Трудно быть богом гимн


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > «Трудно быть богом»: гимн нелюбви
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Трудно быть богом»: гимн нелюбви

Статья написана 16 апреля 2014 г. 00:08

Для родной газеты.

Последний фильм Алексея Германа (1938-2013) «Трудно быть богом» по повести Аркадия и Бориса Стругацких наверняка войдет в историю кинематографа – но не как триумф, а скорее как экспонат кинокунсткамеры.

Фильм этот отнюдь не для массового зрителя, хотя тут ничего неожиданного нет, – когда Герман снимал для массового зрителя? Все его фильмы, даже популярные в СССР «Двадцать дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин», смотреть тяжело, иногда – физически тяжело. Но надо. Правда, в «Трудно быть богом» концентрация тяжести вышла за всякие рамки – и тем самым парадоксально самоуничтожилась. Грубо говоря, если в фильме, длящемся три часа, мы видим шокирующую сцену один раз (взять финал «Ивана Лапшина»), эта сцена нас шокирует по контрасту с прочим. Если же нас шокируют беспрерывно, ежесекундно, на всех планах, всеми доступными киношнику способами, если от нашего восприятия в первые же минуты живого места не оставляют, – что тогда происходит? А ничего. Либо человек выбегает из кинозала (и это зритель, потерянный окончательно), либо отключает часть сознания (и это зритель, потерянный с большой вероятностью), чтобы не тошнило. Как говорится, лучше ужасный конец, чем ужас без конца, но только ужаса без конца не бывает – кошмар приедается, притупляет восприятие, ты зеваешь, скучаешь, поглядываешь на часы: когда уже закончится-то все это, а?

Трудно быть зрителем

У картины Германа есть один враг – она сама. По идее, более всего она должна впечатлить зрителя, который хорошо «включается» в фильм, но плохо из него «выключается»: каждая сцена въедается в твой мозг, ты выходишь из кинотеатра, озираешься, наблюдаешь действительность, еще пару часов назад казавшуюся постылой и гнусной, – и невольно появляется мысль: господи, какая же вокруг благодать!.. Да-с, господа, все познается в сравнении! Но только Герман сделал все, чтобы зритель очень плохо «включался» – и, наоборот, максимально быстро выключался. В московском зале, где я смотрел «Трудно быть богом», на сеанс пришло человек двадцать. Треть не досидела до финала, поспешив «выключиться» самым простым способом. Поклонники Стругацких покидали зал с матерным словом на устах.

Их можно понять. «Трудно быть богом» – одна из самых известных, читаемых и, при всей жути происходящего, смешных повестей братского тандема. Условно средневековое общество Арканара, куда заслан землянин Антон, он же дон Румата Эсторский, благодаря королевскому министру дону Рэбе стремительно скатывается в совсем уже темное время. Румата – прогрессор, иначе говоря, его (и его коллег) задача – содействовать прогрессу Арканара, превращению отсталой (по меркам коммунаров XXII века) цивилизации в более развитую технологически, санитарно, а главное, морально. Румата со товарищи спасают от смерти поэтов и изобретателей, вручают местным донам носовые платки, пытаются как-то сократить «кровавые века истории», которые только и могут превратить кого-то жадного, пассивного, эгоистичного, невежественного в «настоящего гордого и свободного человека». (Это не про Средние века – это почти про нас с вами. Стругацкие написали «Трудно быть богом» в оттепель «по мотивам» сталинской эпохи, и дона Рэбу в первом варианте звали куда прозрачнее – Рэбия.)

Румата бросает вызов истории, но только перевоспитать людей в одночасье нельзя. Даже прогрессор, по меркам Арканара – настоящий бог, «опустит слабые руки, не зная, где сердце спрута и есть ли у спрута сердце». Даже бог, чье сердце полно жалости, не выдержит и решит, что проще стереть всех этих убийц с лица земли.

Отсутствующее искусство

Обо всем этом Герман помнит, и какие-то реплики, диалоги, сцены из текста Стругацких просачиваются в фильм, следующий все-таки сюжету повести. Но текст «Трудно быть богом» проходит сквозь призму режиссерского восприятия и теряет самую суть. В повести Арканар не был образцом ни чистоты, ни гуманизма, но в фильме он превращается в сплошную клоаку, где ужасно всё. Грязь, кровь, гной, сопли, дерьмо, все вещества, порождаемые человеческим организмом, в кадре присутствуют постоянно. Герои как один беспрерывно нюхают, лижут, чешутся, сморкаются и плюются.

Эта человеческая грязюка совершенно нелогична – так не живут даже животные, и уж точно так не могут жить все люди (не говоря о том, что при эдакой антисанитарии они давно перемерли бы). Ладно арканарцы, но почему сам Румата обитает в свинарнике, по недоразумению именуемом домом благородного дона? Что толку мыться раз в день, если грязные тряпки взамен полотенец тебе подают руками, черными от слипшейся грязи? В таких условиях носовые платки, которыми разбрасывается благородный дон, теряют смысл, и это как раз режиссерский замысел: Румате бороться с таким Арканаром просто не под силу.

Собственно, он особо и не пытается. В отличие от героя Стругацких, Румата в исполнении Леонида Ярмольника – человек, который давным-давно миновал стадию отчаяния и пришел к равнодушию. Ему все равно. Он никакой уже не прогрессор, да и без всяких «уже» он не прогрессор – голос за кадром сообщает нам, что Земля прислала сюда «ученых», потому что «серые замки навели землян на мысль о скором Возрождении». А Ренессанса все нет и нет, вместо него – все то же абсолютно искусственное Средневековье, целиком и полностью выдуманное Германом. Наиболее искусственная его черта – не грязь даже, а тотальное отсутствие искусства. В самые темные эпохи вроде сталинской искусство очень даже было, просто не любое, а идеологически выверенное, и у Стругацких оно есть: «Артисты ставили теперь одну и ту же пьесу – «Гибель варваров, или Маршал Тоц, король Пиц Первый Арканарский»... Двое или трое художников ухитрились остаться при дворе и рисовали портреты короля с доном Рэбой...» В мире Германа искусства нет в принципе, если не считать какофонии вместо музыки. Дон Румата вяло пытается насаждать это самое искусство, наигрывая на страшной дудке дивной красоты мелодии, и к этому, да к бесконечным белым платкам, сводится все его прогрессорство. Германовскому Арканару все это – как слону дробинка.

Каким ты был...

Мир Германа страшнее описанного Стругацкими еще и потому, что у режиссера начисто отсутствует чувство юмора и чувство меры. Он не показывает нам, как грамотея топят в нужнике (что в повести упоминается) или как лоно проститутки пронзают железным членом с шипами (чего в повести нет), но только потому не показывает, что актеров калечить нельзя. Если бы техника позволяла – нам бы показали всё. И зритель скорее выбегал бы из кинозала. Как уже говорилось, подобная концентрация жестокости – ровная, густым зловонным слоем намазанная на тонкий хлеб сюжета, без какого-либо нагнетания и прочего хичкоковского саспенса, – в конечном итоге оставляет зрителя скорее равнодушным. То, что густопсовая жестокость имеет место на фоне изумительных, абсолютно брейгелевских пейзажей, увы, дела не меняет.

Среди приемов Германа есть и очень удачные – скажем, полная невнятность подавляющего большинства героев, которые бросают в пространство малоразборчивые реплики: то же ощущение бессмысленности возникает, если почитать, например, выборку комментариев в Интернете. Невнятность гомо сапиенсов Герман подметил очень точно – однако он не первый, кто ее подметил и даже воспроизвел, а главное, на смешную и страшную многоголосицу в повести Стругацких результат не похож совсем.

Стругацкие у Германа вообще очень, как сказал бы литературовед, снижены. Ключевой в повести диалог Руматы и лекаря Будаха («Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой». – «Сердце мое полно жалости, – медленно сказал Румата. – Я не могу этого сделать») в фильме решен так: Будах, которому в застенках Веселой башни не давали ходить в туалет, пытается помочиться у столба, не может, Румата бьет Будаха по почкам, тот испускает щедрую струю, и слова про жалость бога тонут в ее журчании. Зачем это сделано? Что и кому это дает? Надо ли вообще смотреть такую промежностно-гнилостную экранизацию «Трудно быть богом»? Стругацкие написали грустную повесть о том, что даже лучшие из нас, отчаявшись, способны сорваться и перестать любить людей. Герман снял на тот же сюжет гимн отвращению к людям, грязным физически и духовно, фактически – гимн нелюбви. Его Румата, конечно, остается в Арканаре, чтобы что-то как-то все-таки изменить, но кто кого переборет – еще неизвестно. Какими люди были, такими они и остаются. Надежды, выхода, просвета тут нет. Есть только серая, как смерть, беспросветность.

Бонус из интервью Леонида Ярмольника (вновь для родной газеты, взято прошлым летом):

– С какими чувствами вы спустя столько лет ждете выхода этого фильма в прокат?

– Мне, честно сказать, все равно, как отреагируют зрители и критики. Я знаю цену этому кино, знаю, что у меня в жизни было большое счастье – хоть мы и ссорились с Германом, все было по делу, по существу, это как семья – родственники тоже ругаются... Иногда побеждал он, иногда я. Чаще побеждал он. «Трудно быть богом», как и «Ку! Кин-дза-дза» – это тоже кино другого разряда. Не стоит рассчитывать на громадные сборы, на то, что зритель будет ломиться в двери кинотеатров. Этого не будет. Но любой человек, которому небезразлично, что было вчера и что нас ждет завтра, это кино посмотрит.

– Можно сказать, что роль Руматы Эсторского – это ваш «опус магнум»?

– Черт его знает. Не мне судить. По затрате сил, времен и энергии – это, конечно, ни с чем не сравнимая роль. Насколько Алексей Юрьевич не похож на других режиссеров, настолько непозволительно сравнивать эту роль с какой-либо другой. Герман – это другая планета. Он действительно другой, многие по этому поводу от бессилия и злости иронизируют, мол, он выпендривается, чтобы быть не похожим на остальных... Если ты считаешь, что он так все придумывает, пойди и придумай так же.

– Вы согласны с германовской трактовкой романа Стругацких? Судя по отзывам на черновой вариант, фильм очень тяжелый, между тем книга полна юмора...

– Я был противником того, чтобы показывать такой широкой аудитории черновой вариант – без музыки, без звуков, без шумов. Это была затея «Новой газеты» и Дмитрия Муратова, которого я люблю бесконечно, но тут проявился какой-то его эгоизм – фильм использовали, чтобы отметить юбилей издания. И, мне кажется, перегнули палку. Нельзя показывать такие фильмы незаконченными. Недопустимо. Есть какие-то нюансы, которые могут решать все, а сейчас этих нюансов нет – ни шума дождя, ничего. Невозможно смотреть три часа рабочего материала. Поверьте, в «Трудно быть богом» достаточно юмора, иронии, сарказма, глубины, всего остального, но судить об этом можно, когда картина будет готова целиком.





362
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 00:18
Спасибо! Интересно и содержательно, как всегда 8-)
Фильм я пока не смотрел, но чую — надо бы...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 17:24
Советую если уж смотреть, то на видео. В кинотеатре его многие не осиливают до конца. Причём, как мне кажется, не столько из-за «чернухи», сколько из-за затянутости. Фильм длинный, с мутной картинкой, с неразборчивыми и не всегда осмысленными диалогами; фильм, которому всё равно, смотрят его, или нет. Поэтому где-то с середины он начинает вызывать не ужас или отвращение, а скуку и безразличие.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 18:06

цитата Robin Pack

Фильм длинный, с мутной картинкой

Ну как бы «Легенда о княгине Ольге», и «Сталкер» Тарковского, на торрентах тоже не в HD лежат...

цитата

фильм, которому всё равно, смотрят его, или нет

А фильм и должен быть «вещью себе», если он — искусство.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 20:56
«Солярис» кстати, в 1080p лежит.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 22:15
У нас с вами, конечно, имха на имху, но я уверен, что роль искусства заключается в воздействии на зрителя. Фильм должен заставить зрителя чувствовать, эмоционально участвовать — сопереживать, бояться, любить, ненавидеть, переживать пафос, саспенс и катарсис. А не быть «вещью в себе».

Я фильм смотрел на пресс-показе, так что не очень понимаю, при чём здесь торренты. Он от природы мутный и плохо озвученный.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2014 г. 00:39

цитата Robin Pack

Фильм должен заставить зрителя чувствовать, эмоционально участвовать

Для меня самое главное в фильме (книге) -- КАК он снят. А не ПРО ЧТО.
Пусть он будет сколь угодно мрачным, депрессивным и жестоким. Если там наличествует СТИЛЬ -- любая идейно-эмоциальная начинка «покатит».

