Бродить и бредить о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Бродить и бредить о болоте.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бродить и бредить о болоте.

Статья написана 18 января 2018 г. 15:37

Вычислитель, Россия, 2014.

Ну что же, вот и вышел ещё один «шедевр» отечественного кинематографа, дождались на свою голову. Дмитрий Грачёв, до того штамповавший каждые год-два пошленькие мелодраматические комедии о москвичах и их невероятных приключениях в России («Невеста любой ценой», «Свадьба по обмену» и «С новым годом, мамы!»), решил приложить свои «ясну голову» и «силушку богатырскую» к повести «Вычислитель» фантаста Александра Громова («Феодал», «Мир матриархата», «Мягкая посадка»). Лучше бы он этого не делал… Поругание великолепной фантастики тут же было отомщено полным кассовым провалом фильма. И поделом.

Произведение Александра Громова почти линейно, зрелищно и динамично, оно словно было создано для экранизации. Для тех, кто не читал оригинального «Вычислителя», поясню. В нём описывается выживание отдельного незаурядного человека в очень разнородной по происхождению и способностям, случайно собранной и небольшой по размеру группе при полном отсутствии регуляции и охранения со стороны закона, без моральных норм и вне привычных природных условий существования. Необходимо дойти из точки А в точку Б и выжить. Просто выжить там, где все погибают. Другая планета, её флора и фауна интересны, но они лишь добавляют условия в шахматную партию, разыгранную главным героем. Эрвин умён и бессердечен, люди для него только средство достижения цели. Любая ситуация видится ему хитро заданным уравнением со многими неизвестными. Гению легко просчитать наперёд поведение, возможности и степень полезности девяти личностей и действовать сообразно полученным результатам, но совершенно невозможно предвидеть такую случайную мелочь, как распустившийся на верёвке узел. Книжный Эрвин дошёл до Счастливых Островов. Он питался условно съедобными существами и отобранной у каннибалов человечиной, скармливал местным монстрам и дикарям других там, где должен был погибнуть сам, подчинял людей и унижался сообразно ситуации, ликвидировал альфа-самца чужими руками. Этот живой вычислительный автомат не совершил ни одного бесполезного поступка, не поддался стереотипам лишней здесь морали и не страдал муками совести. Он совершил невозможное, но остался в полном одиночестве. Женщина, которую он точно выверенными действиями влюбил в себя для комфортного житья-бытья в райском оазисе, утонула, и это неожиданно обесценило победу. Ничтожная для математики погрешность в жизни изменила всё, и Великий Счетовод сошёл с ума. Как видите, простенько и вкусно, с фирменным громовским юмором. А теперь давайте сравним этот сюжет с трепыханиями кадавра на экране.

Место действия номинально сохранено, но Дмитрий Грачёв почему-то решил, что мир-болото лучше всего снимать в песчано-галечной приливной зоне Исландии. Во всей России этому творческому человеку не нашлось ни единой болотины по вкусу! Видимо, сказался многолетний опыт работы на телеканалах «НТВ», «Культура» и «ТВ-6» — богема, что с неё взять… Более разумных вариантов объяснения выбора местности для изображения болота у меня нет. Так и гуляют персонажи с палками наперевес весь фильм по каменистому пляжу, делают вид, что это бездонная трясина, и жгут костры. Спасибо, хоть песен под гитару не поют и картошечку в золе не запекают. Анна Чиповская даже ополоснуться успела под струями неизвестно как оказавшегося здесь водопада (как будто мы её голой нигде не видели).

