fantlab ru

Все отзывы на произведения Гевина Дж. Гранта (Gavin J. Grant)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Антология «Стимпанк!»

ааа иии, 2 мая 2016 г. 00:12

Ничего, но безыдейно. Вряд ли можно по этому сборнику круга Кассандры Клэр, как по гибсоновским антологиям в случае киберпанка, получить представление о сути явления. Важны атмосфера, стиль, дух эпохи (о чем четко сказано в предисловии), а здесь мало cхожего у лучших произведений и много — у более посредственных. «Стимпанк!» объединяет лишь формальная триада «пружина, пар, дирижабль», применяемая без контекста.

«Летний народ» о приходящей уборщице. Талантливо, эмоционально, с привкусом легенд и андерграунда. Лоу-лайф. Как обычно, Келли Линк, подобно барду, мимо струн не мажет, верхней ноты не берет.

«Механический оракул» наоборот, высоко техничен, сух и академичен. Долетел не Дедал, а Икар, вот зарвавшийся Красс и получает новости о парфянах по видеокабелю. Не будь образующей сюжета не одна тысяча лет, впечатляло бы, а так — стоило сандалпанк городить.

Предсказуем и визит к верховному техноманту Гарта Никса.

«Когда-нибудь придет счастливый день», «Со всей любезностью и добротой» — любовь и автоматоны, «Призрак замка Комлех» — еще и призрак. «Стим-герл» о школьниках — нежно, тонко, чувствительно... Опять первая любовь. «Рука в перчатке» — полицейская и красавец.

«Часовых дел дед» Доктороу — гениальные сироты хулиганят с трупом. И чего американцев тянет к этой теме? Эдгар По, «Уикэнд у Барни»... «Проезд закрыт» тоже весьма, со своим гимном личному авто на фоне постапока и железных коней, этноспецифичен.

Seven Days Beset by Demons и Finishing School — натуральные комиксы, обсуждать которые неохота.

То, о чем стоит говорить, написано Либбой Брей. У нее условности крахмаленого викторианством паропанка закрывают бруновскую спираль жанрового ограничения и «Последний налет Дивных девиц» бежит на волю, отстреливаясь репликами типа:

— На кой мне, интересно, изумрудные серьги в этой занюханной юдоли праха?

— Ну, хоть на ближайшую публичную казнь надеть?

Помимо публичных казней, агентов Пинкертона и изумрудных серег, в этом мире посевные корабли мечут серебряные струи в небо, призывая дождь, в смоляной реке крестят под мак-мачок, под подошвами дрожь от неустанного труда шахтеров, врач со стаканом виски, хлеб из овсяного цвета, Армянский Циклический Овдовитель, волшебство времени, бойкий сюжет и ощущение не игры с заводными куклами и кадаврами, не очередного пересказа старых историй, а резкого и дерзкого, живого и не сдающегося всякой дряни и условностям, пока можешь стоять, существования.

И вот это хорошо.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Антология «Стимпанк!»

ДМЧ, 11 марта 2016 г. 15:22

в соответствии с моим пониманием искусства создания сборников, любая «корзинка», в которой 3-4 качественных рассказа, считается вполне нормальной, а та, где их 5 и больше – достойна стоять на книжной полке.

итак, исключая сочинение самой составительницы сборника, которое – хоть и отличное, мало общего имеет со стимпанком, можно выделить рассказы-«призеры»:

Глупая голова Красса – мир симпатичный, и вполне может быть растянут до состояния романа, почему нет? правда, несколько суховато написано, ну что ж. Древний Рим – сама по себе тема несколько суховатая.

Бабахнувший вулкан – рассказ Жюль-Верновский или Гриновский. Хороший. Мог бы быть еще более романтичным – насытить красивостями и растянуть до размеров повести.

Добиться любви поворотом ключа – Клэр создала очень печальный образ, хоть и не она первая: вспомнился старый рассказ из подборки «Уральского следопыта» 90-х, где брошенный возлюбленной мальчишка уничтожил себе память, оставив только 20-минутный счастливый эпизод.

Республика Шкид а-ля Диккенс – Доктороу раскрутил мощный сюжет с юными авантюристами, детки-в-клетке. Отлично. Можно было бы растянуть в роман, добавив больше деталей и характеров, но и так славно.

Принцесса-дурнушка в изгнании. Пожалуй, «Стим-герл» – лучший рассказ в сборнике, потому что детская фантазия пышным цветом прет сквозь сорняки и ржавь. Трогательно. Мило. Достаточно свежо. Потянет на роман и фильм. Запоминается.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Антология «Лучшее за год 2007. Мистика, фэнтези, магический реализм»

LAS, 6 января 2009 г. 19:17

К сожалению, этот том Лучшего за год откровенно разочаровывает. Если в 16 выпуске соотношение удачных вещей с проходными и слабыми было примерно 50/50, в 17 томе — около 2/3 сборника я бы отнес в плюс, то здесь действительно достойные вещи можно буквально пересчитать по пальцам одной руки.

