Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #43. Зарубежная фантастика
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #43. Зарубежная фантастика

Статья написана 26 января 2015 г. 21:28
Размещена:


Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике «Книга на все времена» посвящена теме Зарубежная фантастика.

Помимо произведения крупной формы, мы рекомендуем произведения средней и малой формы, заслуживающие по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций. Кроме того, мы стараемся дать четыре отзыва на книгу — три положительных и один негативно-критический.
---
Рекомендация «Книга на все времена» служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим «стажем» или на тех, кто желает «изучить» новые для себя направления в фантастике.
Выбор произведений происходит по специальной методике и осуществляется группой администраторов сайта.
---
Напоминаем, что все рекомендации общим списком можно посмотреть на следующей странице:
Сводный список рекомендаций в данной рубрике

[/p][/subtitle]




Аннотация:
Главный герой вышел из возраста ученичества. И ему предстоит первый в его жизни выход за пределы Города, странного громоздкого сооружения, передвигающегося на колесах. Рельсы собирает впереди и снимает сзади специальная Гильдия. Наш герой — из другой гильдии — Разведчиков Будущего. Ему предстоит разведывать путь для города, но для «крещения» он должен сходить в «прошлое», в те места, где город только что прошел. И тогда выясняется, что «прошлое» и «будущее» — не просто направления, это действительно Прошлое и Будущее по отношению к тому времени, где находится город. И при движении в прошлое начинают происходить очень странные и страшные вещи, и большого труда стоит нашему герою вернуться в привычный город под родным гиперболическим солнцем...
---
Рейтинг Фантлаба (оценка/количество оценивших):



Награды:
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award (роман), 1975

Интересные факты:
Роман считается одним из самых необычных по замыслу произведений научной фантастики второй половины XX века. Публикация сразу же привлекла внимание критиков, которые дали книге высокую оценку. «Опрокинутый мир» нередко называют самым значимым произведением К. Приста.

Перевод: Роман имеет единственный вариант перевода на русский язык — его сделал О. Битов в 1983 году для журнала «Иностранная литература». Перевод выполнен в сокращённом формате.

Отзывы экспертов:

Гвардеец:
Недавно перечитал этот знаковый для многих роман, впервые прочитанный двадцать лет назад. Впечатления ничуть не изменились, это одно из тех произведений, что задают тон в жанре, поднимают планку, служат ориентиром.
Во-первых: крайне нестандартная идея, постигнуть смысл которой читатель сможет только на последних страницах, когда как-будто зажжётся свет и откроет всю картину мироздания Города целиком. А до того, и в этом главная интрига, читатель вместе с обитателями Города остаётся в полном неведении почему Солнце ромбовидное, куда движется почва и вообще — где происходят описываемые события.
Во-вторых: язык и стиль повествования.Он нарочито сух и безэмоционален, даже известие о смерти своего ребёнка герой воспринимает буднично, словно речь идёт о сломанной швейной машинке.Обитателям Города несвойственны ни бурная радость, ни глубокая печаль, они ни о чём не мечтают. Им не о чем мечтать, вся их жизнь это бесконечное движение, остановка грозит гибелью их маленькому мирку и подспудно посвящённые гильдиеры чувствуют, что конец не за горами. Оборудование изнашивается, канаты рвутся, туземцы становятся всё ожесточённее..
И третье: совершенно неожиданный финал. То что было освящено опытом и мудростью предков, казалось незыблемым на протяжении многих поколений, единственно возможным и правильным, оказалось чудовищным заблуждением, фарсом, игрой случая. И всё это: и трагические финальные события, и рухнувшее представление Горожан об устройстве мироздания, описано всё тем же отстранённым и бесстрастным языком. Некоторые читатели ставят сухой стиль автору в упрёк, а по мне, так это просто талантливая находка, придающая роману особую незабываемую атмосферу и притягательность.
Читайте этот замечательный роман, он того стоит!
Безусловная десятка!!
оценка 10

