Настоящая фантастика 2015


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Настоящая фантастика-2015 (2)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Настоящая фантастика-2015 (2)

Статья написана 20 июня 2015 г. 23:36

т.к. отзывы могут содержать спойлеры — скрываю.

//  поступили критические замечания — и часть из них обоснована. Потому изменил спорные абзацы, и сношу отзывы.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Анна Михалевская «Иллюзия близости» Очень неплохой подход к проблемам интернетовской самоидентификации человека. С вопросом «кто я» сталкивается каждый пользователь, надолго зависающий в сети. Но хороших текстов на тему работы людей с аватарами — не так много. Причем проблема не только наша — порой и в Штатах снимают фильмы, где «интернет-грамотность» на уровне середины 90-х. Увы, этот текст — отличный подход к снаряду, но без взятия веса. Есть завязка сюжета, развитие...  Но автор выбрала какое-то совсем уж экзотическое фантдопущение с торсионными полями и развязка не придумалась — героев пришлось тупо убивать о стену. Если брать в качестве примера свежую вещь, в которой проблема личности и её техно-отражения раскрыта — это «Квантовый вор» Хайну Райяниеми. Если в формат рассказа, то старая вещь Фрица Лейбнера «Мариана»

Степан Вартанов «Заслуженное уважение» Не самый плохой перевертыш фильма «Хищник». Обыграны межпланетные законы, земные юристы, компьютерные игрушки — но в финале мы понимаем, что последний окоп, он у человека в голове. Ближайшая аналогия именно перевертыша — рассказ «Я и моя тень» из сборника «Ключи в декабре».

Сергей Чебаненко «Резиновая кукла по имени президент» Видно, что автора достали — он искренне хочет послать подальше власть, оппозицию, подполье и вообще всех. Эта искренность крайне позитивно влияет на метафоры, аллегории и гиберболы в данном тексте. Сравнения не в бровь, а в глаз — яркие, едкие и меткие. Хорошо! Увы, кроме ответа на вопрос — что делать с теми, кто виноват — автор ничего не сказал. Все роботы, а герой вот теперь стал блондинка — практически дАртаньян в белом плаще :)

Майк Гелприн «Теперь так будет всегда» Гелприн в своем репертуаре — есть динамика, удар по эмоциям, неожиданная развязка. Чернуха бьет в нос — но она тут художественно оправдана (вариация ада на земле с моралью). Но, честно говоря, к такому уровню рассказов (вполне достойному) уже привык. Закрученная история, яркие герои, эмоции — ожидаешь, что следующий рассказ произведет то же впечатление, что рассказы Ле Гуин или Каттнера. Но нет этого. Думал, отчего. Имхо, автор еще слишком держится за темп и динамику, за необходимость цеплять читателя — это последствие его участия в конкурсах и приверженности именно конкурсному самообучению. Но если читатель постоянно напряжен, постоянно в ожидании — он куда меньше осмысливает текст.

Игорь Вереснев «Королевские сады» Чистая эмоция — взгляд детей из 80-х на то, что сегодня делается на Донбассе. Но ужас в том, что никакая эмоция больше не может остановить маховик... Это ведь сколько раз было в истории: родные братья дерутся за власть, соседи враждуют так, что и не снилось Ивану Иванычу с Иваном Никифоровичем. Автор показал мечту общества, что все вернутся, всё станет, как было, и десятки тысяч людей не умрут. Но не бывает так, чтобы все стало. как было.

Станислав Шульга «Траффик-трекер»  Попытка осмыслить майдан. К знакомым образам киевского площадного мероприятия, отнесенного на сколько-то лет в будущее, прикрутить немножко киберпанковских финтифлюшек. Вводится герой, который обладает экстраординрыми возможностями в информационной войне. Он хакер. Куда серьезнее классического героя-хакера из «Нейромантика». Но автор пытается доказать, что такой герой будет практически бесполезен — пока не наберется достаточно людей, чтобы станть между враждующими сторонами. Увы, автор не желает понимать политических механизмов, раскручивающих подобные противостония: есть субъективные противоречия, есть объективные, и простыми пожеланиями «просто остановить войну» обойтись не выходит. Уж сколько было миротворцев в человеческой истории, которые жизней сових не щадили, как те монахи, которые во время майдана попытались стать между сторонами.  Если бы автор взял за образчик попытки футурологического описания политики — Брюс Стерлинг «Распад» — пусть не в романном формате, а в моменте многослойности, вышло бы куда как лучше.

