Наблюдения о пиратстве


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lekud» > Наблюдения о пиратстве - 2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Наблюдения о пиратстве — 2

Статья написана 7 ноября 2011 г. 12:37

Прошу извинить, что сей текст появился с некоторым опозданием. По идее я должен был выложить его 3-го числа. Задержала меня суровая простуда. В данный момент я вроде очухался и поэтому выполняю обещанное.

Итак:

Сразу сообщаю, что в долгие дискуссии вступать не намерен. У меня немного френдов, (менее трехсот), правда, большая часть из них либо писатели, либо издатели, либо «старые», матерые фэны. Именно им, по моим прикидкам, сказанное ниже может быть интересно. Они меня знают и понимают, что врать или шельмовать я не буду. Этого достаточно. Троллей и идеологов пиратства, имеющих обыкновение долго и нудно комментировать любой пост, касающийся копирайта, пытающихся при этом если не переубедить написавшего его, то похоронить суть написанного им под кучей глупых наездов, пустых размышлений, попыток навести тень на плетень, буду безжалостно банить.

Итак, что я имел на начало наблюдения:

Вот первый пост. http://lekud.livejournal.com/39037.html

Советую еще раз его прочитать, для того чтобы вспомнить условия, при которых все началось.

Вкратце: Я словил тот день, когда мою книгу в серии о сталкерах спиратили. На тот момент она была по рейтингу покупаемости магазина «Москва» где-то на 130 месте, (один из крупнейших магазинов москвы). Причем, держалась на этом месте где-то уже с месяц, то опускаясь, то поднимаясь, «елозя» где-то между 130 и 115 позицией. Еще она была на третьем месте во внутреннем рейтинге серии «s.t.a.l.k.e.r.» Еще надо упомянуть, что шла она к этому месяца два, с достаточно скромного места, ибо никак не пиарилась, но все это время ее продажи росли и постепенно дотопали до момента пиратства. В общем, условия для наблюдения просто идеальные.

Что получилось, после того, как книгу спиратили:

Дня два в течение которых она расходилась по пиратским библиотекам, ничего особенного с продажами не происходило. Потом, в течение пяти дней книга рухнула в продажах до 260 позиции и 8 места в рейтинге внутри серии, (я делал скриншоты этого каждый день. Могу предъявить). Стремительное падение каждый день. Такого за все предыдущие три месяца продаж не наблюдалось и объяснить это на мой взгляд можно только одним: сразу после того как текст спиратили, отвалилось большое количество возможных покупателей. Далее продажа книги шла уже более спокойно. Она стала сползать вниз, временами даже чуть-чуть подрастая, для того чтобы через день, два потерять завоеванное. Было, она поднялась даже до 7 места внутри серии, но тут же опять опустилась. Сейчас, когда я пишу эти строки, она занимает не такое уж плохое место, где-то в середине списка, но о каком-то серьезном росте в продажах, который она демонстрировала в течение предыдущих месяцев, нет и речи.

Итак, подобьем бабки. После того как книгу спиратили, она в течении пяти дней рухнула в продажах в два раза, (130 позиций), и начался путь вниз.

Честно говоря, я подозревал, что последствия пиратства проявятся, но в таком масштабе – даже и предположить не мог.

Как положено, имелась и фокус группа, о которой я в первом посте, для чистоты эксперимента, не сказал. В этом же магазине продается моя книга «мир ведьмака». Обложка у нее просто ужасна, (низкий поклон издателям), но несмотря на это, поступив на полки на месяц позже книги «Пуля для контролера», (это мой опус в серии «s.t.a.l.k.e.r.»), ее продажи так же стали расти и где-то с 800 места, добрались примерно для 400 го, сравнялись с задними рядами книг серии «s.t.a.l.k.e.r.». На этом уровне они и держались месяца два, сейчас потихоньку тоже пошли вниз. Эту книгу мою еще не спиратили и никаких резких рывков в ее продажах не наблюдалось. Значит, читатель не разочаровался именно во мне, как писателе. Что-то произошло с «пулей для контролера». Что именно – понятно совершенно.