Konst:
Здесь мы имеем дело с тем случаем, когда фантастичеоске содержание служит фоном для размышлений автора над вопросами устройства мира в котором мы живем и который мы творим.
Мир Города — это мир где вполощены идеи «Левиафана» Гоббса. Социальное устройство города — это механизм. Четкий, отлаженный многими милями, где каждый гражданин всего лишь винтик.
Это очень умная и токная книга, в которой исследуется проблема поведения замкнутой на себе социальной системы, существующей в очень агрессивных условиях. Что происходит с человеческим сообществом вынужденным каждую секунду бороться за выживание.
Город напомнил мне акулу. Как известно, акулам необходимо постоянно находится в движении дабы проточная вода насыщала кислородом жабры. Остановившаяся акула — мертвая акула. Так же и Город вынужденный постоянно идти за оптимумом и убегать от края мира.
Замечательна и концовка. Как же мы все-таки цепляемся за свои верования, за свои убеждения. По принципу «- Что вы скажете если ваша теория не соответствует фактам. — Тем хуже для фактов.» Главный герой готов даже пойти на смерть. Разрушение привычной картины мира для него оказывается куда страшнее, пусть даже условия жизни в настоящем, не опрокинутом миру оказываются мягче привычных.
оценка 10

primorec:
Это одна из немногих книг за последнее время, которые удивили. Были, конечно, интересные, от которых не оторваться, фантастические и фэнтезийные, но в них было все, чего обычно ожидаешь от этих жанров. А от этого романа осталось именно чувство приятного удивления, поскольку удалось побывать в очень странном месте и пережить крайне необычное приключение.
Начнем с того, что роман имеет небольшой объем, но охватывает значительный промежуток жизни героев. Но при этом, повествование оказывается исключительно цельным, даже без ставших такими привычными в современных книгах пространственных описаний, мелких бытовых подробностей, размытых диалогов, натужных размышлений и т.д. Без чего, оказывается, можно с успехом обойтись, создавая фантастический Мир.
Второй удачный момент: сам Мир, в который мы попадаем, и Город, жители которого два века борются за свое выживание среди пространственно-временных искажений и враждебных туземцев. Все силы этих людей, в ожидании помощи с «далекой Земли», направлены на медленное продвижение за таинственным Оптимумом, который дает зыбкое ощущение реальности.
Опрокинутый Мир, где искажено все, включая взаимоотношения между людьми. Приятно было уже, то, что для понимания некоторых вещей, мне пришлось вспомнить понятия «гипербола», «парабола», а также отражение функций в графиках, для чего заглянуть в абсолютно уже забытый раздел школьного знания «Алгебра и начала анализа». Книга, заставляющая думать и узнавать/вспоминать/, по нынешним временам, вызывает неподдельное уважение.
Третий удививший меня момент — сохранение интриги до самого финала. Казалось бы, наконец, разобрался в структуре этого Мира, понял его проблемы, но тут — все опять переворачивается самым неожиданным образом, а физическая проблема оборачивается проблемой мышления и восприятия.
Отличный фантастический роман, динамичный, в меру научный, с прекрасными героями. Есть только одно «Но». Это, по моему мнению, некоторая скомканность финала. Если все было иллюзией, то как объяснить, к примеру, необъяснимые одним нарушением восприятия «выверты» времени в «прошлом» и «будущем»? Автор обошел это, списав все на неосведомленность Лиз в физике и равнодушие земных ученых, не пожелавших заниматься Городом и его жителями, но у нас то вопросы остались...
оценка 9

Критический отзыв:

planzzz:
Как писали уже не раз, идея — главный плюс романа.
Подноготная необычного мира обоснована, и постепенно логическая цепочка, объясняющая образ жизни Города, выстраивается.
Но, к сожалению, одной идеи не достаточно. Роману остро не хватает эмоций, интересных характеров, конфликтов, ярких сцен, драматической составляющей... Поступки персонажей зачастую не мотивированы и по-детски импульсивны. Диалоги скучные, неинформативные и неестественные. Да и сюжета толком не наблюдается.
В общем, в книге нет того, что делает ее по-настоящему живой, что заставляет любить ее персонажей и переживать за них.
Порой мне казалось, что попади эта задумка, например, к Мартину — книга стала бы шедевром!
По мере прочтения стройная и продуманная идея, начинает подвергаться сомнениям.
Что-то не верится в людей, сидящих в четырех стенах на протяжении всей жизни. С психикой явно будут нелады. Это, к слову, одна из проблем на пути к колонизации человечеством космоса: люди, запертые в замкнутом пространстве превращаются в пауков в банке!
Не смотря на, казалось бы, подробное описание быта горожан, не хватает фактов: сколько жителей в Городе, размеры Города, как хоронят умерших, как не сходят с ума взаперти, есть ли какая-либо религия, сколько лет Городу, почему у диких туземцев есть ружья, а у цивилизованных горожан — лишь арбалеты...
Кроме того, автор имеет склонность сообщать кучу лишних подробностей и не сказать сути. Читатель уже знает, какая длина шпал, сколько запасных лебедок в наличии и как часто рвутся канаты, но даже не представляет из чего построен сам город.
Ну, и концовка, откровенно говоря, разочаровала.
оценка 6

Средняя и малая форма


1. Харлан Эллисон «У меня нет рта, а я хочу кричать»
Аннотация: Холодная война должна была перейти в горячую, все это знали и готовились заранее, машины не дают осечек, и обе стороны создали мощные боевые компьютеры, которые, объединившись, дали в итоге искусственный интеллект, осознавший свое существование. Третья мировая началась и очень быстро закончилась, на Земле осталось только 5 людей, оказавшихся в полной власти взбесившейся машины. Теперь они бессмертны и их жизнь превратилась в бесконечную череду страданий, из которой есть всего один выход...

