемы, углубляется и его внимание к так называемому «мифическому элементу» в сознании людей и в художественной литературе.

Одним из главных произведений в творчестве Фюмана стала художественно-документальная книга «Двадцать два дня, или Половина жизни», жанр которой определить очень трудно. Перед нами путевой дневник поездки писателя в Будапешт, включающий воспоминания, литературоведческие изыскания, теоретические высказывания о мифе, мифологии, о соотношении мифа и сказки. Мотив скитаний Одиссея включается автором в контекст воспоминаний о процессе «ломки» сознания, который он пережил в антифашистской школе. Фюман вновь ощущает себя Одиссеем, вновь спускается в Аид прошлого ради познания истоков современности. Анализируя произведения различных эпох, писатель выявляет духовную сущность искусства, так называемый «мифический элемент».

Эссеистика Фюмана зачастую способствовала публикации в ГДР «западных» авторов, например, З. Фрейда («Das mythische Element in der Literatur», 1975), Г. Тракля («Над огненной пучиной», 1982). Фюман пробовал свои силы во многих жанрах, в том числе в балете: сценарий «Kirke und Odysseus» (1984), либретто «Alkestis» (издано в 1989 г.) и публицистике (книга о людях с психическими отклонениями «Was für eine Insel in was für einem Meer», 1985).

До последних дней своей жизни Фюман находился в постоянном творческом поиске. Поражает не только перечень литературных жанров, в русле которых творил Фюман, но и сфер его деятельности. Он издал художественное и литературное наследие Э. Барлаха. Переводчик венгерской, славянской и русской советской поэзии.

Однако главный труд жизни Фюмана остался неоконченным. Роман «Im Berg» был издан посмертно в виде фрагментов. Также представляет литературный интерес переписка Фюмана с Кристой Вольф («Monsieur — wir finden uns wieder. Briefe 1968–1984», 1995).

В последние годы жизни Фюман не перестает критиковать недостатки в культурной политике ГДР. Писатель разочаровывается в самих политических устоях социалистического немецкого государства и выходит не только из Союза писателей, но и из Академии искусств ГДР, пишет письма в поддержку преследуемых и высылаемых писателей.

Личность Фюмана вобрала в себя все конфликты и контрасты эпохи. В 1994 г. одна из бранденбургских школ захотела носить имя писателя, что незамедлительно вызвало противодействие общественности. Одни припомнили ему нацистское прошлое, другие обвиняли его в сталинизме, некоторые не могли простить писателю его успешную писательскую судьбу в Восточной Германии, а кто-то ставил ему, напротив, в вину то, что он был диссидентом. С определенной долей горькой иронии Франц Фюман так оценивал свою судьбу: «Первые двенадцать лет я был католиком, следующие двенадцать — нацистом, следующие двенадцать — коммунистом, затем двенадцать лет поисков и сомнений. Сейчас я живу двенадцать лет в литературе, и наверняка последние двенадцать лет проведу в исправительных лагерях».

Умер Франц Фюман 8 июля 1984 г. от рака. Его досье в службе национальной безопасности ГДР, следившей за ним с 1977 по 1984 гг., составило 3644 страницы.

Премии и награды:

1955 — Орден за заслуги перед Отечеством

1956 — Премия имени Генриха Манна

1957 — Национальная премия

1964 — Премия искусств Союза свободных немецких профсоюзов

1963 — Премия имени Йоханесса Р. Бехера

1964 — Премия искусств Союза свободных немецких профсоюзов

1970 — Медаль Барлаха

1972 — Премия имени Лиона Фейхтвангера

1974 — Национальная премия

1977 — Премия немецкой критики

1982 — Премия имени Ганса и Софи Шолль (ФРГ) за книгу «Der Sturz des Engels. Erfahrungen mit Dichtung» (в рус. переводе — «Над огненной пучиной»)

Личный архив Франца Фюмана хранится в Академии художеств в Берлине (AdK, Franz-Fühmann-Archiv).

Фантастическое в творчестве:

Францем Фюманом написан ряд волшебных сказок для детей, сделаны переложения сказок Шекспира, древнегреческих и немецких мифов, легенд и эпосов. Также выпущен сборник стихотворений-сказок «Направление сказки», написаны две детские сказочные пьесы.