Павел Серебрянников «Аутсорсинг» Отличная юмористическая история из жизни сисадминов — звонки бушмену-сисадмину идут во время охоты, причем звонит и чукча, и японец, и русский, и кто только не звонит... Я не очень понял, зачем длиннющее вступление — автор намекает, что программисты всегда занимаются не своей работой, а какими-то вторичными задачами, но это можно было расскзаать в одном абзаце. Рассказ просто превосходен, и анализировать в рецензии его так же глупо, как анатомировать хорошую шутку :))) Интенсивно рекомендую к прочтению.

Космос как предчувствие

Сергей Битюцкий «Аллея героев» — есть старый рассказ о том, как медленный, досветовой корабль, идущий к ближайшей звезде уже двадцать лет, догоняет новый, построенный на Земле три месяца назад. А потом догоняет другой — построенный три дня назад. Так вот это — продолжение. Естественно, не прямое, а смысловое. В нем рассказывается, чем дезертирство с вахты отличается от демобилизации.

Владимир Венгловский «Прах тебя побери» герой после катастрофы воскрешает мир. Немного вестерна и фронтира. Увы, рассказов, где молодой герой куда-то идет, спасая мир, притом вокруг постапокалипсис — их довольно много. Рассказ серенький, как прах того мира — протагонист и злодей слишком стандартны...

Елена Красносельская «Лохмокоты» Странными же путями талантливые люди могуи добывать себе денежку. Или финансирование проекта. Тут показан один из таких путей, слишком сложный и маловероятный. чтобы стать реальным, но в чем-то изящный. Напоминает плутовские романы или проделки хитрецов.

Владимир Венгловский «Спутанные одной сетью». Ординарная попытка в одном тексте дать киберпанк, комические путешествия, временные скачки и проблему человечности...

Арти Д. Александр  Алекс Громов «Забытая эволюция» Попытка мифотворчества — неогенетика в космосе —  увы, на крайне низком уровне исполнения. Довольно нудно

Александр Денисов «Новый год приходит для всех» — забавная, не без изящества сделанная миниатюра (или все-таки мини-рассказ?). В который раз нам объясняют, что Новый год — не то, чем кажется.

Публицистика

Дмитрий Володихин «Остров мастеров в океане смрадного мира» — стандартное, добротное литературоведческое упражнение на темы творчества братьев Стругацких. Автор сам говорит, что напоминает смыслы советской эпохи. Это, увы, изрядно отдает схоластикой — потому как модели конца 60-х это одно, а нынешние фокусы общества (в том числе интеллигенции) немного другое. Моральные построения Стругацких вполне гуманистичны, но горделивость, о которой вскользь упоминает автор — чем она стала у интеллигенции сейчас? Потому в тексте остро недостает циничного рассуждения Пелевина о том, чем интеллигенты отличаются от интеллектуалов.

Анна Ветлугина «Путешествие в наукоград Корсунь». Отвлекусь. Пришел как-то на заседание одного литературного клуба человек, который утверждал, что через затопленные пороги Днепра осуществляется связь земли и неба. И надо спустить водохранилища, чтобы пороги обнажились, населению Днепропетровска переселиться на эти пороги, а сам Днепропетровск сравнять с землей.  В доказательства он предъявлял какие-то распечатки анализов священных текстов, описания путешествий экстрасенсов по Днепру и проекты экологических поселений, начерченные его дипломницами (он был преподаватель).

Подобную ахинею прочитал и в этом рассказе. Якобы интервью и описание поездки в Крым, в 2043-м году, в наукоград Корсунь, окормляемый церковью, при том, что во всем Крыму запрещены громкие звуки и памперсы, кроме туризма экологического есть и туризм эзотерический. Отдает абсурдом, потемкинскими деревнями.