Награды:
Хьюго / Hugo Award (рассказ) , 1968
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards (Другие СМИ. Audio), 1999

2. Роберт Шекли «Страж-птица»
Аннотация: Созданные для предотвращения убийств людей самообучающиеся птицы-роботы очень быстро начинают считать убийством любое насилие против любого живого существа от человека до растений.

3. Роберт Шекли «Охота»
Аннотация: Разведчику Дрогу поручено важное задание: он должен добыть и принести шкуру одного из мирашей. Для него это последний шанс получить первый класс разведчика и заработать знак отличия. Но мираш — огромный свирепый зверь и Дрогу придется применить все свои навыки, чтобы выполнить задание…

---
Если вы что-то хотите добавить к материалам статьи, предложить или посоветовать, то пишите в комментариях или непосредственно автору статьи.




1286
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 января 2015 г. 09:18
Прочитал книгу лет в 18. Был поражён мощной фантазией автора.


Ссылка на сообщение9 февраля 2015 г. 15:18
Роман замечательный. Он действительно не забудется в ближайшее столетие, я думаю. Этому роману невозможно банально подражать (как, например, и другому роману из фантлабовской рекомендации «Книг на все времена» — «Многорукий бог Далайна» Логинова), но свое влияние на последующую фантастику он оказывает и будет оказывать.


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 01:31
Конечно все понятно, но выбор в малой форме мягко сказать удручает: 4 рассказа Брэдбери, по три Азимов и Шекли. Вся малая форма представлена только англоязычными авторами, и одним рассказом Лема. Это так задумано специально? почему например нет в списке рекомендаций ни одного рассказа Родари? и это при том, что он топ-мастер именно короткой формы. Или Чапека? при этом три автора составляют практически половину списка... странно это все.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 05:02

цитата Bizon

4 рассказа Брэдбери, по три Азимов и Шекли.
Но ведь там много ещё чего на любой вкус! Я вижу в списке не только эти рассказы, а 24 рассказа и повести разных авторов XX века от Д. Кемпбелла до Т. Чана.

цитата Bizon

Вся малая форма представлена только англоязычными авторами, и одним рассказом Лема.
Тема рубрики «Зарубежная фантастика». В сводном списке, кроме неё, ещё 6 других рубрик, каждая со своим набором произведений.

цитата Bizon

ни одного рассказа Родари?
Возможно в разделе Сказка рано или поздно что-то появится.

цитата Bizon

Или Чапека?
Чапек изрядно подзабылся за 90-ые годы буйства разнообразных жанров. Сейчас при выборе книг он по статистике плохо конкурирует с более яркими фантастами недавнего времени. Но время от времени его произведения появляются у нас в списках. Возможно, в один прекрасный момент мы увидим в рекомендациях и Чапека. Списки составляются не в порядке хронологии. Каждый месяц выходит новая статья с рекомендациями и перечень пополняется.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2015 г. 19:44

цитата Bizon

нет в списке рекомендаций ни одного рассказа Родари?
Что-то ни одного знакового НФ рассказа у Родари не вспомню.

цитата Bizon

Или Чапека?
Как один ценитель творчества Карела Чапека другому, скажите, пожалуйста, какие фантастические рассказы Вам у него нравятся?
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2015 г. 23:46
по Джанни Родари легко: «Робот который захотел спать» более достоин «Охоты» Шекли например. Могу назвать еще с десяток рассказов, но смысл? Джанни Родари же не англичанин и не американец, у него нет шансов появится в рубрике рекомендаций.
у Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль»

у Чапека нравится сборник «Апокрифы», но наверно он не очень известен. Там правда скорее притчи, сатира на исторические темы. А сказки вроде как отдельно идут
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2015 г. 23:54

цитата Bizon

по Джанни Родари легко: «Робот который захотел спать» более достоин «Охоты» Шекли например. Могу назвать еще с десяток рассказов, но смысл? Джанни Родари же не англичанин и не американец, у него нет шансов появится в рубрике рекомендаций.
Фантастические рассказы Родари просто мало кому известны и не так часто переиздавались. В любом случае, они гораздо менее популярны, чем его же «Чиполлино». А чтобы попасть в рекомендацию рассказы должны набрать, как минимум, несколько голосов администраторов.

