Советские ужастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «тессилуч» > Советские ужастики
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Советские ужастики

Статья написана 12 февраля 2016 г. 11:08

В 50-80-е годы ХХ века в Советском Союзе жанра литературы ужасов не существовало. Только некоторым писателям фантастам удавалось написать произведения близкие к этому жанру. Не всегда это делалось специально, но рассказы оказывали определенное воздействие.

Наиболее часто это получалось у Севера Гансовского, Анатолия Днепрова и Александра Шалимова.

У Гансовского известны рассказы "День гнева"(1964г), "Хозяин Бухты"(1962г) "Стальная змея" (1963г) и "Полигон"(1966г); у Днепрова "Крабы идут по острову"(1959г), "Глиняный бог" (1963г) и "Формула бессмертия"(1962г), а у Шалимова повести "Охотники на динозавров" (1962г) и "Призраки ледяной пустыни"(1967г). По этим произведения создано несколько диафильмов и мультфильм "Полигон" (1977г), а также фильм "День гнева"(1985г).

Хозяин бухты

Также страшные романы написали: Братья Стругацкие "Отель "У погибшего альпиниста" (1970г), Александр Мирер "Дом скитальцев"(1969,1976гг) и Ариадна Громова "Поединок с собой"(1962г), а рассказы Юрий Котляр "Расплата"(1965г), Александр Колпаков "Самуры"(1967г), Герман Чижевский "Гамадриады подстерегают в саду" (1969г) и Ю Тупицын "Дьяволы"(1971г). По произведениям Стругацких и Мирера в 1979 и 1990 годах поставлены художественные фильмы. Сразу как-то видно разделение на две команды.;-)

Самуры

Эти произведения написаны в период оттепели или сразу после неё. В это же время был снят фильм "Вий"(1967г) по Николаю Гоголю.

Затем ужастики снова начали писать и снимать фильмы уже в середине 80-х годов. Это повести и рассказы Е Гуляковского "Шорох прибоя"(1982г) и И Росоховатского "Ураган"(1975г) и "Белые звери"(1981г), а также первые рассказы В Щепетнёва о Черной земле (1990-92гг)

Белые звери

В период перестройки было снято несколько фильмов: "Заклятие долины змей"(1987г), "Господин оформитель" (1988г), "Псы"(1989г), "Феофания, рисующая смерть"(1991г), и другие.

Получается, что в СССР народ разрешалось пугать в основном в период так называемой демократии.:-D

П.С. Сильный фильм "Змеиный источник" (1997г)





2205
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 11:41
Я бы еще добавил украинца Виктора Безорудько «Призрак Черного острова» (1975) и белоруса Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский» и «Дикая охота короля Стаха»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 11:45
А это фантастика? Я знаком только с «Дикой охотой»
Был ещё польский фильм по рассказу Проспера Мериме «Локис» я название забыл.
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 11:51
Это как бы ужасы — Призрак там о моряке, который попадает на остров, где всякая чертовщина творится. Потом ей находится объяснение. «Черный замок» — это детектив, но там атмосфера пугающая. Все связано с происками нацистов во время войны и их агентами. И фильм достаточно пугающий
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 11:54
«Черный замок» не подойдет. Подобная история «Эксперимент доктора Абста»-хотя тоже в фантастических фильмах учитывается.


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 11:55
«Заклятие долины змей»(1987г) совместно с Польшей, поляков там даже больше и режиссер, и артисты. Т.е. фильм польско-советский.
Первый раз смотрел школьником в кинотеатре, когда чувак за стеклом мутировал, было реально страшно. Когда пересматривал уже взрослым, было прикольно смотреть на пластелиновую ворону человека:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 12:05
Я в курсе. Также как «Дознание пилота Пиркса»
Да и «Солярис» Тарковского достаточно страшный фильм
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 08:07
Вспомнились также фильмы «Жажда страсти» и «Семья вурдалака» :-)
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 10:36
Про фильм «Семья вурдалака» знаю, но не смотрел.
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 21:05
Фильм называется «Семья вурдалаков». Действие перенесено в СССР времен перестройки. Очень неудачная попытка снять арт-хаусный фильм ужасов. Жажда страсти -экранизация страшных рассказов В. Брюсова. .


