КЛЮЧИ ОТ АДА И


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Гуларян Артем» > КЛЮЧИ ОТ АДА И РАЯ.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

КЛЮЧИ ОТ АДА И РАЯ.

Статья написана 12 марта 2011 г. 18:06

Под таким немножко претенциозным названием мне хотелось бы начать разбор повести Ярослава Верова и Игоря Минакова «Ключ к свободе» из авторского сборника «Операция «Вирус»». И этим самым сразу привлечь к себе внимание.

Ибо я хочу заступиться за произведение, которое остальные ругают. Большинство читающей публики — и даже критики — воспринимают «Ключ к свободе» как откровенный стеб, или, того хуже, тупой фанфик по сказке Алексея Толстого. Высказываются мнения, что авторы дотошным образом, буквально по главам пересказали сюжет «Приключения Буратино», не вложив в текст не одной собственной оригинальной мысли. В тоже время у меня не вызывает сомнения, что авторы написали совершенно серьезную вещь, которая просто атрибутирована под сказку о Буратино. Почему именно Буратино? Об этом чуть попозже.

А пока необходимо сказать, что перед нами очень страшный мир, мир гальванизированных мертвецов-дроидов, которые находятся в услужении еще живых людей. Которые в свою очередь прекрасно понимают, что их судьба — стать такими же гальванизированными бессмертными мертвецами. То есть перед нами произведение в стиле «Рибофанка» Пола Ди Филиппо. Причем абсолютно русское. Ярослав Веров не был бы самим собой, если бы не заложил в повесть христианских мотивов Воздаяния и Исхода.

Во-первых, дроиды получаются не из каждого мертвеца, а только прошедшего множество генно-инженерных модификаций. ТО есть из представителя местной элиты. Получается своеобразная справедливость – кто всю жизнь жил в праздности и питался чужим трудом – работает после смерти. А рядовые люди, наработавшиеся при жизни, но лишенные доступа к генной модификации, обретают вечное упокоение в топке крематория. Такая получилась у авторов по-своему пересказанная притча о богаче и Лазаре, встретившихся на том свете.

Но в подобном случае (и это во-вторых) перед нами воплощенный ад, построенный на Земле нашими воображаемыми потомками. Веров и Минаков приводят и срок, в который произойдет подобное «достижение» — триста лет (Тортилла укоряет Буратино за сленг, и утверждает, что так говорили в пору ее юности, триста лет назад). Тогда уход Буратино и Мальвины за Дверь – это исход из ада новых Адама и Евы (если вы «не догоняете», по сленгу Буратино, о чем речь, перечитайте окончание повести, а потом резко вернитесь к началу, в первый абзац   и вам все станет понятно). Событие это можно назвать зеркальным по отношению к библейскому изгнанию из Рая первопредков современного человечества.

То, что Буратино и Мальвина не взяли никого с собою за дверь может покоробить некоторых читателей. Но таковы правила игры. Нынешнее человечество проиграло: унаследовав приличную, в общем, планету, оно доигралось до ада. И Дверь откроется снова не раньше, чем на Земле умрет последний человек прежней расы.

Как видите, на самом деле все серьезно. Какой же тут стеб.

Но почему тогда столь серьезные смыслы были облечены в столь несерьезную форму, как пересказ приключений деревянного мальчика Буратино? Тут можно приводить только домыслы, ибо истинные подоплеки творческих исканий авторов останутся при них. Позволю себе озвучить свой домысел – виноваты голубые волосы Мальвины. Я предполагаю, что мысль написать разбираемую повесть пришла авторам во время очередного просмотра «Пятого элемента» Люка Бессона. У Лилу (Leeloo), которую играет Мила Йовович, по фильму волосы морковного цвета. И собирают ее нано-роботы по ДНК, уцелевшему во время взрыва. Между прочим, не двойной, как у нас, а многомерной. Первоначальная цепочка ассоциаций Верова и Минакова могла быть примерно следующей: девочка с красными волосами – девочка с голубыми волосами – третья спираль ДНК. Таким мог быть первоначальный толчок к созданию повести «Ключ к свободе». И так могли появиться Мальвина и Буратино – высшие существа, с тройной спиралью ДНК, и которые являются первопредками нового человечества на новой Земле под новым Небом.