цитата

катарсис

...которого IRL нельзя достичь8-)

цитата Robin Pack

Он от природы мутный и плохо озвученный

Я, собственно, к тому, что оценить актерскую игру и режиссуру можно при любом качестве «картинки».:-) И вообще, зритель из меня неприхотливый...
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2014 г. 00:50
На Оскар, прямо скажу своё имхо, — никто не тянет)


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 00:36
бедный Ярмольник, потративший 14 лет на это говнище :-D и где же там ирония и сарказм? только сопли и дерьмо. впрочем, я в ЖЖ высказалась ) по-моему, Герман и так избытком ума не отличался, а в процессе съемок просто спятил %-\:-))) а насчет того, что Румата остается в Арканаре, дабы че-то исправить... ну ты гуманист. остается он, видимо, потому, что их корабль сгнил в болоте — и Румата ясно понимает, что долетят его подельники только до ближайшего оврага :-D

и да, искусство там как раз есть — резьба, статуи. непонятно только, кто все это сотворил. очевидно, инопланетяне, потому как местные могут только сморкаться, мычать и бродить кругами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 00:46
Статуи — это как венеры доисторические. В германовском Арканаре театр или живопись невозможны все-таки. В отличие от.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 00:49
ну да, невозможны, ибо у австралопитеков и питекантропов искусство было не особо развито. а народец там такой, совсем дикий. будах вон и тот только помочиться у столба способен :-D
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 00:57
Особо забавно сравнение с Кин-дза-дзой) Отличный фильм, разобранный на цитаты). Фильму Германа это не светит.
И таки без озвучки его выпустил? Ндаж Я слышал, но.... Теперь понятно этот невнятное бормотание всех персонажей)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:25
нет, это было уже с озвучкой (хотя и незаметно) :-)))

а насчет Кин-Дза-Дзы — это он про мульт, наверное. я пока не смотрела :-)))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:02

цитата kypislona

и где же там ирония и сарказм?

ну, видимо, Ярмольник тоже идиот (до кучи, вместе с Германом), раз такую чушь сморозил :-)))
Ведь все умные люди видят в фильме

цитата kypislona

только сопли и дерьмо
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:25
ладно, не все, 99.9999999 %. остальные видят кровь и кишки :-)))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:31
Ну не знаю.... Я вот постоянно видел в кадре каких-то живых и мертвых куриц, живых и мертвых собак, живых и мертвых коров....
Помнишь фильм по Беляеву? Там еще «купиии ракушку, купи раакушку...» рефреном шло) Здесь — «купиии курицу, ну купиии курицу!» ))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:36
а ты купи слона! :-D
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:37
Мож подаришь? ))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:39
только голову :-D
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:00
Только целиком) К полумерам не привык (с) ))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:11
ладно, целиком, но мертвого и разложившегося!
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:20
Торгуемся?:-)))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:27
не хочу нарушать режиссерского замысла и гармонии картины :-D
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:29
Жопа слона на стене у Руматы была бы вполне в контексте. Причем, покрытая мухами и с засунутым по центру платочком)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:31
правда, ее трудно было бы заметить среди кишок и мертвых собак :-(
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:32
Ну, из нее переодически мог вылазить дон Рэба)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:34
да, и кричать «ку-ку». это такие дизайнерские средневековые часы! :cool!:
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:34
что заодно раскрыло бы тему искусства и техники в Арканаре :-)))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:48
Как минимум-через задницу Рэба мог подглядывать за Руматой) Если уж без трэша.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:53
«Глаза дракона» какие-то.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 04:31
Точнее- «глаз» ))


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 00:49
Согласна тотально и по всем пунктам. Герман даже лишил меня веры в заумное кино, ей-богу.

* надо в качестве поощрения собственной интеллектуальной деградации написать о Кэпе Америке новом:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 22:37
Синхронны, чо 8-)


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:53
И именем этого человека хотели назвать Ленфильм???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:56
Эт как? Алексейфильм или Германфильм?
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 01:57
Не знаю, просто обсуждалось, когда он помер, что его в его честь хотят Ленфильм переименовать:-D
А вообще артхаусникам нельзя давать НФ в руки
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:26
учитывая, что Ленфильм тоже не слишком живой, это было бы логично :-)))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 06:07
Не без оснований, надо заметить. Звучная и знаковая фигура. С другой стороны, нет в принципе бесспорного отечественного режиссера, так что «выбор» одного для наименования студии неизбежно вызовет ревность поклонников другого.


