Энн Леки Слуги


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Энн Леки «Слуги правосудия»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Энн Леки «Слуги правосудия»

Статья написана 29 июня 2015 г. 11:35

Аннотация:

Когда-то она была огромным космическим кораблем и управляла тысячами солдат, которые служили непобедимой Империи Радча, завоевавшей всю галактику. Однако коварное предательство лишило ее всего. Теперь, девятнадцать лет спустя, она просто Брэк, одинокая странница, обладающая хрупким человеческим телом и движимая непреодолимым желанием отомстить. Отправившись на далекую заснеженную планету в поисках орудия для своей мести, Брэк неожиданно встречает человека, которого знала тысячу лет назад. Она спасает его от гибели и берет с собой, но, возможно, это большая ошибка…




Описания жизненного цикла империй встречаются в самых разных книгах, от серьезных исторических и философских трудов до фантастических и приключенческих романов. Тем не менее эта тема неизменно вызывает читательский интерес, что вполне логично, учитывая огромную роль империй — Римской, Британской и других — в истории человечества. Но за восходом и полуднем всегда следует закат. Не знавшая поражений империя Раадч долгое время прирастала территориями, аннексируя все новые системы. Прирастала, пока по неясным причинам не замерла, колеблясь на шаткой грани между войной и крахом. И теперь даже один единственный человек, а точнее искусственный интеллект, может сделать решающий ход.

Один Эск "Справедливость Торрена", замкнутый в человеческой оболочке искусственный интеллект, управлявшая прежде десантным кораблем, а теперь одержимая стремлением добраться до Лорда Раадча. Главная героиня романа "Слуги правосудия", от лица которой мы и узнаем историю империи, историю экспансии, историю кризиса. Она умеет испытывать чувства — чтобы избежать мучительных сравнений при принятии мелких решений. Умеет управлять десятками и сотнями вспомогательных компонент — человеческими телами со стертыми личностями, следить за состоянием офицеров, собирать и распределять данные. Ей чуждо желание самоутверждаться за счет чьих-то страданий, кого-то унижать или оскорблять. Насаждая порядок и верша правосудие, она в своей рациональности часто оказывается милосерднее, чем люди. Такой вот грустный парадокс.

Энн Леки ведет повествование неторопливо, постепенно разворачивая картину мира, сообщая информацию об устройстве империи и текущем положении дел. Кланы Раадч не просто привыкли к череде аннексий — сплав идеологии и религии сделал расширение имперского пространства смыслом и целью их жизни. Захватывая соседей, Раадч поглощает их ресурсы, а затем отправляется за новой добычей, чтобы компенсировать затраты на упорядочение и цивилизацию недавних аннексий. Замкнутый круг, бесконечный бег наперегонки с собой. Бег, которому уже положен конец. Автор нарочито придерживается камерности, используя минимум персонажей, и лишь в ярких кульминационных эпизодах сценой становится целая база или корабль. Впрочем, масштаб последствий более чем колоссален, всего одно безумство способно поменять судьбу всей империи.

Зачастую Леки использует традиционные сюжетные приемы и стилистические инструменты классической гуманитарной НФ прошлого века. Ее больше интересуют не физические концепции или научно-техническое развитие, а психологическое состояние героини. То, что Один Эск практически не различает полов, позволяет не только показать историю с необычной стороны, но и уйти от напрашивающихся постельных сцен и любовной линии, которую некоторые авторы просто непременно ввели бы. Внимательный читатель заметит общие идеи и элементы антуража с другими космооперами. И похоже, что зарубежная НФ достигла того предела, когда уже трудно различить, где идет заимствование или аллюзия, а где собственные находки. Так, любовь к пению Один Эск — это вклад Леки или отсылка к роману Маккефри?

Дебютный роман Леки нельзя назвать новой эрой или открытием, скорее это на удивление добротная и многообещающая завязка для интересной вселенной и полноценного цикла — ведь осталось неизвестным, чем конкретно занималась Один Эск девятнадцать лет, кто такие Пресгер, какой путь изберет Лорд Раадча, Анаандер Мианнаи, и что еще хранит история империи Раадч. Но судя по упорству героини, одно можно утверждать наверняка — справедливость восторжествует.

Итог: весьма добротная гуманитарная НФ, закладывающая основу для вселенной.

Моя оценка: 9/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Энн Леки «Происхождение».