В 1981 г. Фюман публикует сборник «Сайенс Фикчен» (Saiäns-Fiktschen — намеренное искажение английского определения фантастики), представляющий собой цикл из семи рассказов в жанре антиутопии. Находясь на распутье и размышляя о будущих путях развития человечества и, в частности, немцев по обе стороны Берлинской стены, писатель показывает бесперспективное противостояние тоталитарного государства Унитерра и капиталистического государства Либротерра, где ценность всего определяют только лишь деньги. Оба режима бесперспективны, поскольку нивелируют человеческие ценности. Рассказы имели большой успех, однако на вопрос журналистов о будущих работах в этом жанре Фюман ответил, что больше фантастики писать не будет.


Примечание к биографии:

Для биографии была использована статья Т. Шарыпиной «Франц Фюман: творческий путь в контексте эпохи», а также другие сетевые немецкие и российские источники.

Сайты и ссылки:

www.franz-fuehmann.de (официальный сайт)
Сортировка:

Франц Фюман. Циклы произведений

-
-
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (2)
-
7.62 (8)
-
-
7.30 (10)
-
-
-
-
7.67 (9)
-

Франц Фюман. Романы

  1968 Die Sage von Trojas Fall [переложение эпоса]  
-
9.00 (3)
-
8.67 (3)
-

Франц Фюман. Повести

-
  1963 Барлах в Гюстрове / Barlach in Güstrow  [= Das schlimme Jahr; Барлах из Гюстрова]  
10.00 (1)
-
  1964 Рейнеке-лис / Reineke Fuchs [переложение эпоса]  
9.00 (7)
-
1 отз.
8.80 (5)
-
  1968 Irrfahrt und Heimkehr des Odysseus [переложение эпоса]  
-
  1971 Das Nibelungenlied [переложение эпоса]  
8.00 (1)
-
  1981 Den Katzenartigen wollten wir verbrennen [автобиографическая повесть]  
-

Франц Фюман. Рассказы

  1951 Die Brücke  
-
  1952 Das Land  
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
6.50 (2)
-
  1959 Das Erinnern  
-
  1959 Германия впервые / Zum ersten Mal: Deutschland  [= Vom Gestern Gradaus; Родина впервые]  
8.00 (1)
-
-
-
  1961 Spuk  
-
10.00 (2)
-
10.00 (1)
-
9.00 (2)
-
  1961 Штрельх / Strelch  
10.00 (1)
-
9.50 (2)
-
8.00 (1)
-
9.00 (2)
-
10.00 (2)
-
9.00 (1)
-
9.00 (2)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1962 Слухи / Gerüchte  
7.00 (1)
-
9.00 (1)
-
-
  1966 Der Sturm [переложение Шекспира]  
-
  1966 Die Schöpfung  
-
-
  1968 Das Wintermärchen [переложение Шекспира]  
-
  1968 Ein Sommernachtstraum [переложение Шекспира]  
-
  1968 Perikles [переложение Шекспира]  
-
-
  1970 Жонглёр в кино, или Остров мечты / Der Jongleur im Kino, oder Die Insel der Träume  [= Жонглёр в кино, или Остров грёз]  
5.50 (2)
-
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
  1974 Пустяк, положительный во всех отношениях / Bagatelle, rundum positiv  [= Пустяк, в общем-то, значительный]  
-
-
-
7.62 (8)
-
8.00 (3)
-
-
7.25 (4)
-
  1978 Марсий / Marsyas  
9.00 (1)
-
  1979 Der Haufen  
-
9.00 (1)
-
-
  1981 Das Duell  
-
-
7.67 (9)
-
7.30 (10)
-
-
  1985 Amnon und Tamar  
-
  1985 Baubo  
-
-
  1985 Nachbemerkung  
-
  1985 Нефела / Nephele  
8.25 (4)
-
8.00 (2)
-
9.00 (1)
-

Франц Фюман. Сказки

-
-
-
-
  1990 Doris Zauberbein  
-
-

Франц Фюман. Поэзия

-
  1942 Der Morgen  
-
  1942 Der Schutzengel  
-
  1942 Die Verlassene  
-
-
-
  1942 Im Kreis  
-
-
-
-
-
  1942 Stunde im April  
-
-
  1952 Die Kinder  
-
-
  1952 Go home  
-
  1952 Liebe  
-
  1952 Ruhende Greisin  
-
-
-
-
-
  1956 Die Demagogen  
-
5.00 (2)
-
1 отз.
-
-
  1959 Бедствие Нибелунгов / Die Nibelunge Not  [= Нибелунги]  
-
  1962 Lustiges Tier-ABC (для детей)  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1962 Направление сказки / Die Richtung der Märchen  [= Куда уводят сказки; Куда уходят сказки]  
-
  1962 Похвала непослушанию / Lob des Ungehorsams  [= Хвала непослушанию]  
-
-
-
9.00 (1)
-
  1965 Ein Apfelbaum  
-
-
-
-
-
-
-
-
  Der Sturz  
-
-
-
-
-
-
  Heimkehr  
-
-
-
-
  Märchen  
-
-
-
-
-
-