Единственный по настоящему зацепивший рассказ — «Пневматическое ружье мистера Эйкмана» Страуба. Вот это блеск, напомнило по ощущению сюра фильмы Дэвида Линча.

Кроме него с удовольствием прочитал «Стену чудес» Элизабет Хэнд, «Сову» Уильямса и «Колдовской узел» М. Фаци. Ну и пара миниатюрок из «Сказок города швов» хороши.

На четверку пожалуй потянет «Мера пресечения» Галлахера. «Вечер в «Тропиках» Форда хорошо написан, но банальный финал смазывает впечатление от расказа.

«Смутная тень зимы» испорчена глупым и навязчивым морализаторством. Потенциально интересная тема в рассказе Дункана «Зора и зомби» реализована невнятно и неубедительно. Ироничное, с отсылками к классике зомби-фильмов, повествование в вещице Дж. Фэрриса получает продолжение, которое вызывает только недоумение. «Реванш ситцевой кошки» неровен и затянут. «Небесная дева» Танит Ли красиво написана, но чего-то ей не хватает; не цепляет рассказ, забывается через 10 минут после прочтения. «Специалист» Э. Смит — приличная проза, которая вряд ли понравится кому-то, кроме особо продвинутых критиков.

Убогие ужастики Литтла и Доулинга навевают тоску. И полный финиш — «Дети воды» Брауна. Прямолинейная, простая как пять копек, с жалкими потугами на некую «психологичность» и «драматичность» ерунда. Дин Кунц в своем самом худшем проявлении. Вот уж чего я не ожидал увидеть в антологиях этой серии так это подобный низкопробный отстой, в предыдущих антологиях составители до такого не опускались.

Об остальных рассказах и сказать особо нечего, до того они тусклы и невзрачны.

Короче, я разочарован, Лушее за год-18 на порядок слабее предыдущих томов этой серии.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Антология «Лучшее за год 2007. Мистика, фэнтези, магический реализм»

baroni, 20 февраля 2008 г. 00:07

Рассказы, включенные в антологию «Лучшее за 2007» написаны как во вполне традиционном, так и в неожиданном, можно сказать, экспериментальном стиле. И вот эти «экспериментальные» рассказы являются, пожалуй, лучшими в этой книге. Особого упоминания заслуживает «Реванш ситцевой кошки» С. Чэпмена. Маленький шедевр от совершенно неизвестного мне автора. Присутствие в антологии одного лишь рассказа Чэпмена уже служит оправданием для приобретения всей книги.

Конечно, «Лучшее за 2007 год», получилось весьма неравноценным. Есть и откровенно слабые, проходные вещи. Как ни странно, в эту категорию попал ряд рассказов довольно известных авторов, таких как С. Браун, Б. Литтл, П. Страуб, К. Фаулер... Правда, в случае с К. Фаулером, разочарование уже, похоже, становится нормой.

В целом же. антология свое предназначения оправдала. Она открыла для меня несколько новых писательских имен (С. Чэпмен, Э. Дункан, Г. ван Экхаут, М. Фаци), с чьим творчеством мне захотелось познакомится гораздо подробнее. Если только такую возможность предоставят наши издатели...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Антология «Лучшее за год 2007. Мистика, фэнтези, магический реализм»

Claviceps P., 22 января 2008 г. 11:55

Увы, но в отличии от двух предыдущих выпусков серии — более высшую оценку поставить не могу. Только 8.

Хорошая антология. Но на мой вкус фактически нет рассказов на десятку. Есть несколько очень хороших, есть много неплохих и средних. А таких чтобы зацепили и унесли тебя на край света — почти нет... И даже те, которым я поставил 8 и 9 баллов, как-то более невнятны и сумбурны зачастую, чем похожие рассказы из 16-го и 17-го тома. Хотелось бы надеяться, что этот том просто чуть менее удачный. Но проверить данное утверждение, к сожалению, пока не получится — издательство Азбука вроде бы больше не собирается продолжать у нас серию YBFH... :sad:

Теперь подробнее о рассказах.

Лучшими, на 9-10 баллов, я называю «Зору и зомби» Энди Дункана, «Стену чудес» Элизабет Хэнд, «Колдовской узел» Мелани Фаци, «Небесную деву» Танит Ли, «Пневматическое ружье мистера Эйкмана» Питера Страуба, а также четыре очень необычных, сюрреалистических рассказа — «Реванш ситцевой кошки» Степана Чэпмена, «Не спи и карауль» М.Т.Андерсона, «Постмеловой период» Д. Эллис Дикерсон, «Сказки города сеамов» Грега ван Экхаута.