759
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 11:39
А не высоковата оценка?.. 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 11:42
С учетом, что это дебют, я обычно накидываю полбалла. Ну и в данном случае даже при повторном прочтении книга осталась весьма интересной. Другое дело, что во втором томе цикла Леки придется уже заострить конфликты, особенно личностные, и поглубже нырнуть в устройство Раадч.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 11:44
Надо будет как-нибудь посмотреть твои оценки в целом, потому что девятка Леки (то есть практически предел — до 10 баллов не хватило одного) для меня означает, что у тебя шкала в целом сдвинута в сторону 8-10 баллов и надо вводить поправочный коэффициент :-)
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 11:49

цитата Dark Andrew

у тебя шкала в целом сдвинута в сторону 8-10 баллов и надо вводить поправочный коэффициент

Ну, так и есть, я никогда не скрывал, что за основу взят принцип из Рекомендаций ФЛ, что восемь баллов — книга, которую я бы хотел прочесть без оговорок 8-) Все заточено под это. 7 — неплохо, но есть недочеты. 6 — получились лишь отдельные фрагменты. 5 — картон, унылый текст. 4 и ниже — градации нечитаемо. Была бы моя воля — в рецензиях бы и не ставил оценки. Но народ требует иного:)


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:04
Норм написал) Правда, я оценку слегка пониже поставил)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:21
А еще — помимо дебютов — я очень люблю хорошие начала циклов)) Зато потом — со вторыми, третьими книгами — авторы расплачиваются (:-((() по полной :-)))
Спасибо:)


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:04

цитата Green_Bear

весьма добротная гуманитарная НФ, закладывающая основу для вселенной

Вот это совершенно точно. Мне почему-то кажется, что выйди все три (планируемые) романа вместе, мы имели бы что-то наподобие первой «Дюны». А так — завязка, интересная, конечно, но все же именно завязка
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:24

цитата vadya77

А так — завязка, интересная, конечно, но все же именно завязка

Угу. Если посмотреть на уровни конфликтов — глобальный, межличностный, внутриличностный — то чувствуется, что Леки сознательно не стала сразу вводить все в дело. Да и эмоциональные пики очень сглаженные, словно она нарочно не хочет накручивать градус конфликтов. Возможно, она опасалась, что тогда читатель станет требовать еще больше повышения накала событий в следующих частях... А так у нее остается запас. В любом случае теперь остается ждать второго романа. 8-)
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:39
Надеюсь, что переведут. Вроде бы, продажи хорошие, как я понял.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:05

цитата vadya77

Надеюсь, что переведут. Вроде бы, продажи хорошие, как я понял.

Меня напрягает небольшой тираж «Слуг...» — 1500. Хочется надеяться, что к выходу второго тома сделают доптираж и первого. Иначе все быстро скатится в аналог малотиражки или вообще к закрытию цикла. А там ведь минимум трилогия.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:16
Ну, зато уже сейчас почти все распродалось, а сделать доптираж не проблема. «Танцор Января» — — тираж был еще меньше, если не ошибаюсь, а теперь говорят о доптираже перед третьим томом. Так что не думаю, что все скатится в малотиражные издания
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:18
После многочисленных неприятных сюрпризов за последние годы я уже опасаюсь верить, пока не будет издана книга/цикл:)
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:22
На это мы повлиять не можем никак, можем только делать прогнозы. Денис и Василий выражали полную удовлетворенность продажами Лэки, так что есть основания ждать издания второго романа цикла. Это все-таки на Эксмо и/или АСТ с их не вполне прозрачными критериями издания/неиздания. Меня в этом плане больше нервирует то, что еще третий роман не издан на английском 8-]
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:28

цитата vadya77

Меня в этом плане больше нервирует то, что еще третий роман не издан на английском

Пока что у Леки все идет четко — по роману в год.

цитата vadya77

Денис и Василий выражали полную удовлетворенность продажами Лэки, так что есть основания ждать издания второго романа цикла.

Ну, вот Василий еще раз кивнет — и я точно успокоюсь :-D


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:24
Роман чудовищно перехвален (и, кстати, не очень хорошо переведён).
Как максимум семь по десятибалльной.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:25

цитата shickarev

чудовищно перехвален

Отчасти согласен — это не открытие, не новая эра, не шедевр. Но с другой стороны, это явно лучше того же «Танцора» Флинна. При том, что это дебютная работа.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:53

цитата Green_Bear

это не открытие, не новая эра, не шедевр. Но с другой стороны, это явно лучше того же «Танцора»


Довольно странный способ оценки.
Всегда есть произведения, которые хуже — их бездна.