Однако, сделав все, чтобы защитить авторов и их повесть от жесткой критики, я не могу назвать повесть творческой удачей Ярослава Верова и Игоря Минакова. Главная их ошибка состояла в том, что они переоценили современного читателя. Современный читатель, в отличие от своего советского собрата, разучился читать между строк, искать смыслы, заложенные автором. Советский читатель мог и любил разбираться со смыслами, порой присваивая тексту смысл, которого у писателя и в мыслях не было… Нынешний читатель существо легкое и поверхностное. Он цепляется по верхушкам: подпольный генетик Карло по прозвищу Шаманщик, вольнопрактикующий генетик Карр О’Бас, бывшая спецназовка Тортилла, агент ФБР Доури Марр, уличные гангстеры Алиса и Базилио… Дальше этой обертки современный читатель не идет.

В этой связи возникает очень важная проблема: насколько современный автор может позволить себе игру с «формой»? Так, чтобы она не заслонила собой содержания? Играть с «формой» можно и нужно, как это показали те же писатели Веров и Минаков в «Операции «Вирус»».. Но чтобы она не заслоняла своего содержания, нужно эту «форму» адаптировать под себя, сделать своей. Ведь в «Вирусе» авторы писали по мотивам Стругацких, а не повторяли какое-то их произведение.





355
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 19:34
Очём идёт речь, когда Вы говорите, что ЯВИМ играют с формой в ОВ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 19:58

цитата Крафт

Очём идёт речь, когда Вы говорите, что ЯВИМ играют с формой в ОВ?


Я всего лишь имею в виду, что они взяли форму «Золотого ключика» и попробовали её наполнить своим содержанием. Судя по тому, что их мало кто понял — попытка не удалась.

Но за саму попытку я бы поставил им ЗАЧОТ ;-)
 


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 20:15
Это я понял. Но прошу пояснить это:

цитата Гуларян Артем

Играть с «формой» можно и нужно, как это показали те же писатели Веров и Минаков в «Операции «Вирус»»..

Где они там с формой играли?
 


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 20:21

цитата Гуларян Артем

Играть с «формой» можно и нужно, как это показали те же писатели Веров и Минаков в «Операции «Вирус»»..


А это уже следующая страничка в моей колонке.
Я написал рецензию и на «Вирус» тоже.
Которую обязательно выложу дня через три...

Пока мне хочется посмотреть реакцию на первую рецензию.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 20:32
Подожду. Очень меня этот вопрос заинтересовал.


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 19:42
Коллега, хотел кинуть Вам «плюсег» за отзыв, но поставил минус.
Категорически не согласен с формой отзыва.

Отзывы и АК — два разных направления работы ФЛ, хотя их можно совмещать — в АК давать ссылку на отзыв, а в отзыве — на колонку. Но оставлять на странице произведения одну только ссылку неправильно. ИМХО, конечно, но, как видите, кое-кто со мной уже согласен.

Либо выложите там полный текст — не такой уж и длинный у Вас отзыв, либо только основную мысль с приглашением в колонку, где лежит полный вариант ( см., например, здесь http://fantlab.ru/user32691/responses )

А тот отзыв удалите — в режиме «правка» просто сотрите всё его содержимое и сохраните в таком виде.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 20:01
Уф-ф-ф!
Как сложно.
Но попробую играть по принятым правилам.

Пойду выделять главную мысль.

Кстати — поясните, можно ли давать в отзыве гиперссылку?
 


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 20:14
Это не мои, это наши правила. Вы ведь зарегистрировались гораздо раньше меня, Ннэ? )))

цитата Гуларян Артем

можно ли давать в отзыве гиперссылку?

Нет. Только так, как есть. Не волнуйтесь, кто заинтересуется, сумеет перенести в адресную строку ;)


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 08:55
Интересное мнение, которое имеет право на существование. Тем более интересное, что оно прямо противоположно всему, что я пока слышала о дуэте Минаков — Веров, их творчестве и тому, что написано на странице отзывов о произведении. Написана рецензия толково, основные моменты, которые видимо и остались за гранью понимания большинства читателей, пояснены с точки зрения рецензента и это плюс — хочется сравнить со своим впечатлением, а для этого книгу придется прочитать.;-)
Единственная претензия, но это скорее тогда к авторам, что они не смогли свою идею донести до читателей, так как низкие оценки произведения говорят либо о плохом качестве текста, либо о его непонятости.
А за хороший отзыв — спасибо.:-)
PS:

цитата Гуларян Артем

Кстати — поясните, можно ли давать в отзыве гиперссылку?

В отзывы гиперссылки делать нельзя. Можно просто написать, что более полный текст рецензии в Вашей АК — любой желающий зайдя в профиль найдет ссылку на нее. Отзывы же, состоящие только из ссылки на колонку — удаляются.8-)


⇑ Наверх