Франц Фюман. Пьесы

  1984 Kirke und Odysseus [сценарий балета]  
-
-
-
  1986 Das Blaue Licht [радио-пьеса по мотивам братьев Гримм]  
-
  1986 Die Schatten [радио-пьеса]  
-
-
  Rumpelstilzchen [радио-пьеса]  
-
  Von dem Machandelboom [радио-пьеса]  
-

Франц Фюман. Киносценарии

  1961 Die heute vierzig sind [киноповесть]  
-
  1987 Der Nibelunge Not // Соавтор: Петер Гёлер  
-
-

Франц Фюман. Статьи

-
-
-
-
-
-
-
-

Франц Фюман. Эссе

  1959 Vorwort [к книге "Zweimal geboren. Buch der Freundschaft"]  
-
  1967 Louis Fürnberg  
-
  1973 Mein Erstling  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1982 Над огненной пучиной / Vor Feuerschlünden. Erfahrung mit Georg Trakls Gedicht  [= Der Sturz des Engels. Erfahrungen mit Dichtung]  
-
-

Франц Фюман. Очерки

  1961 Kabelkran und Blauer Peter  [= Beginn auf der Werft]  
-
-

Франц Фюман. Сборники

  1953 Die Nelke Nikos [Сборник стихов]  
-
  1957 Aber die Schöpfung soll dauern [Сборник стихов]  
-
-
  1960 Fronten  
-
8.00 (1)
-
  1962 Направление сказки / Die Richtung der Märchen [Сборник стихов]  
-
-
-
-
  1969 Tage  
-
-
  1970 Die Elite  
-
-
-
-
  1985 Schlipperdibix und Klapperdibax! (для детей)  
-

Франц Фюман. Антологии

-

Франц Фюман. Прочие произведения

  1961 Galina Ulanowa [биография]  
-
-
  1964 Brief an den Minister für Kultur [открытое письмо министру культуры]  
-
  1972 Groteskes aus dem Zauberstädtchen [отрывок из Венгерского дневника 1970]  
-
  1972 Hange, Rinnsale, Gewitter [отрывок из Рохлицкого дневника 1966]  
-
  1974 Ernst Barlach // Соавтор: Ютта Шмидт  
-
  1978 Die dämpfenden Hälse der Pferde im Turm von Babel [лингвистическая энциклопедия для детей]  
-
-
  1985 Dreizehn Träume  
-
-
-
-
  1989 Alkestis [либретто]  
-
  1994 Briefe 1950-1984 [письма]  
-
-
  1996 Von A bis Z. Ein Affenspaß für Alfons [алфавит животных для детей]  
-
-

Франц Фюман. Незаконченные произведения

  1985 Колокольчики / Die Glöckchen [фрагмент неоконченной книги] (рассказ, не закончен)  
-
  1987 Das öde Haus (киносценарий, не закончен)  
-
  1991 Im Berg (роман, не закончен)  
-
  1991 Nauruppiner Tagebuch [фрагмент неоконченной книги "Auf den Spuren Theodor Fontanes"] (рассказ, не закончен)  
-
  1991 Verlonere Zeit [фрагмент неоконченной книги] (рассказ, не закончен)  
-
  2005 Das Ruppiner Tagebuch. Auf den Spuren Theodor Fontanes (роман, не закончен)  
-

Франц Фюман. Неопубликованное

  Blaue Wimpel im Sommerwind (киносценарий, не опубликован)  
 
  Der Schwur des Soldaten Pooley (киносценарий, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

1. В библиографии отражена только часть публицистики и эссеистики автора.

2. Состав части сборников неполный.

3. Не удалось найти несколько соответствий русских переводов стихотворений оригиналу, а также отсутствует часть переводов поэзии автора на русский язык. Эти переводы находятся в многочисленных поэтических антологиях, изданных в советский период. Если у вас есть возможность сообщить сведения о таких переводах на русский язык поэзии Франца Фюмана, составитель библиографии будет очень благодарен.

Список ряда поэтических антологий, в которых (по некоторым источникам) публиковались стихотворения автора: «Седьмое солнце», Молодая гвардия, 1966; «Поэзия ГДР», Молодая гвардия, 1973; «Поэзия Европы», Художественная литература, 1980; «Во имя жизни», Правда, 1984; «Верность. Эстафета поколений», Радуга, 1985.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Wind

  • Куратор библиографии — Wind


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх