Локус Лучшие произведения


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» > Локус: Лучшие произведения фантастики 20го и 21го века
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Локус: Лучшие произведения фантастики 20го и 21го века

Статья написана 9 февраля 2013 г. 18:33

В ноябре 2012 года Locus Online провёл ряд опросов с с целью определить лучшие произведения фантастики в крупной и малой форме за 20й и (уже!) 21й век. В каждом веке предлагались пять категорий: НФ роман, фэнтези роман, повесть, новелла и рассказ. По произведениям 20го века в каждой категории разрешалось указывать до 10 наименований; по 21му веку – до 5. Результаты зависят от места голосов в каждой категории; использовались алгоритмы, в которых 1е место получает в два раза больше баллов, чем 5е или 10е место, но не в 5 или 10 раз больше.

В общей сложности было получено 625 бюллетеней, три четверти из них в четыре последних дня ноября. Поскольку голосовавшие сами вписывали названия, а не выбирали их из списка, обработка бюллетеней оказалась гораздо сложнее, чем на ежегодной премии Локуса. Иногда произведения 21го века относили в 20й век и наоборот, и это приходилось исправлять и результаты пересчитывать. Совместный роман Пратчетта и Геймана получил достаточно голосов, чтобы попасть в число лучших, и как Пратчетт + Гейман, и как Гейман + Пратчетт. Когда эти голоса объединили, оказалось, что он вошёл в десятку. По Коралине исправления не внесли – она фигурирует и как повесть (что правильно), и как роман (что неправильно).

Несколько произведений фигурируют в списке лучших и как НФ, и как фэнтези. Именно для них на рубеже 70х и 80х был введен термин «science fantasy», правда надолго он не прижился. Книга Нового Солнца Джина Вулфа стоит на 24м месте как НФ и на 18м как фэнтези – результат хороший, но я ожидал большего. Бог света Роджера Желязны стоит на 23м месте как НФ и на 65м как фэнтези. А уже в 21м веке Город и город Мьевиля дважды попал в десятки: 9е место как НФ и 8е как фэнтези.

* обозначает спарку, когда два или несколько произведений с одинаковым результатом делят одно место. Цифры после названия означают (год публикации) кол-во баллов и кол-во голосов.

20й век – НФ роман / 20th Century SF Novel:

1 Herbert, Frank : Dune (1965) 3930 256

2 Card, Orson Scott : Ender's Game (1985) 2235 154

3 Asimov, Isaac : The Foundation Trilogy (1951-53) 2054 143

4 Simmons, Dan : Hyperion (1989) 1843 132

5 Le Guin, Ursula K. : The Left Hand of Darkness (1969) 1750 120

6 Adams, Douglas : The Hitchhiker's Guide to the Galaxy (1979) 1639 114

7 Orwell, George : Nineteen Eighty-Four (1949) 1493 105

8 Gibson, William : Neuromancer (1984) 1384 100

9 Bester, Alfred : The Stars My Destination (1957) 1311 91

10 Bradbury, Ray : Fahrenheit 451 (1953) 1275 91

11 Heinlein, Robert A. : Stranger in a Strange Land (1961) 1121 75

12 Heinlein, Robert A. : The Moon Is a Harsh Mistress (1966) 1107 76

13 Haldeman, Joe : The Forever War (1974) 1095 83

14 Clarke, Arthur C. : Childhood's End (1953) 987 70

15 Niven, Larry : Ringworld (1970) 955 74

16 Le Guin, Ursula K. : The Dispossessed (1974) 907 62

17 Bradbury, Ray : The Martian Chronicles (1950) 902 63

18 Stephenson, Neal : Snow Crash (1992) 779 60

19 Miller, Walter M. , Jr. : A Canticle for Leibowitz (1959) 776 56

20 Pohl, Frederik : Gateway (1977) 759 58

21 Heinlein, Robert A. : Starship Troopers (1959) 744 53

22 Dick, Philip K. : The Man in the High Castle (1962) 728 54

23 Zelazny, Roger : Lord of Light (1967) 727 50

24 Wolfe, Gene : The Book of the New Sun (1983) 703 43

25 Lem, Stanislaw : Solaris (1970) 638 47

26 Dick, Philip K. : Do Androids Dream of Electric Sheep? (1968) 632 47

27 Vinge, Vernor : A Fire Upon The Deep (1992) 620 48

28 Clarke, Arthur C. : Rendezvous with Rama (1973) 588 44

29 Huxley, Aldous : Brave New World (1932) 581 42

30 Clarke, Arthur C. : 2001: A Space Odyssey (1968) 569 39

31 Vonnegut, Kurt : Slaughterhouse-Five (1969) 543 39

32 Strugatsky, Arkady & Boris : Roadside Picnic (1972) 518 36

33 Card, Orson Scott : Speaker for the Dead (1986) 448 31

34 Brunner, John : Stand on Zanzibar (1968) 443 33

35 Robinson, Kim Stanley : Red Mars (1992) 441 35

36 Niven, Larry (& Pournelle, Jerry) : The Mote in God's Eye (1974) 437 32

37 Willis, Connie : Doomsday Book (1992) 433 33

38 Atwood, Margaret : The Handmaid's Tale (1985) 422 32

39 Sturgeon, Theodore : More Than Human (1953) 408 29

40 Simak, Clifford D. : City (1952) 401 28

41 Brin, David : Startide Rising (1983) 393 29

42 Asimov, Isaac : Foundation (1950) 360 24

43 Farmer, Philip Jose : To Your Scattered Bodies Go (1971) 356 25

44 Dick, Philip K. : Ubik (1969) 355 25

45 Vonnegut, Kurt : Cat's Cradle (1963) 318 24

46 Vinge, Vernor : A Deepness in the Sky (1999) 315 22

47 Simak, Clifford D. : Way Station (1963) 308 24

48 Wyndham, John : The Day of the Triffids (1951) 302 24

49 Stephenson, Neal : Cryptonomicon (1999) 300 24

50* Delany, Samuel R. : Dhalgren (1975) 297 19

50* Keyes, Daniel : Flowers for Algernon (1966) 297 23

52 Bester, Alfred : The Demolished Man (1953) 291 21

53 Stephenson, Neal : The Diamond Age (1995) 275 21

54 Russell, Mary Doria : The Sparrow (1996) 262 20

55 Dick, Philip K. : A Scanner Darkly (1977) 260 18

56* Asimov, Isaac : The Caves of Steel (1954) 259 20

56* Banks, Iain M. : Use of Weapons (1990) 259 19

58 Strugatsky, Arkady & Boris : Hard to Be a God (1964) 258 17

59 Delany, Samuel R. : Nova (1968) 252 19

60 Crichton, Michael : Jurassic Park (1990) 245 19

61 Heinlein, Robert A. : The Door Into Summer (1957) 238 17

62 L'Engle, Madeleine : A Wrinkle in Time (1962) 215 18

63* Clarke, Arthur C. : The City and the Stars (1956) 210 15

63* Banks, Iain M. : The Player of Games (1988) 210 15

65 Bujold, Lois McMaster : Memory (1996) 207 15

66 Asimov, Isaac : The End of Eternity (1955) 205 15

67 Stewart, George R. : Earth Abides (1949) 204 14

68* Heinlein, Robert A. : Double Star (1956) 203 14

68* Burgess, Anthony : A Clockwork Orange (1962) 203 16

70 Bujold, Lois McMaster : Barrayar (1991) 202 14

71* Stapledon, Olaf : Last and First Men (1930) 193 14

71* McHugh, Maureen F. : China Mountain Zhang (1992) 193 16

73 Cherryh, C. J. : Cyteen (1988) 192 14

74 McCaffrey, Anne : Dragonflight (1968) 191 15

75 Heinlein, Robert A. : Citizen of the Galaxy (1957) 188 14

20й век – фэнтези роман / 20th Century Fantasy Novel:

1 Tolkien, J. R. R. : The Lord of the Rings (1954-56) 5675 340

2 Martin, George R. R. : A Game of Thrones (1996) 2200 152

3 Tolkien, J. R. R. : The Hobbit (1937) 2040 138

4 Le Guin, Ursula K. : A Wizard of Earthsea (1968) 1613 113

5 Zelazny, Roger : Nine Princes in Amber (1970) 971 70

6 Mieville, China : Perdido Street Station (2000) 827 64

7 Lewis, C. S. : The Lion, the Witch and the Wardrobe (1950) 821 58

8 Pratchett/Gaiman : Good Omens (1990) 701 51

9 Rowling, J. K. : Harry Potter and the Philosopher's Stone (1997) 665 50

10 Crowley, John : Little, Big (1981) 645 41

11 Adams, Richard : Watership Down (1972) 632 46

12 Martin, George R. R. : A Storm of Swords (2000) 626 47

13 Goldman, William : The Princess Bride (1973) 610 47

14 Beagle, Peter S. : The Last Unicorn (1968) 597 45

15 White, T. H. : The Once and Future King (1958) 589 46

16 Kay, Guy Gavriel : Tigana (1990) 522 38

17 Gaiman, Neil : Neverwhere (1996) 509 38

18 Wolfe, Gene : The Book of the New Sun (1983) 494 35

19 Vance, Jack : The Dying Earth (1950) 457 31

20 Bulgakov, Mikhail : The Master and Margarita (1967) 442 29

21 Rowling, J. K. : Harry Potter and the Goblet of Fire (2000) 440 33

22 Tolkien, J. R. R. : The Silmarillion (1977) 433 32

23 Leiber, Fritz : The Swords of Lankhmar (1968) 425 30

24 Jordan, Robert : The Eye of the World (1990) 423 29

25 Rowling, J. K. : Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (1999) 418 34

26 Donaldson, Stephen R. : Lord Foul's Bane (1977) 416 32

27 Bradbury, Ray : Something Wicked This Way Comes (1962) 411 30

28 Peake, Mervyn : Gormenghast (1950) 410 29

29 Powers, Tim : The Anubis Gates (1983) 403 29

30 Martin, George R. R. : A Clash of Kings (1998) 381 26

31 Bradley, Marion Zimmer : The Mists of Avalon (1983) 368 28

32 Hobb, Robin : Assassin's Apprentice (1995) 367 27

33 Pratchett, Terry : The Colour of Magic (1983) 363 28

34 Holdstock, Robert : Mythago Wood (1984) 326 25

35 King, Stephen : The Stand (1978) 316 22

36* L'Engle, Madeleine : A Wrinkle in Time (1962) 310 23

36* Pratchett, Terry : Small Gods (1992) 310 23

38 Howard, Robert E. : Conan the Barbarian (1950) 297 21

39 Ende, Michael : The Neverending Story (1983) 291 23

40 Peake, Mervyn : Titus Groan (1946) 287 20

41 McCaffrey, Anne : Dragonflight (1968) 281 22

42 Feist, Raymond E. : Magician (1982) 280 22

43 Orwell, George : Animal Farm (1945) 279 20

44 Silverberg, Robert : Lord Valentine's Castle (1980) 261 20

45 Lovecraft, H. P. : At the Mountains of Madness (1936) 249 20

46 Swanwick, Michael : The Iron Dragon's Daughter (1993) 247 18

47 King, Stephen : The Shining (1977) 238 18

48 Garcia Marquez, Gabriel : One Hundred Years of Solitude (1970) 223 16

49 Saint-Exupery, Antoine de : The Little Prince (1943) 217 16

50 Hughart, Barry : Bridge of Birds (1984) 213 16

51* Rice, Anne : Interview with the Vampire (1976) 211 18

51* King, Stephen : It (1986) 211 16

53 Stewart, Mary : The Crystal Cave (1970) 208 14

54 Mirrlees, Hope : Lud-In-The-Mist (1926) 206 15

55 Anthony, Piers : A Spell for Chameleon (1977) 197 16

56 Pullman, Philip : The Amber Spyglass (2000) 194 15

57 McKillip, Patricia A. : The Riddle-Master of Hed (1976) 193 14

58 Jackson, Shirley : The Haunting of Hill House (1959) 190 14

59 Brooks, Terry : The Sword of Shannara (1977) 184 14

60 Heinlein, Robert A. : Glory Road (1963) 182 13

61 Eddison, E. R. : The Worm Ouroboros (1922) 181 12

62 Le Guin, Ursula K. : Tehanu (1990) 175 12

63 Eddings, David : Pawn of Prophecy (1982) 174 14

64 Grimwood, Ken : Replay (1987) 169 11

65 Zelazny, Roger : Lord of Light (1967) 168 11

66 Grahame, Kenneth : The Wind in the Willows (1908) 166 12

67 Anderson, Poul : The Broken Sword (1954) 163 11

68 Kay, Guy Gavriel : The Lions of Al-Rassan (1995) 161 11

69 Barker, Clive : Imagica (1991) 158 10

70 Jones, Dianna Wynne : Howl's Moving Castle (1986) 149 11

71* Donaldson, Stephen R. : The Chronicles of Thomas Covenant 146 9

71* Burroughs, Edgar Rice : A Princess of Mars (1917) 146 10

73* Leiber, Fritz : Our Lady of Darkness (1977) 145 10

73* Le Guin, Ursula K. : The Earthsea Trilogy (1968-72) 145 10

75 Priest, Christopher : The Prestige (1995) 143 11

21й век НФ роман / 21st Century SF Novel:

1 Scalzi, John : Old Man's War (2005) 734 105

2 Stephenson, Neal : Anathem (2008) 432 63

3 Bacigalupi, Paolo : The Windup Girl (2009) 367 58

4 Wilson, Robert Charles : Spin (2005) 305 49

5 Morgan, Richard : Altered Carbon (2002) 256 38

6 Watts, Peter : Blindsight (2006) 251 37

7 Collins, Suzanne : The Hunger Games (2008) 210 33

8 Gibson, William : Pattern Recognition (2003) 197 30

9 Mieville, China : The City & the City (2009) 193 29

10 Stross, Charles : Accelerando (2005) 187 31

11 Mitchell, David : Cloud Atlas (2004) 185 30

12 McDonald, Ian : River of Gods (2004) 181 29

13 Simmons, Dan : Ilium (2003) 155 24

14 McCarthy, Cormac : The Road (2006) 151 23

15 Harrison, M. John : Light (2002) 147 22

16* Willis, Connie : Black Out/All Clear (2010) 142 20

16* Chabon, Michael : The Yiddish Policemen's Union (2007) 142 23

18 Niffenegger, Audrey : The Time Traveler's Wife (2003) 137 23

19* Ishiguro, Kazuo : Never Let Me Go (2005) 125 20

19* Doctorow, Cory : Little Brother (2008) 125 22

21 McDonald, Ian : The Dervish House (2010) 121 21

22 Vinge, Vernor : Rainbows End (2006) 120 21

23 Stephenson, Neal : The Baroque Cycle: The Confusion; The System of the World (2004) 119 19

24 Robinson, Kim Stanley : The Years of Rice and Salt (2002) 115 17

25 Mieville, China : Embassytown (2011) 97 14

21й век – фэнтези роман / 21st Century Fantasy Novel:

1 Gaiman, Neil : American Gods (2001) 807 116

2 Clarke, Susanna : Jonathan Strange & Mr Norrell (2004) 619 95

3 Rothfuss, Patrick : The Name of the Wind (2007) 422 64

4 Mieville, China : The Scar (2002) 238 34

5 Rowling, J. K. : Harry Potter and the Deathly Hallows (2007) 223 34

6 Martin, George R. R. : A Feast for Crows (2005) 213 34

7 Bujold, Lois McMaster : The Curse of Chalion (2001) 192 28

8 Mieville, China : The City & the City (2009) 170 28

9 Fforde, Jasper : The Eyre Affair (2001) 160 27

10 Gaiman, Neil : Coraline (2002) 156 25

11 Wolfe, Gene : The Wizard Knight (2004) 153 24

12* Bujold, Lois McMaster : Paladin of Souls (2003) 150 22

12* Pratchett, Terry : Going Postal (2004) 150 24

12* Pratchett, Terry : Night Watch (2002) 150 26

15 Lynch, Scott : The Lies of Locke Lamora (2006) 146 24

16 Abercrombie, Joe : The Blade Itself (2006) 141 24

17 Gaiman, Neil : The Graveyard Book (2008) 136 22

18 Jemisin, N. K. : The Hundred Thousand Kingdoms (2010) 124 21

19 Le Guin, Ursula K. : Lavinia (2008) 123 18

20 Sanderson, Brandon : Mistborn (2006) 122 18

21 Rowling, J. K. : Harry Potter and the Half-Blood Prince (2005) 117 18

22 Le Guin, Ursula K. : The Other Wind (2001) 104 16

23 Gaiman, Neil : Anansi Boys (2005) 92 16

24* Novik, Naomi : His Majesty's Dragon (2006) 89 16

24* Kay, Guy Gavriel : Under Heaven (2010) 89 14

На сайте Локуса также приводятся полностью результаты опроса по категориям и местам, а также по авторам и произведениям в алфавитном порядке. По первой ссылке также приведен порядок подсчёта голосов.

Далее приводятся результаты опроса Locus Online по лучшим произведениям 20го и 21го века в категориях коротких форм – повести, новеллы и рассказа. А здесь приведены результаты полностью по категориям и местам, а также по авторам и произведениям в алфавитном порядке. По первой ссылке также приведен порядок подсчёта голосов.

20й век – повесть / 20th Century Novella:

1 Chiang, Ted : Story of Your Life (1998) 978 63

2 Le Guin, Ursula K. : The Word for World Is Forest (1972) 666 45

3 Tiptree, James, Jr. : Houston, Houston, Do You Read? (1976) 592 39

4 Campbell, John W. : Who Goes There? (1938) 568 39

5 Varley, John : The Persistence of Vision (1978) 561 39

6 Wolfe, Gene : The Fifth Head of Cerberus (1972) 510 34

7 Leiber, Fritz : Ill Met in Lankhmar (1970) 509 36

8 Heinlein, Robert A. : The Man Who Sold the Moon (1950) 508 34

9 Kress, Nancy : Beggars in Spain (1991) 456 33

10 Moore, C. L. (& Henry Kuttner) : Vintage Season (1946) 424 29

11 Bujold, Lois McMaster : The Mountains of Mourning (1989) 416 29

12 Martin, George R. R. : A Song for Lya (1974) 401 27

13 Lovecraft, H. P. : The Shadow Over Innsmouth (1942) 372 25

14 Heinlein, Robert A. : By His Bootstraps (1941) 325 22

15 Simak, Clifford D. : The Big Front Yard (1958) 323 23

16 Sturgeon, Theodore : Baby Is Three (1952) 322 22

17* Moorcock, Michael : Behold the Man (1966) 321 23

17* Varley, John : PRESS ENTER (1984) 321 23

19 Willis, Connie : The Last of the Winnebagos (1988) 309 22

20 Vinge, Vernor : True Names (1981) 307 22

21 Vance, Jack : The Last Castle (1966) 287 21

22* Crowley, John : Great Work of Time (1989) 283 19

22* Zelazny, Roger : 24 Views of Mt. Fuji, by Hokusai (1985) 283 18

24* Vance, Jack : The Dragon Masters (1962) 282 21

24* Vance, Jack : The Moon Moth (1961) 282 19

26 Heinlein, Robert A. : The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag (1942) 281 18

27 Longyear, Barry B. : Enemy Mine (1979) 256 20

28 Asimov, Isaac : The Martian Way (1952) 253 18

29 Farmer, Philip Jose : Riders of the Purple Wage (1967) 248 19

30 Zelazny, Roger : He Who Shapes (1965) 231 17

31 Chiang, Ted : Seventy-two Letters (2000) 225 16

32 Shepard, Lucius : R&R (1986) 224 16

33 Wolfe, Gene : The Death of Doctor Island (1973) 222 17

34 Delany, Samuel R. : The Star Pit (1967) 201 14

35 McCaffrey, Anne : Dragonrider (1967) 200 14

36 Resnick, Mike : Seven Views of Olduvai Gorge (1994) 195 15

37 Heinlein, Robert A. : Universe (1941) 188 13

38 McCaffrey, Anne : Weyr Search (1967) 186 13

39 Silverberg, Robert : Nightwings (1968) 177 13

40 Anderson, Poul : The Queen of Air and Darkness (1971) 176 13

41 Lovecraft, H. P. : The Case Of Charles Dexter Ward (1943) 170 12

42* Howard, Robert E. : Red Nails (1936) 165 12

42* Silverberg, Robert : Sailing to Byzantium (1985) 165 12

44 Brin, David : The Postman (1982) 162 12

45 Bear, Greg : Hardfought (1983) 160 11

46 Russell, Eric Frank : ...And Then There Were None (1951) 157 11

47 Zelazny, Roger : Home Is the Hangman (1975) 155 10

48* Haldeman, Joe : The Hemingway Hoax (1990) 152 12

48* Wolfe, Gene : Seven American Nights (1978) 152 10

50 Lovecraft, H. P. : The Dream Quest of Unknown Kadath (1943) 146 10

20й век – новелла / 20th Century Novelette:

1 Keyes, Daniel : Flowers for Algernon (1959) 1646 108

2 Asimov, Isaac : Nightfall (1941) 1012 64

3 Zelazny, Roger : A Rose for Ecclesiastes (1963) 754 49

4 Asimov, Isaac : The Bicentennial Man (1976) 660 44

5 Martin, George R. R. : Sandkings (1979) 601 42

6 Bester, Alfred : Fondly Fahrenheit (1954) 554 37

7 Ellison, Harlan : A Boy and His Dog (1969) 516 36

8 Bear, Greg : Blood Music (1983) 480 34

9 Butler, Octavia E. : Bloodchild (1984) 458 30

10 Godwin, Tom : The Cold Equations (1954) 450 31

11 Tiptree, James, Jr. : The Women Men Don't See (1973) 426 29

12 Tiptree, James, Jr. : The Girl Who Was Plugged In (1973) 416 29

13 Card, Orson Scott : Ender's Game (1977) 400 28

14 Chiang, Ted : Tower of Babylon (1990) 378 26

15 Weinbaum, Stanley G. : A Martian Odyssey (1934) 357 25

16 Delany, Samuel R. : Time Considered as a Helix of Semi-Precious Stones (1968) 355 23

17 Dick, Philip K. : We Can Remember It for You Wholesale (1966) 352 24

18 Gibson, William : Burning Chrome (1982) 347 24

19 Lovecraft, H. P. : The Call of Cthulhu (1928) 319 23

20 Brown, Fredric : Arena (1944) 302 23

21 Blish, James : Surface Tension (1952) 298 22

22 Willis, Connie : Fire Watch (1982) 297 21

23 Ellison, Harlan : The Deathbird (1973) 290 19

24 Miller, Walter M., Jr. : A Canticle for Leibowitz (1955) 272 18

25 Zelazny, Roger : The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth (1965) 271 19

26* Smith, Cordwainer : The Ballad of Lost C'Mell (1962) 270 20

26* Niven, Larry : Inconstant Moon (1971) 270 19

28 Kuttner, Henry [Lewis Padgett] : Mimsy Were the Borogoves (1943) 246 19

29 Niven, Larry : Neutron Star (1966) 237 18

30 Kelly, James Patrick : Think Like a Dinosaur (1995) 227 17

31 Zelazny, Roger : For a Breath I Tarry (1966) 226 15

32 Sturgeon, Theodore : Microcosmic God (1941) 223 17

33 McCaffrey, Anne : The Ship Who Sang (1961) 220 17

34 Asimov, Isaac : Foundation (1942) 217 15

35* Dick, Philip K. : Second Variety (1953) 214 16

35* Smith, Cordwainer : Scanners Live in Vain (1950) 214 15

37 Shepard, Lucius : The Man Who Painted the Dragon Griaule (1984) 210 16

38 Heinlein, Robert A. : --And He Built a Crooked House (1941) 195 14

39 Leinster, Murray : First Contact (1945) 191 14

40 Kornbluth, C. M. : The Little Black Bag (1950) 189 14

41* Aldiss, Brian W. : Hothouse (1961) 186 14

41* Heinlein, Robert A. : The Roads Must Roll (1940) 186 13

43 Kornbluth, C. M. : The Marching Morons (1951) 178 12

44 Sterling, Bruce : Swarm (1982) 175 13

45 Lovecraft, H. P. : The Dunwich Horror (1929) 171 12

46 Asimov, Isaac : The Ugly Little Boy (1958) 170 12

47 Zelazny, Roger : The Keys to December (1966) 156 11

48 Leiber, Fritz : Gonna Roll the Bones (1967) 155 11

49 Chiang, Ted : Understand (1991) 150 10

50* Waldrop, Howard : The Ugly Chickens (1980) 147 11

50* Le Guin, Ursula K. : Buffalo Gals, Won't You Come out Tonight (1987) 147 10

20й век – рассказ / 20th Century Short Story:

1 Clarke, Arthur C. : The Nine Billion Names of God (1953) 932 62

2 Le Guin, Ursula K. : The Ones Who Walk Away from Omelas (1973) 797 52

3 Ellison, Harlan : 'Repent, Harlequin!' said the Ticktockman (1965) 767 52

4 Ellison, Harlan : I Have No Mouth, and I Must Scream (1967) 717 49

5 Clarke, Arthur C. : The Star (1955) 607 40

6 Bradbury, Ray : A Sound of Thunder (1952) 504 34

7 Heinlein, Robert A. : All You Zombies-- (1959) 442 32

8 Gibson, William : Johnny Mnemonic (1981) 428 30

9 Tiptree, James, Jr. : The Screwfly Solution (1977) 425 30

10 Jackson, Shirley : The Lottery (1948) 421 28

11 Bradbury, Ray : There Will Come Soft Rains (1950) 407 29

12 Asimov, Isaac : The Last Question (1956) 381 25

13 Shaw, Bob : Light of Other Days (1966) 371 26

14 Vonnegut, Kurt : Harrison Bergeron (1961) 364 27

15 Heinlein, Robert A. : The Green Hills of Earth (1947) 362 26

16 Smith, Cordwainer : The Game of Rat and Dragon (1955) 290 22

17 Pohl, Frederik : Day Million (1966) 289 21

18 Ellison, Harlan : Jeffty Is Five (1977) 275 19

19 Clarke, Arthur C. : The Sentinel (1951) 273 19

20 Russ, Joanna : When It Changed (1972) 259 18

21 Tiptree, James, Jr. : Love Is the Plan the Plan Is Death (1973) 248 17

22 Delany, Samuel R. : Aye, and Gomorrah (1967) 243 19

23 Bixby, Jerome : It's a Good Life (1953) 232 16

24 Bradbury, Ray : The Veldt (1950) 230 17

25 Varley, John : Air Raid (1977) 206 16

26 Le Guin, Ursula K. : The Day Before the Revolution (1974) 200 14

27 Bisson, Terry : Bears Discover Fire (1990) 196 14

28 Butler, Octavia E. : Speech Sounds (1983) 181 13

29 Asimov, Isaac : Robbie (1940) 177 12

30* Bradbury, Ray : The Million Year Picnic (1946) 167 13

30* Willis, Connie : Even the Queen (1992) 167 13

30* Sturgeon, Theodore : The Man Who Lost the Sea (1959) 167 10

33 Leiber, Fritz : A Pail of Air (1951) 153 11

34 Sturgeon, Theodore : Saucer of Loneliness (1953) 151 10

35* Davidson, Avram : Or All the Seas with Oysters (1958) 144 10

35* Russell, Eric Frank : Allamagoosa (1955) 144 10

37 Card, Orson Scott : Unaccompanied Sonata (1979) 143 10

38 Martin, George R. R. : With Morning Comes Mistfall (1973) 140 10

39 Gaiman, Neil : A Midsummer Night's Dream (1990) 132 10

40 Bester, Alfred : The Men Who Murdered Mohammed (1958) 131 10

41 Asimov, Isaac : Liar! (1941) 130 8

42 Egan, Greg : Learning to Be Me (1990) 125 9

43 Gaiman, Neil : Troll Bridge (1993) 123 8

44 Wolfe, Gene : The Island of Doctor Death and Other Stories (1970) 121 8

45* Leiber, Fritz : Coming Attraction (1950) 120 9

45* Silverberg, Robert : Passengers (1968) 120 9

47 Ballard, J. G. : The Terminal Beach (1964) 115 8

48 Bradbury, Ray : All Summer in a Day (1954) 114 8

49 Knight, Damon : The Country of the Kind (1956) 112 9

50 Sturgeon, Theodore : Thunder and Roses (1947) 109 8

21й век – повесть / 21st Century Novella:

1 Link, Kelly : Magic for Beginners (2005) 205 31

2 Stross, Charles : Palimpsest (2009) 108 18

3 MacLeod, Ian R. : New Light on the Drake Equation (2001) 106 15

4 Chiang, Ted : Liking What You See: A Documentary (2002) 105 17

5 Vinge, Vernor : Fast Times at Fairmont High (2001) 95 14

6 Reynolds, Alastair : Diamond Dogs (2001) 87 15

7 Willis, Connie : Inside Job (2005) 77 13

8 Stross, Charles : The Concrete Jungle (2004) 74 12

9 Baker, Kage : The Empress of Mars (2003) 72 11

10 Scalzi, John : The God Engines (2009) 71 9

11* Gaiman, Neil : Coraline (2002) 69 10

11* Vinge, Vernor : The Cookie Monster (2003) 69 9

13 Swirsky, Rachel : The Lady Who Plucked Red Flowers beneath the Queen's Window (2010) 65 11

14 Le Guin, Ursula K. : The Finder (2001) 61 9

15 McDonald, Ian : The Little Goddess (2005) 60 9

16 Stross, Charles : Missile Gap (2006) 58 10

17 Chiang, Ted : The Lifecycle of Software Objects (2010) 56 8

18 Kelly, James Patrick : Burn (2005) 55 8

19* Kress, Nancy : The Erdmann Nexus (2008) 53 10

19* Chwedyk, Richard : Bronte's Egg (2002) 53 8

21й век – новелла / 21st Century Novelette:

1 Chiang, Ted : Hell Is the Absence of God (2001) 293 43

2 Chiang, Ted : The Merchant and the Alchemist's Gate (2007) 232 35

3 Gaiman, Neil : A Study in Emerald (2003) 224 32

4 Bacigalupi, Paolo : The Calorie Man (2005) 124 20

5* Link, Kelly : The Faery Handbag (2004) 110 18

5* Bacigalupi, Paolo : The People of Sand and Slag (2004) 110 16

7 Ford, Jeffrey : The Empire of Ice Cream (2003) 104 17

8 Stross, Charles : Lobsters (2001) 102 16

9* Mieville, China : Reports of Certain Events in London (2004) 87 15

9* Watts, Peter : The Island (2009) 87 13

11 Reynolds, Alastair : Beyond the Aquila Rift (2005) 78 13

12 Doctorow, Cory : When Sysadmins Ruled the Earth (2006) 72 13

13* Bacigalupi, Paolo : Yellow Card Man (2006) 67 11

13* Bacigalupi, Paolo : The Fluted Girl (2003) 67 10

15 Gregory, Daryl : Second Person, Present Tense (2005) 66 11

16* Bacigalupi, Paolo : Pump Six (2008) 65 10

16* Egan, Greg : Dark Integers (2007) 65 10

18 Beagle, Peter S. : Two Hearts (2005) 61 9

19 Gardner, James Alan : The Ray-Gun: A Love Story (2008) 55 9

20 Swirsky, Rachel : Eros, Philia, Agape (2009) 49 8

21й век – рассказ / 21st Century Short Story:

1 Chiang, Ted : Exhalation (2008) 306 47

2 Lanagan, Margo : Singing My Sister Down (2004) 147 22

3 Gaiman, Neil : How to Talk to Girls at Parties (2006) 121 18

4 Watts, Peter : The Things (2010) 93 14

5* Swanwick, Michael : The Dog Said Bow-Wow (2001) 89 14

5* Le Guin, Ursula K. : The Bones of the Earth (2001) 89 13

7 Johnson, Kij : 26 Monkeys, Also the Abyss (2008) 78 11

8 Abraham, Daniel : The Cambist and Lord Iron (2007) 77 12

9* Johnson, Kij : Spar (2009) 69 12

9* Reynolds, Alastair : Zima Blue (2005) 69 11

11 Liu, Ken : The Paper Menagerie (2011) 64 9

12 Gaiman, Neil : October in the Chair (2002) 59 9

13 Resnick, Mike : Travels with My Cats (2004) 54 6

14 Ford, Jeffrey : Creation (2002) 53 8

15 Bear, Elizabeth : Tideline (2007) 52 9

16 Stross, Charles : Rogue Farm (2003) 45 7

17 McIntosh, Will : Bridesicle (2009) 41 6

18 Ellison, Harlan : How Interesting: A Tiny Man (2010) 40 6

19 Johnson, Kij : Ponies (2010) 39 6

20* Fowler, Karen Joy : The Pelican Bar (2009) 38 6

20* Fowler, Karen Joy : What I Didn't See (2002) 38 5

Составляя этот обзор, я столкнулся с серьёзной проблемой. В списках все названия английские, и чтобы просто поставить рядом русские соответсвия нужно провести титаническую механическую работу, однако я не эльф, и столько времени у меня для этого нет. Поэтому я поступил иначе: в обзоре писал только русские названия, сверенные по библиографии Фантлаба, а в списках оставил английские как есть. При желании любое произведение можно «пробить по Фантлабу», вводя в поиск английское название, а на выходе получить русское, если существует перевод.

При рассмотрении результатов подобных опросов всегда важно учитывать, кто и когда голосовал. Если бы этот опрос проводился в Европе, скажем, в Британии, результаты были бы заметно иными, в первую очередь, британские авторы и произведения 20го века были бы представлены гораздо лучше. А здесь почти незаметны Олдисс и Баллард; Браннер представлен пусть прекрасным, но лишь одним романом. Примерно то же относится и к Муркоку. И ещё этот опрос свидетельствует о том, что «новая волна» 60х сдаёт позиции, по крайней мере в Штатах. Лет 10-15 назад даже там результаты также были бы совсем другими. Одна только Урсула Ле Гуин хорошо представлена во всех категориях. Желязны представлен лишь Богом света, Амбером и повестями/рассказами. Ни один из наиболее значительных романов Дика не поднялся выше 22го места. Скудно представлен Силверберг: из романов только Замок, а НФ 60х-70х – лишь малые формы. Не видно ни Спинрада, ни Диша, а о Балларде, Олдиссе, Браннере и Муркоке я уже сказал выше. И ещё, из другой оперы – жаль, что все самые значительные произведения Уэллса были опубликованы в конце 19го века и в этот опрос не попали.

При всём при этом, сколь удивительными ни были бы подробности, произведения возглавившие списки, вызывают уважение и многократное ку.

Вряд ли кто-то станет оспаривать первенство Дюны как лучшего НФ романа 20го века. Масштабность замысла и яркое его воплощение привели к такому результату. Я был уверен, что Игра Эндера попадёт в десятку, даже, возможно, пятёрку, но 2го места не ожидал! Согласен, что исходная, классическая трилогия Академия (Foundation) выдвигается одним куском, это такой же fixup (составное произведение) как Марсианские хроники. И её результат был вполне ожидаемым, несмотря на некоторую устарелость отдельных моментов. Также очень порадовался за Дэна Симмонса, за 4е место Гипериона. Хотя, конечно, это только присказка, а Падение Гипериона, составляющее с ним единое целое, оказалось лишь на 156м месте. Пятёрку замыкает Левая рука тымы Ле Гуин – я и не сомневался, что она попадёт в пятёрку лучших! (У меня с этой книгой особые отношения, о которых я на Фантлабе уже писал.) Другой её роман из того же Хайнского цикла, Обделённые, занимает 16е место. Самый большой сюрприз в десятке стоит на 6м месте: Автостопом по галактике Дугласа Адамса – книга очень популярная (я и сам состою в обществе его поклонников), но я ни за что не предсказал бы, что она оттеснит на 7е место 1984 Оруэлла! Конечно, с точки зрения литературной ценности Оруэлл неизмеримо выше. Уильям Гибсон проявляет завидное постоянство: в 20м веке 8е место занимает Нейромант и, забегая вперёд, в 21м веке Распознавание образов также на 8м. На 9м месте стоит ещё один роман абсолютно заслуженно попавший в десятку – Тигр! Тигр! Альфреда Бестера (в списке значится его американское название). А замыкает десятку ещё один фаворит, 451º по Фаренгейту Брэдбери. Большим сюрпризом стало для меня непопадание в десятку Хайнлайна – лишь 11е место для Чужака в стране чужой и 12е для Луны, – Кларка – Конец детства лишь 14й – и Марсианских хроник Брэдбери – 17е место. Конечно, десятка не резиновая, и классике не вечно зеленеть – всегда найдётся более новая классика, и уже побронзовевший Гиперион кого-то неизбежно оттеснит. Я верил в Холдемана, и 13 место для Бесконечной войны считаю закономерным. 15е место для Мира-кольца Нивена меня довольно-таки удивило. Я ожидал, что книга попадёт в число лучших 50, даже лучших 30, но не представлял, что она поднимется так высоко. Приятно удивил Стивенсон, чья Лавина ворвалась на 18е место! Несмотря на то, что Холодная война окончилась более 20 лет назад и угроза ядерной войны исчезла, постъядерные Страсти по Лейбовицу до сих пор в цене у читателей и занимают 19 место. И замыкают двадцатку Врата Фредерика Пола. Что же до Восточной Европы, наилучший результат показал Солярис Лема: он 25й. Стругацких в списке представляют Пикник на обочине (32) и Трудно быть богом (58). Очень скромно, но для опроса, проводимого в США, вполне характерно.

Распределение произведений в десятке по периодам получилось удивительно равномерным: по 2 книги представляют 40е, 50е и 60е годы, 70е представлены одной книгой, а 80е – тремя. (Азимова я отношу к 40м, поскольку повести, составившие трилогию, вышли в журналах в 40е, а к 50м относятся их книжные издания.) Если так рассматривать двадцатку, то картина принципиально не изменится: 3 книги представляют 40е (в т.ч. Марсианские хроники, все рассказы которых опубликованы в 40е), по 4 – 50е и 60е, 5 книг их 70х, всё те же 3 из 80х, и единственная книга из 90х.

Кто возглавит список лучших фэнтези романов 20го века, было ясно заранее: Властелин колец целиком. Ни в одной другой категории не было такого явного и очевидного лидера! На втором месте расположилась подпираемая телесериалом Игра престолов Мартина, а на третьем, тоже предсказуемо, Хоббит. Для фэнтези характерны трилогии и более длинные серии, видимо, поэтому в десятке они представлены первыми книгами, которые далеко не всегда будут лучшими в своих сериях. Значит такая оценка в известной степени относится ко всей серии. Помимо Мартина, это Волшебник Земноморья Ле Гуин (4), Девять принцев Амбера Желязны (5), Лев, колдунья и платяной шкаф Льюиса (7) и Гарри Поттер и философский камень Роулинг (9). Помимо Толкина и Льюиса Британию представляют Мьевиль, чей Вокзал потерянных снов взлетел аж на 6е место и Пратчетт с Гейманом, чьи Добрые знамения после суммирования голосов отданных за Пратчетта и за Геймана оказались на 8м месте. И замыкает десятку фэнтези, максимально непохожая на Толкина – Маленький, большой Краули. Во второй десятке представлены книги, демонстрирующие необыкновенное (под)жанровое разнообразие фэнтези: Обитатели холмов Адамса (звериная фэнтези) на 11м, Буря мечей Мартина (чёрная фэнтези) на 12м, Принцесса-невеста Голдмана (романтическая фэнтези) на 13м, Последний единорог Бигла (мифопоэтическая фэнтези) на 14м, Король отныне и вовек Уайта (артурианская фэнтези) на 15м, Тигана Кея (квазиисторическая фэнтези) на 16м, Никогде Геймана (городская фэнтези) на 17м. На 18м месте стоит монументальная Книга Нового Солнца Джина Вулфа, а на 19м – книга, послужившая Вулфу источником вдохновения, – Умирающая Земля Джека Вэнса. И замыкает двадцатку Мастер и Маргарита нашего земляка Михаила Булгакова.

По периодам картина будет совершенно удивительной. По одной книге представляют 30е, 50е, 60е, 70е и 80е годы, 40е годы не представлены, 50е представлены двумя книгами, а 90е аж четырьмя, в т.ч. Мьевиль. Если так рассматривать двадцатку, то диспропорция ещё усилится: две книги представляют 30е (в т.ч. Булгаков), по прежнему ни одной – 40е, 4 – 50е, 2 – 60е, 3 – 70е, 2 – 80е, и аж 7 – 90е. Это говорит о том, что англоязычные, преимущественно американские читатели ориентирутся в первую очередь на недавние фэнтези, хотя отдельные классические образцы прошлых периодов пользуются стабильной популярностью.

Двадцать первый век преподнёс огромный сюрприз: на первое место среди НФ романов с большим отрывом непредсказуемо взлетел Джон Скальци со своим дебютным романом Обречённые на победу. Вот чего можно добиться отталкаваясь от классиков или полемизируя с ними! Звёздный десант Хайнлайна среди НФ 20го века стал лишь 21м, а его наследники (пусть даже и от противного) Холдеман и Скальци заняли соответственно 13е место в 20м и первое в 21м веке! Более ожидаемый на высоких местах Нил Стивенсон занял 2е место с неизбалованным премиями романом Анафем, а увешанная премиями Заводная Паоло Бачигалупи стала третьей, что вполне соответствует и качеству книги, и её популярности. Спин Роберта Чарльза Уилсон заслуженно стал четвёртым, на пятом расположился Видоизменённый углерод Ричарда Моргана, а на шестой позиции – хорошо закомая нам Ложная слепота Питера Уоттса. Голодные игры Сьюзен Коллинз заняли седьмое место, и я даже не знаю, способствовал ли этому фильм, или книга сама по себе настолько популярна. Как я писал выше, на восьмом месте расположилось Распознавание образов Уильяма Гибсона, самая удачная его книга за последние лет 20. Многократно премированный Город и город Мьевиля (ждём-не-дождёмся на русском!) занимает девятую позицию, и замыкает десятку виртуозный Акселерандо Чарли Стросса (привет АСТ!). В десятке пятеро американцев, трое британцев и двое канадцев. Неплохо для Канады, учитывая, что населения (и пропорционально писателей) в ней в 10 раз меньше, чем в Штатах, и в 3 раза меньше, чем в Британии. Поскольку двадцать первого века прошло всего-то двенадцать лет, произведений вышло меньше, потому организаторы опроса ограничились объявлением 25 топовых произведений. После первой десятки картина тоже очень интересная. В соответствии с основной тенденцией начала 21го века, британцы серьёзно теснят американцев, и это видно на протяжении всех 25 мест: во второй десятке – Митчелл, Макдональд, Харрисон и Исигуро, а после 20 места – снова Макдональд и Мьевиль (и этот роман Мьевиля – едва ли не единственный из 2011 года, то есть самый новый во всём опросе).

Но если в НФ американцы ещё как-то удерживают позиции, то в фэнтези они отступают под натиском превосходящих британских сил, и даже таких зубров как Мартин и Ротфусс не хватает для их сдерживания. Оно и понятно. По признанию Майкла Суэнвика, «легко им, британцам, писать фэнтези с каменными кругами на заднем дворе». В первой пятёрке четверо британцев (7 в десятке), что наглядно демонстрирует соотношение сил. Первую позицию с большим отрывом занимают Американские боги Гила Геймана. Книга невероятно популярна по обе стороны Атлантики, в том числе и у нас, о чём свидетельствует выход нового перевода. Второе место занимает совершенно иная книга, Джонатан Стрендж и мистер Норрелл, – лучшая британская дебютантка в фэнтези за прошедшее десятилетие Сюзанна Кларк постаралась написать о событиях начала 19го века в стилистике того времени, и это ей с блеском удалось. Я уже не говорю о содержании. (Предвкушаю экранизацию в виде сериала от БиБиСи. Это не Голливуд, они постараются!) На третьем месте – лучший американский дебютант в фэнтези за тот же период Патрик Ротфусс с Именем ветра, открывшим одну и самых интересных фэнтезийных серий нашего времени. Книги Чайны Мьевиля собрали немалый урожай премий, а выдвижений было ещё больше. И немсотря на обилие выдвижений, Шрам остался без премий, но среди лучших оказался на 4 месте. Возможно, это самая лучшая фэнтези Мьевиля – Вокзал берёт новизной, но в конструкции и повествовательной технике есть несовершенства, Железный совет чересчур политизирован, а Шрам лишён их недостатков, но обладает всеми их достоинствами! Пятое место абсолютно незаслуженно досталось последней книге Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере. Все кто читал этот сериал целиком, отмечали общее ухудшение качества книг и логики повествования с каждой новой книгой. Видимо, респондентам так надоел ГП, что они были рады, что всё, наконец, закончилось. Шестую позицию занимает четвёртый роман Мартина из ПЛиО, одной из немногих фэнтезийных серий, которая переползла из 20го века в 21й и позльзуется неизменной любовью читателей. На седьмой позиции – Буджолд с романом, отрывающим Шалионскую трилогию. На восьмой – Мьевиль с романом Город и город – удивительное единодушие любителей НФ и фэнтези. Девятое место занимает Джаспер Ффорде с Делом Джен, первой книгой серии литературных детективов, одной из самых интересных находок британской фэнтези. И на десятое место по недоразумению попала Коралина Геймана – всё-таки это повесть, и как бы она ни была хороша, место ей среди повестей. Из-за этого чудесный двухтомный роман Джина Вулфа Рыцарь-чародей оказался на 11м месте, что несправледливо. Во второй десятке британцев меньше, но там две книги Пратчетта, которые делят 12е место со вторым шалионским романом Буджолд, дебютный роман Аберкромби и Книга кладбищ Геймана. Вообще среди этих книг много новых авторов: в двадцатке – 6 дебютных романов плюс ещё один (не первый) роман Сандерсона, который дебютировал уже в 21м веке. Из общепризнанных классиков в двадцатке только Ле Гуин и Вулф. Конечно же, проходи это голосование в Британии, британских авторов, а особенно Пратчетта, здесь было бы ещё больше.

При рассмотрении необъятного моря малой формы следует учитывать такую особенность периодизации: с началом «Золотого века» в конце 30х и до конца 50х в фантастике бал правили журналы. По мере развития телевидения большие деньги рекламодателей постепенно ушли туда, что привело у постепенному упадку журналов. В эпоху «новой волны» они ещё держались на нишевом позиционировании, но по мере её спада для них настали совсем скверные времена. Достаточно сказать, что после десятка специализированных НФ и фэнтези журналов в 50х, в 70е был период (1973-77), когда Analog оставался едниственным НФ журналом в Штатах; Magazine of Fantasy and Sсience Fiction, как видно из его названия, нацелен был не только на НФ. Однако, к началу 70х бал стали править антологии, и они на долгое время стали основными публикаторами рассказов, новелл и повестей. К началу 80х положение выровнялось, в основном, благодаря Asimov’s и F&SF, и антологии уступили пальму первенства.

Повести были очень востребованным форматом во времена «золотого века», но они обычно были частью чего-то большего: циклов («История будущего» Хайнлайна) или более тесно связанных серий, ставших цельными книгами («Академия» Азимова). В десятке лучших повестей наблюдается интересная диспропорция: в ней 3 повести из «золотого века» (Кэмпбелл, Хайнлайн и Каттнер+Мур), 5 повестей из «эпохи антологий», т.е. 70х (Ле Гуин, Типтри, Варли, Вулф и Лейбер) и две из 90х (Чан и Кресс). 50е, 60е и 80е представлены не выше 2й десятки. Итак, рассмотрим их по местам. Феномен Теда Чана ещё долго будут изучать литературоведы – как ему, не опубликовав ни одного романа, удалось стать властителем дум, каждое новое произведение которого вызывает сенсацию? Лучшей повестью в 20м веке по мнению читателей Локуса стала «История твоей жизни» Чана. Повесть очень хороша и заслуживает самой высокой оценки, но я не представлял, что она станет первой! На втором месте – известная всем, кто читал фантастику во времена СССР, повесть Ле Гуин «Слово для леса и мира одно» – первый отклик американской фантастики на войну во Вьетнаме, вещь гуманистическая и резко антивоенная. Фактически, одно из тех произведений, на которых паразитирует Аватар, только намного талантливее. На третьем – до сих пор не переведенный на русский «Хьюстон» Типтри. На четвёртом – «Кто ты?» отца «золотого века» Кэмпбелла. Пятую позицию заниает «Навязчивость зрения» восхитительного Джона Варли, шестую – не менее восхитительная «Пятая голова Цербера» Джина Вулфа. Далее следуют «Радушие по-ланхмарски» Лейбера (7), «Человек, который продал Луну» Хайнлайна (8), «Испанские нищие» Кресс (9) и «Лучшее время года» Каттнера и Мур (10). Все повести выдающиеся, необычайно разнообразные, прямо набор для демонстрации возможностей фантастики! Вторая десятка дополняет 2 повести из 40х («Тень над Иннсмутом» Лавкрафта и «По собственным следам» Хайнлайна), 2 из 50х («Необъятный двор» Саймака и «Малышу пока что три» Старджона), 4 из 80х («Горы скорби» Буджолд, «Нажмите ввод» Варли, «Последняя из Виннебаго» Уиллис и «Истинные имена» Винджа), а также по одной из 60х («Се человек» Муркока) и из 70х («Песня для Лии» Мартина). Повести Ле Гуин, Лейбера, Хайнлайна, Лавкрафта, Буджолд и Мартина входят в большие циклы, хотя сюжетно вполне самостоятельны. Повесть Вулфа является первой из трёх взаимосвязанных повестей, изданных отдельной книгой; даже Фантлаб не решил для себя, роман это или сборник. Повесть Кресс послужила зародышем (примерно первой третью) одноименного романа, повесть Старджона стала второй частью его лучшего романа Более, чем человек, а повесть Муркока фактически является журнальным вариантом одноименного романа. В заключение отмечу, что британец в этой компании всего один, и это Муркок.

Среди новелл было несколько безусловных фаворитов, а один из них прежде становился первым номером чаще всего – «Приход ночи» Азимова. Однако на этот раз первой стала другая классическая новелла, «Цветы для Элджернона» Киза, а азимовская стала второй. Третье место по праву занимает «Роза для Экклезиаста» Желязного, видимо, самое знаменитое произведение малой формы из всей «новой волны». Редко кому из авторов удалось попасть в десятку, а уж тем более в пятёрку дважды. Помимо Толкина это удалось Азимову – одно из лучших произведений роботического цикла «Двухсотлетний человек» занимет четвёртое место. Корни нынешней популярности Мартина – в 70х, в тех чудесных рассказах и повестях, которые он писал тогда. Помимо вещей светлых, у него были и вполне чернушные, которые предвосхищают Мартина нынешнего. Самая яркая из них – «Короли-пустынники», которая здесь стоит на 5м месте. А на 6м – «Безжалостный Фаренгейт» Бестера, вещь классная, хотя я предпочитаю у него другие. «Парень с собакой» Эллисона стоит на 7м месте; эту вещь будут помнить ещё долго! 8е место занимает «Музыка, звучащая в крови» Бира, одно из лучших его произведений, послужившее зародышем одноименного романа (который, правда, занял лишь 87е место, хотя сам по себе тоже хорош). На 9м – «Все мы – одна семья» Батлер, вещь страшненькая, но с интересной идеей и хорошо написанная. А на 10м – «Холодные уравнения» Годвина, одно из самых первых произведений американской фантастики, появившихся в русском переводе. В десятке 40е представляет одна новелла (зато какая!), 50е – 3, 60е, 70е и 90е – по 2. Новеллы второй десятки расширяют и углубляют временную шкалу. Итого в двадцатке по 1 новелле предствляют 20е и 30е, 2 – 40е, 3 – 50е, 4 – 60е, 5 – 70е, 3 – 80е и 1 – 90е. Что же мы видим во второй десятке? Её открывают сразу две новеллы Типтри – «Неприметные женщины» (11) и «Девочка, которую подключили» (12), а следом за ними «Игра Эндера» Карда (13) – новелла, послужившая зародышем романа. Я думал, что она своё отслужила, ведь после выхода романа она долго пребывала в забвении, ан нет, помнят её читатели. Далее следует самая свежая новелла в двадцатке – «Вавилонская башня» Чана (14), из 90х, а хорошо выдержанная, ещё докэмпбелловская «Марсианская одиссея» Вейнбаума – на 15м. Далее идёт привет из 60х: «Время, точно низка самоцветов» Дилэни (16) и «Мы вам всё припомним» Дика (17). А три последних вещи в двадцатке абсолютно разные и по стилю, и по подходам: «Сожжение Хром» Гибсона (18), «Зов Ктулху» Лавкрафта (19) и «Арена» Брауна (20). … и ни одного британца. Чем меньше произведения, тем меньше склонности объединять их в циклы (хотя, казалось бы). К большим циклам относятся новеллы Азимова, Карда и Лавкрафта. Основой романов послужили новеллы Киза, Азимова (обе) и Карда.

Выше я писал, что сделать дубль в пятёрке лучших непросто, но есть два автора, сделавших дубли в одной и той же пятёрке! Это Артур Кларк и Харлан Эллисон. Перечень лучших расказов вызывает в моей пямяти обстоятельства их чтения ещё в те времена, когда всё нужно было добывать по крупицам. Возглавляет список «Девять миллиардов имён Бога» Кларка, рассказ выдающийся помимо своих качеств ещё и уникальным письмом поклонника (fan letter), которое получил автор – это было письмо от Далай Ламы, которому рассказ очень понравился. На втором месте – притча Ле Гуин «Те, кто уходит из Омеласа», непреходящую ценность которой я осознал только со временем. Далее стоят два подряд рассказа Эллисона, на которых зиждется его слава взрывного и эпатажного автора – «“Покайся, Арлекин!” – сказал Тиктакщик» и «У меня нет рта, а я хочу кричать». И на пятом месте – вновь Кларк с расказом «Звезда», за который он был первым из британских авторов удостоен Хьюго. Всякая слава преходяща, даже самая громкая. Грустно осознавать, что это относится даже к такому знаковому рассказу, как «И грянул гром» Брэдбери (6), чаще других становившимся лучшим НФ рассказом всех времён. Очень обидно, что он выпал из пятёрки сразу после смерти Брэдбери. Видимо, эффект бабочки настолько общеизвестен, что уже стал банальностью… Далее – ещё один классический рассказ об играх со временем, «Все вы – зомби…» Хайнлайна (7). Гибсон опять стоит на восьмом месте, на этот раз с рассказом «Джонни-мнемоник», единолично представляющим в десятке киберпанк. Далее – ещё один до сих пор не переведенный рассказ Типтри (9), и замкает десятку «Лотерея» Ширли Джексон. В десятке наиболее обильно представлены 50е годы – 4 рассказа, по 2 из 60х и 70х, и по 1 из 40х и 80х. Если рассматривать двадцатку, то в расстановке принципиално ничего не изменится: по-прежнему обильно представлены 50е – 8 рассказов, также хорошо представлены 60е – 5, и 70е – 4, и гораздо слабее 40е – 2 и 80е – всего один. Кто же там во второй десятке? А там – звёздный набор классических авторов! На 11м месте стоит «Будет ласковый дождь» Брэдбери, а на 12м – «Последний вопрос» Азимова из цикла о Мультиваке. 13ю позицию занял Боб Шоу со «Светом минувшего», а на 14й – «Гаррисон Бержерон» Воннегута. Далее идут «Зелёные холмы земли» Хайнлайна (15), «Игра с крысодраконом» Кордвейнера Смита (16) и «Миллионный день» Фредерика Пола (17). Затем вновь возвращаются Кларк и Эллисон: на 18м месте – «Джеффти пять лет» Эллисона, а на 19м – «Часовой» Кларка. И замыкает двадцатку «Когда всё изменилось» Джоанны Расс, похоже, её единственнное произведение, которое есть в русском переводе. Британцев в двадцатке двое, причем Кларк представлен тремя рассказами, а Шоу – одним. К циклам относятся рассказы Брэдбери (дождь), Азимова, Хайнлайна (холмы) и Смита. «Часовой» Кларка стал зародышем романа 2001: Космическая одиссея.

К произведениям малой формы из 21го века я приступал с опаской. Далеко не всё авторы и не все произведения попали в орбиту моего внимания. И на русский, очевидно, переведено далеко не всё.

Неожиданно для всех первое место среди повестей заняла «Магия для начинающих» Келли Линк (к моему вящему стыду, поскольку она как автор прошла совсем мимо меня). «Палимпсест» Чарли Стросса хорош настолько, что после публикуции в журнале и в сборнике его даже издали отдельной книжкой. Ещё бы: главная загадка в повести – кто и зачем снова и снова возрождает человечество, которое так и норовит всё загадить и вымереть. Если бы опрос проходил в Британии, Чарли однозначно стал бы первым. На третьем месте также британец, Иэн МакЛауд с повестью, которую всё ещё не перевели. Несмотря на несколько новелл в Еслях и антологиях, нам ещё предстоит по-настоящему открыть этого одарённого и очень своеобразного автора. Четвёртое место занимает «Тебе нравится, что ты видишь?» Теда Чана, повесть хорошая, но вряд ли лучше многих других его вещей. На пятой позиции «Горячая пора в Фэрмаунтской средней школе» Вернора Винджа, интересная своим видением ближнего будущего и послужившая отправной точкой для романа Конец радуг (хотя в романе многое было решено иначе). Аластер Рейнольдс у нас известен как автор цикла из романов, повестей и рассказов, в которых твёрдая НФ рядится в одежды космооперы, только переведено из цикла далеко не всё, и повесть, стоящая на шестом месте, тоже пока без перевода. На седьмом месте стоит получившая Хьюго, но тоже пока не переведенная повесть Конни Уиллис о журналисте, чей профессиональный скептицизм проходит жёсткую проверку на прочность. Русские издатели взялись, наконец, за Уиллис; думаю, что и эту повесть скоро переведут. Восьмое место занимает ещё одна повесть Чарли Стросса, на этот раз из цикла о британской спецслужбе по борьбе с ктулхической угрозой, но на русском она пока что не выходила, несмотря на Хьюго. На девятом месте повесть Кейдж Бейкер «Королева Марса» из её известного марсианского цикла, послужившая основой одноимённого романа. А замыкает десятку Джон Скальци с опять-таки непереведенной у нас повестью. Итого из десятки переведено 5 повестей, ровно половина. Также в десятку попали четыре повести трёх британских авторов. Если рассматривать двадцатку, то переводов – 11, то есть снова примерно половина, плюс ещё один анонсированный перевод, а от британцев мы видим 7 повестей 5 авторов. Кто же представлен во второй десятке? На 11м месте стоит «Коралина» Нила Геймана, стоит там, где ей положено быть, т.е. в повестях. Если бы не эта неразбериха с форматом, то она несомненно попала бы в десятку лучших. Это же 11е место делит с ней «Куки-монстр» Вернора Винджа, фантазия на тему искусственных интеллектов. 13е место занимает получившая Небьюлу, но пока не переведенная повесть Рэйчел Свирски. На 14м – «Искатель» Урсулы Ле Гуин из сборника Сказания Земноморья. На 15м – «Маленькая богиня» Иэна МакДональда из индийского цикла, примыкающего к Реке богов. А на 16м опять-таки Чарли Стросс с опять-таки непереведенной повестью о том, что земные сверхдержавы способны продолжать Холодную войну, даже когда и Земли под ними нету… 17е место занимает «Жизненный цикл программных объектов» Теда Чана, уже анонсированный на русском. На 18м получивший Небьюлу «Пожар» Джеймса Патрика Келли, а на 19м получивший Хьюго «Нексус Эрдмана» Нэнси Кресс. И замыкает двадцатку повесть Ричарда Чведика, хотя и получившая Небьюлу, но оставшаяся без русского перевода. Основными источнками русских публикаций этих повестей были антологии Лучшее за год от Дозуа и журнал Если. Ни того, ни другого больше нету. Так что, знакомиться с лучшими достижениями англоязычной НФ в малой форме нам предстоит более-менее случайным образом по тематическим антологиям, которые стараниями Азбуки всё-таки выходят, или по малотиражным изданиям, которые, скажем так, дополняют деятельность издательских империй. Лучше всё-таки читать по-английски, чего и вам желаю. А номинанты на Хьюго и Небьюлу в последние годы появляются в нете на шару для ознакомления голосующих.

Чем предаваться размышлениям о грустном, давайте взглянем на новеллы 21го века. И здесь мы также видим много интересного. (Ради эксперимента я в первой десятке обозначил в скобках полученные премии.) Опять двое авторов сделали дубли в пятёрке! Первые два места занимают новеллы Теда Чана «Ад – это отсутствие Бога» (ХНЛ) и «Купец и волшебные врата» (ХН). Занимают заслуженно, поскольку блестяще служат визитной карточкой современной фантастики; это всегда было характерно для новелл. На третьем месте изощрённый пастиш Нила Геймана «Этюд в изумрудных тонах» (ХЛ). На четвёртом – «Специалист по калориям» (С) Паоло Бачигалупи, новелла, окрывшая дверь в мир Заводной, а пятое место делят его же «Народ песка и шлаков» и «Волшебный ридикюль» (ХНЛ) Келли Линк. На седьмом – «Империя мороженного» (Н) Джеффри Форда, а на восьмом – новелла Чарли Стросса, ставшая первой частью Акселерандо и вместе с ним до сих пор остающаяся непереведенной. И замыкают десятку разделившие девятое место новелла Чайны Мьевиля (Л) и «Остров» (Х) Питера Уоттса, из которых переведен был только Уоттс. Из десятки новелл переведено 8, т.е. больше, чем повестей, а из двадцатки –16, то есть пропорция сохраняется. Из 8 авторов в десятке 4 американца, 3 британца и 1 канадец. В двадцатке картина ещё более пёстрая: из 15 авторов 7 американцев, 4 британца, 3 канадца и 1 австралиец! Как сказано выше, во второй десятке также немало уже переведенных вещей. На 11м месте стоит «За Разломом Орла» Аластера Рейнольдса, а на 12м «Когда сисадмины правили Землёй» Кори Доктороу. Следом за ними перед нами предстаёт рекордсмен Паоло Бачигалупи: 13 место делят «Человек с жёлтой карточкой» и «Девочка-флейта», а 16е – «Помпа номер шесть», а всего их у него в двадцатке пять – ни у одного автора ни в одной категории не было такого мощного присутствия. Ох, любят читатели Локуса этого автора! Хотя, он даёт все основания для такой любви. Между этими новеллами на 15м пристроилась «Второе лицо, настоящее время» Дэрила Грегори, а 16е с Бачигалупи делят с «Тёмные целые» Грега Игана. На 18м «Два сердца» Питера Бигла, новелла из мира Последнего единорога, лауреат Хьюго и Небьюлы. И замыкают двадцатку две новеллы, на русский не переведенные, от Джеймса Алана Гарднера и Рэйчел Свирски. Будем надеяться, что следом за Заводной на русском выпустят и авторский сборник Бачигалупи Помпа номер шесть, тем более, что ровно половина его состава (эти пять новелл) уже переведена!

И совершенно не удивительно, что и в категории рассказов 21го века первое место с огромным отрывом досталось Теду Чану с рассказом «Выдох». Не всякому удаётся на нескольких страницах рассмотреть проблему существования вселенной! На второе место неожиданно попал рассказ «Отпевая сестру» Марго Ланаган, одной из самых ярких дебютанток первого десятилетия 21го века. На третьем – «Как общаться с девушками на вечеринках» вездесущего Нила Геймана. На четвёртом – рассказ Питера Уоттса, демонстрирующий, что даже играя на чужом поле можно добиться приличных результатов, но я так и не понял, был ли он переведен на русский. Пятое место делят «Пёс сказал гав-гав» Майкла Суэнвика из цикла «Дарджер и Сюрпляс» и «Кости земли» Урсулы Ле Гуин из Сказаний Земноморья. (Интересно, что примерно в то же время у Суэнвика вышел роман под названием Кости земли.) Дальше идёт блок непереведенных вещей. На седьмом – «26 обезьян» Кидж Джонсон, которую американцы награждают, а европейцы не могут понять, за что. На восьмом – «экономическая сказка» Дэниела Абрахама, это у неё подзаголовок такой. Девятое место делят ещё один рассказ Джонсон, но с Небьюлой, и «Зима. Голубой период» Аластера Рейнольдса. Из первой десятки переведены 7 рассказов, а если рассматривать двадцатку, то 13. Из 9 авторов в десятке 5 американцев, 2 британцев, 1 канадец, 1 австралийка, а если в двадцатке, то из 17 авторов 12 американцев, 3 британцев, 1 канадец, 1 австралийка. Американцы держат первенство (у себя в стране), но коллеги по языку их теснят. Во второй десятке картина такая: на 11м месте – «Бумажный зверинец» Кена Лю, одна из немногих вещей 2011 года, которые попали в списки лучших; на 12м – хорошо извесный нам «Октябрь в председательском кресле» Нила Геймана, на 13м – получивший Хьюго рассказ Майка Резника, который, однако, на русский не переведен; на 14м – «Сотворение человека» Джеффри Форда; на 15м – «Береговая линия» Элизабет Бир; на 16м – «Бродячая ферма» Чарли Стросса, позже вошедшая в Акселерандо; на 17м – рассказ восходящей звезды Вилла МакИнтоша, на русский пока не переведенный; на 18м – поздний рассказ Харлана Эллисона, пару лет назад получивший Небьюлу, но перевода мы так и не дождались. И замыкают двадцатку два рассказа Карен Джой Фаулер из сборника То, чего я не увидела, один не переведен, а второй, заглавный, переведен.

Большинство произведений малой формы из 21го века были включены в разные Лучшие за год: как правило, Дозуа (НФ) и Дэтлоу/Уайндлинг (фэнтези), где их и можно найти все вместе.

В целом, совокупно в 20м и в 21м веке, наибольшее количество попаданий в пятёрку лучших, по пять, – у Урсулы Ле Гуин и Теда Чана, причём Чан три раза возглавлял пятёрку! Кроме них, по три попадания в пятёрку у Айзека Азимова, Нила Геймана и Паоло Бачигалупи. У шести авторов по два произведения в одной и той же пятёрке: это Дж.Р.Р. Толкин, Айзек Азимов, Артур Кларк, Харлан Эллисон, Тед Чан и Паоло Бачигалупи.

В целом, эти списки представляют собой обширную картину достижений фантастики в 20м и первом десятилетии 21го века, хотя и несколько скособоченную. Всё-таки, это не академическое исследование литературной ценности произведений с точки зрения вечности, а опрос читательских симпатий, пусть респонденты и являются профессионалами в области умозрительной литературы или любителями-с-пристрастием, вроде нас с вами. ГП выше Мастера и Маргариты? Адамс выше Оруэлла? Не берите в голову! Возьмите двадцатку, тридцатку, или сколько хотите, и читайте их, не расставляя по местам. Уверен, что каждый из вас найдёт много произведений для души, на свой вкус!



Тэги: лучшее


1408
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 19:10
Спасибо, спасибо за материал! О, какие списки... Радостно отмечаю любимых авторов — Кей, Дилени, Бестер, Маккиллип, и многие другие — и любимые книги. А сколько ещё всего непрочитанного... Мой кошелёк, грозно хохоча, вырвался из сумки и ускакал в известном направлении. :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 19:37

цитата Verveine

Мой кошелёк, грозно хохоча, вырвался из сумки и ускакал в известном направлении. :-)))
:-)))
Да, тут без читалки не обойтись!
И без неназываемых вслух ресурсов тоже! ;-)


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 19:17
Этот список уже был на сайте. Причём не один раз.
Но спасибо за комментарий.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 19:28
А я и не знал. Нечасто появлялся на Фантлабе в последние месяцы.
Однако, я с самого начала понял, что постить это без комментариев не стоит. Поэтому писал их недели 3 с перерывами.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 20:04
И большое спасибо за комментарий к спискам!
Интересный.


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 19:20
Термин «science fantasy» впервые зафиксирован в 1935 году, и с тех пор употребляется постоянно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 19:35
Возможно, он и возник в 30е годы, но его запустили в активный оборот во время «новой волны», а издатели начали пользоваться им во второй половине 70х. Тогда на книгах некоторых издатедльств жаровая принадлежность была указана этим термином.

В последние лет 15-20 он употребляется всё больше по отношению к книгам прошлых лет, а не к современным произведениям.


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 20:07
8-) спасибо за текст, освоили. Впрочем, я это начала осваивать ещё во время голосования, потом обсуждая в теме... ох, лишь бы нашлось время читать! Но даже если не читать, то знать, кто есть кто. За Чаном, пожалуй, стоит и в магазин сходить.

Кроме таких вбросов, как «Голодные игры» и 1-е место в НФ-21, вполне адекватные рейтинги.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 20:43
Ещё ГП чересчур переоценен, а многие авторы «новой волны», наоборот, недооценены.
Перекосы есть, и немалые.
Я, вот, например, не голосовал, сильно погряз тогда в своих проблемах, не до этого было. Возможно, мой голос повлиял бы на позиции отдельных произведений.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 20:59
ГП, боюсь, теперь оттуда долго не выбить. Хотя мне в школьные годы первые книжки нравились...) но потом то ли возраст, то ли последние тома вообще никуда не годятся.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 21:13
Я именно об этом и говорил. Ранние и средние тома -- пускай их. А последние -- никуда не годятся.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 21:21
Не соглашусь, шестой — очень сильный том. А вот седьмой — провальный.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 22:05
Я имел в виду именно последний.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 21:14
А это предсказуемый перекос: чем произведение свежее, тем оно лучше и выше во всевозможных рейтингах


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 20:44
было интересно, спасибо. Из первых позиций почти все читал, но Джон Скальди прям открытие, что серьезно так хорош?.
Традиционно рад за Герберта! В рассказах 20 века 27 номером стоит «Медведи познают огонь» Биссона — отличнейшая вещь, жаль не устояла перед титанами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 20:58
Биссон вообще хороший писатель, но камерный. Явно не для всех.
А насчёт Скальци, этот роман, в принципе, хорош, но всё-таки 1е место для него -- это слишком!


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 21:15
Обзор вкусный и очень содержательный. Спасибо
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 21:16
Спасибо за высокую оценку! :beer:
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 21:53
:beer:

Рассказ Уоттса переведен, но не был опубликован.
Типичный Уоттс, мрачный и депрессивный.

Не был бы канадцем, был бы сумрачным тевтонским гением.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 22:07

цитата shickarev

Не был бы канадцем, был бы сумрачным тевтонским гением.
Именно! У тевтонов фэнтези такие. Одни названия чего стоят, например, Der Zwergenkrieg. :-)))
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 22:13
Гном войны, цверг крига и блицкрига.

Повеяло 46-м местом в фэнтези-романах двадцатого века.


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 21:16

цитата cat_ruadh

Большим сюрпризом стало для меня непопадание в десятку Хайнлайна
большим сюрпризом (для меня) стало попадание шести (!) его совершенно коммерческих романов в список лучших. 8% лучшего с точки зрения Америки — у Хайнлайна!
Еще удивлялся, почему Скальци лезет на первый план.
А вот поэтому.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 21:55
Сказывают, Скальци — очень популярный блогер.

Наверное, это, правда, потому что, судя по «Обреченным на победу», писатель из него весьма средний.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 22:10
Всё-таки это дебютный роман, а судить лучше по более поздним книгам, когда он как следует расписался.
Популярный блоггер не значит хороший писатель. И наоборот.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 22:16
Дебют был одновременно так расхвален и так удручающ, что к более поздним произведениям меня пока и не тянет.

Признаюсь, что и «Заводная» Бачигалупи мне совершенно не глянулась.
В отличии от его малой формы
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 22:11

цитата shickarev

судя по «Обреченным на победу», писатель из него весьма средний.
Обычный, что само по себе недурно. Как и «Голодные игры», кстати — просто коммерческая проза без претензий. Фостер, Эшер, Хайнлайн, Скальци, Холдеман, Банч, Резник и т.п. и т.д.

цитата shickarev

Сказывают, Скальци — очень популярный блогер.
Было такое античное мнение — из плохих поэтов получаются хорошие писатели (Лукиан?).
Ну, а из средних фантастов почему бы не наделать хороших блогеров?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 22:22
Обычный по тексту, но сильно перехваленный. Я бы сказал, как раз с претензиями — но безосновательными.

Хайнлайна и Холдемана я бы поднял на ступеньку повыше.
Эшер и Резник очень хороши.

цитата

Гвозди бы делать из этих людей


цитата ааа иии

Ну, а из средних фантастов почему бы не наделать хороших блогеров?


Да вполне себе производственный процесс.
Интересно, сделать из средних блогеров хороших фантастов намного сложнее?
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 09:10

цитата shickarev

но сильно перехваленный.
Очевидное пристрастие голосовавших к Хайнлайну вроде объясняет успех Скальци — за океаном народу хотелось именно такого.
Или, к примеру Кидж (Кий) Джонсон

цитата cat_ruadh

которую американцы награждают, а европейцы не могут понять, за что
— аналогично. Автор крепкой прозы, в честь которой, при всех ее достоинствах, фейерверки пускать неохота.

цитата shickarev

Интересно, сделать из средних блогеров хороших фантастов намного сложнее?
По наблюдениям, из хороших журналистов (а блоггерство — квинтэссенция журналистики) могут получиться нормальные авторы, в т.ч. и НФ-рассказов (Бабенко, Р.Подольный).
Однако, у современных творцов из ЖЖ есть четкая тяга к жанру эссе, микророману... отрывок, взгляд и нечто (Игорь Голубенцев). А между рассказом и романом лежит пропасть, в которую очень легко ухнуть — см. пример Роберта Шекли, увы, в приведенные выше списки не попавшего.
Так что получить от блогера хороший фантастический продукт однозначно труднее.


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 09:17

цитата

Вряд ли кто-то станет оспаривать первенство Дюны как лучшего НФ романа 20го века. Масштабность замысла и яркое его воплощение привели к такому результату.

И это чертовски верно:-[:-)))


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 09:44
Скальци не ожидал. Рад за Заводную. Приятная неожиданность — Уходящие из Омеласа. Дюна — отличное мыло, так что все ОК.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2013 г. 15:27
Дык, кто ж его ожидал? %-\
Не по Сеньке шляпка. :-(


Ссылка на сообщение11 февраля 2013 г. 01:04
Право, лучше бы Локус ограничил свой опрос англоязычными авторами, дабы не смущать неанглоязычных фэнов фантастики.
Во всех списках усматриваются лишь:
20й век – НФ роман / 20th Century SF Novel:
  1. 25 Lem, Stanislaw : Solaris (1970) 638 47
  2. 32 Strugatsky, Arkady & Boris : Roadside Picnic (1972) 518 36
  3. 58 Strugatsky, Arkady & Boris : Hard to Be a God (1964) 258 17

20й век – фэнтези роман / 20th Century Fantasy Novel:
  1. 20 Bulgakov, Mikhail : The Master and Margarita (1967) 442 29
  2. 39 Ende, Michael : The Neverending Story (1983) 291 23
  3. 48 Garcia Marquez, Gabriel : One Hundred Years of Solitude (1970) 223 16
  4. 49 Saint-Exupery, Antoine de : The Little Prince (1943) 217 16
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2013 г. 16:25
Причём АБС попали в список во многом благодаря Фантлабу. Дабы англоязычные фэны вспомнили, что фантастику и на других языках пишут.
Страницы: 12

⇑ Наверх