Следующим режущим глаз «улучшением» стало обращение к жанру антиутопии. Всё это чрезвычайно многозначительно, «заставляет задуматься» и соответствует поучительным традициям русской культуры, но, позвольте, где же она, эта самая антиутопия? Её нет, она лишь заявлена. Александр Громов зубоскалит над метаморфозами понятия «смертная казнь» в так называемом гуманном обществе, и только. Грачёв отказался от многого из этих размышлений, практически утратив при вольной передаче их смысл, но не смог родить ничего умного. Получилось два очень разных по уровню и почти не связанных друг с другом пласта рассуждений: громовский кастрированный и невнятный грачёвский. Оба удалось прилепить к фабуле только в форме закадрового вкрадчивого голоса а-ля шансон, которому очень и очень далеко до голоса автора в экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука. Вся режиссёрская фантазия иссякла на нескольких репликах злодея-такого-злодея из голографического ящика и «самолёте» в бункере, из-за которых пришлось вводить в сюжет лишние действующие лица и совершенно ненужные движения для всех остальных персонажей.

Наконец, наивное и неправдоподобное решение абсолютно всех конфликтов бесповоротно испортило всё, что только смогли вытянуть актёры, Евгений Миронов в особенности. Апофеоз небывалого: здоровенный урка, об лоб которого поросят убивать можно, тащит на закорках отказавшегося идти интеллигента. Как мило, просто Серый Волк с Иваном Царевичем! Советская «Сказка странствий» при всей своей доброте и душевности была куда как жёстче и правдоподобней, про мультипликационный фильм «Маугли» Романа Давыдова вообще лучше не вспоминать.

Простите, но анализировать здесь нечего: интересная повесть и неинтересный фильм существуют отдельно. У Александра Громова взяты лишь несколько имён собственных, всё остальное возникло в головах режиссёрского коллектива. «Вычислитель» мог бы стать зрелищным фантастическим боевиком с немалой долей приключений и драмы, ничем не хуже «Враг мой» Вольфганга Петерсена, но превратился из-за отвратительной режиссуры и неуважения к литературному источнику в несвязное и абсурдное нечто. Я считаю эту неудачу невосполнимой потерей российского кинематографа и оскорбительным плевком в лицо всей русскоязычной фантастики.





1613
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 января 2018 г. 15:47
фильм тяжеловатый конечно.но,смотреть можно.


Ссылка на сообщение21 января 2018 г. 17:20
Очень точный анализ!!! Я так люблю повест, что был просто потрясен самодурством фильма >:-|
Но, по моему сыграл роль концептуальный инфантилизм режиссера.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2018 г. 17:42
Sferoidi451

цитата

по моему сыграл роль концептуальный инфантилизм режиссера.

Согласен. Дело даже не в отсутствии необходимого опыта, сам материал явно не его формата и формы.


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 14:48
Смотрели с женой.
Я читал повесть, она — нет.
Эрвин полфильма тащил железный сейф. Мол он нам еще понадобится. Во время нападения жутко прожорливых зубастиков Эрвин с подругой спрятались в сейфе. Жена мне говорит: «Вай-вай, остальных-то бандюков сожрали!». Зубастики ускакали, Эрвин с подругой вылезли из сейфа, и идут дальше, а следом за ними идут остальные бандюки! Как они пережили зубастиков — ни хрена не понятно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 января 2018 г. 16:54
NikolaSu
Да, смешно было.

цитата

Я читал повесть, она — нет.

И кому понравилось больше? :-)))
У меня такая же ситуация: я читал, жена нет. Оценка жены: «Да никак. Что попало».
 


Ссылка на сообщение23 января 2018 г. 07:26
Если бы это был зарубежный фильм, я бы не стал его досматривать до конца — выключил бы. А так — досмотрел.
Жена особо не плевалась — так себе фильмец, раз уж муж смотрит и она смотрела.
 


Ссылка на сообщение24 января 2018 г. 15:43
NikolaSu
В случае подобных отвратительно сделанных «экранизаций» порой даже неудобно становится перед знакомыми, не читавшими первоисточников. В их глазах так и видишь недоумение, граничащее с брезгливостью: «Ты ЭТО рекламировал?», «Ты ТАКОЕ читаешь и тебе нравится?», «Фу, фэнтези!», «Фи, фантастика!». Испанский стыд.
 


Ссылка на сообщение25 января 2018 г. 06:00
Точняк!


⇑ Наверх