Лэки довольно изобретательна в части отображаемого мира, но сюжет совершенно голливудский в плохом смысле слова.

Не знаю, чем вызвана такая премиальная щедрость по отношению к книге. То ли автор попала в нерв темой коллапсирующей империи, то ли вице-президенство в SFWA имеет свои приятные бонусы. А может, человек хороший.
Скорее всего, по совокупности
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:01

цитата shickarev

Лэки довольно изобретательна в части отображаемого мира, но сюжет совершенно голливудский в плохом смысле слова

Гм, может быть причина в том, что я редко смотрю фильмы (не особо люблю кино), но что именно в Леки голливудского? Обычная сумма архетипических сюжетов «Возвращение домой» и «Предательство друга». Что касается сцены падения с моста... Положим, да. Но все остальное, при подчеркнутой лаконичности обстановки, минимуме экшена?

цитата shickarev

Не знаю, чем вызвана такая премиальная щедрость по отношению к книге. То ли автор попала в нерв темой коллапсирующей империи, то ли вице-президенство в SFWA имеет свои приятные бонусы. А может, человек хороший.
Скорее всего, по совокупности

Здесь я тоже теряюсь в догадках. ИМХО, роману за глаза хватило бы двух побед. Столь щедрый букет можно бы попытаться объяснить возвращением к приемам классиков гуманитарной НФ, но что-то сомнительно, что именно это было решающим фактором. Скорее уж «добротность»+«хорош ий человек»+«вице-президент», по мере убывания важности.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:27

цитата Green_Bear

что именно в Леки голливудского?


Пренебрежение логикой, тяга к спецэффектам.
Эпизод падения с моста — прекрасная иллюстрация. Что это было? Зачем?
Ах да, ещё спасительная суперброня и всё такое...
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 14:04

цитата shickarev

тяга к спецэффектам

цитата shickarev

Эпизод падения с моста — прекрассная иллюстрация. Что это было? Зачем?

Все ссылаются на этот эпизод, как пример зрелищности — согласен. Хотя «зачем» — как раз понятно, нужен был стимул, чтобы вытащить Сеиварден из «кокона», заставить переосмыслить свою жизнь. Но что еще-то? Расправа с четырьмя бандитами, пытавшимися не дать ей попасть к Стриган? Так там всего абзац, без подробностей. И финальная схватка во дворце — почти без экшена, только бег по коридору и диалоги.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:27
Небольшой вопрос, а на какое место вы бы поставили Леки в сравнении с Бэнксом, Рейнольдсом, Маакдевитом, Флинном?
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:38
Это очень разноплановые авторы, мне сложно их сравнивать.
Хотя Бэнкс, конечно, автор большего калибра.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:56

цитата shickarev

Хотя Бэнкс, конечно, автор большего калибра.

Здесь полностью согласен, ага.

цитата shickarev

Это очень разноплановые авторы, мне сложно их сравнивать.

Да, не совсем корректно выразился. Дело в том, что если сравнивать произведения/циклы, то я бы ставил так:
«Алекс Беннедикт» Макдевит < «Дом солнц» Рейнольдс < «Танцор Января» Флинн < «Слуги правосудия» Леки < «Культура» Бэнкс
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:00
Удивляет меня Флинн в этом ряду. И он, и Леки, Рейнольдс, Бэнкс, Гамильтон, Макдевит, Кори, Райаниеми — космооперы. Но Флинн — это космоопера не научная ни в одном глазу, а остальные так, или иначе, научные. Это как в список Мартин, Аберкромби, Бэккер, Лоуренс, Скалл добавить Ротфуса и начать его сравнивать с остальными. Сделать то можно, а смысл?
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:03

цитата Dark Andrew

Удивляет меня Флинн в этом ряду. И он, и Леки, Рейнольдс, Бэнкс, Гамильтон, Макдевит, Кори, Райаниеми — космооперы. Но Флинн — это космоопера не научная ни в одном глазу, а остальные так, или иначе, научные.

