Иногда (вопрос — «надо ли?» — здесь персонифицирован!), с возрастом человек пытается осознать свое предназначение.
Понятно, что подобный зачин вряд ли отражает большинство, которое больше волнуют вопросы комфорта внешнего, нежели внутреннего. Более того — это и понятно в обществе «девятого вала» информации и всеобщего сравнения материальных благодостижений, где клиповое мышление уже постепенно становится привилегией не только поколения Y, но и тех, кто вырос на уличных «палках-банках», а не играх Х- box 4 и иже с ней (приставкой). Но... Иногда человек делает эту попытку.
И именно таковой попыткой я увидел новую картину Ридли Скотта — «Чужой: Завет».
Скотту почти 80... Время подводить итоги, без дураков, пока еще остались силы и мысли без признаков деменции. Его брат, тоже талантливый режиссер, сделал это в 12 году жестко и безвариативно (Бог ему судья!).
Вопрос, который он поднимает звучит четко по Достоевскому: «Тварь я дрожащая или право имею?» К чему мы идем? Что и ради чего созидаем и разрушаем?
Данные вопросы библейского посыла можно было попробовать уложить в некую вариативную драму вроде недавней экранизации «Хижины» или даже серьезного документального полотна.
Но! Ридли Скотт понимает, что на такой фильм пойдут ... ну не все, и их будет не так много, как ему хотелось. Надо зайти с тыла, сыграв на поле любителей масштабных кассовых блокбастеров, тем паче ТЕМА есть — возродился интерес к киновселенной Чужих. Бломкамп уже чуть не в препродакшене ленты с самой Сигурни Уивер в качестве протаготистки!
Что ж, являясь основателем культовой франшизы о Чужом и сакрально перегруженного «Прометея», он решил поместить свои размышления именно сюда — сделав «мостик» между мирами. Бломкамп уходит рикошетом в сторону (по крайней мере — пока...), а Скотт создает вроде бы приквел...
И?
Группа «туристов» попадает на «чужой» «пикник на обочине». Извините за сарказм. Просто... — я не увидел другого в визуальном сюжете картины.
Более того, мое мнение, что автора и не особо волновали приключения тела. Не так давно, в своем интервью он вообще резонно (sik!) заметил, что современного зрителя напугать куда сложнее, нежели рассмешить... Мне порой, в ходе просмотра, казалось, что Скотт и пошел второй дорогой! Нелепые «герои» фильма про космических переселенцев выглядят, как соседи по вашей лестничной площадке, где возможность банальной истерички или курящего алкоголика КУДА ВЫШЕ, нежели солдата попадающего в цель с пяти шагов. Картинку Мастер делать умеет, старая канва есть, остальное — видимо, не столь уж и важно...
И именно здесь ЗАСАДА Ридли Скотта! Как я увидел, он и хотел показать нас, именно сегодняшних, с лишним весом, чуть обросших «под мачо», умеющих перебирать кнопки управления, но абсолютно пасующих перед природой и логикой выживания... Большего, нежели визжать и истерически стрелять, оскальзываясь на крови, герои практически не могут. Даже их вариант Рипли, увы, весьма вторичен... Но зачем это засовывать в франшизу о Чужом?
Настоящий герой фильма — не человек и даже не Чужой (он здесь как данность, обязательная для привлечения публики), а искусственное создание Человека — герой отличного (!) Фассбендера, который интересен не только как настоящий ГЕРОЙ (кстати — без обязательной последнее время щетины) спасающий точными действиями безликую практически человеческую «лестничную площадку», способный как на жесткий ближний рукопашный бой (силат — вин-чун), так и на озвучивание тех вопросов которые НА САМОМ ДЕЛЕ волнуют Ридли Скотта, с которые я и увидел — «Кто я...?» ...
А что еще? Здесь и аллюзии с «Пигмалионом» (ключевая героиня ЗА кадром — Элизабет ШОУ), и обязательный Вагнер -так уж сложилось — символ властных и бескомпромиссных решений и тема Франкенштейна, и главное банальное наблюдение — человек так и остался «туристом с рюкзаком», которому не доступны идеи сотворения дальше «подай чаю...»
Итак. По 10-бальной шкале. За антураж фантастического боевика под личиной классной франшизы — 4. За картинку и эффекты — 9 (мастерство у Ридли Скотта твердо в руках!). За суровую демонстрацию и озвучку библейских вопросов — 9. За МИКС этого, с целью собрать аудиторию к вышеупомянутым вопросам — 2 (так нельзя! — IMHO). ИТОГО — 4-5 баллов.
P.S. Жалко Бломкампа...