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 12:24
Я бы отнес к ужасам рассказ И. Варшавского «Опасная зона» (1965) — в детстве произвел на меня впечатление...
Рассказы К. Станюковича «Акт» («Памир», 1982, № 5) и Л. Гроссмана «Сын» («Звезда Востока», 1989, № 9), известная повесть С. Панасенко «Повелитель праха» (1990) — однозначно ужасы.
В библиографии к ужасам отнесен сборник Ю. Сергина «Женщина с собачьей головой» (Челябинск, 1991), но я его не нашел...
В журнале «Кодры», помнится, был такой рассказ «Первенец» (не помню ни автора, ни года) — но в нем нет мистики...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 12:28
Вот и собирается список. Про «Женщину с собачьей головой» даже не слышал. Спрошу у библиофилов.
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 12:54
А как же «Контратака» Пухова?
Это ж вообще Лавкрафт какой-то!
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 12:56
Не читал. Отмечаю.


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 14:53
Кирилл Станюкович — «Обратите внимание на волнение озера в полдень» — зоотриллер, ничуть не хуже «Хозяина бухты».
Геннадий Тищенко — «Наследие» (явно обчитался Эдгара По «Маска Красной Смерти» и давай творить).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 15:08
«Наследие» я читал. Аналогичное произведение В Михайлов «Пещера многоногов»


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 15:17
В сборниках «На суше и на море» 80-х гг ожидаемо всплыла тема экологии. Вот на этой «ниве» там стали плодиться рассказы, которые можно назвать «экологическими триллерами», с напряжением сюжета, беспомощностью героев перед неизвестным и часто — несчастливым финалом. Практически в каждом ежегоднике НСиНМ указанного периода такой рассказ есть
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 16:56
Альманах На суше и на море был отдельным течением советской фантастики. Со всякими философскими завихрениями.


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 16:06
Какой милый оксюморон в названии. :)))


Ссылка на сообщение12 февраля 2016 г. 17:10

цитата тессилуч

у Шалимова повесть «Призраки ледяной пустыни»(1967г)
Ещё у Шалимова рассказ 1959 года Ночь у мазара — в детстве меня реально пугал... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2016 г. 01:39
Так я написал, что у Шалимова ужасы частенько проскакивали.


Ссылка на сообщение13 февраля 2016 г. 11:40
Советские ужастики — это сказки Чуковского. Ну, и пушкинский «Вурдалак» до кучи :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2016 г. 12:29
Сказки Чуковского не советские, а НЭПмановские
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2016 г. 12:48
Что в лоб, что по лбу.
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2016 г. 19:25
В 20-е годы много всякого публиковалось, поэтому я их не учитываю, как Советскую литературу
Был такой шедевр, как «Крысолов» Александра Грина.:-[
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2016 г. 13:28

цитата glupec

пушкинский «Вурдалак»

На меня впечатления не произвёл совершенно — быв читан в детстве.
Скорее уж Толстой — который Алексей — но который не Николаевич.
Но вот попалися мне его вещи соответствующей тематики только в 90-х — хотя и в советском издании.
А вот евонное же стихотворение про волков-оборотней — таки и в детстве впечатляло пугающе — то которое:

цитата

И таинственный ход завершает девятый
С окровавленной пятой —
Он идёт и хромает

Ты 12 картечей
Волчьей шерстью забей
И стреляй по ним смело:
Первым упадёт волк белый,
За ним упадут и другие...

... пропоёт петух...
Ты увидищь ... мёртвых старух:
Впереди — седая,
Позади — хромая...
С нами сила Господня.


Цитата по памяти — с детства не перечитывал.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 03:48

цитата ЯэтоЯ

Толстой — который Алексей — но который не Николаевич.

Можно уж прямо написать Алексей Константинович. Он достаточно знаменит в России.


