Рецензия на роман Феликса


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Рецензия на роман Феликса Гилмана - "Полумир. Книга 2. Рэнсом-Сити"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на роман Феликса Гилмана — «Полумир. Книга 2. Рэнсом-Сити»

Статья написана 3 ноября 2017 г. 20:26

В «Расколотом Мире» автор погрузил читателей в историю противоборства двух враждующих сторон. Однажды сущности, доселе дремлющие где-то в глубинах, пробудились и возглавили каждую и из этих сторон. Но, им нужны вместилища, не человеческие тела, а какие-то материальные предметы. Так появились Линия и Стволы. Линия олицетворяет собой культ промышленности, воплощённую урбанизацию, способную добраться даже в самые далекие уголки планеты. Возглавляют её Локомотивы — огромные поезда, в каждом из которых заключен демон. Стволы же, в противовес Линии, представляют собой более хаотичную систему, ведь демоны нашли себе пристанище в оружии и посредством своих чар могут управлять носителями, которые зачастую являются бандитами и проходимцами. За хорошую службу они награждают носителя нечеловеческой скоростью, долголетием и другими способностями, выходящими за рамки привычных человеческих, но и наказание, в случае неповиновения, не заставит себя долго ждать.

«Историю я знаю не слишком хорошо, но мне известно, что было время, когда никто из них еще не пришел в этот мир, чтобы нас терзать. Было время, когда ствол был просто стволом, а люди строили Локомотивы, чтобы те служили им, а не наоборот. Не знаю, была ли тогда война или нет — наверное, была, но дела обстояли лучше. Я слышал, что на земле есть духи, только и ждущие, чтобы принять нужную форму, и что так на свет и появились Стволы и Линия. Я слышал, что мы сами их сотворили, что нечто в этих предметах отозвалось в нас и наших кошмарах и наваждениях, и мир изменился из-за нас».

В первой книге мы наблюдали историю с трех ракурсов — Кридмура, агента Стволов; Лоури, максимально преданного Линии и Лив, до определённого момента находящейся где-то посредине, в качестве нейтрального персонажа. Во второй же части перед нами предстает хроника жизни Гарри Рэнсома — гениального изобретателя или проходимца, человека ложной скромности и создателя знаменитого Процесса Рэнсома, некоего светового феномена, секрет которого будет раскрываться постепенно. Гарри очень амбициозен, язык у него подвешен, а врожденная способность попадать в передряги граничит с удивительной способностью достаточно удачно из этих передряг выбираться. Он мечтает создать Рэнсом-Сити — город-утопию, где каждому найдётся своё место, кроме Линии и Стволов, естественно, где не будет неравенства и жестокости, а теплый свет Процесса Рэнсома будет освещать улицы и дома. Суждено ли сбыться этой мечте мы узнаем позже, а пока автор описывает события, которые предшествовали тому, как в конечном итоге все вышло.

История подаётся в форме дневника, который попал к некоему Элмеру Мерриалу Карсону — писателю и редактору. Поначалу мистер Карсон отнёсся скептически к рукописи, но впоследствии настолько увлёкся достаточно противоречивой личностью гениального изобретателя, что желание собрать воедино историю мистера Рэнсома стало для него своего рода делом жизни. Поскольку это написано в форме дневника, то и сама структура подачи текста достаточно фрагментарная. Основная история часто разбавляется небольшими флэшбеками из прошлого Рэнсома, в основном из его детства. Но автор очень точен в деталях и во время чтения путаницы не возникает. Гарри путешествует по стране, пытаясь популяризировать Процесс, мягкий и теплый свет которого должен стать полноценным конкурентом и заменителем холодному и безжизненному свету Линии, который уже распространился по миру, освещая города и опустошая карманы его жителей. Но представления Процесса часто выглядят, как цирковые шоу в различных деревнях и городках, а иногда даже выходят из-под контроля.

Вообще, личность главного героя получилась достаточно противоречивой. У него было тяжелое детство, но амбициозность и даровитость позволили выбиться в люди. Он сам себе на уме и не проявляет должного сострадания в моментах, когда это было бы уместно. Но, за таким героем и наблюдать интереснее, а попытки понять — гений он или проходимец, делают чтение ещё более увлекательным. Постоянные путешествия и смена локаций не позволяют заскучать, и в процессе этого квеста автор рассказывает нам еще больше о мироустройстве, которое уже в первом романе выглядело чертовски притягательным. И всё это приправлено неким духом авантюризма, присущим больше вестерну, чем истории в жанре фэнтези. Но, наряду с некоей шутливостью и авантюризмом, автор не сглаживает жестокие моменты. Если кому-то суждено умереть внезапно и кроваво, будь то второстепенный персонаж или ключевой, то он умрёт именно так — внезапно и кроваво.

Все события, происходящие в романе, пропускаются через восприятие главного героя, поскольку он — центральная фигура повествования. Это одновременно и плюс, и минус, потому что Лив и Кридмуру, которые были центральными персонажами первого романа, уделено преступно мало времени. Пару раз они пересекались с главным героем непосредственно, а остальные события, имеющие ключевое значение для противоборства Линии и Стволов, остались за кадром, и только отголоски дошли до нашего главного героя. Роману не хватает второй, пусть и небольшой, сюжетной линии, которая рассказывала бы о путешествиях Лив и Кридмура, с последующим раскрытием Тайны Генерала Энвера, которая была центральной загадкой «Расколотого Мира», способной положить конец этой войне.

Если копнуть поглубже, то это хроника жизни человека, привлекшего излишнее внимание к своей персоне. Человека, которого взяла в оборот система, чья персона стала своего рода культом. Феликс Гилман показывает, насколько сильно общество способно превозносить или ненавидеть отдельные личности, приписывая им ложные достоинства и заслуги. Как этот культ личности может сподвигнуть людей на самые разные поступки — от паломничества до покушения на убийство. Как масса, объединённая общей целью, становится опасной и неуправляемой. Всё это имеет место быть в наших реалиях, только облачено в более утрированную и фантасмагоричную форму.

Сами Линия и Стволы — это аллюзии на наши реалии. Символ урбанизации и прогресса, способного подмять под себя привычный, извечный порядок вещей, неприкосновенность природы, олицетворением которой являются холмовики — существа, появившиеся задолго до человека. А Стволы — это оружие, способное ломать жизни и истреблять целые народы. Символ могущества и жестокости, излишней жесткости, которая присуща людям.

Итог: на выходе получился роман, развивающий вселенную Полумира, но показывающий историю с другого ракурса. Говорят, что это своего рода фишка автора — писать циклы косвенно связанных между собой романов, обрывая историю на полуслове. Как к этому относиться, каждый решит для себя сам, но мне понравилось, пусть и не хватило «экранного» времени для уже полюбившихся Лив и Кридмура. Это история человека, оставившего свой след в истории и искренне верящего в создание города-утопии — Рэнсом-Сити, где каждому найдется свое место, а дома и улицы будут освещаться тёплым светом Процесса Рэнсома. А получилось у него или нет, вы узнаете, прочтя этот роман...

P.S. К слову, перевод второго романа завершён, выход на русском языке намечен на конец этого года.





1988
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 ноября 2017 г. 14:26
Спасибо за обзор! Благодаря вам теперь буду ждать выход книги на русском.


⇑ Наверх