Еще последствия пиратства:

Я сотрудничаю с литресом и какие-то мои книги на нем продаются. Сразу после того как книгу спиратили, продажи электронных версий всех книг прекратились вовсе и потихоньку пошли только сейчас, спустя месяц. Такого тоже не было за все время моего сотрудничества с литресом. Бывало, продажа электронных версий книг шла плохо, бывало хорошо, вплоть до того, что отдельная книга «заглядывала» на первую страницу списка бестселлеров. Однако, полностью продажи не прекращались никогда за все предыдущие 3-4 года. Причем, логика тут совершенно понятна. «Ах, у него спиратили книгу? Ну, значит, и с другими тоже произойдет. Зачем их покупать?». То есть, имхо: те авторы, которые достаточно полно представлены в пиратских библиотеках и не поддерживаются постоянной рекламой, как наши уважаемые лидеры продаж, о нормальных продажах электронных версий своих книг пока могут забыть.

И еще один эксперимент, о котором я не сообщил заранее. Если все предыдущие касались тезиса, что пиратство благотворно влияет на продажу книг и его полностью не подтвердили, (я бы сказал – подтвердили обратное), то этот имел отношение к модели «писатель, живущий на пожертвования читателей», о которой идеологи пиратства частенько судачат, так, словно она осуществима. В тот день, когда мою книгу спиратили, я на своем сайте, http://kudr.info/ , где для свободного скачивания в течение последних лет четырех, пяти лежит десятка два моих текстов, (романы, повести, рассказы), поместил вот такое объявление: «Тексты, выложенные на этой странице, можно скачивать совершенно бесплатно. Если вы считаете, что труд автора текстов достоин денежного вознаграждения, воспользуйтесь указанными ниже реквизитами». Поскольку я о нем нигде не сообщил дополнительно, прочитали его только те, кто приходил на мой сайт скачивать тексты. За месяц с моего маленького и не очень раскрученного сайта сделано шестьсот тридцать скачиваний. В виде благодарности, один раз, на одну платежную систему было переведено 20 рублей. Вывод понятен.

Кстати, о выводах. Вот они:

Книга все еще продается и даже неплохо, но сколько-то покупателей в результате пиратства она явно недосчитается. Сколько? Учитывая, что тираж книги с допечатками составил пока 37000 экз, есть большое искушение сказать, что половина. Даже если треть, то получится 10-12 тысяч экз. Это для книги-сточкера. Для просто хорошей фантастики, думается мне, число это можно и уменьшить. Но даже если сделать это в два раза, получится 5-6 тысяч экз. Позвольте, но ведь это полный тираж хорошей фантастической книги у нас в стране. Будь моя книга издана не в серии, а средним тиражом, пиратство ее убило бы.

Если мои предположения верны, то пиратство на данный момент на корню сжирает для хорошего автора возможность печататься иначе, как в очередном сточкере. Обычная, хорошая книга просто не будет куплена. А зачем, если ее через неделю выложат пираты? А раз не куплена… Смешно рассчитывать, что издатели будут издавать себе в ущерб. Один раз – могут, но потом сделают выводы. Сериальные же книги спасает большой тираж и пиар.

Кстати, не подтверждаются ли косвенно мои выводы тем, что хорошие книги великолепных авторов, в последнее время, раз за разом, продаются, мягко говоря, не очень хорошо?

Получается парадоксальная вещь: чем лучше автор пишет, тем хуже он будет продаваться. И не потому, что у нас плохие читатели, а в силу реальных экономических факторов, благодаря пиратам. С определенного уровня мастерства и известности книга будет гарантировано спирачена, со всеми вытекающими последствиями. И о каком развитии фантастики может быть в таких условиях речь, о каком повышении ее качества? Медленное, мучительное умирание. Естественная судьба организма, количество паразитов на котором превысило разумные пределы.

Можно сказать еще много, но стоит ли? Всем и так все ясно, я думаю. Мне по крайней мере – да. Буду принимать какие-то меры. Для начала убрал с сайта часть «халявных текстов». Халява – развращает. Не убираю все, поскольку нашелся-таки один человек, который что-то заплатил. Неудобно перед ним.





232
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 14:58
Полностью согласен.
Наша статистика подтверждает твои наблюдения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 19:34
Мне тут и еще примеры привели. Так, видимо, и есть.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 19:56
в который раз ужо прошу, ну опубликуйте Вашу статистику, интересно же
^_^
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 22:27
За последние пять лет количество переизданий сократилось в три раза. Темп продажи переизданий сократился в два с половиной раза. То есть мало того, что переиздают в три раза меньше -- это еще и в 2,5 раза медленнее продается. Пираты выжгли рынок переизданий.
В итоге мы получили рост количества новинок (до 700 книг в год) при падении тиражей (тираж в три тысячи -- уже нормальный). Новинка считается в торговле новинкой от одной до двух недель -- пока ее не украдут и не выложат в свободный доступ. Писать лонгселлеры бессмысленно -- при бесплатной доступности текста книгу не переиздают, а авторы класса Логинова или Хаецкой обращаются к массам с просьбой заплатить хоть что-то. Авторы лонгселлеров уходят с рынка. Они находят другую работу, пишут сценарии, встраиваются в коммерческие проекты.
Впрочем, вам вряд ли нужна статистика. Мне отчего-то кажется, что у вас есть мнение, которое не изменится в любом случае.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 23:26
Оно, конечно, так, но во всем ли виноваты пираты? Доступные букридеры начали входить в широкий обиход в 2009-м, между тем стремительный рост количества наименований фантастики начался в первой половине нулевых. Уже к 2006-му выходило по полтора новых фантастических романа в день, судя по росконовским спискам. Боюсь, причина этого конкретного кризиса куда менее лестна для издателей и писателей, не пираты тут главные злодеи. Скорее, пиратство -- логичный ответ на окончательное превращение фантастики в продукт поточного производства, одноразовое чтение вроде сборников анекдотов или кроссвордов. Особенно если учесть статистику дорогого «Эксмо», согласно которой рынок электронных книг, если бы он весь был легальным, составлял бы от 1 до 4% российского книжного рынка как такового. :-)))
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 23:54
Я и не делаю пиратов единственными виновниками книжного кризиса. Есть и другие. Но уничтожение рынка переизданий, создавшее дикий перекос рынка новинок — во многом на совести пиратов.
Кроме этого на совести пиратов, как по мне, есть больший грех -- развращение читателя путем приучения к халяве.

«Уже к 2006-му выходило по полтора новых фантастических романа в день..,«

Посмотрел номинации 2006 г. Один новый роман в день.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 23:57
Про переиздания ничего не скажу, не имею статистики. Но сдается мне, там тоже все сложнее.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2011 г. 00:02
Василий, если пираты виноваты, скажем, не во всем, но на 45,6% -- это что-то меняет? Кроме, естественно, продолжительности обсуждения темы. :-)
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2011 г. 00:03

цитата Г. Л. Олди

Василий, если пираты виноваты, скажем, не во всем, но на 45,6% -- это что-то меняет?


На 1-4%, не больше. Мало что это меняет. Крайними все равно они будут.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2011 г. 00:04

цитата vvladimirsky

На 1-4%, не больше.


С цифрой не соглашусь. Но и спорить не буду.
Поживем-увидим.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2011 г. 00:07
Цифра не моя, эксмошная. Не вижу смысла эксмошным маркетологам врать себе в ущерб.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2011 г. 08:49
ЭКСМО считает по всему валу книг. Справочники, энциклопедии, детская литература, современная проза... В области фантастики процент влияния пиратов существенно выше -- этот сегмент рынка намного востребованней в интернете.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 23:34

цитата Г. Л. Олди

Мне отчего-то кажется, что у вас есть мнение, которое не изменится в любом случае.

Увы только кажется. И в любом случае мнение одного из немногих (будем считать Олди за одного:) ) действительно хороших (на мой субьективный вкус) русскоязычных авторов, имхо стоит рассмотреть и обдумать. Это не письмо ЛукьяненкоДонцовой лунтику.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 23:57
Я буду только рад выяснить, что ошибся.


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 19:06
Наблюдения правильные, а выводы дурацкие.

Нужно не тексты с сайта снимать, а давить на издательства, чтобы они легализовали пиратский рынок. Легализация в данном случае -- это переход с модели продаж «книжный магазин новинок» на модель продаж «подписка на библиотеку».

Либрусек уже пытается по этой модели продаж работать, нужно только дать этому импульсу нормальную юридическую поддержку.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 19:38
Верные выводы: халява развращает.
Система «подписки на бибилотеку» вполне возможна. Я тоже думал об этом. Но она, насколько я понимаю, совсем не халява. Кому-то придется платить, иначе откуда возьмутся деньги?
Насчет Либрусека — не уверен. Нет у меня доверия к людям, которые уже который год распространяют мои тексты, и не только не заплатили мне даже копейки, но и не додумались спросить на это разрешение.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 20:57
Дело не в халяве. Большинство людей, которые якобы «халявщики», при этом могут потратить сотни рублей на какие-нибудь (прости господи) рингтоны. Просто модель «книжного магазина» отжила, при наличии онлайн-библиотек в магазины людей уже не затащишь ни под каким предлогом. А легального основания для существования библиотек не существует, вот и заполняется ниша всякими жуликами. :(
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 21:25
Я думаю процесс перехода в онлайн-вариант займет еще какое-то время и бумажные книги не исчезнут долго, но да, все идет в этом направлении. Теперь бы еще придумать как сделать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты. Чтобы и писатели могли писать не погибая с голода и читатели относительно дешево получать хорошие книги.


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 22:42
Одна поправка, если позволите. В среднем, для попадания в двадцатку фантастики «Москвы» нужно, чтобы продалось в среднем 24-25 книг в месяц. Если вы были на 130-м месте, то там, наверное, за месяц продалось 7-10 книг. Далее — раз в месяц «Москва» резко меняет рейтинг, и что было на сотом месте, скажем, может быть на двухсотом. Это такая система, если книга долго не продается. Я не пытаюсь вам сказать, что вы неправы в своих выводах — просто как факт.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 22:59
Откуда такие цифры? Источник?
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 23:04
Сайт ТДК «Москва», у меня есть торговый код еще от «Олмы». Только что я посмотрел, ваши продажи за месяц — 27.05 по 26.06. 2011 года — ровно 10 книг, я не ошибся.

Скажем, проект «Анабиоз» (тоже за месяц, 29 сентября — 29 октября) — 24 книги.

Я сделал скриншот, но не понял, как здесь прикрепить. Если хотите — дайте мэйл в личке, я вам перешлю.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 23:44
Внес правку:
Любопытно было бы посмотреть. Файлы, насколько я помню, можно прикреплять в личных сообщениях. На всякий случай мое мыло: lekuds@gmail.com
Но в любом случае не вижу, что это меняет. Соотношения на уровне половина — треть — четверть вполне можно определить и по таким обьемам. Более точные цифры я и не пытался озвучить. Знаете по какому количеству реципиентов определяют рейтинги телевизионных программ? Потом, если провал в продажах — результат перетряски внутри магазина — почему он не коснулся другой книги, из фокус-группы? И еще, за предыдущие до него три месяца никаких таких обвалов не было. А ведь судя по вашим словам, перетряска должна была быть не менее трех раз.
Ну и еще, мои данные подтверждаются сообщениями и других авторов.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2011 г. 23:57
Отправил на ваш мэйл, там в вордовском файле.

Но в блоге не вешайте скриншот, хорошо? Это все же внутренняя информация.

Я не спорю относительно ваших выводов. Более того — я с ними согласен. Я просто пытаюсь объяснить, что по фактуре у вас некоторые ошибки. Например, то, что книга находилась между 130 и 115 местом, означает, что могло не продаться вообще ни одной книги. Мне самому непонятна эта система «Москвы», но даже у книг, которых нет в наличии в магазине, тоже меняется рейтинг вверх-вниз.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 00:07
Спасибо, файл получил. Любопытно. Опять чисто между нами: может они что-то мышкуют? Я просто заметил. что обьявления «осталось 2 экз» скорее всего рекламная уловка, ибо оно может висеть неделю, а за это время рейтинг не только может упасть, (что вполне допустимо), но и подняться, (а это как?). С другой стороны три месяца, чуть ли не каждый день, я смотрел за ним и такого резкого скачка, как после пиратства не было ни разу. Не может это быть совпадением. Либо они подсчитывают с некоторым запозданием. Тогда тоже многое обьяснимо. Допустим в день, два. Либо персонал при подсчете халтурит, но при отрезках времени в месяцы эти погрешности исправляются, корректируются.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 00:22
Нет, скажу как есть откровенно — это не мышкование, у них же отчет идет издательствам за проданные экземпляры, тут все точно по количеству штук.