Вот пока что меня сильно смущает якобы научность Леки. Пули, как оружие далекого будущего? Это я не про гарседианские пистолеты, там вообще шикарное «мы не знаем как, но оно работает». Некие шлюзы — чистый штамп, без объяснений. Силовая броня, импланты — только упоминание. Где НФ-то, тем более твердая? Гуманитарная, да. Но и у Флинна она, можно сказать, гуманитарная.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:10
Здесь надо сразу сказать, что гуманитарная фантастика — это не та фантастика, которая написана гуманитариями, а та, которая посвящена гуманитарной тематике.

По-моему, научность Лэки совершенно не интересует.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:14

цитата shickarev

а та, которая посвящена гуманитарной тематике.
По-моему, научность Лэки совершенно не интересует.

О чем и речь, ага.

цитата Green_Bear

Ее больше интересуют не физические концепции или научно-техническое развитие, а психологическое состояние героини

А также вопросы нравственности/морали/эти ки, социального устройства и т.д.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:34
Флинн — это фэнтези в космическом антураже. Леки — гуманитарная фантастика. Я вот как-то не стал бы сравнивать их между собой.
 


Ссылка на сообщение1 июля 2015 г. 09:20

цитата Dark Andrew

Флинн — это фэнтези в космическом антураже


Так же чувствую.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 18:11
В этом ряду другой чувак ни к селу, ни к городу. Бэнкс его фамилия. Бэнкс — писатель, остальные — фантасты.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 23:23
Бэнксов все же двое, и один из них как раз фантаст.
И вообще — что за противопоставление?! ))
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 23:32
«Несущественная деталь» — литература, «Шаги по стеклу» — фантастика. Сложно там с Бэнксом... А с фантастами -- просто. Отсюда и противопоставление. ;-)
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 23:33
Всё-таки мне кажется, ты разжигаешь рознь.
По художественному признаку
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 23:40
Кажется? Кажется, Карл?!
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 23:43
Герцог, Карл!
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:06
И всё-таки сложно сравнивать.
Во-первых, предпочтения в циклах — это в большей степени дело вкуса. А для романов существуют всё же понятные критерии.
Во-вторых, у Флинна и Лэки на русском вышло по одному роману — рановато сравнивать.
А Дом солнц и вовсе ещё не цикл.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:08
В данном случае циклы я сравнивал по первым романам, учитывая, что они в значительной степени завершенные, думаю, это допустимо. Хотя да, предпочтения естественно во многом оказываются решающими.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:09
У Леки история обрывается на полуслове.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:13
Поставленную перед собой задачу героиня решила:) То, что за этим последует такая цепочка последствий, она вряд ли ожидала)) Тем не менее, конкретный кусок истории завершен, конечно, в отличие от самой истории. Но на мой взгляд, точно также и у Флинна.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:32
Прежде всего, у Флинна нет никакой глобальной истории, которая продолжится после первого романа. Там есть вселенная, но нет явного направления куда всё пойдёт. У Леки же нам показывают, условно, первый квест из трёх.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 14:48

цитата Dark Andrew

но нет явного направления куда всё пойдёт

История арфистки и ее «пропавшей» матери? Противостояние двух конгломератов человечества по обе стороны Провала?
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 14:49
Но первая то книга не об этом совсем. Это будет не продолжение её в прямом смысле.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 14:51
Чтобы полноценно спорить, мне нужно прочесть оба (еще неизданных на русском) продолжения циклов) Предлагаю заморозить спор, чтобы вернуться — если будет желание — в отдаленном будущем. 8-)
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:09

цитата shickarev

Во-вторых, у Флинна и Лэки на русском вышло по одному роману — рановато сравнивать.

У Леки это даже не роман, а треть полноценного романа, а вот у Флинна законченный роман, продолжение которого будет не прямым продолжением истории, а скорее развитием вселенной.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:11
Это автор сама сказала?
Так если это не роман, а треть романа, то что-то рано её, эту треть, обсуждать.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:31
Ты Леки читал. Финал нормальный видишь где-нибудь?
Сложно воспринимать полноценным романом треть единой истории.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:35
Да нормальный клиффхангер. Финал — это не главный недостаток книги.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:23