Такое впечатление, что автора некоторым образом развели на деньги в Крыму — причем тон «особых экскурсий» хорошо узнаваем (навязчивый сервис нулевых). Или автор пытается произвести впечатления обиженного экскурсоводами человека.

Надеюсь, это не будущее Крыма, а прошлое...

Если брать стилистику текста, то она сильно уступает статьям из журнала «Эксперт», когда журналист описывает свой визит в город или на предприятие.

Вадим Часов «О дивный новый Крым» — герой путешествует по нескольким вариантам развития Крыма, и в итоге, не хочет возвращаться в реальность. Местами наивно, дает ощущение «детства жанра» — как от повести Порфирия Ифнатьева «На другой планете». Автор пытается изоберать велосипед — и его персонаж, путешествия по вероятностным линиями, отчего-то не вспоминает множество вопросов, которые возникают у персонажей множества книг и фильмов 20-го века, путешествующих между мирами...

Но рассказ дает явное ощущение завершения сборника. Нечто расстается с читателем.

Итого:

Преимущества сборника:

— объем. Какую-то часть в оглавлении многих сборников приходится отдавать раскрученным именам. С авторами договариваются заранее, приглашают. Или благосклонно принимают присланные ими в общем потоке тексты. Плохо это, хорошо ли — не сейчас отвечать на этот вопрос. Но надо работать и с другими авторами. Хотя бы потому, что партриархи рано или поздно оставят творчество... Составители сборника идут самым простым путем: есть на обложке известные авторы? Есть. А малоизвестные? Тоже есть;

Недостатки сборника стали прямым продолжением его достоинств:

— объем перетекающий в беспорядочность — при чтении, ох, я малость задолбался :)  Люди, нелюди, космос, Крым. Слово «концептуальность» утонуло по пути на Мадагаскар. Стилистическое или тематическое единство? Нет, не слыхал — диалоги, их отсутствие, рассказы от первого лица, от третьего, псевдохроники... Хоть что-то сквозное? Может быть, изменение человека? Нет. Множество персонажей остаются людьми. Может быть упорство человека в человечности? Тоже нет — многие персонажи откровенно прощаются с человечностью. Человек перед лицом новых вызовов? Ох, это слишком уж расплывчатое определение, да и часть указанных вызовов вполне старая. Плюс политические мечты. Единая ось не ощущается. Поэтому можно говорить не о структуре сборника, а о выборке типичных текстов из годового потока (скажем осторожнее — из потока последних 2-3 лет).

Авторы решают проблему «выхода за круг элитарности» чисто количественно. А надо не только собирать тексты, но и выкидывать.  Текстов семь-восемь в сборнике лишние.

Редакторы совершили маленький подвиг, собрав материалы и выпустив книгу — в условиях 14-15 гг. Но, увы, этого подвига недостаточно. Ощущается, что проблема хорошей редактуры, и вообще, доброжелательной и детальной работы с текстами, эта проблема стала застарелой, хронической язвой.





360
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 июня 2015 г. 16:02
*тематическое единство? Нет, не слыхал.*
Видишь суслика?
А он есть.
Скверный отзыв. Ты постоянно намекаешь,да и прямо пишешь, мол, можно было и лучше. Кто ж спорит? Нет предела совершенству. Но эталона для сравнения — не даёшь. Скажем, вот рассказ такой-то. Он не дотягивает... А до чего (кого) конкретно не дотягивает? Молчок. Если выставляешь по гамбургскому счёту — предъяви самоё счёт. Иначе выходит бессистемное брюзжание: тут не очень, здесь не дотягивает... Имя, сестра? Ибо — не верю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2015 г. 18:06
Часть отзывов уже дополнил.


Ссылка на сообщение21 июня 2015 г. 21:22
Еще, пожалуйста, исправьте Владимира ВенгЕловского на Венгловского. Это хороший автор, он такой небрежности не заслужил. :-[


Ссылка на сообщение21 июня 2015 г. 21:31

цитата

Думал, отчего. Имхо, автор еще слишком держится за темп и динамику, за необходимость цеплять читателя — это последствие его участия в конкурсах и приверженности именно конкурсному самообучению.


