Сергей Цикавый


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Сергей Цикавый «Замена»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сергей Цикавый «Замена»

Статья написана 16 сентября 2014 г. 17:52

Аннотация:

Учительница литературы Соня Витглиц каждое утро просыпается от боли. Её ждут лицеисты, уроки, контрольные работы — рутина. И такой же рутиной стало для неё второе обличье лицея: жуткое, невероятное, засекреченное. Впрочем, мир Сони Витглиц пережил два Сдвига — нарушения пространственно-временного континуума, — и обзавелся многими страшными секретами. Но почему она боится появления второго учителя литературы — своей замены? Почему прибыл новый начальник службы безопасности?

В противостоянии безжалостных спецслужб и столь же безжалостных законов Мироздания судьба человека — песчинка. Но и она может остановить адский механизм.




В своем новом романе «Замена» Сергей Цикавый рассказывает странную историю, до предела насыщенную образами и мыслями, посвященную странной учительнице — Соне Витглиц. Вообще, определение «странный» идеально подходит почти к любому фрагменту книги или детали антуража, к загадочному лицею, всесильному концерну «Соулу» и сверхсуществам, которых называют Ангелами. Также оно предельно точно характеризует художественный стиль и структуру сюжета. Но не будем забегать вперед.

Будущее в изложении Цикавого принесло Земле трудно объяснимые наукой катаклизмы — Хроноблему, Осцилляции и Ангелов, которые, пробуждаясь, уничтожают всё вокруг. Привычное устройство мира рухнуло в одночасье, как любят писать в аннотациях к постапокалиптическим боевикам. Однако в «Замене» автор рисует пусть и пошатнувшееся, но вполне жизнеспособное и даже относительно благополучное общество. Если, впрочем, не заглядывать на окраины пригодных для жизни территорий, где ютятся те, кому повезло пережить острую фазу катаклизмов, но не удалось перебраться в безопасные районы. Тем не менее, речь пойдет о более глубоких и менее очевидных проблемах, которые только ждут своего момента, чтобы развернуться во всей красе. Ангелы, сверхсущества, проклевывающиеся в человеческих душах опасные семена и распускающиеся во всей жестокой красоте невиданные цветки микрокосмов, убивающие и стирающие наш мир. Их можно уничтожать ценой огромных жертв, а можно предотвращать их появление, тщательно и методично отделяя зерна от плевел.

И вот тогда мы подходим к главному — мир, цивилизация, концерн, лицей — все это лишь фон для плавно разворачивающейся истории. Истории, где до безумия красочно и синестетически образно смешаны звуки и цвета, эмоции и слова, мысли и жесты, дыхание и шаги. Как и в дебютном романе «Шаги в глубину», Цикавый подгоняет героиню неумолимым кнутом подступающей болезни, но уже не безумия, как можно было бы предположить, а раковой опухоли. Средство вновь срабатывает безотказно, обостряя конфликты, усиливая эмоции, подчеркивая ключевые мысли. Соня кружит по тропинкам и коридорам, раскрывается в классах, прячется в раковину отстраненности в учительской, преодолевает приступы боли и терпеливо ждет по вечерам чего-то... или уже ничего не ждет, довольствуясь имеющимся.

Автор охотно прибегает к подчеркнуто лаконичным и рубленым диалогам, запомнившимся еще по его дебютному роману, щедро рассыпает медицинские и физические термины, а потом легко переходит к литературным вставкам и фотоэтюдам. Словно фотограф, он меняет экспозицию и фокус, чтобы то поймать фон, то сосредоточиться на переднем плане, то и вовсе уловить одну единственную точку — душу и сознание Сони Витглиц. Не только учительницы литературы, но и Проводника — человека, способного проникнуть в раскрывающийся микрокосм Ангела, оказаться среди переливающихся игл или нитей, бездны или шпилей, буйства красок и ароматов, а затем убить рождающееся существо.

После множества неожиданных перемен и вороха новостей, порой возникает ощущение, что автор многократно или переписывал произведение, или даже пересматривал основную идею, настолько резкими оказываются некоторые повороты сюжета, настолько многообещающими выглядят слишком быстро свернутые или недостаточно раскрытые линии. Иногда от книги веет пьянящей вседозволенностью, свойственно аниме, но если брать все произведение целиком, то ближайшее сравнение — это «Vita nostra» Дяченко, написанная дуэтом Олди. Точно такое же сочетание мозговыворачивающих аллегорий и красочного языка. Цель же проста — полнее раскрыть душу героини, пробить скорлупу бесстрастия, обрести ответ на вопрос, что такое человечность, показав, что одинокое «я» несовершенно, а замкнутое эго — уязвимо.

Итог: психологическая фантастика в необычном и красочном исполнении.

Моя оценка: 8/10





458
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 сентября 2014 г. 19:45
однако надо почитать
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2014 г. 07:20
Однозначно. По крайней мере, Творчество Цикавого существенно отличается от серийной штамповки и в лучшую сторону. Тем более, что я люблю и Дяченко, и Олди, а здесь по стилистике получилось нечто родственное.


Ссылка на сообщение16 сентября 2014 г. 23:25
Большое спасибо за рецензию. Сейчас читаю эту книгу, очень нравится. Не скажу, что понравилось больше чем «Шаги в глубину», так как в последнее время тема космооперы для меня приоритет, но тоже очень достойно. Основательно пишет автор, есть свое чувство вкуса...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2014 г. 07:21
Пожалуйста :-)
В принципе, «Шаги в глубину» тоже понравились мне самую чуточку больше, впрочем, эта книга все равно весьма хороша. И да, полностью согласен. Фирменный стиль у Цикавого есть, это приятно выделяет его из общей массы середняков. 8-)
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2014 г. 14:27
А у меня уже новая рукопись на читке лежит, хе-хе... ;-) и это нечто неожиданное.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 17:08

цитата gleb_chichikov

А у меня уже новая рукопись на читке лежит, хе-хе... и это нечто неожиданное.

Сори, не сразу вспомнил ответить... 8:-0
Новое от Цикавого? Уже не ОБЧР ли в советских декорациях? ;-) В любом случае очень жду.


Ссылка на сообщение30 сентября 2014 г. 14:26
И всё-таки это НФ! Пусть и с уклоном в социалку.:box:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 17:12
Нужно определиться с терминами. Если соответствует уже существующей научной картине мира + некие развития теорий с фантдопущениями, но все равно в соответствии с имеющимися представлениями, то твердое НФ. Если фантдопущения + логические цепочки, которые используют лишь элементы современной науки — то мягкое НФ.
Под Хроноблему известно слишком мало, чтобы категоризировать ее. Но вот способности Ангелов и Проводников имеют некоторые изъяны, которые не объяснимы с точки зрения науки.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 17:41
Почему? С точки зрения квантовой физики там нет ничего принципиально волшебного, сказочного, невозможного.


⇑ Наверх