цитата Dark Andrew

У Леки это даже не роман, а треть полноценного романа

Вот-вот, думаю, что через несколько лет все три, предположительно, романа будут издаваться олним большим романом с тремя, предположительно, частями. Что-то наподобие Дюны
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 12:57
Ну ты и список на выбор дал )))
У каждого есть романы сильнее, чем роман Леки и слабее, чем роман Леки.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 13:03
Я уже признал, что погорячился;)


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 19:03
Одна из важных причин, привлекших внимание к Леки и её роману — изображение гендерной неопределенности. вернее, включение её во все прочие линии как одной из важнейших. И то, как это ей удалось сделать. А сейчас тема гендерного спектра весьма горячая в США.
Наверное, для читателя и исследователя фантастики значимость её вклада может быть разной. Но вместо того, чтобы говорить о «перехваленности», лучше понаблюдать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 19:07

цитата snovasf

Одна из важных причин, привлекших внимание к Леки и её роману — изображение гендерной неопределенности. вернее, включение её во все прочие линии как одной из важнейших. И то, как это ей удалось сделать. А сейчас  тема гендерного спектра весьма горячая в США.

Тут самое приятное, что Леки удалось сделать этот момент не эпатажным или пропагандистским, а нормально-футуристичным. То есть ни о каком «ради моды» говорить не приходится, даже если автор и рассчитывала, исходя из конъюнктуры.

цитата snovasf

Но вместо того, чтобы говорить о «перехваленности», лучше понаблюдать.

Ну, второй роман берет премии, хотя и в заметно меньшем количестве. Так что резкого спада интереса не произошло:)
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 23:23
Видите ли, Лариса, как квалифицированный читатель фантастики вы, конечно, знаете, что сколь «горячей» и модной теме не была бы посвящена книга, если она написана посредственно, написана плохо, то значимость ее будет невысока.

Вы, наверное, знаете, и то, что ситуация с современными фантастическими премиями в Америке сложилась очень политизированная, но этот контекст не делает роман Лэки лучше, чем он есть. И хуже тоже не делает. Просто вне этого контекста и без прочих факторов роман Леки довольно средненький и того количества премий не заслуживает. И умолчать об этом — значит, поступить непрофессионально и нечестно.

К тому же, что касается гендерной неопределенности, то старенький уже (1969) роман «Левая рука тьмы» Ле Гуин уделывает поделку Леки не одной левой даже, а одним левым мизинцем. На ноге.

цитата

вместо того, чтобы говорить о «перехваленности», лучше понаблюдать.

А за совет спасибо, но это лишнее.
 


Ссылка на сообщение1 июля 2015 г. 06:38
Я — не Леки, да и премий не даю. ;-)Так что и мои слова — вовсе не совет кому-то конкретно, а размышление. Причина-то все равно есть такого внимания. И если неясна она до конца, поэтому и стоит понаблюдать.
Сравнивать с революционной ЛРТ — скорее всего не по рангу. Однако и отмахиваться не стала бы. У каждого времени есть свои симптомы. И если «близко к телу» общественной жизни, то во все времена на это обращалось больше внимания.
 


Ссылка на сообщение2 июля 2015 г. 22:53
Да, внимание к роману Лэки велико. И, как вы справедливо заметили, вызвано оно во многом «близостью к телу общественной жизни». А отнюдь не художественными достоинствами текста. На мой вкус, весьма средними.
Именно поэтому я и сказал, что роман перехвален. :-)))

Примечательно, что подмеченное вами «изображение гендерной неопределенности» не так уж важно для книги: если добавить в сюжет больше «гендерной определенности», то он не изменится.
Не является этот элемент сюжетообразующим. Просто примечательная черта мира — довольно любопытная, но не главная. Возможно, в следующих книгах что-то и изменится, но пока говорить о том, что Леки разрабатывает гендерную тему, не приходится.


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 19:15

цитата Green_Bear

даже если автор и рассчитывала, исходя из конъюнктуры.

Речь не о конъюнктуре, а о важности для общества и для неё самой, как члена этого общества.
И, как вы сами видите, вполне органично для мира романа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июня 2015 г. 19:22

цитата snovasf

Речь не о конъюнктуре, а о важности для общества и для неё самой, как члена этого общества.

Угу, если смотреть с такой точки зрения, то кое-что выглядит понятнее. Затронуть гендерный вопрос, гармонично вписав его в мир романа — хороший пример обеим сторонам. Возможно, это и стало одной из причин активного награждения, ага.


⇑ Наверх