Несущественная деталь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Несущественная деталь"/ "Черта прикрытия" Иен Бэнкс
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Несущественная деталь»/ «Черта прикрытия» Иен Бэнкс

Статья написана 22 марта 2015 г. 09:40

Эксцентричные боги в своих машинах...

Легко тасуя реальность и виртуальность, заигрывая с горизонтальной восьмеркой и временами впадая в занудные описания — автор «взял вес». Фантастический роман во всей красе, с уникальным, сложным и конфликтным космосом, с развивающимися персонажами и кучей точек зрения по любым вопросам.

И это хорошо.

Но особенно интересно смотреть, как автор, который начал цикл «Культура» в 1987-м, бережно развивает созданную им вселенную. С 80-х мир вокруг нас довольно серьезно поменялся. И требуется как-то совмещать космическую оперу (корабли, которые бороздят просторы Большого театра), и многоэтажную виртуальность, которая растет вглубь себя куда быстрее, чем люди осваивают Луну.

Для мощного автора единственный способ совместить эти тенденции — и не убить созданный мир — это найти проблему, обнаружить конфликт, который придется решать в рамках заданных ограничений.

И такой конфликт — посмертные виртуальные реальности, где разумные существа могут блаженствовать, а могут страдать. Соответственно, есть две группы — одни хотят, чтобы после смерти все было хорошо, другая — что надо отвечать за свои грехи.

Конфликт между ними постепенно выходит на новые уровни — от дискуссий к виртуальным войнам, потом выплескивается в реальность...

Детективные и военные интриги присутствуют в полном объеме. Что удалось — так это развертывание этих интриг на бесконечной технологической шкале. Из современных явлений это можно сравнить разве что с конфликтом в Африке: два государства воюют, используя старые пулеметы, тысячи мобилизованных, парочку купленных самолетов, а в качестве военной хитрости могут и овечье стадо прогнать перед тепловизорами. При этом получить на свой арсенал управляемую ракету — хорошо. И точно известно, что есть где-то ядрёная бомба, которая может решить вообще все проблемы, но её отчего-то не продают.

Работа с посмертием, с сохранением души, с влиянием тысяч смертей на виртуальную личность, образ гегемон-роения (размножение кораблей, думающих захватить космос) — все упаковано в единую сюжетную структуру.

А еще к этой структуре пристегнуты биографии персонажей, история некоторых бюрократических учреждений, пригоршня культурологических рассуждений.:cool!:

Персонажи свои роли исполняют — в ним испытываешь эмоции, пытаешься предугадать их следующие шаги и видишь тупики их развития.

Автор показывает своё трудолюбие. Надо продемонстрировать целую жизнь некоей ученой, которая отправилась с экспедицией в виртуальный ад, там угодила в жернова, а потом, лишенная надежды — была отправлена местным владыкой на психическую реабилитацию? Пожалуйста — целая жизнь разумной слонихи в монастыре таких же слоних, где они переписывали книги.

Надо описать устройство скафандра? Боевого, специального, чтобы человека не размазало по стенке? Нет проблем — по такому описанию можно зачет сдавать.

Что в минусе?

— неустранимые противоречия созданного космоса. Бесконечное развитие разумов практически без серьезных конфликтов? Развитие, которое потребует все больших ресурсов и трудовых затрат? Не верю. Образ кораблей — богов в своих колесницах, богов по своим возможностям — которые патрулируют космос, он весьма занятен. Но... автор устраняется от рассмотрения внутренних противоречий Культуры, заменяя их бюрократическими шероховатостями и всяческими психологическими отступлениями. Потому разумы кораблей неизменно эксцентричны, забавны, ограничены, с подвохом, с придурью, с усталостью...;

— финал с одной стороны честен. Все сюжетные линии завершаются, у каждой своё решение, свой конфликт — но все равно он получается чрезвычайно кратким. Будто сложная карточная партия вдруг прерывается появлением на столе пятерки джокеров;

— образ богатейшего субъекта одной почти человеческой цивилизации. Это бизнесмен богаче всех остальных, чуть ли не вместе взятых. Он уже больше ста лет делает карьеру и влияние его сказочно. При том остается именно бизнесменом — не преобразуется ни в политика, ни в настоящего олигарха. Не верю :)

Итого: роман затянут, но если вы хотите насладиться современными вариациями космической оперы — прочитать его стоит.





369
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 марта 2015 г. 11:38
Спасибоза рецензию....