цитата Bizon

у Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль»
Постараюсь «протащить» рассказ в «Пограничных жанрах», скорый результат не гарантирую.

цитата Bizon

у Чапека нравится сборник «Апокрифы», но наверно он не очень известен.
С «Апокрифами» знаком. Но простите, какая же это фантастика?
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2015 г. 00:05
вообщем, да. «Апокрифы» скорее притчи. У Чапека больше известны детективы и сказки, ну и романы. В целом, я про отсутствие неанглоязычной прозы. Понятно, что ее будет в любом случае больше и есть железные рекомендации типа «Кто ты?», «Арена», «Лед и пламя», «Чудовище», «Цветы для Элджернона», «Двухсотлений человек», «Страж-птица» и «Абсолютное оружие», «Профессия».
Хотелось бы видеть авторов из других стран, не так все плохо в мире фантастике 8-)
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2015 г. 02:17
«Рип ван Винкль» обязательно будет рекомендован рано или поздно. Просто вся система рекомендаций — это в определённом смысле игра. Можно было бы рекомендовать прям сразу списками must read, но интереснее ввести некую последовательность и даже определённую бессистемность (сорри за оксюморон). В результате — элемент игры и интриги. Игры — и администрации с лаборантами, и внутри администрации. А интриги — что будет рекомендовано раньше, что позже и в какой последовательности...


Ссылка на сообщение11 февраля 2015 г. 23:41

цитата Ny

Но ведь там много ещё чего на любой вкус! Я вижу в списке не только эти рассказы, а 24 рассказа и повести разных авторов XX века от Д. Кемпбелла до Т. Чана.


из них почти половина, а если точнее 10 штук приходится на трех авторов, — у них карт-бланш?

цитата Ny

Вся малая форма представлена только англоязычными авторами, и одним рассказом Лема.
Тема рубрики «Зарубежная фантастика». В сводном списке, кроме неё, ещё 6 других рубрик, каждая со своим набором произведений.


я говорю конкретно про эту рубрику, в которой в малой форме есть всего один (!) неанглоязычный рассказ. Чувствуется некое лоббирование англо-американской фантастики

цитата Ny

ни одного рассказа Родари?
Возможно в разделе Сказка рано или поздно что-то появится.


при чем здесь сказки? ??? речь о фантастических рассказах, которых уровня топовых более чем достаточно: «Робот. который захотел спать», «Уйду к кошкам», «Маги на стадионе», «Джип в телевизоре», «Все началось с крокодила» и т.д.

Я уж не говорю, про странное отсутствие Вашингтона Ирвинга...
вообщем эта рекомендация Азимова, Шекли и Брэдбери. Остальные авторы как примочка для заполнения...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2015 г. 06:04

цитата Bizon

у них карт-бланш?
В некотором роде. Дело в том, что их признают мастерами фантастической литературы. Сложно не рекомендовать их рассказы. Можно обсуждать пропорцию произведений разных авторов, но наша рубрика не давала обязательств о соблюдении каких-либо норм или квот.

цитата Bizon

в которой в малой форме есть всего один (!) неанглоязычный рассказ. Чувствуется некое лоббирование англо-американской фантастики
Можно взять почти любой перечень классики фантастики типа «маст рид». Картина будет похожей. Англо-американская фантастика имеет больший объём и более широкое хождение в нашей стране, чем фантастическая литература других стран и регионов.

цитата Bizon

речь о фантастических рассказах, которых уровня топовых более чем достаточно: «Робот. который захотел спать», «Уйду к кошкам», «Маги на стадионе», «Джип в телевизоре», «Все началось с крокодила»
К сожалению, этот автор пока появляется только в разделе Сказка, но редко и не выходит победителем.

цитата Bizon

Я уж не говорю, про странное отсутствие Вашингтона Ирвинга...
В каком качестве? В мистике есть множество других знаковых фамилий. В ужасах — аналогично. Не получается дать всех сразу...

цитата Bizon

вообщем эта рекомендация Азимова, Шекли и Брэдбери
Но рубрика и пытается указывать самое-самое. Мы не пытались продемонстрировать всё многообразие фантастики и все её самые малые грани. Это достаточно сложная задача и она находится не на первом месте.
Мы пробуем дать начинающему читателю классические образцы жанров.


⇑ Наверх