Также были довольно интересны хоррор-рассказы Терри Доулинга, Дугласа Клегга, Джеффри Форда, Люси Сассекс, Шелли Джексон. Интересны фантазии Грегори Магуайра, М.Рикерт и Кэтрин Валенте. Единственная здесь традиционно-фэнтезийная повесть Элизабетт Линн тоже неплоха, хотя и слишком традиционна...

Т.е. не так уж и мало получается чтобы пренебрегать сборником. Он хороший в любом случае! :wink2:

Некоторые рассказы, к сожалению, оставили равнодушным или разочаровали. Это вещи Стивена Галлахера, Бентли Литтла, Джона Кессела, Кристофера Фаулера, Лэрда Баррона, Саймона Брауна, Дж.Фэрриса...

Из стихотворений несказанно порадовала только «Лавка Хортона» Р.Т.Смита. Остальное все довольно слабенько.

Досадным фактом является и то, что по причинам авторских прав в наше переводное издание данного выпуска не попали целых 5 рассказов.

То что не вошли «Кишки» Паланика — для масс это только плюс. А вот отсутствие рассказа Чайны Мьевиля — это большое упущение. Ибо эта вещь замечательная и является украшением оригинальной антологии. Я читал ее на английском в другом сборнике, и это 10 баллов.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Антология «Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези»

Claviceps P., 19 января 2008 г. 20:54

Прочитано в начале 2006 года.

В общем-то по всем параметрам этот выпуск похож на предыдущий (как же хорошо – когда есть с чем сравнивать!). Примерно такой же расклад по авторам – с десяток более или менее известных, чьи книги уже выходили на русском. Еще с десяток – малоизвестных (преимущественно рассказами). И около двух дюжин новых для русского читателя имен. Это очень нужное дело – вводить новые имена вот таким образом. Это – залог на будущее. Примерно такое же соотношение понравившихся и непонравившихся вещей – 8 изумительных (против 5 в предыдущем), почти три десятка очень хороших и просто хороших, 6-7 не особо впечатливших (тоже немного побольше чем в YBFH-16).

Но есть и отличия от предыдущего тома – как мне показалось здесь чуть более размытые границы жанров были, нет четких переходов между фэнтези, хоррором и МР. Больше таких рассказов, к которым хочется применять эпитеты ‘странный’, ‘гротескный’, ‘вычурный’, ‘психоделический’… Меньше прямолинейного кровавого хоррора, ужасы здесь зиждутся просто на призраках прошлого, неуспокоенной совести или чрезмерной жестокости. Также совсем мало и типичного фэнтези с замками-драконами-феями, но фэнтези как причудливых фантазий – это да!

Более всего меня впечатлили: открывающее сборник потрясающее “Устье Пчелиной Реки” Кидж Джонсон, странноватая и загадочная “Рыбина” от тандема Ф.Рейнс/Х.Уэллс, шикарный “Этюд в изумрудных тонах” Нила Геймана, жутковатые “Пляшущие человечки” Глена Хиршберга, небольшой причудливый рассказ Бенджамина Розенбаума “Долина Великанов”, прекрасная финальная история “Почти дома” Терри Биссона, и, уже знакомые по сборнику лучшего-НФ (YBSF-21), “Девочка-флейта” Паоло Бачигалупи и “Король-дракон” Майкла Суэнвика.

Также замечательны рассказы Брайана Ходжа, Ричарда Батнера, Майка О'Дрисколла, Дэна Хаона, М.Рикерта, стоящие скорее ближе к реализму, чем к хоррору. Из более приближенных к ужасам вещей – “Голод” Дейла Бэйли, “Старая Виргиния” Лэрда Баррона, “Чистота” Томаса Лиготти. Сюрреалистический хоррор предлагает Шелли Джексон в рассказе “Муж”, странную ‘историю с призраками’ — Келли Линк. Две интересных и экстравагантных фантазии на тему жизни после смерти выдали Кевин Брокмейер и Морин Макхью.

Красивой романтической фантазией порадовал Дин Френсис Алфар, автобиографическим очерком – Карен Джой Фаулер, историческими хрониками иных измерений — Урсула Ле Гуин, подростковой ретро-фантастикой — Нина Кирики Хоффман.

А вот у таких мастеров как Люциус Шепард и Стивен Кинг похоже получились не слишком удачные рассказы…

Слабоватыми мне показались и вещи Джорджа Сондерса, Натана Бэллингруда, Корбина Фаско, Марка Лэдлоу, Карен Тревисс, Теодоры Госс.

Из стихотворений разве что у Дафны Готлиб получилось на мой взгляд как-то невнятно-сумбурно. А занятная “Ода мифическому зверю” Джона Вудворда и честное творение Стива Резника Тэма “Кость” — хороши. А уж два опуса Патрика О'Лири так и вообще – блеск! Этот автор похоже многогранный талант – и «Невозможная птица», и два рассказа, найденные у нас в сети, были интересны, а теперь вот еще и стихи…

Замечательная антология!

Оценка: 9
⇑ Наверх