Ссылка на сообщение30 марта 2015 г. 00:16

цитата

Потому арзумы кораблей неизменно эксцентричны, забавныЮ ограничены, с подвохом, с придурью, с усталостью...;

Вы так говорите, как будто это что-то плохое.

цитата

Бесконечное развитие разумов практически без серьезных конфликтов?

Собственно, даже в SD показаны внутренние склоки между Разумами Культуры и/или ее биологическими гражданами (эпизод в Доме Разумов краток, но живописателен в этом смысле); а если хочется подробностей, то за этим в Водородную сонату, где и вернувшийся из Сублимации корабль о себе рассказывает, как может. Правда, у него это так скверно получается, что и своего хостера, и всех знакомых он напрягает не только своим присутствием, но и подчеркнутой непредсказуемостью действий после обратного нисхождения в базовую Реальность. Вообще говоря, Водородная соната как раз показывает, среди прочего, какую кашу может заварить излишне инициативная банда Разумов Культуры и действием, и бездействием. Lose-lose game.

цитата

Все сюжетные линии завершаются, у каждой своё решение, свой конфликт — но все равно он получается чрезвычайно кратким.

А, собственно, каким он еще мог быть при противостоянии олигарха из слаборазвитой цивилизации с двумя игроками Восьмого уровня? ;) Собственно, на протяжении большей части романа Вепперс в основном тем занимается, что пытается сам себя убедить, будто у него получится обвести вокруг носа и НР, и Культуру. Однако НР, во всяком случае некоторыми Элементами, его раскусила еще в тот момент, когда он на сторону их Преисподнюю субконтракторам спихнул.

Что до Ватуэйля, то это не просто джокер, а каре из тузов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 марта 2015 г. 09:44
«Собственно, даже в SD показаны внутренние склоки между Разумами Культуры и/или ее биологическими гражданами (эпизод в Доме Разумов краток, но живописателен в этом смысле); а если хочется подробностей, то за этим в Водородную сонату, где и вернувшийся из Сублимации корабль о себе рассказывает, как может. Правда, у него это так скверно получается, что и своего хостера, и всех знакомых он напрягает не только своим присутствием, но и подчеркнутой непредсказуемостью действий после обратного нисхождения в базовую Реальность. Вообще говоря, Водородная соната как раз показывает, среди прочего, какую кашу может заварить излишне инициативная банда Разумов Культуры и действием, и бездействием. Lose-lose game. «

Спасибо за наводку — я прочту.
Но!
Проблема ведь не в противоречии отдельных разумов, не в договоренностях каких-то. Противоречия, с которыми сталкиваются цивилизации на линии бесконечного развития — требуют институциального выражения. Вы можете помирить двух драчунов во дворе, но все миротворцы в мире не могут заставить исчезнуть армию, как институт. Не потому что люди злые или (как намекала ле Гуин в «Левой руке тьмы») гормоны играют. Просто силовой конфликт — это споосб решения противоречий, когда стороны не могут договориться — сложность этого конфликта превышает возможности управляющих и когнитивных систем сторон. Проще драться, чем понять в чем дело и, главное, измениться.
 


Ссылка на сообщение30 марта 2015 г. 19:51

цитата beskarss78

Вы можете помирить двух драчунов во дворе, но все миротворцы в мире не могут заставить исчезнуть армию, как институт.

А в Культуре армию с успехом заменяют энтузиасты военного дела — в любой достаточно высокоразвитой культуре, даже с необходимостью мирной, неизбежно отыскиваются элементы, склонные к милитаризму, и вопрос тут в том, как использовать их устремления с пользой для государства, расы или цивилизации. Собственно, Демайзен о себе это и рассказывает в беседе с Ледедже:

цитата

— В моем случае классификатор скоростной сторожевик означает, что я патрулирую определенные районы в ожидании неприятностей. Из него вовсе не следует, что я подбираю путешествующих автостопом. Кораблей класса «Мерзавец» на свете около двух тысяч, они разбросаны повсюду по Галактике. Единственная их миссия — сидеть и ждать, пока не прорвет канализацию. Я — часть Флота быстрого реагирования Культуры. Нас используют, чтобы не выпускать без лишней нужды из нескольких очень далеких портов боевые корабли, которые действительно способны наебать всех вокруг. Но это не всегда срабатывает. Иногда все ВНЕЗАПНО летит к ебеням.


В Алгебраисте, кстати, ровно такая же ситуация, если вспомнить, как насельники с Люсеферусом разбирались.


⇑ Наверх