А вот насчет того, что было и есть 2 экземпляра, а рейтинг меняется — это из той оперы, что я указал выше: даже у отсутствующих книг меняется рейтинг, причем в сторону повышения. Но вы специально посмотрите как-нибудь — когда, скажем, у вас рейтинг вроде 500, и купят одну книгу, он резко изменится, на 400 или даже 300. Так что это не рекламная уловка.

Просто рейтинг вот такой странный:).
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 00:29
Странно, обычно рейтинг так резко не меняется. В пределах 10-15 пунктов, что только логично. Наименований много, одновременно продаются десятки книг и все они как-то влияют на рейтинг.
Думаю, все-таки человеческий фактор играет. Больше нечему. Техника ошибается редко, а вот люди — запросто. Рассеяность, нерадивость. неумение, нескоординированность. Ну и потом происходит пересчет и координация. Тогда рейтинг может теоретически прыгнуть на большую цифру. Но трудно представить, пять дней подряд большой пересчет одних и тех же книг, при котором цифра проданых все время меняется в одну сторону, примерно на одинаковое количество. В общем — не убедили. :)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 00:34
Я вам привел наглядный пример. Данные, цифры, скриншот с количеством проданных книг. Если это вас не убеждает, и вы считаете, что проще полагаться не на документальные доказательства, а на собственные выводы, то прошу меня извинить.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 00:46
Вы привели мне скриншот, на котором показано сколько продалось за месяц книг тех, кто входит в «золотую» двадцатку. Вот и все документальные доказательства. Кстати, чего? Потом вы сообщили о странных колебаниях рейтинга. Таких уж больших я не заметил, но некоторые, да — были. Вполне обьяснимые, если учитывать человеческий фактор.
Я правильно все понимаю?
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 00:53
Проверил скриншот. Так, теперь понятно — нижняя часть не получилась, почему-то только до двадцатого места. Сделал снова, пересылаю вам — вы там на 75-м месте.

Доказательства того, что у вас продано за месяц 10 книг в магазине «Москва».
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 01:26
Посмотрел скриншоты. Судя по дате, это было частично в мае-июне. Что странно. Насколько я помню, в это время книга находилась на трехсотом месте по продажам. Каким образом она попала на 75-е место, да еще с таким результатом — непонятно. Причем, у вас в одном файле дата, а в другом результат. Нельзя ли прислать файл с которого вы делаете docовские файлы полностью? Ну, с какого-то файла вы их же сейчас делаете? То есть, хотелось бы посмотреть все вместе. Дату и результат. Или это прямо с сайта?
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 01:34
Прямо с сайта, в том-то и дело. По дате да, там 27 мая-27 июня, я указал.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 01:41
Ок. А за другие месяцы, стало быть, можно посмотреть тоже? Что там дальше было?
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 01:43
Ответил вам на мэйл, тут уже совсем техничная беседа пошла:)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 02:12
ок. Спокойной ночи.


Ссылка на сообщение8 ноября 2011 г. 17:49
С фактурой да... Того-с. Не дает она оснований для далеко идущих выводов. По проектным книжкам не скажу, а по обычные -- более 50% тиража отгружается в первые две-три недели после выхода. Основные продажи идут в первый месяц-два. Не потому, что злобные пираты что-то там выложили, а потому, что очередные новинки подпирают. Я склонен отнести падение продаж на счет кризиса перепроизводства. 3 новых фантастических романа в день -- этого никакие мозги не выдержат. Причем уникальными предложениями фантасты читателей не балуют, в основном это взаимозаменяемые книжки, продукт конвейерного производства. Если в первые недели не закрепился на верхних местах топа -- все, привет, падение продаж гарантировано.


⇑ Наверх