Ярослав Гжендович Владыка


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Ярослав Гжендович - "Владыка Ледяного Сада"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ярослав Гжендович — «Владыка Ледяного Сада»

Статья написана 24 июля 2017 г. 10:44

В начале истории читатель попадает на далёкую планету Мидгард, населённую разумными существами. Здесь пару лет проработала исследовательская группа с Земли, члены которой два года назад перестали выходить на связь. Судьба их неизвестна, поскольку электроника на планете барахлит, а любая связь отказывает. Единственный вариант — послать на Мидгард спасателя, цель которого найти выживших и идентифицировать тела погибших, если таковые найдутся. Дабы увеличить его шансы на успех, он был усовершенствован на биологическом и физическом уровнях, чтобы быть сильнее и быстрее любого жителя Мидгарда.

Казалось бы, главный герой, словно терминатор, способен преодолеть многие трудности, из-за чего может сложиться впечатление, что ему слишком легко всё удаётся. Но, впоследствии понимаешь, что если бы не усовершенствования, то он погиб бы в самом начале и конец истории. Так что, этот момент нужно принять как данность. Тем не менее, Вуко не всесилен — он приспосабливается к новым обстоятельствам, адаптируется и набивает шишки. И ему так же часто приходится бороться за своё существование, как и другим жителям этого странного места.

Постепенно Вуко Драккайнен начинает осознавать, что внешнее сходство Мидгарда с Землей обманчиво, например здесь водятся твари, достойные красоваться на полотнах Иеронима Босха. Драккайнен не лишён чувства юмора, отчего его частые язвительные комментарии и шуточки с отсылками к земным реалиям в антураже другой планеты выглядят очень свежо и отлично развлекают. Чего только стоит отсылка к «Звёздным Войнам», которую в той ситуации мог понять только он сам. Отличная получилась самоирония.

Сразу после прилёта на Мидгард Вуко приступил к поискам. Вскоре он узнаёт, что некоторые члены экспедиции погибли. Судьба оставшихся неизвестна: быть может, они умерли, или попали в рабство, или случилось ещё что-то непредвиденное. Всё это главному герою ещё предстоит выяснить. Да, его первостепенной задачей является поиск пропавших, но в процессе передвижения по этому проклятому месту ему приходится решать ряд локальных задач и помогать людям, встречающимся ему на пути. Вместе с ним мы будем сражаться с неведомыми хреновинами, просить Вселенную о лошадке, бороздить просторы океанов и посещать невольничьи рынки.

На Мидгарде действует особая магия: по ночам приходит туман, всматриваясь в который можно заметить кажущиеся на первый взгляд эфемерными очертания монстров и странных существ, не поддающихся человеческому осознанию. Отрубленная лапа может нанести урон, а странные существа со свирелями способны в буквальном смысле выпивать жизненную силу человека. Во время прочтения ты ощущаешь гнетущую атмосферу, концентрация которой временами зашкаливает.

Это первая сюжетная линия. Вторая же повествует о юном принце Тенджаруке — молодом наследнике династии, который учится управлять государством и ещё не подозревает, какие испытания уготовила ему судьба. События происходят на другом континенте той же планеты, но мы понимаем, что в конечном итоге этим персонажам — Вуко и Тенджаруку — придётся встретиться. Сюжетная линия принца более вдумчивая, с некими восточными отголосками и с другой стилистикой подачи — более развёрнутый слог, образность, это словно книга внутри книги. В то время, как история Вуко имеет более мужицкую и рубленую подачу, в плане стилистики изложения текста.

В плане хронологии структура подачи второй истории немного другая, поскольку за жизнью принца мы следим с самого детства. Вместе с ним мы узнаем много нового об истории Амитрайской династии и мироустройства в целом. Очень скоро молодому принцу придётся лицом к лицу столкнуться с жестокостями реального мира, и даже в том камерном мирке, в котором он нынче обитает, нашлось место заговорам, жестокости и страданиям. Если Вуко уже состоявшийся взрослый человек, с устойчивой психикой, то Тенджарук ещё молод и только учится законам мира и обстоятельствам, в которых оказался. От этого события, происходящие с ним, носят более драматичный характер. Этим он вызывает у читателя больше сострадания и его историей проникаешься сильнее.

Красной нитью через всю книгу, особенно это касается линии Тенджарука, проходит вопрос власти и того, что она способна сделать с человеком. Когда ты обладаешь безграничными возможностями и ресурсами, то живые существа становятся не более чем фигурами на шахматной доске, которые по желанию можно передвигать и изменять на своё усмотрение, отринув любые понятия морали и человечности. И, в противовес этому, обладая ограниченными ресурсами ты будешь просчитывать каждый шаг, дабы достигнуть результата с наименьшими потерями. Автору отлично удалось показать разные стороны власти и последствий неправильных решений. В книге очень хорошо развита идея того, как вмешательство извне способно нарушить привычный порядок вещей и привести к катастрофическим последствиям.