Все проще гораздо. Автор обо всём этом попросту не думает, ни о темпе, ни о динамике, и особенно о том, как цепнуть читателя. :-) Я просто пишу так, как умею, меньше всего заботясь о том, чего и где цепануть. Так или иначе — спасибо за отзыв.

цитата

Но надо работать и с другими авторами. Хотя бы потому, что партриархи рано или поздно оставят творчество... Составители сборника идут самым простым путем: есть на обложке известные авторы? Есть. А малоизвестные? Тоже есть;


Я не стану говорить за этот сборник — у Глеба свои принципы, вполне могущие отличаться от иных. Но как причастный к составлению сборников вообще, могу сказать: неизвестных авторов тоже берут в сборники. Но лишь при одном условии — что они доказали свою пригодность. На конкурсах, к примеру, на мастер-классах. В противном же случае ему сначала предстоит научиться писать, а потом попадать в сборники. Но не наоборот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2015 г. 23:21
... и у меня полсборника — победители МК и конкурсов. Ты же в курсе. Откуда

цитата MikeGel

у Глеба свои принципы, вполне могущие отличаться от иных.
?
 


Ссылка на сообщение22 июня 2015 г. 00:44
Ну так я и сказал с модальностью — «могут отличаться». Не стану же я утверждать, что у тебя идентичные со мной принципы. :) Наверняка отличаются где-то, в чём-то и как-то.


Ссылка на сообщение21 июня 2015 г. 22:06
А я по старой привычке зафиксировал и первый вариант. Будем выпускать ваши дневники, письма, рецензии — первый вариант есть:-)))
Однако есть тут грустная сермяжная истина. Сказать в одну строчку о плохом или хорошем — действительно бездоказательно. Хотя есть слово, которое не надо расшифровывать — «нудно». Это тот случай, когда рецензия может уложиться в слово.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2015 г. 23:24
А это вообще не рецензии, а набор того, что называется «впечатления». Там по каждой вещи просто выдано на-гора то, что вызвало какой-то эмоциональный отклик у автора топика, не более.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2015 г. 13:29
Совершенно верно, это ни разу не рецензия. Это — отзыв. Ну, а то, что он по воле автора размещен еще и в рубрике «Рецензии», таков принцип ФБ. Лично мне текст понравился. Как раз отсутствием излишних подробностей и занудного анализа. Сам сборник обязательно прочту — люблю, грешным делом, отечественные сборники :cool!: а еще больше — их критиковать люблю :cool!::cool!::cool!: :-)))
 


Ссылка на сообщение28 июня 2015 г. 14:06
186. Ярослав Веров 17 / 5.35
Определённо не мой читатель.
«Сборник начинается без раскачки – отличным, «вдумчивым» хедлайнером Елены Первушиной. Следующий «пик» – философский киберпанк, пропитанный некроромантизмом от Андрея Дашкова. Немногим после еще одна шикарная вещь – иронично-философская, пьяная «Весна в столице», в очередной раз объединяющая два мира – наш и Профессорский. И в очередной раз – оригинально. Под занавес «художественной» части, в которой я насчитал всего два (!!!) откровенно слабых звена, а Вереснев, Гелприн, Милютин, Клещенко и Анискова ненамного уступили фаворитам – трибьют от составителей Михаилу Булгакову. Оба рассказа показались мне недоработанными, но удовольствие от прочтения я получил.
Затем следуют семь литературных мистификаций. Довольно разного качества, но все – возможно в силу неразвитости у нас жанра – любопытные. (Особо выделю в меру пафосного Алекса Бора и хулиганистого Майка Гелприна).
Затем – литературоведение и рецензии. Толку от публикации в сборнике последних я не увидел, а из первых отмечу моих любимых Олди)))
В общем, по истечении шести месяцев – главный претендент на лучшую антологию года.
Оценка : 6» если лучшая — 6, то что ж говорить о xудшиx. Ужас-ужас...
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 19:48
Шестерка — «читать можно». Меня до смерти корябуют отрицательные рецензии с оценкой... 8.


⇑ Наверх