Мастеровито снятая вариация «Лабиринта Фавна»
Вообще это тема для серьезного исследования: насколько режиссеры склонны к самоповторам, а насколько им выкручивают руки(?) продюсеры, которым надо повторить успех вон той вещи с полки.
Вот человек и старается.
Местами получается впечатляюще.
Первое и главное — как «Высокий блондин в одном черном ботике» это комедия по мотивам Холодной войны, так и «Форма воды» — это фантастическая мелодрама на том же материале. Вы считаете, что во французской комедии неправильно показаны шпионы и желаете дать советы? Как всё сделать документальнее? Это будет плохой шуткой. Так и здесь — перед нами условные типажи, которые хотя и обладают собирательными чертами, в первую очередь — маски в театре.
Злобный американский милитари-чиновник от науки. Его советские оппоненты. Плевать на знание, важен контроль и доминирование.
Ученый, которого при других обстоятельствам можно было бы назвать гуманистом — но здесь он пытается спасти не-человека и ради этого убивает вполне конкретного охранника.
Сам водяной — разум есть, но где такие же как он, разумные водяные? Разум тут как бы без культуры — условный. Получается не столько Ихтиандр, сколько Тарзан.
Обделенная мужской лаской, немая уборщица, еще и воспитанница детдома в прошлом — сейчас она женщина не первой молодости.
Разнообразные меньшинства (фильм на них богат), которые в декорациях конца 50-х (собака Лайка уже полетела) обречены на полуподпольное существование.
Понятно, что завершиться все может лишь субъективным торжеством любви, которой нет мечта в этом мире — расплывчатая фраза, но не слишком спойлерная.
Чуть не главный козырь здесь — это подборка типажей и умения актёров.
Образ «Амели несколько за тридцать» — есть. Образ администратора-солдафона со всем характерными чертами «самца их 50-х» — есть. Запутавшийся в собственном вранье «яйцеголовый», человек не самой большой храбрости, одна рискующий жизнью — вот он. Получилась «уборщица-негритянка» — великолепно показала, как надо строить из себя простушку, прятаться за собственным незнанием и низким социальным статусом — премию за роль второго плана в студию!
Правда русские тут «как всегда» — не будем о грустном (до «Вавилона-Берлина» и близко не дотянули). Хотя режиссер пытается показать симметрию между «маской» военного чиновника, и «разведчиками».
Подача материала — отлично. Завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка — всё строго, будто режиссер вымерял эпизоды по золотому сечению :). Каждый персонаж раскрыт, есть своя арка, есть микрокульминация, и эти арки составляют схему общего сюжета.
Декорации — хороши. Есть образы именно 50-х — дома, кафе, кинотеатры. Будто листаю книгу по интерьерам той эпохи (всё убрано, чистенько, как перед визитом покупателей). Понятное дело, что героине приходиться жить в доме, претендующем на оригинальность. Есть — фантастические декорации, где ведущую роль играет фактура краски и тяжеловесность оборудования. Мрачность-механистичность-грубоватость — в едином коктейле.
Сюжет приперчили эротикой. Местами откровенной не столько в фигурах, сколько в действиях персонажей.
Один из побочных выводов — довольно изящно поданных — любая секретная организация хранит тайны настолько, насколько готов молчать её клининговый состав :)
И получилось бы очень сильно — не смотри я уже «Хребет дьявола», «Лабиринт Фавна» и «Багровый пик». Ощущение вторичности — начинает побирать где-то к середине фильма, а под конец — орёт на манер пожарной сирены. Есть попытка выйти на новую целевую аудиторию, на читательниц женских романов. Однако же и здесь все облеплено политкорректностью, которая в качестве творческого приёма уже начала осточертевать.
Итого: 8/10.