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 09:09
ну... для начала надо бы дать критерии «советского ужастика». Тот же Днепров писал в таком стиле, что его «Крабы» даже в экранизации на Западе не стали бы ужастиком — там взбунтовавшиеся роботы как раз разрушали атмосферу стандартного страха. Это было особое направление. «Глиняный бог» только при хорошем гриме мог бы сойти за ужастик. Но при чтении никакого «ужаса» не возникает. Днепров умел подать материал очень научно.
«День гнева» — тоже под вопросом. «Остров доктора Моро» можно бы и подписать под «ужасы». Но он абсолютно НЕ страшный! Так и «День гнева» выглядит интересным НФ произведением, но не «ужастиком».
«Отель» вписал свои строчки в эту тему лишь благодаря Кроманову. А точнее — «неживой» игре прибалтийцев и шикарной музыке. А вот «Солярис» заставлял меня в зале цепенеть. На меня воздействовало все — завораживающая атмосфера, музыка, странные кадры, звуки... Когда Хари рвется из ракеты — жуть. А когда дверь вышибает... И этот Океан.
Я тут подумал — а ведь ожившие мертвецы в «Пикнике» уж точно пострашнее роботов в «Отеле» будут. Они ведь целёхонькие, а мертвые! И гибель Арчи Барбриджа в Мясорубке.
Можете внести эти эпизоды в список.
«Полигон» ни капли не ужастик. Тогда уж самый «ужасный» фильм всех времен и народов — «Терминатор». Это вам не танк. Кстати, финал рассказа изумителен и гениален! И абсолютно оптимистичен! Какие уж тут ужасы.
Но дело в том, что как литература ужасов у нас была до... И ее представители уж больно колоритны. «Вий» мы смотрели театральным кружком и держалсь за руки вовсю. Хотя у Гоголя он не такой страшный. А «Упыря» и «Деревню вурдалаков» Толстого рассказывали в пионерлагерях!!!!!! И никто не подозревал, что это автор классик. Пионерская действительность создавала такую атмосферу, что закачаешься!
Но то же «Заклятие долины змей» только мордой в финале и пугануло.
Зато самым страшным фильмом был фильм про семью самоубийц. Не помню название, но была там секта ферзи, появлялись призраки (причем так, что японцам не снилось) и была фраза «Жизнь прекрасна и удивительна», которую герою запретили произносить. Там был особый «некорректный» элемент — дети. И это добавляло мне, у которого был маленький сын, ужаса.
Мирер — я не понимаю, а он как сюда попал? Его инопланетяне интереснее финнеевских «овощей», но зато они полностью вытесняют любой «ужас».
Так что критерии у нас сильно размыты. Если идти по формальным признакам, то тут и «Серые муравьи» какие-нибудь копеечку могут внести. Но атмосферы-то нет.
А у Толстого была, была...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 11:11

цитата hellsing

«Вий» мы смотрели театральным кружком и держалсь за руки вовсю. Хотя у Гоголя он не такой страшный


Страшная месть пострашнее будет.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 11:45
Согласен.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 11:19
Вообще-то по рассказам «День Гнева», «Хозяин бухты» и «Полигон» накладываются впечатления от диафильмов и Мультфильма. Визуальный ряд знаете ли страшноватый. Аналогично, как и «Вий» Гоголя менее страшен, если не накладывать на воображение атмосферу фильма 1967года.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 11:44
«День гнева» у меня в виде фильма. Там есть хорошие моменты, где фильм прямо-таки давит, но сил «додавить» не получается. Хотя возможность была!
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 12:22
Фильм я также видел, но и диафильм «Быть человеком»(1966г), если посмотреть в детстве в темной комнате впечатляет.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 14:42

цитата hellsing

Зато самым страшным фильмом был фильм про семью самоубийц. Не помню название, но была там секта ферзи, появлялись призраки (причем так, что японцам не снилось) и была фраза «Жизнь прекрасна и удивительна», которую герою запретили произносить. Там был особый «некорректный» элемент — дети. И это добавляло мне, у которого был маленький сын, ужаса.


Это фильм «Прикосновение» Альберта Мкртчана. Но он 1992 года, совсем не советский.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 22:12
Во-первых, спасибо! А во-вторых... Если учесть тогдашний съемочный процесс... 92 — это вполне могло идти с 91. Но то, что сценаристы, актеры и даже очень серьезная игра этих актеров вполне «советская». Кстати, анонс из журнала «Советский Экран» о СЪЕМКАХ нового фильма у меня где-то лежит. В кадре голова девочки, а ей на лоб рука опускается — страшненькая.


Ссылка на сообщение14 февраля 2016 г. 13:03
Сергей Борисович Панасенко «Повелитель праха» — прекрасная вещь:cool!: А что еще сей автор написал, кто-нибудь знает???

цитата тессилуч

тессилуч
— СПАСИБО! Интересная тема затронута:-):-) Сейчас сия отрасль деградировала в Darker, а жаль — плодотворное дело suspence+weird на рассейской почве...
Страницы: 12

⇑ Наверх