Каждая история постепенно раскрывает загадку о пропавших членах экспедиции, и в конечном итоге читатель будет удивлён тем, как всё сложилось на самом деле. В этом плане автор поступил правильно, поскольку сюжетные линии постоянно чередуются, и ты не успеваешь устать от одного путешествия. Он прорабатывает антураж в достаточной степени, локации постоянно меняются и в голове выстраивается достаточно масштабная картина. Но, большую часть информации о мироустройстве Мидгарда мы узнаем из сюжетной линии Тенджарука. По правде говоря, наверняка многим читателям именно его история придётся по вкусу больше. А в конце вас ожидает немного ошеломляющий промежуточный финал истории Вуко и очень драматические события, связанные с юным принцем. Как следствие, после первой части сразу же хочется взяться за вторую.





1670
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 12:18
Спасибо!
Книжка куплена сразу по выходе издания, но т.к. все рецензенты отмечают яркий промежуточный финал и желание начать немедленно читать продолжение, видимо, дождусь этого самого продолжения, там и прочту.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 16:01
Э... боюсь вас расстраивать, но с эдаким настроением вы и до четвертой будете ждать. Там каждый том заканчивается на явном «продолжение следует», а некоторые — даже на «продолжение сле...» 8:-0
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 20:32
Спасибо! Наверно, все же стоит прочитать, чтобы понять — надо ли ждать продолжение.


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 12:19

цитата

Как следствие, после первой части сразу же хочется взяться за вторую.


А что слышно, когда выйдет вторая?


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 12:28

цитата

Как следствие, после первой части сразу же хочется взяться за вторую.
Значит дождемся выхода 2-го тома и только потом начнем читать первый... Это вообще относится к дарк-фэнтези или больше к приключенческой героике?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 14:08
Дарк-приключенческая героика. Аборигенные персонажи — не сволочи или подонки в массе своей... но нравы у них грубоватые и жестокие. Это же польский автор — натурализм будет непременно, в том числе физиологический.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 14:17

цитата Green_Bear

Это же польский автор — натурализм будет непременно, в том числе физиологический.


Не для всех польских авторов это характерно, замечу я в скобках. ;)
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 14:20
Но для очень многих из прочитанных или известных мне;) Пекара, Крес, Колодзейчак, Вегнер, Гжендович, Сапковский. Дукай — вот не помню, кстати, у него именно натурализма кроме описаний «иной» морфы. Наверное, единственный — мимо. На абсолютную истину не претендую, но у меня сложилось пока что именно такое устойчивое впечатление)
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 15:35
У Дукая натурализма действительно не так уж много; но это касается и целого ряда других авторов (той же недавно мною прочитанной Кубасевич, например).

А то, что пока опубликовано на русском, -- это даже не 10% от общего количества ныне активно пишущих польских фантастов. ;)
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 18:08

цитата Vladimir Puziy

А то, что пока опубликовано на русском, -- это даже не 10% от общего количества ныне активно пишущих польских фантастов. ;)

Охотно верю:)
Но сужу о том, что читал сам — а этот список я озвучивал выше. К слову, там преимущественно авторы фэнтези... любопытно было бы сравнить наблюдения с НФ, космооперой или постапокалиптикой.
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 22:50
Ну вот выйдут «Голос Лема» да «Холокост Ф» -- можно будет сравнить, хотя в последнем случае точно без натурализма не обойдётся (при всей метафизичности романа :) )

Но опять же -- это вопрос конкретных художественных задач, которые ставит перед собой тот или иной автор, а не жанра. Возможно, ещё и поколений.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2017 г. 14:15

цитата Vladimir Puziy

Возможно, ещё и поколений.

Ага. :beer:
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 20:12
У Пискорского очень заинтересовал ( по описанию ) мистический приключенческий роман 2011 года с главным героем Максимом. Вы знакомы с этим произведением, есть ли шанс на его издание? И относительно Тенеграфа — как вам роман, похож ли он на Трудно быть богом или Глориану? Или это более традиционное фэнтези, наподобие книг Аберкромби?
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 20:19
«Тенеграф» — в чем-то, антуражем «солнечной» стороны — похож на цикл об Алатристе. И — это довольно нетрадиционное (опять же — по антуражу и по миру) фэнтези ))
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 22:52

цитата Melanchthon

У Пискорского очень заинтересовал ( по описанию ) мистический приключенческий роман 2011 года с главным героем Максимом.


Он у меня начат, но пока отложен -- по работе нужно прочесть несколько других текстов... А там посмотрим. :)
 


Ссылка на сообщение24 июля 2017 г. 23:51
ergostasio спасибо. Vladimir Puziy, спасибо. Посмотрите — а потом нам расскажите :-).


⇑ Наверх