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:13
По поводу прогрессорства Руматы: у меня на этом сайте как-то вышла былинная дискуссия на тему того, были ли он прогрессором. Мне-то всегда казалось, что был, но вот оппоненты мои яростно доказывали, что не был. Да и БНС в одном из интервью обмолвился, что Румата — не прогрессор. Для понимания его мотивов это — принципиальный момент.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 17:26
Румата — прогрессор-нелегал, на мой взгляд. Прогрессорство — не его работа, он должен быть только наблюдателем. Но судя по книге, он пренебрегает многими правилами. Де-факто он выходит за рамки наблюдательства и становится прогрессором.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 22:13
Тоже удивлен, что такой квалифицированный читатель Стругацких, как angels_chinese, допустил подобную ошибку. Дважды. ???


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:14

цитата kim the alien

А вообще артхаусникам нельзя давать НФ в руки

Чёй-та? А «Сталкер» и «Солярис»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 02:21
Ну да, типа классика. Часто пересматриваешь? )
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 08:31
«Солярис» изумителен, и я бы его пересматривал часто, да.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 10:10
Я, увы, только некоторые куски)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 13:13
я «Сталкер» пересматривала раз 10, причем с каждым разом он нравился мне все меньше :-)))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 18:48
Фильмы хорошие, но они арт-хаус и уже не НФ)))


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 12:30
Слишком много флейма в каментах, не буду ничего говорить, хотя хотел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 13:41
Ну, это ведь только Герман лишен чувства юмора, фантлабовцы у нас настолько остроумны, что просто не могут сдерживать свой фонтан.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 19:59
А вы смотрели фильм? Если да, укажите, где там иронические, сатирические и пр. моменты. Если нет, то почему бы вам не сдержать собственный фонтан и не послушать тех, кто фильм смотрел? :-D
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 20:21
Спасибо за совет, так и сделаю )
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 22:36
Решительно не понимаю, отчего бы благородному дону не высказаться, невзирая на прочие ветки.
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2014 г. 09:59
Оттого что нет смысла — всё равно потонет в.
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2014 г. 14:24
Смысла нет что — мне что-то сказать? Потонет в? Ну нет же.


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 13:09
Хотелось бы прочитать в Фантлабе стереоскопическую, так сказать, рецензию на экранизацию Германа. С разных точек зрения. Про одни разочарования читать не интересно и скучно. Ну некомфортное и неаппетитное зрелище получилось. И только-то?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 19:33
Не в этом дело) Оно просто скучное. И Солярис и Сталкер не скучны. Кин-Дза-Дза очень даже не скучна. А у Германа даже и не противно и не некомфортно-скушно.


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 18:35

цитата

тотальное отсутствие искусства. В самые темные эпохи вроде сталинской искусство очень даже было


Тут не стоит судить так прямолинейно. Герман сделал гиперболу, это очевидно, а с какой поры в искусстве вообще и киноискусстве в частности мы непременно оглядываемся на реальность и отказываемся от собственного языка искусства, в котором метафоры, гиперболы и прочие тропы занимают важнейшее и даже часто определяющее место?

Пример:
Поэт: В сто сорок солнц закат пылал..
Критик: Уважаемый автор не знает астрономии: закат — это всегда закат одного солнца, там неоткуда взяться ста сорока! Самые яркие закаты все равно пылают одним солнцем..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 22:35
Соотношение символизма и реальности — проблема занятная, но все это не искупает очевидного: фильм Германа дико маломернее текста АБС, в том числе и в плане «искусства в Арканаре».
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:10
Что ж, отсмотрим, сами составим свою «очевидность».
Оригинальная повестишка, кстати, весьма средняя...
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:11
Повестишка? )) Кинишко и на это не тянет)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:16
Я понял-понял вашу т.зр., погодите, дайте же посмотреть ))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:21
Да не, реально попробуйте насладиться) Только рад буду, если кому-то это удастся)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:26
Мне фильм понравился , как и Хрусталев , машину , увы мне ...
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:34
Ну, это же хорошо)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:37
Отрывок , где Румата освобождает раба c цепи , для меня гениален .
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2014 г. 00:53
Увы, там все очень предсказуемо лично мне показалось.


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:36
Дедушке Нурглу фильм нравится.

PS: а и мне тоже. Но не как экранизация Стругацких. Или как самостоятельное произведение. А как хроника агонии Германа. Экранизация рушащихся надежд, затянувшейся депрессии и тяжёлой смерти.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 23:38
Уважаю дедушку Нургла и со :-)))
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2014 г. 00:53

цитата Цефтриаксон

Экранизация рушащихся надежд, затянувшейся депрессии и тяжёлой смерти.


все там будем, куда спешить-то? :-D
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2014 г. 00:56
Так он и не спешил-14 лет снимал.
Страницы: 12

⇑ Наверх